БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. СТИХ.19-27.
19. Когда наблюдающий хорошо видит, что кроме гунн материальной природы нет другого исполнителя, а также знает, Кто Управляет гуннами природы, он достигает Моей природы.
КОММЕНТАРИЙ.
И снова следует сказать. Знания о гуннах природы – высочайшее откровение Бога. Обладать этими знаниями – значит достичь той ступени, где в материальном мире уже не задерживаются. Поэтому таким наблюдающим может быть только преданный Бога высочайшего уровня. Никто не знает своей ступени воистину, как и ступеней другого человека, но когда приходит такая ясность в уме, когда Бог приоткрывает это знание легко, вводит прямо в сердце, дает возможность через него видеть и оперировать ими, тогда можно говорить, что человек не только постиг гунны природы, но и преодолел их, возвысился над ними, исчерпал эти иллюзорные энергии своими страданиями, духовным и материальным опытом и практикой. Но.. как увидеть работу гунн? Как увидеть их работу, как исполняющих Волю Бога? Только через свои совершенные качества, через свои совершенные знания, через преданное служение Богу. Но в чем суть того, что следует увидеть? Прежде всего, то, что материальным миром реально управляют иллюзорные энергии Бога разных уровней. Преданное служение и духовная практика очищают зрение, ум и мышление до уровня, когда действительно видно, что иллюзорная энергия имеет место и работает; человек, идущий по пути совершенных знаний и большого материального и духовного опыта, видит, как люди входят в материальные игры, играют роли, обволакиваются иллюзорными энергиями постоянно, через них мыслят, планируют, входят в отношения, связаны ими, и через них развиваются. Далее, следует из тех же оснований увидеть, имея ввиду также свой материальный опыт и совершенные знания, что иллюзорная энергия может быть по своим преимущественным направлениям воздействия на живое существо разделена на три – тьму, страсть и благость. Далее можно увидеть, что такое деление условно, что имеются и множество промежуточных ступеней, отражающих качества каждой гунны. Далее, следует увидеть, что люди делятся на три группы в связи с влиянием этих гунн и опять же с многочисленными внутренними подступенями. Далее, можно увидеть, что гунны воздействуют на людей не произвольно, но в соответствии с ступенью каждого, т.е. в соответствии с достигнутыми на данный период качествами, которые наиболее четко отзываются на действие той или иной гунны. Также следует увидеть, что гунны имеют от Бога право извлекать из человека нагара его качества, работать над ними через материальное бытие и поднимать в итоге человека на более высокие ступени, включая выход под влияние другой преимущественной гунны. Для чего такие знания и видения нужны? Для того, чтобы в своей мере осознать труд Бога над человеком, чтобы навести порядок в уме человека, расставив в нем все по местам, также, чтобы видеть свое положение в общей лестнице развития и с этой позиции сотрудничать с Богом в своем развитии. Гуны природы дают человеку некоторую ориентацию в человеческих отношениях, дают разъяснение о ступенях других, этим перекрывая кислород упрекам, самовозвеличиванию, росту эго и способствуют пути отрешенности и равного видения всех, как и пониманию, что все в материальном мире зависит от гунн природы и условно подразделено ими: и работа, и религия, и качества людей, и образ жизни, и интересы…- все имеет свое место, предназначено своим потребителям со своими качествами соответствующими. Во всем этом видении и знании главное то, что все гунны от Бога, Им управляемы, предназначены для развития, упорядочивают мышление, ориентируют в сознании на точный выбор. Все гунны – от Высшего Управляющего, Его творение, энергии, Его тело, претворение Его Жизни. Это знание и есть совершенное, но оно также должно стать основой религиозного мышления и понимания, образа жизни и призмой видения. Так видящий и так понимающий, по сути, разоблачивший природу всех человеческих пристрастий, как и свою, уже не может быть от них зависим, ибо видит их и сразу обращает взгляд к Богу, не подчиняясь им, отделяя их от себя, наблюдая со стороны, зная их причину и суть работы. Такому человеку делать на материальной планете больше нечего. Все иллюзии живы тогда, когда их в лицо не знаешь. Но когда узнаешь, рассеиваешь знаниями, то и не подчиняешься им, ибо подчиняешься напрямую только Воле Бога и тебе не надо ни в чем обманываться, чтобы ты правильно и по Божески поступил, никакие качества уже не входят в конфликт со Всевышним, а те, что есть, идут на сотрудничество Богом, берут Волю Бога, как свою, из первых Рук и потому обуславливают себе более быстрое развитие без материальных игр и ролей, что и способствует выходу за пределы материального мира. Материальный мир, живущий только за счет иллюзорных энергий, ими воздействующий, более не может ничего привнести в такого знающего и видящего человека. Поэтому так видящий и достигает природы Бога, т.е. духовный план, как и по качествам.
20.Когда воплощенный преодолевает влияние этих трех гунн материальной природы, порождаемых телесным существованием, тогда он вкушает нектар, освобождаясь от рождений, смерти, старости и страданий.
КОММЕНТАРИЙ.
Освобождение от влияния трех гунн материальной природы - путь достаточно долгий, однако, непременный, который не миновать никак даже самому с виду привязанному к материальному общению, благам, опутанному многочисленными связями и отношениями через иллюзорные энергии Бога. Воля Бога – это река и хочет или нет песчинка, но увлекается водами только к одному океану. Ни у одного не хватит сил противостоять. Но то… песчинка… От человека Бог требует и осознанности движения, и содействия, и набирания по пути Божественных сил в виде совершенных качеств. И все это Бог созидает Сам, будучи внутри каждого и извне, будучи вне каждого через других, события, материальную природу, связи и отношения. Так что не миновать этот путь никому. Но в человеческом теле Бог озадачивает живое существо изрядно, постоянно и неотступно вовлекает в огромное множество материальных игр, дает роли всех уровней и значимости, от роли самого падшего, до правителя народов, ведет скрупулезно через все гунны, испытание на себе всех качеств природы, поэтому преодоление этих гунн – дело Бога, Его Труд, направленный на живое существо. Но никак не может живое существо, человек, будучи вовлекаемым, ощущать себя к этому пути совсем непричастным, даже практикующий отрешенность йог. Ибо Бог ведет так, что человек через работу иллюзорных энергий реально видит свой подъем, свои усилия, свое сотрудничество с Богом, как и осознает свое преодоление гунн в виде роста отрешенности, развития тех качеств, которые этому способствуют, начиная с непривязанности к плодам любой деятельности. Также, поднимая и помогая дать себе оценку, Бог дает и насладиться своим путем, своими знаниями и полученными в них откровениями. Более того, Бог начинает проявлять в свою меру свое присутствие в человеке, выходит на контакт с человеком, дает человеку свое Мнение изнутри и извне, тем усиливая его религиозные устои и тем вовлекая в практику преданного служения неуклонную. Созерцая себя изнутри и свои качества, человек время от времени делает как бы в себе ревизию, с удовлетворением замечает, что материальный мир перестает воздействовать на него в прежней мере, что интерес к внешним объектам удовлетворения чувств ослабевает, что интерес к связям и материальному общению угасает… создается полное видение отрыва себя от гунн природы и их иллюзий. Следуя Наставлениям Бога из Святых писаний, человек мысленно настраивает себя и шире и глубже, пытаясь развить в себе беспристрастие к любым благам, равное отношение к людям, камню и золоту, беспристрастность к любым плодам своей деятельности. Давая себе рекомендации, планируя свое развития, придерживаясь выбранного направления мышления и поведения, он получает изнутри и соблазны и поддержку и проходит путь сомнений и колебаний, до утверждения в качествах и в совершенных знаниях, ибо авторитет Вед и Слова Бога в нем вследствие практики преданного служения, аскез и пути добродетели уже выросли до уровня определяющих, как цель и смысл и единственный Божественный указатель. Когда человек видит, что усилия, именно его осознанные усилия помогают (ибо и такую иллюзию Бог дает), когда он начинает чувствовать свою независимость от материальных отношений и приучается доверяться и предаваться во всем Богу в себе, он начинает видеть, что становится независим от многих земных связей, независим от мнений и поступков других людей, независим о власти денег, противоположного пола, не разделяет уже чужой гнев или неприязнь во время чужих материальных игр, уже не боится быть правдивым, не зависит от того, кто и что скажет или подумает, не знает, по сути, страха, зависти, не ищет общий язык с другими, поскольку уже так не мерит, это не кладет в основу мышления, через это не мыслит… хотя и может спуститься на ступень любого и ограничить разговор пониманием другого человека, уважая его ступень и не насилуя сознание своими пониманиями и видением. Вот такое состояние начинает очень хорошо себя проявлять и отсюда и произрастает удовлетворение от состояния независимого, необычного, отличающего от всех, кто на фоне личного понимани, видится в полной привязанности и зависимости от всего, от вещей и людей, от событий, от природы, от болезней, от случайностей, от всего благоприятного и неблагоприятного. Человек такое свое состояние называет освобождением от иллюзий и имеет на это полное право, поскольку видит за всем стоящего только Бога, через Бога все объясняет, а потому, считается, видит вещи, как они есть. Это состояние и называется вкушением нектара, считается духовным совершенством, которое и выводит за пределы материального мира туда, где нет болезни, старости, страданий. Но следует знать, что путь развития духовной сущности и на духовном плане не прекращается, а потому, там есть и другие проблемы, и свои преодоления, ибо тот запас знаний и тот духовный багаж, который выносит человек из материального мира, является лишь начальным на духовном плане. Чтобы здесь, на духовном плане, подниматься вверх, существуют и свои игры и свои старания, как и страдания. И здесь работают Божественные иллюзорные энергии, и здесь надо себя проявлять и бороться за свою душу. Это также следует понимать, как и то, что ничего у Бога не дается без труда, без Божественной помощи и без Божественных знаний, как и качеств, ибо те знания и те качества, которые выносит человек на Земле, не более, как букварь духовного пути. И нигде у Бога не просто, но по полной программе. Но с Богом, в присутствии и общении с Верховной Божественной Личностью – этот путь великолепен и не имеет никаких аналогов на Земле.
