Введение
Вспоминая первые шаги в православии, ловлю себя на мысли, что это было в какой-то другой моей жизни, по крайней мере, в очень и очень далекой. На самом деле прошло лишь 20 лет. Но посмотрите, как преобразилась за это время Русская Православная Церковь!
Вспоминая первые шаги в православии, ловлю себя на мысли, что это было в какой-то другой моей жизни, по крайней мере, в очень и очень далекой. На самом деле прошло лишь 20 лет. Но посмотрите, как преобразилась за это время Русская Православная Церковь!
Перемены разительные, просто фантастические: сотни восстановленных или отстроенных с нуля монастырей, десятки тысячи открывшихся храмов, миллионы обратившихся к вере соотечественников /1/! Ну разве реально было даже помыслить об этом в начале 90-х годов?
Помню, когда начал интересоваться православной литературой и подходить к церковным лавкам Данилового монастыря, Казанской церкви в Коломенском, других храмов Москвы, кроме Библии, Нового Завета, Молитвослова ничего тогда не видел. Лишь один раз попался Церковный вестник или другой издававшийся МП РПЦ журнал. И больше ничего не было, несмотря на большой интерес к вере и нашей истории. В конце 90-х стали издавать все больше книг, сборников, журналов и газет – мы читали их взахлеб, делились друг с другом впечатлениями. Но представить себе нынешние печатные и интернет-издания не могли.
Монастыри и храмы, слава Богу, стоят, литературы и всего, что касается веры и знаний, у нас хватает в избытке, однако нет самого главного, давно ожидаемого – воцерковления всей нации /2/. Оказалось, что нет прямой связи между количеством открываемых храмов и ВУЗов православного профиля, доступной всем литературы, интернет-ресурсов, видеофильмов, и желанием стать православными христианами, хотя крещены у нас более 70% сограждан.
Такое «открытие» сильно удивило не только прихожан храмов, но и многих священников, некоторых иерархов. Об этом открыто заговорил Патриарх, начиная с первых своих поездок по стране. Запомнилось выступление Святейшего перед клириками тульской епархии /3/: там впервые была поставлена задача по работе в массах. Как образно писали тогда СМИ, «дан приказ священникам идти в народ». И многие пошли – в школы, лицеи, колледжи, ВУЗы, различные организации и учреждения, и даже в управленческие и властные структуры на местах, в регионах и Москве. Но, несмотря на активную миссионерскую, информационную, социальную и общественную деятельность Церкви, заметного увеличения прихожан так и не произошло. Не произойдет его и в перспективе, потому что власть настойчиво заявляет о своей приверженности светскому характеру государства и отделению от него Церкви.
Таким образом, несмотря на свободу Церкви, ее активную деятельности в рамках Устава и сегодняшний уровень влияние на граждан, общество и государство, она не может привести к кардинальным переменам в России. Подавляющее число граждан, не менее 70%, никак не интересуется внутрецерковной жизнью и не руководствуется в своей жизнедеятельности христианскими заповедями, традициями и ценностями. Поэтому, вполне естественны все моральные, нравственные и духовные болячки нашего общества, начиная от алкоголизма и наркомании, преступности и проституции, и заканчивая тотальной коррупцией и сдачей национальных интересов, природных и других богатств, финансовых ресурсов нашим и иностранным олигархам, транснациональным корпорациям и богатейшим странам мира /4/.
Понятно, что у многих клириков и мирян, находящихся под очень сильным впечатлением от растущего день ото дня негатива и упорного нежелания действующей власти переводить Россию в православное состояние, заметно поубавилось и рвения, и оптимизма. Тем более что практически никто не представляет, как усилить влияние Церкви на наше общество.
Так получилось, что над данной проблемой мне пришлось задуматься лет 5 назад, когда стало понятно, что действующая власть не является сторонницей кардинальных перемен, сопоставимых по своим масштабам с Крещением Руси в 988 году. Тогда Великий Князь, являющийся тезкой нашему Президенту, понял, что развитие Руси без истинной религии просто невозможно в каких-то человеческих рамках. Дикость и жестокость были такие, что дальше ехать было некуда, разве что вновь обрасти шерстью и превратиться в животных. Не понятно, на что надеются нынешние правители, но если они думают, что Россия упала на самое дно, то глубоко ошибаются – трагически события на Украине показывают это.
