1. И Нагаш1 - жар алчного (харум) внутреннего желания, первоначальное притяжение - был влекущая страсть элементарной жизни, внутренний принцип Природы, творение Иеoa. Эта лукавая Страсть нагаш, сказал Айша, волевому свойству Адама: Почему Иeoa повелел вам питаться не от всякой субстанции органической сферы?
2. И волевое свойство, айша, отвечало этому огненному алчному желанию, нагаш: мы можем без опасности питаться субстанциональными плодами органической области.
3. Но что касается плода той субстанции, которая в центре этой органической окружности; то Иeoa сказал нам: не питайтесь ничем от нее, чтобы не пропиталась ею душа ваша; не делайте этого, иначе вы неизбежно умрете.
4. Тогда Нагаш, первоначальное самотяготение, возразил: нет, это не значит, что смертью вы неизбежно умрете (мот).
5. Потому что Иeoa Элоим, зная, что в тот день, когда вы станете питаться от этой субстанции, откроются глаза ваши к свету2; и Он опасается, чтобы вы не сделались такими же как Он, познав добро и зло.
6. Айша, волевое свойство Адама, рассудив, что эта элементарная субстанция превосходна и желательна как для вкуса так и для зрения, и приятно льстила ее надеждой сделать человеческий разум универсальным (лаашекил3): Айша сорвала плод и питалась им, и с намерением дала своему разумному принципу, Айш, с которым она была тесно связана; и он также питался этой субстанцией.
7. И сразу открылись глаза их обоих; И они узнали, что были лишены света хируммим4 и силы, и открыты действию затемняющего огненного принципа хур5, и омрачилась6 ясность их взаимной скорбью, трауром и смущением; и они сделали ce6e временные одежды.
8. И они услышали голос Иeoa Элоим, звучаний как дневное (открытое, воспринимаемое) духовное дыхание, разносящееся по всем направлениям (митегалек7) органической окружности. Всемирный Адам скрылся от зрения Иeoa, вместе со своим волевым качеством, в центре самой субстанции органической сферы.
9. Но Иeoa Элоим сделал себя слышным Адаму, и сказал ему: куда привела тебя твоя воля (Айкаг'8)?
10. И Адам отвечал: я услышал голос Твой в этой окружности и вида, что я лишен чистоты и силы, и открыт в моем омрачающем принципа, то я и скрылся.
11. И Элоим сказал: кто сообщил тебе, что ты лишен этого? Ты узнал это, потому что ты питался тою субстанцией, вкусить что-либо от которой я запретил тебе.
12. И Aдам ответил еще: Айша, Воля9 которую Ты дал МНЕ, чтобы быть моей спутницей, эта воля направила меня к этой элементарной субстанции, и я питался ею.
13. Тогда Иeoa Элоим сказал волевому свойству, Айша: почему ты это сделала? И Айша отвечала: Нагаш, эта лукавая страсть, вызвала во мне беспорядочное пылкое желание гешиани10): и я питалась.
14. И Иeoa, Существо Существ, сказал первой природе страстного самовлечения (нагаш): так как ты причинил это, то ты будешь проклинаемая страсть животного царства и жизни всей элементарной природы; сообразно своей лукавой извивающейся склонности (гегонка11) ты будешь действовать низменно, и элементарными испарениями (хафар12) будешь питаться во все моменты твоего существования.
15. Я установлю естественную глубокую антипатию между тобой, алчная бурная страсть (нагаш), и между волею человека (айша); между плодами твоих деяний и ее деяний; ее деяния будут обуздывать и осаживать (шуф13) в тебе принцип зла (реш14), а твои ДЕЯНИЯ поражать в ней последствия ее вины.
16. И обращаясь к Айша, Иeoa сказал ей: Я умножу число физических затруднений (хитцебун15) всякого рода, препятствующих исполнению твоих желаний, увеличивая в тоже время число твоих умственных концепций и запросов, которые ты должна породить. В трудах и страданиях дашь ты бытие твоим произведениям (телди баним16) и к твоему интеллектуальному принципу (айш) влечете (шук17) по склонности твоей, и он будет господствовать (мошол18) над тобою и выражаться тобою.