21. Арджуна сказал.
О, Господин, по каким признакам можно узнать преодолевшего эти три гунны материальной природы и каким должно быть поведение человека, который эти три гунны преодолевает.
КОММЕНТАРИЙ.
Действительно, это вопрос вопросов для тех преданных, кто еще не предался Всевышнему, и задающий так вопрос уж точно не преодолел влияние гунн материальной природы, ибо достигший, воистину, освобождения в эту сторону не смотрит вообще. Общение с Богом в себе – высочайшее и единственное его наслаждение, как и образ жизни. Ему крайне все-равно, на какой ступени развития он находится сам, где в своем развитии находится любой другой, на духовном плане или нет. Открыто другое. Душа может общаться с Богом, оказывается, всегда, человек осознает, что это его величайшее достояние, неотъемлемое, его единственный смысл, радость, внутренний вечный праздник, Тот, Кому можно и желается все посвятить, с Кем все делится, все доверяется, Кто не имеет аналогов в материальном мире и общении. Человеку, достигшему так Бога, не интересно, на какой ступени духовного становления он находится, не интересно, преодолел он гунны природы или нет, не интересно, родится он еще или нет, но, наслаждаясь Богом в себе, но, наслаждаясь Богом вне себя, видя везде Бога, находясь на контакте с Богом, человек все, что касается всех событий в его жизни и жизни других людей, связывает только со Всевышним, Богу посвящен труд, плоды труда, любая деятельность происходит в духовном внутреннем разговоре, с полным пониманием Мнения и Воли Бога. Человек никак не привязывается и к результатам своих трудов, не считает себя ни создающим, не распоряжающимся, делая для других, проявляя милосердие; живя на благо другим, такой преданный, опять же, делает все только ради и во имя Бога, и только так находит удовлетворение, смысл и цель жизни. Ему все-равно, родится ли он среди людей или животных, на этой планете или на другой, в материальном мире или духовном. Служение Богу – великое счастье для такого человека, и от всего остального он внутренне отрешен, не привязан. Однако, такой человек обладает качествами, выделяющими его из всех. Об этих качествах вопрошает Арджуна, так изнутри его мысль направил Бог, ибо этот вопрос интересен очень многим, идущим к Богу, помогает все же ориентироваться в своем пути, корректировать свои качества, предъявлять к себе те требования в своем духовном развитии, которые называет Бог лучшими и определяющими. Мнение Бога – непременно есть лучшие ориентир. Бог именно поэтому заостряет на это внимание идущих, ибо тогда сотрудничество с Богом наиболее плодотворное.
22-25. Шри Бхагаван Сказал.
В ком и просветление и занятие кармической деятельностью, а также непременно иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они развиты, и кто не сокрушается, когда их нет, кто, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим, кто неизменен в счастье и страдании, кто погружен в себя, кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное, устойчив разумом, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов, кто в полном отречении от всех устремлений, он, сказано, преодолел гунны материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ.
Несомненно, что эти слова Бога не исчерпывают всех качеств такого человека, они здесь не упомянуты, но непременно являются производными, как и сопровождающими указанные проявления человека. «В ком и просветление, и занятие кармической деятельностью, а также непременно иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они развиты, и кто не сокрушается, когда их нет…». Когда человек начинает идти по пути духовного становления, в начале пути, также в середине и в конце он нуждается, будучи еще несовершенным по качествам, в ориентирах, которыми служат чаще всего те, кто рядом, как материальные люди, так и те, кто занят практикой преданного служения. Будучи не утвердившимся еще в совершенных знаниях, не обладая чисто духовными качествами, такой человек склонен делать ошибки на уровне мысли и понимания. Такой человек может завидовать чужому просветлению, пониманию, хорошему духовному языку, предпочтительному уважению к нему других преданных. Вот, если это, другое духовное состояние, например просветление, совершенные качества, не вызывает зависти, других чувств, не проявляется личное отношение ни в словах, ни в поведении, ни в особом внимании, то это качество и есть то, которое приемлемо Богом и характеризует такую душу, как преодолевающую гунны природы. Однако, оно не единственно, но в совокупности и с другими, здесь указанными. Если человек никак не реагирует на тех, кто занят кармической деятельностью, не отличает их, не поносит, не ставит себя в пример, но исходит из совершенных духовных знаний, всех видя равными перед Богом и ведомых Богом, где никому не миновать выхода за пределы материального мира, то и такой человек с таким качеством может претендовать на освобождение от влияние гунн материальной природы. Также, если преданный видит воочию, как иллюзорные энергии охватывают умы материальных людей, заставляя их действовать определенным образом, даже видя глупость, ошибки, или греховную деятельность, то и это не должно смущать его разум никак, но непременно должно быть понимание причины, основанное на совершенных духовных знаниях, как и состоянии непривязанности. Ступень любого человека не должна вызывать ни зависти, ни осуждения, ни сокрушения. Все равны в сознании такого преданного: тот, кто кажется стоящим выше, и тот, кто кажется стоящим ниже – никто не вызывает никаких эмоций, никакого мышления в этом направлении, никто не интересен и не привлекателен своей ступенью, никто не может затмить собою Бога и общение с Богом, никто не рассматривается вне Бога, вне Божественного Милосердия. Все видятся равными, и религиозные люди, и нерелигиозные. Все видятся только в Боге. Все видятся в пути к Богу, как верующие, так и неверующие. Ни к кому не прилагаются личные усилия, ибо Один Бог знает через кого, в какой степени, когда и какими средствами и только Бог знает истинную ступень каждого, какой бы она не казалась. И далее. «…кто, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим…». Также, согласно этим строкам, человек должен прежде всего знать о существовании и работе гунн материальной природы в материальном мире. Эта часть совершенных знаний должна в человеке работать, быть объясняющей все призмой. Фактически, человек должен понимать, как через них работает в материальном мире Сам Бог. Однако, все же сам не должен уже подчиняться работе, воздействию этих гунн на себя. Первый признак такой независимости, это умение их видеть как бы со стороны в отношении любого человека, необходимо видеть и понимать, как они вовлекают именно качества человека, как они заставляют действовать в пределах своих качеств и ступени, как они влияют на выбор работы, друзей, на выход из ситуаций, на выбор любого порядка, как они влияют на отношения к другим людям, к качествам других людей, как они обещают, погружают в греховную деятельность, вовлекают в материальные игры и роли, как управляют людьми всех уровней развития, всех направлений религиозного вероисповедования, как они помогают решать вопросы нравственного порядка, как ориентируют в обществе… - такое видение работы гунн природы есть первый признак независимости от них, указывает на нейтральное к их проявлению расположение. Зная, что гунны природы есть ни что иное, но работа Самого Бога через Свои иллюзорные энергии, преданный высокого порядка, что бы с ним не происходило, видит за всем только Волю Бога, Его работу, а потому все воспринимает без потрясений, ровно, смиренно, никак не пересматривает ввиду их свои религиозные устои и понимания. Такая независимость от гунн природы также должна выражаться и в ряде других качеств, здесь указанных Богом. «…, кто неизменен в счастье и страдании…» - на самом деле состояние счастья и страдания есть самое яркое и постоянное проявление работы и воздействия гунн материальной природы. Источник этих состояний – условности материального мира, то, что привлекает, заинтересовывает человека в материальном бытии, что дано Богом, как востребованное, как источник материальных благ, что вовлекает в материальные воспитывающие игры и имеет от Бога совсем другое назначение, чем удовлетворить