ПАСХА - День Светлого Христова Воскресения - великий праздник христианской церкви, праздник праздников и торжество из торжеств. В первые века христианства этот праздник отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой, так как согласно древним сказаниям, Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования древними иудеями Пасхи.
В 325 году церковью было установлено, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской.
Праздник пасхи перемещается в так называемых "пасхальных пределах" - в пределах 35 (тридцати пяти) дней:
- от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю) или
- не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая (по новому стилю) и может падать на любой из воскресных дней в этот период после первого полнолуния по прошествии весеннего равноденствия (21 марта), когда день равен ночи.
(Примечание: До принятия христианства русский народ поклонялся многочисленным духам и богам, олицетворявшим силы природы, был язычником. Крещение Руси, как рассказывает сама древняя русская летопись, состоялось весной 988 года, когда все население города Киева торжественно крестилось в водах реки Днепр. До 1342 года по языческой традиции год на Руси начинался с марта - времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Реформа летоисчисления, проведенная Царем Петром Первым в соответствии с западноевропейским календарем, сделала началом года 1 января. С 1 января 1700 года счет пет начали вести не от сотворения мира, по христианским представлениям - 1 марта 5508 года. а от рождества Христова.)
Пасха, таким образом, "кочующий праздник". Вместе с ней кочуют и сроки Великого Поста, праздников Вознесения, Троицы, Вербного воскресенья. О дне, на который приходится Пасха, верующие узнают из Пасхалий - таблиц дат празднования Пасхи, которые Христианская Церковь составляет на много лет вперед.
(Православные Церкви - русская, болгарская, сербская и др. - составляют Пасхалии по юлианскому календарю, а католическая - по григорианскому. Отсюда расхождения в днях празднования Пасхи различными Церквями).
Пример: Александрийская Пасхалия, составленная богословской школой в Александрии, которая вычисляет даты праздников для всей современной христианской Церкви (юлианский стиль календаря).
Название "Пасха" перешло от названия праздника, установленного в память об избавлении иудеев от египетского плена. Еврейское "песах" обозначает "прохождение, пощада": тогда ангел проходил мимо иудеев, на дверях которых видел кровь агнца, и поражал смертью первенцев египетских.
По учению Церкви, пасхальный жертвенный ягненок (агнец) евреев является прообразом Иисуса Христа, почему в Священном Писании Христос именуется агнцом Божиим, агнцем пасхальным, Пасхой.
Когда Иисус стал взрослым, он ушел из дому, его сопровождали 12 учеников. Три года странствовал Иисус по Палестине, когда же пришел Он в Иерусалим, жрецы храма задумали расправиться с ним, они подкупили за тридцать серебряных монет одного из Его учеников - иуду, и тот предал его. Совет иерусалимских жрецов - синедрион - приговорил Христа к смертной казни, а римский начальник Понтий Пилат утвердил приговор. Иисус был распят на кресте, на холме Голгофа около Иерусалима.
Тогда один богатый человек, по имени Иосиф, который был учеником Христа, выпросил у правителя Пилата Его тело и похоронил в своем саду в высеченной в каменной горе пещере, в которой никто еще не был положен.
Иисус Христос, предсказывая о смерти, предсказал и о воскресении своем. После погребения начальники, распявшие Его, пришли к Пилату и попросили охранять гроб, чтобы тело не похитили. Пилат ответил: "Возьмите стражу и охраняйте, как знаете". И они пошли, приложили печать к камню, который закрывал вход в пещеру, и приставили стражу.
На третий день после смерти Иисус воскрес: по прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал из гроба!
(Примечание: Об этом событии рассказывают все четыре Евангелия).
Одежда на ангеле была белой, как снег, а сам он был подобен молнии. Воины, стерегущие пещеру, от страха упали и стали как мертвые. Очнувшись, они убежали в город и объявили первосвященникам о случившемся.
На рассвете Саломония - мать учеников Иоанна и Иакова, Мария (мать Иакова и Иуды, последователей Иисуса Христа), и Мария-Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ими ароматами тело Иисуса.
