19.Всех их, завистливых и злонравных, низших из людей, Я помещаю навеки в океан материального существования, непременно в неблагоприятных демонических формах жизни.
КОММЕНТАРИЙ.
Ну, наверное, неофит, только начавший преданное служение Богу, смело и обнадеживающе помыслит, что уж ему, постигающему Истину, это никак не грозит. И точно ошибется. Он уже погружен в океан материального существования и страшнее этого нет. Но для слабо-религиозного человека. На самом деле, не существует ни ада, ни неблагоприятных демонических форм тела или жизни. Все в материальном мире достаточно лояльно устроено Богом. Все формы тел, как бы Бог не повел, не имеют в себе ничего устрашающего, устроены вполне приемлемо, как и формы жизни. И повести в новой жизни Бог может непредсказуемо, но достаточно терпимо. Эти строки стиха не должны вселять панический страх, ими не следует пугать, да и бесстрашие преданного должно быть на уровне. Предаться Богу, осознать, что нет ничего, что живое существо не претерпело бы, - это необходимость, этим следует вооружиться, как и полагаться непременно на Милость Бога, какое бы обличье не ожидало после смерти. И далеко не всегда человек рождается среди животных из-за греховной деятельности. Этому могут быть и ряд других причин, как-то: человеку в новом рождении следует отдохнуть от напряженной человеческой жизни, или мать еще не готова принять его в свое лоно, или так Бог желает развить в человеке некоторые качества, например терпение и смирение, проводя через такую форму жизни в течение нескольких лет. Следует доверять Богу, следует не мыслить об этом возможном пути негативно или неприязненно, следует понимать и то, что все во благо. Что же касается людей греховных, то, прежде всего, Бог имеет на них цель развивающую, где далеко не всегда с успехом подходит рождение в теле животного, ибо тормозит в некоторый момент развитие что называется по горячим следам проявленных греховных качеств, перевод их на качества противоположные именно через опыт человеческой жизни, здесь дающий многие и незаменимые возможности. Поэтому чаще всего такие люди получают наказание, где требуется подключение осознания страдания в теле человека, где необходимо изнутри на себе увидеть роль и влияние тех качеств, которые проявил или применил к другому. Часто греховные рождаются именно среди людей, и на их пути в свое время Бог ставит тех, кто такими же качествами и обладает. Что называется – Бог клин клином (греховным греховное) вышибает, ставя в условия зависимые, однозначные, в условия долгого насилия, или бедности или унижения, или неудач, или безработицы, или неустроенности в семейном плане, или давая болезни и увечья, или посылая другие страдания, которые аналогичны тем, которые человек сам своими качествами причинил другим. Поэтому неблагоприятные формы жизни могут быть обеспечены любому, как и в любом теле, в любом рождении. Данный стих рассчитан на впечатлительных, глупых, трусливых, не знающих Бога людей. Но отсюда следует то, что преданные-неофиты, посчитав, что это никак не для них, проповедуют эту возможность, дабы через страх вызвать у человека, которому с этой позиции проповедуют, соответствующее отношение к религии, долгу, к своим качествам. И этот путь не исключается, он дан Богом для тех, кто так может мыслить, кто, исходя из этого понимания, будет старателен в исполнении религиозных принципов. Хотя на самом деле такой кнут не истинный, но во времена Арджуны был вполне подходящим. Но до истинного понимания и отношения к своей собственной судьбе следует и теперь, в наши времена еще дорасти через практику преданного служения и усвоения совершенных духовных знаний, как и через постижение качеств Бога, куда входит непременно Милость для всех и каждого, не пытающая живые существа за их ступень, а разумный подъем по ступеням развития Божественными средствами. Нет для Бога завистливых, нет для Бога злонравных, но есть у Бога те, кто стоит на своей ступени. Ко всем равное абсолютно отношение, нет заслуженных, нет и падших… Все ведомы Богом, никто и в малом не помыслит от себя, никто и в малом не поступит сам или изберет сам, а потому через все науки каждый проходит с Богом и на что внутри себя смотрит, с чем еще внутри себя согласен, через это Бог и поведет, через это и поднимет, через это и подведет к выбору вновь и вновь и даст разные мысли и склонит к ошибочному выбору и посмотрит, как после уроков заупрямится душа, и что изберет в себе за причину уклониться и как готова снова решить свою проблему. А если надо, то урок пройдет по второму и третьему кругу и более того, и на своих детях, и на своих родителях и много раз посоветует им, как себе, путь праведный и снова проиграет игры и роли со своим личным участием, пока Бог не удовлетвориться внутренним раскладом души, пока не согласуется Мнением Бога. И далее, и в новые игры и роли, и в новый выбор и новые ошибки… И некогда бросать такую работающую душу в условия достаточно отдаленные, не дающие необходимое для практики человеческой. Бог все знает, все абсолютно учитывает, и может неплохо научить страданиями и в человеческом теле, создав условия демонические, но терпимые и заодно подучив терпению, аскетизму, смирению, ибо в дальнейшем в религиозной практике все вспомнится и пригодится. Нет ни одного, кого бы Бог не отшлифовал, в кого бы не вложил Божественную душу, кого бы проигнорировал, тем более, кого бы осудил. Это невероятно, это пристрастно, это и вне Божественной цели и качеств. Так надо понимать все стихи, однако работающие на тех, кто еще именно так в силу слабости ума и может воспринимать. Но будет прав тот, кто вручит себя Богу и войдет в бесстрашие на этот счет, однако, и не оставаясь в стороне от преданного служения. Понятно, что навеки в океан материального существования Бог никого не помещает, а на вполне определенный срок. И нет ни одного, кто бы этот срок не прошел по вечному кругу сансары, ибо иначе Бог со своими частицами и не работает. Никто здесь более, чем надо, не задерживается, и никто сюда не возвращается.
20.Глупец, рождение за рождением получая демонические формы жизни, несомненно, не достигает Меня, о, сын Кунти. После этого приговоренный идет к своему назначению.
КОММЕНТАРИЙ.
Достаточно устрашающий стих. Что поделать. Это тоже Божественный прием. Ну, как иначе сдвинуть с места в религиозном направлении того, кто еще совершенные знания не осилит, ибо слаб умом и пониманием. Что Богу нужно от неверующего или неофита? Что хочет добиться Владыка, снисходя на уровень слабого человека и начиная говорить с ним на его достаточно приемлемом языке? Только сотрудничество, внутренний поворот к религии, внутреннее согласие на духовную реализацию, путь даже через противопоставление себя тем, кто и есть эти «глупцы», поскольку именно это будет брать Бог за причины для более серьезного внутреннего диалога с ним. Увы, любому, кого Бог назовет глупцом, это означает также – пора. Но «пора» бывает разное, иногда и через долгие и изнурительные, идущие чередой печали, которые подводят к Богу, ища только в нем убежища после земных мытарств и преодолений. Однако, получение демонических форм жизни сюда почти не входит. Все только в человеческом теле. Здесь на осознанном уровне испытания и Божественные уроки преломляются куда круче и с большей пользой. Да и не существует у Бога демонических форм жизни нигде, ни в одном существовании. Какое бы тело живое существо не получило – в нем достаточно комфортно, не чувствует себя живое существо ни в каком теле ущербно, какую бы оно форму не имело, ибо творение Бога совершенно в плане приспособления и удовлетворения первейших нужд. А по телу и спрос. Ну, жизнь, ну две от силы живое существо проведет в теле собаки… Но никогда - одно, вместе с Богом и насладится и пострадает. А отсюда и Милость даже в самых непредвиденных ситуациях. Несомненно, Бог поведет путями и нелегкими. В теле животных претерпевается и голод, и холод, и болезни, и свое насилие. Но есть и свобода и независимость и сытость и совокупление, и прочее, что уравновешивает животный быт, где нет человеческих треволнений, вечных долгов, как и бесконечных изнуряющих Уроков. Зато живое существо и в таком теле мудреет, становится выносливым, неприхотливым, что каждому и не привыкать, ибо каждый оттуда (из мира низших форм и жестких условий), становится и аскетичным, не забывая о милосердии и доброте, ибо рождение детенышей к такому проявлению обязывают в любом теле. Ну, чем еще можно припугнуть, пригрозить? Может быть, адом? Нет такого чистилища у Бога. Есть места, где содержатся души умерших грешников. Но бестелесных ничем особо не проймешь и нет для них той практики, чтобы закрепить. Все только через тело, через воплощение, реально. Отсюда и вывод. Материальный мир, жизнь в теле человека берет на себя все абсолютно функции по исправлению средствами хорошо видимыми каждому. Страданий в материальном мире хватает. И достаются они тем, кто преступил. Бог не взирает на тела, на положение. Прошлые рождения отаукиваются каждому по силе греховной деятельности. Ну, что