Представление о человечестве в его непробужденном состоянии, согласно Евангелиям, заключается в том, что оно находиться во власти зла и это символизируется идеей, что человек кишит злыми духами, т.е. что человек находиться под властью злых настроений, импульсов и мыслей, которые персонифицированы в виде злых духов, цель которых погибель человека и человеческой расы.
Концепция Евангелий заключается в том, что человека постоянно тянут вниз злые силы, которые находятся в нем, а не вне него, и на которые он соглашается. Это согласие человека с такими силами в нем самом препятствуют прогрессу человеческой жизни.
Злые силы находятся в человеке, в его собственной природе, в самой природе его себялюбия, его эгоизма, его невежества, его глупости, его злобы, его тщеславия и также в том, что он думает и воспринимает видимый мир, внешние явления жизни, как единственную реальность. Эти недостатки, взятые вместе, называются «дьяволом», что служит обозначением той страшной силы непонимания, которой обладает неразвитый человек.
Дьявол – это совокупность всех этих недостатков, всех этих сил неправильного понимания в человеке, и всех вытекающих из них результатов. И поэтому дьявол называется клеветником или сплетником, с одной точки зрения, и обвинителем, с другой.
*Первое искушение Христа
В описании искушения Иисуса Христа дьяволом в Евангелии от Луки говориться, что Иисус находился в пустыне в течение 40 дней будучи искушаемым дьяволом. ...«Иисус был ведом духом в пустыне в течение 40 дней, будучи искушаемым дьяволом и Он не ел ничего в течение тех дней и когда они кончились, Он был голоден». Затем идет описание первого заключительного искушения этого периода искушений, что представлено следующим образом: «И дьявол сказал Ему, если ты Сын Божий прикажи этому камню чтобы он стал буханкой хлеба».
Давайте возьмем поверхностный, буквальный или первый уровень смысла. Христос был голоден и дьявол предлагает Ему превратить камень в хлеб и «Иисус ответил и сказал ему: «Написано, человек будет жить не хлебом единым».
На буквальном уровне это как раз то, чем кажется физическое искушение. Обратите внимание, однако что раннее говорится, что Иисус находился в пустыне 40 дней, будучи искушаемым дьяволом. Если мы предположим что пустыня это буквальная физическая пустыня, почему же ничего не говориться о том, как Он был искушаем все это время. Можно было бы просто сказать, что Он умирал с голоду.
Но в связи с внутренним развитием мы должны понимать под термином «пустыня» - состояние ума, общее внутреннее состояние сравнимо с буквальной пустыней, т.е. состояние где нет ничего, что могло бы вести человека, где он больше не находиться среди знакомых ему вещей и поэтому находится в пустыне - испытывая пустынное состояние страдания, замешательства и растерянности, где он предоставлен полностью самому себе и не знает в каком направлении ему идти, и более того, не должен идти в своем собственном направлении.
Это само по себе и есть искушение, потому что все это время он голодает из-за недостатка смысла.
Зачем человеку оставлять все знакомое и идти в пустыню?
Он жаждет хлеба, - но не буквального хлеба, а того, которого мы просим в молитве Господней, так неправильно переведенного, как "повседневный хлеб".
Он жаждет именно руководства того (духовного) хлеба, фактически означающего «хлеб для развития наших жизней», способного переходить и в другую субстанцию буквального хлеба для завтра. Не для той нашей жизни, какой она является ныне, но какой она может стать.
Хлеб необходим для нашего роста, хлеб - для последовательных и необходимых стадий понимания. Ибо молитва Господня – это молитва о внутренней эволюции и хлеб, который просят – это хлеб понимания, необходимый для нее.
В таком состоянии искушением является делать хлеб из себя, т.е. следовать своим собственным идеям, своей собственной воли в точности, как строители Вавилонской башни, использовавшие кирпичи и липкий ил своего собственного изготовления вместо камня и извести. Они думали, что они могут создать новый мир из их собственных идей.
Почему бы человеку не положиться на себя и следовательно на жизнь еще раз, вместо того, чтобы ждать чего-то, что кажется сомнительным? В Евангелии от Матфея ответ Христа на это искушение таков: «Человек будет жить не хлебом одним но каждым словом, которое исходит из уст Бога».
Уясните себе, что дьявол предложил Христу сделать хлеб из себя для того, чтобы облегчить свое состояние, т.е. не дать слова Божьего. Дьявол говорит: «Если ты Сын Божий прикажи чтобы эти камни стали хлебом?», - т.е. напитай себя своими собственными силами и идеями.
