1.Арджуна сказал.
Я полностью принимаю Высшие Сокровенные Знания, называемые духовными, которые Ты поведал мне и этими словами уничтожил мою иллюзию.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, сокровенный диалог с Богом дал Арджуне лишь частичное освобождение от иллюзорных энергий Бога, ибо Мнение Бога входит в самое сердце и дает необратимое понимание, как и утвердившееся знание, только в процессе длительного, непрерывного преданного служения и именно в этой жизни. Арджуна лишь высказывает таким образом свою готовность следовать Указаниям Бога, желание принять их, как единственное и абсолютное руководство к своим решениям и деяниям. Однако, еще будет возможность убедиться, что далеко не все им усвоено и далеко не полностью он освобожден от иллюзорных энергий Бога, ибо это проявится в неистинности его мнения и желаний на данный момент, в данном диалоге. Возможно, еще не одну жизнь придется ему утверждаться в этих сокровенных знаниях, ибо Бог уже начал его вести через эти знания, которые непременно утверждаются через практику йоги, которая потребует от Арджуны устремленность к осознанному очищению своего существования, абсолютный аскетизм и добродетель, изучение Вед, отрешенность от внешних объектов удовлетворения чувств, когда он не станет и Бог не привлечет, воистину, сражаться за власть, славу, престиж, материальные блага, что в этой жизни недостижимо, ибо ни один правитель, даже самый праведный, не является пред Богом истинным преданным уже потому, что по положению своему призван управлять другими. Однако, эти слова Арджуны должны были иметь место непременно, ибо Бог изнутри потребовал, чтобы они прозвучали, как согласие Арджуны на чистое преданное служение в будущем, что всегда для Бога является основанием, чтобы сотрудничать именно в этом направлении, ибо тогда душе придется многое претерпевать, ибо освобождение от иллюзий синтезируется из многих страданий и потрясений, где йог не должен возопить, но предавать себя Богу, вверять себя Богу, не молить о снисхождении или чтобы были учтены заслуги перед Богом, но не рваться к власти, не видеть себе врагов, понимать во всем только Волю и План Бога, сделать жизнь свою абсолютно аскетичной, причем аскетичность не должна выглядеть, как жертвоприношение Богу, а естественный образ жизни, когда душе все остальное истинно противно, все излишества, включая в одежде, еде, связях, речи, как и материальные блага, когда душа уже не знает абсолютно никакого страха, гнева, зависти, голода, не умеет выбирать или предпочитать, ибо равно относится ко всему и смотрит в себе только на Бога, посвящая все, всю свою деятельность, все плоды только Ему Одному и не умея жить и мыслить как-то иначе. Такая ступень реализации у Арджуны была впереди и не в этой жизни. Это знал Бог и это предчувствовал в себе Арджуна, легко соглашаясь уже в себе своим ответом, что готов устремиться этим путем.
2.Я в подробностях услышал от Тебя о появлении и уничтожении живых существ, о, Камалапатракша, а также о Твоем Неисчерпаемом Величии.
3. О, Высший Ишвара, теперь передо мной Ты в той форме, в которой ты Сам Себя описал (человеческой). О, Пурушоттама, я хочу видеть тебя в Божественной форме.
4. О, Властитель, если Ты полагаешь, что я способен увидеть Тебя этими своими глазами, тогда, о, Владыка мистических сил, покажи мне Себя Извечного.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле все Божественные Знания сводятся к двум аспектам, с одной стороны, к Личности Бога, к Его Качествам, Величию и Могуществу, и, с другой стороны, непосредственно к Его творению, что очень кратко, в своей мере и отметил Арджуна в стихе 2. Однако, эти неисчерпаемые знания будут неполны, если не присоединить к ним Знания о Божественной Форме Бога, что невозможно доподлинно постичь, пока Сам Бог не посмотрит в эту сторону и своими средствами не проявит себя во всем Своем Величии, дабы привнести в понимание человека Свою Непостижимость и Высоту. Надо знать, что желание увидеть Бога В Его Извечной Божественной Форме дано Арджуне Самим Богом, ибо здесь сокрыт великий потенциал для упрочения Веры и осознания Высоты Бога, однако, с уровня ступени Арджуны и человечества на тот период.
5. Шри Бхагаван Сказал.
Смотри же, о, Партха, Мои Формы, сотни, а также тысячи Многообразных Божественных и Многоцветных Форм.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует знать, что Формы Бога есть также творение Бога, которые никак не ограничивают Бога в пространстве и времени, однако, созданы для разумных живых существ и никак не связаны с комфортностью Самого Бога, как Высшей Души, Верховного Живого Существа в отличие от всех остальных живых существ. Эти формы в принципе разделяются на две: Вселенскую и Многорукую. Как нет предела Божественным качествам и могуществу, так и не может быть предела Божественным Формам, однако вмещающимся в эти два проявления. Поскольку живое существо несовершенно и не может достаточно адекватно воспринимать Бога в других формах, Бог может предстать перед человеком в формах, хоть и поражающих сознание и вызывающих очень большие потрясения, однако, понятных, ассоциирующихся с представлениями человека, основанными на его материальной и духовной земной практике и знаниях. Никто не знает, какова истинная, изначальная Форма Бога, которая отвечает более Интересам Самого Бога. Однако, Формы Бога непременно должны впечатлять, поражать сознание человека, однако быть и яркими, соответствующими ожиданию, наполненными религиозного и мистического смысла, как и непременно с Божественными атрибутами, как символами, Могущества, Власти, Милосердия, Божественности, Неприклонности, Любви, Созидания. Все это и более того должна нести в себе Форма Бога в той также степени, чтобы это возможно было передать другим, насладиться, содрогнуться, соизмерить со своими религиозными знаниями на тот период человеческого развития, дабы не возникали «почему», « для чего».
6.Увидь сыновей Адити, Васу, Рудр, Ашвини, также Марутов, многое из того, что ты не видел прежде, все чудеса увидь, о Бхарата.
7. В этом одном месте ты можешь немедленно увидеть всю Вселенную со всем движущимся и неподвижным, в Моем Теле, о, Гудакеша, и все другое, что ты пожелаешь увидеть.
КОММЕНТАРИЙ.