Когда они подошли к пещере, то увидели, что камень отвален, а, войдя в пещеру, они увидели ангела, облаченного в белую одежду, который сказал им: "Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес... "
Когда женщины пошли возвестить ученикам о воскресении, Иисус встретил их и сказал им: "Радуйтесь!" Они возрадовались и поклонились Ему. Тогда Иисус сказал: "Не бойтесь! Пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".
Утром в Светлое Воскресенье Христос в саду Иосифа явился Марии-Магдалине и в течение 40 дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием, куда верующие переходят после смерти. Ученики Христа стали апостолами.
Христиане празднуют Воскресение Христа - пасху в третий день по распятии. В течение всей пасхальной недели, которая называется седмица, царские врата, северные и южные двери в алтаре церковного храма не затворяются в изображение того, что Господь воскресением своим открыл нам врата Царствия Божия.
День святой Пасхи для христианина - праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. А сама смерть рассматривается после Воскресения
Христова как состояние временное, "сон" в ожидании будущей жизни в Царствии Божием небесном, куда и осуществляется в это время "переход".
Ночь Великой Субботы (ночь перед Пасхой) на Руси всегда становилась чудным, величественным зрелищем. Люди заполняли храмы, собирались вокруг них. Все ожидали крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводили костры, в городах, а тем более в столицах все ярко иллюминировалось, на вышках колоколен укрепляли зажженные факелы.
И когда, наконец, раздавался первый благовест большого колокола, толпа всколыхивалась, в руках православных зажигались свечи. В светлых ризах показывалось духовенство - с крестами и иконами.
Церковный хор возвещал радость великую: "Воскресенье Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити." Начинается крестный ход вокруг церкви. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", - славит церковный хор Пасху - Светлое Христово Воскресенье.
Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем. "Христос воскресе!" - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.
(Примечание: По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых).
Всю Светлую седмицу - от Христова Воскресения до следующего воскресенья - Красной Горки - наши цари и царицы в старину посвящали богомолию и одариванию нищих и убогих щедрой милостыней.
В городах и селах священнослужители в этот день ходили по домам со священными иконами. При этом пелись праздничные стихи, делались молитвенные благословения.
В деревнях крестьяне вместе со священниками - с иконами и крестами -отправлялись на поля, засеянные озимыми хлебами, - благословить в Светлое Христово Воскресенье будущий урожай. Этот христианский обряд назывался славлением Христа.
На пасхальной всенощной при церковном пении верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают и целуют друг друга три раза, а затем приветствуют друг друга словами: "Христос воскрес!" и ответным "Воистину воскрес!", обмениваясь при этом пасхальными яйцами.
Яйцо - символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Окрашенное красной краской, оно означает наше возрождение кровью Христа.
В пасхальный обряд входит также благословление и освящение яств, которые не употреблялись верующими в течение Великого поста: сыра, яиц, куличей.
Народное празднование пасхи как бы дополняет празднование церковное. Так, яйцо, употребляемое при христосовании, воспринимается также как символ всего цветущего и живущего в природе. Вот почему оно стало составной частью, видимо, языческого обряда в пору посевной или предпосевной: крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывали в нее пасхальное яйцо и берегли зерна до сева.
Если отправлялись сеять лен, то в мешок с семенами также клали праздничные яйца, а при посеве скорлупу разбрасывали по полю и приговаривали: "Роди, Боже, конопли билы, як яйцо".
Мало того, яйцом, освященным в церкви, гладили скотину, особенно лошадей, желая быть животным гладкими (то есть упитанными), как яйцо.
Пасхальными яйцами приходили благословлять жениха и невесту, их дарили родным и друзьям. Умывались водой, в которую опускали пасхальное яйцо, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Простой народ на Руси всегда относился с благоговением к остаткам пасхальной (первой, которой разговлялись на Пасху) трапезы. Ее, и особенно кости, зарывали на пашнях с целью предохранения от града, ударов молнии, а другую часть этой трапезы сохраняли и летом, во время гроз, бросали в огонь, чтобы охранить дом от молнии и пожара. По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в него освященное в церкви яйцо.