В такой ситуации возникает закономерный для мирян и клириков (всей Церкви) вопрос: как православным христианам, понимающим пагубность продолжающейся линии государства на языческое развитие и будущее, попытаться, наперекор обстоятельствам, повести людей за собой в христианскую альтернативу? Что для этого нужно предпринять, как можно все это организовать без противостояния с властью, строго в рамках законов и Конституции?
О православной инфраструктуре
Выход, оказывается, есть, и был изложен сторонниками православного пути развития лет 5 назад в статьях /5-7/, посвященных созданию в России христианской инфраструктуры. В них мы утверждали, что создание такой инфраструктуры – это залог динамичного и мирного развития нашей страны; та ниша, которая позволит увлечь в христианскую перспективу, если не всю нацию, то подавляющее большинство крещенных в детстве и зрелом возрасте людей. И иного пути воцерковления нации, на наш взгляд, сейчас просто не существует.
Что понимается под православной инфраструктурой? Какая-то отдельная территория или гетто, к которому сводят идею недалекие люди? Нет, под православной инфраструктурой понимаются даже не православные поселения в различных уголках необъятной Родины, в которых, кстати, нет никакого порока, если их окормляет Русская Православная Церковь. А целый комплекс всевозможных структур, созданных и управляемых мирянами в общих или коллективных интересах: детские ясли и сады, гимназии и кадетские корпуса, лицеи и колледжи, ВУЗы и НИИ; детские, родительские и молодежные организации, творческие и трудовые коллективы, благотворительные и социальные фонды, юридические и правовые службы. Информационно-аналитические, издательские и полиграфические центры, теле- и радиокомпании, СМИ (печатные и в интернете); производственные, сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые компании; внедренческие, инновационные предприятия /8/.
Финансовые, кредитные (товарищества и союзы), банковские структуры; общественно-политические объединения и союзы, движения и партии. Можно еще долго перечислять направления в предпринимательстве, бизнесе (хотя это слово не любят), которые верующие способны создавать и развивать не хуже других, но суть, думаю, понятна и так: создается реальная альтернатива всему имеющемуся сейчас и никак не связанному с христианством. Но только там, где это не противоречит заповедям, принципам и традициям христианства. Когда это будет создаваться не одиночками и не в отдельных селах и городах (что имеется, и, кстати, очень неплохо себя зарекомендовало), а в масштабах всей страны – это будут уже не показательные примеры, а серьезная система, которую мы и назвали инфраструктурой.
Что даст такая инфраструктура
Теперь о том, что даст реализация идеи. Во-первых, – массовые рабочие места для тех, кто хочет работать в православных творческих, трудовых и предпринимательских коллективах, а не где попало. Для многих верующих переход к своим братьям и сестрам станет большим событием, потому что иногда очень трудно устоять в одиночку от соблазнов в заведомо греховной среде. И у верующей молодежи появится возможность вообще не попадать в языческие коллективы, а поступать на работу в разнообразные православные структуры после окончания православных школ, гимназий и лицеев, кадетских корпусов, колледжей и ВУЗов. Во-вторых, это даст христианскую альтернативу для огромного числа крещенных, но не воцерковленных людей – они смогут влиться в ряды крепко верующих и живущих по христианским заповедям людей, изменить свою жизнь и деятельность раз и навсегда. Как известно из опыта, очень нелегко стать христианином в среде неверующих, беспринципных и развращенных людей, далеких от веры, часто даже нападающих на Православие, Церковь, все истинное и Святое. Трудно начать ходить в храм, если нет верующих родственников и друзей по жизни или работе. Другое дело – верующая семья или друзья: они плохому не научат, и в храм обязательно приведут, и вере научат, а не только выбранной профессии.
В-третьих, через 10-20 лет активного создания православных структур по городам и весям России, мы будем иметь совсем другую страну, потому что уже не будет того тотального языческого преобладания во всех сферах и областях, которое есть. Всякий гражданин, на своем личном опыте, собственными глазами, увидит существенную разницу «двух систем». Той, что упорно насаждается властью, не желающей «поступиться принципами» и своей «светскостью, отделенностью от Церкви» /9/, и другой, которая будет создаваться мирянами, молящимися Богу и получающими Его помощь, и окормляться священниками Русской Православной Церкви. Любому благоразумному верующему наперед ясен результат сего «соревнования», но не имея возможности убедить слабо верующую власть в превосходстве нашей «модели будущего», придется это превосходство доказывать на деле, практической деятельностью. Хотя не исключено со временем, что явные преимущества православного способа хозяйствования вынудят власть отказаться от навязанной в 1917 году языческой модели жизнедеятельности в угоду врагу человеческого рода (не к ночи будет помянут).
