Олег Бахтияров
В своем исходном значении термин "психонетика" обозначает технологическую эпоху, основой которой является работа с сознанием. Поскольку такая эпоха еще не наступила, было важно понять, как это может быть: как работа с сознанием может стать исходным звеном формирования технологий, которые нельзя разработать иным способом.
Коротко о себе: Обо мне было написано достаточно много, лучше об этом почитать в других интервью.
Что повлияло на выбор ваших жизненных интересов? Как вы заинтересовались вопросами внутреннего мира человека?
Я думаю, что в какой-то момент нужно отказаться от традиции задавать вопросы типа "Что повлияло? Каковы причины?". Этими вопросами мы поддерживаем сложившееся (сравнительно недавно) убеждение (заблуждение), что человек - лишь реакция на внешние стимулы. Человек еще и проекция своей внутренней структуры, и, глубже, своей природы, и, что еще важнее, результат действия своей свободной воли (увы, только иногда, редко). Влиять должны общие условия - язык и культура своего народа, а развертывается в этой среде либо наша глубинная природа, либо воля. Даже, когда кажется, что "что-то повлияло", все равно был отбор из множеств влияний именно ЭТОГО воздействия. Такой подход позволяет осознать свое "боевое задание" в этом мире, а это перспективнее, чем воображать себя марионеткой обстоятельств. Скажем так - я всегда знал, что это моя область.
Как вы познакомились с йогой?
В те годы (70-е прошлого века) в СССР можно было познакомиться с йогой только по книгам и по советам людей, природа которых соответствовала йоге. Мне посоветовали знающие люди руководство Айенгара и я его до сих пор считаю лучшим руководством по хатка-йоге, позволяющем заниматься без учителя. Затем я разыскал переводы классических текстов на русский язык и, естественно, понял их совершенно превратно, что неизбежно при попытке понять текст без соответствующего опыта. Только после психонетической практики я стал понимать их, как мне кажется, адекватно. Но опыт работы с физическими аспектами йоги был позитивным. Основы управления телесным тонусом были заложены именно тогда.
Не могли бы вы немного рассказать о вашем участии в экстрасенсорном движении в 1980-х годах? Вы ведь работали в НИИ психологии Украины. Как вы совмещали вашу научную работу и деятельность в области экстрасенсорики?
Как широкий общественный феномен экстрасенсорика возникла в СССР в конце 60-х - начале 70-х годов. До этого (и после этого) исследования экстрасенсорной тематики велись в нескольких закрытых и полузакрытых лабораториях. Однако привлечь к такой работе носителей экстрасенсорной феноменологии и энтузиастов-разработчиков было затруднительно и по режимным соображениям, и по причине "академической цензуры", отсекающей исследования и разработки, не укладывающиеся в общенаучные нормативы. И тогда стали формироваться секции биоэлектроники, биоэнергетики и биоинформации при соответствующих научно-технических обществах. Наиболее успешными оказались секции биоэлектроники при НТО радиотехники, электроники и связи им. Попова. Там изучение велось на общественных (как говорили тогда), волонтерских (как говорят сейчас) началах. Как ни парадоксально, именно нестрогий характер работ, выход за рамки сложившихся принципов организации научных исследований, обеспечили высокую эффективность разработки конкретных методик. Мне и моим товарищам - Жоржу Рабчинскому, Василию Коротченко, Владимиру Добролюбову, Алексею Стеклову и многим другим - удалось создать секцию биоэлектроники при Украинском правлении НТО, а потом и секцию биоэнергетики при НТО энергетики. Если строгие аспекты разработок, ориентированные на подготовку операторов, реализовывались в НИИ психологии и организациях-партнерах, то нестрогие и фантасмагорические аспекты - на базе секции. Мне в этом отношении повезло - тематика хоздоговорных работ, которые проводились в нашей лаборатории (под руководством Лоры Лепиховой) частично совпадала с тем, что мы делали в секции биоэлектроники. Такая двойственность не только решала проблему устойчивости экспериментальных групп (они формировались на базе секции из заинтересованных в тематике людей), но и позволяла сочетать и различать собственно научную сторону работы и ее вненаучные аспекты - связь практик с личностными и метафизическими аспектами, а также типы знаний, отличающиеся от научных. Именно эта растяжка между строгой наукой, практическими запросами и человеческим энтузиазмом позволила в дальнейшем разработать основной методологический аппарат психонетики.
Если можно несколько слов о вашем Университете эффективного развития (УЭР). Каковы его основные направления деятельности?