тут долго перечислять. Наводнения, пожары, насилия, ограбления, самые изысканные формы наказания – вот ад, уготовленный своими руками греховными, теми, кто совершил против другого. Один Бог доподлинно знает, на что и кто способен, какие качества ждут своего часа, кто и что замыслил и против кого. В справедливости Бога не следует сомневаться, ибо Отец беспристрастен. Нет для Него лучших и худших детей, нет греховных и праведных, ибо все хотят или нет, но, входя в тело человека, привносят в жизнь еще не отработанные животные качества. И начинается для них круговерть – греховная деятельность и земной ад, сами непростые Божественные уроки, и нет ни одного, кто бы это путь не прошел или не одолел или обошел. Любой сегодняшний духовный учитель и наставник, религиозный деятель и правитель, ученый и великий талант – оттуда, а многие еще и там. Но нет ни одного, кто бы не достиг Всевышнего, перед кем двери к Богу закрыты, тем более навсегда. Поэтому, все приговоренные, все исправляются, все идут к Богу, причем непрерывно и чаще всего именно в теле человека, ибо от него больше пользы. Изначальная задача Бога – не наказания, но достичь в человеке, развить в нем те качества в свою меру, которые могут уже всецело поставить на путь преданного служения Самому Богу. Божественность необходима крайне. Поэтому Бог столь тверд и непреклонен, изыскивает каждому пути индивидуальные, использует средства подходящие, разворачивая души к самосовершенству осознанному и направленному, начиная с малого, используя те качества, которые могут помочь, включая страх перед Богом и за свою судьбу, как и за своих близких. Бог отнюдь не шутит. Наказания реальны. Но религиозный человек уже выходит из такого понимания. Им движет уже не страх, но невозможность принятия материального мира и его условностей по духу, ибо вырос из этих пеленок. Его уже не страшит ни смерть, ни страдания, ибо понимание, что за всем стоит Воля Бога, что все справедливо и во благо, что все имеет конец, что душа фактически бессмертна, - это понимание дает основание вручить себя Богу и снять с себя многие этим обязанности и волнения. Но до такого состояния понимания надо еще дорасти. Данная глава показывает, от каких качеств и до каких на Земле развивается человек, дает как бы личности основание обозреть в сжатой форме путь каждого и определить свое место в этом движении, которое для всех имеет одно направление. Бог, однако, показал движение порознь, как бы оттенил достигших от тех, кто вначале, Своим Мнение как бы условным (не прямым, но подходящим для человеческого понимания) показал, что лучше. Но пора знать, что в этом пути к Богу самое лучшее для каждого – сам путь как он есть со всеми его плюсами и минусами и вычленить из него ни одну ступень невозможно, ибо все непрерывно связано между собой.
21.Для человека существует следующие три вида врат в ад, разрушительных для души: вожделение, гнев, а также жадность. Поэтому от этих трех откажись.
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих как бы подводит черту стихам 4-20, определяющим качества человека, которого можно отнести к условно-демоническим натурам, указывая на основополагающие, причинные качества, из которых следует вся остальная надстройка, синтезирующая из себя греховное проявление человека. Вожделение, гнев и жадность тоже имеют свои ступени, имеют в материальном мире и материальных отношениях тенденцию как к развитию, так и к затуханию в процессе проявления себя, отработки и уничтожения в результате последствий любой кармической деятельности. В тело человека живое существо входит из животного мира с ярко выраженными качествами подобного рода, однако в форме достаточно простой, унаследованной из простоты бытия в животном мире. Некоторый период эти качества в условиях более насыщенных в человеческом обществе становятся более утонченными, изощренными, более приспосабливаются к выживанию на фоне достаточного разума и противодействия более развитых живых существ – людей, уже занявших более прогрессивные ступени в лестнице развития человечества. Поэтому не сразу эти качества идут на убыль, но некоторый период и процветают, и дают свои плоды, привнося страдания в мир людей, но и накапливая шаг за шагом последствия греховной деятельности, которые в свое время рикошетом достаточно точным и будут их выбивать из седла, переводя живые существа на новые рельсы понимания и поведения. Каждый проходит путь развития этих качеств до пика. Это распространяется и на гунну невежества, и на развитую гунну страсти. Под влиянием этих гунн греховные как бы торжествуют, беря эти качества за основу, не зная, что это и есть первоочередные врата и к наказанию, которое в данном стихе названо адом. И снова. Ад – это лишь путь отдачи долгов на Земле. Нигде более такой путь не уготован. Бог исправляет, выравнивает греховных путями понятными, земными, где можно мыслить доступно, владея опытом земным, не шарахаясь от вещей запредельных, где и не знаешь, куда ты идешь, что предпринять, кто все те, кто над тобой измывается. Нет. Никаких запредельных тем не возникнет. Наказание то, которое увидишь глазами, услышишь ушами, осмыслишь мыслью, будешь искать выход, будешь предпринимать, будешь и страдать, будешь и терять, будешь и унижен, познаешь и насилие. Все только от людей или от природных катаклизмов, все на доступном языке, не в аду, не среди устрашающих персонажей, не на сковородке, не в огне, не с гиеной, ни рядом… все это сказки для тех, на кого они в свое время могли действовать и отговорить. Но… как отказаться от вожделения, гнева и жадности? А как быть и с другими качествами – завистью, жестокостью, насилием… Ведь, и они не уступают по последствиям? В Боге устроено так, что одно качество дает основание проявиться другому, другое – третьему… Целый букет греховности подразумевают и данные качества. Не сложно просмотреть. Вожделение, что есть сильное желание, влечет за собой мыслительные спекуляции, они в свою очередь поднимают со дна хитрость, лицемерие, жестокость и дают путь насилию. Неразвитый ум, идя на поводу вожделения тотчас предлагает свои услуги, ища лазейки, пути нечистые, направляя против других. Ум подсказывает, где затаиться, где выждать, кому пообещать, с кем организовать встречу, что сказать и как… Гнев, внутреннее возникшее состояние, проявляется, если вожделение невозможно удовлетворить быстро и путями обозримыми. Гнев молниеносен, нетерпелив, осуждает, идет напролом, требует, насилует, убивает, теряет разум, строптив, нагл, не ставит в расчет, сметает все на своем пути… Жадность – чувство материалистическое, неразумное, имеет свойство подозрительности, неверия, недоверия, немилосердно, неразумно, эгоистично, безмерно, претендует, отбирает, лжет, хитрит, ловчит… Приведенные три качества – бич материального мира, руководство к греховным деяниям, но это и то, через что, опять же, человек вовлекается в материальные игры и автоматически изобличает эти качества в себе, в результате чего по карме получает опробование этих качеств на себе рикошетом от такой же ступени развития и понимания других. В результате эти качества ослабляются, теряется в них необходимость. Но сколько же необходимо Божественного труда, чтобы человек поднялся в этих качествах на более высокую ступень, где они ослабевают. Трудно вести человека и работать над ним, если труд Бога происходит в одностороннем порядке, если буквально насильственными методами, страданиями Бог вышибает эти качества, а человек сам не знает, почему улучшился, где и в результате чего произошел в нем этот сдвиг, что происходит постоянно со всеми. Просто в один прекрасные момент человек говорит, что утратил интерес к вещам, что стал более дружелюбен, что перестал стяжать и может усмирить свои желания, ибо претерпел, ибо познал аскезы и вывел немудреную формулу, что ничего не удовлетворяет душу, все тленно, все приходящее. Долог путь до такого понимания. Поэтому данный стих призывает не только просыпаться, но и начинать сотрудничать с Богом в плане духовного развития личного. Пусть человек хотя бы посмотрит и согласится, что эти качества вновь и вновь вовлекают в колесо сансары, которое и так надоело, ибо здесь, в материальном мире по сути одно и то же, одно и то же и постоянно бьет и убивает вечное несовершенство, стяжательство, прочие атрибуты, как неизменные условности материального мира. Пусть человек скажет себе – хватит. Тогда Бог и начнет указывать единственно точный путь за пределы всех греховных качеств, начиная с контроля ума, чувств, желаний, начиная с преданного служения, начиная с пути ограничений и отрешения, начиная с посвящения Богу всех плодов своей деятельности. И тогда, в таком совместном, обоюдном пути средствами узаконенными Богом через Веды человек станет на путь истинного избавления от этих греховных врат, сделав труд Бога над собой более производительным, а результат – необратимым.
22. Человек, освободившись от этих трех врат невежества, о, сын Кунти, исполняет данное ему благословение и после этого идет к своему высшему назначению.
КОММЕНТАРИЙ.