17. И человеку универсальному, Адаму, сказал Он: а так как ты послушался голоса воли твоей (айша) и питался от субстанции, от которой я запретил тебе вкусить; то проклят будет адамический элемент (адамаг') - одинаковый по своей природе и подобный тебе - по отношению к тебе; с тоскою вынужден ты будешь питаться произведениями этого элемента во все моменты твоего существования19.
18. Некультурные, беспорядочные и грубые (коц вдареддар20) произведения будут произрастать для тебя21; и будешь питаться колючими и сухими плодами (хашеб22) элементарной природы.
19. Ты будешь питаться ими в постоянном возбуждены ума и страхе за будущее (безехат) во все время до воссоединения (шуб) твоего с элементом адамическим одной с тобою природы и подобным природе и подобным тебе; ибо ты был извлечен из этого элемента (адамаг), и ты - духовная его эманация; а потому и должен быть восстановлен в эту духовную эманацию.
20. Тогда универсальный Адам определил своему волевому свойству, Айша, имя Хева23, существование элементарное, по той причине, что она (Айша) сделалась началом всего того, что составляет это существование.
21. И сделал Иeoa Элоим Адаму и его интеллектуальной спутнице как бы род телесных оболочек (китенот хор24), для защиты, в которые и облек их с заботливостью.
22. И сказал Иeoa Элоим: вот Адам, человек универсальный, стал подобен одному из нас через знание добра и зла. Но чтобы он не протянул руку и не овладел субстанциональным принципом жизней (мехец га гаим25) и не питался бы от него, и стал жить в состоянии, в котором он пребывал - в бесконечности времени;
23. Иeoa, Существо Существ, изолировал его от органической сферы временной чувственности, чтобы Адам заботливо служил, обрабатывал этот адамический элемент (адамаг'), из которого он был взят.
24. И удалил Адама из этой временной и чувственной сферы, и поселил в ней принцип из предшествовавшей вечности времен (микедем26), принцип, имя которому Керубим, подобный бесчисленным легионам и вооруженный раскаленною истребительною огненной силой, (г'ереб) пребывающей непрестанно в вихревом движении, чтобы охранять путь к элементарной субстанции жизней.
Примечания переводчика:
Во второй части книги читатель найдет толкование коренных слов древнееврейского языка, где это толкование изложено с необходимою полнотою; в выносках же я все таки считаю полезным давать краткое объяснение некоторых важнейших терминов, как напр. Нагаш. Слово гошек - тьма и нагаш имеют один и тот же корень гш, значение которого = внутренний жар, централизованный огонь, волнуемый бурным движением и кот., образуя напряжение, стремится расширяться ради достижения того, что составляет предмет его пылкого желания. В данном случае было желание познания добра и зла.
Внефексгу = будут открыты для света, для света интеллектуального, т. е. для разума. Корень этого слова куг' - усилие, направленное к чему-нибудь, разумение. Читатель не должен упускать из виду, что творение происходит в сферах нравственной и интеллектуальной.
Производное от глагола шекол = действие универсализации разума, стремление к совершенствованию, к законченности, к полноте вещей.
Хируммим и харум (ст. 1 этой гл.) имеют один и тот же корень хур, заключающий идею жара, бурного огня, как в собствен., так и в переносном смысле (огонь страстей). Этот корень образован из слова Аур и приставки X. Аур = световая элементальная эссенция. Приставка Х совершенно изменяет значение Аур - световое действие спокойное; хаур, или по сокращению хур, -буйная страсть; первое - движение гармоничное, второе - движение беспорядочное, слепое. В изменении корня хур в хир и заключается тайна раскрытия духовного зрения (разумения) той перемены, кот. произошла в состоянии человека. Сделать ясным это для читателя, незнакомого с древнееврейским языком, почти невозможно. И потому читатель, кот. внимательно следит за ходом мысли, только в логическом описании инволюции найдет ключ к пониманию космогонии.
Этот мрачный огненный принцип хур существовал потенциально в человеке, но не был проявлен, и чел. не сознавал его. Пoсле падения его этот принцип, вырвавшись наружу, затемнил человека и стал для него сознателен; понятие это стало выражаться словом хир. Ср. Историю инволюции по "Тайному Учению" Блаватской: погружение человека в ментальное состояние, ради развития разума.