Надо понимать, что, являя Себя во Вселенской Форме Пуруши, Бог Кришна намерен показать Арджуне то, о чем Арджуна уже имел представление, что было не чуждо ему по пониманию и по тем знаниям, которые были переданы ему его современниками, питающими свои религиозные чувства из религиозных мифических историй и сказаний, имеющих в основном мистический склад ума и оперирующих тем, что дошло до них от предшествующих духовных учителей и исходя из современных религиозных ценностей и пониманий и мнений авторитетов. В современном мире Бог Кришна вряд ли предложил обозревать в своем теле сыновей Адити, Васу, Рудр… Ибо эти Ведические персонажи не близки современнику и не могут серьезно повлиять на его религиозные чувства. Бог исходил бы из категорий полностью современных, близких и понятных каждому. Это надо знать. Бог также учитывает тяготение человека к мистике, к чудесам, к тому, что потрясает, а потому являет Себя в присутствии этой иллюзорной энергии, завораживающей, потрясающей, через все чувства человека проходящей и так воцаряющей в сознании Самого Бога и Его Величие, как и рождая чувство смирения и преклонения. Всегда надо помнить, что Бог не работает на одного человека, но через одного человека передает другим Силу веры, тем вновь и вновь устремляя к Себе, выводя на преданное служение Себе, так вовлекая в процесс освобождения многих и многих живых существ. Ибо ничего у Бога не бывает зря, но имеет свою конечную цель.
8.Но, несомненно, ты не сможешь увидеть Меня этими своими глазами. Я дам тебе Божественное зрение. Узри Мое Мистическое Могущество.
КОММЕНТАРИЙ.
Божественное зрение есть зрение реальное, не на уровне ума, зрение, которым Бог может наградить любого в одно мгновение. Однако, к этому человек должен быть подготовлен, непременно религиозен и в достаточной степени добродетелен и аскетичен. Такое духовное зрение может представлять только духовные картины, духовное бытие, в основе непременно должны лежать образы из святых писаний, которые известны человеку и ничего, о чем он не имел бы представления. В материальном мире иногда некоторые люди обладают частично таким проявлением зрения, например, могут видеть сквозь твердые тела, сияние ауры, различать в возникающие образы святых и пр. Обладать духовным зрением в материальном мире нет необходимости, к тому же это мешает духовному развитию человека, зацикливая его на своих особенностях, возвышая над другими, делают постоянно что-то ожидающим, считающим себя избранным, а потому пассивным и похваляющимся своими особенностями. К духовному зрению устремляться не стоит, тем более, что для Бога это не показатель духовной ступени, но скорее для многих еще одна возможность утвердиться в вере или утвердить других, своими свидетельствами о духовных видениях. Даже недолгое духовное созерцание может очень сильно потрясти человека и делать его зависимым от своей памяти, медитирующим в сторону чудес и ожидающим эти чудеса, желающим также каких-то последствий для себя ввиду некоего предчувствия своей избранности. И все же духовное зрение реально, дается тому, кто хоть немного это заслужил и потрясает в немалой степени. Что же происходит, например, с глазами? Это может понять только тот, кто этот нектар испил хоть раз в жизни. Глаза как бы едва заволакивает очень легкая дымка, очень нежная, скользящая по поверхности. Изнутри в глазах начинается легкая пульсация, как будто в них прокатываются волны (волны также прокатываются неустанно по всей верхней части головы) и с некоторой силой бьются во вне, появляется очень легкое сияние, которое очень хорошо в себе ощущаешь. В этот период боковое зрение начинает дребезжать и покрывает все серебром, постепенно заливающем все вокруг, кроме самого предмета, на который ты смотришь. Постепенно человек отключается от всего, ничто не может его привлекать кроме этого предмета. Предмет – отнюдь не материальная вещь, но может быть иконой, изображением Бога, Писанием… Этот предмет начинает все сильней и сильней переливаться многоцветно, нежнейше, в красках неземных, имеющих свойство мерцать, пульсируя в такт пульсации в глазах. Красота становится неописуемая и чувство непередаваемое, как если бы ты был уже в царстве Бога. При этом мыслительный процесс присутствует, можно просить Бога что-либо показать, усилить, и Бог это выполняет непременно. Можно увидеть великолепные духовные картины, пейзажи природы невиданные на Земле, великолепные озера, океаны или моря, гопи, святые лики, игры Бога, движущиеся картинки из духовного плана, цветы бесподобные невиданной красоты, Самого Бога Кришну со свирелью в окружении друзей или пастушек, маму Яшоду, перевернутые горшки со сметаной… Бог показывает то, что человеку близко, знакомо, где и в чем наслаждался… Несомненно, о существовании такого зрения, ведущего за пределы материального мира, Арджуна знал, ибо на тот период было достаточно мистиков, знающих о том мудрецов и обладающих такими свойствами святых.
9. Саньджая сказал.
С этими словами, о, царь, Самый Могущественный Мистик Бог Хари показал Партхе Величайшую Божественную Форму.
10-11.Бесчисленные рты и глаза, бесчисленные удивительные видения, бесчисленные Божественные украшения, бесчисленное поднятое вверх Божественное оружие, Великолепные гирлянды, надетые на платья, в Божественном Благоухании, в Божественном Ослепительном Сиянии, в Безграничной Вселенской Форме.
12. Тысячи солнц должны были одновременно присутствовать на небе, чтобы излучать сияние, сколько-нибудь подобное этому Сиянию Высшей души.
13.Там, в одном месте, сын Панду мог видеть в теле Бога богов полностью всю Вселенную, разделенную на множество частей.
14. Тогда он, Дхананьджая, переполненный изумлением, с волосами, поднявшимися дыбом, преклоняясь перед Верховной Божественной Личностью, сложив руки, начал говорить.
15. Арджуна сказал.
О, Верховный Властитель, в Твоем Теле я вижу всех полубогов, также все живые существа, собранные вместе, Брахму и Шиву, восседающих на цветке лотоса, также всех великих мудрецов и божественных змеев.
16. Со всех сторон твоей безграничной Формы я вижу бесчисленное число рук, животов, ртов, глаз. Я вижу, нет конца, нет середины, нет Тебе и начала, о, Правитель Вселенной в Форме Вселенной.
17.Со шлемами, с жезлами, также с дисками, во все стороны излучающего Сияние, я вижу Тебя и трудно видеть повсюду, как трудно видеть неизмеримое сияние пылающего костра солнца.
18. Я осознал, что ты – Непогрешимый, Величайший. Ты Сам - Высшее Прибежище этой Вселенной. Ты – Неисчерпаемый, Ты – поддерживаешь вечную религию. Ты – Извечный Бог – так я думаю.
19.Без начала, без середины, без конца. Безграничное Могущество, Бесконечное число рук, Луна и Солнце – Твои Глаза. Я вижу, как Ты, пылая огненными ртами, в Своем сиянии сжигаешь всю эту Вселенную.
20.Несомненно, все это от внешнего пространство до Земли проникнуто Тобой Одним, во всех направлениях. При виде этой Твоей удивительной и устрашающей Формы все три планетные системы пришли в смятение, о, Великий.
21.Группы полубогов входят в Тебя. Некоторые из них из страха со сложенными руками возносят Тебе молитвы. Великие мудрецы и совершенные существа, прося Твоей Милости, прославляют Тебя в молитвах и Ведических Гимнах.
КОММЕНТАРИИ.