Врат невежества в материальном мире предостаточно. Невежество в духовном понимании рассматривается, прежде всего, как качества человека. Совершенные качества есть ступень усвоения совершенных знаний, которых можно касаться, в которых можно пребывать и в которых можно утвердиться. Когда человек утверждается в совершенных духовных знаниях Вед, то показателем этого являются прежде всего качества, которые на основании утвердившихся знаний являются неотъемлемыми, есть суть человека, его необратимое состояние. Такие качества добываются только через путь преданного служения, что есть великий всеохватывающий процесс вхождения в качества Божественные через практику йоги, есть путь осознанный, есть сотрудничество с Богом, есть проявление усилий, воли, желания человека, понимающего свое истинное положение, как и предназначение материального мира, работы в нем иллюзорных энергий Бога, видящего Бога везде и во всем и все в Боге, поставившего целью достижение Всевышнего и непременно следующего наставлениям Вед. Освобождение от невежества путь достаточно долгий, аскетичный, всеобъемлющий, включающий изучение Вед, контроль ума, чувств, желаний, требующий очищение своего существования, отказ от плодов своей деятельности, требующий посвящение Богу любой деятельности, путь аскез, ограничений, карма-йоги, путь непривязанности, путь непременно добродетели, дружелюбия, путь труда, исполнения долга, путь ограничений в общении, путь, не устремляющийся к удовлетворению чувств, путь немногословия, путь вне связей, путь, видящий за всем стоящего только Бога. Когда человек действительно смотрит на вещи глазами совершенных знаний, когда точно знает в себе Мнение Бога и следует Ему, когда больше не зависим от гунн материальной природы, когда равно относится к камню и золоту, другу и недругу, ко всему благоприятному и неблагоприятному, то о таком человеке говорят, что он идет по пути освобождения, что он преодолел гунну невежества, гунну страсти и гунну благости. Фактически, материальный мир уже все необходимое привнес в него и стоит вопрос о переходе на духовный план. Однако, такие люди ценны для Бога тем, что находятся на прямой связи со Всевышним и легко считывают в себе Мнение Бога. Поэтому знания таких людей, их духовный опыт, их материальный опыт, их качества Бог использует на Земле максимально, привлекая их к духовной деятельности в качестве или брахмана, или духовного учителя, или вайшнава. Милостью Бога человек получает благословение на труд в материальном мире, ибо есть те, кого надо вести, есть те, кто внемлет Слову Бога, есть те, которые нуждаются в учителях. Одну или несколько жизней человек отдает такому служению Богу, проповедуя, ведя за собой, наставляя, будучи примером в вере, в качествах, в образе мышления, в своих взглядах и пониманиях, ведя работу разъяснительную для тех, кто готов следовать. Ну а далее… Только духовный план, как высшее назначение, ибо материальный мир более ничего не может привнести и отработал свое необратимо.
23.Тот, кто отказывается исполнять предписания шастр и устремляется к удовлетворению чувств, он никогда не достигает ни совершенства, ни счастья, ни высшего назначения.
КОММЕНТАРИЙ.
И здесь следует дать необходимые уточнения. Да, действительно, тот, кто не исполняет предписания шастр и устремляется к удовлетворению чувств, никогда не достигнет здесь обозначенного. Но и не без этого. Неисполнение указаний Вед и удовлетворение чувств есть все те же ступени на пути к духовному совершенству, которые не перешагнуть ни за счет чего. Невозможно достичь ни одного качества Божественного вне материальных отношений, вне материального мира, вне пути безверия и удовлетворения чувств, где, разумеется, и речи не может быть о следовании шастрам. Много раз сказано и может быть повторено, что мир материальный не есть просто инкубатор для душ, а универсальное средство их развития всеми Божественными путями в условиях именно материальных под давлением условностей материального мира, куда входит и путь безверия, путь устранения Бога, путь максимального самопроявления под влиянием иллюзорных энергий Бога, путь вовлечения в материальные игры, путь изыскания истины через как бы человеческие, не религиозные законы, которые вплотную и подводят к нравственности, что есть преддверие к религии абсолютное. Именно материальными средствами, наказаниями, опытом, общением, взаимным проникновением Бог Наставляет фактически Сам, учит фактически Сам, будучи в человеке, зная абсолютно все истории рождений каждого, зная кармические долги и выстраивая отдачу их в необходимой очередности с учетом всех особенностей пути и развития каждого. Да, действительно, человек к Богу обязан идти через удовлетворение чувств, иначе ни одно живое существо в материальные игры не затащишь, не вовлечешь искренне, с полным самопроявлением, невозможно в таком случае вызвать в нем реакции, невозможно и научить, невозможно дать и страдания. Именно для этого и дано в материальном мире тело, обладающее органами чувств, именно так и устроен ум, не знающий на первых порах других врат к деяниям, смыслу и цели. Поэтому не следует бичевать мир материи, ибо он все же создан Тем, Кто совершенен и деяния Кого абсолютно Совершенны и не подлежат обсуждению. Однако, все же такие стихи были даны Богом, а значит и имеют свое назначение. В чем же оно? Да опять же для того, чтобы дать большую решимость тем, кто на стыке материи и преданного служения, дабы человек начинал не стихийно, не автоматически сотрудничать с Богом, как на более ранних ступенях, а осознанно, становясь помощником Богу, принимая и сам трезвые решения и ограничения, тем ускоряя и сужая свою путь к Богу. Этим стихотворением также Бог дает и путь тем, кто готов прислушаться к наставлениям Вед, как Слову Богу, кто готов обозначить для себя направление практики йоги, кто готов усилить аскезы, контролировать свой ум, разум, чувства и желания. Этот стих также дает уверенность тем, кто проповедует, ибо и они обязаны Волею Бога будить тех, кого материя уже подготовила, кто уже идет по пути упрощения своего существования и легко может отказаться от многих видов наслаждений, еще пока не зная для чего, с какой конечной целью. Именно им, над кем поработала изрядно материя, и необходим как бы толчок, семя, брошенное на основании этого стиха преданным, как слугой Бога. Но здесь данные пояснения и предупреждают. Не следует ненавидеть пристрастный материальный мир, удовлетворяющий чувства, не следует ему грозить адом, или недостижением Всевышнего никогда, не следует грозить и падением безвозвратным. Нет ни одного, кто бы миновал эти пеленки человеческого развития, достаточно долгие, достаточно привлекательные, но и которые были и остаются причиной многих материальных страданий. Все это запредельная и неизменная кухня Создателя. Никак не охватить взглядом, никак не оценить все с позиции одного рождения, но довериться Богу в этом вопросе просто необходимо, другого пути нет. Но надо, надо понимать, что пока человек удовлетворяет свои чувства, он фактически идет по пути их отработки, по пути выхода из-под влияния гунн природы и тем самым неизменно приближается к преданному служению, которое одной строчкой святых Писаний внесет ясность в понимание каждого и разъяснит, кто куда идет, к какой конечной цели. Пока в пути, ясно, не достигает, но готовится. Когда подойдет милостью Бога вплотную – увидит, какие качества успел взрастить и для чего. А далее… Путь необратимый, путь только ко Всевышнему, путь к совершенству через огранку тех качеств, которые приобрел в наслаждениях чувств, а дальше – путь осознанного очищения существования, путь достижения Божественных качеств, путь обожествления, путь духовного удовлетворения, путь достижения Высшей цели. Это путь каждого, и его не миновать ни одному. Но, а тот, кто отказывается выполнять назначение шастр – правильно делает. Он не может преодолеть в себе Бога, Волю Бога, согласно которой человек еще не готов, еще не все вынес из материи, не все качества, не все сомнения посетили его, еще не отработал и материальные долги, еще не развился ум, еще и не уготован путь и нужное окружение, еще и не произошло встречи с тем, кто поведет или бросит в него семя преданного служения. Это надо понимать. Бросать семена знаний следует, но делать это непривязано, ибо Сам Бог, когда надо, даст ему прорасти, или другим сеятелем, или при другой погоде, или уже… И каждый будет действовать сообразно пока своему опыту, исполняя свой долг исходя из того, на какой ступени развития он находится, как видит согласно своему опыту и знаниям, насколько добродетелен, насколько уже принимает в себе Бога
24.Поэтому, исходя из предписаний шастр, следует установить, в чем заключается твой долг и что делать не следует. Зная, как было сказано, предписания шастр, ты должен будешь исполнить в этом мире предписанный тебе долг.
КОММЕНТАРИЙ.
