Однажды, когда я работал на прокладке линий радиорелейной связи среди марийских лесов, после отлаживания и запуска узловой автоматической станции мы с бригадой, уставшие и промокшие от сырого снега, вышли к далекой марийской деревушке. Мы хотели есть и спать, хотели тепла, сухой одежды и отдыха. И вот, проходя между рядами домов, мы привлекли внимание местных жителей этой деревни. Они подошли к нам, и показали один из домов в центре поселения, хозяева натопили баню и приготовили нам еду. Там мы остались на достаточно длительный срок нашей вахты, пока вся система радиосвязи не была окончательно настроена и сдана в эксплуатацию. Когда же мы уезжали оттуда, подойдя к хозяевам, разумеется, решили расплатиться с ними за жилье. Но они скорее обиделись на наше предложение, чем вообще как-то восприняли его, сказав, что человек, который взял деньги с путников потом не сможет оправдать этот поступок перед Богом. Мы вернулись в это место и позже, и привезли хозяевам патронов для ружья, а так же подарили этой замечательной семье различные необходимые в быту вещи, все это они с радостью приняли.
Вспоминая эти месяцы среди лесов и болот, я не могу не констатировать тот факт, что то были самые, пожалуй, близкие к Религии люди, хотя, с достаточной очевидностью, можно утверждать, - они не читали особенно много из Священных Писаний, принесенных пророками (мир им всем) в наш Сотворенный Мир. И вот сегодня столь многие политики и религиозные деятели говорят о необходимости развития и укрепления «традиционного ислама», но нигде, увы, я не слышал еще определения — а что же это такое в принципе? Разумеется, мы не можем относить в эту категорию обычное выполнение предписанного ритуала, потому что любой образованный человек понимает, что ритуал дан для человека, чтобы человек укреплялся в своей Вере и следовал пути Всевышнего, находя его в своем сердце. Конечно, некоторые течения и ветви во всех, практически, религиозных системах утверждают, что человек рожден для ритуала, но мы видим, что именно из таких посылов вырастают колосья экстремизма и ненависти к любым другим системам ценностей.
Так что же такое традиционность — на сегодняшний день? К чему нам действительно необходимо стремиться, в каком направлении идти?
Представьте себе, сегодня мы имеем некое понятие, полностью лишенное концептуальной наполненности. Не смотря на постоянные разговоры о «традиционном исламе» что это такое есть на самом деле никто толком не может объяснить. Иногда кажется удивительным еще и тот факт, что сегодня даже нет самих попыток создать какую-то концепцию этого понятия. А между тем, нам необходима как раз новая парадигма, которая смогла бы снова сделать религию двигателем науки, искусства, духовного роста и всего прогресса в целом. К сожалению, сложившаяся сегодня система скорее просто плывет по течению, стараясь сделать свое движение управляемым в русле непредсказуемой горной реки. Но развитие ситуации сейчас не поддается никаким прогнозам, и сравнение с горной рекой здесь вполне уместно — решения, которые спасают нас от катастрофы приходится принимать настолько оперативно, на сколько это позволяет сделать наша реакция. Но ведь люди научились управлять водной стихией, направлять потоки воды через плотины, заставляя эту чудовищную энергию потока воды превращаться в тепло, свет, электричество городских сетей. Так не пора ли нам подумать о новом императиве поведения, который бы вновь вернул не только религиозную систему, но и все общество в целом на путь созидания и процветания? Но ведь для создания такого императива необходима концепция, которая бы выходила за рамки традиционности и системы координат одного народа. Да, мы живем в многонациональной стране, где культурные традиции и религиозные системы существуют бок о бок уже не одно столетие! И как раз сейчас пришло время подумать и о нашем совместном существовании в условиях быстро изменяющегося современного мира. При этом мы не в коем случае не должны допускать потерю самобытности и традиционности ни одного из живущих в нашей великой стране народов, и не допускать ухода от религиозной традиции. Но ведь, в конечном счете, все наши ценности, касающиеся человека и общества едины. И начинать какой-либо диалог наших координатных систем, традиций и цивилизаций необходимо как раз отталкиваясь от этих самых общечеловеческих ценностей.
Но порой кажется, что в поисках «традиционной религии» мы блуждаем в темноте с завязанными глазами. Мы боремся с хиджабами в школах, мы ищем экстремизм в священных книгах и работах мыслителей давно минувших эпох, мы до сих пор не научились отделять чистое от грязного, и все чаще люди ставят знак равенства между мусульманами, религиозными фундаменталистами, экстремистами, а иногда и просто национальными преступными группировками. Разумеется, подобный курс не приносит ровным счетом ничего, кроме новой эскалации напряженности в обществе, а зачастую и обыкновенного насилия. Да мы иногда просто ничего не знаем о народах и племенах, рядом с которыми живем последнее тысячелетие! А иногда просто не хотим воспринимать их исходя из своей собственной системы ценностей...