В народе существует поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце - будто разделяя радость великого праздника с людьми. Чтобы увидеть восход и игру солнца, люди рано утром забирались на самые высокие места: на колокольни, крыши, пригорки.
От языческих времен остался обычай на праздник Пасхи и в дни пасхальной недели обливаться колодезной или речной водой. Это - остаток верований в благодетельную и плодотворную не только для природы, но и для человека силу весенней воды.
В ряде российских губерний существовал обычай обливать водой или даже бросать в воду в наказание за то, что человек проспал заутреню, не побывал на церковной службе. Нередко это приводило к болезни, а то и к смерти людей (весенняя вода, особенно на раннюю Пасху, была еще очень холодная). Это повлекло за собой строгий указ священного синода от 17 апреля 1721 года о запрещении обычая обливания на Пасху.
Радостно, весело, по-настоящему празднично было на Руси на Пасху и во всю пасхальную неделю.
Колокола - это входило в пасхальные обычаи - всех городских и деревенских храмов почти непрерывно звонили.
Целый день колокольный звон знаменует в этом случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения. Своей собственной смертью Христос, сделал смерть переходом в Царство Божие, пасхальным праздником, Пасхой. Вот почему в конце Пасхальной утрени говорят: "Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет!"
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости.
На Пасху принято устанавливать во дворах домов качели для детей. А общественные качели - на специально для этого отведенном месте - на деревенской площади или выгоне, на ближайшей опушке леса, где загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски.
Гулянья молодежи на Пасху - веселые, озорные - были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях России еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования (их иногда называли "зеленые святки") - так проводила молодежь Пасху и пасхальную неделю в старину на Руси.
Был на Пасху также обычай посещать кладбища. На могилах оставляли крашеные яйца, куличи, сладости. Этот обычай жив до сих пор.
За Пасхой седмица носит название Светлой. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.
Пасхальное воскресенье является первым днем Светлой (пасхальной) недели. На весь период от пасхи до Троицы изменяется порядок исчисления дней в неделе: недели начинаются с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.
Веками на Руси отмечались Пасха и другие православные праздники: колокольный звон, зажженные свечи, красота церквей и служба в них, ритуалы праздничных богослужений - все это вошло в корни русского народа, в его историю и культуру.
Праздник пасхи перемещается в так называемых "пасхальных пределах" - в пределах 35 (тридцати пяти) дней:
- от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю) или
- не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая (по новому стилю) и может падать на любой из воскресных дней в этот период после первого полнолуния по прошествии весеннего равноденствия (21 марта), когда день равен ночи.
(Примечание: До принятия христианства русский народ поклонялся многочисленным духам и богам, олицетворявшим силы природы, был язычником. Крещение Руси, как рассказывает сама древняя русская летопись, состоялось весной 988 года, когда все население города Киева торжественно крестилось в водах реки Днепр. До 1342 года по языческой традиции год на Руси начинался с марта - времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Реформа летоисчисления, проведенная Царем Петром Первым в соответствии с западноевропейским календарем, сделала началом года 1 января. С 1 января 1700 года счет пет начали вести не от сотворения мира, по христианским представлениям - 1 марта 5508 года. а от рождества Христова.)
Пасха, таким образом, "кочующий праздник". Вместе с ней кочуют и сроки Великого Поста, праздников Вознесения, Троицы, Вербного воскресенья. О дне, на который приходится Пасха, верующие узнают из Пасхалий - таблиц дат празднования Пасхи, которые Христианская Церковь составляет на много лет вперед.
(Православные Церкви - русская, болгарская, сербская и др. - составляют Пасхалии по юлианскому календарю, а католическая - по григорианскому. Отсюда расхождения в днях празднования Пасхи различными Церквями).
Пример: Александрийская Пасхалия, составленная богословской школой в Александрии, которая вычисляет даты праздников для всей современной христианской Церкви (юлианский стиль календаря).
Название "Пасха" перешло от названия праздника, установленного в память об избавлении иудеев от египетского плена. Еврейское "песах" обозначает "прохождение, пощада": тогда ангел проходил мимо иудеев, на дверях которых видел кровь агнца, и поражал смертью первенцев египетских.