Когда началась Перестройка, мне с Добролюбовым и Стекловым удалось создать сначала ТХО "Перспектива", которое затем превратилось в МП "Перспективные исследования и разработки", на базе которых продолжилась разработка тематики. После многих перипетий эта организация превратилась в УЭР. Это произошло в 2000 году. На его базе было организовано обучение методам управления своим сознанием и подготовка будущих специалистов в области психонетики. Помимо двухгодичного цикла обучения УЭР выполняет работы (по заказам) по смежной тематике - аналитические, политтехнологические и прочие. Затем мы создали подобные организации с самостоятельным статусом в Петербурге (Институт психотехнологий, директор Н.Луковникова), в Москве (вначале это был Институт психонетики под руководством А.Степового, а затем тематика переместилась в Институт психонетических исследований и разработок, директор А.Малышев), в Таганроге (Центр "Мир Воли", взявший на себя функции дистанционного обучения). Возникли и инициативные группы в Ростове, Минске, Гродно, Самарк, Ташкенте, Алма-Ате, которые менее формализованы, но движутся в сторону создания полноценных организаций.
Вы являетесь автором концепции психонетики и разработчиком ряда технологий работы с сознанием. Расскажите, пожалуйста, на что направлены ваши методы? В чём основная суть психонетики?
В своем исходном значении термин "психонетика" обозначает технологическую эпоху, основой которой является работа с сознанием. Поскольку такая эпоха еще не наступила, было важно понять, как это может быть: как работа с сознанием может стать исходным звеном формирования технологий, которые нельзя разработать иным способом. И тогда были разработаны методы последовательного перемещения по слоям сознания, методы выявления внутренней субъектности и активизации сознания. Вот эта задача - активизация сознания, превращение своего сознания из обусловленной внешними причинами реальности в реальность, управляемую нашей свободной волей - и является сейчас центральной. Работа с социальным и технологическим мирами проистекает из нее. Это сложный корпус методик, его не опишешь в двух словах.
Что собой представляю методики деконцентрации?
Деконцентрация - это первая техника, с которой и начинается работа с сознанием как объектом. Наш обычный способ работы - последовательный переход внимания от объекта к объекту. Если сосредоточить внимание одновременно на двух разнесенных участках поля зрения, возникает особое переживание внутренней тишины, а если продолжить распределять внимание так, чтобы оно охватило все поле восприятия (и зрительное, и слуховое, и тактильное), вы столкнетесь с особым типом знания - знания всего, что находится перед вами, но без перечня отдельных предметов. Вы можете выделить важные для вас качества окружающей среды, учитывать их, но работа с ними отличается от обычной работы с предметами. Вы все знаете, но это знание находится в непривычных для вас формах. Именно эти аспекты сделали деконцентрацию привлекательной и распространенной методикой.
Какую, по вашему мнению, пользу может принести психонетика современному человеку?
Современному человеку - ограниченную. В основном - будущему человеку и не в последнюю очередь тем, что поможет ему родиться. Современному человеку психонетические практики приносят не столько пользу, сколько проблемы. Так, он сталкивается с противопоставлением своих личностных структур и себя-как-субъекта. Приходит понимание относительности картин Мира, которые до сих пор определяли его жизнь, понимание ответственности за свою жизнь и свои решения. В общем, ни пользы, ни удовольствия, но расширение понимания. Но в этом случае человек выпадает системы взаимодействий, которые обеспечивали его определенную форму и начинает опираться только на свою волю. Для тех, кто попал в такую ситуацию это награда, при взгляде со стороны - тяжелая ноша самостоятельности.
С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям портала SunHome.ru для совершенствования и всестороннего развития?
Хорошо было бы произвести сопоставление глубинных оснований различных практик. Этим почти никто не занимается. Как правило, утверждается, что все они ведут к одному. На самом деле, при всем подобии техник, различные практики преследуют различные и отнюдь не совпадающие цели. Обсуждение различий - не технических, а мировоззренческих - могло бы помочь отойти от иллюзорного совершенствования и якобы всестороннего развития к реальному пониманию того, как это сделать.
Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации сайта Дом Солнца?
Я бы пожелал Дому Солнца создать высокопрофессиональный и высококультурный сайт. Популярных сайтов сейчас достаточно много и они полностью покрывают потребность в популяризации и хороших, и плохих знаний. А умных и глубоких сайтов, особенно в нашей области, очень мало. Темы, связанные с преображением человека, тонки и неоднозначны и требуют вдумчивого полхода. Преобразования какой составляющей человеческого существа? В каком направлении? В каком контексте? Вот об этом и хотелось бы поговорить..