Как Библия смотрит на женщин?

Основой христианского учения является Библия. Из нее христиане усваивают и свои взгляды на женщин.

Что же это за взгляды? Откроем страницы «священного писания».

Вот легенда о сотворении человека. В первой главе книги Бытия говорится, что бог одновременно «сотворил» мужчину и женщину в виде обоеполого существа.
Как Библия смотрит на женщин?
Но уже во второй главе другой писатель «божественных откровений» вносит разъяснение: женщина была сотворена позже из ребра Адама, она—плоть его. Недаром католические архиереи и кардиналы веками спорили о том, есть ли душа у женщины или она — лишь «бого-сотворенное орудие» для умножения человеческого рода. Объясняя суть «таинства» брака, католический и лютеранский катихизисы оставляют за женщиной только обязанность деторождения. Женщина оказывается существом второстепенным, второразрядным. Законами древнего жестокого мира, эпохой полного бесправия и порабощения женщин веет от этих «откровений».

Перелистаем третью главу книги Бытия. Женщина выводится здесь падшей, преступницей, подтолкнувшей своего мужа на неповиновение богу. Она — причина разрыва людей с небом, причина всех грозных бед, обрушившихся на мир, подсудимая… И только в единственной признанной за ней функции — деторождении ей дается надежда, что, родив в будущем «спасителя мира», одна из женщин окажет миру «добрую услугу». Этими библейскими сказками мир угнетения пытался оправдать лишение женщины всех прав и простого человеческого достоинства. В конце той же третьей главы говорится о божьем приговоре, которым женщина обречена на родовые муки, на вечное подчинение мужчине. Удел женщины, учит Библия, страдать, терпеть и подчиняться.

Вглядимся в образы женщин, имена которых приведены в так называемой 1-й Моисеевой книге Бытия. Это — либо покорные рабыни своих мужей, либо женщины, наделенные множеством отрицательных черт. Сварливая и своекорыстная Сарра, жена Авраама, заносчивая Агарь, наложница Авраамова, жена Лота, погибшая из-за привязанности, к преступным жителям городов Содома и Гоморры, и его же развращенные дочери, блудящие с опьяненным ими же отцом. Интригующая против одного из своих же сыновей жена Исаака Ревекка, ненавидящие друг друга сестры Лия и Рахиль — жены Иакова, блудящая с его же пасынком наложница Балла, вступающая в физическую связь со свекром Фамарь…

В остальных четырех «Моисеевых книгах» этот перечень умножается. Ссорящаяся с мужем жена Моисея Сепфора, завистливая сестра его Мариам… Через женщин моавитских вошел «соблазн язычества» в среду евреев у Иордана.

Если от Пятикнижия мы обратимся к последующим книгам, то единственной благосклонно отмечаемой в книге Иисуса Навина женщиной является проститутка Раавь, предающая свою родину.

Правда, книга Судей отмечает кроткую покорность и патриотизм дочери судьи Иеффая. Но и в этой книге тоже излагаются примеры коварного поведения двух жен — предательниц судьи Самсона-богатыря. И так на протяжении всей Библии утверждается огромный перевес грязного и скверного в женщинах над добрым и примерным.

На таких библейских примерах в женщинах веками воспитывалось сознание слабости, ничтожества, неполноценности.

Отрицательной характеристике женских образов полностью соответствуют и библейские законы о женщинах. Вот, например, 12-я глава книги Левит. «Священное писание» утверждает, что бог может творить только доброе и хорошее. Но для женщины он, оказывается, сделал исключение. В упомянутой главе книги Левит, например, говорится, что, родив ребенка (мальчика), женщина считается нечистой в течение 6 недель, а родив девочку—12 недель, и должна принести очистительную жертву.

Мы считаем рождение ребенка великим торжеством, радостью. А по Библии—это нечистый акт. Если верить Библии, бог сам повелел людям плодиться и размножаться. Таким образом, он сам создает действие, им же объявляемое нечистым. Этот древний религиозный закон соблюдается церковью и в настоящее время: ежегодно 15 февраля церковь отмечает праздник Сретения — день, когда «богородица», легендарная мать легендарного евангельского «сына божия», приходила якобы брать молитву очищения от своей нечистоты. Хотя христиане и именуют деву Марию в молитвах «пречистой», но и она не избежала женского унижения. Впрочем, как говорят евангельские легенды, она и во время проповедей своего сына стояла только в стороне, за толпой.