По учению Церкви, пасхальный жертвенный ягненок (агнец) евреев является прообразом Иисуса Христа, почему в Священном Писании Христос именуется агнцом Божиим, агнцем пасхальным, Пасхой.
Когда Иисус стал взрослым, он ушел из дому, его сопровождали 12 учеников. Три года странствовал Иисус по Палестине, когда же пришел Он в Иерусалим, жрецы храма задумали расправиться с ним, они подкупили за тридцать серебряных монет одного из Его учеников - иуду, и тот предал его. Совет иерусалимских жрецов - синедрион - приговорил Христа к смертной казни, а римский начальник Понтий Пилат утвердил приговор. Иисус был распят на кресте, на холме Голгофа около Иерусалима.
Тогда один богатый человек, по имени Иосиф, который был учеником Христа, выпросил у правителя Пилата Его тело и похоронил в своем саду в высеченной в каменной горе пещере, в которой никто еще не был положен.
Иисус Христос, предсказывая о смерти, предсказал и о воскресении своем. После погребения начальники, распявшие Его, пришли к Пилату и попросили охранять гроб, чтобы тело не похитили. Пилат ответил: "Возьмите стражу и охраняйте, как знаете". И они пошли, приложили печать к камню, который закрывал вход в пещеру, и приставили стражу.
На третий день после смерти Иисус воскрес: по прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал из гроба!
(Примечание: Об этом событии рассказывают все четыре Евангелия).
Одежда на ангеле была белой, как снег, а сам он был подобен молнии. Воины, стерегущие пещеру, от страха упали и стали как мертвые. Очнувшись, они убежали в город и объявили первосвященникам о случившемся.
На рассвете Саломония - мать учеников Иоанна и Иакова, Мария (мать Иакова и Иуды, последователей Иисуса Христа), и Мария-Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ими ароматами тело Иисуса.
Когда они подошли к пещере, то увидели, что камень отвален, а, войдя в пещеру, они увидели ангела, облаченного в белую одежду, который сказал им: "Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес... "
Когда женщины пошли возвестить ученикам о воскресении, Иисус встретил их и сказал им: "Радуйтесь!" Они возрадовались и поклонились Ему. Тогда Иисус сказал: "Не бойтесь! Пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".
Утром в Светлое Воскресенье Христос в саду Иосифа явился Марии-Магдалине и в течение 40 дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием, куда верующие переходят после смерти. Ученики Христа стали апостолами.
Христиане празднуют Воскресение Христа - пасху в третий день по распятии. В течение всей пасхальной недели, которая называется седмица, царские врата, северные и южные двери в алтаре церковного храма не затворяются в изображение того, что Господь воскресением своим открыл нам врата Царствия Божия.
День святой Пасхи для христианина - праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. А сама смерть рассматривается после Воскресения
Христова как состояние временное, "сон" в ожидании будущей жизни в Царствии Божием небесном, куда и осуществляется в это время "переход".
Ночь Великой Субботы (ночь перед Пасхой) на Руси всегда становилась чудным, величественным зрелищем. Люди заполняли храмы, собирались вокруг них. Все ожидали крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводили костры, в городах, а тем более в столицах все ярко иллюминировалось, на вышках колоколен укрепляли зажженные факелы.
И когда, наконец, раздавался первый благовест большого колокола, толпа всколыхивалась, в руках православных зажигались свечи. В светлых ризах показывалось духовенство - с крестами и иконами.
Церковный хор возвещал радость великую: "Воскресенье Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити." Начинается крестный ход вокруг церкви. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", - славит церковный хор Пасху - Светлое Христово Воскресенье.
Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем. "Христос воскресе!" - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.
(Примечание: По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых).
Всю Светлую седмицу - от Христова Воскресения до следующего воскресенья - Красной Горки - наши цари и царицы в старину посвящали богомолию и одариванию нищих и убогих щедрой милостыней.
В городах и селах священнослужители в этот день ходили по домам со священными иконами. При этом пелись праздничные стихи, делались молитвенные благословения.