Вот так, братья и сестры, поставив себе задачу возвращения православной основы нашего существования на земле, не смотря на безразличие власти к нашей альтернативе, мы сами, своими руками и головами, в достаточно сжатые сроки можем/должны преобразить свою Родину до неузнаваемости в самом лучшем смысле этого слова. Распространение нашего вероисповедания на творческую и трудовую, интеллектуальную и предпринимательскую, хозяйственную и финансовую деятельность, наряду с семейной жизнью, даст нам то, чего не смогут дать агитационная, просветительская и миссионерская работа вместе взятые.
Для оппонентов и критиков
Вот, коротко, идея, принципы и механизмы ее реализации. Как видим, никакого «гетто» и никакой «резервации» нет – все реализуется в условиях реальной жизни по действующим законам и в равных стартовых условиях с неверующими людьми. Как нет и «втягивания» клириков и Московской Патриархии в бизнес и политику, прочих выдумок противников идеи православной инфраструктуры, создаваемой исключительно интеллектом, силами и трудом мирян Русской Православной Церкви. Единственное, что требуется от клириков – окормление православных структур, молитва за здравие трудящихся в них, успех дела. Нет здесь, при грамотной постановке дела, никакого протестантского духа: вера наша никак не пострадает в догматическом и практическом аспекте. Наоборот, будет только укрепление веры. Потому что, помимо церковных богослужений, приходских послушаний, домашней молитвы, семейного православного уклада, мы получаем еще и православную творческую и профессиональную самореализацию, качественно отличающуюся от нашего творчества и труда в не верующих, не православных, языческих, а иногда богоборческих коллективах.
К чему должен стремиться христианин? К воцерковлению, спасению, приобщению к вере своей «второй половины», детей (семьи); жизни, поступкам и делам по заповедям. Так учат во всех церквах /10/. Почему при этом никто не говорит о важности христианской организации домашнего хозяйства, труда и творчества; бизнеса, предпринимательства, промышленного и сельскохозяйственного производства? Разве на это мы тратим не большую часть времени нашего существования на земле? Или, может быть, не здесь раскрываются человеческие и творческие, общественные и интеллектуальные, деловые качества и способности, причем, наиболее ярко и полно? Не пора ли, не дожидаясь милости от власти, «оправославить» эту наиважнейшую часть нашей жизнедеятельности? В нашем праве создавать и наниматься на работу в языческую или православную организацию, предприятие, бизнес. Так давайте не будем плодить исключительно языческие структуры, давайте создавать православные!
И последнее. Очень часто в разговорах о Церкви, ее будущем умышленно, или по глупости, под ней понимаются не люди, верующие в Господа нашего Иисуса Христа, а сооружения, здания и та религиозная организация, которая зарегистрирована Министерством Юстиции Российской федерации по действующему законодательству. Нет сомнения, что сооружения и здания административного или служебного характера, храмы, церкви и монастыри, как и грамотная структурная организация земной Церкви – полезны и нужны. С этим ни один здравомыслящий человек спорить не станет. Но, если мы говорим о Церкви Христовой, возглавляемой Господом нашим, Иисусом Христом, и состоящей из земной, воинствующей части, в которой «числятся» все клирики и все миряне, и Небесной, торжествующей части, в которой праведники, мученики, святые /11/, то она «не вписывается» в рамки Московской Патриархии (при всем уважении и наилучшему отношению к ней). И, в этом смысле, когда мы заявляем о том, что Церковь должна распространить влияние на творческую, трудовую и деловую сферы, то говорим о верующих людях, а не о «юридическом лице» (Московской Патриархии). Причем, подразумеваем здесь исключительно мирян, а не клириков РПЦ.