чувства человека, но достичь через игры разного уровня развитие качеств, через которые и возможен путь к Богу, предание Богу, служение Богу на духовном плане. Для этого и стараются гунны материальной природы, давая чувства благоприятного и неблагоприятного, которые считываются человеком, как счастье и страдание. Не подверженные влиянию гунн, не прельстится и их обещаниям, не будет вовлечен в материальные игры, идя на поводу пристрастий, желания славы, денег, успехов, и почестей, и других благ, но будет все выполнять только во имя Бога, беря все только для поддержания тела и находя удовлетворении только в преданном служении. Необходимость в посулах иллюзорных энергий отпадает, как и появляется устойчивое понимание о временности материального счастья, ибо страдания и потрясения неизбежны, это воспитывающее средство Бога, воздающее за кармические долги и способствующее развитию духовных качеств, что есть и основная цель материального бытия. Так что временность счастья оправданно, обусловлена необходимостью, есть следствие материального бытия, фактически вещь не истинная, приходящая, не дающая удовлетворения постоянного и неизменного. Такое счастье видится внешним, неустойчивым, имеющем очень часто безнравственные причины, за счет других, во имя тела и его удобств, счастье временное, эгоистичное в своей сути, достигаемое далеко не лучшими качествами людей, обманчивое в своей сути, обещающее одно, но дающее другое и влекущее многое непредвиденное и нежеланное впоследствии. Такое счастье в религиозном понимании непривлекательно, не имеет в Себе Бога, отделено от Бога, неинтересно, связывает, требует проявления достаточно устойчивого качеств низшего порядка, иной раз идущих против Закона Бога, как и Божествееного Мнения. Также, высоко религиозный человек не может не видеть причины всех материальных страданий. Он видит их, как следствие кармической деятельности, как воздаяние за грехи, как Волю Бога, как то, что человек своей деятельностью заслужил. Как и счастье, страдания имеют приходящий характер, играют воспитывающую и очищающую роль. Зная, от Кого идут страдания и зная об их причине, человек, преодолевающий воздействие гунн материальной природы, не может потрясаться ими в великой степени, но в свою меру, ибо достаточно аскетичен, смиренен, терпелив, бесстрашен, знает, что все временно, предается Богу, ибо не раз убеждался в Божественном Милосердии и Справедливости. Только благодаря совершенным знаниям и своим качествам такой преданный может черпать в себе мир, спокойствие, невозмутимость, все равно принимая, ни от кого из людей не завися, надеясь на Бога. Надо сказать, что это очень и очень не простые качества, ибо относительно себя человек действительно может быть невозмутим и равно принимать, как благоприятное, так и неблагоприятное, не желая себе счастья такого, как понимают его люди материальные, преодолевая страдания и потрясения достойно, но очень не просто ему быть в этом состоянии отрешения и непривязанности устойчивым, когда дело касается счастья и страдания очень близких ему людей, неискушенных еще совершенными духовными знаниями, не утвердившихся в качествах высокого духовного порядка. Здесь, опять же, на помощь могут прийти совершенные духовные знания и предание себя Богу, как и понимание, что Бог обязан через гунны природы всех поднимать и развивать, используя все Свои Божественные средства и исходя из того, кто и что заработал кармически. На самом деле, преданный высокого порядка должен всегда помнить и понимать, что все, прежде всего, дети Бога, и здесь, в этом мире все связаны родственными связями достаточно временно, не на долго. Каждому Бог дает то, что он заработал из прошлых рождений, по силам и по качествам, и каждый свое заработал сам, и каждый пойдет далее со своим багажом, своим путем далее, и нет никого, кто бы вышел из этой жизни без нового опыта, знаний, качеств, Бог в любом случае их будет наполнять личным опытом через ошибки и страдания, как и преодоления, что должно быть достигнуто и через счастье и через страдание и ничего тут не поделаешь. Так понимающий человек, преданный Бога, окруженный родственниками, практически из этого строя свои отношения и через это взирающий на свою собственную жизнь и жизнь близких, может действительно быть неизменен в счастье и страдании по большому счету; и это вовсе не обозначает, что он беспристрастен на уровне внешнего равнодушия, но обязан спускаться на ступень тех, за кого отвечает, и с этой ступени, будучи сам независимым от гунн природы, и помогать, и сочувствовать, и подставлять руки, будучи неизменным, пояснять, все, однако, посвящая Богу и этим черпая в себе силы и утверждаясь в непривязанности. Все это не просто. Но реально. Далее. «…кто погружен в себя,…» - Вообще все перечисленные Богом качества именно отсюда берут свою основу и причину. Быть погруженным в себя, значит постоянно пребывать в Боге. Чувство Божественного присутствия должно быть постоянным, как и чувство диалога, как и чувство Милосердия Бога. Происходит таким образом слияние с Богом, ориентировка только на Бога. Мир внешний без Бога перестает иметь смысл, значение, вообще перестает работать. Все объясняется и понимается только в присутствии в себе и вне себя Бога. Невозможно ответить ни на один вопрос, без упоминаний Бога и ссылки на Слово Бога. Счастье… страдание становятся просто звуком. Остается жизнь в Боге и Божественные уроки, как наставления, которые принимаются безропотно или с молитвами и упованием. В этой связи присутствует постоянное чувство поддержки и защищенности и не только себя. Видится, как Бог работает над твоими детьми, родственниками, как Бог через многие страдания и преодоления поднимает каждого,, давая каждому индивидуальные задания и уроки. Все абсолютно начинает видеться гармоничным, развивающим, милосердным, справедливым. Человек в Боге начинает действительно наслаждаться жизнью, ибо все видит через деяния и присутствие Бога. Погружаясь в себя, человек находит все ответы, находит успокоение, находит состояние духовной благости и радости, как бы освещен изнутри и светом знания и истинной причиной, которая позволяет все видеть, как есть, без иллюзии. Пожалуй, с этого качества начинается все, все им и заканчивается, все развивается на этой основе и отсюда необратимость процесса духовного развития. Это следует взять в себе за основу. «…кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное,…» - и эти качества драгоценны, с них начинается отрешенность, что есть самое точное определение того, кто собрался покидать этот мир, пусть о том и не размышляя и не ставя целью. Эти качества добываются только в результате преданного служения, через карму-йогу, через изучение Вед и Слово Бога, начинается с посвящения Богу всех плодов своей деятельности. Сначала человек должен научиться хотя бы не считать себя создающим и распоряжающимся, но всегда видеть во всем причиной и источником только Бога, претендуя лишь на блага для поддержания тела и уповая на Милость Бога, как и не забывая про ограничения, аскетизм, благотворительность и жертвоприношения. Только отсюда разовьется равное отношение к клочку земли или камню или золоту, по сути, ко всему, чем богат материальный мир – к врагам, недругам, в богатству и бедности, в выигрышу и поражению, к славе и бесславию, к благоприятному и неблагоприятному. Что человек также в себе должен знать, чтобы так мыслить, из этого исходить? Только то, что не он причина, не он распоряжается, что все это – есть атрибуты материальных игр, призванные вовлекать в отношения, развивать, воздавать, в итоге учить, направлять, заставлять принимать Божественные Законы и достигать качеств Божественных. Только качества нужны Богу от его частиц, ибо предназначение их изначальное – служить Богу на духовном плане, иметь возможность общаться с Богом. Так понимающий, видит во всех этих средствах лишь работу иллюзорных энергий Бога. Но предпочитает брать знания из рук Самого Бога, нежели опосредствованно через игры. Бог идет навстречу так понимающей душе и дает ей то, через что она согласна идти и может идти, исходя из готовности ее качеств и знаний. Человек, который достиг такой готовности, обладающий указанными качествами, также считается освобожденным или освобождающимся от гунн материальной