Проблема невозврата кредитов российским банкам обострилась настолько, что в ход пошли нетрадиционные способы возврата долгов. Для поиска злостных неплательщиков специализированные конторы, нанятые банками, начали использовать социальные сети типа «Одноклассники» и «В контакте».
С неплательщиками разговаривают методом угроз: пользователю соцсети обещают «подмочить» репутацию, если он не начнет расплачиваться с кредитором.
Темпы, которыми развиваются социальные сети в России, бьют все рекорды. Число пользователей только сети «Одноклассники» в 2008 году, по официальным прогнозам сервиса, приблизится к 8 млн человек. Так что интерес банков именно к этому сегменту более чем понятен. Сами банки таким возвратом долгов не занимаются - поиск должников они поручают коллекторским агентствам. Должников находят, говорят им: возвращайте деньги, или ваши знакомые и ваш круг в сети узнают про вас нелицеприятную информацию.
Схему работы таких контор выяснили у заместителя директора коллекторского агентства. Его компания использует для работы сервисы «Одноклассники», «Мой мир» и «В контакте». «Разыскав такого должника, его ставят перед выбором: либо он возвращает деньги (или садится за стол переговоров для составления графика погашения), либо мы рассылаем по его контакт-листу выдержку из решения суда», - рассказал специалист по возврату долгов, добавив, что работают они только по клиентам, недобросовестность которых доказана через суд. Для работы с особо непонятливыми есть другие технологии. «Мы зарегистрировали трех пользователей в «Одноклассниках» - Ваша Совесть, Уголовный розыск и Судебный Пристав. С должниками, которые не отвечают на наши обращения, планируем общаться от их имени», - рассказал он.
«Насколько это по закону - неизвестно, но факт то, что это используют и это работает. Ведь, как правило, в соцсетях пишут люди со статусом, и им есть что терять», - сказал главный редактор журнала «Банковское обозрение». По данным TNS Gallup, пользователями соцсетей являются социально активные люди среднего возраста и высокого достатка, живущие в крупных городах. Как говорят в АКМ, «обработать» через соцсети можно примерно 40-50% неплательщиков. Что же до эффективности такой схемы возврата долгов, то из 100 «сетевых» должников, переданных агентству, погашают задолженность в среднем пять человек.
Любопытно, что, по некоторым данным, социальные сети используются не только для поиска должников. Как сообщил аналитик компании «Секвойя кредит консолидейшн», пожелавший остаться анонимным, в последнее время банки используют сети для «скоринга» (оценки надежности клиентов-заемщиков). Официально в банках это отрицают, может быть потому, что регламентом тех же «Одноклассников» запрещено «осуществлять сбор персональных данных других пользователей с целью их последующей обработки». «При проверке клиента мы используем только ту информацию, которую клиент сам предоставил о себе», - заверил член правления, руководитель дирекции по управлению рисками «Райффайзенбанка».
Темпы, которыми развиваются социальные сети в России, бьют все рекорды. Число пользователей только сети «Одноклассники» в 2008 году, по официальным прогнозам сервиса, приблизится к 8 млн человек. Так что интерес банков именно к этому сегменту более чем понятен. Сами банки таким возвратом долгов не занимаются - поиск должников они поручают коллекторским агентствам. Должников находят, говорят им: возвращайте деньги, или ваши знакомые и ваш круг в сети узнают про вас нелицеприятную информацию.
Схему работы таких контор выяснили у заместителя директора коллекторского агентства. Его компания использует для работы сервисы «Одноклассники», «Мой мир» и «В контакте». «Разыскав такого должника, его ставят перед выбором: либо он возвращает деньги (или садится за стол переговоров для составления графика погашения), либо мы рассылаем по его контакт-листу выдержку из решения суда», - рассказал специалист по возврату долгов, добавив, что работают они только по клиентам, недобросовестность которых доказана через суд. Для работы с особо непонятливыми есть другие технологии. «Мы зарегистрировали трех пользователей в «Одноклассниках» - Ваша Совесть, Уголовный розыск и Судебный Пристав. С должниками, которые не отвечают на наши обращения, планируем общаться от их имени», - рассказал он.
«Насколько это по закону - неизвестно, но факт то, что это используют и это работает. Ведь, как правило, в соцсетях пишут люди со статусом, и им есть что терять», - сказал главный редактор журнала «Банковское обозрение». По данным TNS Gallup, пользователями соцсетей являются социально активные люди среднего возраста и высокого достатка, живущие в крупных городах. Как говорят в АКМ, «обработать» через соцсети можно примерно 40-50% неплательщиков. Что же до эффективности такой схемы возврата долгов, то из 100 «сетевых» должников, переданных агентству, погашают задолженность в среднем пять человек.
Любопытно, что, по некоторым данным, социальные сети используются не только для поиска должников. Как сообщил аналитик компании «Секвойя кредит консолидейшн», пожелавший остаться анонимным, в последнее время банки используют сети для «скоринга» (оценки надежности клиентов-заемщиков). Официально в банках это отрицают, может быть потому, что регламентом тех же «Одноклассников» запрещено «осуществлять сбор персональных данных других пользователей с целью их последующей обработки». «При проверке клиента мы используем только ту информацию, которую клиент сам предоставил о себе», - заверил член правления, руководитель дирекции по управлению рисками «Райффайзенбанка».
Обсуждения Возврат долгов