Согласно «Основам социальной доктрины Церкви» /12/ мирянам не только разрешается, но и рекомендуется активная жизненная позиция и деятельность в миру, к которой относится как предпринимательская, хозяйственная, экономическая, финансовая, так и общественные и политические инициативы. Клирикам, конечно, все это не разрешается рассматриваемой доктриной, но мы их и не предполагаем «втягивать» в реализацию предлагаемого проекта, о чем приходится акцентировать внимание уже ни первый год. Благословения, поддержки и молитвы клириков за успех как конкретных начинаний мирян на местах, так и нашего общего дела в целом (создания православной инфраструктуры) будет вполне достаточно.
Заключение
Можно и далее призывать нацию в храмы Божии, уповать на миссионерство, катехизацию и социальную деятельность приходов, продолжать требовать от клириков походов в народ и прочих подвигов. Только есть ли на это время, осталось ли? Мы видим, что творится на Земном шаре, как против нас ополчается практически весь так называемый «христианский мир» (США, Западная и Восточная Европа) /13/. Мы знаем пророчества святых о судьбах мира и России. Выбор у нас небольшой: или продолжать безвольно следовать по сегодняшнему пути развития России за подавляющей массой невоцерковленного населения, или, все же, не смотря ни на что, попытаться изменить ситуацию – создать христианскую альтернативу всему, с чем мы сталкиваемся, практически ежедневно, везде и всюду – на каждом шагу.
Мы агитировали и агитируем за перемены. На наш взгляд, это намного продуктивней, чем годами и пятилетками ругать телевидение и прессу, культуру и образование, торговлю и бизнес, социальную и пенсионную сферу, общественные инициативы и политику, власть и практически колониальную государственность. Создание православной инфраструктуры – это путь реальных перемен: эволюционных, не конфронтационных ни с властью, ни с кем бы то ни было; созидательных и альтернативных по христианской сути тому, что имеем.
_____________________________________________________
1. Статистика РПЦ
2. Жизнь в Церкви. Всего десять процентов
3. Выступление святейшего Патриарха Кирилла в Туле
4. Какие места занимает Россия в мировых рейтингах
5. Политическое и деловое объединение христиан
6. О создании христианской партии
7. Доводы в пользу христианской партии
8. Объявления и обсуждения группы «Православная инфраструктура» портала Экклезия
9. Владимир Путин предложил не забывать о светском характере государства
10. Кто такой православный христианин
11. Иерей Олег Давыденков. Катихизис. Часть 2. Толкование на символ веры. Глава Х. О девятом члене Символа веры
12. Основы социальной концепции РПЦ
13. НАТО создает силы быстрого реагирования против России
Помню, когда начал интересоваться православной литературой и подходить к церковным лавкам Данилового монастыря, Казанской церкви в Коломенском, других храмов Москвы, кроме Библии, Нового Завета, Молитвослова ничего тогда не видел. Лишь один раз попался Церковный вестник или другой издававшийся МП РПЦ журнал. И больше ничего не было, несмотря на большой интерес к вере и нашей истории. В конце 90-х стали издавать все больше книг, сборников, журналов и газет – мы читали их взахлеб, делились друг с другом впечатлениями. Но представить себе нынешние печатные и интернет-издания не могли.
Монастыри и храмы, слава Богу, стоят, литературы и всего, что касается веры и знаний, у нас хватает в избытке, однако нет самого главного, давно ожидаемого – воцерковления всей нации /2/. Оказалось, что нет прямой связи между количеством открываемых храмов и ВУЗов православного профиля, доступной всем литературы, интернет-ресурсов, видеофильмов, и желанием стать православными христианами, хотя крещены у нас более 70% сограждан.
Такое «открытие» сильно удивило не только прихожан храмов, но и многих священников, некоторых иерархов. Об этом открыто заговорил Патриарх, начиная с первых своих поездок по стране. Запомнилось выступление Святейшего перед клириками тульской епархии /3/: там впервые была поставлена задача по работе в массах. Как образно писали тогда СМИ, «дан приказ священникам идти в народ». И многие пошли – в школы, лицеи, колледжи, ВУЗы, различные организации и учреждения, и даже в управленческие и властные структуры на местах, в регионах и Москве. Но, несмотря на активную миссионерскую, информационную, социальную и общественную деятельность Церкви, заметного увеличения прихожан так и не произошло. Не произойдет его и в перспективе, потому что власть настойчиво заявляет о своей приверженности светскому характеру государства и отделению от него Церкви.
