Прана - это энергия, живая энергия внутри нас, жизнь внутри нас. И проявляется она (если говорить о физическом теле) как вдох и выдох. Это - противоположные вещи. Принимая их за одно и то же, мы называем это "дыханием", но у дыхания есть два полюса - вдох и выдох. Любая энергия имеет два полюса, существует в двух противоположных состояниях. Иначе она существовать просто не может. Эти противоположности (их взаимная напряженность и гармония) и порождают энергию - как полюса магнита.
Вдох совершенно противоположен выдоху, а выдох - вдоху. Вдох и выдох, соединенные в одном мгновении, подобны рождению и смерти. В каждое мгновение происходят обе вещи: вдыхая, вы рождаетесь, выдыхая - умираете. Рождение и смерть слиты в одном мгновении. Эти полюса суть восхождение и нисхождение жизненной энергии.
Так проявляется жизненная энергия в физическом теле. Она рождается и через семьдесят лет умирает. Это еще одно (более масштабное) проявление этого же феномена, вдоха и выдоха... дня и ночи.
Во всех семи телах (в физическом, эфирном, астральном, ментальном, духовном, космическом и теле нирваны) есть соответствующие явления - вхождение и истечение.
Что касается ментального тела, то тут вдоху и выдоху соответствуют приходящие и уходящие мысли. Каждое мгновение в вашем разуме появляется и исчезает мысль. Мысль - сама по себе энергия. В ментальном теле энергия проявляется через приход и уход мысли, в физическом - приходит и уходит воздух. Именно поэтому при помощи дыхания можно изменить свое мышление. Между ними есть соответствие. Если вы задержите вдох, задержится и входящая мысль. Остановите дыхание в физическом теле - в ментальном теле остановится мысль. Когда вашему физическому телу нехорошо, плохо и ментальному. Физическое тело делает долгий вздох, и в ментальное тело входит долгая мысль.
Как извне идет вдох (из находящегося вне вас воздуха), так и мысль... вне вас существует целый океан мыслей. Мысли входят и выходят. Ваше дыхание может стать моим дыханием, ваша мысль может стать моей мыслью. С каждым выталкиваемым из себя выдохом вы вместе с ним извергаете наружу и мысль. Как существует воздух, так существует и мышление. Как можно загрязнить атмосферу, так можно загрязнить ментальную среду, и мысль будет так же нечиста, как воздух.
Дыхание само по себе не есть прана. Слово прана обозначает витальную энергию, проявляющуюся через полюса вхождения и истечения. Прана это не само дыхание, но энергия, втягивающая воздух - втягивающая его, задерживающая и выталкивающая обратно.
Энергия, втягивающая и выталкивающая мысль, - тоже прана. Подобные процессы происходят во всех семи телах.
Я пока говорю лишь о физическом и ментальном теле, потому что соответствующие им явления нам хорошо известны и понятны. Но то же самое существует во всех слоях вашего существа.
Во втором, эфирном теле есть свой процесс вхождения и истечения. Вы почувствуете нечто подобное во всех семи телах, но ощутите это просто как вдох и выдох, ибо вы знакомы лишь со своим физическим телом и его праной. И поэтому вы всегда будете что-то недопонимать.
Когда к вам приходят ощущения других тел и их праны, вы сначала воспринимаете это как вдох и выдох - ибо это ваш единственный опыт. Вам известно лишь это проявление праны, или жизненной энергии. Но на эфирном уровне нет ни дыхания, ни мыслей, лишь влияние - просто входящее и исходящее влияние.
Вы начинаете общаться с кем-то, кого прежде не знали. Он даже никогда не разговаривал с вами, но что-то от него к вам уже пришло. Вы либо принимаете, либо отталкиваете человека. Есть некое тонкое влияние - может быть, вы назовете его любовью или ненавистью, влечением или отвращением. И это чувство идет от второго тела. Этот процесс протекает каждое мгновение, он безостановочен. Вы всегда воспринимаете влияния, и тут же они исходят от вас. Где есть один полюс, всегда есть и второй. Любовь к человеку в определенный момент превращается в отвращение. Когда вы любили, это был вдох, затем, на выдохе, вы испытываете отвращение. Так за каждым мгновением любви следует мгновение отвращения.
Жизненная энергия существует лишь в парах противоположных форм. Она не может существовать как один полюс. Никак! И когда вы пытаетесь этого добиться, вы тем самым стремитесь к невозможному. Вы не можете любить человека, одновременно не испытывая к нему ненависти. Ненависть неизбежна, поскольку однополюсной жизненной силы не бывает, она существует лишь в виде противоположностей. Поэтому ваш друг обречен быть в то же время врагом, и это никогда не закончится. Такое входящее и исходящее движение осуществляется вплоть до седьмого тела. Ни одно тело не может существовать без этого процесса. Это невозможно, как невозможна жизнь первого тела без вдоха и выдоха.