Арджуна на период беседы с Богом находится на стыке между неосознанным устремлением к Богу через условности материального мира и удовлетворение чувств и преданного служения осознанного, когда человек может руководствоваться только Словом Бога. Словом Бога для Арджуны, согласно шастрам, было – исполнять свой долг кшатрия (гл.2, стих 31), но с неизменной поправкой, одухотворяющей любое деяние, делающее его безгрешным. Речь идет о посвящении Богу любой своей деятельности и о непривязанности к плодам. Не просто было Арджуне, материально мыслящему еще, но уже духовно повзрослевшему пойти на убийство и своих родственников, реально присутствующих, как с этой, так и с той стороны, как и против своих духовных учителей и друзей. Поэтому Бог разъяснил Арджуне вопрос, связанный с бессмертием души и теперь направил пока по азам преданного служения, дабы хотя бы так, с этого Арджуна приступил к исполнению указания шастр практически, преодолев материальные привязанности, увидев за всем стоящего и всем управляющего Бога, стараясь не привязываться к плодам этой своей деятельности, действуя хотя бы поэтапно в своем сознании, или сражаясь ради сражения (гл.2. Стих 38), или ради преданного служения (йоги, стих 48-50), или посвящая Богу свою деятельность, к чему Бог подводит в главе 3 стихи 11 – 15, 21-23, в главе 5. Стих 10-14. Именно слово Бога в шастрах есть направляющее, созидающее, идущее прямо в сердце преданному. Но до принятия Слова Бога и следования ему надо еще дорасти. Каждый, обращающий взгляд к Священным Писаниям, желающий знать, как и куда идти, какими средствами руководствоваться, получает от Бога прямо в сердце и понимание только свое, как указание. Именно Бог здесь заостряет внимание, именно отсюда, с личного совета каждому начинает Путь в каждом к Себе. Другому человеку, не Арджуне, Бог даст свои указания, применительно к его практике преданного служения, к его ступени развития на данный период, даст свои желания, свой путь аскез и ограничений. Но главное для всех будет единым. Это все же путь посвящения Богу плодов своей деятельности, это все же бесстрашие, это все же аскетизм, это все же благотворительность, непременно практика йоги… Более тонкие и личные вопросы с каждым Бог решает и через мысли, когда человек начинает изучать шастры и прилаживать их к себе, или через духовного наставника, или через старших преданных, или не сразу, но постепенно открывая двери истины, подводя к ней, как и Арджуну осторожно, поэтапно, с разных сторон, в разные и наиболее благоприятные временные промежутки с тем, чтобы человек в Священных Писаниях освоился, увидел свой путь и свое конкретное в нем практическое деяние. Очень немало дорог у человека, дабы постичь, что следует делать, а что нет. Истину говоря, следует отметить, что материальный мир наполнен шастрами, они на каждом шагу, как на дереве баньян листьев. Материальное сознание так или иначе, но очень и очень многие Божественные Наставления усваивает непосредственно из опыта материального бытия: добро, честь, справедливость, долг, обязанность, миролюбие, трудолюбие, терпение, справедливость и даже в своей мере непривязанность… Все есть в материальном мире. Но есть вещи, которые до поры знать нельзя, ибо это пойдет нерелигиозному уму лишь во вред. Только преданное служение. Только путь поклонения Самому Богу, только совершенные духовные знания дают основание для усвоения тайных знаний, наиболее полных, делая их использование нормой, а деятельность в них - действом негреховным, ибо в основе есть понимание все же и о бессмертии души, о за всем стоящем Боге, о посвящении Богу всех плодов своей деятельности и в этой связи непривязанности, о круговороте рождений и смертей, как и кармичесих реакциях. Все это дает возможность успешно заниматься преданным служением, хорошо различать, что позволено Богом, а что нет, ибо знание Вед дают больше свободы и больше наслаждений, истинно приемлемых для духовной изначально души.
Таким образом, обозревая данную главу, мы должны понять, что все люди находятся на разных ступенях своего развития всегда. В этой лестнице стоящие на более низких ступенях люди еще обладают качествами более низкого порядка, вынесенными из мира животных отношений и бытия. Эти качества на первых ступенях доминируют в человеке, однако соседствуют непременно и с качествами добродетельными, но своего уровня развития при данном положении. Представителей этих низких ступеней в материальном мире предостаточно, влияние их на общество велико, создавая впечатление как о личностях демонических. Преимущественные их качества и были описаны в стихах 4-20, в противовес тем, кто уже стоит достаточно высоко на ступени человеческого развития и чьи качества приведены Богом в стихах 1-3. Следует понимать, что такой контраст естествен, реален, но не абсолютен. Нет людей только положительных или только отрицательных. Это знает каждый по своему опыту. Достаточно быть несколько беспристрастным и справедливым в оценках других людей. Бог всегда так старающемуся даст увидеть обе стороны медали любого человека, как он есть, ибо над каждым есть, извечно присутствует уникальный Божественный труд, всесторонний, развивающий личность любую гармонично и непрерывно. Но, а если в одной жизни преимущественно как на подбор проявляются качества только одного направления, то в этом Божественная необходимость на данный период извлекать из человека именно такого направления качества, ибо отсюда Бог и организует дальнейшую чистку и развитие по плану на человека на сегодняшний день. Контраст дан, виден Волею Бога более для тех, кому пора как-то четче разграничить добро и зло, благоприятное и неблагоприятное для духовного развития, также такое понимание дается для материального воздействия и воспитания других средствами и силами людей пока еще материальных, но уже обладающих необходимым опытом и практикой, имеющей духовное направление, ибо оно имеет место в материальном мире всегда, даже когда прямо не оговаривается. Таким образом, данная глава преимущественно направлена на то, чтобы оттенить Божественные качества, качества, к которым следует устремляться каждому на его ступени и качества те, против которых общество должно своими методами, данными Богом, работать и этим поднимая и воспитывая стоящих на более низких ступенях . В стихах 18-20 Бог как бы дает Личную оценку тем, кто стоит на более слабых ступенях. Но следует понять, еще раз что Сам Бог беспристрастен, непривязан, никогда не осуждает. Эти качества никак не свойственны Владыке. Но Бог, становясь как бы на ступень, приемлемую и понятную для человека, помогает человеку через Свой авторитет сориентироваться, к какому берегу плыть, чтобы начать искать точные ориентиры через Веды, наставления шастр, как указующее и разъясняющее Слово Бога. Это для тех сказано, кто еще находится на грани или вначале преданного служения, кто поищет эти и те качества в себе, кто скажет себе, что молодец, что есть в нем необходимое, а чего нет – достигнет и тем в себе даст Богу разрешение себя вести, претерпевать при этом, без чего не обойтись и так будет выходить на практику преданного служение, имея уже более-менее четко обозначенную цель, руководствуясь обещаниями Бога и в этом находя свой смысл и удовлетворение. Вот для такого поворота мышления Бог дает более конкретные указатели в стихе 21, указав на те качества, которые печальны, которые, как правило, доминируют и влекут за собой все иные. Пусть человек приостановится здесь, с этого угла начнет за собой следить и корректировать, пусть ищет, пусть практикует, пусть изменяется. Но для этого непременно придется корректировать и свою жизнь и в ней позиции, свои качества, свой выбор. Но как быть, если человек не знает точно, что выбрать, что предпочесть, какими средствами лучше эти качества искоренять, как и все другие. Бог в этом случае направляет ум на предписания шастр. Не секрет, можно себя критиковать, можно себя воспитывать, но далеко не всегда материальные средства сподручны в делах тонких, принципиальных. Не каждого ум развернется к шастрам, к Слову Бога. Кто-то устремится себя изменять через тело путями и неавторитетными, но кем-то рекомендуемыми. Пусть идет так, пусть и здесь преодолеет, пусть и здесь свое извлекает. Должно быть понятным, что без шастр, без точного Слова Бога не обойтись. Но не сможет себя и свой путь личный проигнорировать тот, кто готов к переменам, но еще тормозит и идет от себя или по чьим-то неавторитетным наветам. Значит, здесь тоже ему надо побывать, здесь преткнуться, это опробовать. Конечно, не достигнет Бога, конечно, не достигнет желаемое, конечно, не достигнет совершенства, но выиграет в том, что сузит свой путь опытом, да и по пути приобретет качества подходящие, чтобы все же начать с изучения Вед, с шастр, к чему Бог и подведет, когда человек намытарится и предоставит себя в распоряжение Бога, получив от Бога само желание, время, ситуации, встречи, и далее начало необходимой практики, как и понимание, что можно, а что нельзя, которым Бог и наделит, усадив за книги и дав время и терпение и подходящий настрой ума. Все в свое время. Но а Арджуне Бог дал свое указание применительно к его ситуации накануне сражения, дал ему мнение Вед, и мудрость шастр Лично (вначале Бхагавад-Гиты, в главах 2,3,4…), в непосредственном диалоге и применительно к его ступени духовного развития, однако всем напомнив в конце данной главы, что путь к Богу лежит через совершенные знания и соответствующую практику. В следующей главе у Арджуны по поводу изучение шастр возникнут к Богу вопросы. Это те вопросы, которые Бог поднимет в нем Сам через мысль, зная, что это камень преткновения многих, и даст в этом направлении достаточно исчерпывающие пояснения.