Но миссия Христа, которая началась сразу же после искушения в пустыне, заключалась не в том, чтобы изготовить истину и смысл самому, но в том, чтобы понять и учить истине и смыслу слова Божьего, т.е. более высокого уровня влияния. Испытание касалось Его собственного самоволия и воли более высокого уровня. Он должен был выполнить волю Бога, не свою собственную волю. Он должен был подчинить низкий человеческий уровень в себе более высшему или Божественному уровня.
Именно человеческий уровень подвергался здесь искушению, ибо Иисус был рожден человеческой матерью.
Принять низшее за высшее – это погибель человека, ибо тогда он припишет себе то, что ему и не принадлежит. Человек тогда будет испытывать искушение сказать «Я есмь Бог», а не «Бог есть Я».
Если он говорит первое, он отождествляет себя с Богом с более низкого уровня – это губит его. Если он говорит: «Бог есть Я» он отказывается от своеволия и делает волю Бога своим Я в себе и таким образом находиться под властью Бога и должен повиноваться Ему, т.е. более высокому уровню.
Обратите внимание, что дьяволу надлежит сказать: «И он обращается к Иисусу со словами: «Если ты Сын Божий..» и, таким образом, подразумевает, что Иисус может поступать так, как Ему нравиться, если Он был на уровне Бога. Все это было в Иисусе, это имело место в Нем.
И хотя это искушение можно воспринять совсем просто, как искушение, связанное с преодолением инстинктивной потребности, в данном случае, потребности в еде, очевидно, что за буквальным смыслом лежат другие и гораздо более глубокие смыслы и что они связаны с теми проблемами самолюбия, власти и насилия, в которой коренится человеческая природа.
Иисус имел человеческую природу в Себе от женщины, Его матери. Задача состояла в том, чтобы трансформировать ее – это совершенно очевидно во втором искушении, где Христу предлагается вся власть над видимым миром.
*Второе искушение Христа
Дьявол изображен ведущем Христа на высокое место и показывающим Ему все царства мира во мгновения времени. «Он возвел Его и показал все царства мира во мгновенье времени и дьявол сказал Ему «Тебе дам всю эту власть и славу их ибо все это было отдано мне и кому хочу я отдам это. Если ты будешь поклоняться мне это будет твоим».
Это искушение касается земной власти и глубокого тщеславия, которое лежит в каждом. Оно также касается самолюбия, оно включает любовь к миру и его сокровищам. Дьявол готов дать Христу мир. Любовь к власти, властвовать и любовь к владению имуществом представляют две стороны самолюбия. Здесь показывается, как человеческий уровень в Христе подвергается самому громадному искушению, какое только возможно вообразить: мирскими благами и властью.
Искушение описано так, чтобы показать это очень ясно. Иисусу дариться целый мир во мгновенья времени, т.е. одновременно. Иисусу надлежит ответить и Он отвечает: «Написано: Ты должен поклоняться Господу твоему Богу и только Ему должен служить, т.е. не миру и его сокровищам».
Этот ответ идет из той же основы понимания, как и тот данный в первом искушении. Имеется нечто кроме мира и желанием обладать им, имеется что-то еще, чем должен обладать человек. Этот высший уровень, как возможный для человека, так и уже находящий в нем есть направление, куда должно повернуться его желание власти и славы. Но даже если человек знает это направление и совершенно уверен относительно него, он все-таки может быть искушаем и даже больше. В противном случае Христос не был бы искушаем таким образом, Его человеческая сторона еще открыта этому искушению.
Здесь надо помнить не только о подавляющем влиянии ощущений и прямом обращении к эгоизму и тщеславию, но и о возможно гораздо более тонких идеях, что Он будет в состоянии с помощью мирских средств и внешней силы и власти, помочь человечеству, став царем на Земле.
Мы знаем, что ученики думали, что Иисус собирается быть земным царем, владеющим всем миром и даст им на Земле земные награды. Они думали с низшего уровня о высших вещах. Сначала они не могли понять, о чем говорит Иисус, что Он говорит о достижении более высокого или внутреннего уровня, который ничего не имеет общего с низшим уровнем или внешним уровнем жизни.
Путь, которым Христос должен был следовать, вел к явной неудаче во внешней жизни и к внешнему бессилию и смерти предназначенной только для самых отъявленных преступников. У Него было всего лишь только несколько верных последователей. Все выглядело так, как будто все было совершенно бесполезно. Конечно, тяжело рассчитывать понять это, если только не уловить всю идею о двух уровнях. Искушение в реальном смысле здесь касается этих двух уровней, и относиться к переходу от одного к другому.
Если бы Иисус был рожден совершенным, Он был бы превыше всякого искушения. Он бы не символизировал Нового человека или Путь к Нему.
Он назвал Себя Путем «Я есмь Путь» именно по этой причине.