Здесь Бог устами Арджуны дает лучшие комментарии им увиденному. Добавить что-то не представляется необходимым. Слова Арджуны достаточно полно, хотя и не исчерпывающе, описывают увиденную Форму Бога. Далее, читающий сам насладится в той мере, в какой ему даст Бог, однако, понимая, что и это видение учитывает знания и понимание Арджуны на тот период человеческого развития и на данный современный период можно было бы созерцать Величие Бога и Его Форму через другие Божественные видения во Вселенской Форме Бога, с участием других персонажей, как и можно было бы вынести и другие чувства, но не менее сильные, потрясающий, несравнимые ни с чем, дающие человеку представление о Величии Бога. Также следует несомненно понимать, что все видимое в теле Бога есть символическое пояснение Бога о Своем Могуществе, несколько наглядное, отражающее суть Власти Бога, Его Волю, Его Изначальное положение по отношению к Своему любому творению. Здесь Бог использует Свои Мистические качества, Иллюзорную энергию, заставляющую в такой всеобъемлющей форме, все в себя вмещающей, увидеть Бога, как Высшего управляющего, от Которого все исходит и все зависит. На самом деле Арджуна увидел лишь каплю Божественного величия, применительно к себе, своему земному опыту и знаниям. Но и этого было вполне достаточно, чтобы осознать во всей глубине Величие Отца, признать Его Величайшим, Непогрешимым, Неисчерпаемым, Извечным Богом. Все, что говорит Арджуна, есть слова, которые вкладывает в него Сам Бог, дабы передать через него понимание о Своем Величии Всем людям, ибо это высшее знание, аналогов которому нет, ни одно Святое Писание так Бога не раскрывает и не приближает к человеку. Сами эти знания – высочайшие, они позволяют медитировать на Бога и в такой Форме, устремляя внутренний взор также к ее обозрению, черпая в этом наслаждение, усиливая веру и тем помогая войти в Бога безвозвратно, ибо более и нет никого, Кто был бы великолепней и привлекательней.
22. Также все эти проявления Шивы, Адити, Васу, Садхйи, Вишведевы, Ашвини-кумар, Марутов, а также праотцов, Гандхарв, Якш, Асур и совершенных чудес – все взирают на Тебя в изумлении.
23. О, Сильнорукий, при виде Твоей Великой Формы с множеством ртов и глаз, с множеством рук, бедер, ног, с множеством животов, с множеством ужасающих зубов, все планетные системы пришли в смятение, также пришел в смятение и я.
24. При виде Тебя, касающегося Неба, Многоцветно-Сияющего, с зияющими ртами, Сияющими огромными глазами, я пришел в смятение внутри себя и потерял твердость и невозмутимость.
25. Видя во всех направлениях твои устрашающие зубы и Лики, подобные огню времени, я, не знаю, почему, но я также не получаю милости, чтобы насладиться, о, Владыка богов, о, Прибежище Вселенной.
26-27. Также все эти сыновья Дхритараштры вместе с группами воинов-царей, Бхишма, Дрона, также сын Суты, Карна, также и с нашей стороны главные воины, наслаждая Тебя, входят в Твои рты. Некоторые из них, будучи атакованными, десятками застревают между ужасными, очень страшными зубами. Их можно видеть с раздавленными головами.
28. Как многие воды рек, понуждаемые, непременно устремляются к океану по главному направлению (руслу), так все эти лучшие люди планеты входят в твои рты, чтобы полностью сгореть там.
29.Как в пылающие огнем рты, понуждаемые, на полной скорости входят для уничтожения, также и все люди, понуждаемые, на полной скорости для уничтожения устремляются в Твои рты.
30.Горящими ртами ты облизываешь и поглощаешь со всех сторон всех людей в совокупности. Покрывая Сиянием всю Вселенную, Ты сжигаешь ее Своими ужасными лучами, о, Вишну.
31.Пожалуйста, объясни мне, Кто Ты в этой устрашающей форме. Почтение Тебе, о, Великий среди полубогов. Будь Милостив. Я хочу видеть Твою Изначальную Форму. Я также не знаю, в чем Твоя Миссия.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь ничего пояснять не следует или комментировать, ибо на это Воля Бога. Только следует еще раз повторить, что все это видение имеет символический характер, дабы в такой форме донести человеку Могущество Бога, Величие, Строгость. В другой ситуации для другого человека Бог мог показать картины другие в Своей Вселенской Форме применительно к соответствующему опыту, пониманиям и историческим событиям, однако, суть их оставив прежней.
32. Шри Бхагаван Сказал. (эти Слова Бога и есть лучший Комментарий)
Я – Время, Главный Разрушитель миров, в этом мире занятый уничтожением людей. Без тебя (пока) всех воинов, расположенных по обе стороны армий, скоро никогда не будет. А со временем не будет и тебя.
33.Поэтому встань, чтобы завоевать себе славу, победить врагов и насладиться процветающим царством. Мною, несомненно, по Моему Плану все они, непременно, уже убиты. Стань просто причиной, о, Савьясочи.
34. Дрона, Бхишма, также Джаядратха, также Карна, также другие великие воины. Все они Мною убиты тобой. Исполни и не тревожься. Сражайся и ты победишь в битве захватчиков.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует отметить, что так Бог может говорить только с материальными людьми, с теми, кто еще несовершенен, кто разделяет всех на друзей и врагов, кому известно чувство страха перед смертью. Реализованный йог, преданный Бога, предавшийся Богу, на эти страшные картинки и не посмотрит, ибо руководствуется всегда, в любое мгновение совершенными духовными знаниями и прекрасно поймет, что хотел ему сказать Бог, пожирающий, уничтожающий… Лишь то, что Он – Единственный Властитель, что от Него - Жизнь и Смерть, что перед ним нет заслуженных и греховных, когда вопрос стоит и смерти. Также, реализованный человек, прекрасно знает, что за смертью последует рождение и наоборот. Его ничто из таких видений не потрясет, но даже наполнит чистой радостью и духовной благодатью. Он упадет перед Богом на колени из-за всеобъемлющей к Нему любви, в благоговении, но не в страхе. К таким людям у Бога подход иной. Но Арджуна, обладая многими достоинствами, был, однако, несовершенен, хотя и обладал уже теми качествами, которые позволили Богу приблизить его к Себе и первому вручить эти сокровенные тайные знания. Арджуна был сыном своего времени и потому, значительно уступая нашему современнику, был, однако, для своего периода человеком глубоко нравственным, религиозным, аскетичным, хотя и не чужды были ему такие качества, как устремление к власти, богатству, к почестям. На чем пока Арджуна стоит, то ему Бог и сулит, дабы вовлечь в сражение, а именно, славу, победу, наслаждение процветающим цартсвом. Арджуна теперь должен понять глубоко, однозначно, навсегда, что Высший Управляющий - только Сам Бог. А это значит, что все творение абсолютно подчинено Его Воле. До единого живого существа. На каждого у Бога есть Свой План, и этот План не отменить, не изменить, ибо он создан в Уме Бога и исполняется Волею Бога через других. Именно Бог в каждом и карает и милует, через каждого претворяет Свои Планы. Присутствуя в теле живого существа, как его мысль, жизненная Сила, воля, устремление, сами деяния, Бог в каждом и есть путь реализации плана на человека и других. По сути, это сокровенные, тайные, абсолютные знания, которые далеко не каждому известны и теперь. Однако, убивая через тело Арджуны, Бог исходит непременно из ряда Справедливых причин: Кармы того, кого убивают, качеств того, кто убивает, и из предписанных обязанностей того, кто убивает. Задолго до сражения в Уме Бога все уже распределено, каждый должен получить то, что заслужил, как и то, что ему наиболее благоприятно. Трудно, невероятно поверить человеку, что в своем теле он не главный, что подчинен в каждом своем движении только Богу, а потому и все, что делает, делает понуждаемый, но так, что не входит в противоречие со своей ступенью духовного развития, как и своей дхарме, если этот человек уже достаточно религиозный. Ибо, вовлекая в сражение и давая убить, Бог также радеет о том, чтобы человек не погряз в последствиях этой деятельности, если по объективным причинам он, человек, исходит не из своих низменных человеческих качеств, но исполняет религиозный долг.
