О хайку. Эссе

"Когда сочиняешь стихи,
Не думай, что их сочиняешь" (Сайге).


Основой этого жанра является стих, состоящий из трех строк (5-7-5 слогов). В хайку соединяются два основных момента - нескончаемое и сиюминутное.

"Белее белых скал
На склонах каменной горы
Осенний этот вихрь!" (Басё).


При создании миниатюры "стихотворение должно складываться сразу". Нельзя думать, что и как говорить и в какой последовательности слагать стих. Процесс должен совершаться согласно мгновенному озарению.

В японской поэтике манера этой формы стихосложения должна быть глубоко проникнута идеями дзэн. Понять хайку может не каждый, а содержание хайку во многом остается неисчерпанным.

Что в самом деле поэтического в хайку? На общий взгляд ничего. Но почему же некоторые люди приходят в восторг, читая их? Трехстишья, что рассчитаны на понимание людьми, обладающими общим пониманием, кажутся непонятными и даже смешными тем, кто лишен такого сознания.

Эти стихи обращены к группе. Они обращены к тому, кто не нуждается в прочтении описания предмета, явления и т.п.. Этот человек приходит в волнение от одного лишь слова.

Принципы, на которых основывается хайку

1. Принцип "рэнсо", или ассоциации идей. Что же такое ассоциативная связь идей? Это то, что позволяет простые материалы мысленно возвести в масштаб окружающего мира природы в целом. Каждое хайку, как правило, включает элемент "ки" (сезон). Им может быть слово, скрытая мысль или даже звук, возбуждающие ассоциации, связанные с временем года.

2. Элементы сравнения. Они не всегда выступают в явном виде, но при неоднократном вчитывании в произведение неизменно всплывают в сознании.

3. "Концентрация" смысла путем опускания слов, которые, по законам грамматики, должны содержаться в предложении.

Все это обуславливает усложнение стихов и ведет к тому, что они воспринимаются как загадка. Разве не бывает, что вначале нам кажется,  будто все понятно и нет загадки, но потом, когда пытаемся разобраться, чувствуем, что понятно не все.

Появляются догадки, фантазии, стремление проникнуть внутрь. Другими словами, читатель (или зритель) оказывается вызванным к сотрудничеству. Определенная недосказанность или подразумеваемое то, что за словами (или внешними формами) есть внутренняя суть явления.

В жанре хайку словесное выражение отступает на второй план. На первом оказывается скрытый смысл высказывания. Понять это переживание, естественно , каждому дано по-своему.

Напомню слова Ясунари Кавабота: "Хайку может показаться простым или возвышенным, примитивным или утонченным - в зависимости от слушателя". Однако не для каждого легко раскрывается вся глубина, содержащаяся в хайку.

Часто человек под воздействием обстоятельств чувствует необходимость выразить свое состояние с помощью хайку.

Прислано Автором Fomich

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Основные ошибки в воспитании детей
Формула Эйнштейна