В деревнях крестьяне вместе со священниками - с иконами и крестами -отправлялись на поля, засеянные озимыми хлебами, - благословить в Светлое Христово Воскресенье будущий урожай. Этот христианский обряд назывался славлением Христа.
На пасхальной всенощной при церковном пении верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают и целуют друг друга три раза, а затем приветствуют друг друга словами: "Христос воскрес!" и ответным "Воистину воскрес!", обмениваясь при этом пасхальными яйцами.
Яйцо - символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Окрашенное красной краской, оно означает наше возрождение кровью Христа.
В пасхальный обряд входит также благословление и освящение яств, которые не употреблялись верующими в течение Великого поста: сыра, яиц, куличей.
Народное празднование пасхи как бы дополняет празднование церковное. Так, яйцо, употребляемое при христосовании, воспринимается также как символ всего цветущего и живущего в природе. Вот почему оно стало составной частью, видимо, языческого обряда в пору посевной или предпосевной: крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывали в нее пасхальное яйцо и берегли зерна до сева.
Если отправлялись сеять лен, то в мешок с семенами также клали праздничные яйца, а при посеве скорлупу разбрасывали по полю и приговаривали: "Роди, Боже, конопли билы, як яйцо".
Мало того, яйцом, освященным в церкви, гладили скотину, особенно лошадей, желая быть животным гладкими (то есть упитанными), как яйцо.
Пасхальными яйцами приходили благословлять жениха и невесту, их дарили родным и друзьям. Умывались водой, в которую опускали пасхальное яйцо, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Простой народ на Руси всегда относился с благоговением к остаткам пасхальной (первой, которой разговлялись на Пасху) трапезы. Ее, и особенно кости, зарывали на пашнях с целью предохранения от града, ударов молнии, а другую часть этой трапезы сохраняли и летом, во время гроз, бросали в огонь, чтобы охранить дом от молнии и пожара. По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в него освященное в церкви яйцо.
В народе существует поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце - будто разделяя радость великого праздника с людьми. Чтобы увидеть восход и игру солнца, люди рано утром забирались на самые высокие места: на колокольни, крыши, пригорки.
От языческих времен остался обычай на праздник Пасхи и в дни пасхальной недели обливаться колодезной или речной водой. Это - остаток верований в благодетельную и плодотворную не только для природы, но и для человека силу весенней воды.
В ряде российских губерний существовал обычай обливать водой или даже бросать в воду в наказание за то, что человек проспал заутреню, не побывал на церковной службе. Нередко это приводило к болезни, а то и к смерти людей (весенняя вода, особенно на раннюю Пасху, была еще очень холодная). Это повлекло за собой строгий указ священного синода от 17 апреля 1721 года о запрещении обычая обливания на Пасху.
Радостно, весело, по-настоящему празднично было на Руси на Пасху и во всю пасхальную неделю.
Колокола - это входило в пасхальные обычаи - всех городских и деревенских храмов почти непрерывно звонили.
Целый день колокольный звон знаменует в этом случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения. Своей собственной смертью Христос, сделал смерть переходом в Царство Божие, пасхальным праздником, Пасхой. Вот почему в конце Пасхальной утрени говорят: "Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет!"
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости.
На Пасху принято устанавливать во дворах домов качели для детей. А общественные качели - на специально для этого отведенном месте - на деревенской площади или выгоне, на ближайшей опушке леса, где загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски.
Гулянья молодежи на Пасху - веселые, озорные - были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях России еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования (их иногда называли "зеленые святки") - так проводила молодежь Пасху и пасхальную неделю в старину на Руси.
Был на Пасху также обычай посещать кладбища. На могилах оставляли крашеные яйца, куличи, сладости. Этот обычай жив до сих пор.
За Пасхой седмица носит название Светлой. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.
Пасхальное воскресенье является первым днем Светлой (пасхальной) недели. На весь период от пасхи до Троицы изменяется порядок исчисления дней в неделе: недели начинаются с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.
Веками на Руси отмечались Пасха и другие православные праздники: колокольный звон, зажженные свечи, красота церквей и служба в них, ритуалы праздничных богослужений - все это вошло в корни русского народа, в его историю и культуру.
Обсуждения Пасха