Европа переживала смутные времена: катился вал Реформации, начиналось становление национальных церквей, монархи уже не считали нужным подчиняться духовному авторитету Папы. А заокеанское золото из недавно открытой Америки отлично подпитывало костры гражданских войн.
В эти дни горстка единомышленников во главе с испанским дворянином Игнатием Лойолой и образовало Общество Иисуса. Они познакомились и подружились в Парижском университете, они мечтали стать миссионерами и служить Папе. Их не воспринимали всерьез ни протестанты, ни католики. Едва новоявленный орден утвердили, они тут же разъехались по свету — проповедовать. Сегодня невозможно представить, каким был бы мир без иезуитов. Их неуемная энергия, помноженная на отличную организацию и превосходное образование, превратила разрозненные народы, рассыпанные по земному шару, в единую цивилизацию.
Суровая жизнь
По структуре орден иезуитов больше похож на военизированную организацию, чем на собрание клириков. Неудивительно: Игнатий Лойола был офицером. Жестко централизованная система, в которой дома, миссии и коллегии объединены в провинции, провинции — в страны, и отовсюду стекаются отчеты в штаб-квартиру ордена, расположенную в Риме. Жесточайшая дисциплина, поставленное во главу угла беспрекословное повиновение младших старшим, отчаянная смелость в сочетании с отличной физической подготовкой — орден действительно готовил «папских воинов». И готовил весьма тщательно.
Весь орден делился на четыре главных ранга — новиции, схоластики, коадъюторы и профессы. На первом этапе послушник учился образу жизни и послушанию в течение двух лет. Второй этап занимал пять лет: за это время схоластик получал весьма приличное образование. На третьем этапе он приступал к практике, однако же, без проявления своей воли. Большинство членов ордена никогда не поднимались выше этой ступени. И лишь после этого человеку могли позволить принести три монашеских обета и стать действительным членом ордена — профессом. Лучшие из профессов давали четвертый обет — послушания Папе. Этих лучших никогда не бывало более пятидесяти, и они становились мозгом ордена.
Педагогическая теория иезуитов строилась на четырех принципах: самопознание, изобретательность, любовь и героизм. Самопознание позволяло воспитать в людях бесстрастность, необходимую для принятия стратегических решений. Изобретательность позволяла решать самые неожиданные задачи, подстерегавшие миссионера на его тернистом пути. Любовь к Богу, к миру и к людям заряжала необходимой энергией, а героизм… Без героизма нет служения Идее. Любой.
Миссия иезуитов
Но главным их достижением стали не сотни мучеников за веру, и не миллионы новых верующих, а школы — коллегии, открытые для всех желающих. Образование в них давали стандартное для того времени — языки, прежде всего латынь, классические авторы, общее представление о других науках, риторика, логика. Необходимые сведения повторялись столько раз, что кто не понимал, тот хотя бы запоминал. Иезуиты руководствовались правилом: «лучше знать меньше, да лучше». Огромное внимание уделялось не только получению знаний, но и физическому здоровью учеников. И, разумеется, духовному, хотя религиозным иезуитское образование назвать нельзя.
Многих критиков ордена ужасал подход, при котором в среде учеников поощрялись слежка и доносительство. Однако этот подход был следствием другого: наставники полагали, что наказания за проступки — негуманное решение. Разумней предупреждать проступки, чем впоследствии наказывать за них. Другим распространенным поводом для упреков служили излишний догматизм и отсталость взглядов. Однако эти недостатки не помешали иезуитам выучить сотни тысяч детей. Не все из них стали иезуитами, а некоторые не стали и католиками. В орденских коллегиях учились Декарт и Дидро, Вольтер и Вейсхаупт (основатель ордена иллюминатов), Кортель и Мольер, Хичкок и Конан Дойль, Джойс и Сент-Экзюпери, Фидель Кастро и Маркес, Метерлинк и Торричелли, Жорж Сименон и Шатобриан, Шарль де Голль и Лопе де Вега, гетман Мазепа и Богдан Хмельницкий. И даже маркиз де Сад закончил иезуитский колледж! Пожалуй, одного этого списка хватит, чтобы снять с иезуитов обвинения в неумении учить детей.
Падение ордена
Однако же не стоит считать иезуитов безобидными миссионерами, бескорыстно несущими радости просвещения. Миссионер всегда разведчик; и всегда он вынужден так или иначе работать на своих хозяев. Чтобы вести деятельность с потребным размахом, иезуиты нуждались в поддержке сильных мира сего. За поддержку приходилось платить — где-то доставляя ценные сведения, где-то убеждая население в неоспоримом авторитете монарха, где-то — исполняя роль иностранного советника. С шестнадцатого века ни одна крупная политическая интрига не обходилась без иезуитов, поскольку в своем служении Папе они дошли до крайности, создав, фактически, теорию революций. Чтобы объяснить, почему король или принц должен считаться с Папой, иезуиты твердили: власть Папы — от Бога, а власть государей — от воли народов. Стало быть, как Папа покорен Господу, так и государей должно контролировать их народам…
Влияние иезуитов к середине восемнадцатого века стало поистине глобальным. Их ненавидели и протестанты, и католики. Их приспособленческую мораль (легшую, кстати, в основу сегодняшней толерантности) объявляли лицемерной, а самим иезуитам приписывали все смертные грехи. Против иезуитов ополчились все народы. Сначала их изгнали из Португалии, где приближенным короля не нравилось, что влияние иезуитов в американских колониях куда выше королевского. Потом — из Франции, где набирало силу абсолютисткое государство… А в 1773 году политики вынудили Папу запретить орден иезуитов полностью.