*Об искушении в целом
Имеются разные способы, которыми нас можно искушать и различные способы, которым мы можем уступить искушению.
Всякое искушение, если оно реально, включает борьбу между двумя вещами в человеке, каждая из которых стремиться захватить власть. Эта борьба имеет две формы. Это борьба всегда или между тем, что истинно и тем, что ложно или между тем, что хорошо и тем, что плохо.
Вся внутренняя драма человеческой жизни и результат всего этого в терминах его внутреннего развития заключается в этой внутренней борьбе относительно того, что есть истина и что ложь, и что хорошо и что плохо. И в действительности именно об этих вещах всегда думают все и недоумевают в уединении своего ума и сердца. Ум – для размышления над тем, что истина, а сердце – для постижения того, что хорошо.
*Искушение в отношении истины.
Это имеет место в интеллектуальной сфере человека. Каждый придерживается определенных вещей, которые он считает истинами. Знание, само по себе, не есть истина, ибо мы знаем много вещей, но не считаем их все обязательно истинами или мы безразличны к ним. Но изо всех вещей, которые мы знаем, некоторые мы считаем истинами. Это наша личная истина и она принадлежит нашей интеллектуальной личной жизни, ибо знание и истина принадлежат уму.
Умственная жизнь человека есть не что иное как то, что он считает истинами. И когда это каким-либо образом задевается, он чувствует беспокойство. Чем больше он ценит то, что считает истинным, тем больше он будет чувствовать беспокойство, когда в его ум входят сомнения. Это слабая форма искушения, в которой человек должен думать о том, что он считает и ценит как истину и из этого бороться со своими сомнениями.
Нужно понять, что никого нельзя искушать тем, чего он не ценит. Только относительно того, что он ценит, он может, быть искушаем. Смысл искушения в том, чтобы усилить все то, что человек ценит как истину.
На протяжении всех Евангелий очевидна идея, что человек должен бороться и сражаться в себе. В Евангелиях говориться о внутреннем развитии и эволюции человека. Это требует внутренней борьбы, т.е. искушение необходимо. Но людей иногда оскорбляет мысль, что они должны бороться за истину и должны пройти через искушения относительно ее. Но необходимо бороться за знание, также как и бороться с собой.
Искушение в отношении добра.
Это неинтеллектуальное, но эмоциональное искушение. Оно принадлежит к тому, что человек желает, а не к тому, что он думает. Основа того, чего человек хочет – это то, что он чувствует, есть добро.
Все желают и действуют из того, что как они чувствуют, есть добро. И все, что человек желает, относиться к преднамеренной жизни, жизни его намерений. Ничто не создает преднамеренной жизни, кроме как то, что он запечатлел в себе, как добро. Если все что человек считает добром отобрать у него, то его преднамеренная жизнь, жизнь намерений прекратилась бы, также как если все что человек считает истиной, было бы отобрано у него, его бы интеллектуальная жизнь прекратилась бы.
В Евангелиях вся истина связана со знанием учения, данного Христом и все добро связано с любовью к Богу и с любовью к своему ближнему.
Все, что человек любит, он считает добром, а то, что он считает добром, он желает и из него действует. Если он любит только себя, тогда он – человек, для которого добро означает только его собственное благо и все, что не относиться к его собственному благу, он будет считать плохим.
Развитие воли происходит через развития любви. А развитие любви происходит за счет самолюбия.
Поскольку человек может быть искушаем только через то, что он ценит, как истину, то он может быть искушаем в отношении своей воли и деяний только через посредство того, что он любит.
И так как всякое искушение в реальном смысле есть искушение относительно истины Слова, то есть учений Евангелий и добра Слова, искушение относительно добра в отличии от искушения относительно истины начинается только тогда, когда человек начинает переходить за уровень самолюбия в то, что называется милосердием или любовью к ближнему, через ощущение существования Бога как источника любви.
Искушение относительно истины неизбежно начинаются задолго до искушения относительно добра. Но если в человеке нет никакого естественного милосердия, ему будет труднее пройти через свои искушения относительно истины.
Истина должна сначала войти в человека и расти в нем прежде, чем он сможет изменить направление своей воли, прежде, чем сможет измениться его чувство того, что есть добро. Когда он начинает ощущать, что в него входит чувство настоящего добра - оба чувства будут чередоваться. Позже он будет чувствовать борьбу между новым добром и тем, что он прежде считал добром. Но к этому времени он должен быть в состоянии придерживаться истины, как бы мало ему это не удавалась относительно добра.
Человек в действительности находиться между двумя уровнями: нижним и верхним. И всякое реальное искушение начинается только тогда, когда дело происходит именно так: ибо нижний уровень привлекает его, и он должен найти дорогу между ними. В действительности он приподнимается немного и падает назад, как пьяный пытающийся встать с пола.
