79. Какое живое существо можно назвать обусловленным? Прежде всего это то живое существо, которое находится под влиянием Иллюзорной энергии Бога. Под влиянием этой энергии находятся как люди, занятые материальной деятельностью, как и животный мир. Человек, испытывая воздействие этой энергии Бога, принимает за себя как свое тело, так и свой ум и разум, не видит, как в нем работают многочислен¬ные энергии Бога, управляя им и развивая его. Не самоуглубляясь в себя, не прислушиваясь к своей духовной сущности, он становится всецело зависимым от своих чувств, таких, как гнев, зависть, жадность, радость, милосердие, и т.д., считая себя причиной и источником этих чувств и таким образом усугубляя свое обусловленное состояние. Но эта зависимость предопределена Богом, и есть необходимые вожжи, через которые Бог управляет живым существом, ведя его к духовному развитию. Обусловленное состояние живое существо испытывает как изнутри, так и извне. Наделенный материальным телом и материальными чувствами, он вынужден принимать условия материального мира, как жизненно важные для себя до тех пор, пока не отделит в своем сознании свою духовную сущность от материального мира, пока не вырастит из пеленок материального мира и не перестанет наслаждаться всем, что ум ему здесь предлагает через материальные чувства; находясь в этом состоянии, человек принимает условия материального мира, которые сводятся к проигрыванию тех или иных ролей, обусловленных кармической деятельностью, как своей, так и других людей. Человек берет за основу свое я, свой ум и видит причину как в себе, так и в окружающей его материальной природе. Будучи обусловленном, он также, несомненно, не знает изначальной причины всего и в своем уме, подчиненном иллюзорной энергии Бога, не видит, Кто на самом деле за всем стоит и Кто правит миром. В зависимости от ступени развития живого существа иллюзорная энергия влияет на его сознание через три качества, гуны материальной природы, непременно всегда сопутствующие материальной природе в мате¬риальном мире. Это гуна невежества, гуна страсти и гуна благости. Это состояние природы, т.е. тройственное проявление природы на самом деле имеют место как в самом живом существе, так и вне его. Каждый испытывает в наибольшей степени влияние той гуны природы, которая ему наиболее соответствует в зависимости от той ступени духовного самоосознания, на которой он находится в данный период. Если в человеке доминирует невежество, то он и привлекается более невежеством в материальном мире, нежели гуной страсти и благости и т.д. Но сказать, что человек может находиться под влиянием только одной гуны - невозможно. Каждый испытывает влияние всех трех качеств. Проигрывая иллюзорные роли, человек жизнь за жизнью достигает тот необходимый опыт, знания и качества, которые позволяют переходить на более высокую ступень развития, от низших гун к высшей. Находясь в зависимости от трех гун материальной природы, как необходимого условия преодоления оков материального мира, человек находится в зависимости, т.е. обусловлен также двойственностью мате¬риального мира, порождаемой иллюзорной энергией Бога: счастье и страдание, слава и бесславие, богатство и бедность, успех и невезение, благоприятное и неблагоприятное... Но зависимость от иллюзорной энергии Бога убывает с ростом духовного совершенства человека, что невозможно без религиозного пути, без преданного служения, поклонения Богу, предания себя Богу и умение все связывать с Богом, Его Планом и Волей, без постоянного помятования о Боге, видения в Нем цели и смысла жизни.
Также непременно следует осознавать себя духовной сущностью, частицей
Бога, изначально и всегда связанной с Богом и находящей в Нем свое
убежище и защиту, и знать свое истинное положение, как слуги Бога.