Верующие женщины, следуя этому порочащему их закону, и в наши дни приходят в храм брать «очистительную» молитву, не смея до этого присутствовать даже при крещении собственных детей.

До сих пор сохраняется порядок, при котором только младенца мужского пола священник вносит в алтарь, а девочку, как нечто второразрядное, кладет на пол перед иконостасом около изображения «богородицы». Мать же еще и заплатит «отцу духовному» за это глумление.

По Библии бог сотворил женщину. И он же объявил естественные ежемесячные отправления организма, им сотворенного, нечистыми и скверными. Скверно, значит, сотворил!.. С него и спросить бы! А женщина за это ему еще и кланяться обязана.

«Богодухновенная» библейская книга Притчей Соломоновых глумится над женщинами, объявляя их сосудами скверны, источниками соблазнов. Если нужда и горе, говорится в этой книге, доведут женщину до падения, то и сгнить и погибнуть ей на дне жизни; земля и небо возмутятся, если позорная женщина выйдет замуж или женщина-служанка займет место госпожи своей. Так религия освящает классовое угнетение женщины, неравенство и эксплуатацию (Притч., гл. 30, ст. 23).

Новый завет, якобы принесенный на землю легендарным евангельским Христом, тоже внес свой вклад в унижение и закрепощение женщины, указывая ей, что она «связана законом, пока жив ее муж» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 39), что в знак смирения и подчинения она обязана ходить «с покрытой головою» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3 и 5). До сего дня этот символ унижения поддерживается ретивыми фанатиками —православными священниками и сектантскими проповедниками, рабски приемлется их доверчивыми жертвами.

Женщинам предлагается помнить, что «не муж от жены, а жена от мужа» (т. е., что Ева сотворена из ребра Адама), хотя нелепость этой сказки разоблачают и анатомия, и физиология, и сама жизнь (1-е Коринф., гл. 11, ст. 8).

Религия внушает женщине, что она должна смиренно «поучаться в безмолвии» (1-е Тимоф., гл. 2, ст. 11), «бояться мужа» (Ефес., гл. 5, ст. 23).

Как «сосуд нечистоты и страстей» (выражение, постоянное в старинных проповедях и поучениях), женщина лишена права священнослужения. Более того, она не имеет права входить в алтарь…

В храме женщина должна занимать левую, по понятиям церкви второстепенную, сторону. Во многие древние монастыри ее не допускали вообще, как не допускают до сего дня в монастырь Старый Афон в Греции. И монахи, рожденные матерями, считают себя «равноангельским ликом» за то, что не живут с женами. Один из монашеских «святых» авторитетов — Исаак Сирянин — внушает, что лучше монаху выпить яд, чем сесть за одним столом с женщиной, хотя бы это была его мать или сестра.

В православной церкви до сего дня существует закон, гласящий: «В нем же храме дитя родит мати, не достоит влазити в онь три дни. Потом помыти всюду и молитву да сотворят якоже над сосудом осквернившимся. И всем ту бывшим взяти молитву чистая. И та повлазити».

Среди молитв, в разное время составлявшихся, в церкви мирно уживаются такие, как «Очищение храма, в нем же дитя родится» и «Очищение храма, в нем же сука ощенится». За такое унижение в молитвах перед богом женщина-мать обязана называть его «боже милостивый» и «отче наш».

За призрачные утешения, которыми «одаряет» религия женщину, обещая несуществующее «царство небесное» в «обителях» бога, она вынуждена расплачиваться собственным унижением, терпеть издевательства и презрение.

акую же линию, какие нормы отношений к женщине усвоило христианство?

На первый взгляд может показаться, что оно открыло самую широкую и прекрасную дорогу перед женщиной, поставило ее в один ряд с мужчиной.

В послании апостола Павла к Галатам (гл. 3, ст. 27 и 28) говорится: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже… мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Этот же апостол в 1-м послании к Коринфянам пишет, что «неверующий муж освящается женою верующею» (гл. 7, ст. 14).

Говоря о семьях, где женщина приняла христианство, а муж остается язычником, тот же Павел в пропагандистских целях велит женщине не покидать такого мужа, не потому, впрочем, что это близкий человек. Смысл этого указания заключается в особом примечании апостола: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (гл. 7, ст. 16).

Какая честь оказывается женщине! Но только до тех пор, пока дело касается вопросов «спасения души». Молиться, веровать, уповать на «спасение на том свете» женщина имеет право наравне с мужчиной. Впрочем, в мире нет такой религии, которая отказывала бы женщине в праве на место в потустороннем мире. Так что христианство ничего нового в этом отношении не сказало.

