Олег Шук

Дзэн не учит никаким идеям. Дзэн учит недуманию, немышлению. Учит нас, как постичь мысль “перед мышлением”. Учит нас найти и достичь, а не “понять интеллектуально”, природу Будды, что значит свою собственную природу. Затем из момента в момент использовать ее на благо всех чувствующих существ.
Олег Шук
Коротко о себе: Родился в восточном Казахстане в городе Серебрянск. 47 лет, женат, двое детей. Живу в Словакии. Закончил архитектурный факультет. Работаю преподавателем в художественной школе. Дзэн-буддизмом занимаюсь с 1988 года.
Что повлияло на ваши жизненные интересы?
Наверное, вначале вопрос “Кто и почему это все придумал?” и “Почему это не работает?” Или может быть, наоборот, очень хорошо работает? От обоих вопросов я приходил в смятение. Я видел много страдания вокруг.

Я, как и все, искал смысл жизни. Даже занимался дзю-до, так как думал, что если там есть иероглиф “путь” в названии, то будет там и знание. Но во время социализма это был только спорт. Но и дзю-до меня многому научило: бороться и не сдаваться, преодолевать страх и не бояться тяжелой работы. Падать и вставать, зализывать раны и снова вставать. В свое время мой тренер дзю-до дал мне очень много. У меня было много счастья на хороших людей: соседей, родных, друзей, одноклассников. Все они были моими учителями.

Но самое большое влияние оказал на меня мой первый учитель дзэн - монах До Ам сыним. Случайность это или нет, но в его имени тоже был “путь”. Он разбил все мои теории и представления о самом себе, о буддизме, человеческом предназначении, дзэне, просветлении и т.д. - обо всем, что я вычитал из книг. Я долго не мог от этого опомниться.
Как вы пришли к традиции дзэн?
Когда меня родила моя мама. :) Но после воспитания в яслях, детском саду, школе, комсомоле, я на некоторое время потерял свое “дзэнское” направление. После долгих исканий в книгах, философии, вере, эзотерических учениях, атеизме, мне посчастливилось встретить хорошего учителя, который сразу же показал мне направление. Этот человек учил меня своим примером и своими ошибками, своими достижениями и потерями, своим духовным полетом и падением. Как я уже говорил, это был монах До Ам сыним.

Бывший парашютист, он единственный в то время рисковал свободой и приезжал в Чехословакию подпольно проводить медитации. В то время никто из тогда многочисленного состава и традиций буддизма на это не решался. Несколько лет мы тайно занимались под его руководством.

У него было отличное чувство юмора. Я помню случай, когда мы сразу после падения “железного занавеса” ездили в Латвию проводить ретрит и на обратном пути на границе вызывали подозрение, поскольку у нас не было больших чемоданов, только рюкзаки с монашескими робами. Нас долго проверял таможенник и потом спросил, есть ли у нас золото и бриллианты. До Ам сказал, что у него золотое сердце. Таможенник несколько раз провел металлоискателем в области его сердца и ушел, качая головой.

Бывало, мы укрывались одним одеялом, т.к. он отдавал свой спальный мешок кому-нибудь из сангхи, когда это было нужно. Он однажды заложил свои часы в ломбард, чтобы после ретрита были деньги на общий обед. У него не было комплекса “большого мастера”, он просто был человеком.
Когда вы основали центры в Братиславе и Кошице?
Сразу же, как только это стало возможно: после революции в 1989 году мы основали группу в Братиславе. Это была первая в Словакии буддийская группа. А когда мы переехали в Кошице, мы основали группу и там, это было в 1990 году. Со временем группа разрослась, и возник центр.

У нас школа совместной практики и как учил дзэн-мастер Сунг Сан, совместная практика больше пользы приносит, больше тебя учит. В корейских монастырях в горах иногда не хватает воды, и картошку моют в тазу: наливают чуть-чуть воды и долго мешают палкой. Картошка трется друг о дружку и очищается. Так же и с нашей кармой: когда мы практикуем совместно, наше маленькое “я” очищается гораздо быстрее. Появляется многое из того, чего мы не желаем видеть и, видя это, мы можем это отбросить. Если бы мы сидели в одиночестве в пещере, то никогда может этого и не увидели бы. А так у нас есть много учителей. Каждый, кто с нами практикует, нас учит. Даже если он спит и ворочается во сне и даже если не практикует на 100%. Наше маленькое “я” учится, и мы тоже учим. Через смех и слезы.
Как на вашей жизни отразилась встреча с дзэн-мастером Ву Бонгом?
Как я уже говорил, меня “воспитали” в традиции дзэн множество учителей из Азии, Америки и Европы. Когда я уже практиковал пару лет, я встретил дзэн-мастера Ву Бонга. Он был ведущим учителем школы “Кван Ум” в Европе, уже получил передачу от дзэн-мастера Сунг Сана. Я уверен, что он один из лучших учителей дзэн в мире. Он научил меня очень многому - человеческому, буддийскому, дзэнскому... Изменил то, как я хожу, сижу, работаю, сплю и вообще живу. Без него я не был бы тем, кем являюсь сейчас - никем.
Каким идеям учит дзэн? Какова цель практики дзэн?
Дзэн не учит никаким идеям. Дзэн учит недуманию, немышлению. Учит нас, как постичь мысль “перед мышлением”. Учит нас найти и достичь, а не “понять интеллектуально”, природу Будды, что значит свою собственную природу. Затем из момента в момент использовать ее на благо всех чувствующих существ. Это можно назвать воплощением идеала Бодхисаттвы.