Но если искушение относительно добра действительно начинается, чем бы оно не закончилось, когда бы то ни было, он никогда не должен позволять неудаче или видимой неудаче воевать против истины, которой он придерживается. Если он допустит это, он будет терять какое-то количество ощущений истины с каждой неудачей. Что бы он ни делал, он должен придерживаться истины, которую он получил, и сохранять ее живой в себе.
*Третье искушение Христа
В третьем искушении Христа дьявол снова начинает словами «Если ты Сын Божий…» Необходимо понять, что Христос должен был бороться против самолюбия во всех его формах, против всех видов земной любви и всего, что происходит из них. Он должен был преодолеть всякое чувство самовластия, возникающего из человеческого уровня в Нем для того, чтобы подчинить его высшему уровню.
Искушение, в реальном смысле, связано с отношением низшего уровня в человеке к любому возможному более высокому уровню. Помните, что основной идеей Евангелий является то, что человек должен пройти от низшего к более высокому состоянию и что есть внутренняя эволюция или «второе рождение».
Поскольку Слово Божье есть учение о средствах необходимых для этой внутренней эволюции, все умственное искушение в Евангелиях относиться к личным мыслям человека об истине слова и истине ощущения, а все эмоциональное искушение относиться к самолюбию и любви к Богу.
Естественно имеются несоответствия между низшим и высшим уровнем, точно так же, как можно было бы сказать, что имеется несоответствие между семенем и растением. Мы могли бы сказать, что семя могло бы жить для себя и быть полно самолюбия или оно может отдать себя и свое своеволие на волю высших влияний, которые стремятся воздействовать на него так, что оно становиться в результате трансформации, растеньем.
Третье искушение дано в следующих словах Евангелия от Луки: «И он повел Его в Иерусалим и посадил Его на верхушке храма и сказал Ему: «Если ты Сын Божий, бросься отсюда, ибо написано Он даст своим ангелам приказ относительно тебя беречь тебя, своими руками они поддержат тебя, чтобы ты случайно не расшиб своих ног о камень. И Иисус отвечая ему сказал: «Сказано ты не должен искушать Господа Бога Твоего».
Это можно понять как то, что самолюбие неизбежно поклоняется только себе, поэтому оно может приписать и действительно приписывает божественность себе, т.е. низшее воображает, что оно высшее и таким образом искушает Бога. Оно не может чувствовать свое собственное ничтожество и поэтому раздувается до небес и тогда в опьянении от своей собственной «божественности», в безумии самообольщения оно может попытаться сделать невозможное и погубить себя.
В описаниях искушения дьяволом сказано, что Христос был ведом Духом в пустыню. В Ев. от Луки Христос был ведом Духом в пустыню в течение 40 дней, будучи искушаемым дьяволом. В Ев. от Марка выражение сильнее: «И тотчас Его Дух гонит в пустыню, и Он был в пустыне 40 дней искушаемый сатаной и Он был с дикими зверями». В Ев. от Матфея: «Тогда был Иисус ведом Духом в пустыню, чтобы быть искушаемым дьяволом».
Искушение в пустыне в каждом Евангелии, где они описаны, даны после крещения Иисуса Иоанном.
Кажется странным, что Христа должен вести к искушению именно тот самый Дух внутреннего озарения, которым Он был наполнен!
Но Христос учил, что человек должен родиться снова от Духа, и что без искушения нет трансформации.
Дух есть соединяющее средство, медиум между высшим и низшим. Человеческое в Христе должно было быть трансформировано и поднято до божественного уровня и поскольку Дух есть промежуточное, поднимающее низшее через серию трансформаций к высшему, задача Духа заключается в том, чтобы вести человека в «пустыню», нет, вернее, - в полную растерянность, подвергнуть его искушению всеми элементами так, чтобы всё, что бесполезно для его самоэволюции, осталось бы позади его, а всё, что может расти и понимать, было бы выдвинуто вперед.
Дьявол символизирует всё, что в человеке не может развиваться и всё, что не хочет развиваться, что ненавидит саму идею внутренней эволюции, всё что желает только злословить, неправильно понимать и поступать по-своему.
Человек, который стремиться к реальному внутреннему развитию, всё это должен постепенно оставить позади и не дать всему этому занимать первое место и управлять им. То есть порядок вещей в человеке должен измениться и то, что первое должно стать последним.
Поэтому в одном из описаний Христу надлежит сказать, и Он говорит дьяволу «Стань позади меня, сатана». То, что этот новый внутренний порядок в человеке, который вызывается искушением, не может появиться сразу, ясно из слов Евангелия от Луки, где сказано, что искушение Христа не закончились. Сказано: «Дьявол отошел от Него на некоторое время».