Такое живое существо не сможет воспринимать материальный мир и все,
что связано с ним, но будет устраняться и уходить от него, как и отторгаться им. А это уже есть начало того конца, который завершит зависимость от иллюзорной энергии Бога, а вместе с тем и круг рождений и смертей в колесе сансары. Обусловленное же живое существо все связывает не с Богом, но с материальными знаниями, отношениями, бытием, постигая духовные знания через суету, мирскую нравственность и культуру, науку, видя в этом причину всех причин и потому находясь в жесткой зависимости от окружающих ее других живых существ, чуть ли не обожествляя их, видя в них источники как своих успехов, так и страданий, приписывая им и таланты и достижения и потому почитая их, и так все более и более связывая себя ненужными отношениями и погружа¬ясь в кармические долги, ибо всякий, кто не видит Истинной Причины всего, Творца - непременно греховен и этой греховностью обусловлен, т.е. связан. Такие люди не знают доподлинно цели и смысла своей жизни и устремляются все к более и более изощренным удовлетворениям чувств и запутываются в материальной греховной деятельности. Они всегда на поводу многочисленных желаний, всегда пребывают в гневе, зависти, страхе. Не знал истинной Ведущей Руки, всегда склонны к ошибкам и сомнениям. Находясь в постоянных поисках ответов на свои вопросы, они без Бога никогда не могут быть удовлетворены. Они пишут тома книг, которые в большей степени уводят от истины, чем ведут к ней, ибо, пренебрегая религиозными знаниями и откровениями, они, несовершенные и самоуверенные, как и духовно ленивые, как и надменные, пытаясь наставлять тем, что изначально не полно и не истинно поскольку чисто материально, на самом деле ставят новые и новые вопросы и никак не в состоянии проникнуть в ту суть, добраться до самого ядра знаний, которые бы все и каждому окончательно разъяснили и все расставили бы по своим местам, дабы человек мог вздохнуть свободно от своих же и чужих домыслов, все понять в своей жизни, определиться и достичь ну какой-нибудь, но в себе мир и удовлетворение, как и решить извечный вопрос о смысле жизни и о своем предназначении, как и понять цель и смысл земной суеты. Здесь можно было бы наставлять не переставая. Но увы. И это не так или не совсем так. Но… и книги нужны и поиски нужны, и вопросы нужны, на которые нет пока ответов. Но так то, что есть. А есть обусловленность материального мира с его материальными законами и обусловленными материальными живыми существами, которые, просеиваясь именно через это решето зависимостей и условностей и могут извлекать и из двойственности материального мира, и из зависимости от гун материальной природы, и из всевозможных других проявлений иллюзорных Божественных энергий свою истинную свободу по крупицам, входя в материальные игры, наслаждаясь материальными отношениями, набивая тленным углы квартир, извлекая опыт, пресыщаясь наслаждением чувств, уставая и вновь устремляясь в поиски истины и только так ее находя, шаг за шагом, жизнь за жизнью, через все свои труды, все свои способности и таланты, через книги, науку, все виды творчества, будучи обусловленным и не видящими эту обусловленность в упор, ибо она естественна, упорядочивает, охраняет, подсказывает, дает выжить миллиардам живых существ, каждому давая его, и от каждого требуя необходимое. В чем проявляется обусловленность? Не счесть ее уз. Это – поведение, семья, отношения, еда, долги, отдых, работа, веселье… Все имеет рамки, все оговорено, все есть нормы, все есть нравственность, все дает свои следствия, все требует свои причины и основания. Обусловленность жива на каждом шагу, без нее ни вправо, ни в лево, ни вверх, ни вниз. Здесь надо сказать, здесь надо одеть, здесь надо предупредить, здесь надо спросить, здесь надо встретить, здесь надо отказать, здесь надо заменить, здесь надо исследовать, здесь надо преумножить, здесь… И все ради друг друга, ради людей, и хорошее и плохое, и все ради себя, детей и пр. Все связано с ними, с их мнениями, требованиями, с их законами, с их правилами, с их нормами… И так будет для неверующего. И это есть его жизнь, и это есть его свобода, и это есть его зависимость, и это есть его обусловленность, и это есть данная каждому Богом необходимость и возможность выжит и развиваться. И потому этот материальный мир обусловлен, ибо другой формы жизни и общения и направляющих развития для живого существа нет. Но нет до тех пор, пока живое существо нерелигиозно или слабо религиозно. Но преданный, вручивший себя Богу, освобождается от всех подобных связей, все посвящая Богу и видя Его Единственной Причиной всему. Он попадает автоматически, даже будучи на Земле, совершенно в другие условия, где перестает метаться из стороны в сторону, пытаясь удовлетворить чувства других, пытаясь понравиться, угодить, уговорить, выпросить, оправдать, осудить, избежать и пр., но удовлетворяет только чувства Бога, тем находя свою Вечную и реальную защиту, как и мир в себе, как и свободу от мнений и связей, как и удовлетворение, как и ответы на все вопросы. Но, а идущие следом также не смогут уклониться от этого пути, но в свое время, через свой опыт и через свои непременно страдания. Поэтому обусловленные люди, как частицы Бога, будучи любознательными, долго мытарятся, страдают и ищут пока, ведомые Богом, не изберут с Богом единственно верный путь - путь к
освобождению из иллюзорных цепей материального мира, ибо только в Боге
они всецело и удовлетворятся и насладятся теми знаниями, которые,
