Поклонение Тебе, преодолевшему мир,
Опытному в Знании Пустоты,
Исключительно ради блага существ
Долговременно пребывающему в сострадании!
Ты знаешь: есть лишь скандхи,
Опытному в Знании Пустоты,
Исключительно ради блага существ
Долговременно пребывающему в сострадании!
Ты знаешь: есть лишь скандхи,
Нет никаких существ.
И всё же, великий Муни, ради существ
Ты претерпевал величайшие муки!
О мудрый!
Мудрым Ты ясно показал,
Что и скандхи подобны наваждению,
Миражу, граду гандхарвов или сновидению.
Они порождаются причиной.
Нет её – нет и их.
Разве ты не постиг ясно,
Что они – словно отраженье [луны в озере]?
Элементы не воспринимаются зрением.
Каким же образом зримое состоит из них?
Так говоря о форме,
Ты отвергаешь веру в [реальность] формы.
Ощущение не существует без ощущаемого.
Значит [оно] лишено «я».
И Ты убеждён: ощущаемое
Лишено подлинного существования.
Если бы имя-понятие и его объект не отличались друг от друга,
То рот [говорящего] сгорел бы от [слова] «огонь».
А если б были различны, не было бы понимания.
Так сказано Тобою, Глаголящий Истину!
Деятель независим, как и действие, –
[Так] Тобою сказано в относительном смысле
В действительности Ты уверен,
Что оба существуют взаимозависимо.
[В высшем смысле] нет ни действующего, ни испытывающего [действие],
Благое и неблагое порождаются взаимозависимо.
Ты провозгласил, о Владыка Речи:
Возникающее взаимозависимо [в действительности] не возникает!
Без познавания нет познаваемого
И без познаваемого нет сознания,
Поэтому – сказано Тобою –
Знание и познаваемое лишены сущности.
Если б обозначение отличалось от обозначаемого,
То обозначаемое существовало бы без обозначения,
А при неотличии их друг от друга они бы [также] не существовали,
Это Тобою сказано ясно.
Оком Мудрости Ты созерцал
Этот мир, как лишённый обозначаемого и обозначений,
Как запредельный словам
И достигший великого Покоя.
Не возникает ни существующее, ни несуществующее,
Ни существующее-несуществующее – ни само собой,
Ни через иное, ни через то и другое [одновременно].
Как [вообще] оно может возникнуть?
Немыслимо уничтожение существующего,
Атрибут которого – длительность.
Как же может уничтожиться несуществующее,
Подобное рогам лошади?
Исчезновение неотлично от бытия,
[Но] и нельзя считать его не отличным.
Если б оно было отличным, [оно]
Было бы вечным, это же было бы и при неотличии.
Ибо исчезновение немыслимо,
Если вещь есть единое.
И исчезновение немыслимо,
Если вещь – множество.
И нелогично возникновение следствия
От исчезнувшей причины, как и от причины, [ещё] не исчезнувшей.
Ты достоверно знаешь:
Возникновение подобно сновидению.
Ни от уничтожённого, ни от не уничтожённого семени
Не возникает росток.
Сказано Тобою: всякое возникновение
Подобно появлению иллюзии.
Итак, Ты в совершенстве постиг,
Что этот мир порождён воображением.
Он нереален, и, [будучи] невозникшим,
Не может и исчезнуть.
Не существует блуждания в сансаре вечного [я],
Не существует блуждания невечного [я].
Поэтому Ты, наилучший знаток Истины,
Заявил: блуждание в сансаре – словно сновидение!
Логики считают, что страдание возникает само собой,
Создаётся чем-то другим, тем и другим [одновременно]
Или оно беспричинно.
Тобою же сказано: оно возникает взаимозависимо.
Взаимозависимое возникновение –
Вот что Ты понимаешь под Пустотой.
Нет никаких независимых явлений!
Вот что значит Твой несравненный львиный рык!
Амрита учения о Пустоте
Устраняет все концепции.
А если кто-то цепляется за реальность [Пустоты], –
Он погиб! – [так сказано] Тобою.
О Спаситель! Все явления лишены активности,
Зависимы, пусты, возникли взаимозависимо –
Словно иллюзия. Ты ясно показал:
[Они] лишены сущности.
Ты ничего не превозносишь
И ничего не умаляешь.
Как ранее, так и после
Ты осознаёшь Таковость.
Пока мы не полагаемся на созерцание,
Практикуемое благородными,
Сознание действительно никогда
Не избавится здесь от обозначений.
Сказано Тобою:
Пока не делают опорой лишённое обозначений,
Освобождения нет,
И в Махаяне Ты это показал досконально.