Andy_asp Искатель Истины
Концепция Евангелий заключается в том, что человека постоянно тянут вниз злые силы, которые находятся в нем, а не вне него, и на которые он соглашается. Это согласие человека с такими силами в нем самом препятствуют прогрессу человеческой жизни.
Злые силы находятся в человеке, в его собственной природе, в самой природе его себялюбия, его эгоизма, его невежества, его глупости, его злобы, его тщеславия и также в том, что он думает и воспринимает видимый мир, внешние явления жизни, как единственную реальность. Эти недостатки, взятые вместе, называются «дьяволом», что служит обозначением той страшной силы непонимания, которой обладает неразвитый человек.
Дьявол – это совокупность всех этих недостатков, всех этих сил неправильного понимания в человеке, и всех вытекающих из них результатов. И поэтому дьявол называется клеветником или сплетником, с одной точки зрения, и обвинителем, с другой.
*Первое искушение Христа
В описании искушения Иисуса Христа дьяволом в Евангелии от Луки говориться, что Иисус находился в пустыне в течение 40 дней будучи искушаемым дьяволом. ...«Иисус был ведом духом в пустыне в течение 40 дней, будучи искушаемым дьяволом и Он не ел ничего в течение тех дней и когда они кончились, Он был голоден». Затем идет описание первого заключительного искушения этого периода искушений, что представлено следующим образом: «И дьявол сказал Ему, если ты Сын Божий прикажи этому камню чтобы он стал буханкой хлеба».
Давайте возьмем поверхностный, буквальный или первый уровень смысла. Христос был голоден и дьявол предлагает Ему превратить камень в хлеб и «Иисус ответил и сказал ему: «Написано, человек будет жить не хлебом единым».
На буквальном уровне это как раз то, чем кажется физическое искушение. Обратите внимание, однако что раннее говорится, что Иисус находился в пустыне 40 дней, будучи искушаемым дьяволом. Если мы предположим что пустыня это буквальная физическая пустыня, почему же ничего не говориться о том, как Он был искушаем все это время. Можно было бы просто сказать, что Он умирал с голоду.
Но в связи с внутренним развитием мы должны понимать под термином «пустыня» - состояние ума, общее внутреннее состояние сравнимо с буквальной пустыней, т.е. состояние где нет ничего, что могло бы вести человека, где он больше не находиться среди знакомых ему вещей и поэтому находится в пустыне - испытывая пустынное состояние страдания, замешательства и растерянности, где он предоставлен полностью самому себе и не знает в каком направлении ему идти, и более того, не должен идти в своем собственном направлении.
Это само по себе и есть искушение, потому что все это время он голодает из-за недостатка смысла.
Зачем человеку оставлять все знакомое и идти в пустыню?
Он жаждет хлеба, - но не буквального хлеба, а того, которого мы просим в молитве Господней, так неправильно переведенного, как "повседневный хлеб".
Он жаждет именно руководства того (духовного) хлеба, фактически означающего «хлеб для развития наших жизней», способного переходить и в другую субстанцию буквального хлеба для завтра. Не для той нашей жизни, какой она является ныне, но какой она может стать.
Хлеб необходим для нашего роста, хлеб - для последовательных и необходимых стадий понимания. Ибо молитва Господня – это молитва о внутренней эволюции и хлеб, который просят – это хлеб понимания, необходимый для нее.
В таком состоянии искушением является делать хлеб из себя, т.е. следовать своим собственным идеям, своей собственной воли в точности, как строители Вавилонской башни, использовавшие кирпичи и липкий ил своего собственного изготовления вместо камня и извести. Они думали, что они могут создать новый мир из их собственных идей.
Почему бы человеку не положиться на себя и следовательно на жизнь еще раз, вместо того, чтобы ждать чего-то, что кажется сомнительным? В Евангелии от Матфея ответ Христа на это искушение таков: «Человек будет жить не хлебом одним но каждым словом, которое исходит из уст Бога».
Уясните себе, что дьявол предложил Христу сделать хлеб из себя для того, чтобы облегчить свое состояние, т.е. не дать слова Божьего. Дьявол говорит: «Если ты Сын Божий прикажи чтобы эти камни стали хлебом?», - т.е. напитай себя своими собственными силами и идеями.
Но миссия Христа, которая началась сразу же после искушения в пустыне, заключалась не в том, чтобы изготовить истину и смысл самому, но в том, чтобы понять и учить истине и смыслу слова Божьего, т.е. более высокого уровня влияния. Испытание касалось Его собственного самоволия и воли более высокого уровня. Он должен был выполнить волю Бога, не свою собственную волю. Он должен был подчинить низкий человеческий уровень в себе более высшему или Божественному уровня.