Разумеется, настало время серьезных перемен. Нам необходимо не просто пересмотреть свои позиции, мы обязаны вплотную заняться изучением диалога цивилизаций, систематизируя и обогащая опыт именно нашей страны, которая, по сути, является Сердцем Евразии. На сегодняшний день быть безграмотными — просто преступно! И уж вдвойне преступно обладая знаниями бездействовать и оставаться в стороне от происходящих событий.
Сейчас идет много разговоров об опасности либеральной системы ценностей, которую некоторые называют даже «либеральной машиной подавления всего человеческого». И эти последние, конечно, абсолютно правы. Но нельзя забывать, что и образование этой «либеральной машины» - далеко не спонтанный процесс, это конечный продукт хорошо продуманной и весьма длительной работы. Да, либеральная идея направлена на полное обезличивание человека, лишение его души и превращение в идеального потребителя. В конечном счете идеальный продукт либеральной модели — биологически активный объект, бездумно выполняющий доведенную до автоматизма работу, и потребляющий специальный синтетический корм в качестве горючего. И это, действительно, кажется ужасным. К сожалению не многие и сегодня видят, что и религиозный фанатизм, и экстремизм, как и абсолютное падение нравственности есть, по сути, результат действия этой «либеральной машины».
Но вот только почему мы думаем, что сможем спонтанно противостоять этой хорошо продуманной и разработанной сатанинской системе? Те силы, которые сейчас задают «моду» на различный религиозный экстремизм являются, по сути, и заказчиками осквернения мечетей, соборов и любых храмов! Эти силы у одних заменяют совесть хорошо разработанными догмами «чистой религии», другим же говорят о том, что человеческая совесть является бесполезным пережитком времени, никому не нужным атавизмом. Таким образом они выполняют действительно сатанинский план — сея панику, хаос и страх с помощью экстремизма и фанатизма, они, с другой стороны, вырывают души у людей посредством внедрения своей дьявольской идеологии. Но и бороться с этим злом возможно только с помощью хорошо продуманной идеологической системы, которая находила общие точки соприкосновения всех традиционных культур, подталкивая их к созиданию и прогрессу, к созданию чего-то нового и великого.
Таким образом мы видим, что единственный выход для нашего общества, единственный шанс противостоять экспансии бездуховности, ровно как и любого экстремизма и фундаментализма, - это исследование традиционных процессов и создание единой идеологической системы ценностей, изучение культурно-религиозного устройства ценностной системы всех народов нашего государства и разработка новых моделей просветительских программ, которые смогли бы вывести нашу многонациональную культуру из состояния глубокого кризиса, в котором, вне всякого сомнения, она находится на сегодняшний день.
Я начал свою статью с рассказа о марийской деревне. Что же, у этих людей как раз было то, чего нам не хватает сейчас — умение понимать и принимать окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Этих людей, не смотря на то, что многие из них и вовсе не читали религиозных книг, можно назвать близкими к Религии и глубоко верующими людьми, потому что их традиционность являлась сокровищем, сокрытым в сердце. Если нам удастся создать такую идеологическую систему, которая вот так открывала бы сердца, то миссия наша в этом Сотворенном Мире будет завершенной и выполненной.
Мира, Милости и Благословения Всевышнего Аллаха
(c) Танай Чолханов
Вспоминая эти месяцы среди лесов и болот, я не могу не констатировать тот факт, что то были самые, пожалуй, близкие к Религии люди, хотя, с достаточной очевидностью, можно утверждать, - они не читали особенно много из Священных Писаний, принесенных пророками (мир им всем) в наш Сотворенный Мир. И вот сегодня столь многие политики и религиозные деятели говорят о необходимости развития и укрепления «традиционного ислама», но нигде, увы, я не слышал еще определения — а что же это такое в принципе? Разумеется, мы не можем относить в эту категорию обычное выполнение предписанного ритуала, потому что любой образованный человек понимает, что ритуал дан для человека, чтобы человек укреплялся в своей Вере и следовал пути Всевышнего, находя его в своем сердце. Конечно, некоторые течения и ветви во всех, практически, религиозных системах утверждают, что человек рожден для ритуала, но мы видим, что именно из таких посылов вырастают колосья экстремизма и ненависти к любым другим системам ценностей.
Так что же такое традиционность — на сегодняшний день? К чему нам действительно необходимо стремиться, в каком направлении идти?