Что касается первого тела, мы никогда не воспринимаем эти два явления как противоположности, и поэтому никого они не беспокоят. Жизнь не различает вдох и выдох. Тут нет морального выбора, нет различия. Оба процесса равноценны, это естественный феномен.
Что же касается второго тела, считается, что тут не должно быть ненависти, а лишь одна любовь. Вы начинаете выбирать. И этот выбор вселяет в вас беспокойство. Поэтому физическое тело обычно здоровее второго, эфирного. Эфирное тело всегда пребывает в состоянии конфликта, моральный выбор превращает его жизнь в ад.
Когда к вам приходит любовь, вы ощущаете благополучие, когда же приходит ненависть, вы больны. Но она приходит непременно, и человека понимающего, человека, знающего о полюсах, это не разочаровывает. Человек, который знает о полюсах, чувствует себя при этом легко, уравновешенно. Он понимает, что так и должно быть, и поэтому не пытается любить, когда ему не любится, и не удерживает свою уходящую ненависть. Все приходит и уходит, и его не влечет приходящее и не отталкивает уходящее. Он лишь свидетель. Он говорит себе: "Это так же, как вдох и выдох".
На этом основан буддистский метод медитации анапама-сати-йога. Он учит быть лишь свидетелем вдоха и выдоха. Просто будьте свидетелем, и начните с физического тела. Об остальных шести телах анапама-сати ничего не говорит, ибо они постепенно проявляются сами.
Чем ближе вы знакомитесь с этой полярностью - с одновременностью жизни и смерти, рождения и умирания, - тем больше вы осознаете свое второе тело. Сохраняйте упекшу по отношению к ненависти, говорит Будда. Безразличие. Неважно, ненависть это или любовь, будьте безразличны. Не привязывайтесь ни к чему, ибо, если вы привязаны, что станет со вторым полюсом? Вам будет нелегко. Вы утратите легкость - просто заболеете.
Будда говорит: "Приход того, кого любишь, - радость, уход того, кого любишь, - слезы. Встреча с тем, кого ненавидишь, - горе, расставание с тем, кого ненавидишь, - блаженство. Но если вы делите себя на эти противоположности, то вы в аду, вы живете в аду". Став всего лишь свидетелем этих полярностей, вы скажете: "Это естественное явление. Естественное для этого тела", - то есть для одного из семи тел. "Поэтому и существует это тело. Иначе оно существовать не может". И в тот момент, когда вы это осознаете, вы выйдете за пределы тела. Выйдя за пределы первого тела, вы ощутите второе. Выйдя за пределы второго, ощутите третье...
Свидетельствование всегда за пределами жизни и смерти. Вдох и выдох - это две разные вещи, и если вы становитесь свидетелем, вы - ни то, ни другое. Тогда вступает в действие третья сила. Теперь вы - не проявления праны в физическом теле, вы сама прана, свидетель. Теперь вы видите, что жизнь в физическом теле проявляется благодаря полярности, и, если эта полярность исчезнет, не будет и физического тела, оно не сможет существовать. Для существования ему нужно напряжение - постоянное напряжение входа и выхода, рождения и смерти. Благодаря этому оно и существует. Каждое мгновение оно движется от полюса к полюсу. А иначе его не будет.
Во втором теле главные полюса - любовь и ненависть. У них могут быть множества проявлений. Основная противоположность - симпатия и неприязнь, и каждое мгновение ваша симпатия становится неприязнью, а неприязнь - симпатией. Каждое мгновение! Но вы этого не видите. Когда ваша симпатия обращается неприязнью, вы подавляете последнюю и дурачите себя убеждением, что одна и та же вещь вам нравится постоянно; вы дурачите себя вдвойне. А если вам что-то неприятно, вы удерживаете эту неприязнь и никогда не позволяете себе почувствовать те минуты, когда она вам нравится. Мы подавляем свою любовь к врагам и свою ненависть к друзьям. Мы постоянно подавляем! Мы допускаем лишь движение в одну сторону, лишь один полюс, и, когда он сменяется своей противоположностью, чувствуем себя неловко. Состояние возвращается, и нам вновь становится легко. Но оно непостоянно, оно никогда не бывает постоянным. Такого просто не может быть.
Во втором теле жизненная сила проявляет себя как симпатия и неприязнь. Но это как дыхание нет никакой разницы. Влияние здесь - посредник, как воздух - посредник в физическом теле. Второе тело живет в атмосфере влияний. Кажется, все просто: вы начали общаться с человеком и стали ему симпатизировать, - но это не так. Вы постоянно испытываете симпатию-неприязнь, симпатию-неприязнь, даже если с вами никого нет и вы один в комнате. Чье-то присутствие не имеет значения, симпатия и неприязнь непрерывно сменяют друг друга в любом случае.