Дзэн учит нас жить и практиковать для других. Достигнув природы Будды, мы увидим, что мы и мир являемся одним целым. Дзэн не дает ответов, он задает очень хорошие вопросы. Дзэн дает нам метод, как найти на эти вопросы свои собственные ответы. Учит нас никому и ничему не верить фанатично, никого не обожествлять и никому не поклоняться. Только искать ответ на главный вопрос “Кто я?”

В дзэн есть две важные вещи:
- правильное направление, что значит найти свою природу Будды и спасти от страданий все чувствующие существа.
- пытаться, пытаться и еще раз пытаться.

Если у нас есть эти две вещи, тогда у нас есть правильная практика. Направление нам может показать учитель, но насколько прилагать усилия зависит только от нас.
Можно ли практиковать дзэн без учителя?
Да, можно. Это мы называем заниматься “формой” дзэн. Можно, например, найти в книге описание или видео-инструкции о том, как сидеть, складывать руки и ноги, и даже как правильно дышать. Все это можно делать, пока у нас нет хорошего наставника.

Но лучше прийти, к примеру, в центр нашей школы, и там по-настоящему научат: есть много людей, которые способны показать и объяснить технику. Когда мы начинаем практиковать в одиночестве, наше эго может начать играть с нами в различные игры, и мы можем начать верить в них. Например, что мы достигли просветления. Хороший учитель показывает нам хорошее зеркало, пробуждает нас от таких снов. А главное - дает нам правильное направление.

Но, самое главное (в контексте нашей школы) - это практика коанов. Коан это парадоксальный диалог между мастером и учеником, вопрос, ответ на который нужно найти не логически, а интуитивно. Сознание учителя и ученика при правильном ответе становятся одним и тем же. Ученик в этот момент может дотронуться до “чистого сознания”.

Существует много разных коанов, которые открывают разные “ворота” в реальность, учат нас быть здесь и сейчас, учат состраданию, смекалке, дают нам различные “просветления” и опыт. Но все коаны ведут к одному самому глубокому вопросу - кто мы?

У нас больше двух тысячелетий опыт работы с коанами, включающий в себя традиции Индии, Китая и уникальный подход корейских мастеров. Наш учитель дзэн-мастер Сунг Сан создал очень много современных коанов, я в других школах такого не видел. Когда я сравнивал разные стили, то этот понравился мне больше всего, поэтому я и начал его практиковать.

Главное, мы стараемся показать ученикам, как это использовать в этом сложном мире, для себя и для других. Этого без учителя достигнуть очень сложно, конечно.

Я видел множество людей, которые пытались практиковать без учителя. Они очень привыкли к практике в одиночестве. Многие из них стали чудаками, и они обычно вообще не могут практиковать с другими людьми. Их “все тревожит” и “все мешает”, их “никто не понимает”, как они говорят. Обычно они появляются пару раз и исчезают в “своей пещере”. Это либо “отшельническая” карма, либо чудачество, дай Будда им здоровья.

Наша практика - это практика для других. Даже если мы уходим на какое-то время от мира в соло-ретрит, то это делается с тем, чтобы когда мы вернемся, то передали бы, что там развили другим людям.

Как-то дзэн-мастера Сунг Сана спросили:
- Вы уже мастер, просветленный. Кто вас учит, кто является вашим наставником?
Сунг Сан ответил:
- Небо и облака меня учат, горы и вода, весь мир являются моими учителями.

Когда у нас есть такое состояние мысли, то практика без учителя не будет проблемой. Я думаю, что такое состояние все скоро постигнут, но для этого нужно иметь хорошего учителя.
Что в дзэн означает передача инки от мастера?
Это церемония, где мастер дает ученику официальное подтверждение. Причем церемония начинается с экзамена, когда каждый из пришедших может задать кандидату вопрос, проверить его постижение. Тот, кто получил инку, может учить коанам в нашей традиции, как это повелось от самого Будды, через Бодхидхарму и других знаменитых учителей. В Китае, когда делали копию документа, в подтверждение его подлинности ставили печать, одна половина которой оставалась на оригинале, а вторая на копии. Если возникали сомнения в подлинности, копию просто прикладывали к оригиналу и если половинки печати сходились, было ясно, что все верно.
Расскажите о школе дзэн “Кван Ум”.
Это международная школа дзэн. Основана 78 патриархом в линии Будды Шакьямуни. Это старая традиция корейского буддизма, которую мастер Сунг Сан реформировал для западных учеников. Насчитывает огромное количество центров в Азии, Америке, Европе.
Чем является медитация в понимании дзэн? И чем отличается от других традиций буддизма?
В мире существует много способов медитации: христианская, йогическая, для релаксации... Даже в буддизме существует много систем медитации, даже в дзэн можно найти много отличий в зависимости от страны, где развивалась конкретная традиция. В нашей школе мы говорим: когда делаешь что-то, делай это на 100%. Когда ешь, то ешь на 100%, когда идешь, то иди на 100% и т.д. Тогда ваши мысли, действия и ваша ситуация становятся едины. Ум перестает бегать, вы и мир становитесь одним. Тогда наша медитация и наша жизнь также становятся одним. Сама жизнь становится вашим учителем и учит мудрости, сочувствию и правильным действиям. Каждый момент вашей жизни становится медитацией. В то же самое время медитация не является чем-то специальным.