35.Саньджая сказал.
Услышав эти слова Самого Бога Кешавы, тот, кто должен был исполнить (Арджуна), сложив ладони, содрогаясь умом, выражая почтение, снова сказал Богу Кришне, запинаясь, в страхе, с почтением.
36.Аорджуна сказал.
О, Правитель чувств, это правильно, что твоей Славе радуется вся Вселенная и привлекается ею, демоны в страхе разбегаются в разные стороны, а все совершенные существа склоняются в почтении.
37. И как же не выражать Тебе Почтение, о, Великий, Который даже Выше, чем Брахма, Изначальному Создателю, о, Безграничный, о, Владыка полубогов, о, Прибежище Вселенной. Ты – Тот, Кто Нетленный, Причина и Следствие, потому, что Ты – Выше всех.
38. Ты – Изначальный Бог, Ты – Старейшая Личность, Ты Сам – Высшее Прибежище всей этой Вселенной, Ты – Знающий и Познаваемый, Ты и Высший, Ты и Прибежище. Твоей Безграничной Формой пронизана вся эта Вселенная.
39. Ты – Воздух и Ты – Правитель Смерти, Ты – Огонь и Ты – Бог Воды, Ты – Луна, Ты – Брахма и Ты – Прародитель. Почтение, Почтение Тебе, тысячу раз. И опять, и снова Почтение, Почтение Тебе.
40. Почтение Тебе спереди, а также сзади. Почтение Тебе со всех сторон, потому что Ты есть все. Ты – безграничная Мощь, Беспредельная Сила, Ты – все покрываешь. Поэтому Ты есть – Все.
41-42..Поэтому, думая о Тебе, как о друге, как бы я опрометчиво не обращался к Тебе: О, Кришна, О, Ядава, О, мой друг, - не зная этой Твоей Славы, из-за глупости или из любви, также, как бы шутки ради не бесчестил Тебя, когда был в расслаблении, лежал или сидел во время совместной трапезы, один или же, Непогрешимый, среди товарищей, за то я прошу Твоего прощения, о, Неизмеримый.
43.Ты – Отец этого мира, движущегося и неподвижного. Ты Сам – Почитаемый и Прославленный Учитель этого мира. Нет никого другого, сколько-нибудь равного или более великого, чем Ты, включая также три планетные системы, о, Неизмеримая Власть.
44. Поэтому почтительно склоняясь, ложась телом, я молю Тебя о Милости, о, Изначальный Бог. О, Всевышний, как отец от сына, как друг от друга, как возлюбленный от самого дорогого Ты должен это снести.
45. Никогда прежде не видя этой Твоей Великой Формы, я испытываю радость при виде ее. Но также от страха ум мой пришел в смятение. Покажи непременно мне Божественную Форму, будь Милостив, о, Владыка богов, о, Прибежище Вселенной.
46.Со шлемом, с булавой, с диском в руке – непременно в этой Форме я хочу видеть Тебя. В этой Четырехрукой Форме, о, Тысячерукий, предстань, о, Вселенская Форма.
47. Шри Бхагаван Сказал.
Мной, Моей внутренней Мистической Силой с радостью показана тебе, о, Арджуна, эта Величайшая, полная Сияния Вселенская Форма, Безграничная, Изначальная, Которую Я, кроме тебя, никому прежде не показывал.
48.Ни изучением Вед и принесением этим жертвоприношения, ни благотворительностью, ни также благочестивой деятельностью, ни суровым аскетизмом не возможно в этом человеческом обществе достичь того, чтобы стать способным в этой Форме увидеть Меня, никому другому, кроме тебя, о, Курунандана.
49. Пусть не будет тебе беспокойства, пусть не будет также недоумения при виде Моей, как Она есть, этой ужасной Формы. Свободный от страха, снова с удовлетворенным умом смотри именно на ту Мою Форму, Которую ты пожелал увидеть.
50. Саньджая сказал.
Таким образом, говоря так Арджуне, Васудева снова показал ему Свою Форму (Четырехрукую) и, чтобы успокоить его от страшной ему Формы, снова принял красивую Форму (Двурукую) Великой Души.
51. Арджуна сказал.
О, Джанардана, увидев Тебя в этой красивой человеческой Форме, я прямо теперь успокоился умом и вернулся к своему прежнему состоянию.
52. Шри Бхагаван Сказал.
Очень трудно увидеть эту Мою Форму (Четырехрукую), которую ты сейчас созерцал. Даже полубоги всегда желают видеть эту Мою Форму.
53. Никогда, ни изучением Вед, ни суровой тапасьей, ни благотворительностью, никогда также поклонением невозможно увидеть Меня так ( в тех Формах), как ты видел Меня.
54. Но преданным служением без отклонений, о, Арджуна, возможно в этом виде знать Меня, видеть и действительно войти в Меня, о, Сильнорукий.
55. Но тот, кто посвящает Мне свой труд, кто знает Меня, как Верховного Бога, кто преданно служит Мне без привязанностей, кто не имеет врагов среди живых существ, он входит в Меня, о, сын Панду.
КОММЕНТАРИЙ.
Все сказанное здесь следует принимать только так, как Сказано Богом, как было высказано Арджуной, ибо и его слова от Бога. Стихи, воспевающие Бога, следует изучить на санскрите и читать, как молитву, как и вибрировать, как и проповедовать.
