О хайку. Эссе
"Когда сочиняешь стихи,
Не думай, что их сочиняешь" (Сайге).
Основой этого жанра является стих, состоящий из трех строк (5-7-5 слогов). В хайку соединяются два основных момента - нескончаемое и сиюминутное.
"Белее белых скал
На склонах каменной горы
Осенний этот вихрь!" (Басё).
При создании миниатюры "стихотворение должно складываться сразу". Нельзя думать, что и как говорить и в какой последовательности слагать стих. Процесс должен совершаться согласно мгновенному озарению.
Не думай, что их сочиняешь" (Сайге).
Основой этого жанра является стих, состоящий из трех строк (5-7-5 слогов). В хайку соединяются два основных момента - нескончаемое и сиюминутное.
"Белее белых скал
На склонах каменной горы
Осенний этот вихрь!" (Басё).
При создании миниатюры "стихотворение должно складываться сразу". Нельзя думать, что и как говорить и в какой последовательности слагать стих. Процесс должен совершаться согласно мгновенному озарению.
В японской поэтике манера этой формы стихосложения должна быть глубоко проникнута идеями дзэн. Понять хайку может не каждый, а содержание хайку во многом остается неисчерпанным.
Что в самом деле поэтического в хайку? На общий взгляд ничего. Но почему же некоторые люди приходят в восторг, читая их? Трехстишья, что рассчитаны на понимание людьми, обладающими общим пониманием, кажутся непонятными и даже смешными тем, кто лишен такого сознания.
Что в самом деле поэтического в хайку? На общий взгляд ничего. Но почему же некоторые люди приходят в восторг, читая их? Трехстишья, что рассчитаны на понимание людьми, обладающими общим пониманием, кажутся непонятными и даже смешными тем, кто лишен такого сознания.
Эти стихи обращены к группе. Они обращены к тому, кто не нуждается в прочтении описания предмета, явления и т.п.. Этот человек приходит в волнение от одного лишь слова.
Принципы, на которых основывается хайку
1. Принцип "рэнсо", или ассоциации идей. Что же такое ассоциативная связь идей? Это то, что позволяет простые материалы мысленно возвести в масштаб окружающего мира природы в целом. Каждое хайку, как правило, включает элемент "ки" (сезон). Им может быть слово, скрытая мысль или даже звук, возбуждающие ассоциации, связанные с временем года.
2. Элементы сравнения. Они не всегда выступают в явном виде, но при неоднократном вчитывании в произведение неизменно всплывают в сознании.
3. "Концентрация" смысла путем опускания слов, которые, по законам грамматики, должны содержаться в предложении.
Все это обуславливает усложнение стихов и ведет к тому, что они воспринимаются как загадка. Разве не бывает, что вначале нам кажется, будто все понятно и нет загадки, но потом, когда пытаемся разобраться, чувствуем, что понятно не все.
Принципы, на которых основывается хайку
1. Принцип "рэнсо", или ассоциации идей. Что же такое ассоциативная связь идей? Это то, что позволяет простые материалы мысленно возвести в масштаб окружающего мира природы в целом. Каждое хайку, как правило, включает элемент "ки" (сезон). Им может быть слово, скрытая мысль или даже звук, возбуждающие ассоциации, связанные с временем года.
2. Элементы сравнения. Они не всегда выступают в явном виде, но при неоднократном вчитывании в произведение неизменно всплывают в сознании.
3. "Концентрация" смысла путем опускания слов, которые, по законам грамматики, должны содержаться в предложении.
Все это обуславливает усложнение стихов и ведет к тому, что они воспринимаются как загадка. Разве не бывает, что вначале нам кажется, будто все понятно и нет загадки, но потом, когда пытаемся разобраться, чувствуем, что понятно не все.
Появляются догадки, фантазии, стремление проникнуть внутрь. Другими словами, читатель (или зритель) оказывается вызванным к сотрудничеству. Определенная недосказанность или подразумеваемое то, что за словами (или внешними формами) есть внутренняя суть явления.
В жанре хайку словесное выражение отступает на второй план. На первом оказывается скрытый смысл высказывания. Понять это переживание, естественно , каждому дано по-своему.
В жанре хайку словесное выражение отступает на второй план. На первом оказывается скрытый смысл высказывания. Понять это переживание, естественно , каждому дано по-своему.
Напомню слова Ясунари Кавабота: "Хайку может показаться простым или возвышенным, примитивным или утонченным - в зависимости от слушателя". Однако не для каждого легко раскрывается вся глубина, содержащаяся в хайку.
Часто человек под воздействием обстоятельств чувствует необходимость выразить свое состояние с помощью хайку.
Часто человек под воздействием обстоятельств чувствует необходимость выразить свое состояние с помощью хайку.
Прислано Автором Fomich