В течение жизни многие дни человек должен проводить в болезнях, или немощи тела. Как говорит пророк Давид: "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь..." (Пс. 89, 10).
Болезни и немощи не чужды и христианину вместе со всем человеческим родом.
По существу, несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее - болезнь души - страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет о.Иоанн Кронштадтский "Все наши болезни суть наказание Божие за грехи, они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его".
Поэтому болезнь есть как бы напоминание нам от Господа про нашу более страшную беду - поражение грехом нашей души. Отсюда для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи (Мк 2, 3-12). А когда Он исцелил у "овчей купели" болевшего 38 лет, то сказал ему: "Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин 5, 14). Отсюда можно думать, что исцеление болезней по молитвам Церкви или праведника ведет к прощению грехов (Иак. 5, 16), и, как результат этого, следует выздоровление.
Однако болезнь и немощь - удел не только больших грешников. Господь сказал апостолу Павлу: "Сила Моя совершается в немощи", и ап.Павел говорит о себе: "... я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен" (2 Кор 12, 9-10).
Святые отцы считают вообще упитанность тела и избыток в нем физической силы определенным препятствием к духовной жизни, на этом строится необходимость суровых аскетических подвигов для тех, кто хочет жить жизнью духа и имеет слишком здоровое тело.
"Здоровье есть дар Божий", - говорил преп.Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет задумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Прп.Марк Подвижник писал: "Когда увидишь человека грешащего, который никогда не каялся и никогда ничем не болел, знай, что его ждет немилосердный суд".
О благом следствии болезней так писал митрополит Филарет Московский: "Не бесполезно в болезни испытывать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться этого чувства. Неудивительно, если чувство это не так легко приходит после болезни, как во время болезни, в болезни Бог дарует его на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести его".
Вот почему святые и праведники благодушно терпят и переносят свои немощи и болезни. Многие из них не считали даже нужным лечиться при болезнях. Обоснование этого мы находим у преп.Макария Великого, который так пишет одному иноку: "Если бы веровал ты, что вечные и неврачуемые язвы бессмертной души и греховные болезни врачуются Христом, то уверовал бы, что Он силен уврачевать и временные телесные немощи и болезни, и к Нему Единому прибегал бы, презрев врачебные пособия и услуги... Но, конечно, скажешь мне следующее: Бог на врачевание тела дал земные травы и лекарственные вещества и для телесных немощей приуготовил врачебные пособия... И я согласен, что это так... но Господь к отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал врачебные лекарства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться всеми средствами, потому что они не в состоянии еще всецело вверять себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа... должен приобрести новые некие и необычайные перед всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь".
Некоторые святые не только не прибегали к врачебным средствам, но даже не осмеливались просить Бога от избавления от болезни. Так, однажды к преп.Пахомию пришел его ученик Феодор, мучимый жестокой головной болью, и просил преподобного, чтобы он молитвою своею утолил сильную головную боль. Но преподобный отвечал ему: "Думаешь ли ты, что эта боль или другое подобное мучение приключается без воли и попущения Божия? Терпи, и когда Бог благоволит, Он поможет и исцелит тебя".
Старцы преп.Варсонуфий Великий и Иоанн также советовали своим ученикам при наличии достаточной веры при болезнях не лечиться у земных врачей, а предавать себя всецело Господу - "Врачу душ и телес наших".
Так, преп.Варсонуфий Великий пишет: "О здоровье сына моего (духовного) могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, - и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения".
Однако в другом случае преп.Варсонуфий Великий молил Бога об ослаблении телесных страданий одного своего ученика. Но в этом случае он услышал такой ответ от Бога: "Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды".
Вот почему не лечился также и преп.Серафим Саровский. Он около трех лет страдал от водянки и половину этого времени провел в постели. При крайнем обострении болезни настоятель Саровской пустыни предложил преподобному пригласить врача. Преподобный отвечал ему: "Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством" (т.е. причастием Святых Тайн). По принятии Святых Тайн преподобному явилась Богоматерь и исцелила его прикосновением руки.
В другой раз, когда преподобный лежал в изнеможении после избиения его разбойниками, он также был удостоен явления ему Божией Матери. При этом Богоматерь сказала в сторону врачей: "Что вы трудитесь?" Очнувшись от забытья, преподобный опять отказался от помощи врачей и после видения стал быстро поправляться.
