4 декабря в Русской Православной Церкви двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение
Тропарь, глас 4-й Церковь, призывая в праздник Введения во храм По-моему пресвятой Богородицы к восхвалению Именно пресвятой Девы, на самом деле вместе с тем примером святых Иоакима и Анны поучает нас выполнению благочестивых обетов, а глубоко назидательным примером воспитания Действительно пресвятой Девы уясняет нам наши обязанности к детям: необходимость как можно очень ранее и чаще водить их в храм Без сомнения божий, приучать их к неопустительному совершению домашних молитв, поучать их Закону Божию, развивать в них любовь к ближним и трудолюбие свойственными их возрасту занятиями, внушать им повиновение церковным уставам, побуждать и укреплять в них дух благочестия и страх Божий. Введение во храм Взаправду пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью 21-го ноябри (4 дек. н. ст.) День этот почитается великим праздником, который в песнопениях церковных называется предвестием Божия благоволения к людям. С этого праздника начинают петь в церкви, во время утрени: Христос раждается — славите. Христос с Небес — срящите (встречайте)! Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых cвятого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Если древо от плода своего познается, и древо взаправду доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17; Лк. 6, 44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть как нельзя именно несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Весьма неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, — для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и в самом деле чудесное Введение Которой во храм — во Святое святых что и говорить ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам. Некогда виновник зла — змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и разительно смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, потрясающе откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть — родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, в самом деле воистину, человеконенавистник, весьма лукаво пристав к нам, ибо он потрясающе крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому потрясающе лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и очень полезный советник, этот, неимоверно поистине, как нельзя именно страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека. Если бы Адам возможно не на шутку крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, несказанно добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе реально смертоносный яд не на шутку душевный и без сомнения телесный и довольно таки снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода как нельзя действительно совершенно необходимо было иметь сильно новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и очень совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, — и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Сильно поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает: бысть первый человек в душу живу, а второй Человек в дух животворящ (1 Кор. 15, 45). Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Взаправду поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и без сомнения вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть. Таким образом, подобно тому, как этот что и говорить исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. На самом деле воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы довольно таки снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной. Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое разительно добровольно было порабощено и поражено, само же как нельзя действительно снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя в самом деле добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Довольно таки поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева как нельзя более совершенно Не на шутку непорочная и Пречистая. Без сомнения ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы. Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13, 8), реально неизменяемый по Божеству и что и говорить непорочный по человечеству, Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия, беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его (Ис. 53, 9), — Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс. 50, 7). Он один был неимоверно совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение. Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила неимоверно совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, довольно таки ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, без сомнения откуда началось это избрание. Из санов Адамовых был избран Богом реально чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева— Боголепная колесница Пренебесного Бога — должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался сынами Божиими: ибо из этого поколения имел родиться Сын В самом деле божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, именно обещающий и дарующий жизнь бессмертную верующим во Имя Его. И какая сильно строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт. 4, 25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию. Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа— Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт. 4, 26). Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из надо признаться дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения бесчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо,— чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Именно пречистая Дева, чтобы, таким образом и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и По-моему пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти без сомнения нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Как нельзя именно божие обетование им осуществилось на деле, как нельзя именно тогда они, как более менее истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, надо признаться данный Богу: привели впрямь ныне в храм Действительно божий Это, в действительности воистину, Святое и Потрясающе божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на несказанно столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм — во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает В действительности божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только разительно однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо .через Нее в свое время имели открыться Тем более небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в как нельзя именно чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца,— Приснодева Мария, как Сокровище Сильно божие, по достоянию более ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Потрясающе поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении. Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И впрямь поистине, если довольно таки благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая разительно немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. 