как совершенные, дадут ответы на любые вопросы, как материальные, так и
духовные. Эти знания - Сам Нектар, они величественны и истинны. В них
душа свободна и спокойна, и бесстрашна. Только в этих знаниях она близка к Богу. Такая душа становится в Боге самодостаточной и независима ни от мнений других людей, ни от обстоятельств, ни от других проявлений иллюзорной энергий Бога. Такая душа уходит от страданий и никогда вновь не возвращается к ним. Она также теряет интерес к материальному миру и ко всему, что связано с ним. Она становится естественно-отрешенной. Ее не прельщает ни слава, ни власть, ни благосостояние, ни почести или даже уважение других, ни другие условности ее видимого благополучия. Она неприхотлива, свободна от непременного удовлетворения чувств, довольствуется малым, терпелива, неизменна, благочестива, прибывает в знаниях и непременно занята религиозной деятельностью. В ней нет самоуверенности, но есть твердый ум, в ней нет ложного эго, но есть осознание своего истинного положения, она не склонна осуждать, но указывает на недостатки материального мира с целью разбудить тех, кто уже по качествам готов, и повести за собой, она не насилует волю, но ведет собственным примером. Достичь освобождения невозможно только одним пониманием, что это лучшее положение для живого существа. Освобождение - это прежде всего путь, это длительный процесс развития живого существа, как неосознанный, так и, начиная с некоторой ступени, осознанный, и включает в себя ряд осознанных жизней, посвященных служению Богу Кришне. Только сотрудничая с Богом, ведя аскетический образ жизни, преданно служа Богу, зная точно в себе Мнение Бога, видя Его везде и во всем, все связывая с Ним, постигая духовные знания как из духовных писаний, так и изнутри, развивая в себе Божетсвенное сознание, поклоняясь Богу, посещая непременно храм, проповедуя, следуя наставлениям духовных учителей, все посвящая Богу, постоянно вкушая прасад, видя в нем Милость Бога и будучи твердым умом в этом направлении, человек, ведомый Богом, непременно достигнет освобождение, т.е. перестает быть обусловленным материальным миром.
Но следует отметить, что полного освобождения от иллюзорной энергии Бога достичь невозможно. И даже оставляя материальную вселенную, живое существо и на духовном плане остается зависимым и ведом иллюзорной энергией Бога, т.е. в духовном мире живое существо испытывает тройственное влияние качеств невежества, страсти и благости, которые являются также движущей силой на пути духовного развития на духовном плане и определяют ступень развития живого существа, т.е. живые существа и за пределами этой вселенной разнятся ступенью совершенства и вызывают удовлетворение или неудовлетворение чувств Бога, что также является для них движущей причиной. Однако падения никогда не происходит, и такое неравное положение в развитии живых и естественно и понятно, поскольку как человеческое общество на Земле пополняется из животного мира более слабыми живыми существами, так и духовный план пополняется живыми существами из материальных планет среднего уровня. И те и другие идут вперед и всегда найдутся те, кто следует за ними и найдутся те, кто впереди и те, кто далеко впереди.
80. Не следует упрекать материалистов тем, что их умы поглощены мирской литературой. Нет ни одного преданного, который бы не прошел чрез это и
и нет никого, кто был бы застрахован от этого пути в будущем. Один Бог знает доподлинно, что в миру мы не добрали и как это восполнить. Здесь может быть использована и мирская литература и наука и искусство и любой путь и любая религия. Также хорошо продвинутый преданный должен понимать, что все, каким бы далеким от истины оно не казалось, дается человеку Самим Богом, от Бога интерес, направление мысли, цель, пусть даже иллюзорная. И не взяв эти знания, человек не сможет стать даже другом преданных. И маленькие и большие ступени на пути к Богу есть необходимость и материалист будет прав если резко остановит слишком навязчивого преданного, желающего одним махом изменить его путь и цель. Все в миру развивает: и мирская литература и тяжелый труд, и даже устремление к удовлетворению чувств, пусть и чрезмерное. Бог ни одну жизнь готовит мирских писателей, музыкантов, композиторов... и через них на мирском языке несет в души духовные семена и Один знает, когда они прорастут и соединятся с религиозным мышлением. Но все в свое время. Поэтому на все надо смотреть, как на План Бога. А это - свято. Разве нет истины в тех мирских знаниях и опыте, данных человеку Богом, через которые объяснены и применяются многие законы природы? Разве с помощью этих знаний человек не заглянул в глубь ядра? не создал ракеты? Разве не божественные знания традиционной медицины позволяют человеку спасать других людей? Разве не Бог дает глубоко неверующим откровения, приоткрывая тайны вселенной? Для чего? чтоб развить сознание людей в целом, углубить и расширить понимание, насладиться и знанием и пониманием своего, пусть ложного величия перед природой. Именно эта самость и является ведущей на первых порах и к развитию живого существа и к Богу. Многие люди еще подобны ребенку, который, учась ходить, вырывает руку из рук родителя и непременно сам желает делать первые шаги. Поэтому Бог как бы удаляется. Но приходит время и живое существо дорастает до того уровня, когда готово на открытый диалог с Отцом и то, что брал самостоятельно, готов и пересмотреть с Ним, и сотрудничать.