КОММЕНТАРИЙ.
Ну, наверное, неофит, только начавший преданное служение Богу, смело и обнадеживающе помыслит, что уж ему, постигающему Истину, это никак не грозит. И точно ошибется. Он уже погружен в океан материального существования и страшнее этого нет. Но для слабо-религиозного человека. На самом деле, не существует ни ада, ни неблагоприятных демонических форм тела или жизни. Все в материальном мире достаточно лояльно устроено Богом. Все формы тел, как бы Бог не повел, не имеют в себе ничего устрашающего, устроены вполне приемлемо, как и формы жизни. И повести в новой жизни Бог может непредсказуемо, но достаточно терпимо. Эти строки стиха не должны вселять панический страх, ими не следует пугать, да и бесстрашие преданного должно быть на уровне. Предаться Богу, осознать, что нет ничего, что живое существо не претерпело бы, - это необходимость, этим следует вооружиться, как и полагаться непременно на Милость Бога, какое бы обличье не ожидало после смерти. И далеко не всегда человек рождается среди животных из-за греховной деятельности. Этому могут быть и ряд других причин, как-то: человеку в новом рождении следует отдохнуть от напряженной человеческой жизни, или мать еще не готова принять его в свое лоно, или так Бог желает развить в человеке некоторые качества, например терпение и смирение, проводя через такую форму жизни в течение нескольких лет. Следует доверять Богу, следует не мыслить об этом возможном пути негативно или неприязненно, следует понимать и то, что все во благо. Что же касается людей греховных, то, прежде всего, Бог имеет на них цель развивающую, где далеко не всегда с успехом подходит рождение в теле животного, ибо тормозит в некоторый момент развитие что называется по горячим следам проявленных греховных качеств, перевод их на качества противоположные именно через опыт человеческой жизни, здесь дающий многие и незаменимые возможности. Поэтому чаще всего такие люди получают наказание, где требуется подключение осознания страдания в теле человека, где необходимо изнутри на себе увидеть роль и влияние тех качеств, которые проявил или применил к другому. Часто греховные рождаются именно среди людей, и на их пути в свое время Бог ставит тех, кто такими же качествами и обладает. Что называется – Бог клин клином (греховным греховное) вышибает, ставя в условия зависимые, однозначные, в условия долгого насилия, или бедности или унижения, или неудач, или безработицы, или неустроенности в семейном плане, или давая болезни и увечья, или посылая другие страдания, которые аналогичны тем, которые человек сам своими качествами причинил другим. Поэтому неблагоприятные формы жизни могут быть обеспечены любому, как и в любом теле, в любом рождении. Данный стих рассчитан на впечатлительных, глупых, трусливых, не знающих Бога людей. Но отсюда следует то, что преданные-неофиты, посчитав, что это никак не для них, проповедуют эту возможность, дабы через страх вызвать у человека, которому с этой позиции проповедуют, соответствующее отношение к религии, долгу, к своим качествам. И этот путь не исключается, он дан Богом для тех, кто так может мыслить, кто, исходя из этого понимания, будет старателен в исполнении религиозных принципов. Хотя на самом деле такой кнут не истинный, но во времена Арджуны был вполне подходящим. Но до истинного понимания и отношения к своей собственной судьбе следует и теперь, в наши времена еще дорасти через практику преданного служения и усвоения совершенных духовных знаний, как и через постижение качеств Бога, куда входит непременно Милость для всех и каждого, не пытающая живые существа за их ступень, а разумный подъем по ступеням развития Божественными средствами. Нет для Бога завистливых, нет для Бога злонравных, но есть у Бога те, кто стоит на своей ступени. Ко всем равное абсолютно отношение, нет заслуженных, нет и падших… Все ведомы Богом, никто и в малом не помыслит от себя, никто и в малом не поступит сам или изберет сам, а потому через все науки каждый проходит с Богом и на что внутри себя смотрит, с чем еще внутри себя согласен, через это Бог и поведет, через это и поднимет, через это и подведет к выбору вновь и вновь и даст разные мысли и склонит к ошибочному выбору и посмотрит, как после уроков заупрямится душа, и что изберет в себе за причину уклониться и как готова снова решить свою проблему. А если надо, то урок пройдет по второму и третьему кругу и более того, и на своих детях, и на своих родителях и много раз посоветует им, как себе, путь праведный и снова проиграет игры и роли со своим личным участием, пока Бог не удовлетвориться внутренним раскладом души, пока не согласуется Мнением Бога. И далее, и в новые игры и роли, и в новый выбор и новые ошибки… И некогда бросать такую работающую душу в условия достаточно отдаленные, не дающие необходимое для практики человеческой. Бог все знает, все абсолютно учитывает, и может неплохо научить страданиями и в человеческом теле, создав условия демонические, но терпимые и заодно подучив терпению, аскетизму, смирению, ибо в дальнейшем в религиозной практике все вспомнится и пригодится. Нет ни одного, кого бы Бог не отшлифовал, в кого бы не вложил Божественную душу, кого бы проигнорировал, тем более, кого бы осудил. Это невероятно, это пристрастно, это и вне Божественной цели и качеств. Так надо понимать все стихи, однако работающие на тех, кто еще именно так в силу слабости ума и может воспринимать. Но будет прав тот, кто вручит себя Богу и войдет в бесстрашие на этот счет, однако, и не оставаясь в стороне от преданного служения. Понятно, что навеки в океан материального существования Бог никого не помещает, а на вполне определенный срок. И нет ни одного, кто бы этот срок не прошел по вечному кругу сансары, ибо иначе Бог со своими частицами и не работает. Никто здесь более, чем надо, не задерживается, и никто сюда не возвращается.
20.Глупец, рождение за рождением получая демонические формы жизни, несомненно, не достигает Меня, о, сын Кунти. После этого приговоренный идет к своему назначению.
КОММЕНТАРИЙ.
Достаточно устрашающий стих. Что поделать. Это тоже Божественный прием. Ну, как иначе сдвинуть с места в религиозном направлении того, кто еще совершенные знания не осилит, ибо слаб умом и пониманием. Что Богу нужно от неверующего или неофита? Что хочет добиться Владыка, снисходя на уровень слабого человека и начиная говорить с ним на его достаточно приемлемом языке? Только сотрудничество, внутренний поворот к религии, внутреннее согласие на духовную реализацию, путь даже через противопоставление себя тем, кто и есть эти «глупцы», поскольку именно это будет брать Бог за причины для более серьезного внутреннего диалога с ним. Увы, любому, кого Бог назовет глупцом, это означает также – пора. Но «пора» бывает разное, иногда и через долгие и изнурительные, идущие чередой печали, которые подводят к Богу, ища только в нем убежища после земных мытарств и преодолений. Однако, получение демонических форм жизни сюда почти не входит. Все только в человеческом теле. Здесь на осознанном уровне испытания и Божественные уроки преломляются куда круче и с большей пользой. Да и не существует у Бога демонических форм жизни нигде, ни в одном существовании. Какое бы тело живое существо не получило – в нем достаточно комфортно, не чувствует себя живое существо ни в каком теле ущербно, какую бы оно форму не имело, ибо творение Бога совершенно в плане приспособления и удовлетворения первейших нужд. А по телу и спрос. Ну, жизнь, ну две от силы живое существо проведет в теле собаки… Но никогда - одно, вместе с Богом и насладится и пострадает. А отсюда и Милость даже в самых непредвиденных ситуациях. Несомненно, Бог поведет путями и нелегкими. В теле животных претерпевается и голод, и холод, и болезни, и свое насилие. Но есть и свобода и независимость и сытость и совокупление, и прочее, что уравновешивает животный быт, где нет человеческих треволнений, вечных долгов, как и бесконечных изнуряющих Уроков. Зато живое существо и в таком теле мудреет, становится выносливым, неприхотливым, что каждому и не привыкать, ибо каждый оттуда (из мира низших форм и жестких условий), становится и аскетичным, не забывая о милосердии и доброте, ибо рождение детенышей к такому проявлению обязывают в любом теле. Ну, чем еще можно припугнуть, пригрозить? Может быть, адом? Нет такого чистилища у Бога. Есть места, где содержатся души умерших грешников. Но бестелесных ничем особо не проймешь и нет для них той практики, чтобы закрепить. Все только через тело, через воплощение, реально. Отсюда и вывод. Материальный мир, жизнь в теле человека берет на себя все абсолютно функции по исправлению средствами хорошо видимыми каждому. Страданий в материальном мире хватает. И достаются они тем, кто преступил. Бог не взирает на тела, на положение. Прошлые рождения отаукиваются каждому по силе греховной деятельности. Ну, что тут долго перечислять. Наводнения, пожары, насилия, ограбления, самые изысканные формы наказания – вот ад, уготовленный своими руками греховными, теми, кто совершил против другого. Один Бог доподлинно знает, на что и кто способен, какие качества ждут своего часа, кто и что замыслил и против кого. В справедливости Бога не следует сомневаться, ибо Отец беспристрастен. Нет для Него лучших и худших детей, нет греховных и праведных, ибо все хотят или нет, но, входя в тело человека, привносят в жизнь еще не отработанные животные качества. И начинается для них круговерть – греховная деятельность и земной ад, сами непростые Божественные уроки, и нет ни одного, кто бы это путь не прошел или не одолел или обошел. Любой сегодняшний духовный учитель и наставник, религиозный деятель и правитель, ученый и великий талант – оттуда, а многие еще и там. Но нет ни одного, кто бы не достиг Всевышнего, перед кем двери к Богу закрыты, тем более навсегда. Поэтому, все приговоренные, все исправляются, все идут к Богу, причем непрерывно и чаще всего именно в теле человека, ибо от него больше пользы. Изначальная задача Бога – не наказания, но достичь в человеке, развить в нем те качества в свою меру, которые могут уже всецело поставить на путь преданного служения Самому Богу. Божественность необходима крайне. Поэтому Бог столь тверд и непреклонен, изыскивает каждому пути индивидуальные, использует средства подходящие, разворачивая души к самосовершенству осознанному и направленному, начиная с малого, используя те качества, которые могут помочь, включая страх перед Богом и за свою судьбу, как и за своих близких. Бог отнюдь не шутит. Наказания реальны. Но религиозный человек уже выходит из такого понимания. Им движет уже не страх, но невозможность принятия материального мира и его условностей по духу, ибо вырос из этих пеленок. Его уже не страшит ни смерть, ни страдания, ибо понимание, что за всем стоит Воля Бога, что все справедливо и во благо, что все имеет конец, что душа фактически бессмертна, - это понимание дает основание вручить себя Богу и снять с себя многие этим обязанности и волнения. Но до такого состояния понимания надо еще дорасти. Данная глава показывает, от каких качеств и до каких на Земле развивается человек, дает как бы личности основание обозреть в сжатой форме путь каждого и определить свое место в этом движении, которое для всех имеет одно направление. Бог, однако, показал движение порознь, как бы оттенил достигших от тех, кто вначале, Своим Мнение как бы условным (не прямым, но подходящим для человеческого понимания) показал, что лучше. Но пора знать, что в этом пути к Богу самое лучшее для каждого – сам путь как он есть со всеми его плюсами и минусами и вычленить из него ни одну ступень невозможно, ибо все непрерывно связано между собой.