природы. Однако, визуально эти качества в другом не всегда могут быть видны, порою человек, обладая ими, внешне никак не отличим, никак себя особо не проявляет и потому судить по перечисленным качествам не возможно. Однако, эти ориентиры можно применить к себе и едва к тем, чей быт более-менее виден, если в этом возникла необходимость. Принимать желанное и нежеланное легко такому человеку, ибо, находясь всегда в себе на связи с Богом, он все понимает, как от Бога. Ни один другой человек для него не может выступать причиной, ни одно событие или явление. Все по Воле Всевышнего, Один Бог соединяет и разъединяет, приводит и уводит, окружает теми или иными людьми, дает речь, дает поступок, дает желание, дает основание. Каждому. Поэтому, чтобы не происходило в жизни человека продвинутого духовно, ничто он не может увидеть, как случайное или кем-то задуманное и от него лично исходящее событие. Все от Бога, все есть Божественный замысел, все в итоге во благо, все лечит, все поднимает и развивает. Поэтому все принимается, все оправдывается, все сохраняет мир в себе, и все неблагоприятное видится приходящим. И все желанное и нежеланное понимается, как лучшее, что надо принимать, где надо претерпеть, из чего надо – извлечь. «…, устойчив разумом…» - Это, конечно, великое достижение, но только в результате очень долгой практики йоги и в результате утверждения в совершенных духовных знаниях. Это уже наличие совершенных качеств, это уже хорошая связь с Богом. Это уже результат хорошей отрешенности. Все это – следует только из преданного служения и изучения Святых Писаний, куда непременно входит аскетизм и благотворительность. «…, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов…». Эти качества являются следствием опять же только преданного служения, достаточно продолжительной практики карма-йоги, благочестивой деятельности, пути аскез и ограничений. Только Веды, Святые Писания дают шаг за шагом направление и указания в плане развития этих качеств, как направляющее Слово Бога. Чтобы достичь такого уровня, человек должен познать на себе работу иллюзорных энергий Бога, должен пройти через славу и бесславие, честь и бесчестие, познать природу друзей и врагов, должен все это отработать через проявление и последующие плоды обоих знаков, познать, что все дается от Бога, есть Божественный промысел, что в материальном мире все основано на его условностях, и привязанностях, как и пристрастиях. Воистину, здесь нет истинных друзей, нет истинных врагов, все управляемы Богом, все отдают свои кармические долги, все несовершенны. Ничто не достойно восхваления, все действуют, движимые большей частью меркантильностью, привязанностью, радением о материальных благах. Все являются воспитывающим средством Бога. Понимая, Кто за всем стоит и с какой целью, зная свое конечное назначение, зная несовершенство живых существ, мудрый, разумный, мыслящий человек, видящий через Святые Писания, вооруженный совершенными знаниями, перестает различать друзей и врагов, перестает устремляться к славе и почету, зная временность всего, перестает выделять и предпочитать, но полностью предается Богу, принимая все не от людей, но от Бога, ибо они лишь марионетки в Божественных руках, исходящие из своих несовершенных качеств и этим берущие в себе причины к своим несовершенным деяниям, не зная, что выполняют Волю Бога, их руками Бог наказывает или помогает, дает через их качества, как основание, желания, и так их вовлекает в игры своего уровня, в результате чего каждый достигает последствия своей благочестивой и греховной деятельности. Зная так, понимая так, мысля так, строя на этом свои убеждения и деяния, человек достигает означенных качеств и пребывает в них однозначно. Такой человек действительно в «… полном отречении от своих устремлений…», если эти устремления материальны, связаны с условностями материального мира, возносящими славу, деньги, почет, материальное счастье, материальные цели. Все – практика преданного служения, все путь аскез, все через направляющее Слово бога в Святых Писаниях, все есть осознанный путь и сотрудничество с Богом в развитии в себе качеств высшего порядка, качеств Божественных, качеств совершенных. Только тот, кто достиг всех перечисленных качеств, считается Богом преуспевшим, преодолевшим влияние гунн материальной природы. Но в большинстве своем эти качества со стороны не обозримы, это некое внутреннее состояние и отношение и судить по ним о ступенях других людей невозможно, да и нет необходимости. В этом вопросе также не следует быть привязанным, оставить все Богу, все и о каждом знающем доподлинно, строящим жизнь каждого в направлении преодоления гунн природы, тщательно, неотступно, уникальными средствами. Но через здесь указанные качества следует обратить в свою меру свой взгляд к себе, увидеть то, что в тебе на данный период неразвито, ущербно, что следует развить, в чем утвердиться и наиболее активно начинать сотрудничать с Богом. Здесь Бог лишь указал главные ориентиры, хотя и далеко не все, но достаточные, чтобы через эту призму мыслить, работать над собой, предъявлять к себе требования.
26. Также тот, кто неустанно преданно служит Мне, занимаясь бхакти-йогой, он, преодолев эти гунны материальной природы, поднимается на уровень Брахмана.
27. За этим Брахманом, Нетленным, Извечным, Который также есть эта извечная религия и в Котором единственное счастье, надо видеть Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Что означает подняться на уровень Брахмана? Это означает достичь своей изначальной духовной природы или Божественности, качествами т.е. уподобиться Богу, однако, это не обозначает достижение Бога абсолютное. Но это уже выход за пределы материальных ступеней, материального проявления, материальных телесных чувств и отношений. Далее идет уже реализация души на духовном плане, ибо развитие живого существа не ограниченно, постепенно ведет вверх к Богу, к Божественным качествам, Божественным знаниям, к Божественному Бытию, все, однако, в свою меру. Чтобы выйти на этот уровень, необходимо преданное служение, служение неустанное, неограниченное, выводящее непременно из-под влияния и власти иллюзорных энергий Бога в лице гунн природы. Этот путь преодоления, таким образом, имеет цель, имеет смысл, имеет продолжение, свой очень высокий результат. Данным стихом Бог однозначно указывает, что ожидает человека, преодолевшего гунны материальной природы. Что это дает еще? Надо понимать, что каждым в материальном мире управляет только Бог. Однако делает это не непосредственно, но через другие энергии, начиная с иллюзорных и далее, через другие живые существа, обстоятельства, события. Когда человек преодолевает иллюзорные энергии и уже не зависит от других людей, видит мир только как средство Бога, он выходит на прямую связь с Богом, на общение с Богом в себе, на диалог с Богом, начиная подчиняться и служить Богу лично, зная Мнение Бога, никого не видя более между собой и Богом, зная, что желает от него Бог до мелочей, имея возможность постоянно обращаться к Богу в себе. Отчего это становится возможным? Все здесь упирается в качества человека, ибо не любые качества открывают эту дверь, позволяют Богу отзываться, Самому обращаться, Лично без проводников наставлять и давать поручения разного порядка. О человеке можно сказать, что в таком случае он достиг Брахмана, так, что его качества и качества Бога совпали по пониманиям, цели, проявлению в этом мире, не противоречат Божьему, есть оптимальный вариант сознания. Т.е. Божественные энергии и энергии человека в виде его качеств становятся достаточно совместимыми, реальными, точными. Однако, если такое пребывание для материального мира предел, на духовном плане непременно следует дальнейшее устремление к совместимости с Богом, но на более высоком уровне, в условиях новых, более подходящих и располагающий к развитию духовности еще более высокой ступени и так без предела. Т.е слияние с Брахманом, с Богом, как своей высшей природой, происходит непрерывно, через общение, служение Богу, достижение качеств высокого порядка, дабы через эти качества воспринимать Всевышнего, понимать Его следовать Его указаниям, не входить в противоречие с Божественной Волей и мыслью. Поэтому духовная реализация живых существ неотъемлема от них и Планов Бога. Это надо знать.