Я полностью принимаю Высшие Сокровенные Знания, называемые духовными, которые Ты поведал мне и этими словами уничтожил мою иллюзию.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, сокровенный диалог с Богом дал Арджуне лишь частичное освобождение от иллюзорных энергий Бога, ибо Мнение Бога входит в самое сердце и дает необратимое понимание, как и утвердившееся знание, только в процессе длительного, непрерывного преданного служения и именно в этой жизни. Арджуна лишь высказывает таким образом свою готовность следовать Указаниям Бога, желание принять их, как единственное и абсолютное руководство к своим решениям и деяниям. Однако, еще будет возможность убедиться, что далеко не все им усвоено и далеко не полностью он освобожден от иллюзорных энергий Бога, ибо это проявится в неистинности его мнения и желаний на данный момент, в данном диалоге. Возможно, еще не одну жизнь придется ему утверждаться в этих сокровенных знаниях, ибо Бог уже начал его вести через эти знания, которые непременно утверждаются через практику йоги, которая потребует от Арджуны устремленность к осознанному очищению своего существования, абсолютный аскетизм и добродетель, изучение Вед, отрешенность от внешних объектов удовлетворения чувств, когда он не станет и Бог не привлечет, воистину, сражаться за власть, славу, престиж, материальные блага, что в этой жизни недостижимо, ибо ни один правитель, даже самый праведный, не является пред Богом истинным преданным уже потому, что по положению своему призван управлять другими. Однако, эти слова Арджуны должны были иметь место непременно, ибо Бог изнутри потребовал, чтобы они прозвучали, как согласие Арджуны на чистое преданное служение в будущем, что всегда для Бога является основанием, чтобы сотрудничать именно в этом направлении, ибо тогда душе придется многое претерпевать, ибо освобождение от иллюзий синтезируется из многих страданий и потрясений, где йог не должен возопить, но предавать себя Богу, вверять себя Богу, не молить о снисхождении или чтобы были учтены заслуги перед Богом, но не рваться к власти, не видеть себе врагов, понимать во всем только Волю и План Бога, сделать жизнь свою абсолютно аскетичной, причем аскетичность не должна выглядеть, как жертвоприношение Богу, а естественный образ жизни, когда душе все остальное истинно противно, все излишества, включая в одежде, еде, связях, речи, как и материальные блага, когда душа уже не знает абсолютно никакого страха, гнева, зависти, голода, не умеет выбирать или предпочитать, ибо равно относится ко всему и смотрит в себе только на Бога, посвящая все, всю свою деятельность, все плоды только Ему Одному и не умея жить и мыслить как-то иначе. Такая ступень реализации у Арджуны была впереди и не в этой жизни. Это знал Бог и это предчувствовал в себе Арджуна, легко соглашаясь уже в себе своим ответом, что готов устремиться этим путем.
2.Я в подробностях услышал от Тебя о появлении и уничтожении живых существ, о, Камалапатракша, а также о Твоем Неисчерпаемом Величии.
3. О, Высший Ишвара, теперь передо мной Ты в той форме, в которой ты Сам Себя описал (человеческой). О, Пурушоттама, я хочу видеть тебя в Божественной форме.
4. О, Властитель, если Ты полагаешь, что я способен увидеть Тебя этими своими глазами, тогда, о, Владыка мистических сил, покажи мне Себя Извечного.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле все Божественные Знания сводятся к двум аспектам, с одной стороны, к Личности Бога, к Его Качествам, Величию и Могуществу, и, с другой стороны, непосредственно к Его творению, что очень кратко, в своей мере и отметил Арджуна в стихе 2. Однако, эти неисчерпаемые знания будут неполны, если не присоединить к ним Знания о Божественной Форме Бога, что невозможно доподлинно постичь, пока Сам Бог не посмотрит в эту сторону и своими средствами не проявит себя во всем Своем Величии, дабы привнести в понимание человека Свою Непостижимость и Высоту. Надо знать, что желание увидеть Бога В Его Извечной Божественной Форме дано Арджуне Самим Богом, ибо здесь сокрыт великий потенциал для упрочения Веры и осознания Высоты Бога, однако, с уровня ступени Арджуны и человечества на тот период.
5. Шри Бхагаван Сказал.
Смотри же, о, Партха, Мои Формы, сотни, а также тысячи Многообразных Божественных и Многоцветных Форм.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует знать, что Формы Бога есть также творение Бога, которые никак не ограничивают Бога в пространстве и времени, однако, созданы для разумных живых существ и никак не связаны с комфортностью Самого Бога, как Высшей Души, Верховного Живого Существа в отличие от всех остальных живых существ. Эти формы в принципе разделяются на две: Вселенскую и Многорукую. Как нет предела Божественным качествам и могуществу, так и не может быть предела Божественным Формам, однако вмещающимся в эти два проявления. Поскольку живое существо несовершенно и не может достаточно адекватно воспринимать Бога в других формах, Бог может предстать перед человеком в формах, хоть и поражающих сознание и вызывающих очень большие потрясения, однако, понятных, ассоциирующихся с представлениями человека, основанными на его материальной и духовной земной практике и знаниях. Никто не знает, какова истинная, изначальная Форма Бога, которая отвечает более Интересам Самого Бога. Однако, Формы Бога непременно должны впечатлять, поражать сознание человека, однако быть и яркими, соответствующими ожиданию, наполненными религиозного и мистического смысла, как и непременно с Божественными атрибутами, как символами, Могущества, Власти, Милосердия, Божественности, Неприклонности, Любви, Созидания. Все это и более того должна нести в себе Форма Бога в той также степени, чтобы это возможно было передать другим, насладиться, содрогнуться, соизмерить со своими религиозными знаниями на тот период человеческого развития, дабы не возникали «почему», « для чего».
6.Увидь сыновей Адити, Васу, Рудр, Ашвини, также Марутов, многое из того, что ты не видел прежде, все чудеса увидь, о Бхарата.
7. В этом одном месте ты можешь немедленно увидеть всю Вселенную со всем движущимся и неподвижным, в Моем Теле, о, Гудакеша, и все другое, что ты пожелаешь увидеть.
КОММЕНТАРИЙ.