21.Для человека существует следующие три вида врат в ад, разрушительных для души: вожделение, гнев, а также жадность. Поэтому от этих трех откажись.
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих как бы подводит черту стихам 4-20, определяющим качества человека, которого можно отнести к условно-демоническим натурам, указывая на основополагающие, причинные качества, из которых следует вся остальная надстройка, синтезирующая из себя греховное проявление человека. Вожделение, гнев и жадность тоже имеют свои ступени, имеют в материальном мире и материальных отношениях тенденцию как к развитию, так и к затуханию в процессе проявления себя, отработки и уничтожения в результате последствий любой кармической деятельности. В тело человека живое существо входит из животного мира с ярко выраженными качествами подобного рода, однако в форме достаточно простой, унаследованной из простоты бытия в животном мире. Некоторый период эти качества в условиях более насыщенных в человеческом обществе становятся более утонченными, изощренными, более приспосабливаются к выживанию на фоне достаточного разума и противодействия более развитых живых существ – людей, уже занявших более прогрессивные ступени в лестнице развития человечества. Поэтому не сразу эти качества идут на убыль, но некоторый период и процветают, и дают свои плоды, привнося страдания в мир людей, но и накапливая шаг за шагом последствия греховной деятельности, которые в свое время рикошетом достаточно точным и будут их выбивать из седла, переводя живые существа на новые рельсы понимания и поведения. Каждый проходит путь развития этих качеств до пика. Это распространяется и на гунну невежества, и на развитую гунну страсти. Под влиянием этих гунн греховные как бы торжествуют, беря эти качества за основу, не зная, что это и есть первоочередные врата и к наказанию, которое в данном стихе названо адом. И снова. Ад – это лишь путь отдачи долгов на Земле. Нигде более такой путь не уготован. Бог исправляет, выравнивает греховных путями понятными, земными, где можно мыслить доступно, владея опытом земным, не шарахаясь от вещей запредельных, где и не знаешь, куда ты идешь, что предпринять, кто все те, кто над тобой измывается. Нет. Никаких запредельных тем не возникнет. Наказание то, которое увидишь глазами, услышишь ушами, осмыслишь мыслью, будешь искать выход, будешь предпринимать, будешь и страдать, будешь и терять, будешь и унижен, познаешь и насилие. Все только от людей или от природных катаклизмов, все на доступном языке, не в аду, не среди устрашающих персонажей, не на сковородке, не в огне, не с гиеной, ни рядом… все это сказки для тех, на кого они в свое время могли действовать и отговорить. Но… как отказаться от вожделения, гнева и жадности? А как быть и с другими качествами – завистью, жестокостью, насилием… Ведь, и они не уступают по последствиям? В Боге устроено так, что одно качество дает основание проявиться другому, другое – третьему… Целый букет греховности подразумевают и данные качества. Не сложно просмотреть. Вожделение, что есть сильное желание, влечет за собой мыслительные спекуляции, они в свою очередь поднимают со дна хитрость, лицемерие, жестокость и дают путь насилию. Неразвитый ум, идя на поводу вожделения тотчас предлагает свои услуги, ища лазейки, пути нечистые, направляя против других. Ум подсказывает, где затаиться, где выждать, кому пообещать, с кем организовать встречу, что сказать и как… Гнев, внутреннее возникшее состояние, проявляется, если вожделение невозможно удовлетворить быстро и путями обозримыми. Гнев молниеносен, нетерпелив, осуждает, идет напролом, требует, насилует, убивает, теряет разум, строптив, нагл, не ставит в расчет, сметает все на своем пути… Жадность – чувство материалистическое, неразумное, имеет свойство подозрительности, неверия, недоверия, немилосердно, неразумно, эгоистично, безмерно, претендует, отбирает, лжет, хитрит, ловчит… Приведенные три качества – бич материального мира, руководство к греховным деяниям, но это и то, через что, опять же, человек вовлекается в материальные игры и автоматически изобличает эти качества в себе, в результате чего по карме получает опробование этих качеств на себе рикошетом от такой же ступени развития и понимания других. В результате эти качества ослабляются, теряется в них необходимость. Но сколько же необходимо Божественного труда, чтобы человек поднялся в этих качествах на более высокую ступень, где они ослабевают. Трудно вести человека и работать над ним, если труд Бога происходит в одностороннем порядке, если буквально насильственными методами, страданиями Бог вышибает эти качества, а человек сам не знает, почему улучшился, где и в результате чего произошел в нем этот сдвиг, что происходит постоянно со всеми. Просто в один прекрасные момент человек говорит, что утратил интерес к вещам, что стал более дружелюбен, что перестал стяжать и может усмирить свои желания, ибо претерпел, ибо познал аскезы и вывел немудреную формулу, что ничего не удовлетворяет душу, все тленно, все приходящее. Долог путь до такого понимания. Поэтому данный стих призывает не только просыпаться, но и начинать сотрудничать с Богом в плане духовного развития личного. Пусть человек хотя бы посмотрит и согласится, что эти качества вновь и вновь вовлекают в колесо сансары, которое и так надоело, ибо здесь, в материальном мире по сути одно и то же, одно и то же и постоянно бьет и убивает вечное несовершенство, стяжательство, прочие атрибуты, как неизменные условности материального мира. Пусть человек скажет себе – хватит. Тогда Бог и начнет указывать единственно точный путь за пределы всех греховных качеств, начиная с контроля ума, чувств, желаний, начиная с преданного служения, начиная с пути ограничений и отрешения, начиная с посвящения Богу всех плодов своей деятельности. И тогда, в таком совместном, обоюдном пути средствами узаконенными Богом через Веды человек станет на путь истинного избавления от этих греховных врат, сделав труд Бога над собой более производительным, а результат – необратимым.
22. Человек, освободившись от этих трех врат невежества, о, сын Кунти, исполняет данное ему благословение и после этого идет к своему высшему назначению.
КОММЕНТАРИЙ.