Пусть, благодаря заслуге, обретённой мной прославлением Тебя –
Сосуда, достойного прославления, –
Весь мир освободится от оков обозначений!
И всё же, великий Муни, ради существ
Ты претерпевал величайшие муки!
О мудрый!
Мудрым Ты ясно показал,
Что и скандхи подобны наваждению,
Миражу, граду гандхарвов или сновидению.
Они порождаются причиной.
Нет её – нет и их.
Разве ты не постиг ясно,
Что они – словно отраженье [луны в озере]?
Элементы не воспринимаются зрением.
Каким же образом зримое состоит из них?
Так говоря о форме,
Ты отвергаешь веру в [реальность] формы.
Ощущение не существует без ощущаемого.
Значит [оно] лишено «я».
И Ты убеждён: ощущаемое
Лишено подлинного существования.
Если бы имя-понятие и его объект не отличались друг от друга,
То рот [говорящего] сгорел бы от [слова] «огонь».
А если б были различны, не было бы понимания.
Так сказано Тобою, Глаголящий Истину!
Деятель независим, как и действие, –
[Так] Тобою сказано в относительном смысле
В действительности Ты уверен,
Что оба существуют взаимозависимо.
[В высшем смысле] нет ни действующего, ни испытывающего [действие],
Благое и неблагое порождаются взаимозависимо.
Ты провозгласил, о Владыка Речи:
Возникающее взаимозависимо [в действительности] не возникает!
Без познавания нет познаваемого
И без познаваемого нет сознания,
Поэтому – сказано Тобою –
Знание и познаваемое лишены сущности.
Если б обозначение отличалось от обозначаемого,
То обозначаемое существовало бы без обозначения,
А при неотличии их друг от друга они бы [также] не существовали,
Это Тобою сказано ясно.
Оком Мудрости Ты созерцал
Этот мир, как лишённый обозначаемого и обозначений,
Как запредельный словам
И достигший великого Покоя.
Не возникает ни существующее, ни несуществующее,
Ни существующее-несуществующее – ни само собой,
Ни через иное, ни через то и другое [одновременно].
Как [вообще] оно может возникнуть?
Немыслимо уничтожение существующего,
Атрибут которого – длительность.
Как же может уничтожиться несуществующее,
Подобное рогам лошади?
Исчезновение неотлично от бытия,
[Но] и нельзя считать его не отличным.
Если б оно было отличным, [оно]
Было бы вечным, это же было бы и при неотличии.
Ибо исчезновение немыслимо,
Если вещь есть единое.
И исчезновение немыслимо,
Если вещь – множество.
И нелогично возникновение следствия
От исчезнувшей причины, как и от причины, [ещё] не исчезнувшей.
Ты достоверно знаешь:
Возникновение подобно сновидению.
Ни от уничтожённого, ни от не уничтожённого семени
Не возникает росток.
Сказано Тобою: всякое возникновение
Подобно появлению иллюзии.
Итак, Ты в совершенстве постиг,
Что этот мир порождён воображением.
Он нереален, и, [будучи] невозникшим,
Не может и исчезнуть.
Не существует блуждания в сансаре вечного [я],
Не существует блуждания невечного [я].
Поэтому Ты, наилучший знаток Истины,
Заявил: блуждание в сансаре – словно сновидение!
Логики считают, что страдание возникает само собой,
Создаётся чем-то другим, тем и другим [одновременно]
Или оно беспричинно.
Тобою же сказано: оно возникает взаимозависимо.
Взаимозависимое возникновение –
Вот что Ты понимаешь под Пустотой.
Нет никаких независимых явлений!
Вот что значит Твой несравненный львиный рык!
Амрита учения о Пустоте
Устраняет все концепции.
А если кто-то цепляется за реальность [Пустоты], –
Он погиб! – [так сказано] Тобою.
О Спаситель! Все явления лишены активности,
Зависимы, пусты, возникли взаимозависимо –
Словно иллюзия. Ты ясно показал:
[Они] лишены сущности.
Ты ничего не превозносишь
И ничего не умаляешь.
Как ранее, так и после
Ты осознаёшь Таковость.
Пока мы не полагаемся на созерцание,
Практикуемое благородными,
Сознание действительно никогда
Не избавится здесь от обозначений.
Сказано Тобою:
Пока не делают опорой лишённое обозначений,
Освобождения нет,
И в Махаяне Ты это показал досконально.
Пусть, благодаря заслуге, обретённой мной прославлением Тебя –
Сосуда, достойного прославления, –
Весь мир освободится от оков обозначений!
Обсуждения Нагарджуна