Надо понимать, что, являя Себя во Вселенской Форме Пуруши, Бог Кришна намерен показать Арджуне то, о чем Арджуна уже имел представление, что было не чуждо ему по пониманию и по тем знаниям, которые были переданы ему его современниками, питающими свои религиозные чувства из религиозных мифических историй и сказаний, имеющих в основном мистический склад ума и оперирующих тем, что дошло до них от предшествующих духовных учителей и исходя из современных религиозных ценностей и пониманий и мнений авторитетов. В современном мире Бог Кришна вряд ли предложил обозревать в своем теле сыновей Адити, Васу, Рудр… Ибо эти Ведические персонажи не близки современнику и не могут серьезно повлиять на его религиозные чувства. Бог исходил бы из категорий полностью современных, близких и понятных каждому. Это надо знать. Бог также учитывает тяготение человека к мистике, к чудесам, к тому, что потрясает, а потому являет Себя в присутствии этой иллюзорной энергии, завораживающей, потрясающей, через все чувства человека проходящей и так воцаряющей в сознании Самого Бога и Его Величие, как и рождая чувство смирения и преклонения. Всегда надо помнить, что Бог не работает на одного человека, но через одного человека передает другим Силу веры, тем вновь и вновь устремляя к Себе, выводя на преданное служение Себе, так вовлекая в процесс освобождения многих и многих живых существ. Ибо ничего у Бога не бывает зря, но имеет свою конечную цель.
8.Но, несомненно, ты не сможешь увидеть Меня этими своими глазами. Я дам тебе Божественное зрение. Узри Мое Мистическое Могущество.
КОММЕНТАРИЙ.
Божественное зрение есть зрение реальное, не на уровне ума, зрение, которым Бог может наградить любого в одно мгновение. Однако, к этому человек должен быть подготовлен, непременно религиозен и в достаточной степени добродетелен и аскетичен. Такое духовное зрение может представлять только духовные картины, духовное бытие, в основе непременно должны лежать образы из святых писаний, которые известны человеку и ничего, о чем он не имел бы представления. В материальном мире иногда некоторые люди обладают частично таким проявлением зрения, например, могут видеть сквозь твердые тела, сияние ауры, различать в возникающие образы святых и пр. Обладать духовным зрением в материальном мире нет необходимости, к тому же это мешает духовному развитию человека, зацикливая его на своих особенностях, возвышая над другими, делают постоянно что-то ожидающим, считающим себя избранным, а потому пассивным и похваляющимся своими особенностями. К духовному зрению устремляться не стоит, тем более, что для Бога это не показатель духовной ступени, но скорее для многих еще одна возможность утвердиться в вере или утвердить других, своими свидетельствами о духовных видениях. Даже недолгое духовное созерцание может очень сильно потрясти человека и делать его зависимым от своей памяти, медитирующим в сторону чудес и ожидающим эти чудеса, желающим также каких-то последствий для себя ввиду некоего предчувствия своей избранности. И все же духовное зрение реально, дается тому, кто хоть немного это заслужил и потрясает в немалой степени. Что же происходит, например, с глазами? Это может понять только тот, кто этот нектар испил хоть раз в жизни. Глаза как бы едва заволакивает очень легкая дымка, очень нежная, скользящая по поверхности. Изнутри в глазах начинается легкая пульсация, как будто в них прокатываются волны (волны также прокатываются неустанно по всей верхней части головы) и с некоторой силой бьются во вне, появляется очень легкое сияние, которое очень хорошо в себе ощущаешь. В этот период боковое зрение начинает дребезжать и покрывает все серебром, постепенно заливающем все вокруг, кроме самого предмета, на который ты смотришь. Постепенно человек отключается от всего, ничто не может его привлекать кроме этого предмета. Предмет – отнюдь не материальная вещь, но может быть иконой, изображением Бога, Писанием… Этот предмет начинает все сильней и сильней переливаться многоцветно, нежнейше, в красках неземных, имеющих свойство мерцать, пульсируя в такт пульсации в глазах. Красота становится неописуемая и чувство непередаваемое, как если бы ты был уже в царстве Бога. При этом мыслительный процесс присутствует, можно просить Бога что-либо показать, усилить, и Бог это выполняет непременно. Можно увидеть великолепные духовные картины, пейзажи природы невиданные на Земле, великолепные озера, океаны или моря, гопи, святые лики, игры Бога, движущиеся картинки из духовного плана, цветы бесподобные невиданной красоты, Самого Бога Кришну со свирелью в окружении друзей или пастушек, маму Яшоду, перевернутые горшки со сметаной… Бог показывает то, что человеку близко, знакомо, где и в чем наслаждался… Несомненно, о существовании такого зрения, ведущего за пределы материального мира, Арджуна знал, ибо на тот период было достаточно мистиков, знающих о том мудрецов и обладающих такими свойствами святых.
9. Саньджая сказал.
С этими словами, о, царь, Самый Могущественный Мистик Бог Хари показал Партхе Величайшую Божественную Форму.
10-11.Бесчисленные рты и глаза, бесчисленные удивительные видения, бесчисленные Божественные украшения, бесчисленное поднятое вверх Божественное оружие, Великолепные гирлянды, надетые на платья, в Божественном Благоухании, в Божественном Ослепительном Сиянии, в Безграничной Вселенской Форме.
12. Тысячи солнц должны были одновременно присутствовать на небе, чтобы излучать сияние, сколько-нибудь подобное этому Сиянию Высшей души.
13.Там, в одном месте, сын Панду мог видеть в теле Бога богов полностью всю Вселенную, разделенную на множество частей.
14. Тогда он, Дхананьджая, переполненный изумлением, с волосами, поднявшимися дыбом, преклоняясь перед Верховной Божественной Личностью, сложив руки, начал говорить.
15. Арджуна сказал.
О, Верховный Властитель, в Твоем Теле я вижу всех полубогов, также все живые существа, собранные вместе, Брахму и Шиву, восседающих на цветке лотоса, также всех великих мудрецов и божественных змеев.
16. Со всех сторон твоей безграничной Формы я вижу бесчисленное число рук, животов, ртов, глаз. Я вижу, нет конца, нет середины, нет Тебе и начала, о, Правитель Вселенной в Форме Вселенной.
17.Со шлемами, с жезлами, также с дисками, во все стороны излучающего Сияние, я вижу Тебя и трудно видеть повсюду, как трудно видеть неизмеримое сияние пылающего костра солнца.
18. Я осознал, что ты – Непогрешимый, Величайший. Ты Сам - Высшее Прибежище этой Вселенной. Ты – Неисчерпаемый, Ты – поддерживаешь вечную религию. Ты – Извечный Бог – так я думаю.
19.Без начала, без середины, без конца. Безграничное Могущество, Бесконечное число рук, Луна и Солнце – Твои Глаза. Я вижу, как Ты, пылая огненными ртами, в Своем сиянии сжигаешь всю эту Вселенную.
20.Несомненно, все это от внешнего пространство до Земли проникнуто Тобой Одним, во всех направлениях. При виде этой Твоей удивительной и устрашающей Формы все три планетные системы пришли в смятение, о, Великий.
21.Группы полубогов входят в Тебя. Некоторые из них из страха со сложенными руками возносят Тебе молитвы. Великие мудрецы и совершенные существа, прося Твоей Милости, прославляют Тебя в молитвах и Ведических Гимнах.
КОММЕНТАРИИ.
