«О, милостивая мать вселенной! Накорми нас, мы голодны!» – так умоляли свою госпожу, богиню Парвати, две ее служанки, когда они были в пути. Вняв их мольбам, богиня, улыбнувшись, отрубила собственную голову и дала спутницам насытиться своей кровью, при этом напившись и сама.
После этого она, как ни в чем не бывало, водрузила голову на место и они продолжили путь.
Это рассказ из Пранатошинитантры – сборника тантрических текстов, в котором повествуется о том, как у Великой Богини появилась еще одна из ее многочисленных форм – Chinnamastâ (в переводе с санскрита - «та, у которой отсечена голова»). Эта богиня почитается танрическими аскетами-садху в Индии и буддийскими монахами в Тибете вплоть до сегодняшнего дня. Большинство ее храмов расположены на севере Индии. Первое упоминание о ней в индуистских текстах относится к середине 10-го века, в буддизме уже веком раньше она почиталась как одна из Махасиддх – монахинь-йогинь, достигших совершенства в духовных практиках. Как великая йогини, Чхиннамаста известна и в индуизме: само ее изображение является иллюстрацией к учению кундалини-йоги о трех энергетических каналах в теле человека – Чхиннамаста со своими спутницами, стоящими по бокам от нее, символизируют эти три канала – иду, пингалу и сушумну.
Чхиннамаста, несмотря на то, что ее облик так ужасен, не враждебна человеку: напротив, являясь одной из десяти Махавидья – богинь Высшего, спасительного Знания, она ведет своих адептов к освобождению от цепи бесконечных перерождений. В изображении Чхиннамасты выражена важная идея тантризма о том, что жизнь, смерть и любовь, рождающая новую жизнь, являются элементами единой системы. О смерти нам напоминает шмашана – площадка для кремации, усыпанная пеплом, которая является основой скульптурной композиции. Образ предающейся любви пары, поверх которой стоит Чиннамаста, согласно одним версиям, означает, что богиня черпает свою энергию из тантрических сексуальных практик. Другие считают, что, напротив, попирая ногами бога любви Каму и его супругу Рати («страсть») Чхиннамаста показывает, что она победила страсти и привязанности этого мира, освободилась от бесконечных циклов перерождения.
Главная же деталь изображения Чиннамасты – ее отсеченная голова - продолжает оставаться загадкой, тайной, парадоксом. Можно предлагать различные варианты трактовки этого образа, но ни один из них не будет абсолютным и исчерпывающим. По сути, это тайна, которая не имеет разгадки. Когда вы, глядя на Чиннамасту, испытываете шок, ужас, недоумение, когда вы видите, насколько ее образ противоречит нашим привычным представлениям о реальности – тогда она достигает своей цели и, действуя, как дзэн-буддийский коан, ведет вас к Просветлению.
Это рассказ из Пранатошинитантры – сборника тантрических текстов, в котором повествуется о том, как у Великой Богини появилась еще одна из ее многочисленных форм – Chinnamastâ (в переводе с санскрита - «та, у которой отсечена голова»). Эта богиня почитается танрическими аскетами-садху в Индии и буддийскими монахами в Тибете вплоть до сегодняшнего дня. Большинство ее храмов расположены на севере Индии. Первое упоминание о ней в индуистских текстах относится к середине 10-го века, в буддизме уже веком раньше она почиталась как одна из Махасиддх – монахинь-йогинь, достигших совершенства в духовных практиках. Как великая йогини, Чхиннамаста известна и в индуизме: само ее изображение является иллюстрацией к учению кундалини-йоги о трех энергетических каналах в теле человека – Чхиннамаста со своими спутницами, стоящими по бокам от нее, символизируют эти три канала – иду, пингалу и сушумну.
Чхиннамаста, несмотря на то, что ее облик так ужасен, не враждебна человеку: напротив, являясь одной из десяти Махавидья – богинь Высшего, спасительного Знания, она ведет своих адептов к освобождению от цепи бесконечных перерождений. В изображении Чхиннамасты выражена важная идея тантризма о том, что жизнь, смерть и любовь, рождающая новую жизнь, являются элементами единой системы. О смерти нам напоминает шмашана – площадка для кремации, усыпанная пеплом, которая является основой скульптурной композиции. Образ предающейся любви пары, поверх которой стоит Чиннамаста, согласно одним версиям, означает, что богиня черпает свою энергию из тантрических сексуальных практик. Другие считают, что, напротив, попирая ногами бога любви Каму и его супругу Рати («страсть») Чхиннамаста показывает, что она победила страсти и привязанности этого мира, освободилась от бесконечных циклов перерождения.
Главная же деталь изображения Чиннамасты – ее отсеченная голова - продолжает оставаться загадкой, тайной, парадоксом. Можно предлагать различные варианты трактовки этого образа, но ни один из них не будет абсолютным и исчерпывающим. По сути, это тайна, которая не имеет разгадки. Когда вы, глядя на Чиннамасту, испытываете шок, ужас, недоумение, когда вы видите, насколько ее образ противоречит нашим привычным представлениям о реальности – тогда она достигает своей цели и, действуя, как дзэн-буддийский коан, ведет вас к Просветлению.
Обсуждения Чхиннамаста