«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве».
«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве». Мудрецы: «Исраэль не вернется на свою землю, пока не будут все в едином братстве». Следует понять, как единство Исраэля связано с избавлением.
«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве». Мудрецы: «Исраэль не вернется на свою землю, пока не будут все в едином братстве». Следует понять, как единство Исраэля связано с избавлением.
Начнем с вопроса Авраама: «Как я буду знать?..» [1] А Творец ответил ему: «Ибо пришельцами будут потомки твои… А затем выйдут с великим достоянием» [2]. Трудно понять, как это отвечает на вопрос Авраама? Следует понять всю суть этого творения, в котором человек так страдает. Зачем это мне? Разве не мог Творец насладить Свои творения без всего этого?
Однако сказано в книгах, что души не могут получить доброе вознаграждение, ради которого Творец создал их и мир, пока у них не будет кли (сосуда), готового к получению. Такого кли человек добивается лишь посредством усилий и бремени по выполнению заповедей вследствие нажима и войн со злым началом, с многочисленными препятствиями и заботами. Эти муки и усилия в Торе и заповедях придают душе кли, чтобы она стала готова к получению всех наслаждений и благ, ради которых Творец создал все творения.
Отсюда понятно высказывание Мишны: «По страданию – платеж». Оно означает, что вознаграждение измеряется мерой страдания. И на первый взгляд, трудно понять, как страдание человека связано с его вознаграждением?
Но из сказанного хорошо понятно, что страдания и усилия, приготовленные в мире, нужны лишь для того, чтобы найти кли, которое получит доброе вознаграждение за усилия в Торе и заповедях. И само собой, чем больше страдания человека в Торе и заповедях, тем больше его кли, уже готовое получить максимальное вознаграждение.
Теперь понятен ответ Творца на вопрос Авраама: «Как я буду знать?..» Вопрос Авраама был вызван тем, что он видел в духе святости величину доброго вознаграждения, которое придет к Исраэлю благодаря наследованию земли. Ведь всё выполнение заповедей зависит от земли. И вопросил Авраам: «Как я буду знать, что унаследую ее?» То есть откуда я буду знать, что сыновья Израиля сумеют удостоиться столь большого вознаграждения? Откуда у них возьмутся большие келим, которые будут достойны этого чудесного получения?
И на это ответил ему Творец: «Пришельцами будут потомки твои… И будут рабами, и будут их угнетать четыреста лет…» И тогда будут у них большие усилия в Торе и заповедях. Авраам понял, что таким образом они, безусловно, получат большие сосуды получения, и этот ответ полностью удовлетворил его.
Отсюда следует, что нужна большая подготовка к наследованию земли, потому что вся чудесная сила Торы и заповедей зависит от нее и с ее посредством мы удостаиваемся всего изобилия и блага, которые замыслил Творец для всех душ Израиля, прежде чем сотворил их. И потому удивился Авраам, не понимая, откуда они возьмут столь большие сосуды получения, чтобы удостоиться освящения земли, – пока Творец не сказал ему, что усилия в Торе и заповедях в египетском изгнании подготовят их в этих больших келим, и они станут достойны Святой земли.
И спросил об этом: «Это касается занимающихся Торой. А что делать тем, кто занимается делами мира и вовсе не готов заниматься Торой? Как им раздобыть эти сосуды?»
Ответ дан в вышеупомянутом Мидраше: Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве. Ведь общность Израиля – это поистине одно тело, и у каждого органа своя особая роль. Например, голова производит рассудочные расчеты, а руки действуют и обслуживают голову. Голове не требуется работать самой, у нее нет в этом необходимости, потому что ее обслуживают руки. А рукам не нужно думать о том, как работать, потому что головы для этого полностью достаточно.
Поэтому если сыновья Израиля станут единым братством, как одно тело, в котором работники, являющиеся руками, будут обслуживать голову, тогда усилия и страдания тех, кто ведет дела Торы и работы, покроют нужды работников. Отсюда хорошо понятны слова Мидраша о едином братстве, и придет в Сион избавитель…
Однако сказано в книгах, что души не могут получить доброе вознаграждение, ради которого Творец создал их и мир, пока у них не будет кли (сосуда), готового к получению. Такого кли человек добивается лишь посредством усилий и бремени по выполнению заповедей вследствие нажима и войн со злым началом, с многочисленными препятствиями и заботами. Эти муки и усилия в Торе и заповедях придают душе кли, чтобы она стала готова к получению всех наслаждений и благ, ради которых Творец создал все творения.
Отсюда понятно высказывание Мишны: «По страданию – платеж». Оно означает, что вознаграждение измеряется мерой страдания. И на первый взгляд, трудно понять, как страдание человека связано с его вознаграждением?
Но из сказанного хорошо понятно, что страдания и усилия, приготовленные в мире, нужны лишь для того, чтобы найти кли, которое получит доброе вознаграждение за усилия в Торе и заповедях. И само собой, чем больше страдания человека в Торе и заповедях, тем больше его кли, уже готовое получить максимальное вознаграждение.
Теперь понятен ответ Творца на вопрос Авраама: «Как я буду знать?..» Вопрос Авраама был вызван тем, что он видел в духе святости величину доброго вознаграждения, которое придет к Исраэлю благодаря наследованию земли. Ведь всё выполнение заповедей зависит от земли. И вопросил Авраам: «Как я буду знать, что унаследую ее?» То есть откуда я буду знать, что сыновья Израиля сумеют удостоиться столь большого вознаграждения? Откуда у них возьмутся большие келим, которые будут достойны этого чудесного получения?
И на это ответил ему Творец: «Пришельцами будут потомки твои… И будут рабами, и будут их угнетать четыреста лет…» И тогда будут у них большие усилия в Торе и заповедях. Авраам понял, что таким образом они, безусловно, получат большие сосуды получения, и этот ответ полностью удовлетворил его.
Отсюда следует, что нужна большая подготовка к наследованию земли, потому что вся чудесная сила Торы и заповедей зависит от нее и с ее посредством мы удостаиваемся всего изобилия и блага, которые замыслил Творец для всех душ Израиля, прежде чем сотворил их. И потому удивился Авраам, не понимая, откуда они возьмут столь большие сосуды получения, чтобы удостоиться освящения земли, – пока Творец не сказал ему, что усилия в Торе и заповедях в египетском изгнании подготовят их в этих больших келим, и они станут достойны Святой земли.
И спросил об этом: «Это касается занимающихся Торой. А что делать тем, кто занимается делами мира и вовсе не готов заниматься Торой? Как им раздобыть эти сосуды?»
Ответ дан в вышеупомянутом Мидраше: Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве. Ведь общность Израиля – это поистине одно тело, и у каждого органа своя особая роль. Например, голова производит рассудочные расчеты, а руки действуют и обслуживают голову. Голове не требуется работать самой, у нее нет в этом необходимости, потому что ее обслуживают руки. А рукам не нужно думать о том, как работать, потому что головы для этого полностью достаточно.
Поэтому если сыновья Израиля станут единым братством, как одно тело, в котором работники, являющиеся руками, будут обслуживать голову, тогда усилия и страдания тех, кто ведет дела Торы и работы, покроют нужды работников. Отсюда хорошо понятны слова Мидраша о едином братстве, и придет в Сион избавитель…
Обсуждения Наследование земли