С ними обошлись как с еретиками, хотя реальных обвинений предъявить не смогли. Генерала ордена убили в тюрьме; многие видные иезуиты были казнены. Общество Иисуса, разумеется, могло оказать сопротивление. Еще как могло! В их руках были все тайны Европы, а значит, и все нити управления. Однако иезуиты смирились.
Цель оправдывает средства — главный принцип морали иезуитов. Жизнь показала, что это так… но не все цели дозволяется ставить.
Русский парадокс
Иезуиты не сделали России ничего хорошего. Они поддерживали Лжедмитрия I и проиграли. При царе Алексее Михайловиче им удалось закрепиться в Москве, основать миссию. Но после его смерти они сделали ставку на царевну Софью. И — снова проиграли. Петр I сначала изгнал их, потом простил. Потом снова изгнал в связи с делом царевича Алексея, обвиненным в измене.
Тем не менее, когда орден был запрещен Папой, Екатерина II подумала — и велела игнорировать эту буллу. Чем объяснялось такое решение? С одной стороны, как не пожалеть гонимых. Россия мало кому отказывает в приюте. А с другой, Екатерина видела для страны неоспоримые выгоды. И выгоды эти шли от иезуитской системы образования.
Император Павел зашел еще дальше: он добился от Папы разрешения для иезуитов сохранить орден на территории России. В созданных ими коллегиях обучались дворянские дети. Александр I иезуитов не любил, считал неблагодарными — им приют дали, а они развели прозелитизм. Но из страны не гнал — куда ж им податься-то… И лишь когда Папа снял свой запрет, Александр со спокойной совестью потеснил иезуитов. Да и то, надо сказать, мягко потеснил — выслал сначала из столиц, затем из страны, однако ж никого не арестовал и на каторгу не отправил.
Иезуиты сегодня
Сейчас «Общество Иисуса» насчитывает чуть больше 18 тысяч человек. Они по-прежнему ведут миссионерскую работу — в дебрях Африки. И по-прежнему в их коллегиях учатся дети из самых разных семей, получая приличное образование. Их методики взяли на вооружение не только гуманитарные технологи, но и коуч-тренеры.
Ирония судьбы: в наши дни, когда влияние ордена пошло на спад, очередным Папой становится иезуит.
Впервые за всю историю ордена.
Суровая жизнь
По структуре орден иезуитов больше похож на военизированную организацию, чем на собрание клириков. Неудивительно: Игнатий Лойола был офицером. Жестко централизованная система, в которой дома, миссии и коллегии объединены в провинции, провинции — в страны, и отовсюду стекаются отчеты в штаб-квартиру ордена, расположенную в Риме. Жесточайшая дисциплина, поставленное во главу угла беспрекословное повиновение младших старшим, отчаянная смелость в сочетании с отличной физической подготовкой — орден действительно готовил «папских воинов». И готовил весьма тщательно.
Весь орден делился на четыре главных ранга — новиции, схоластики, коадъюторы и профессы. На первом этапе послушник учился образу жизни и послушанию в течение двух лет. Второй этап занимал пять лет: за это время схоластик получал весьма приличное образование. На третьем этапе он приступал к практике, однако же, без проявления своей воли. Большинство членов ордена никогда не поднимались выше этой ступени. И лишь после этого человеку могли позволить принести три монашеских обета и стать действительным членом ордена — профессом. Лучшие из профессов давали четвертый обет — послушания Папе. Этих лучших никогда не бывало более пятидесяти, и они становились мозгом ордена.
Педагогическая теория иезуитов строилась на четырех принципах: самопознание, изобретательность, любовь и героизм. Самопознание позволяло воспитать в людях бесстрастность, необходимую для принятия стратегических решений. Изобретательность позволяла решать самые неожиданные задачи, подстерегавшие миссионера на его тернистом пути. Любовь к Богу, к миру и к людям заряжала необходимой энергией, а героизм… Без героизма нет служения Идее. Любой.
Миссия иезуитов
Но главным их достижением стали не сотни мучеников за веру, и не миллионы новых верующих, а школы — коллегии, открытые для всех желающих. Образование в них давали стандартное для того времени — языки, прежде всего латынь, классические авторы, общее представление о других науках, риторика, логика. Необходимые сведения повторялись столько раз, что кто не понимал, тот хотя бы запоминал. Иезуиты руководствовались правилом: «лучше знать меньше, да лучше». Огромное внимание уделялось не только получению знаний, но и физическому здоровью учеников. И, разумеется, духовному, хотя религиозным иезуитское образование назвать нельзя.