19. Когда наблюдающий хорошо видит, что кроме гунн материальной природы нет другого исполнителя, а также знает, Кто Управляет гуннами природы, он достигает Моей природы.
КОММЕНТАРИЙ.
И снова следует сказать. Знания о гуннах природы – высочайшее откровение Бога. Обладать этими знаниями – значит достичь той ступени, где в материальном мире уже не задерживаются. Поэтому таким наблюдающим может быть только преданный Бога высочайшего уровня. Никто не знает своей ступени воистину, как и ступеней другого человека, но когда приходит такая ясность в уме, когда Бог приоткрывает это знание легко, вводит прямо в сердце, дает возможность через него видеть и оперировать ими, тогда можно говорить, что человек не только постиг гунны природы, но и преодолел их, возвысился над ними, исчерпал эти иллюзорные энергии своими страданиями, духовным и материальным опытом и практикой. Но.. как увидеть работу гунн? Как увидеть их работу, как исполняющих Волю Бога? Только через свои совершенные качества, через свои совершенные знания, через преданное служение Богу. Но в чем суть того, что следует увидеть? Прежде всего, то, что материальным миром реально управляют иллюзорные энергии Бога разных уровней. Преданное служение и духовная практика очищают зрение, ум и мышление до уровня, когда действительно видно, что иллюзорная энергия имеет место и работает; человек, идущий по пути совершенных знаний и большого материального и духовного опыта, видит, как люди входят в материальные игры, играют роли, обволакиваются иллюзорными энергиями постоянно, через них мыслят, планируют, входят в отношения, связаны ими, и через них развиваются. Далее, следует из тех же оснований увидеть, имея ввиду также свой материальный опыт и совершенные знания, что иллюзорная энергия может быть по своим преимущественным направлениям воздействия на живое существо разделена на три – тьму, страсть и благость. Далее можно увидеть, что такое деление условно, что имеются и множество промежуточных ступеней, отражающих качества каждой гунны. Далее, следует увидеть, что люди делятся на три группы в связи с влиянием этих гунн и опять же с многочисленными внутренними подступенями. Далее, можно увидеть, что гунны воздействуют на людей не произвольно, но в соответствии с ступенью каждого, т.е. в соответствии с достигнутыми на данный период качествами, которые наиболее четко отзываются на действие той или иной гунны. Также следует увидеть, что гунны имеют от Бога право извлекать из человека нагара его качества, работать над ними через материальное бытие и поднимать в итоге человека на более высокие ступени, включая выход под влияние другой преимущественной гунны. Для чего такие знания и видения нужны? Для того, чтобы в своей мере осознать труд Бога над человеком, чтобы навести порядок в уме человека, расставив в нем все по местам, также, чтобы видеть свое положение в общей лестнице развития и с этой позиции сотрудничать с Богом в своем развитии. Гуны природы дают человеку некоторую ориентацию в человеческих отношениях, дают разъяснение о ступенях других, этим перекрывая кислород упрекам, самовозвеличиванию, росту эго и способствуют пути отрешенности и равного видения всех, как и пониманию, что все в материальном мире зависит от гунн природы и условно подразделено ими: и работа, и религия, и качества людей, и образ жизни, и интересы…- все имеет свое место, предназначено своим потребителям со своими качествами соответствующими. Во всем этом видении и знании главное то, что все гунны от Бога, Им управляемы, предназначены для развития, упорядочивают мышление, ориентируют в сознании на точный выбор. Все гунны – от Высшего Управляющего, Его творение, энергии, Его тело, претворение Его Жизни. Это знание и есть совершенное, но оно также должно стать основой религиозного мышления и понимания, образа жизни и призмой видения. Так видящий и так понимающий, по сути, разоблачивший природу всех человеческих пристрастий, как и свою, уже не может быть от них зависим, ибо видит их и сразу обращает взгляд к Богу, не подчиняясь им, отделяя их от себя, наблюдая со стороны, зная их причину и суть работы. Такому человеку делать на материальной планете больше нечего. Все иллюзии живы тогда, когда их в лицо не знаешь. Но когда узнаешь, рассеиваешь знаниями, то и не подчиняешься им, ибо подчиняешься напрямую только Воле Бога и тебе не надо ни в чем обманываться, чтобы ты правильно и по Божески поступил, никакие качества уже не входят в конфликт со Всевышним, а те, что есть, идут на сотрудничество Богом, берут Волю Бога, как свою, из первых Рук и потому обуславливают себе более быстрое развитие без материальных игр и ролей, что и способствует выходу за пределы материального мира. Материальный мир, живущий только за счет иллюзорных энергий, ими воздействующий, более не может ничего привнести в такого знающего и видящего человека. Поэтому так видящий и достигает природы Бога, т.е. духовный план, как и по качествам.
20.Когда воплощенный преодолевает влияние этих трех гунн материальной природы, порождаемых телесным существованием, тогда он вкушает нектар, освобождаясь от рождений, смерти, старости и страданий.
КОММЕНТАРИЙ.
Освобождение от влияния трех гунн материальной природы - путь достаточно долгий, однако, непременный, который не миновать никак даже самому с виду привязанному к материальному общению, благам, опутанному многочисленными связями и отношениями через иллюзорные энергии Бога. Воля Бога – это река и хочет или нет песчинка, но увлекается водами только к одному океану. Ни у одного не хватит сил противостоять. Но то… песчинка… От человека Бог требует и осознанности движения, и содействия, и набирания по пути Божественных сил в виде совершенных качеств. И все это Бог созидает Сам, будучи внутри каждого и извне, будучи вне каждого через других, события, материальную природу, связи и отношения. Так что не миновать этот путь никому. Но в человеческом теле Бог озадачивает живое существо изрядно, постоянно и неотступно вовлекает в огромное множество материальных игр, дает роли всех уровней и значимости, от роли самого падшего, до правителя народов, ведет скрупулезно через все гунны, испытание на себе всех качеств природы, поэтому преодоление этих гунн – дело Бога, Его Труд, направленный на живое существо. Но никак не может живое существо, человек, будучи вовлекаемым, ощущать себя к этому пути совсем непричастным, даже практикующий отрешенность йог. Ибо Бог ведет так, что человек через работу иллюзорных энергий реально видит свой подъем, свои усилия, свое сотрудничество с Богом, как и осознает свое преодоление гунн в виде роста отрешенности, развития тех качеств, которые этому способствуют, начиная с непривязанности к плодам любой деятельности. Также, поднимая и помогая дать себе оценку, Бог дает и насладиться своим путем, своими знаниями и полученными в них откровениями. Более того, Бог начинает проявлять в свою меру свое присутствие в человеке, выходит на контакт с человеком, дает человеку свое Мнение изнутри и извне, тем усиливая его религиозные устои и тем вовлекая в практику преданного служения неуклонную. Созерцая себя изнутри и свои качества, человек время от времени делает как бы в себе ревизию, с удовлетворением замечает, что материальный мир перестает воздействовать на него в прежней мере, что интерес к внешним объектам удовлетворения чувств ослабевает, что интерес к связям и материальному общению угасает… создается полное видение отрыва себя от гунн природы и их иллюзий. Следуя Наставлениям Бога из Святых писаний, человек мысленно настраивает себя и шире и глубже, пытаясь развить в себе беспристрастие к любым благам, равное отношение к людям, камню и золоту, беспристрастность к любым плодам своей деятельности. Давая себе рекомендации, планируя свое развития, придерживаясь выбранного направления мышления и поведения, он получает изнутри и соблазны и поддержку и проходит путь сомнений и колебаний, до утверждения в качествах и в совершенных знаниях, ибо авторитет Вед и Слова Бога в нем вследствие практики преданного служения, аскез и пути добродетели уже выросли до уровня определяющих, как цель и смысл и единственный Божественный указатель. Когда человек видит, что усилия, именно его осознанные усилия помогают (ибо и такую иллюзию Бог дает), когда он начинает чувствовать свою независимость от материальных отношений и приучается доверяться и предаваться во всем Богу в себе, он начинает видеть, что становится независим от многих земных связей, независим от мнений и поступков других людей, независим о власти денег, противоположного пола, не разделяет уже чужой гнев или неприязнь во время чужих материальных игр, уже не боится быть правдивым, не зависит от того, кто и что скажет или подумает, не знает, по сути, страха, зависти, не ищет общий язык с другими, поскольку уже так не мерит, это не кладет в основу мышления, через это не мыслит… хотя и может спуститься на ступень любого и ограничить разговор пониманием другого человека, уважая его ступень и не насилуя сознание своими пониманиями и видением. Вот такое состояние начинает очень хорошо себя проявлять и отсюда и произрастает удовлетворение от состояния независимого, необычного, отличающего от всех, кто на фоне личного понимани, видится в полной привязанности и зависимости от всего, от вещей и людей, от событий, от природы, от болезней, от случайностей, от всего благоприятного и неблагоприятного. Человек такое свое состояние называет освобождением от иллюзий и имеет на это полное право, поскольку видит за всем стоящего только Бога, через Бога все объясняет, а потому, считается, видит вещи, как они есть. Это состояние и называется вкушением нектара, считается духовным совершенством, которое и выводит за пределы материального мира туда, где нет болезни, старости, страданий. Но следует знать, что путь развития духовной сущности и на духовном плане не прекращается, а потому, там есть и другие проблемы, и свои преодоления, ибо тот запас знаний и тот духовный багаж, который выносит человек из материального мира, является лишь начальным на духовном плане. Чтобы здесь, на духовном плане, подниматься вверх, существуют и свои игры и свои старания, как и страдания. И здесь работают Божественные иллюзорные энергии, и здесь надо себя проявлять и бороться за свою душу. Это также следует понимать, как и то, что ничего у Бога не дается без труда, без Божественной помощи и без Божественных знаний, как и качеств, ибо те знания и те качества, которые выносит человек на Земле, не более, как букварь духовного пути. И нигде у Бога не просто, но по полной программе. Но с Богом, в присутствии и общении с Верховной Божественной Личностью – этот путь великолепен и не имеет никаких аналогов на Земле.