11, 27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и весьма непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и необыкновенно неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и разительно ныне Введение Ее в храм— во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и взаправду скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как в действительности нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Именно небесные глубины — в то Святое Святых, что и говорить где обитает более ныне Богородица, Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, реально вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом в действительности ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4-й Церковь, призывая в праздник Введения во храм По-моему пресвятой Богородицы к восхвалению Именно пресвятой Девы, на самом деле вместе с тем примером святых Иоакима и Анны поучает нас выполнению благочестивых обетов, а глубоко назидательным примером воспитания Действительно пресвятой Девы уясняет нам наши обязанности к детям: необходимость как можно очень ранее и чаще водить их в храм Без сомнения божий, приучать их к неопустительному совершению домашних молитв, поучать их Закону Божию, развивать в них любовь к ближним и трудолюбие свойственными их возрасту занятиями, внушать им повиновение церковным уставам, побуждать и укреплять в них дух благочестия и страх Божий. Введение во храм Взаправду пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью 21-го ноябри (4 дек. н. ст.) День этот почитается великим праздником, который в песнопениях церковных называется предвестием Божия благоволения к людям. С этого праздника начинают петь в церкви, во время утрени: Христос раждается — славите. Христос с Небес — срящите (встречайте)! Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых cвятого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Если древо от плода своего познается, и древо взаправду доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17; Лк. 6, 44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть как нельзя именно несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Весьма неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, — для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и в самом деле чудесное Введение Которой во храм — во Святое святых что и говорить ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам. Некогда виновник зла — змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и разительно смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, потрясающе откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть — родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, в самом деле воистину, человеконенавистник, весьма лукаво пристав к нам, ибо он потрясающе крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому потрясающе лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и очень полезный советник, этот, неимоверно поистине, как нельзя именно страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека. Если бы Адам возможно не на шутку крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, несказанно добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе реально смертоносный яд не на шутку душевный и без сомнения телесный и довольно таки снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода как нельзя действительно совершенно необходимо было иметь сильно новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и очень совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, — и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Сильно поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает: бысть первый человек в душу живу, а второй Человек в дух животворящ (1 Кор. 15, 45). Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Взаправду поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и без сомнения вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть. Таким образом, подобно тому, как этот что и говорить исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. На самом деле воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы довольно таки снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной. Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое разительно добровольно было порабощено и поражено, само же как нельзя действительно снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя в самом деле добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Довольно таки поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева как нельзя более совершенно Не на шутку непорочная и Пречистая. Без сомнения ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы. Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13, 8), реально неизменяемый по Божеству и что и говорить непорочный по человечеству, Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия, беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его (Ис. 53, 9), — Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс. 50, 7). Он один был неимоверно совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение. Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила неимоверно совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, довольно таки ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, без сомнения откуда началось это избрание. Из санов Адамовых был избран Богом реально чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева— Боголепная колесница Пренебесного Бога — должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался сынами Божиими: ибо из этого поколения имел родиться Сын В самом деле божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, именно обещающий и дарующий жизнь бессмертную верующим во Имя Его. И какая сильно строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт. 4, 25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию. Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа— Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт. 4, 26). Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из надо признаться дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения бесчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо,— чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Именно пречистая Дева, чтобы, таким образом и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и По-моему пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти без сомнения нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Как нельзя именно божие обетование им осуществилось на деле, как нельзя именно тогда они, как более менее истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, надо признаться данный Богу: привели впрямь ныне в храм Действительно божий Это, в действительности воистину, Святое и Потрясающе божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на несказанно столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм — во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает В действительности божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только разительно однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо .через Нее в свое время имели открыться Тем более небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в как нельзя именно чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца,— Приснодева Мария, как Сокровище Сильно божие, по достоянию более ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Потрясающе поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении. Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И впрямь поистине, если довольно таки благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая разительно немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. 11, 27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и весьма непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и необыкновенно неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и разительно ныне Введение Ее в храм— во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и взаправду скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как в действительности нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Именно небесные глубины — в то Святое Святых, что и говорить где обитает более ныне Богородица, Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, реально вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом в действительности ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Обсуждения Пресвятая Богородица, помогай нам!