Преп.Варсонуфий Великий говорит: "Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть - не знаю".
Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении. Он говорит: "Нехорошо усиленно молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно. Предоставь это Сказавшему, "...знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения" (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: "Владыко, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре".
Проси молиться о том же и святых и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя и благодари Его во всем, вспоминая слово Писания: "За все благодарите" (1 Фее. 5, 18), и получишь пользу душевную и телесную".
Итак, в болезнях нам также надо надеяться прежде всего не столько на помощь земных врачей, сколько на милость Божию и для этого приносить покаяние и искать исцеления в таинствах исповеди, причащения и елеосвящения.
Следует всегда помнить, что лечится ли христианин у врачей, или не считает нужным это делать, - самым важным является во всех случаях смиренное упование на прощение грехов и милосердие Божие.
Об этом так говорят старцы Варсонуфий Великий и Иоанн: "Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: "Во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст нам исцеление". А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь врачевание - не согрешишь, а когда не употребишь, не высок смудрствуй. Знай же, что, хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией".
О том же говорит так и прп.Силуан Афонский: "Душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога. "Господи, Ты видишь мою болезнь. Ты знаешь, как я грешен и немощен, помоги мне терпеть и благодарить Твою благость". И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь и бывает весела перед Богом и благодарна".
Следует упомянуть, что и при нежелании искать помощи у врачей христианин может погрешить; и в этом деле, как и во всяком, христианину нужна рассудительность.
Примером этому может служить случай с одной духовной дочерью известного московского пастыря о.Валентина Амфитеатрова. Она сильно болела глазами, но не хотела лечиться и настойчиво просила о.Валентина, чтобы тот исцелил ее глаза своею молитвою. Видя в этом желании чудесного исцеления отсутствие смирения и проявление гордости, о.Валентин отказался молиться за нее и предложил ей обратиться к врачам, т.е. идти тем путем, каким идут все люди.
Старец о.Нектарий Оптинский указывал, что и в исповедальной книжке есть вопрос: "Не пренебрегаешь ли ты лечением?", и добавлял: "И доктора от Бога, и лекарства тоже".
Вот еще несколько примеров, как старцы относились к болезням.
В своих записках старец Силуан со Старого Афона пишет: "Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: "Так Богу угодно, и мне за грехи нужно терпеть". Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что через болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха: и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня, значит, мне не на пользу.
Вот и другой случай был со мной, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в праздник в трапезе дали рыбу. Когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. Когда я сказал: "Исцели", получил ответ в душе: "Выйди из трапезы, надуйся и кость выскочит вместе с кровью". Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. Понял я, что если Господь не исцеляет мою голову, значит, для души полезно так болеть".
Учитывая эту пользу душе от болезней, оптинские старцы рекомендовали многим "подлечиваться", а не лечиться, т.е. искать лишь восстановления трудоспособности, но не совершенного избавления от болезней.
Вот как к болезни относился праведник и великий молитвенник о.Иоанн Кронштадтский: "Ты просишь у Господа, чтобы тебе любить Его любовию как смерть крепкою, или до смерти. Внемли, вот Господь посылает тебе лютую внутреннюю болезнь, приближающую тебя к самой смерти. Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением Господу за это отеческое Его посещение. Это будет значить то, что ты называешь любовью к Богу как смерть крепкою. И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно...
Когда же видишь болезненное разрушение тела, то говори: "Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно" (Иов. 1, 21). Ты привык смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне неправильно, потому что твое тело - Божие здание... Не пощади же, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу в волю наказующего тебя Господа, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, не теряя веру в благость Божию, не упадая духом, не показывая Богу и устами безумия, якобы неправильно тебя так сильно наказующему, - и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик...
Итак, терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни... Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов...
Радуйся, что не предаешься тем страстям, которым предался бы, будучи здоров. Радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царству Небесному".
А вот что про болезни пишет о.Александр Ельчанинов: "Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение. Больного преп.Серафима посетила Матерь Божия, и нас, если мы смиренно переносим болезни, посещают высшие силы...
Болезнь - самое благоприятное время для возвращения своего сердца к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль... Сколько прошло перед моими глазами случаев, когда безнадежно плотские люди под влиянием болезни делались тонкими, одухотворенными, умилительными".