Большинство религий древнего мира, да и некоторые современные нехристианские религии дают женщине, наряду с мужчиной, право священнослужения. В христианстве она их лишена! Более того. Женщины, по учению православия, оскверняют алтарь и священнослужителей даже издалека, даже косвенно. Если священник или дьякон общался вечером со своей женой (законной, венчанной, заметьте!), то он на другой день, как нечистый, не смеет служить литургию, не смеет причащаться и сам.

Но это еще не все. Женщина объявлена основоположниками христианства низшей и подчиненной не только в делах веры, но и вообще в человеческом роде. Апостол Павел, так горячо провозглашавший духовное «равенство» мужчины и женщины, объявляет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава—муж…» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3).

Этой подчиненности он придает и внешнее оформление: «…муж не должен покрывать (при молитве. — А. О.) голову, потому что он есть образ и слава божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 7—10).

Обыгрывая наивную библейскую сказку о создании женщины из ребра первого человека — Адама, христианство обосновало вечное подчинение одной половины человечества другой, одного пола другому. И это подчинение проповедуется и по сей день.

Зайдите в любую церковь, в любую молельню. Посмотрите на море черных и белых платочков, которые надевают на себя, идя в храм, женщины, надевают как знак признания своей покорности мужчине. И дико себе представить, что делается это теми самыми руками, которые создают великие ценности жизни.

Женщине словами того же «священного писания» церковь внушала и внушает по сей день: «…а жена да боится своего мужа» (Ефес., гл. 5, ст. 33).

Веками христианство, его «отцы духовные» — монахи, архиереи, патриархи и прочие рясоносители — внушали мужчине: «жена не властна над своим телом» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 4), «жена связана законом, доколе жив муж ее…» (там же, гл. 7, ст. 39). И какой-нибудь пьяный подлец, глумясь над своей «половиной», считал это своим правом, установленным самим богом. Еще бы: он мужчина, соль земли, господин положения!

Христианское учение не делает оговорок и для тех случаев, когда муж-садист в пьяном виде выгоняет жену с детьми на мороз, когда он — тунеядец, пропивающий не только свою получку, но и то, что приносит домой труженица-жена!

Как бы тяжело ни было женщине в браке, она, раба и созданное богом для мужа развлечение, не смеет уйти от своего повелителя. «Жене не разводиться со своим мужем», — прикрикивает на нее апестол Павел (1-е Коринф., гл. 7, ст. 10).

На этом унижения не кончаются. Если женщину-страдалицу от мужского деспотизма — в конце концов бросит сам муж, то она становится изгоем, грязным отбросом общества. «Кто же женится на разведенной, тот прелюбодействует»,—говорит в Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 32) якобы сам Иисус Христос. «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, — прелюбодействует» —подтверждает Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 12).

Так обстоит дело в семейно-брачных отношениях.

А в общественных? Здесь законы христианского «слова божия» выражаются еще категоричнее, еще непримиримее, определеннее: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие…» (1-е Тимоф., гл. 2, ст. 11—13).

Вдумайтесь в эти слова! Приводятся наивные легенды Ветхого завета о сотворении Евы, о ее грехопадении… И из этих сказок эпохи детства человечества выводится жестокое и жесткое предписание, определяющее весь стиль, весь уклад жизни. Молчи, покорствуй, рожай — вот твой удел, женщина, на земле…

Наши писательницы Г. Николаева, А. Коптяева и десятки других своими талантливыми книгами заставляют людей думать, радоваться или грустить, бороться за улучшение жизни на земле. Женщины-профессора, женщины-педагоги, женщины-доктора учат, лечат. Славный женский Таманский гвардейский авиаполк во время Великой Отечественной войны уничтожил немало фашистов. А из церквей и молелен приказывают и угрожают женщине попы в черных рясах и постно-елейные сектантские начетчики: «Не смей, не дерзай, склоняйся!..»

Дерзнувшую возразить останавливает «священное писание»: «Неприлично жене говорить в церкви» (1-е Коринф., гл. 11,ст. 35).

Таковы основы, на которых христианство построило свои взгляды на женщину.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-8715.
×

Обсуждения Как Библия смотрит на женщин?