Здесь Бог устами Арджуны дает лучшие комментарии им увиденному. Добавить что-то не представляется необходимым. Слова Арджуны достаточно полно, хотя и не исчерпывающе, описывают увиденную Форму Бога. Далее, читающий сам насладится в той мере, в какой ему даст Бог, однако, понимая, что и это видение учитывает знания и понимание Арджуны на тот период человеческого развития и на данный современный период можно было бы созерцать Величие Бога и Его Форму через другие Божественные видения во Вселенской Форме Бога, с участием других персонажей, как и можно было бы вынести и другие чувства, но не менее сильные, потрясающий, несравнимые ни с чем, дающие человеку представление о Величии Бога. Также следует несомненно понимать, что все видимое в теле Бога есть символическое пояснение Бога о Своем Могуществе, несколько наглядное, отражающее суть Власти Бога, Его Волю, Его Изначальное положение по отношению к Своему любому творению. Здесь Бог использует Свои Мистические качества, Иллюзорную энергию, заставляющую в такой всеобъемлющей форме, все в себя вмещающей, увидеть Бога, как Высшего управляющего, от Которого все исходит и все зависит. На самом деле Арджуна увидел лишь каплю Божественного величия, применительно к себе, своему земному опыту и знаниям. Но и этого было вполне достаточно, чтобы осознать во всей глубине Величие Отца, признать Его Величайшим, Непогрешимым, Неисчерпаемым, Извечным Богом. Все, что говорит Арджуна, есть слова, которые вкладывает в него Сам Бог, дабы передать через него понимание о Своем Величии Всем людям, ибо это высшее знание, аналогов которому нет, ни одно Святое Писание так Бога не раскрывает и не приближает к человеку. Сами эти знания – высочайшие, они позволяют медитировать на Бога и в такой Форме, устремляя внутренний взор также к ее обозрению, черпая в этом наслаждение, усиливая веру и тем помогая войти в Бога безвозвратно, ибо более и нет никого, Кто был бы великолепней и привлекательней.
22. Также все эти проявления Шивы, Адити, Васу, Садхйи, Вишведевы, Ашвини-кумар, Марутов, а также праотцов, Гандхарв, Якш, Асур и совершенных чудес – все взирают на Тебя в изумлении.
23. О, Сильнорукий, при виде Твоей Великой Формы с множеством ртов и глаз, с множеством рук, бедер, ног, с множеством животов, с множеством ужасающих зубов, все планетные системы пришли в смятение, также пришел в смятение и я.
24. При виде Тебя, касающегося Неба, Многоцветно-Сияющего, с зияющими ртами, Сияющими огромными глазами, я пришел в смятение внутри себя и потерял твердость и невозмутимость.
25. Видя во всех направлениях твои устрашающие зубы и Лики, подобные огню времени, я, не знаю, почему, но я также не получаю милости, чтобы насладиться, о, Владыка богов, о, Прибежище Вселенной.
26-27. Также все эти сыновья Дхритараштры вместе с группами воинов-царей, Бхишма, Дрона, также сын Суты, Карна, также и с нашей стороны главные воины, наслаждая Тебя, входят в Твои рты. Некоторые из них, будучи атакованными, десятками застревают между ужасными, очень страшными зубами. Их можно видеть с раздавленными головами.
28. Как многие воды рек, понуждаемые, непременно устремляются к океану по главному направлению (руслу), так все эти лучшие люди планеты входят в твои рты, чтобы полностью сгореть там.
29.Как в пылающие огнем рты, понуждаемые, на полной скорости входят для уничтожения, также и все люди, понуждаемые, на полной скорости для уничтожения устремляются в Твои рты.
30.Горящими ртами ты облизываешь и поглощаешь со всех сторон всех людей в совокупности. Покрывая Сиянием всю Вселенную, Ты сжигаешь ее Своими ужасными лучами, о, Вишну.
31.Пожалуйста, объясни мне, Кто Ты в этой устрашающей форме. Почтение Тебе, о, Великий среди полубогов. Будь Милостив. Я хочу видеть Твою Изначальную Форму. Я также не знаю, в чем Твоя Миссия.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь ничего пояснять не следует или комментировать, ибо на это Воля Бога. Только следует еще раз повторить, что все это видение имеет символический характер, дабы в такой форме донести человеку Могущество Бога, Величие, Строгость. В другой ситуации для другого человека Бог мог показать картины другие в Своей Вселенской Форме применительно к соответствующему опыту, пониманиям и историческим событиям, однако, суть их оставив прежней.
32. Шри Бхагаван Сказал. (эти Слова Бога и есть лучший Комментарий)
Я – Время, Главный Разрушитель миров, в этом мире занятый уничтожением людей. Без тебя (пока) всех воинов, расположенных по обе стороны армий, скоро никогда не будет. А со временем не будет и тебя.
33.Поэтому встань, чтобы завоевать себе славу, победить врагов и насладиться процветающим царством. Мною, несомненно, по Моему Плану все они, непременно, уже убиты. Стань просто причиной, о, Савьясочи.
34. Дрона, Бхишма, также Джаядратха, также Карна, также другие великие воины. Все они Мною убиты тобой. Исполни и не тревожься. Сражайся и ты победишь в битве захватчиков.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует отметить, что так Бог может говорить только с материальными людьми, с теми, кто еще несовершенен, кто разделяет всех на друзей и врагов, кому известно чувство страха перед смертью. Реализованный йог, преданный Бога, предавшийся Богу, на эти страшные картинки и не посмотрит, ибо руководствуется всегда, в любое мгновение совершенными духовными знаниями и прекрасно поймет, что хотел ему сказать Бог, пожирающий, уничтожающий… Лишь то, что Он – Единственный Властитель, что от Него - Жизнь и Смерть, что перед ним нет заслуженных и греховных, когда вопрос стоит и смерти. Также, реализованный человек, прекрасно знает, что за смертью последует рождение и наоборот. Его ничто из таких видений не потрясет, но даже наполнит чистой радостью и духовной благодатью. Он упадет перед Богом на колени из-за всеобъемлющей к Нему любви, в благоговении, но не в страхе. К таким людям у Бога подход иной. Но Арджуна, обладая многими достоинствами, был, однако, несовершенен, хотя и обладал уже теми качествами, которые позволили Богу приблизить его к Себе и первому вручить эти сокровенные тайные знания. Арджуна был сыном своего времени и потому, значительно уступая нашему современнику, был, однако, для своего периода человеком глубоко нравственным, религиозным, аскетичным, хотя и не чужды были ему такие качества, как устремление к власти, богатству, к почестям. На чем пока Арджуна стоит, то ему Бог и сулит, дабы вовлечь в сражение, а именно, славу, победу, наслаждение процветающим цартсвом. Арджуна теперь должен понять глубоко, однозначно, навсегда, что Высший Управляющий - только Сам Бог. А это значит, что все творение абсолютно подчинено Его Воле. До единого живого существа. На каждого у Бога есть Свой План, и этот План не отменить, не изменить, ибо он создан в Уме Бога и исполняется Волею Бога через других. Именно Бог в каждом и карает и милует, через каждого претворяет Свои Планы. Присутствуя в теле живого существа, как его мысль, жизненная Сила, воля, устремление, сами деяния, Бог в каждом и есть путь реализации плана на человека и других. По сути, это сокровенные, тайные, абсолютные знания, которые далеко не каждому известны и теперь. Однако, убивая через тело Арджуны, Бог исходит непременно из ряда Справедливых причин: Кармы того, кого убивают, качеств того, кто убивает, и из предписанных обязанностей того, кто убивает. Задолго до сражения в Уме Бога все уже распределено, каждый должен получить то, что заслужил, как и то, что ему наиболее благоприятно. Трудно, невероятно поверить человеку, что в своем теле он не главный, что подчинен в каждом своем движении только Богу, а потому и все, что делает, делает понуждаемый, но так, что не входит в противоречие со своей ступенью духовного развития, как и своей дхарме, если этот человек уже достаточно религиозный. Ибо, вовлекая в сражение и давая убить, Бог также радеет о том, чтобы человек не погряз в последствиях этой деятельности, если по объективным причинам он, человек, исходит не из своих низменных человеческих качеств, но исполняет религиозный долг.