21. Арджуна сказал.
О, Господин, по каким признакам можно узнать преодолевшего эти три гунны материальной природы и каким должно быть поведение человека, который эти три гунны преодолевает.
КОММЕНТАРИЙ.
Действительно, это вопрос вопросов для тех преданных, кто еще не предался Всевышнему, и задающий так вопрос уж точно не преодолел влияние гунн материальной природы, ибо достигший, воистину, освобождения в эту сторону не смотрит вообще. Общение с Богом в себе – высочайшее и единственное его наслаждение, как и образ жизни. Ему крайне все-равно, на какой ступени развития он находится сам, где в своем развитии находится любой другой, на духовном плане или нет. Открыто другое. Душа может общаться с Богом, оказывается, всегда, человек осознает, что это его величайшее достояние, неотъемлемое, его единственный смысл, радость, внутренний вечный праздник, Тот, Кому можно и желается все посвятить, с Кем все делится, все доверяется, Кто не имеет аналогов в материальном мире и общении. Человеку, достигшему так Бога, не интересно, на какой ступени духовного становления он находится, не интересно, преодолел он гунны природы или нет, не интересно, родится он еще или нет, но, наслаждаясь Богом в себе, но, наслаждаясь Богом вне себя, видя везде Бога, находясь на контакте с Богом, человек все, что касается всех событий в его жизни и жизни других людей, связывает только со Всевышним, Богу посвящен труд, плоды труда, любая деятельность происходит в духовном внутреннем разговоре, с полным пониманием Мнения и Воли Бога. Человек никак не привязывается и к результатам своих трудов, не считает себя ни создающим, не распоряжающимся, делая для других, проявляя милосердие; живя на благо другим, такой преданный, опять же, делает все только ради и во имя Бога, и только так находит удовлетворение, смысл и цель жизни. Ему все-равно, родится ли он среди людей или животных, на этой планете или на другой, в материальном мире или духовном. Служение Богу – великое счастье для такого человека, и от всего остального он внутренне отрешен, не привязан. Однако, такой человек обладает качествами, выделяющими его из всех. Об этих качествах вопрошает Арджуна, так изнутри его мысль направил Бог, ибо этот вопрос интересен очень многим, идущим к Богу, помогает все же ориентироваться в своем пути, корректировать свои качества, предъявлять к себе те требования в своем духовном развитии, которые называет Бог лучшими и определяющими. Мнение Бога – непременно есть лучшие ориентир. Бог именно поэтому заостряет на это внимание идущих, ибо тогда сотрудничество с Богом наиболее плодотворное.
22-25. Шри Бхагаван Сказал.
В ком и просветление и занятие кармической деятельностью, а также непременно иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они развиты, и кто не сокрушается, когда их нет, кто, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим, кто неизменен в счастье и страдании, кто погружен в себя, кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное, устойчив разумом, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов, кто в полном отречении от всех устремлений, он, сказано, преодолел гунны материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ.
Несомненно, что эти слова Бога не исчерпывают всех качеств такого человека, они здесь не упомянуты, но непременно являются производными, как и сопровождающими указанные проявления человека. «В ком и просветление, и занятие кармической деятельностью, а также непременно иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они развиты, и кто не сокрушается, когда их нет…». Когда человек начинает идти по пути духовного становления, в начале пути, также в середине и в конце он нуждается, будучи еще несовершенным по качествам, в ориентирах, которыми служат чаще всего те, кто рядом, как материальные люди, так и те, кто занят практикой преданного служения. Будучи не утвердившимся еще в совершенных знаниях, не обладая чисто духовными качествами, такой человек склонен делать ошибки на уровне мысли и понимания. Такой человек может завидовать чужому просветлению, пониманию, хорошему духовному языку, предпочтительному уважению к нему других преданных. Вот, если это, другое духовное состояние, например просветление, совершенные качества, не вызывает зависти, других чувств, не проявляется личное отношение ни в словах, ни в поведении, ни в особом внимании, то это качество и есть то, которое приемлемо Богом и характеризует такую душу, как преодолевающую гунны природы. Однако, оно не единственно, но в совокупности и с другими, здесь указанными. Если человек никак не реагирует на тех, кто занят кармической деятельностью, не отличает их, не поносит, не ставит себя в пример, но исходит из совершенных духовных знаний, всех видя равными перед Богом и ведомых Богом, где никому не миновать выхода за пределы материального мира, то и такой человек с таким качеством может претендовать на освобождение от влияние гунн материальной природы. Также, если преданный видит воочию, как иллюзорные энергии охватывают умы материальных людей, заставляя их действовать определенным образом, даже видя глупость, ошибки, или греховную деятельность, то и это не должно смущать его разум никак, но непременно должно быть понимание причины, основанное на совершенных духовных знаниях, как и состоянии непривязанности. Ступень любого человека не должна вызывать ни зависти, ни осуждения, ни сокрушения. Все равны в сознании такого преданного: тот, кто кажется стоящим выше, и тот, кто кажется стоящим ниже – никто не вызывает никаких эмоций, никакого мышления в этом направлении, никто не интересен и не привлекателен своей ступенью, никто не может затмить собою Бога и общение с Богом, никто не рассматривается вне Бога, вне Божественного Милосердия. Все видятся равными, и религиозные люди, и нерелигиозные. Все видятся только в Боге. Все видятся в пути к Богу, как верующие, так и неверующие. Ни к кому не прилагаются личные усилия, ибо Один Бог знает через кого, в какой степени, когда и какими средствами и только Бог знает истинную ступень каждого, какой бы она не казалась. И далее. «…кто, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим…». Также, согласно этим строкам, человек должен прежде всего знать о существовании и работе гунн материальной природы в материальном мире. Эта часть совершенных знаний должна в человеке работать, быть объясняющей все призмой. Фактически, человек должен понимать, как через них работает в материальном мире Сам Бог. Однако, все же сам не должен уже подчиняться работе, воздействию этих гунн на себя. Первый признак такой независимости, это умение их видеть как бы со стороны в отношении любого человека, необходимо видеть и понимать, как они вовлекают именно качества человека, как они заставляют действовать в пределах своих качеств и ступени, как они влияют на выбор работы, друзей, на выход из ситуаций, на выбор любого порядка, как они влияют на отношения к другим людям, к качествам других людей, как они обещают, погружают в греховную деятельность, вовлекают в материальные игры и роли, как управляют людьми всех уровней развития, всех направлений религиозного вероисповедования, как они помогают решать вопросы нравственного порядка, как ориентируют в обществе… - такое видение работы гунн природы есть первый признак независимости от них, указывает на нейтральное к их проявлению расположение. Зная, что гунны природы есть ни что иное, но работа Самого Бога через Свои иллюзорные энергии, преданный высокого порядка, что бы с ним не происходило, видит за всем только Волю Бога, Его работу, а потому все воспринимает без потрясений, ровно, смиренно, никак не пересматривает ввиду их свои религиозные устои и понимания. Такая независимость от гунн природы также должна выражаться и в ряде других качеств, здесь указанных Богом. «…, кто неизменен в счастье и страдании…» - на самом деле состояние счастья и страдания есть самое яркое и постоянное проявление работы и воздействия гунн материальной природы. Источник этих состояний – условности материального мира, то, что привлекает, заинтересовывает человека в материальном бытии, что дано Богом, как востребованное, как источник материальных благ, что вовлекает в материальные воспитывающие игры и имеет от Бога совсем другое назначение, чем удовлетворить чувства человека, но