Ваитеферу = и они породили из себя, сгустили, этот омрачающий принцип. Здесь говорится об инволюции Духа в худшее состояние, кот. и образовало новую оболочку, как бы одежду. (Ср. "Основ. астр. = Волны жизни").
Это сложное слово заключает в ce6е два понятия: движениe приближающееся и движение удаляющееся. Слова "скрылся от Иeoa" следует понимать: оставался глух к внутр. голосу.
Айкаг состоит из двух понятий: 1) воля, желание, склонность и 2) предмет склонности и стремлений.
Адам, чел. универсальный, не мог оставаться, по своему волевому свойству, одной природы с Элоим; а следовательно пребывать в необходимой зависимости в ущерб своей индивидуальности. Воля, данная ему Творцом, делала его сущностью индивидуальной; и эта воля, Айша, в творческих целях, направила его действия к тому, чтобы приобрести познание, Опыт, в добре и зле. Так совершается инволюция и эволюция.
Производное от глагола шуа = идея беспорядка и пустоты в мыслях: умопомрачение шуа, ша обращенное аш.
Твоя склонность, т. е. склонность твоей эгоистической страсти, свойственной элементарному существованию.
Хафар = эфирные испарения, огненные духи, огненное стремительное возбуждение и проистекающее из него действие. Здесь я опять должен повторить, что духовные состояния, действия и образы символизированы в их материальн. соотношениях.
Действовать от поверхности к центру, централизовать. Глагол шуф заключает в себе два понятия: движение относительное и движение внутреннее.
реш = принцип, начало; в некоторых частных случаях это - принцип, и источник зла.
Это слово состоит из двух корней хец и цеб:хец (см. гл. II ст. 9) = вегетативная субстанция, это - та и мистическая субстанция, пользование которой запрещено интеллектуальному человеку; это - субстанция чувственная, телесная, эмблема всего того, что противоположно духовному; эмблема всего чисто психического, по терминологии современных оккультистов - астрального, чувственного. Цеб = идея того, что является, как препятствие, вздымается как гнев, останавливает, препятствует.
Ты породишь произведения духовные, нравственные и интеллектуальные сознательного творящего существа.
Шук = движение, склонность воли к подчинению разуму. Обращаю внимание читателя на то, что в процессе творчества Айш (разум) и Айша (воля) были пробуждены у спящего сознанием ветхого Адама одновременно, и пот. должны бы быть равносильны и гармоничны, но воля ради приобретения опыта (познание добра и зла), увлекла разум в деяние, результатом которого явилась индивидуальность.
Такое проявление воли поставило ее под власть и господство разума, всякое решение которого воля д. приводит в дейcтвиe.
Адамаг = элемент чувственный; ПОСЛЕ проклятия человек видел и слышал, и вообще чувствовал; но перевести восприятия чувств в ясное, отчетливое понимание, он не был в возможности, т. к. разум в этом состоянии был бесплоден произвести плодотворную мысль и принять мудрое решение.
Коц = произведения раздирающие, страдательные: дареддар = произведения грубые, некультурные, беспорядочные как въ материальн., так и в духовном смысле.
т. е. ты будешь воспринимать чувствами грубую материальность, но духовный смысл будет для тебя потерян.
Корень аш = элементарный огненный принцип вещей, в частности - огонь.
Хева - элементарное существование. Айша - воля человека, побудила чистую духовную сущность Адама нарушить закон, ради познания добра и зла; результатом этого было погружение в большую материальность и появление элементар. существования. (Ср. "Свет Египта'' герметич. конституция чел. - о воле и разуме. III изд. стр. 95.
Китенот -- как бы телесность. Это слово заключает в ce6е понятие уплотнения, прибавки субстанции. Xop = защита. Духовные сущности облеклись в более плотную телесность, чтобы лучше противостоять внешним влияниям. Воля облеченная в духовное ТЕЛО (Св. Ег. стр. 95), после падения д. была облечься еще и в астральное.
Естественная субстанция жизней. Корень слова Мехец - Хец (гл II ст. 9), что значит - субстанция растительная, она заключает идею силы, дающей рост, накопление. Здесь внимательный читатель найдет связь с силами органическими, действующими в человеке.