Врат невежества в материальном мире предостаточно. Невежество в духовном понимании рассматривается, прежде всего, как качества человека. Совершенные качества есть ступень усвоения совершенных знаний, которых можно касаться, в которых можно пребывать и в которых можно утвердиться. Когда человек утверждается в совершенных духовных знаниях Вед, то показателем этого являются прежде всего качества, которые на основании утвердившихся знаний являются неотъемлемыми, есть суть человека, его необратимое состояние. Такие качества добываются только через путь преданного служения, что есть великий всеохватывающий процесс вхождения в качества Божественные через практику йоги, есть путь осознанный, есть сотрудничество с Богом, есть проявление усилий, воли, желания человека, понимающего свое истинное положение, как и предназначение материального мира, работы в нем иллюзорных энергий Бога, видящего Бога везде и во всем и все в Боге, поставившего целью достижение Всевышнего и непременно следующего наставлениям Вед. Освобождение от невежества путь достаточно долгий, аскетичный, всеобъемлющий, включающий изучение Вед, контроль ума, чувств, желаний, требующий очищение своего существования, отказ от плодов своей деятельности, требующий посвящение Богу любой деятельности, путь аскез, ограничений, карма-йоги, путь непривязанности, путь непременно добродетели, дружелюбия, путь труда, исполнения долга, путь ограничений в общении, путь, не устремляющийся к удовлетворению чувств, путь немногословия, путь вне связей, путь, видящий за всем стоящего только Бога. Когда человек действительно смотрит на вещи глазами совершенных знаний, когда точно знает в себе Мнение Бога и следует Ему, когда больше не зависим от гунн материальной природы, когда равно относится к камню и золоту, другу и недругу, ко всему благоприятному и неблагоприятному, то о таком человеке говорят, что он идет по пути освобождения, что он преодолел гунну невежества, гунну страсти и гунну благости. Фактически, материальный мир уже все необходимое привнес в него и стоит вопрос о переходе на духовный план. Однако, такие люди ценны для Бога тем, что находятся на прямой связи со Всевышним и легко считывают в себе Мнение Бога. Поэтому знания таких людей, их духовный опыт, их материальный опыт, их качества Бог использует на Земле максимально, привлекая их к духовной деятельности в качестве или брахмана, или духовного учителя, или вайшнава. Милостью Бога человек получает благословение на труд в материальном мире, ибо есть те, кого надо вести, есть те, кто внемлет Слову Бога, есть те, которые нуждаются в учителях. Одну или несколько жизней человек отдает такому служению Богу, проповедуя, ведя за собой, наставляя, будучи примером в вере, в качествах, в образе мышления, в своих взглядах и пониманиях, ведя работу разъяснительную для тех, кто готов следовать. Ну а далее… Только духовный план, как высшее назначение, ибо материальный мир более ничего не может привнести и отработал свое необратимо.
23.Тот, кто отказывается исполнять предписания шастр и устремляется к удовлетворению чувств, он никогда не достигает ни совершенства, ни счастья, ни высшего назначения.
КОММЕНТАРИЙ.
И здесь следует дать необходимые уточнения. Да, действительно, тот, кто не исполняет предписания шастр и устремляется к удовлетворению чувств, никогда не достигнет здесь обозначенного. Но и не без этого. Неисполнение указаний Вед и удовлетворение чувств есть все те же ступени на пути к духовному совершенству, которые не перешагнуть ни за счет чего. Невозможно достичь ни одного качества Божественного вне материальных отношений, вне материального мира, вне пути безверия и удовлетворения чувств, где, разумеется, и речи не может быть о следовании шастрам. Много раз сказано и может быть повторено, что мир материальный не есть просто инкубатор для душ, а универсальное средство их развития всеми Божественными путями в условиях именно материальных под давлением условностей материального мира, куда входит и путь безверия, путь устранения Бога, путь максимального самопроявления под влиянием иллюзорных энергий Бога, путь вовлечения в материальные игры, путь изыскания истины через как бы человеческие, не религиозные законы, которые вплотную и подводят к нравственности, что есть преддверие к религии абсолютное. Именно материальными средствами, наказаниями, опытом, общением, взаимным проникновением Бог Наставляет фактически Сам, учит фактически Сам, будучи в человеке, зная абсолютно все истории рождений каждого, зная кармические долги и выстраивая отдачу их в необходимой очередности с учетом всех особенностей пути и развития каждого. Да, действительно, человек к Богу обязан идти через удовлетворение чувств, иначе ни одно живое существо в материальные игры не затащишь, не вовлечешь искренне, с полным самопроявлением, невозможно в таком случае вызвать в нем реакции, невозможно и научить, невозможно дать и страдания. Именно для этого и дано в материальном мире тело, обладающее органами чувств, именно так и устроен ум, не знающий на первых порах других врат к деяниям, смыслу и цели. Поэтому не следует бичевать мир материи, ибо он все же создан Тем, Кто совершенен и деяния Кого абсолютно Совершенны и не подлежат обсуждению. Однако, все же такие стихи были даны Богом, а значит и имеют свое назначение. В чем же оно? Да опять же для того, чтобы дать большую решимость тем, кто на стыке материи и преданного служения, дабы человек начинал не стихийно, не автоматически сотрудничать с Богом, как на более ранних ступенях, а осознанно, становясь помощником Богу, принимая и сам трезвые решения и ограничения, тем ускоряя и сужая свою путь к Богу. Этим стихотворением также Бог дает и путь тем, кто готов прислушаться к наставлениям Вед, как Слову Богу, кто готов обозначить для себя направление практики йоги, кто готов усилить аскезы, контролировать свой ум, разум, чувства и желания. Этот стих также дает уверенность тем, кто проповедует, ибо и они обязаны Волею Бога будить тех, кого материя уже подготовила, кто уже идет по пути упрощения своего существования и легко может отказаться от многих видов наслаждений, еще пока не зная для чего, с какой конечной целью. Именно им, над кем поработала изрядно материя, и необходим как бы толчок, семя, брошенное на основании этого стиха преданным, как слугой Бога. Но здесь данные пояснения и предупреждают. Не следует ненавидеть пристрастный материальный мир, удовлетворяющий чувства, не следует ему грозить адом, или недостижением Всевышнего никогда, не следует грозить и падением безвозвратным. Нет ни одного, кто бы миновал эти пеленки человеческого развития, достаточно долгие, достаточно привлекательные, но и которые были и остаются причиной многих материальных страданий. Все это запредельная и неизменная кухня Создателя. Никак не охватить взглядом, никак не оценить все с позиции одного рождения, но довериться Богу в этом вопросе просто необходимо, другого пути нет. Но надо, надо понимать, что пока человек удовлетворяет свои чувства, он фактически идет по пути их отработки, по пути выхода из-под влияния гунн природы и тем самым неизменно приближается к преданному служению, которое одной строчкой святых Писаний внесет ясность в понимание каждого и разъяснит, кто куда идет, к какой конечной цели. Пока в пути, ясно, не достигает, но готовится. Когда подойдет милостью Бога вплотную – увидит, какие качества успел взрастить и для чего. А далее… Путь необратимый, путь только ко Всевышнему, путь к совершенству через огранку тех качеств, которые приобрел в наслаждениях чувств, а дальше – путь осознанного очищения существования, путь достижения Божественных качеств, путь обожествления, путь духовного удовлетворения, путь достижения Высшей цели. Это путь каждого, и его не миновать ни одному. Но, а тот, кто отказывается выполнять назначение шастр – правильно делает. Он не может преодолеть в себе Бога, Волю Бога, согласно которой человек еще не готов, еще не все вынес из материи, не все качества, не все сомнения посетили его, еще не отработал и материальные долги, еще не развился ум, еще и не уготован путь и нужное окружение, еще и не произошло встречи с тем, кто поведет или бросит в него семя преданного служения. Это надо понимать. Бросать семена знаний следует, но делать это непривязано, ибо Сам Бог, когда надо, даст ему прорасти, или другим сеятелем, или при другой погоде, или уже… И каждый будет действовать сообразно пока своему опыту, исполняя свой долг исходя из того, на какой ступени развития он находится, как видит согласно своему опыту и знаниям, насколько добродетелен, насколько уже принимает в себе Бога
24.Поэтому, исходя из предписаний шастр, следует установить, в чем заключается твой долг и что делать не следует. Зная, как было сказано, предписания шастр, ты должен будешь исполнить в этом мире предписанный тебе долг.
КОММЕНТАРИЙ.