Вдох совершенно противоположен выдоху, а выдох - вдоху. Вдох и выдох, соединенные в одном мгновении, подобны рождению и смерти. В каждое мгновение происходят обе вещи: вдыхая, вы рождаетесь, выдыхая - умираете. Рождение и смерть слиты в одном мгновении. Эти полюса суть восхождение и нисхождение жизненной энергии.
Так проявляется жизненная энергия в физическом теле. Она рождается и через семьдесят лет умирает. Это еще одно (более масштабное) проявление этого же феномена, вдоха и выдоха... дня и ночи.
Во всех семи телах (в физическом, эфирном, астральном, ментальном, духовном, космическом и теле нирваны) есть соответствующие явления - вхождение и истечение.
Что касается ментального тела, то тут вдоху и выдоху соответствуют приходящие и уходящие мысли. Каждое мгновение в вашем разуме появляется и исчезает мысль. Мысль - сама по себе энергия. В ментальном теле энергия проявляется через приход и уход мысли, в физическом - приходит и уходит воздух. Именно поэтому при помощи дыхания можно изменить свое мышление. Между ними есть соответствие. Если вы задержите вдох, задержится и входящая мысль. Остановите дыхание в физическом теле - в ментальном теле остановится мысль. Когда вашему физическому телу нехорошо, плохо и ментальному. Физическое тело делает долгий вздох, и в ментальное тело входит долгая мысль.
Как извне идет вдох (из находящегося вне вас воздуха), так и мысль... вне вас существует целый океан мыслей. Мысли входят и выходят. Ваше дыхание может стать моим дыханием, ваша мысль может стать моей мыслью. С каждым выталкиваемым из себя выдохом вы вместе с ним извергаете наружу и мысль. Как существует воздух, так существует и мышление. Как можно загрязнить атмосферу, так можно загрязнить ментальную среду, и мысль будет так же нечиста, как воздух.
Дыхание само по себе не есть прана. Слово прана обозначает витальную энергию, проявляющуюся через полюса вхождения и истечения. Прана это не само дыхание, но энергия, втягивающая воздух - втягивающая его, задерживающая и выталкивающая обратно.
Энергия, втягивающая и выталкивающая мысль, - тоже прана. Подобные процессы происходят во всех семи телах.
Я пока говорю лишь о физическом и ментальном теле, потому что соответствующие им явления нам хорошо известны и понятны. Но то же самое существует во всех слоях вашего существа.
Во втором, эфирном теле есть свой процесс вхождения и истечения. Вы почувствуете нечто подобное во всех семи телах, но ощутите это просто как вдох и выдох, ибо вы знакомы лишь со своим физическим телом и его праной. И поэтому вы всегда будете что-то недопонимать.
Когда к вам приходят ощущения других тел и их праны, вы сначала воспринимаете это как вдох и выдох - ибо это ваш единственный опыт. Вам известно лишь это проявление праны, или жизненной энергии. Но на эфирном уровне нет ни дыхания, ни мыслей, лишь влияние - просто входящее и исходящее влияние.
Вы начинаете общаться с кем-то, кого прежде не знали. Он даже никогда не разговаривал с вами, но что-то от него к вам уже пришло. Вы либо принимаете, либо отталкиваете человека. Есть некое тонкое влияние - может быть, вы назовете его любовью или ненавистью, влечением или отвращением. И это чувство идет от второго тела. Этот процесс протекает каждое мгновение, он безостановочен. Вы всегда воспринимаете влияния, и тут же они исходят от вас. Где есть один полюс, всегда есть и второй. Любовь к человеку в определенный момент превращается в отвращение. Когда вы любили, это был вдох, затем, на выдохе, вы испытываете отвращение. Так за каждым мгновением любви следует мгновение отвращения.
Жизненная энергия существует лишь в парах противоположных форм. Она не может существовать как один полюс. Никак! И когда вы пытаетесь этого добиться, вы тем самым стремитесь к невозможному. Вы не можете любить человека, одновременно не испытывая к нему ненависти. Ненависть неизбежна, поскольку однополюсной жизненной силы не бывает, она существует лишь в виде противоположностей. Поэтому ваш друг обречен быть в то же время врагом, и это никогда не закончится. Такое входящее и исходящее движение осуществляется вплоть до седьмого тела. Ни одно тело не может существовать без этого процесса. Это невозможно, как невозможна жизнь первого тела без вдоха и выдоха.