Именно человеческий уровень подвергался здесь искушению, ибо Иисус был рожден человеческой матерью.
Принять низшее за высшее – это погибель человека, ибо тогда он припишет себе то, что ему и не принадлежит. Человек тогда будет испытывать искушение сказать «Я есмь Бог», а не «Бог есть Я».
Если он говорит первое, он отождествляет себя с Богом с более низкого уровня – это губит его. Если он говорит: «Бог есть Я» он отказывается от своеволия и делает волю Бога своим Я в себе и таким образом находиться под властью Бога и должен повиноваться Ему, т.е. более высокому уровню.
Обратите внимание, что дьяволу надлежит сказать: «И он обращается к Иисусу со словами: «Если ты Сын Божий..» и, таким образом, подразумевает, что Иисус может поступать так, как Ему нравиться, если Он был на уровне Бога. Все это было в Иисусе, это имело место в Нем.
И хотя это искушение можно воспринять совсем просто, как искушение, связанное с преодолением инстинктивной потребности, в данном случае, потребности в еде, очевидно, что за буквальным смыслом лежат другие и гораздо более глубокие смыслы и что они связаны с теми проблемами самолюбия, власти и насилия, в которой коренится человеческая природа.
Иисус имел человеческую природу в Себе от женщины, Его матери. Задача состояла в том, чтобы трансформировать ее – это совершенно очевидно во втором искушении, где Христу предлагается вся власть над видимым миром.
*Второе искушение Христа
Дьявол изображен ведущем Христа на высокое место и показывающим Ему все царства мира во мгновения времени. «Он возвел Его и показал все царства мира во мгновенье времени и дьявол сказал Ему «Тебе дам всю эту власть и славу их ибо все это было отдано мне и кому хочу я отдам это. Если ты будешь поклоняться мне это будет твоим».
Это искушение касается земной власти и глубокого тщеславия, которое лежит в каждом. Оно также касается самолюбия, оно включает любовь к миру и его сокровищам. Дьявол готов дать Христу мир. Любовь к власти, властвовать и любовь к владению имуществом представляют две стороны самолюбия. Здесь показывается, как человеческий уровень в Христе подвергается самому громадному искушению, какое только возможно вообразить: мирскими благами и властью.
Искушение описано так, чтобы показать это очень ясно. Иисусу дариться целый мир во мгновенья времени, т.е. одновременно. Иисусу надлежит ответить и Он отвечает: «Написано: Ты должен поклоняться Господу твоему Богу и только Ему должен служить, т.е. не миру и его сокровищам».
Этот ответ идет из той же основы понимания, как и тот данный в первом искушении. Имеется нечто кроме мира и желанием обладать им, имеется что-то еще, чем должен обладать человек. Этот высший уровень, как возможный для человека, так и уже находящий в нем есть направление, куда должно повернуться его желание власти и славы. Но даже если человек знает это направление и совершенно уверен относительно него, он все-таки может быть искушаем и даже больше. В противном случае Христос не был бы искушаем таким образом, Его человеческая сторона еще открыта этому искушению.
Здесь надо помнить не только о подавляющем влиянии ощущений и прямом обращении к эгоизму и тщеславию, но и о возможно гораздо более тонких идеях, что Он будет в состоянии с помощью мирских средств и внешней силы и власти, помочь человечеству, став царем на Земле.
Мы знаем, что ученики думали, что Иисус собирается быть земным царем, владеющим всем миром и даст им на Земле земные награды. Они думали с низшего уровня о высших вещах. Сначала они не могли понять, о чем говорит Иисус, что Он говорит о достижении более высокого или внутреннего уровня, который ничего не имеет общего с низшим уровнем или внешним уровнем жизни.
Путь, которым Христос должен был следовать, вел к явной неудаче во внешней жизни и к внешнему бессилию и смерти предназначенной только для самых отъявленных преступников. У Него было всего лишь только несколько верных последователей. Все выглядело так, как будто все было совершенно бесполезно. Конечно, тяжело рассчитывать понять это, если только не уловить всю идею о двух уровнях. Искушение в реальном смысле здесь касается этих двух уровней, и относиться к переходу от одного к другому.
Если бы Иисус был рожден совершенным, Он был бы превыше всякого искушения. Он бы не символизировал Нового человека или Путь к Нему.
Он назвал Себя Путем «Я есмь Путь» именно по этой причине.
*Об искушении в целом
Имеются разные способы, которыми нас можно искушать и различные способы, которым мы можем уступить искушению.
Всякое искушение, если оно реально, включает борьбу между двумя вещами в человеке, каждая из которых стремиться захватить власть. Эта борьба имеет две формы. Это борьба всегда или между тем, что истинно и тем, что ложно или между тем, что хорошо и тем, что плохо.
Вся внутренняя драма человеческой жизни и результат всего этого в терминах его внутреннего развития заключается в этой внутренней борьбе относительно того, что есть истина и что ложь, и что хорошо и что плохо. И в действительности именно об этих вещах всегда думают все и недоумевают в уединении своего ума и сердца. Ум – для размышления над тем, что истина, а сердце – для постижения того, что хорошо.
*Искушение в отношении истины.
Это имеет место в интеллектуальной сфере человека. Каждый придерживается определенных вещей, которые он считает истинами. Знание, само по себе, не есть истина, ибо мы знаем много вещей, но не считаем их все обязательно истинами или мы безразличны к ним. Но изо всех вещей, которые мы знаем, некоторые мы считаем истинами. Это наша личная истина и она принадлежит нашей интеллектуальной личной жизни, ибо знание и истина принадлежат уму.
Умственная жизнь человека есть не что иное как то, что он считает истинами. И когда это каким-либо образом задевается, он чувствует беспокойство. Чем больше он ценит то, что считает истинным, тем больше он будет чувствовать беспокойство, когда в его ум входят сомнения. Это слабая форма искушения, в которой человек должен думать о том, что он считает и ценит как истину и из этого бороться со своими сомнениями.
Нужно понять, что никого нельзя искушать тем, чего он не ценит. Только относительно того, что он ценит, он может, быть искушаем. Смысл искушения в том, чтобы усилить все то, что человек ценит как истину.
На протяжении всех Евангелий очевидна идея, что человек должен бороться и сражаться в себе. В Евангелиях говориться о внутреннем развитии и эволюции человека. Это требует внутренней борьбы, т.е. искушение необходимо. Но людей иногда оскорбляет мысль, что они должны бороться за истину и должны пройти через искушения относительно ее. Но необходимо бороться за знание, также как и бороться с собой.
Искушение в отношении добра.
Это неинтеллектуальное, но эмоциональное искушение. Оно принадлежит к тому, что человек желает, а не к тому, что он думает. Основа того, чего человек хочет – это то, что он чувствует, есть добро.
Все желают и действуют из того, что как они чувствуют, есть добро. И все, что человек желает, относиться к преднамеренной жизни, жизни его намерений. Ничто не создает преднамеренной жизни, кроме как то, что он запечатлел в себе, как добро. Если все что человек считает добром отобрать у него, то его преднамеренная жизнь, жизнь намерений прекратилась бы, также как если все что человек считает истиной, было бы отобрано у него, его бы интеллектуальная жизнь прекратилась бы.
В Евангелиях вся истина связана со знанием учения, данного Христом и все добро связано с любовью к Богу и с любовью к своему ближнему.
Все, что человек любит, он считает добром, а то, что он считает добром, он желает и из него действует. Если он любит только себя, тогда он – человек, для которого добро означает только его собственное благо и все, что не относиться к его собственному благу, он будет считать плохим.
Развитие воли происходит через развития любви. А развитие любви происходит за счет самолюбия.
Поскольку человек может быть искушаем только через то, что он ценит, как истину, то он может быть искушаем в отношении своей воли и деяний только через посредство того, что он любит.
И так как всякое искушение в реальном смысле есть искушение относительно истины Слова, то есть учений Евангелий и добра Слова, искушение относительно добра в отличии от искушения относительно истины начинается только тогда, когда человек начинает переходить за уровень самолюбия в то, что называется милосердием или любовью к ближнему, через ощущение существования Бога как источника любви.
Искушение относительно истины неизбежно начинаются задолго до искушения относительно добра. Но если в человеке нет никакого естественного милосердия, ему будет труднее пройти через свои искушения относительно истины.
Истина должна сначала войти в человека и расти в нем прежде, чем он сможет изменить направление своей воли, прежде, чем сможет измениться его чувство того, что есть добро. Когда он начинает ощущать, что в него входит чувство настоящего добра - оба чувства будут чередоваться. Позже он будет чувствовать борьбу между новым добром и тем, что он прежде считал добром. Но к этому времени он должен быть в состоянии придерживаться истины, как бы мало ему это не удавалась относительно добра.
Человек в действительности находиться между двумя уровнями: нижним и верхним. И всякое реальное искушение начинается только тогда, когда дело происходит именно так: ибо нижний уровень привлекает его, и он должен найти дорогу между ними. В действительности он приподнимается немного и падает назад, как пьяный пытающийся встать с пола.
Но если искушение относительно добра действительно начинается, чем бы оно не закончилось, когда бы то ни было, он никогда не должен позволять неудаче или видимой неудаче воевать против истины, которой он придерживается. Если он допустит это, он будет терять какое-то количество ощущений истины с каждой неудачей. Что бы он ни делал, он должен придерживаться истины, которую он получил, и сохранять ее живой в себе.
*Третье искушение Христа
В третьем искушении Христа дьявол снова начинает словами «Если ты Сын Божий…» Необходимо понять, что Христос должен был бороться против самолюбия во всех его формах, против всех видов земной любви и всего, что происходит из них. Он должен был преодолеть всякое чувство самовластия, возникающего из человеческого уровня в Нем для того, чтобы подчинить его высшему уровню.
Искушение, в реальном смысле, связано с отношением низшего уровня в человеке к любому возможному более высокому уровню. Помните, что основной идеей Евангелий является то, что человек должен пройти от низшего к более высокому состоянию и что есть внутренняя эволюция или «второе рождение».
Поскольку Слово Божье есть учение о средствах необходимых для этой внутренней эволюции, все умственное искушение в Евангелиях относиться к личным мыслям человека об истине слова и истине ощущения, а все эмоциональное искушение относиться к самолюбию и любви к Богу.
Естественно имеются несоответствия между низшим и высшим уровнем, точно так же, как можно было бы сказать, что имеется несоответствие между семенем и растением. Мы могли бы сказать, что семя могло бы жить для себя и быть полно самолюбия или оно может отдать себя и свое своеволие на волю высших влияний, которые стремятся воздействовать на него так, что оно становиться в результате трансформации, растеньем.
Третье искушение дано в следующих словах Евангелия от Луки: «И он повел Его в Иерусалим и посадил Его на верхушке храма и сказал Ему: «Если ты Сын Божий, бросься отсюда, ибо написано Он даст своим ангелам приказ относительно тебя беречь тебя, своими руками они поддержат тебя, чтобы ты случайно не расшиб своих ног о камень. И Иисус отвечая ему сказал: «Сказано ты не должен искушать Господа Бога Твоего».
Это можно понять как то, что самолюбие неизбежно поклоняется только себе, поэтому оно может приписать и действительно приписывает божественность себе, т.е. низшее воображает, что оно высшее и таким образом искушает Бога. Оно не может чувствовать свое собственное ничтожество и поэтому раздувается до небес и тогда в опьянении от своей собственной «божественности», в безумии самообольщения оно может попытаться сделать невозможное и погубить себя.
В описаниях искушения дьяволом сказано, что Христос был ведом Духом в пустыню. В Ев. от Луки Христос был ведом Духом в пустыню в течение 40 дней, будучи искушаемым дьяволом. В Ев. от Марка выражение сильнее: «И тотчас Его Дух гонит в пустыню, и Он был в пустыне 40 дней искушаемый сатаной и Он был с дикими зверями». В Ев. от Матфея: «Тогда был Иисус ведом Духом в пустыню, чтобы быть искушаемым дьяволом».
Искушение в пустыне в каждом Евангелии, где они описаны, даны после крещения Иисуса Иоанном.
Кажется странным, что Христа должен вести к искушению именно тот самый Дух внутреннего озарения, которым Он был наполнен!
Но Христос учил, что человек должен родиться снова от Духа, и что без искушения нет трансформации.
Дух есть соединяющее средство, медиум между высшим и низшим. Человеческое в Христе должно было быть трансформировано и поднято до божественного уровня и поскольку Дух есть промежуточное, поднимающее низшее через серию трансформаций к высшему, задача Духа заключается в том, чтобы вести человека в «пустыню», нет, вернее, - в полную растерянность, подвергнуть его искушению всеми элементами так, чтобы всё, что бесполезно для его самоэволюции, осталось бы позади его, а всё, что может расти и понимать, было бы выдвинуто вперед.
Дьявол символизирует всё, что в человеке не может развиваться и всё, что не хочет развиваться, что ненавидит саму идею внутренней эволюции, всё что желает только злословить, неправильно понимать и поступать по-своему.
Человек, который стремиться к реальному внутреннему развитию, всё это должен постепенно оставить позади и не дать всему этому занимать первое место и управлять им. То есть порядок вещей в человеке должен измениться и то, что первое должно стать последним.
Поэтому в одном из описаний Христу надлежит сказать, и Он говорит дьяволу «Стань позади меня, сатана». То, что этот новый внутренний порядок в человеке, который вызывается искушением, не может появиться сразу, ясно из слов Евангелия от Луки, где сказано, что искушение Христа не закончились. Сказано: «Дьявол отошел от Него на некоторое время».
Andy_asp Искатель Истины
Обсуждения Идея искушения в Евангелиях