Арджуна на период беседы с Богом находится на стыке между неосознанным устремлением к Богу через условности материального мира и удовлетворение чувств и преданного служения осознанного, когда человек может руководствоваться только Словом Бога. Словом Бога для Арджуны, согласно шастрам, было – исполнять свой долг кшатрия (гл.2, стих 31), но с неизменной поправкой, одухотворяющей любое деяние, делающее его безгрешным. Речь идет о посвящении Богу любой своей деятельности и о непривязанности к плодам. Не просто было Арджуне, материально мыслящему еще, но уже духовно повзрослевшему пойти на убийство и своих родственников, реально присутствующих, как с этой, так и с той стороны, как и против своих духовных учителей и друзей. Поэтому Бог разъяснил Арджуне вопрос, связанный с бессмертием души и теперь направил пока по азам преданного служения, дабы хотя бы так, с этого Арджуна приступил к исполнению указания шастр практически, преодолев материальные привязанности, увидев за всем стоящего и всем управляющего Бога, стараясь не привязываться к плодам этой своей деятельности, действуя хотя бы поэтапно в своем сознании, или сражаясь ради сражения (гл.2. Стих 38), или ради преданного служения (йоги, стих 48-50), или посвящая Богу свою деятельность, к чему Бог подводит в главе 3 стихи 11 – 15, 21-23, в главе 5. Стих 10-14. Именно слово Бога в шастрах есть направляющее, созидающее, идущее прямо в сердце преданному. Но до принятия Слова Бога и следования ему надо еще дорасти. Каждый, обращающий взгляд к Священным Писаниям, желающий знать, как и куда идти, какими средствами руководствоваться, получает от Бога прямо в сердце и понимание только свое, как указание. Именно Бог здесь заостряет внимание, именно отсюда, с личного совета каждому начинает Путь в каждом к Себе. Другому человеку, не Арджуне, Бог даст свои указания, применительно к его практике преданного служения, к его ступени развития на данный период, даст свои желания, свой путь аскез и ограничений. Но главное для всех будет единым. Это все же путь посвящения Богу плодов своей деятельности, это все же бесстрашие, это все же аскетизм, это все же благотворительность, непременно практика йоги… Более тонкие и личные вопросы с каждым Бог решает и через мысли, когда человек начинает изучать шастры и прилаживать их к себе, или через духовного наставника, или через старших преданных, или не сразу, но постепенно открывая двери истины, подводя к ней, как и Арджуну осторожно, поэтапно, с разных сторон, в разные и наиболее благоприятные временные промежутки с тем, чтобы человек в Священных Писаниях освоился, увидел свой путь и свое конкретное в нем практическое деяние. Очень немало дорог у человека, дабы постичь, что следует делать, а что нет. Истину говоря, следует отметить, что материальный мир наполнен шастрами, они на каждом шагу, как на дереве баньян листьев. Материальное сознание так или иначе, но очень и очень многие Божественные Наставления усваивает непосредственно из опыта материального бытия: добро, честь, справедливость, долг, обязанность, миролюбие, трудолюбие, терпение, справедливость и даже в своей мере непривязанность… Все есть в материальном мире. Но есть вещи, которые до поры знать нельзя, ибо это пойдет нерелигиозному уму лишь во вред. Только преданное служение. Только путь поклонения Самому Богу, только совершенные духовные знания дают основание для усвоения тайных знаний, наиболее полных, делая их использование нормой, а деятельность в них - действом негреховным, ибо в основе есть понимание все же и о бессмертии души, о за всем стоящем Боге, о посвящении Богу всех плодов своей деятельности и в этой связи непривязанности, о круговороте рождений и смертей, как и кармичесих реакциях. Все это дает возможность успешно заниматься преданным служением, хорошо различать, что позволено Богом, а что нет, ибо знание Вед дают больше свободы и больше наслаждений, истинно приемлемых для духовной изначально души.
Таким образом, обозревая данную главу, мы должны понять, что все люди находятся на разных ступенях своего развития всегда. В этой лестнице стоящие на более низких ступенях люди еще обладают качествами более низкого порядка, вынесенными из мира животных отношений и бытия. Эти качества на первых ступенях доминируют в человеке, однако соседствуют непременно и с качествами добродетельными, но своего уровня развития при данном положении. Представителей этих низких ступеней в материальном мире предостаточно, влияние их на общество велико, создавая впечатление как о личностях демонических. Преимущественные их качества и были описаны в стихах 4-20, в противовес тем, кто уже стоит достаточно высоко на ступени человеческого развития и чьи качества приведены Богом в стихах 1-3. Следует понимать, что такой контраст естествен, реален, но не абсолютен. Нет людей только положительных или только отрицательных. Это знает каждый по своему опыту. Достаточно быть несколько беспристрастным и справедливым в оценках других людей. Бог всегда так старающемуся даст увидеть обе стороны медали любого человека, как он есть, ибо над каждым есть, извечно присутствует уникальный Божественный труд, всесторонний, развивающий личность любую гармонично и непрерывно. Но, а если в одной жизни преимущественно как на подбор проявляются качества только одного направления, то в этом Божественная необходимость на данный период извлекать из человека именно такого направления качества, ибо отсюда Бог и организует дальнейшую чистку и развитие по плану на человека на сегодняшний день. Контраст дан, виден Волею Бога более для тех, кому пора как-то четче разграничить добро и зло, благоприятное и неблагоприятное для духовного развития, также такое понимание дается для материального воздействия и воспитания других средствами и силами людей пока еще материальных, но уже обладающих необходимым опытом и практикой, имеющей духовное направление, ибо оно имеет место в материальном мире всегда, даже когда прямо не оговаривается. Таким образом, данная глава преимущественно направлена на то, чтобы оттенить Божественные качества, качества, к которым следует устремляться каждому на его ступени и качества те, против которых общество должно своими методами, данными Богом, работать и этим поднимая и воспитывая стоящих на более низких ступенях . В стихах 18-20 Бог как бы дает Личную оценку тем, кто стоит на более слабых ступенях. Но следует понять, еще раз что Сам Бог беспристрастен, непривязан, никогда не осуждает. Эти качества никак не свойственны Владыке. Но Бог, становясь как бы на ступень, приемлемую и понятную для человека, помогает человеку через Свой авторитет сориентироваться, к какому берегу плыть, чтобы начать искать точные ориентиры через Веды, наставления шастр, как указующее и разъясняющее Слово Бога. Это для тех сказано, кто еще находится на грани или вначале преданного служения, кто поищет эти и те качества в себе, кто скажет себе, что молодец, что есть в нем необходимое, а чего нет – достигнет и тем в себе даст Богу разрешение себя вести, претерпевать при этом, без чего не обойтись и так будет выходить на практику преданного служение, имея уже более-менее четко обозначенную цель, руководствуясь обещаниями Бога и в этом находя свой смысл и удовлетворение. Вот для такого поворота мышления Бог дает более конкретные указатели в стихе 21, указав на те качества, которые печальны, которые, как правило, доминируют и влекут за собой все иные. Пусть человек приостановится здесь, с этого угла начнет за собой следить и корректировать, пусть ищет, пусть практикует, пусть изменяется. Но для этого непременно придется корректировать и свою жизнь и в ней позиции, свои качества, свой выбор. Но как быть, если человек не знает точно, что выбрать, что предпочесть, какими средствами лучше эти качества искоренять, как и все другие. Бог в этом случае направляет ум на предписания шастр. Не секрет, можно себя критиковать, можно себя воспитывать, но далеко не всегда материальные средства сподручны в делах тонких, принципиальных. Не каждого ум развернется к шастрам, к Слову Бога. Кто-то устремится себя изменять через тело путями и неавторитетными, но кем-то рекомендуемыми. Пусть идет так, пусть и здесь преодолеет, пусть и здесь свое извлекает. Должно быть понятным, что без шастр, без точного Слова Бога не обойтись. Но не сможет себя и свой путь личный проигнорировать тот, кто готов к переменам, но еще тормозит и идет от себя или по чьим-то неавторитетным наветам. Значит, здесь тоже ему надо побывать, здесь преткнуться, это опробовать. Конечно, не достигнет Бога, конечно, не достигнет желаемое, конечно, не достигнет совершенства, но выиграет в том, что сузит свой путь опытом, да и по пути приобретет качества подходящие, чтобы все же начать с изучения Вед, с шастр, к чему Бог и подведет, когда человек намытарится и предоставит себя в распоряжение Бога, получив от Бога само желание, время, ситуации, встречи, и далее начало необходимой практики, как и понимание, что можно, а что нельзя, которым Бог и наделит, усадив за книги и дав время и терпение и подходящий настрой ума. Все в свое время. Но а Арджуне Бог дал свое указание применительно к его ситуации накануне сражения, дал ему мнение Вед, и мудрость шастр Лично (вначале Бхагавад-Гиты, в главах 2,3,4…), в непосредственном диалоге и применительно к его ступени духовного развития, однако всем напомнив в конце данной главы, что путь к Богу лежит через совершенные знания и соответствующую практику. В следующей главе у Арджуны по поводу изучение шастр возникнут к Богу вопросы. Это те вопросы, которые Бог поднимет в нем Сам через мысль, зная, что это камень преткновения многих, и даст в этом направлении достаточно исчерпывающие пояснения.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 16. Стих.19-24