35.Саньджая сказал.
Услышав эти слова Самого Бога Кешавы, тот, кто должен был исполнить (Арджуна), сложив ладони, содрогаясь умом, выражая почтение, снова сказал Богу Кришне, запинаясь, в страхе, с почтением.
36.Аорджуна сказал.
О, Правитель чувств, это правильно, что твоей Славе радуется вся Вселенная и привлекается ею, демоны в страхе разбегаются в разные стороны, а все совершенные существа склоняются в почтении.
37. И как же не выражать Тебе Почтение, о, Великий, Который даже Выше, чем Брахма, Изначальному Создателю, о, Безграничный, о, Владыка полубогов, о, Прибежище Вселенной. Ты – Тот, Кто Нетленный, Причина и Следствие, потому, что Ты – Выше всех.
38. Ты – Изначальный Бог, Ты – Старейшая Личность, Ты Сам – Высшее Прибежище всей этой Вселенной, Ты – Знающий и Познаваемый, Ты и Высший, Ты и Прибежище. Твоей Безграничной Формой пронизана вся эта Вселенная.
39. Ты – Воздух и Ты – Правитель Смерти, Ты – Огонь и Ты – Бог Воды, Ты – Луна, Ты – Брахма и Ты – Прародитель. Почтение, Почтение Тебе, тысячу раз. И опять, и снова Почтение, Почтение Тебе.
40. Почтение Тебе спереди, а также сзади. Почтение Тебе со всех сторон, потому что Ты есть все. Ты – безграничная Мощь, Беспредельная Сила, Ты – все покрываешь. Поэтому Ты есть – Все.
41-42..Поэтому, думая о Тебе, как о друге, как бы я опрометчиво не обращался к Тебе: О, Кришна, О, Ядава, О, мой друг, - не зная этой Твоей Славы, из-за глупости или из любви, также, как бы шутки ради не бесчестил Тебя, когда был в расслаблении, лежал или сидел во время совместной трапезы, один или же, Непогрешимый, среди товарищей, за то я прошу Твоего прощения, о, Неизмеримый.
43.Ты – Отец этого мира, движущегося и неподвижного. Ты Сам – Почитаемый и Прославленный Учитель этого мира. Нет никого другого, сколько-нибудь равного или более великого, чем Ты, включая также три планетные системы, о, Неизмеримая Власть.
44. Поэтому почтительно склоняясь, ложась телом, я молю Тебя о Милости, о, Изначальный Бог. О, Всевышний, как отец от сына, как друг от друга, как возлюбленный от самого дорогого Ты должен это снести.
45. Никогда прежде не видя этой Твоей Великой Формы, я испытываю радость при виде ее. Но также от страха ум мой пришел в смятение. Покажи непременно мне Божественную Форму, будь Милостив, о, Владыка богов, о, Прибежище Вселенной.
46.Со шлемом, с булавой, с диском в руке – непременно в этой Форме я хочу видеть Тебя. В этой Четырехрукой Форме, о, Тысячерукий, предстань, о, Вселенская Форма.
47. Шри Бхагаван Сказал.
Мной, Моей внутренней Мистической Силой с радостью показана тебе, о, Арджуна, эта Величайшая, полная Сияния Вселенская Форма, Безграничная, Изначальная, Которую Я, кроме тебя, никому прежде не показывал.
48.Ни изучением Вед и принесением этим жертвоприношения, ни благотворительностью, ни также благочестивой деятельностью, ни суровым аскетизмом не возможно в этом человеческом обществе достичь того, чтобы стать способным в этой Форме увидеть Меня, никому другому, кроме тебя, о, Курунандана.
49. Пусть не будет тебе беспокойства, пусть не будет также недоумения при виде Моей, как Она есть, этой ужасной Формы. Свободный от страха, снова с удовлетворенным умом смотри именно на ту Мою Форму, Которую ты пожелал увидеть.
50. Саньджая сказал.
Таким образом, говоря так Арджуне, Васудева снова показал ему Свою Форму (Четырехрукую) и, чтобы успокоить его от страшной ему Формы, снова принял красивую Форму (Двурукую) Великой Души.
51. Арджуна сказал.
О, Джанардана, увидев Тебя в этой красивой человеческой Форме, я прямо теперь успокоился умом и вернулся к своему прежнему состоянию.
52. Шри Бхагаван Сказал.
Очень трудно увидеть эту Мою Форму (Четырехрукую), которую ты сейчас созерцал. Даже полубоги всегда желают видеть эту Мою Форму.
53. Никогда, ни изучением Вед, ни суровой тапасьей, ни благотворительностью, никогда также поклонением невозможно увидеть Меня так ( в тех Формах), как ты видел Меня.
54. Но преданным служением без отклонений, о, Арджуна, возможно в этом виде знать Меня, видеть и действительно войти в Меня, о, Сильнорукий.
55. Но тот, кто посвящает Мне свой труд, кто знает Меня, как Верховного Бога, кто преданно служит Мне без привязанностей, кто не имеет врагов среди живых существ, он входит в Меня, о, сын Панду.
КОММЕНТАРИЙ.
Все сказанное здесь следует принимать только так, как Сказано Богом, как было высказано Арджуной, ибо и его слова от Бога. Стихи, воспевающие Бога, следует изучить на санскрите и читать, как молитву, как и вибрировать, как и проповедовать.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 11. Стих.1-55