Что качается формальной практики, то в нашей школе существует практика поклонов, сидения, песнопений, еды, хождения, сна и пробуждения. Есть также практика коанов. Когда мастер задает ученику вопрос, на который нельзя ответить логически, т.е. “думая логически”. Все эти техники помогают нам отстранить нашу карму и достичь мысли “только когда это делается”.

Естественно, есть у нас и практика сидячей медитации, как все знают из книг и фильмов. Во время сидения мы задаем себе самый важный вопрос в жизни человека - “Кто я?” Все остальные вопросы о смысле жизни, все коаны в конечном счете ведут к этому вопросу.

Что касается других традиций, то я их не очень знаю, чтобы их сравнивать с дзэн. Как я уже говорил, недостаточно “понять” эти традиции, прочитав какие-то книги о них.
Дзэн пришел с Востока, какие изменения пережила практика дзэн на Западе?
Ядро дзэн осталось тем же самым. Некоторые формы практики песнопений упростились: нам, мирянам, необязательно знать все песнопения, которые поют в монастырях. Да и времени у нас на это просто нет.

Школа трансформировалась для мирян: нам не нужно брить головы, быть вегетарианцами, придерживаться целибата и т.д. Множество фольклора за тысячелетия “приклеилось” к традиции. Но главное что изменилось по сравнению с Кореей - миряне и монахи, мужчины и женщины могут практиковать вместе.

Также учителя больше внимания уделяют ученикам. В Корее учитель дзэн это почти что святой человек и заслуживает особого отношения. У нас же учитель это человек, живущий такой же жизнью, как и мы. Можно с ним медитировать на ретритах, сходить в кино или в пивную. Но больше всего мне кажется отличие в том, что учителя поддерживают учеников в практике. Иногда даже просят практиковать.

Больше внимания уделяется демократии в Сангхе, на востоке никакой демократии в отношениях ученика и учителя нет. Естественно, это приносит много “работы” для учителей: некоторые ученики делают из практики Олимпийские игры в “достижении рубежей” и постоянно бомбардируют учителя вопросами.

Естественно каждый, кто практикует дзэн, его изменяет, мы живем во время, когда создается “европейская традиция”. Я, например, уже воспитан в западной традиции. Даже когда я жил в корейском монастыре по корейским традициям, большинство учителей, которые меня учили, были с Запада.

Мы думаем по-другому, живем по-другому, поэтому и меняется традиция. Также как изменился буддизм, когда пришел из Индии в другие страны: Китай, Вьетнам, Японию...
Расскажите о своей работе учителя в художественной школе.
Моей работой является развитие таланта детей, их неповторимости, любви к художественному искусству. Научить их работать с любовью и радостью, научить смотреть на мир снова и снова свежим взглядом, стараться их не испортить. И естественно, учиться у них самому.

Но и подготовить их к экзаменам в институт и университет на художественное направление и архитектуру. Опять научить их сохранять собственный взгляд на вещи, научить их делать на 100%. Научить тому, что и через искусство человек может искать смысл своей жизни, помогать другим. Дать им направление, чтобы они оставили наш мир в хорошем состоянии после себя.

Я учу в детской художественной школе, не знаю, есть они еще в России, но когда-то были. Это государственная школа. Работа очень творческая, коллектив прекрасный. Что еще человеку нужно?
С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям портала SunHome.ru для совершенствования и духовного развития?
Прежде всего, я желаю вашим читателям, чтобы они познакомились со своей природой Будды. Все остальное это мелочи. Тогда они выполнят свое человеческое предназначение.
Что вы пожелаете нашим читателям?
Чтобы люди больше практиковали, чем читали. Чтобы свои знания и достижения на духовном пути могли использовать в своей жизни. Чтобы было больше действия, чем слов. Чтобы искали и продолжали искать, пытались и продолжали пытаться - 10000 лет. Никогда не теряли своего направления. Чтобы достигли просветления и помогли этому миру. Чтобы каждый стал Буддой.

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Популярное

Кто должен выбирать партнера, мужчина или женщина?
Изначально существующая мандала