Микедем-извлеченный из предшествующих времен; т. о. что принцип этот есть, не достигшее еще совершенства, духовное состояню коллективной сущности, поселенной в ган Эден. (Основы астролот стр. 5 и 6). Гереб--огонь истребительный, яростная огненная сила.
3. Но что касается плода той субстанции, которая в центре этой органической окружности; то Иeoa сказал нам: не питайтесь ничем от нее, чтобы не пропиталась ею душа ваша; не делайте этого, иначе вы неизбежно умрете.
4. Тогда Нагаш, первоначальное самотяготение, возразил: нет, это не значит, что смертью вы неизбежно умрете (мот).
5. Потому что Иeoa Элоим, зная, что в тот день, когда вы станете питаться от этой субстанции, откроются глаза ваши к свету2; и Он опасается, чтобы вы не сделались такими же как Он, познав добро и зло.
6. Айша, волевое свойство Адама, рассудив, что эта элементарная субстанция превосходна и желательна как для вкуса так и для зрения, и приятно льстила ее надеждой сделать человеческий разум универсальным (лаашекил3): Айша сорвала плод и питалась им, и с намерением дала своему разумному принципу, Айш, с которым она была тесно связана; и он также питался этой субстанцией.
7. И сразу открылись глаза их обоих; И они узнали, что были лишены света хируммим4 и силы, и открыты действию затемняющего огненного принципа хур5, и омрачилась6 ясность их взаимной скорбью, трауром и смущением; и они сделали ce6e временные одежды.
8. И они услышали голос Иeoa Элоим, звучаний как дневное (открытое, воспринимаемое) духовное дыхание, разносящееся по всем направлениям (митегалек7) органической окружности. Всемирный Адам скрылся от зрения Иeoa, вместе со своим волевым качеством, в центре самой субстанции органической сферы.
9. Но Иeoa Элоим сделал себя слышным Адаму, и сказал ему: куда привела тебя твоя воля (Айкаг'8)?
10. И Адам отвечал: я услышал голос Твой в этой окружности и вида, что я лишен чистоты и силы, и открыт в моем омрачающем принципа, то я и скрылся.
11. И Элоим сказал: кто сообщил тебе, что ты лишен этого? Ты узнал это, потому что ты питался тою субстанцией, вкусить что-либо от которой я запретил тебе.
12. И Aдам ответил еще: Айша, Воля9 которую Ты дал МНЕ, чтобы быть моей спутницей, эта воля направила меня к этой элементарной субстанции, и я питался ею.
13. Тогда Иeoa Элоим сказал волевому свойству, Айша: почему ты это сделала? И Айша отвечала: Нагаш, эта лукавая страсть, вызвала во мне беспорядочное пылкое желание гешиани10): и я питалась.
14. И Иeoa, Существо Существ, сказал первой природе страстного самовлечения (нагаш): так как ты причинил это, то ты будешь проклинаемая страсть животного царства и жизни всей элементарной природы; сообразно своей лукавой извивающейся склонности (гегонка11) ты будешь действовать низменно, и элементарными испарениями (хафар12) будешь питаться во все моменты твоего существования.
15. Я установлю естественную глубокую антипатию между тобой, алчная бурная страсть (нагаш), и между волею человека (айша); между плодами твоих деяний и ее деяний; ее деяния будут обуздывать и осаживать (шуф13) в тебе принцип зла (реш14), а твои ДЕЯНИЯ поражать в ней последствия ее вины.
16. И обращаясь к Айша, Иeoa сказал ей: Я умножу число физических затруднений (хитцебун15) всякого рода, препятствующих исполнению твоих желаний, увеличивая в тоже время число твоих умственных концепций и запросов, которые ты должна породить. В трудах и страданиях дашь ты бытие твоим произведениям (телди баним16) и к твоему интеллектуальному принципу (айш) влечете (шук17) по склонности твоей, и он будет господствовать (мошол18) над тобою и выражаться тобою.
17. И человеку универсальному, Адаму, сказал Он: а так как ты послушался голоса воли твоей (айша) и питался от субстанции, от которой я запретил тебе вкусить; то проклят будет адамический элемент (адамаг') - одинаковый по своей природе и подобный тебе - по отношению к тебе; с тоскою вынужден ты будешь питаться произведениями этого элемента во все моменты твоего существования19.