Таким образом, несмотря на свободу Церкви, ее активную деятельности в рамках Устава и сегодняшний уровень влияние на граждан, общество и государство, она не может привести к кардинальным переменам в России. Подавляющее число граждан, не менее 70%, никак не интересуется внутрецерковной жизнью и не руководствуется в своей жизнедеятельности христианскими заповедями, традициями и ценностями. Поэтому, вполне естественны все моральные, нравственные и духовные болячки нашего общества, начиная от алкоголизма и наркомании, преступности и проституции, и заканчивая тотальной коррупцией и сдачей национальных интересов, природных и других богатств, финансовых ресурсов нашим и иностранным олигархам, транснациональным корпорациям и богатейшим странам мира /4/.
Понятно, что у многих клириков и мирян, находящихся под очень сильным впечатлением от растущего день ото дня негатива и упорного нежелания действующей власти переводить Россию в православное состояние, заметно поубавилось и рвения, и оптимизма. Тем более что практически никто не представляет, как усилить влияние Церкви на наше общество.
Так получилось, что над данной проблемой мне пришлось задуматься лет 5 назад, когда стало понятно, что действующая власть не является сторонницей кардинальных перемен, сопоставимых по своим масштабам с Крещением Руси в 988 году. Тогда Великий Князь, являющийся тезкой нашему Президенту, понял, что развитие Руси без истинной религии просто невозможно в каких-то человеческих рамках. Дикость и жестокость были такие, что дальше ехать было некуда, разве что вновь обрасти шерстью и превратиться в животных. Не понятно, на что надеются нынешние правители, но если они думают, что Россия упала на самое дно, то глубоко ошибаются – трагически события на Украине показывают это.
В такой ситуации возникает закономерный для мирян и клириков (всей Церкви) вопрос: как православным христианам, понимающим пагубность продолжающейся линии государства на языческое развитие и будущее, попытаться, наперекор обстоятельствам, повести людей за собой в христианскую альтернативу? Что для этого нужно предпринять, как можно все это организовать без противостояния с властью, строго в рамках законов и Конституции?
О православной инфраструктуре
Выход, оказывается, есть, и был изложен сторонниками православного пути развития лет 5 назад в статьях /5-7/, посвященных созданию в России христианской инфраструктуры. В них мы утверждали, что создание такой инфраструктуры – это залог динамичного и мирного развития нашей страны; та ниша, которая позволит увлечь в христианскую перспективу, если не всю нацию, то подавляющее большинство крещенных в детстве и зрелом возрасте людей. И иного пути воцерковления нации, на наш взгляд, сейчас просто не существует.
Что понимается под православной инфраструктурой? Какая-то отдельная территория или гетто, к которому сводят идею недалекие люди? Нет, под православной инфраструктурой понимаются даже не православные поселения в различных уголках необъятной Родины, в которых, кстати, нет никакого порока, если их окормляет Русская Православная Церковь. А целый комплекс всевозможных структур, созданных и управляемых мирянами в общих или коллективных интересах: детские ясли и сады, гимназии и кадетские корпуса, лицеи и колледжи, ВУЗы и НИИ; детские, родительские и молодежные организации, творческие и трудовые коллективы, благотворительные и социальные фонды, юридические и правовые службы. Информационно-аналитические, издательские и полиграфические центры, теле- и радиокомпании, СМИ (печатные и в интернете); производственные, сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые компании; внедренческие, инновационные предприятия /8/.
Финансовые, кредитные (товарищества и союзы), банковские структуры; общественно-политические объединения и союзы, движения и партии. Можно еще долго перечислять направления в предпринимательстве, бизнесе (хотя это слово не любят), которые верующие способны создавать и развивать не хуже других, но суть, думаю, понятна и так: создается реальная альтернатива всему имеющемуся сейчас и никак не связанному с христианством. Но только там, где это не противоречит заповедям, принципам и традициям христианства. Когда это будет создаваться не одиночками и не в отдельных селах и городах (что имеется, и, кстати, очень неплохо себя зарекомендовало), а в масштабах всей страны – это будут уже не показательные примеры, а серьезная система, которую мы и назвали инфраструктурой.