Что касается первого тела, мы никогда не воспринимаем эти два явления как противоположности, и поэтому никого они не беспокоят. Жизнь не различает вдох и выдох. Тут нет морального выбора, нет различия. Оба процесса равноценны, это естественный феномен.
Что же касается второго тела, считается, что тут не должно быть ненависти, а лишь одна любовь. Вы начинаете выбирать. И этот выбор вселяет в вас беспокойство. Поэтому физическое тело обычно здоровее второго, эфирного. Эфирное тело всегда пребывает в состоянии конфликта, моральный выбор превращает его жизнь в ад.
Когда к вам приходит любовь, вы ощущаете благополучие, когда же приходит ненависть, вы больны. Но она приходит непременно, и человека понимающего, человека, знающего о полюсах, это не разочаровывает. Человек, который знает о полюсах, чувствует себя при этом легко, уравновешенно. Он понимает, что так и должно быть, и поэтому не пытается любить, когда ему не любится, и не удерживает свою уходящую ненависть. Все приходит и уходит, и его не влечет приходящее и не отталкивает уходящее. Он лишь свидетель. Он говорит себе: "Это так же, как вдох и выдох".
На этом основан буддистский метод медитации анапама-сати-йога. Он учит быть лишь свидетелем вдоха и выдоха. Просто будьте свидетелем, и начните с физического тела. Об остальных шести телах анапама-сати ничего не говорит, ибо они постепенно проявляются сами.
Чем ближе вы знакомитесь с этой полярностью - с одновременностью жизни и смерти, рождения и умирания, - тем больше вы осознаете свое второе тело. Сохраняйте упекшу по отношению к ненависти, говорит Будда. Безразличие. Неважно, ненависть это или любовь, будьте безразличны. Не привязывайтесь ни к чему, ибо, если вы привязаны, что станет со вторым полюсом? Вам будет нелегко. Вы утратите легкость - просто заболеете.
Будда говорит: "Приход того, кого любишь, - радость, уход того, кого любишь, - слезы. Встреча с тем, кого ненавидишь, - горе, расставание с тем, кого ненавидишь, - блаженство. Но если вы делите себя на эти противоположности, то вы в аду, вы живете в аду". Став всего лишь свидетелем этих полярностей, вы скажете: "Это естественное явление. Естественное для этого тела", - то есть для одного из семи тел. "Поэтому и существует это тело. Иначе оно существовать не может". И в тот момент, когда вы это осознаете, вы выйдете за пределы тела. Выйдя за пределы первого тела, вы ощутите второе. Выйдя за пределы второго, ощутите третье...
Свидетельствование всегда за пределами жизни и смерти. Вдох и выдох - это две разные вещи, и если вы становитесь свидетелем, вы - ни то, ни другое. Тогда вступает в действие третья сила. Теперь вы - не проявления праны в физическом теле, вы сама прана, свидетель. Теперь вы видите, что жизнь в физическом теле проявляется благодаря полярности, и, если эта полярность исчезнет, не будет и физического тела, оно не сможет существовать. Для существования ему нужно напряжение - постоянное напряжение входа и выхода, рождения и смерти. Благодаря этому оно и существует. Каждое мгновение оно движется от полюса к полюсу. А иначе его не будет.
Во втором теле главные полюса - любовь и ненависть. У них могут быть множества проявлений. Основная противоположность - симпатия и неприязнь, и каждое мгновение ваша симпатия становится неприязнью, а неприязнь - симпатией. Каждое мгновение! Но вы этого не видите. Когда ваша симпатия обращается неприязнью, вы подавляете последнюю и дурачите себя убеждением, что одна и та же вещь вам нравится постоянно; вы дурачите себя вдвойне. А если вам что-то неприятно, вы удерживаете эту неприязнь и никогда не позволяете себе почувствовать те минуты, когда она вам нравится. Мы подавляем свою любовь к врагам и свою ненависть к друзьям. Мы постоянно подавляем! Мы допускаем лишь движение в одну сторону, лишь один полюс, и, когда он сменяется своей противоположностью, чувствуем себя неловко. Состояние возвращается, и нам вновь становится легко. Но оно непостоянно, оно никогда не бывает постоянным. Такого просто не может быть.
Во втором теле жизненная сила проявляет себя как симпатия и неприязнь. Но это как дыхание нет никакой разницы. Влияние здесь - посредник, как воздух - посредник в физическом теле. Второе тело живет в атмосфере влияний. Кажется, все просто: вы начали общаться с человеком и стали ему симпатизировать, - но это не так. Вы постоянно испытываете симпатию-неприязнь, симпатию-неприязнь, даже если с вами никого нет и вы один в комнате. Чье-то присутствие не имеет значения, симпатия и неприязнь непрерывно сменяют друг друга в любом случае.
Обсуждения Прана в тонких телах