  • УЗНАТЬ, как Бог Иегова относится к женщинам, можно несколькими способами. Например, можно выяснить, как с ними обращался Иисус Христос, которого Библия называет «образом невидимого Бога» и который в совершенстве отражает Божий взгляд на разные вопросы (Колоссянам 1:15). То, как Иисус в свое время вел себя с женщинами, показывает, что он, а также его Отец уважают женщин и определенно не одобряют угнетения, так распространенного сегодня во многих странах.
    Вспомним, к примеру, случай, когда Иисус разговаривал с женщиной у колодца. В евангельском повествовании Иоанна сказано: «Туда же пришла набрать воды одна женщина из Самарии. Иисус сказал ей: „Дай мне попить“». Иисус доброжелательно заговорил с самаритянкой у всех на виду, хотя большинство иудеев сторонились самаритян. Согласно одной энциклопедии, среди иудеев «особенно позорным считался разговор с женщиной на людях» (The International Standard Bible Encyclopedia). Однако Иисус обращался с женщинами уважительно и учтиво — на него не влияли предубеждения, обусловленные национальностью или полом. Напротив, именно женщине, к тому же самаритянке, он впервые прямо сказал, что является Мессией (Иоанна 4:7—9, 25, 26).
    В другой раз к Иисусу подошла женщина, 12 лет страдавшая изнурительным и унизительным кровотечением. Прикоснувшись к нему, она сразу же исцелилась. «Иисус обернулся и, заметив ее, сказал: „Не бойся, дочь моя, твоя вера исцелила тебя“» (Матфея 9:22). По Моисееву закону, женщина в ее состоянии вообще не должна была появляться в оживленном месте, не то что прикасаться к другим. Но Иисус не осудил, а с нежностью утешил ее и назвал «дочерью». Как это обращение, должно быть, согрело ее сердце! И какую же радость испытал сам Иисус!
    Когда Иисус воскрес, первыми, кому он явился, были Мария Магдалина и ученица, названная в Библии «другая Мария». Иисус мог бы явиться вначале Петру, Иоанну или любому из учеников-мужчин. Однако он решил удостоить такой чести женщин, позволив им первыми увидеть его после воскресения. Ангел повелел им свидетельствовать об этом удивительнейшем событии мужчинам, ученикам Христа. Вскоре сам Иисус велел этим женщинам: «Идите, скажите моим братьям» (Матфея 28:1, 5—10). Явно, на Иисуса не влияли распространенные в то время среди иудеев предубеждения, согласно которым женщина не могла давать свидетельство.
    Итак, Иисус был далек от предубеждений против женщин и никоим образом не потворствовал шовинистскому отношению к ним. Он показал, что ценит и уважает женщин. Насилие над ними полностью противоречило его учениям и поступкам. Можно не сомневаться, что это в точности отражало взгляды его Отца, Иеговы.
    Божья забота о женщинах
    «Нигде в странах древнего Средиземноморья или Ближнего Востока женщины не имели такой свободы, какую они получили в современном западном обществе. Обычно женщины подчинялись мужчинам, подобно тому, как рабы подчинялись свободным, а младшие — старшим. [...] Мальчики ценились гораздо больше, чем девочки, и новорожденных девочек иногда бросали, обрекая на гибель». Так в одном библейском словаре описывается преобладавшее в древние времена отношение к женщинам. Часто их приравнивали чуть ли не к рабам.
    Как раз в эти времена и была написана Библия. Но вопреки распространенным в древности обычаям записанный в Библии закон Бога обязывал с уважением относиться к женщинам.
    То, что Иегова беспокоится о благополучии женщин, видно из нескольких случаев, в которых он заступался за своих служительниц. Он дважды защитил от насилия Сарру, жену Авраама, которая была красивой женщиной (Бытие 12:14—20; 20:1—7). Бог проявил благосклонность к Лии, нелюбимой жене Иакова, «открыв ее утробу», чтобы она могла родить сына (Бытие 29:31, 32). Когда в Египте две богобоязненные повитухи, рискуя жизнью, спасали еврейских новорожденных мальчиков от истребления, Иегова проявил признательность и «даровал им семьи» (Исход 1:17, 20, 21). Также он ответил на горячую молитву Анны (1 Самуила 1:10, 20). А когда к вдове одного пророка пришел заимодавец и потребовал для покрытия долга отдать ему в рабство детей, Иегова не оставил ее в беде. Из любви он послал к ней пророка Елисея, чтобы обеспечить ее маслом, которого хватило и на покрытие долга, и на пропитание семьи. Так она смогла сохранить семью и свое достоинство (Исход 22:22, 23; 2 Царей 4:1—7).