Многих критиков ордена ужасал подход, при котором в среде учеников поощрялись слежка и доносительство. Однако этот подход был следствием другого: наставники полагали, что наказания за проступки — негуманное решение. Разумней предупреждать проступки, чем впоследствии наказывать за них. Другим распространенным поводом для упреков служили излишний догматизм и отсталость взглядов. Однако эти недостатки не помешали иезуитам выучить сотни тысяч детей. Не все из них стали иезуитами, а некоторые не стали и католиками. В орденских коллегиях учились Декарт и Дидро, Вольтер и Вейсхаупт (основатель ордена иллюминатов), Кортель и Мольер, Хичкок и Конан Дойль, Джойс и Сент-Экзюпери, Фидель Кастро и Маркес, Метерлинк и Торричелли, Жорж Сименон и Шатобриан, Шарль де Голль и Лопе де Вега, гетман Мазепа и Богдан Хмельницкий. И даже маркиз де Сад закончил иезуитский колледж! Пожалуй, одного этого списка хватит, чтобы снять с иезуитов обвинения в неумении учить детей.
Падение ордена
Однако же не стоит считать иезуитов безобидными миссионерами, бескорыстно несущими радости просвещения. Миссионер всегда разведчик; и всегда он вынужден так или иначе работать на своих хозяев. Чтобы вести деятельность с потребным размахом, иезуиты нуждались в поддержке сильных мира сего. За поддержку приходилось платить — где-то доставляя ценные сведения, где-то убеждая население в неоспоримом авторитете монарха, где-то — исполняя роль иностранного советника. С шестнадцатого века ни одна крупная политическая интрига не обходилась без иезуитов, поскольку в своем служении Папе они дошли до крайности, создав, фактически, теорию революций. Чтобы объяснить, почему король или принц должен считаться с Папой, иезуиты твердили: власть Папы — от Бога, а власть государей — от воли народов. Стало быть, как Папа покорен Господу, так и государей должно контролировать их народам…
Влияние иезуитов к середине восемнадцатого века стало поистине глобальным. Их ненавидели и протестанты, и католики. Их приспособленческую мораль (легшую, кстати, в основу сегодняшней толерантности) объявляли лицемерной, а самим иезуитам приписывали все смертные грехи. Против иезуитов ополчились все народы. Сначала их изгнали из Португалии, где приближенным короля не нравилось, что влияние иезуитов в американских колониях куда выше королевского. Потом — из Франции, где набирало силу абсолютисткое государство… А в 1773 году политики вынудили Папу запретить орден иезуитов полностью.
С ними обошлись как с еретиками, хотя реальных обвинений предъявить не смогли. Генерала ордена убили в тюрьме; многие видные иезуиты были казнены. Общество Иисуса, разумеется, могло оказать сопротивление. Еще как могло! В их руках были все тайны Европы, а значит, и все нити управления. Однако иезуиты смирились.
Цель оправдывает средства — главный принцип морали иезуитов. Жизнь показала, что это так… но не все цели дозволяется ставить.
Русский парадокс
Иезуиты не сделали России ничего хорошего. Они поддерживали Лжедмитрия I и проиграли. При царе Алексее Михайловиче им удалось закрепиться в Москве, основать миссию. Но после его смерти они сделали ставку на царевну Софью. И — снова проиграли. Петр I сначала изгнал их, потом простил. Потом снова изгнал в связи с делом царевича Алексея, обвиненным в измене.
Тем не менее, когда орден был запрещен Папой, Екатерина II подумала — и велела игнорировать эту буллу. Чем объяснялось такое решение? С одной стороны, как не пожалеть гонимых. Россия мало кому отказывает в приюте. А с другой, Екатерина видела для страны неоспоримые выгоды. И выгоды эти шли от иезуитской системы образования.
Император Павел зашел еще дальше: он добился от Папы разрешения для иезуитов сохранить орден на территории России. В созданных ими коллегиях обучались дворянские дети. Александр I иезуитов не любил, считал неблагодарными — им приют дали, а они развели прозелитизм. Но из страны не гнал — куда ж им податься-то… И лишь когда Папа снял свой запрет, Александр со спокойной совестью потеснил иезуитов. Да и то, надо сказать, мягко потеснил — выслал сначала из столиц, затем из страны, однако ж никого не арестовал и на каторгу не отправил.
Иезуиты сегодня
Сейчас «Общество Иисуса» насчитывает чуть больше 18 тысяч человек. Они по-прежнему ведут миссионерскую работу — в дебрях Африки. И по-прежнему в их коллегиях учатся дети из самых разных семей, получая приличное образование. Их методики взяли на вооружение не только гуманитарные технологи, но и коуч-тренеры.
Ирония судьбы: в наши дни, когда влияние ордена пошло на спад, очередным Папой становится иезуит.
Впервые за всю историю ордена.
Обсуждения Общество изменившее общество