(греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино красное, виноградное, разбавленное водой.
Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.
Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.
Входные молитвы:
Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, соверша три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке, до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу..."). По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтар на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные-в рясах.
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".
Священник: Яко Твое есть Царство...
Диакон: Аминь.
Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко 'Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы-людие Твои, вси - дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед Ты бо еси спасение рода христнанскаго.
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прошения прегрешении наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти па Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся. Спасе наш, пришедый спасти мир.
Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:
Милосердия сущи источник, милости сподоби пас, Богородице, призри на люди согрешившыя, яви, яко присно, силу Твою, на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, Бесплотных Архистратиг.
Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:
Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.
По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:
Простите и благословите, отцы и братие
входят в алтарь при чтении 8-го-1.3-го стихов 5-го псалма:
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой, яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст - - гортань их, языки своими льщаху. Суди им. Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. П да возвеселятс вси уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них. и похвалятс о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.
2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." принято читать: "Предварившыя утро...", "Во гробе плотски...", "Слава"- "Яко Живоносец, яко рая краснейший...", "И ныне"-"Вышняго освященное...", "Пречистому Твоему образу..."; далее в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." следует читать Трисвятое по "Отче наш...", далее - обычный порядок. "Царю Небесный..." в это время не читается - до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а "Царю Небесный" на полунощнице - уже не читается, входные молитвы начинаются с "Святый Боже".
Последование облачения
Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим чесгь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.
Священник берет подризник. а диакон - стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.
Облачение диакона
Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу:
Благослови, владык стихарь со орарем.
Священник, благословляя, произносит:
Благословен Бог наш всегда ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.
Диакон целует крест, изображенный на стихаре, благоговейно облачается в стихарь, произнося:
Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасени и одеждою веселия одея мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою.
Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный па нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руку при чтении
на правую руку:
Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Тво рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты
на левую руку:
Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научус заповедем Твоим.
Облачение священника.
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонени к горнему месту, благословляет подризник, произнося:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): "Возрадуется душа моя о Господе...". И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест).
При возложении на себя епитрахили священник читает:
Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его.
После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами:
Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Затем, опоясуя себя поясом, он читает:
Благословен Бог, препоясуя мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя.
Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон:
Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Тво рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты.
Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим.
При облачении в фелонь священник читает:
Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачаетс на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка перед выносом Плащаницы, на утрени Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное. Не читаются молитвы па облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только "Господу помолимся" перед каждой одеждой).
Понятие о проскомидии
Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - Небесной и земной.
От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим ).
На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естсств в Господе Иисусе Христе- Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления: по сторонам креста она имеет надпись:
ИС. ХС. = Иисус Христос
НИ. КА. = Победитель (побеждает)
Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца па проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери пли святых.
Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаютс просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.
Значение священнодействий проскомидии.
На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаютс Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и Действия проскомидии имеют двоякое значение с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой - страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица - звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы - пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.
Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: "Яко овча на заколение ведеся..."
Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.
Чинопоследование проскомидии
По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:
Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего: ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи.
Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя,
и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее-нашем искуплении:
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием пробщдся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит:
Благослови, владыко.
Священник возглашает:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.
Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятс в тесной связи с проскомидией. В псалмах тропарях и других молитвах часов преобразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе "Благословен Бог наш" берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя-с левой) со словами: Яко овча на заколение ведеся.
(Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).
Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит:
И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих.
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами:
Во смирении Его суд Его взятся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповесть?
Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
Господу помолимся,
держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит:
Возми, владыко.
Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова:
Яко вземлется от земли живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.
Диакон: Пожри, владыко
(от слав. слова "пожрети"-принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря:
Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.
Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх. Диакон:
Прободй, владыко.
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря:
Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его.
Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.
Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит:
В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник.
Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя-с левой), вблизи от его средины, произнося:
Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.
Священник, взяв третью просфору, произносит:
Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,
и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
Затем священник говорит:
Святых славных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков,
и отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.
Далее священник говорит:
Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов, и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
Затем священник произносит:
Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григори Богослова и. Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,
и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:
Святаго апостола первомученика\и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакйи, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц, и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
Затем священник говорит:
Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей,
и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
Продолжая, священник произносит:
Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников,
и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Далее священник говорит:
Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,
и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. Обычно здесь поминаютс и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.
Затем священник говорит:
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констан-тинопбльскаго, Златоустаго {или "Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския",- если совершается его литургия),
и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчива ею этот ряд.
Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:
Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминаетс и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.
Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:
Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея
и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов:
Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов, божиих, имя рек. [Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.] Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них-за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит
О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).
В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося:
Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
Заканчивая поминовение, священник произносит:
Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни веч-ны и Твоего общения усопших православных отец и братии наших, Человеколюбче Господи.
Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами:
Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря:
Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.
Священник, благословляя кадило, читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухани духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспослй нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит:
Господу помолимся.
Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова:
И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча.
Диакон: Господу помолимся.
Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:
Господь воцаряися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя, возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами:
Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:
Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе.
Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами:
Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:
О предложенных Честных Дарех Господу помолимся.
Священник читает молитву предложения:
Боже, Боже наш. Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя, и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждени сохрани во священнодействии Божественных Твоих Тайн. Яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося:
Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст:
Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
На литургии святого Василия Великаго поминается:
Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския.
Диакон: Аминь.
Частные просфоры
После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.
Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.
Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии - приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).
Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.
Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.
Входные молитвы:
Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, соверша три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке, до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу..."). По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтар на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные-в рясах.
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".
Священник: Яко Твое есть Царство...
Диакон: Аминь.
Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко 'Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы-людие Твои, вси - дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед Ты бо еси спасение рода христнанскаго.
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прошения прегрешении наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти па Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся. Спасе наш, пришедый спасти мир.
Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:
Милосердия сущи источник, милости сподоби пас, Богородице, призри на люди согрешившыя, яви, яко присно, силу Твою, на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, Бесплотных Архистратиг.
Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:
Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.
По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:
Простите и благословите, отцы и братие
входят в алтарь при чтении 8-го-1.3-го стихов 5-го псалма:
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой, яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст - - гортань их, языки своими льщаху. Суди им. Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. П да возвеселятс вси уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них. и похвалятс о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.
2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." принято читать: "Предварившыя утро...", "Во гробе плотски...", "Слава"- "Яко Живоносец, яко рая краснейший...", "И ныне"-"Вышняго освященное...", "Пречистому Твоему образу..."; далее в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." следует читать Трисвятое по "Отче наш...", далее - обычный порядок. "Царю Небесный..." в это время не читается - до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а "Царю Небесный" на полунощнице - уже не читается, входные молитвы начинаются с "Святый Боже".
Последование облачения
Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим чесгь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.
Священник берет подризник. а диакон - стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.
Облачение диакона
Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу:
Благослови, владык стихарь со орарем.
Священник, благословляя, произносит:
Благословен Бог наш всегда ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.
Диакон целует крест, изображенный на стихаре, благоговейно облачается в стихарь, произнося:
Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасени и одеждою веселия одея мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою.
Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный па нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руку при чтении
на правую руку:
Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Тво рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты
на левую руку:
Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научус заповедем Твоим.
Облачение священника.
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонени к горнему месту, благословляет подризник, произнося:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): "Возрадуется душа моя о Господе...". И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест).
При возложении на себя епитрахили священник читает:
Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его.
После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами:
Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Затем, опоясуя себя поясом, он читает:
Благословен Бог, препоясуя мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя.
Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон:
Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Тво рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты.
Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим.
При облачении в фелонь священник читает:
Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачаетс на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка перед выносом Плащаницы, на утрени Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное. Не читаются молитвы па облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только "Господу помолимся" перед каждой одеждой).
Понятие о проскомидии
Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - Небесной и земной.
От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим ).
На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естсств в Господе Иисусе Христе- Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления: по сторонам креста она имеет надпись:
ИС. ХС. = Иисус Христос
НИ. КА. = Победитель (побеждает)
Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца па проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери пли святых.
Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаютс просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.
Значение священнодействий проскомидии.
На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаютс Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и Действия проскомидии имеют двоякое значение с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой - страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица - звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы - пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.
Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: "Яко овча на заколение ведеся..."
Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.
Чинопоследование проскомидии
По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:
Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего: ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи.
Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя,
и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее-нашем искуплении:
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием пробщдся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит:
Благослови, владыко.
Священник возглашает:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.
Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятс в тесной связи с проскомидией. В псалмах тропарях и других молитвах часов преобразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе "Благословен Бог наш" берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя-с левой) со словами: Яко овча на заколение ведеся.
(Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).
Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит:
И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих.
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами:
Во смирении Его суд Его взятся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповесть?
Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
Господу помолимся,
держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит:
Возми, владыко.
Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова:
Яко вземлется от земли живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.
Диакон: Пожри, владыко
(от слав. слова "пожрети"-принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря:
Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.
Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх. Диакон:
Прободй, владыко.
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря:
Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его.
Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.
Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит:
В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник.
Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя-с левой), вблизи от его средины, произнося:
Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.
Священник, взяв третью просфору, произносит:
Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,
и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
Затем священник говорит:
Святых славных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков,
и отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.
Далее священник говорит:
Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов, и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
Затем священник произносит:
Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григори Богослова и. Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,
и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:
Святаго апостола первомученика\и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакйи, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц, и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
Затем священник говорит:
Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей,
и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
Продолжая, священник произносит:
Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников,
и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Далее священник говорит:
Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,
и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. Обычно здесь поминаютс и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.
Затем священник говорит:
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констан-тинопбльскаго, Златоустаго {или "Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския",- если совершается его литургия),
и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчива ею этот ряд.
Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:
Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминаетс и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.
Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:
Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея
и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов:
Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов, божиих, имя рек. [Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.] Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них-за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит
О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).
В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося:
Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
Заканчивая поминовение, священник произносит:
Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни веч-ны и Твоего общения усопших православных отец и братии наших, Человеколюбче Господи.
Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами:
Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря:
Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.
Священник, благословляя кадило, читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухани духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспослй нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит:
Господу помолимся.
Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова:
И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча.
Диакон: Господу помолимся.
Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:
Господь воцаряися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя, возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами:
Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:
Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе.
Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами:
Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:
О предложенных Честных Дарех Господу помолимся.
Священник читает молитву предложения:
Боже, Боже наш. Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя, и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждени сохрани во священнодействии Божественных Твоих Тайн. Яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося:
Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст:
Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
На литургии святого Василия Великаго поминается:
Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския.
Диакон: Аминь.
Частные просфоры
После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.
Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.
Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии - приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).
Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.
Обсуждения Проскомидия