    Пророки неоднократно порицали притеснение женщин и осуждали жестокость по отношению к ним. Пророк Иеремия сказал израильтянам от имени Иеговы: «Поступайте справедливо и праведно, избавляйте ограбленного от рук мошенника и не притесняйте ни пришельца, ни сироту, ни вдову. Не поступайте с ними жестоко и не проливайте невинной крови на этом месте» (Иеремия 22:2, 3). Бог осудил богатых и наделенных властью израильтян, потому что они выгоняли женщин из их домов и плохо обращались с их детьми (Михей 2:9). Бог справедливости видит все зло, которое причиняют женщинам и детям, и он этим крайне недоволен.
    «Добродетельная жена»
    Как надо относиться к женщинам, хорошо видно из прекрасного описания «добродетельной жены», которое содержится в древней книге Притч. Поскольку оно было включено в Слово Бога, можно не сомневаться, что Иегова с ним согласен. Представленную там женщину не назовешь угнетенной или незначительной, наоборот, ее уважают, ценят и ей доверяют.
    Женщина, описанная в 31-й главе Притч, энергична и предприимчива. Она «охотно трудится своими руками», продает и покупает. Даже приобретает землю — «осматривает поле и покупает его». Она шьет одежду и продает ее. Она отдает торговцам пояса. Все, что она ни делает,— делает от души. Более того, ее слова мудры, а поступки — добры. Это находит благодарный отклик. Ее высоко ценит муж, дети и — самое главное — Иегова.
    Женщины не должны быть жертвами угнетения со стороны мужчин, которые плохо и несправедливо обращаются с ними или подвергают разного рода эксплуатации. Наоборот, замужняя женщина должна быть счастливым человеком, прекрасным «дополнением» своего мужа (Бытие 2:18).
    Оказывайте им честь!
    Апостол Петр, движимый Божьим духом, в своем письме призывал мужей-христиан подражать примеру Иеговы и Христа в том, как относиться к женам. Он писал: «Вы, мужья, и впредь обращайтесь с ними... оказывая им честь» (1 Петра 3:7). Оказывать честь означает высоко ценить и уважать. Так что муж, который чтит свою жену, не унижает ее, не умаляет ее достоинство и не обращается с ней жестоко. В словах и делах — наедине и на людях — он показывает, что любит и лелеет ее.
    Оказывая жене честь, муж, безусловно, содействует счастью семьи. Рассмотрим пример Карлоша и Сесилии. В какой-то момент совместной жизни они перестали находить общий язык. Они часто ссорились, порой просто прекращали разговаривать. Они не знали, как решить эти проблемы. Он был агрессивным, она — капризной и заносчивой. Но, когда они стали изучать Библию и применять то, чему научились, дело пошло на лад. Сесилия замечает: «Я осознаю, что пример и учения Христа изменили мой характер и характер моего мужа. Благодаря примеру Иисуса я стала более смиренной и понимающей. Я научилась искать помощи у Иеговы в молитве, как это делал Иисус. Карлош стал более терпимым и научился проявлять самообладание, чтить свою жену, как того хочет Иегова».
    Их брак не идеален, но он выдержал испытание временем. В последние годы они столкнулись с серьезными трудностями: Карлош потерял работу, а также перенес онкологическую операцию. И все же эти испытания не только не ослабили, но даже укрепили их семейные узы.
    Из-за человеческого несовершенства во многих культурах к женщинам относятся непочтительно. Они подвергаются физическому, умственному и сексуальному угнетению. Но Иегова создал их не для этого. Библия ясно говорит, что, какие бы в обществе ни преобладали обычаи, ко всем женщинам следует относиться с уважением и почтением. Это их право, которое дал им сам Бог.
     

По теме Как Библия смотрит на женщин?

Медитация для женщин

Вопрос, адресованный Раджнишу Ошо: "Нужна ли женщинам специальная медитация...
Религия

Духи женщин

Богинки - в русской мифологии и мифологии западных славян злые духи женщин...
Религия

Медитации для женщин, восстанавливающие энергетику

Практики медитаций известны с древнейших времен. С их помощью каждая женщина...
Религия

Взаимодействие чакр мужчин и женщин

У мужчин ведущие – муладхара, манипура, у женщин ведущие – свадхистана и анахата...
Религия

Библия Кафы - о храмовых обществах каменного века

Библия Кафы Оглавление Часть I. Взгляд в дописьменные времена: кафская местность...
Религия

Библия о реинкарнации

Перевоплощение или «реинкарнация» — это перемещение вещества сознания из одного...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека