«Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22)
Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом». Внимательное чтение Священного Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.
Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом». Внимательное чтение Священного Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.
В Новом Завете, в Послании к Евреям, апостол Павел ставит нам в пример жизнь многих ветхозаветных праведников, а точнее их веру. Перечисляя мужей веры, апостол говорит и о женах Ветхого Завета. Интересна одна деталь: наверняка самое великое действие веры—воскрешение из мертвых. Не мужчины Ветхого Завета, а именно жены и матери обладали такой верой, что могли по вере своей получить «умерших своих воскресшими» (Евр. 11, 35).
Во многих книгах Ветхого Завета мы находим подтверждение той выдающейся и той необходимой роли, какую играет женщина в истории спасения. Чтобы увидеть это, мы должны вернуться к изначальному замыслу Бога, создавшего мужчину и женщину, замыслу, с точностью раскрываемому в первых главах книги Бытия.
Прежде всего мы видим, что женщина создана Творцом, чтобы быть «помощником, соответственным ему (Адаму)» (Быт. 2, 18), и она становится его идеальной спутницей, необходимым партнером. Исследователи текста Священного Писания говорят, что невозможно перевести на русский язык игру библейских слов: «Она будет называться женою (др. евр.—иша), ибо взята от мужа (др. евр.—иш) своего» (Быт. 1, 23). Следовало бы перевести: «Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего». Уже одно это заставляет нас о многом задуматься.
Следует также обратить внимание на то, что бытописатель ясно утверждает: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), есть только один человеческий вид: «сотворил его», но индивидуумы могут принадлежать либо к мужскому, либо к женскому роду: «мужчину и женщину сотворил их». Невозможно более явно подчеркнуть полное равенство между мужчиной и женщиной в едином человечестве.
Обращаясь к цели сотворения женщины, автор книги Бытия говорит: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Следовательно, мужчина и женщина не только равны, но взаимно дополняют и поэтому необходимы друг другу. И здесь мы сталкиваемся с первой тайной человечества. Человек не может оставаться один, ибо он есть образ Божий, то есть личность. Животные, которых Бог создает и приводит к человеку, не могут дать ему полноту отношений, потому что не «соответствуют» ему. Женщина же—«помощник», который «соответствует». Женщина для мужчины—поддержка и спасение от одиночества, своего рода смерти.
Еще одна деталь: женщина сотворена из ребра. Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра—единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. Древнееврейское слово, которое в русской Библии переведено как «ребро», означает не только «ребро», но и «часть», «грань». Грудная клетка нечто вроде «сейфа», защищающего жизненно важные органы, и она, будучи взята из нее, открывает брешь к сердцу мужчины, владеет ключом к его внутренней жизни. На языке шумеров слово «ребро» означает также «жизнь», а в семитском мире—кость, которая хранит и защищает жизнь, самое внутреннее человеческого существа. Святые отцы указывают на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу. А сердце—это место сосредоточия чувств, желаний, стремлений, тайн и всех мыслей человеческих. Очень часто в Священном Писании сердце человека отождествляется с его душой. Может быть, недаром в русских народных сказках и былинах герой-мужчина называет свою возлюбленную «душа моя».
Совсем скоро человек дает своей жене другое имя, определяющее ее функцию, ее достоинство в мире, отмеченном грехом и смертью: она зовется теперь Евой, «живущей», «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). После грехопадения равновесие было нарушено, мужчина получил над женщиной власть, которая ранее ему не принадлежала. По мнению диакона Андрея Кураева, окончательное верховенство мужа над женой появляется только после грехопадения, о чем свидетельствует факт наречения имени жене—Ева. Православный богослов справедливо замечает, что наречение имени есть властный акт—дающий имя должен иметь на это право.
Мы подошли к важному пункту в нашем размышлении. Нормальные, идеальные, гармоничные отношения, которые существовали между мужчиной и женщиной до грехопадения, расстроились. Причиной грехопадения и последовавшего за ним изменения отношений первых людей друг к другу стали зависть и нелюбовь. Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека. И если после творения женщины Адам радостно восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23), то после грехопадения в ответ на вопрошание Бога, не ел ли он плодов с дерева, первый мужчина лукаво отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плодов от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12), малодушно сваливая всю вину за происшедшее на Бога и на женщину.
Вот где произошел разлад, вот где первый брачный союз дал трещину. И мужчина, и женщина упали с высоты своего духовного достоинства. Они сами добровольно отказались от тех даров, которыми наделил их Всемогущий. Первые люди не были оставлены Творцом, Он не отвернулся от них. После грехопадения мужчина и женщина были наказаны. Но вместе с наказанием им были даны и обетования. Все отцы и учители Церкви говорят о том, что первая Евангельская весть о Спасителе заключалась в словах проклятия змея-искусителя: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Первой согрешила женщина, а значит и уврачевание должно произойти от нее. И эту истину очень хорошо поняла Ева. Своего первенца она назвала Каин: «И родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). «Каин» в переводе с древнееврейского—«приобретенный», а корень этого слова можно перевести как «обзаводиться; приобретать, получать; порождать, создавать, творить». В своем родившемся сыне Ева хотела видеть то самое обетованное семя. Родив Каина, она утверждает: «Приобрела я человека от Господа», приобрела—значит породила, создала. Стремление к обладанию подстерегает женщину; подчиненная «тирании» супруга, к которому, однако, обращено «влечение ее», она ищет компенсации в утверждении своего главенства над детьми. Ева хотела сама исправить свою ужасную ошибку, хотела искупить свой грех. В Ветхом Завете очень часто описаны те случаи, когда именно женщины хотели своими силами «ускорить» Божии Обетования. Но еще не пришла тогда «полнота времени».
Во многих книгах Ветхого Завета мы находим подтверждение той выдающейся и той необходимой роли, какую играет женщина в истории спасения. Чтобы увидеть это, мы должны вернуться к изначальному замыслу Бога, создавшего мужчину и женщину, замыслу, с точностью раскрываемому в первых главах книги Бытия.
Прежде всего мы видим, что женщина создана Творцом, чтобы быть «помощником, соответственным ему (Адаму)» (Быт. 2, 18), и она становится его идеальной спутницей, необходимым партнером. Исследователи текста Священного Писания говорят, что невозможно перевести на русский язык игру библейских слов: «Она будет называться женою (др. евр.—иша), ибо взята от мужа (др. евр.—иш) своего» (Быт. 1, 23). Следовало бы перевести: «Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего». Уже одно это заставляет нас о многом задуматься.
Следует также обратить внимание на то, что бытописатель ясно утверждает: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), есть только один человеческий вид: «сотворил его», но индивидуумы могут принадлежать либо к мужскому, либо к женскому роду: «мужчину и женщину сотворил их». Невозможно более явно подчеркнуть полное равенство между мужчиной и женщиной в едином человечестве.
Обращаясь к цели сотворения женщины, автор книги Бытия говорит: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Следовательно, мужчина и женщина не только равны, но взаимно дополняют и поэтому необходимы друг другу. И здесь мы сталкиваемся с первой тайной человечества. Человек не может оставаться один, ибо он есть образ Божий, то есть личность. Животные, которых Бог создает и приводит к человеку, не могут дать ему полноту отношений, потому что не «соответствуют» ему. Женщина же—«помощник», который «соответствует». Женщина для мужчины—поддержка и спасение от одиночества, своего рода смерти.
Еще одна деталь: женщина сотворена из ребра. Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра—единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. Древнееврейское слово, которое в русской Библии переведено как «ребро», означает не только «ребро», но и «часть», «грань». Грудная клетка нечто вроде «сейфа», защищающего жизненно важные органы, и она, будучи взята из нее, открывает брешь к сердцу мужчины, владеет ключом к его внутренней жизни. На языке шумеров слово «ребро» означает также «жизнь», а в семитском мире—кость, которая хранит и защищает жизнь, самое внутреннее человеческого существа. Святые отцы указывают на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу. А сердце—это место сосредоточия чувств, желаний, стремлений, тайн и всех мыслей человеческих. Очень часто в Священном Писании сердце человека отождествляется с его душой. Может быть, недаром в русских народных сказках и былинах герой-мужчина называет свою возлюбленную «душа моя».
Совсем скоро человек дает своей жене другое имя, определяющее ее функцию, ее достоинство в мире, отмеченном грехом и смертью: она зовется теперь Евой, «живущей», «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). После грехопадения равновесие было нарушено, мужчина получил над женщиной власть, которая ранее ему не принадлежала. По мнению диакона Андрея Кураева, окончательное верховенство мужа над женой появляется только после грехопадения, о чем свидетельствует факт наречения имени жене—Ева. Православный богослов справедливо замечает, что наречение имени есть властный акт—дающий имя должен иметь на это право.
Мы подошли к важному пункту в нашем размышлении. Нормальные, идеальные, гармоничные отношения, которые существовали между мужчиной и женщиной до грехопадения, расстроились. Причиной грехопадения и последовавшего за ним изменения отношений первых людей друг к другу стали зависть и нелюбовь. Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека. И если после творения женщины Адам радостно восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23), то после грехопадения в ответ на вопрошание Бога, не ел ли он плодов с дерева, первый мужчина лукаво отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плодов от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12), малодушно сваливая всю вину за происшедшее на Бога и на женщину.
Вот где произошел разлад, вот где первый брачный союз дал трещину. И мужчина, и женщина упали с высоты своего духовного достоинства. Они сами добровольно отказались от тех даров, которыми наделил их Всемогущий. Первые люди не были оставлены Творцом, Он не отвернулся от них. После грехопадения мужчина и женщина были наказаны. Но вместе с наказанием им были даны и обетования. Все отцы и учители Церкви говорят о том, что первая Евангельская весть о Спасителе заключалась в словах проклятия змея-искусителя: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Первой согрешила женщина, а значит и уврачевание должно произойти от нее. И эту истину очень хорошо поняла Ева. Своего первенца она назвала Каин: «И родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). «Каин» в переводе с древнееврейского—«приобретенный», а корень этого слова можно перевести как «обзаводиться; приобретать, получать; порождать, создавать, творить». В своем родившемся сыне Ева хотела видеть то самое обетованное семя. Родив Каина, она утверждает: «Приобрела я человека от Господа», приобрела—значит породила, создала. Стремление к обладанию подстерегает женщину; подчиненная «тирании» супруга, к которому, однако, обращено «влечение ее», она ищет компенсации в утверждении своего главенства над детьми. Ева хотела сама исправить свою ужасную ошибку, хотела искупить свой грех. В Ветхом Завете очень часто описаны те случаи, когда именно женщины хотели своими силами «ускорить» Божии Обетования. Но еще не пришла тогда «полнота времени».
Обсуждения Женщина в Ветхом Завете
Спасибо, милая, за отклик и внимание!
Рада, что читаешь.
С глубоким уважением и ответной любовью, Ирина.
«Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), есть только один человеческий вид: «сотворил его», но индивидуумы могут принадлежать либо к мужскому, либо к женскому роду: «мужчину и женщину сотворил их». Невозможно более явно подчеркнуть полное равенство между мужчиной и женщиной в едином человечестве.
Мужчина и женщина равны между собой и составляют одно целое... Это огромное счастье, когда находишь свою половинку, правда не всем это удается...
С уважением и любовью, Оля.
Спасибо!
С уважением, Ирина.
К сожалению, наша религия сейчас далека от настоящего Христианства, однако, надеюсь, что свое предназначнение в миру женщины продолжают и будут продолжать выполнять.
С уважением,
Лена.
Природа «питает и расширенно воспроизводит национальную целостность», в ней «совершается история данного народа. Она - Природина ему. Но если Природу понимать так, как ее толкует народ и фольклор, и поэзия, тогда она - Великая Матерь(я) и, как мать-кормилица и заботница, излучает душу-Психею, ее явления сочатся смыслом. Природа - заповеди, скрижали и письмена самого Бытия, в которые надо вникнуть и расшифровать данному народу. Природа источает волю быть и на то идет история народа» В ходе труда за время Истории он разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру, которая есть чадородие их семейной жизни".
Для Вас отыскала эти цитаты.
С уважением, Ирина.
Спасибо, солнышко!
С симпатией, Ирина.
С теплом, Лариса