достичь через игры разного уровня развитие качеств, через которые и возможен путь к Богу, предание Богу, служение Богу на духовном плане. Для этого и стараются гунны материальной природы, давая чувства благоприятного и неблагоприятного, которые считываются человеком, как счастье и страдание. Не подверженные влиянию гунн, не прельстится и их обещаниям, не будет вовлечен в материальные игры, идя на поводу пристрастий, желания славы, денег, успехов, и почестей, и других благ, но будет все выполнять только во имя Бога, беря все только для поддержания тела и находя удовлетворении только в преданном служении. Необходимость в посулах иллюзорных энергий отпадает, как и появляется устойчивое понимание о временности материального счастья, ибо страдания и потрясения неизбежны, это воспитывающее средство Бога, воздающее за кармические долги и способствующее развитию духовных качеств, что есть и основная цель материального бытия. Так что временность счастья оправданно, обусловлена необходимостью, есть следствие материального бытия, фактически вещь не истинная, приходящая, не дающая удовлетворения постоянного и неизменного. Такое счастье видится внешним, неустойчивым, имеющем очень часто безнравственные причины, за счет других, во имя тела и его удобств, счастье временное, эгоистичное в своей сути, достигаемое далеко не лучшими качествами людей, обманчивое в своей сути, обещающее одно, но дающее другое и влекущее многое непредвиденное и нежеланное впоследствии. Такое счастье в религиозном понимании непривлекательно, не имеет в Себе Бога, отделено от Бога, неинтересно, связывает, требует проявления достаточно устойчивого качеств низшего порядка, иной раз идущих против Закона Бога, как и Божествееного Мнения. Также, высоко религиозный человек не может не видеть причины всех материальных страданий. Он видит их, как следствие кармической деятельности, как воздаяние за грехи, как Волю Бога, как то, что человек своей деятельностью заслужил. Как и счастье, страдания имеют приходящий характер, играют воспитывающую и очищающую роль. Зная, от Кого идут страдания и зная об их причине, человек, преодолевающий воздействие гунн материальной природы, не может потрясаться ими в великой степени, но в свою меру, ибо достаточно аскетичен, смиренен, терпелив, бесстрашен, знает, что все временно, предается Богу, ибо не раз убеждался в Божественном Милосердии и Справедливости. Только благодаря совершенным знаниям и своим качествам такой преданный может черпать в себе мир, спокойствие, невозмутимость, все равно принимая, ни от кого из людей не завися, надеясь на Бога. Надо сказать, что это очень и очень не простые качества, ибо относительно себя человек действительно может быть невозмутим и равно принимать, как благоприятное, так и неблагоприятное, не желая себе счастья такого, как понимают его люди материальные, преодолевая страдания и потрясения достойно, но очень не просто ему быть в этом состоянии отрешения и непривязанности устойчивым, когда дело касается счастья и страдания очень близких ему людей, неискушенных еще совершенными духовными знаниями, не утвердившихся в качествах высокого духовного порядка. Здесь, опять же, на помощь могут прийти совершенные духовные знания и предание себя Богу, как и понимание, что Бог обязан через гунны природы всех поднимать и развивать, используя все Свои Божественные средства и исходя из того, кто и что заработал кармически. На самом деле, преданный высокого порядка должен всегда помнить и понимать, что все, прежде всего, дети Бога, и здесь, в этом мире все связаны родственными связями достаточно временно, не на долго. Каждому Бог дает то, что он заработал из прошлых рождений, по силам и по качествам, и каждый свое заработал сам, и каждый пойдет далее со своим багажом, своим путем далее, и нет никого, кто бы вышел из этой жизни без нового опыта, знаний, качеств, Бог в любом случае их будет наполнять личным опытом через ошибки и страдания, как и преодоления, что должно быть достигнуто и через счастье и через страдание и ничего тут не поделаешь. Так понимающий человек, преданный Бога, окруженный родственниками, практически из этого строя свои отношения и через это взирающий на свою собственную жизнь и жизнь близких, может действительно быть неизменен в счастье и страдании по большому счету; и это вовсе не обозначает, что он беспристрастен на уровне внешнего равнодушия, но обязан спускаться на ступень тех, за кого отвечает, и с этой ступени, будучи сам независимым от гунн природы, и помогать, и сочувствовать, и подставлять руки, будучи неизменным, пояснять, все, однако, посвящая Богу и этим черпая в себе силы и утверждаясь в непривязанности. Все это не просто. Но реально. Далее. «…кто погружен в себя,…» - Вообще все перечисленные Богом качества именно отсюда берут свою основу и причину. Быть погруженным в себя, значит постоянно пребывать в Боге. Чувство Божественного присутствия должно быть постоянным, как и чувство диалога, как и чувство Милосердия Бога. Происходит таким образом слияние с Богом, ориентировка только на Бога. Мир внешний без Бога перестает иметь смысл, значение, вообще перестает работать. Все объясняется и понимается только в присутствии в себе и вне себя Бога. Невозможно ответить ни на один вопрос, без упоминаний Бога и ссылки на Слово Бога. Счастье… страдание становятся просто звуком. Остается жизнь в Боге и Божественные уроки, как наставления, которые принимаются безропотно или с молитвами и упованием. В этой связи присутствует постоянное чувство поддержки и защищенности и не только себя. Видится, как Бог работает над твоими детьми, родственниками, как Бог через многие страдания и преодоления поднимает каждого,, давая каждому индивидуальные задания и уроки. Все абсолютно начинает видеться гармоничным, развивающим, милосердным, справедливым. Человек в Боге начинает действительно наслаждаться жизнью, ибо все видит через деяния и присутствие Бога. Погружаясь в себя, человек находит все ответы, находит успокоение, находит состояние духовной благости и радости, как бы освещен изнутри и светом знания и истинной причиной, которая позволяет все видеть, как есть, без иллюзии. Пожалуй, с этого качества начинается все, все им и заканчивается, все развивается на этой основе и отсюда необратимость процесса духовного развития. Это следует взять в себе за основу. «…кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное,…» - и эти качества драгоценны, с них начинается отрешенность, что есть самое точное определение того, кто собрался покидать этот мир, пусть о том и не размышляя и не ставя целью. Эти качества добываются только в результате преданного служения, через карму-йогу, через изучение Вед и Слово Бога, начинается с посвящения Богу всех плодов своей деятельности. Сначала человек должен научиться хотя бы не считать себя создающим и распоряжающимся, но всегда видеть во всем причиной и источником только Бога, претендуя лишь на блага для поддержания тела и уповая на Милость Бога, как и не забывая про ограничения, аскетизм, благотворительность и жертвоприношения. Только отсюда разовьется равное отношение к клочку земли или камню или золоту, по сути, ко всему, чем богат материальный мир – к врагам, недругам, в богатству и бедности, в выигрышу и поражению, к славе и бесславию, к благоприятному и неблагоприятному. Что человек также в себе должен знать, чтобы так мыслить, из этого исходить? Только то, что не он причина, не он распоряжается, что все это – есть атрибуты материальных игр, призванные вовлекать в отношения, развивать, воздавать, в итоге учить, направлять, заставлять принимать Божественные Законы и достигать качеств Божественных. Только качества нужны Богу от его частиц, ибо предназначение их изначальное – служить Богу на духовном плане, иметь возможность общаться с Богом. Так понимающий, видит во всех этих средствах лишь работу иллюзорных энергий Бога. Но предпочитает брать знания из рук Самого Бога, нежели опосредствованно через игры. Бог идет навстречу так понимающей душе и дает ей то, через что она согласна идти и может идти, исходя из готовности ее качеств и знаний. Человек, который достиг такой готовности, обладающий указанными качествами, также считается освобожденным или освобождающимся от гунн материальной природы. Однако, визуально эти качества в другом не всегда