Что даст такая инфраструктура
Теперь о том, что даст реализация идеи. Во-первых, – массовые рабочие места для тех, кто хочет работать в православных творческих, трудовых и предпринимательских коллективах, а не где попало. Для многих верующих переход к своим братьям и сестрам станет большим событием, потому что иногда очень трудно устоять в одиночку от соблазнов в заведомо греховной среде. И у верующей молодежи появится возможность вообще не попадать в языческие коллективы, а поступать на работу в разнообразные православные структуры после окончания православных школ, гимназий и лицеев, кадетских корпусов, колледжей и ВУЗов. Во-вторых, это даст христианскую альтернативу для огромного числа крещенных, но не воцерковленных людей – они смогут влиться в ряды крепко верующих и живущих по христианским заповедям людей, изменить свою жизнь и деятельность раз и навсегда. Как известно из опыта, очень нелегко стать христианином в среде неверующих, беспринципных и развращенных людей, далеких от веры, часто даже нападающих на Православие, Церковь, все истинное и Святое. Трудно начать ходить в храм, если нет верующих родственников и друзей по жизни или работе. Другое дело – верующая семья или друзья: они плохому не научат, и в храм обязательно приведут, и вере научат, а не только выбранной профессии.
В-третьих, через 10-20 лет активного создания православных структур по городам и весям России, мы будем иметь совсем другую страну, потому что уже не будет того тотального языческого преобладания во всех сферах и областях, которое есть. Всякий гражданин, на своем личном опыте, собственными глазами, увидит существенную разницу «двух систем». Той, что упорно насаждается властью, не желающей «поступиться принципами» и своей «светскостью, отделенностью от Церкви» /9/, и другой, которая будет создаваться мирянами, молящимися Богу и получающими Его помощь, и окормляться священниками Русской Православной Церкви. Любому благоразумному верующему наперед ясен результат сего «соревнования», но не имея возможности убедить слабо верующую власть в превосходстве нашей «модели будущего», придется это превосходство доказывать на деле, практической деятельностью. Хотя не исключено со временем, что явные преимущества православного способа хозяйствования вынудят власть отказаться от навязанной в 1917 году языческой модели жизнедеятельности в угоду врагу человеческого рода (не к ночи будет помянут).
Вот так, братья и сестры, поставив себе задачу возвращения православной основы нашего существования на земле, не смотря на безразличие власти к нашей альтернативе, мы сами, своими руками и головами, в достаточно сжатые сроки можем/должны преобразить свою Родину до неузнаваемости в самом лучшем смысле этого слова. Распространение нашего вероисповедания на творческую и трудовую, интеллектуальную и предпринимательскую, хозяйственную и финансовую деятельность, наряду с семейной жизнью, даст нам то, чего не смогут дать агитационная, просветительская и миссионерская работа вместе взятые.
Для оппонентов и критиков
Вот, коротко, идея, принципы и механизмы ее реализации. Как видим, никакого «гетто» и никакой «резервации» нет – все реализуется в условиях реальной жизни по действующим законам и в равных стартовых условиях с неверующими людьми. Как нет и «втягивания» клириков и Московской Патриархии в бизнес и политику, прочих выдумок противников идеи православной инфраструктуры, создаваемой исключительно интеллектом, силами и трудом мирян Русской Православной Церкви. Единственное, что требуется от клириков – окормление православных структур, молитва за здравие трудящихся в них, успех дела. Нет здесь, при грамотной постановке дела, никакого протестантского духа: вера наша никак не пострадает в догматическом и практическом аспекте. Наоборот, будет только укрепление веры. Потому что, помимо церковных богослужений, приходских послушаний, домашней молитвы, семейного православного уклада, мы получаем еще и православную творческую и профессиональную самореализацию, качественно отличающуюся от нашего творчества и труда в не верующих, не православных, языческих, а иногда богоборческих коллективах.
К чему должен стремиться христианин? К воцерковлению, спасению, приобщению к вере своей «второй половины», детей (семьи); жизни, поступкам и делам по заповедям. Так учат во всех церквах /10/. Почему при этом никто не говорит о важности христианской организации домашнего хозяйства, труда и творчества; бизнеса, предпринимательства, промышленного и сельскохозяйственного производства? Разве на это мы тратим не большую часть времени нашего существования на земле? Или, может быть, не здесь раскрываются человеческие и творческие, общественные и интеллектуальные, деловые качества и способности, причем, наиболее ярко и полно? Не пора ли, не дожидаясь милости от власти, «оправославить» эту наиважнейшую часть нашей жизнедеятельности? В нашем праве создавать и наниматься на работу в языческую или православную организацию, предприятие, бизнес. Так давайте не будем плодить исключительно языческие структуры, давайте создавать православные!