По существу, несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее - болезнь души - страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет о.Иоанн Кронштадтский "Все наши болезни суть наказание Божие за грехи, они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его".
Поэтому болезнь есть как бы напоминание нам от Господа про нашу более страшную беду - поражение грехом нашей души. Отсюда для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи (Мк 2, 3-12). А когда Он исцелил у "овчей купели" болевшего 38 лет, то сказал ему: "Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин 5, 14). Отсюда можно думать, что исцеление болезней по молитвам Церкви или праведника ведет к прощению грехов (Иак. 5, 16), и, как результат этого, следует выздоровление.
Однако болезнь и немощь - удел не только больших грешников. Господь сказал апостолу Павлу: "Сила Моя совершается в немощи", и ап.Павел говорит о себе: "... я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен" (2 Кор 12, 9-10).
Святые отцы считают вообще упитанность тела и избыток в нем физической силы определенным препятствием к духовной жизни, на этом строится необходимость суровых аскетических подвигов для тех, кто хочет жить жизнью духа и имеет слишком здоровое тело.
"Здоровье есть дар Божий", - говорил преп.Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет задумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Прп.Марк Подвижник писал: "Когда увидишь человека грешащего, который никогда не каялся и никогда ничем не болел, знай, что его ждет немилосердный суд".
О благом следствии болезней так писал митрополит Филарет Московский: "Не бесполезно в болезни испытывать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться этого чувства. Неудивительно, если чувство это не так легко приходит после болезни, как во время болезни, в болезни Бог дарует его на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести его".
Вот почему святые и праведники благодушно терпят и переносят свои немощи и болезни. Многие из них не считали даже нужным лечиться при болезнях. Обоснование этого мы находим у преп.Макария Великого, который так пишет одному иноку: "Если бы веровал ты, что вечные и неврачуемые язвы бессмертной души и греховные болезни врачуются Христом, то уверовал бы, что Он силен уврачевать и временные телесные немощи и болезни, и к Нему Единому прибегал бы, презрев врачебные пособия и услуги... Но, конечно, скажешь мне следующее: Бог на врачевание тела дал земные травы и лекарственные вещества и для телесных немощей приуготовил врачебные пособия... И я согласен, что это так... но Господь к отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал врачебные лекарства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться всеми средствами, потому что они не в состоянии еще всецело вверять себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа... должен приобрести новые некие и необычайные перед всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь".
Некоторые святые не только не прибегали к врачебным средствам, но даже не осмеливались просить Бога от избавления от болезни. Так, однажды к преп.Пахомию пришел его ученик Феодор, мучимый жестокой головной болью, и просил преподобного, чтобы он молитвою своею утолил сильную головную боль. Но преподобный отвечал ему: "Думаешь ли ты, что эта боль или другое подобное мучение приключается без воли и попущения Божия? Терпи, и когда Бог благоволит, Он поможет и исцелит тебя".
Старцы преп.Варсонуфий Великий и Иоанн также советовали своим ученикам при наличии достаточной веры при болезнях не лечиться у земных врачей, а предавать себя всецело Господу - "Врачу душ и телес наших".
Так, преп.Варсонуфий Великий пишет: "О здоровье сына моего (духовного) могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, - и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения".
Однако в другом случае преп.Варсонуфий Великий молил Бога об ослаблении телесных страданий одного своего ученика. Но в этом случае он услышал такой ответ от Бога: "Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды".
Вот почему не лечился также и преп.Серафим Саровский. Он около трех лет страдал от водянки и половину этого времени провел в постели. При крайнем обострении болезни настоятель Саровской пустыни предложил преподобному пригласить врача. Преподобный отвечал ему: "Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством" (т.е. причастием Святых Тайн). По принятии Святых Тайн преподобному явилась Богоматерь и исцелила его прикосновением руки.
В другой раз, когда преподобный лежал в изнеможении после избиения его разбойниками, он также был удостоен явления ему Божией Матери. При этом Богоматерь сказала в сторону врачей: "Что вы трудитесь?" Очнувшись от забытья, преподобный опять отказался от помощи врачей и после видения стал быстро поправляться.