Представьте себе, сегодня мы имеем некое понятие, полностью лишенное концептуальной наполненности. Не смотря на постоянные разговоры о «традиционном исламе» что это такое есть на самом деле никто толком не может объяснить. Иногда кажется удивительным еще и тот факт, что сегодня даже нет самих попыток создать какую-то концепцию этого понятия. А между тем, нам необходима как раз новая парадигма, которая смогла бы снова сделать религию двигателем науки, искусства, духовного роста и всего прогресса в целом. К сожалению, сложившаяся сегодня система скорее просто плывет по течению, стараясь сделать свое движение управляемым в русле непредсказуемой горной реки. Но развитие ситуации сейчас не поддается никаким прогнозам, и сравнение с горной рекой здесь вполне уместно — решения, которые спасают нас от катастрофы приходится принимать настолько оперативно, на сколько это позволяет сделать наша реакция. Но ведь люди научились управлять водной стихией, направлять потоки воды через плотины, заставляя эту чудовищную энергию потока воды превращаться в тепло, свет, электричество городских сетей. Так не пора ли нам подумать о новом императиве поведения, который бы вновь вернул не только религиозную систему, но и все общество в целом на путь созидания и процветания? Но ведь для создания такого императива необходима концепция, которая бы выходила за рамки традиционности и системы координат одного народа. Да, мы живем в многонациональной стране, где культурные традиции и религиозные системы существуют бок о бок уже не одно столетие! И как раз сейчас пришло время подумать и о нашем совместном существовании в условиях быстро изменяющегося современного мира. При этом мы не в коем случае не должны допускать потерю самобытности и традиционности ни одного из живущих в нашей великой стране народов, и не допускать ухода от религиозной традиции. Но ведь, в конечном счете, все наши ценности, касающиеся человека и общества едины. И начинать какой-либо диалог наших координатных систем, традиций и цивилизаций необходимо как раз отталкиваясь от этих самых общечеловеческих ценностей.
Но порой кажется, что в поисках «традиционной религии» мы блуждаем в темноте с завязанными глазами. Мы боремся с хиджабами в школах, мы ищем экстремизм в священных книгах и работах мыслителей давно минувших эпох, мы до сих пор не научились отделять чистое от грязного, и все чаще люди ставят знак равенства между мусульманами, религиозными фундаменталистами, экстремистами, а иногда и просто национальными преступными группировками. Разумеется, подобный курс не приносит ровным счетом ничего, кроме новой эскалации напряженности в обществе, а зачастую и обыкновенного насилия. Да мы иногда просто ничего не знаем о народах и племенах, рядом с которыми живем последнее тысячелетие! А иногда просто не хотим воспринимать их исходя из своей собственной системы ценностей...
Разумеется, настало время серьезных перемен. Нам необходимо не просто пересмотреть свои позиции, мы обязаны вплотную заняться изучением диалога цивилизаций, систематизируя и обогащая опыт именно нашей страны, которая, по сути, является Сердцем Евразии. На сегодняшний день быть безграмотными — просто преступно! И уж вдвойне преступно обладая знаниями бездействовать и оставаться в стороне от происходящих событий.
Сейчас идет много разговоров об опасности либеральной системы ценностей, которую некоторые называют даже «либеральной машиной подавления всего человеческого». И эти последние, конечно, абсолютно правы. Но нельзя забывать, что и образование этой «либеральной машины» - далеко не спонтанный процесс, это конечный продукт хорошо продуманной и весьма длительной работы. Да, либеральная идея направлена на полное обезличивание человека, лишение его души и превращение в идеального потребителя. В конечном счете идеальный продукт либеральной модели — биологически активный объект, бездумно выполняющий доведенную до автоматизма работу, и потребляющий специальный синтетический корм в качестве горючего. И это, действительно, кажется ужасным. К сожалению не многие и сегодня видят, что и религиозный фанатизм, и экстремизм, как и абсолютное падение нравственности есть, по сути, результат действия этой «либеральной машины».
Но вот только почему мы думаем, что сможем спонтанно противостоять этой хорошо продуманной и разработанной сатанинской системе? Те силы, которые сейчас задают «моду» на различный религиозный экстремизм являются, по сути, и заказчиками осквернения мечетей, соборов и любых храмов! Эти силы у одних заменяют совесть хорошо разработанными догмами «чистой религии», другим же говорят о том, что человеческая совесть является бесполезным пережитком времени, никому не нужным атавизмом. Таким образом они выполняют действительно сатанинский план — сея панику, хаос и страх с помощью экстремизма и фанатизма, они, с другой стороны, вырывают души у людей посредством внедрения своей дьявольской идеологии. Но и бороться с этим злом возможно только с помощью хорошо продуманной идеологической системы, которая находила общие точки соприкосновения всех традиционных культур, подталкивая их к созиданию и прогрессу, к созданию чего-то нового и великого.
Таким образом мы видим, что единственный выход для нашего общества, единственный шанс противостоять экспансии бездуховности, ровно как и любого экстремизма и фундаментализма, - это исследование традиционных процессов и создание единой идеологической системы ценностей, изучение культурно-религиозного устройства ценностной системы всех народов нашего государства и разработка новых моделей просветительских программ, которые смогли бы вывести нашу многонациональную культуру из состояния глубокого кризиса, в котором, вне всякого сомнения, она находится на сегодняшний день.
Я начал свою статью с рассказа о марийской деревне. Что же, у этих людей как раз было то, чего нам не хватает сейчас — умение понимать и принимать окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Этих людей, не смотря на то, что многие из них и вовсе не читали религиозных книг, можно назвать близкими к Религии и глубоко верующими людьми, потому что их традиционность являлась сокровищем, сокрытым в сердце. Если нам удастся создать такую идеологическую систему, которая вот так открывала бы сердца, то миссия наша в этом Сотворенном Мире будет завершенной и выполненной.
Мира, Милости и Благословения Всевышнего Аллаха
(c) Танай Чолханов
Обсуждения Традиционность сокровище, сокрытое в сердце