И последнее. Очень часто в разговорах о Церкви, ее будущем умышленно, или по глупости, под ней понимаются не люди, верующие в Господа нашего Иисуса Христа, а сооружения, здания и та религиозная организация, которая зарегистрирована Министерством Юстиции Российской федерации по действующему законодательству. Нет сомнения, что сооружения и здания административного или служебного характера, храмы, церкви и монастыри, как и грамотная структурная организация земной Церкви – полезны и нужны. С этим ни один здравомыслящий человек спорить не станет. Но, если мы говорим о Церкви Христовой, возглавляемой Господом нашим, Иисусом Христом, и состоящей из земной, воинствующей части, в которой «числятся» все клирики и все миряне, и Небесной, торжествующей части, в которой праведники, мученики, святые /11/, то она «не вписывается» в рамки Московской Патриархии (при всем уважении и наилучшему отношению к ней). И, в этом смысле, когда мы заявляем о том, что Церковь должна распространить влияние на творческую, трудовую и деловую сферы, то говорим о верующих людях, а не о «юридическом лице» (Московской Патриархии). Причем, подразумеваем здесь исключительно мирян, а не клириков РПЦ.
Согласно «Основам социальной доктрины Церкви» /12/ мирянам не только разрешается, но и рекомендуется активная жизненная позиция и деятельность в миру, к которой относится как предпринимательская, хозяйственная, экономическая, финансовая, так и общественные и политические инициативы. Клирикам, конечно, все это не разрешается рассматриваемой доктриной, но мы их и не предполагаем «втягивать» в реализацию предлагаемого проекта, о чем приходится акцентировать внимание уже ни первый год. Благословения, поддержки и молитвы клириков за успех как конкретных начинаний мирян на местах, так и нашего общего дела в целом (создания православной инфраструктуры) будет вполне достаточно.
Заключение
Можно и далее призывать нацию в храмы Божии, уповать на миссионерство, катехизацию и социальную деятельность приходов, продолжать требовать от клириков походов в народ и прочих подвигов. Только есть ли на это время, осталось ли? Мы видим, что творится на Земном шаре, как против нас ополчается практически весь так называемый «христианский мир» (США, Западная и Восточная Европа) /13/. Мы знаем пророчества святых о судьбах мира и России. Выбор у нас небольшой: или продолжать безвольно следовать по сегодняшнему пути развития России за подавляющей массой невоцерковленного населения, или, все же, не смотря ни на что, попытаться изменить ситуацию – создать христианскую альтернативу всему, с чем мы сталкиваемся, практически ежедневно, везде и всюду – на каждом шагу.
Мы агитировали и агитируем за перемены. На наш взгляд, это намного продуктивней, чем годами и пятилетками ругать телевидение и прессу, культуру и образование, торговлю и бизнес, социальную и пенсионную сферу, общественные инициативы и политику, власть и практически колониальную государственность. Создание православной инфраструктуры – это путь реальных перемен: эволюционных, не конфронтационных ни с властью, ни с кем бы то ни было; созидательных и альтернативных по христианской сути тому, что имеем.
_____________________________________________________
1. Статистика РПЦ
2. Жизнь в Церкви. Всего десять процентов
3. Выступление святейшего Патриарха Кирилла в Туле
4. Какие места занимает Россия в мировых рейтингах
5. Политическое и деловое объединение христиан
6. О создании христианской партии
7. Доводы в пользу христианской партии
8. Объявления и обсуждения группы «Православная инфраструктура» портала Экклезия
9. Владимир Путин предложил не забывать о светском характере государства
10. Кто такой православный христианин
11. Иерей Олег Давыденков. Катихизис. Часть 2. Толкование на символ веры. Глава Х. О девятом члене Символа веры
12. Основы социальной концепции РПЦ
13. НАТО создает силы быстрого реагирования против России
Обсуждения Православная инфраструктура. Опыт и перспективы