могут быть видны, порою человек, обладая ими, внешне никак не отличим, никак себя особо не проявляет и потому судить по перечисленным качествам не возможно. Однако, эти ориентиры можно применить к себе и едва к тем, чей быт более-менее виден, если в этом возникла необходимость. Принимать желанное и нежеланное легко такому человеку, ибо, находясь всегда в себе на связи с Богом, он все понимает, как от Бога. Ни один другой человек для него не может выступать причиной, ни одно событие или явление. Все по Воле Всевышнего, Один Бог соединяет и разъединяет, приводит и уводит, окружает теми или иными людьми, дает речь, дает поступок, дает желание, дает основание. Каждому. Поэтому, чтобы не происходило в жизни человека продвинутого духовно, ничто он не может увидеть, как случайное или кем-то задуманное и от него лично исходящее событие. Все от Бога, все есть Божественный замысел, все в итоге во благо, все лечит, все поднимает и развивает. Поэтому все принимается, все оправдывается, все сохраняет мир в себе, и все неблагоприятное видится приходящим. И все желанное и нежеланное понимается, как лучшее, что надо принимать, где надо претерпеть, из чего надо – извлечь. «…, устойчив разумом…» - Это, конечно, великое достижение, но только в результате очень долгой практики йоги и в результате утверждения в совершенных духовных знаниях. Это уже наличие совершенных качеств, это уже хорошая связь с Богом. Это уже результат хорошей отрешенности. Все это – следует только из преданного служения и изучения Святых Писаний, куда непременно входит аскетизм и благотворительность. «…, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов…». Эти качества являются следствием опять же только преданного служения, достаточно продолжительной практики карма-йоги, благочестивой деятельности, пути аскез и ограничений. Только Веды, Святые Писания дают шаг за шагом направление и указания в плане развития этих качеств, как направляющее Слово Бога. Чтобы достичь такого уровня, человек должен познать на себе работу иллюзорных энергий Бога, должен пройти через славу и бесславие, честь и бесчестие, познать природу друзей и врагов, должен все это отработать через проявление и последующие плоды обоих знаков, познать, что все дается от Бога, есть Божественный промысел, что в материальном мире все основано на его условностях, и привязанностях, как и пристрастиях. Воистину, здесь нет истинных друзей, нет истинных врагов, все управляемы Богом, все отдают свои кармические долги, все несовершенны. Ничто не достойно восхваления, все действуют, движимые большей частью меркантильностью, привязанностью, радением о материальных благах. Все являются воспитывающим средством Бога. Понимая, Кто за всем стоит и с какой целью, зная свое конечное назначение, зная несовершенство живых существ, мудрый, разумный, мыслящий человек, видящий через Святые Писания, вооруженный совершенными знаниями, перестает различать друзей и врагов, перестает устремляться к славе и почету, зная временность всего, перестает выделять и предпочитать, но полностью предается Богу, принимая все не от людей, но от Бога, ибо они лишь марионетки в Божественных руках, исходящие из своих несовершенных качеств и этим берущие в себе причины к своим несовершенным деяниям, не зная, что выполняют Волю Бога, их руками Бог наказывает или помогает, дает через их качества, как основание, желания, и так их вовлекает в игры своего уровня, в результате чего каждый достигает последствия своей благочестивой и греховной деятельности. Зная так, понимая так, мысля так, строя на этом свои убеждения и деяния, человек достигает означенных качеств и пребывает в них однозначно. Такой человек действительно в «… полном отречении от своих устремлений…», если эти устремления материальны, связаны с условностями материального мира, возносящими славу, деньги, почет, материальное счастье, материальные цели. Все – практика преданного служения, все путь аскез, все через направляющее Слово бога в Святых Писаниях, все есть осознанный путь и сотрудничество с Богом в развитии в себе качеств высшего порядка, качеств Божественных, качеств совершенных. Только тот, кто достиг всех перечисленных качеств, считается Богом преуспевшим, преодолевшим влияние гунн материальной природы. Но в большинстве своем эти качества со стороны не обозримы, это некое внутреннее состояние и отношение и судить по ним о ступенях других людей невозможно, да и нет необходимости. В этом вопросе также не следует быть привязанным, оставить все Богу, все и о каждом знающем доподлинно, строящим жизнь каждого в направлении преодоления гунн природы, тщательно, неотступно, уникальными средствами. Но через здесь указанные качества следует обратить в свою меру свой взгляд к себе, увидеть то, что в тебе на данный период неразвито, ущербно, что следует развить, в чем утвердиться и наиболее активно начинать сотрудничать с Богом. Здесь Бог лишь указал главные ориентиры, хотя и далеко не все, но достаточные, чтобы через эту призму мыслить, работать над собой, предъявлять к себе требования.
26. Также тот, кто неустанно преданно служит Мне, занимаясь бхакти-йогой, он, преодолев эти гунны материальной природы, поднимается на уровень Брахмана.
27. За этим Брахманом, Нетленным, Извечным, Который также есть эта извечная религия и в Котором единственное счастье, надо видеть Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Что означает подняться на уровень Брахмана? Это означает достичь своей изначальной духовной природы или Божественности, качествами т.е. уподобиться Богу, однако, это не обозначает достижение Бога абсолютное. Но это уже выход за пределы материальных ступеней, материального проявления, материальных телесных чувств и отношений. Далее идет уже реализация души на духовном плане, ибо развитие живого существа не ограниченно, постепенно ведет вверх к Богу, к Божественным качествам, Божественным знаниям, к Божественному Бытию, все, однако, в свою меру. Чтобы выйти на этот уровень, необходимо преданное служение, служение неустанное, неограниченное, выводящее непременно из-под влияния и власти иллюзорных энергий Бога в лице гунн природы. Этот путь преодоления, таким образом, имеет цель, имеет смысл, имеет продолжение, свой очень высокий результат. Данным стихом Бог однозначно указывает, что ожидает человека, преодолевшего гунны материальной природы. Что это дает еще? Надо понимать, что каждым в материальном мире управляет только Бог. Однако делает это не непосредственно, но через другие энергии, начиная с иллюзорных и далее, через другие живые существа, обстоятельства, события. Когда человек преодолевает иллюзорные энергии и уже не зависит от других людей, видит мир только как средство Бога, он выходит на прямую связь с Богом, на общение с Богом в себе, на диалог с Богом, начиная подчиняться и служить Богу лично, зная Мнение Бога, никого не видя более между собой и Богом, зная, что желает от него Бог до мелочей, имея возможность постоянно обращаться к Богу в себе. Отчего это становится возможным? Все здесь упирается в качества человека, ибо не любые качества открывают эту дверь, позволяют Богу отзываться, Самому обращаться, Лично без проводников наставлять и давать поручения разного порядка. О человеке можно сказать, что в таком случае он достиг Брахмана, так, что его качества и качества Бога совпали по пониманиям, цели, проявлению в этом мире, не противоречат Божьему, есть оптимальный вариант сознания. Т.е. Божественные энергии и энергии человека в виде его качеств становятся достаточно совместимыми, реальными, точными. Однако, если такое пребывание для материального мира предел, на духовном плане непременно следует дальнейшее устремление к совместимости с Богом, но на более высоком уровне, в условиях новых, более подходящих и располагающий к развитию духовности еще более высокой ступени и так без предела. Т.е слияние с Брахманом, с Богом, как своей высшей природой, происходит непрерывно, через общение, служение Богу, достижение качеств высокого порядка, дабы через эти качества воспринимать Всевышнего, понимать Его следовать Его указаниям, не входить в противоречие с Божественной Волей и мыслью. Поэтому духовная реализация живых существ неотъемлема от них и Планов Бога. Это надо знать.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 14. Стих 19-27