18. Некультурные, беспорядочные и грубые (коц вдареддар20) произведения будут произрастать для тебя21; и будешь питаться колючими и сухими плодами (хашеб22) элементарной природы.
19. Ты будешь питаться ими в постоянном возбуждены ума и страхе за будущее (безехат) во все время до воссоединения (шуб) твоего с элементом адамическим одной с тобою природы и подобным природе и подобным тебе; ибо ты был извлечен из этого элемента (адамаг), и ты - духовная его эманация; а потому и должен быть восстановлен в эту духовную эманацию.
20. Тогда универсальный Адам определил своему волевому свойству, Айша, имя Хева23, существование элементарное, по той причине, что она (Айша) сделалась началом всего того, что составляет это существование.
21. И сделал Иeoa Элоим Адаму и его интеллектуальной спутнице как бы род телесных оболочек (китенот хор24), для защиты, в которые и облек их с заботливостью.
22. И сказал Иeoa Элоим: вот Адам, человек универсальный, стал подобен одному из нас через знание добра и зла. Но чтобы он не протянул руку и не овладел субстанциональным принципом жизней (мехец га гаим25) и не питался бы от него, и стал жить в состоянии, в котором он пребывал - в бесконечности времени;
23. Иeoa, Существо Существ, изолировал его от органической сферы временной чувственности, чтобы Адам заботливо служил, обрабатывал этот адамический элемент (адамаг'), из которого он был взят.
24. И удалил Адама из этой временной и чувственной сферы, и поселил в ней принцип из предшествовавшей вечности времен (микедем26), принцип, имя которому Керубим, подобный бесчисленным легионам и вооруженный раскаленною истребительною огненной силой, (г'ереб) пребывающей непрестанно в вихревом движении, чтобы охранять путь к элементарной субстанции жизней.
Примечания переводчика:
Во второй части книги читатель найдет толкование коренных слов древнееврейского языка, где это толкование изложено с необходимою полнотою; в выносках же я все таки считаю полезным давать краткое объяснение некоторых важнейших терминов, как напр. Нагаш. Слово гошек - тьма и нагаш имеют один и тот же корень гш, значение которого = внутренний жар, централизованный огонь, волнуемый бурным движением и кот., образуя напряжение, стремится расширяться ради достижения того, что составляет предмет его пылкого желания. В данном случае было желание познания добра и зла.
Внефексгу = будут открыты для света, для света интеллектуального, т. е. для разума. Корень этого слова куг' - усилие, направленное к чему-нибудь, разумение. Читатель не должен упускать из виду, что творение происходит в сферах нравственной и интеллектуальной.
Производное от глагола шекол = действие универсализации разума, стремление к совершенствованию, к законченности, к полноте вещей.
Хируммим и харум (ст. 1 этой гл.) имеют один и тот же корень хур, заключающий идею жара, бурного огня, как в собствен., так и в переносном смысле (огонь страстей). Этот корень образован из слова Аур и приставки X. Аур = световая элементальная эссенция. Приставка Х совершенно изменяет значение Аур - световое действие спокойное; хаур, или по сокращению хур, -буйная страсть; первое - движение гармоничное, второе - движение беспорядочное, слепое. В изменении корня хур в хир и заключается тайна раскрытия духовного зрения (разумения) той перемены, кот. произошла в состоянии человека. Сделать ясным это для читателя, незнакомого с древнееврейским языком, почти невозможно. И потому читатель, кот. внимательно следит за ходом мысли, только в логическом описании инволюции найдет ключ к пониманию космогонии.
Этот мрачный огненный принцип хур существовал потенциально в человеке, но не был проявлен, и чел. не сознавал его. Пoсле падения его этот принцип, вырвавшись наружу, затемнил человека и стал для него сознателен; понятие это стало выражаться словом хир. Ср. Историю инволюции по "Тайному Учению" Блаватской: погружение человека в ментальное состояние, ради развития разума.
Ваитеферу = и они породили из себя, сгустили, этот омрачающий принцип. Здесь говорится об инволюции Духа в худшее состояние, кот. и образовало новую оболочку, как бы одежду. (Ср. "Основ. астр. = Волны жизни").
