Канон о самовольне живот свой скончавших
В 1925 году на Сергиевском Подворье в Париже - Рю де Крим, 93 - покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом...
У нас его отпевали...
Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному о.Нектарию Оптинскому с вопросом: что нам делать?
В 1925 году на Сергиевском Подворье в Париже - Рю де Крим, 93 - покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом...
У нас его отпевали...
Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному о.Нектарию Оптинскому с вопросом: что нам делать?
Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение 40 дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию.
Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали…
После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, - согласно канонам - правило Тимофея Александрийского - и по внутреннему противлению души моей; но помня наставление о.Нектария, а также и указание митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве, но и тогда - с предварительною молитвою о помиловании нас молящихся, да не прогневаем Господа, - я обратился в каноник - "можно и во всякую субботу в октоихе найти заупокойные каноны"; но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся "благочестно", "в вере", "в упокоении" и прочее, - все это не подходило к вольным, "не в сумасшествии", самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари.
Может, кому-либо пригодится...
А меня да помилует Господь за дерзновение такое...
Многогрешный митрополит Вениамин
Самоубийство
Самоубийство - лишение себя тем или иным способом жизни. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения, произвольно прекращает жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу (а также и ближним), и которая дарована ему для нравственного преуспеяния, а не для злоупотребления ею, - отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным.
О принадлежности нашей жизни Богу говорит апостол Павел: "никтоже нас себе живет и никтоже себе умирает... Аще бо живем, аще умираем, Господни есмы" (Рим.14, 7,8).
Самоубийца попирает и естественный закон, так как, по этому закону, "никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю" (Еф. 5, 23).
Указывают на мужество, проявляемое самоубийцей в своем действии: не каждый, говорят, решится на такой смелый поступок. И на этом основании у язычников самоубийство даже восхвалялось, как героизм. Но с христианской точки зрения самоубийца есть не герой, а трус, так как он не в состоянии снести тех неприятностей и несчастий (например, потерю любимого человека или имущества, неизлечимой болезни, заслуженного или незаслуженного стыда и т.п.), из-за которых обыкновенно решаются на самоубийство. Вообще, самоубийца обнаруживает сильную привязанность к земным благам и земному счастию, коль скоро в несчастии отказывается жить. А еще большее неразумие обнаруживает он, коль скоро во избежание временного бедствия подвергает себя вечному бедствию. В наше время многие склонны объяснять каждое самоубийство временным помешательством. Но это объяснение далеко не верно.
МОЛИТВА
за усопших от несчастной и насильственной смерти
Оптинский старец иеромонах Леонид, в схиме Лев
Взыщи, Господи, погибшую душу (имя рек), аще возможно есть помилуй!
Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!
Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали…
После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, - согласно канонам - правило Тимофея Александрийского - и по внутреннему противлению души моей; но помня наставление о.Нектария, а также и указание митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве, но и тогда - с предварительною молитвою о помиловании нас молящихся, да не прогневаем Господа, - я обратился в каноник - "можно и во всякую субботу в октоихе найти заупокойные каноны"; но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся "благочестно", "в вере", "в упокоении" и прочее, - все это не подходило к вольным, "не в сумасшествии", самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари.
Может, кому-либо пригодится...
А меня да помилует Господь за дерзновение такое...
Многогрешный митрополит Вениамин
Самоубийство
Самоубийство - лишение себя тем или иным способом жизни. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения, произвольно прекращает жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу (а также и ближним), и которая дарована ему для нравственного преуспеяния, а не для злоупотребления ею, - отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным.
О принадлежности нашей жизни Богу говорит апостол Павел: "никтоже нас себе живет и никтоже себе умирает... Аще бо живем, аще умираем, Господни есмы" (Рим.14, 7,8).
Самоубийца попирает и естественный закон, так как, по этому закону, "никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю" (Еф. 5, 23).
Указывают на мужество, проявляемое самоубийцей в своем действии: не каждый, говорят, решится на такой смелый поступок. И на этом основании у язычников самоубийство даже восхвалялось, как героизм. Но с христианской точки зрения самоубийца есть не герой, а трус, так как он не в состоянии снести тех неприятностей и несчастий (например, потерю любимого человека или имущества, неизлечимой болезни, заслуженного или незаслуженного стыда и т.п.), из-за которых обыкновенно решаются на самоубийство. Вообще, самоубийца обнаруживает сильную привязанность к земным благам и земному счастию, коль скоро в несчастии отказывается жить. А еще большее неразумие обнаруживает он, коль скоро во избежание временного бедствия подвергает себя вечному бедствию. В наше время многие склонны объяснять каждое самоубийство временным помешательством. Но это объяснение далеко не верно.
МОЛИТВА
за усопших от несчастной и насильственной смерти
Оптинский старец иеромонах Леонид, в схиме Лев
Взыщи, Господи, погибшую душу (имя рек), аще возможно есть помилуй!
Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!
Обсуждения Канон о самовольне живот свой скончавших