Преп.Варсонуфий Великий говорит: "Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть - не знаю".
Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении. Он говорит: "Нехорошо усиленно молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно. Предоставь это Сказавшему, "...знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения" (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: "Владыко, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре".
Проси молиться о том же и святых и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя и благодари Его во всем, вспоминая слово Писания: "За все благодарите" (1 Фее. 5, 18), и получишь пользу душевную и телесную".
Итак, в болезнях нам также надо надеяться прежде всего не столько на помощь земных врачей, сколько на милость Божию и для этого приносить покаяние и искать исцеления в таинствах исповеди, причащения и елеосвящения.
Следует всегда помнить, что лечится ли христианин у врачей, или не считает нужным это делать, - самым важным является во всех случаях смиренное упование на прощение грехов и милосердие Божие.
Об этом так говорят старцы Варсонуфий Великий и Иоанн: "Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: "Во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст нам исцеление". А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь врачевание - не согрешишь, а когда не употребишь, не высок смудрствуй. Знай же, что, хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией".
О том же говорит так и прп.Силуан Афонский: "Душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога. "Господи, Ты видишь мою болезнь. Ты знаешь, как я грешен и немощен, помоги мне терпеть и благодарить Твою благость". И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь и бывает весела перед Богом и благодарна".
Следует упомянуть, что и при нежелании искать помощи у врачей христианин может погрешить; и в этом деле, как и во всяком, христианину нужна рассудительность.
Примером этому может служить случай с одной духовной дочерью известного московского пастыря о.Валентина Амфитеатрова. Она сильно болела глазами, но не хотела лечиться и настойчиво просила о.Валентина, чтобы тот исцелил ее глаза своею молитвою. Видя в этом желании чудесного исцеления отсутствие смирения и проявление гордости, о.Валентин отказался молиться за нее и предложил ей обратиться к врачам, т.е. идти тем путем, каким идут все люди.
Старец о.Нектарий Оптинский указывал, что и в исповедальной книжке есть вопрос: "Не пренебрегаешь ли ты лечением?", и добавлял: "И доктора от Бога, и лекарства тоже".
Вот еще несколько примеров, как старцы относились к болезням.
В своих записках старец Силуан со Старого Афона пишет: "Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: "Так Богу угодно, и мне за грехи нужно терпеть". Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что через болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха: и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня, значит, мне не на пользу.
Вот и другой случай был со мной, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в праздник в трапезе дали рыбу. Когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. Когда я сказал: "Исцели", получил ответ в душе: "Выйди из трапезы, надуйся и кость выскочит вместе с кровью". Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. Понял я, что если Господь не исцеляет мою голову, значит, для души полезно так болеть".
Учитывая эту пользу душе от болезней, оптинские старцы рекомендовали многим "подлечиваться", а не лечиться, т.е. искать лишь восстановления трудоспособности, но не совершенного избавления от болезней.
Вот как к болезни относился праведник и великий молитвенник о.Иоанн Кронштадтский: "Ты просишь у Господа, чтобы тебе любить Его любовию как смерть крепкою, или до смерти. Внемли, вот Господь посылает тебе лютую внутреннюю болезнь, приближающую тебя к самой смерти. Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением Господу за это отеческое Его посещение. Это будет значить то, что ты называешь любовью к Богу как смерть крепкою. И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно...
Когда же видишь болезненное разрушение тела, то говори: "Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно" (Иов. 1, 21). Ты привык смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне неправильно, потому что твое тело - Божие здание... Не пощади же, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу в волю наказующего тебя Господа, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, не теряя веру в благость Божию, не упадая духом, не показывая Богу и устами безумия, якобы неправильно тебя так сильно наказующему, - и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик...
Итак, терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни... Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов...
Радуйся, что не предаешься тем страстям, которым предался бы, будучи здоров. Радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царству Небесному".
А вот что про болезни пишет о.Александр Ельчанинов: "Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение. Больного преп.Серафима посетила Матерь Божия, и нас, если мы смиренно переносим болезни, посещают высшие силы...
Болезнь - самое благоприятное время для возвращения своего сердца к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль... Сколько прошло перед моими глазами случаев, когда безнадежно плотские люди под влиянием болезни делались тонкими, одухотворенными, умилительными".
Обсуждения Как молиться за больного