Это сложное слово заключает в ce6е два понятия: движениe приближающееся и движение удаляющееся. Слова "скрылся от Иeoa" следует понимать: оставался глух к внутр. голосу.
Айкаг состоит из двух понятий: 1) воля, желание, склонность и 2) предмет склонности и стремлений.
Адам, чел. универсальный, не мог оставаться, по своему волевому свойству, одной природы с Элоим; а следовательно пребывать в необходимой зависимости в ущерб своей индивидуальности. Воля, данная ему Творцом, делала его сущностью индивидуальной; и эта воля, Айша, в творческих целях, направила его действия к тому, чтобы приобрести познание, Опыт, в добре и зле. Так совершается инволюция и эволюция.
Производное от глагола шуа = идея беспорядка и пустоты в мыслях: умопомрачение шуа, ша обращенное аш.
Твоя склонность, т. е. склонность твоей эгоистической страсти, свойственной элементарному существованию.
Хафар = эфирные испарения, огненные духи, огненное стремительное возбуждение и проистекающее из него действие. Здесь я опять должен повторить, что духовные состояния, действия и образы символизированы в их материальн. соотношениях.
Действовать от поверхности к центру, централизовать. Глагол шуф заключает в себе два понятия: движение относительное и движение внутреннее.
реш = принцип, начало; в некоторых частных случаях это - принцип, и источник зла.
Это слово состоит из двух корней хец и цеб:хец (см. гл. II ст. 9) = вегетативная субстанция, это - та и мистическая субстанция, пользование которой запрещено интеллектуальному человеку; это - субстанция чувственная, телесная, эмблема всего того, что противоположно духовному; эмблема всего чисто психического, по терминологии современных оккультистов - астрального, чувственного. Цеб = идея того, что является, как препятствие, вздымается как гнев, останавливает, препятствует.
Ты породишь произведения духовные, нравственные и интеллектуальные сознательного творящего существа.
Шук = движение, склонность воли к подчинению разуму. Обращаю внимание читателя на то, что в процессе творчества Айш (разум) и Айша (воля) были пробуждены у спящего сознанием ветхого Адама одновременно, и пот. должны бы быть равносильны и гармоничны, но воля ради приобретения опыта (познание добра и зла), увлекла разум в деяние, результатом которого явилась индивидуальность.
Такое проявление воли поставило ее под власть и господство разума, всякое решение которого воля д. приводит в дейcтвиe.
Адамаг = элемент чувственный; ПОСЛЕ проклятия человек видел и слышал, и вообще чувствовал; но перевести восприятия чувств в ясное, отчетливое понимание, он не был в возможности, т. к. разум в этом состоянии был бесплоден произвести плодотворную мысль и принять мудрое решение.
Коц = произведения раздирающие, страдательные: дареддар = произведения грубые, некультурные, беспорядочные как въ материальн., так и в духовном смысле.
т. е. ты будешь воспринимать чувствами грубую материальность, но духовный смысл будет для тебя потерян.
Корень аш = элементарный огненный принцип вещей, в частности - огонь.
Хева - элементарное существование. Айша - воля человека, побудила чистую духовную сущность Адама нарушить закон, ради познания добра и зла; результатом этого было погружение в большую материальность и появление элементар. существования. (Ср. "Свет Египта'' герметич. конституция чел. - о воле и разуме. III изд. стр. 95.
Китенот -- как бы телесность. Это слово заключает в ce6е понятие уплотнения, прибавки субстанции. Xop = защита. Духовные сущности облеклись в более плотную телесность, чтобы лучше противостоять внешним влияниям. Воля облеченная в духовное ТЕЛО (Св. Ег. стр. 95), после падения д. была облечься еще и в астральное.
Естественная субстанция жизней. Корень слова Мехец - Хец (гл II ст. 9), что значит - субстанция растительная, она заключает идею силы, дающей рост, накопление. Здесь внимательный читатель найдет связь с силами органическими, действующими в человеке.
Микедем-извлеченный из предшествующих времен; т. о. что принцип этот есть, не достигшее еще совершенства, духовное состояню коллективной сущности, поселенной в ган Эден. (Основы астролот стр. 5 и 6). Гереб--огонь истребительный, яростная огненная сила.
Обсуждения Глава III. Извлечение