81. И в комментариях к духовным писаниям и в разговоре между собой многие преданные утверждают, что на духовном плане живое существо получает духовное тело подобное телу Бога. Хотелось бы сказать, что ни к каким телам никакой формы Бог не привязан, но может являться в той форме тела, которая наиболее приемлема для живого существа. Но в какой бы форме Бог Кришна не являл себя, оно настолько совершенно, что не может быть сколько-нибудь сравнимо с духовным телом живого существа в духовном плане, ни по форме, ни по великолепию. Поэтому такое утверждение о подобии тела Бога и живого существа в духовном мире является ложным и следует рассматривать, как оскорбление Бога.
82. Иногда, желая предупредить греховных материалистичных людей, преданные утверждают, что за свою деятельность они будут рождены среди животных и форма тела и форма жизни позволит им удовлетворять на сколько позволит тело свои низменные чувства и вожделения.
Такое рождение они представляют как деградацию, наказание или предупреж¬дение за греховную деятельность. Но надо знать, как на такое рождение смотрит Сам Бог. Любое воплощение в любом теле как бы с человеческой точки зрения ни казалась падением, наказанием, унизительным и невероят¬ным, на самом деле есть только движение вперед и Божественная цель -развитие, приобретение нового опыта, использование новых возможностей и непременно новое осмысление даже в животной форме жизни. Более того, аскетизм животных, страдания в животном мире, искушения и соблазны, болезни и преодоления таковы, что мудрец не отклонится от таких рождений но будет просить Бога о них, ибо продвижение значительное и часто куда быстрее происходит нежели в теле человека. Вообще надо стоять на тех позициях в своем понимании, что все, что ни делает Бог, непременно и во благо и свято. Человек не должен кичиться своей формой тела и пониманием, как и разумностью. Что бы он делал, если бы ни животные его воплощения? Откуда бы взял терпение, смирение, активность, выносливость, неприхотливость, умение преодолевать, борьбу. И только в человеческом теле все это облагоражива¬ется и через религию направляется в нужное русло. Но без этой "низшей" ступени - никак. Поэтому преданный Бога Кришны конечно может предупре¬дить и для кого-то это будет действенно, но сам, воистину, не бояться и точно знать, что все - только на пользу. Также для многих такое рождение бывает не более, как для отдыха, ибо очень часто люди просто устают от человеческой очень напряженной формы жизни, и Бог дает им рождение среди породистых собак или кошек, или среди слонов, обезьян, птиц, дельфинов. Поэтому и приходится наблюдать часто проявление разумности тех, кого мы считаем ниже себя, но проходит время и они вновь рождаются среди людей, не только отдохнувшими, но и преобретя качества, которые им будут в помощь.
83. Можно ли утверждать, что Бхагавад-Гита есть полное изложение ведической мудрости? Только нет. Она дает основы преданного служения, но подменить собою, скажем, Источник Вечного Наслаждения или Шримад Бхагаватам – никак. Надо понимать, что и сами Веды, даже включая в себя Великие сокровенные знания, не содержат в себе полные знания, но нуждаются в дополнении. Более того, некоторые знания должны быть забыты поскольку уже сыграли свою роль и не могут более привнести необходимое в сознание, а напротив, мешают дальнейшему духовному развитию человека. Более подробно это будет показано в новых комментариях к Бхагавад-Гите, данных непосредственно Богом Кришной через ту, которая пишет. В этой связи Бхагавад-Гита, давая духовные знания и руководства , не может служить для современного человека достаточно полным учебником для духовного совершенства, тем не менее, правильно прокомментированная Бхагавад-Гита непременно даст достаточно ценные и полные указания, которые можно практически использовать на пути духовного развития. Именно эти указания, наставления и комментарии должны в этом тысячелетии быть взяты за основу и рассматриваться, как авторитетное знание, данное Самим Богом Кришной.
84.В противовес иным мнениям следует знать, что Век Кали значительно больше подходит для самоосознания, чем Сатья-юга, Трета-юга и Двапара-юга. В Кали-югу человек обладает сравнительно высоким интеллектом, разумен, достаточно трудолюбив, вынослив. Только в Кали-югу существует столько соблазнов, препятствий, возможностей удовлетворить чувства... Только эта эпоха позволяет разумному утвердиться в преданном служении, преодолевая достойные преграды на каждом шагу, контролируя свои чувства, ум и разум. Вообще, все юги созданы Богом так, что они соответствуют уровню развития человечества в целом на данный период, никому не дают послаблений и опасаться не следует.
85.В духовном мире не только присутствуют вечность, знание и блаженство.
Такое понимание не полное и не точное. Более того, такое понимание
несовершенно и не соответствует Истине. Такое понимание можно назвать
также иллюзорным и рассчитанным на умы, претендующие на безделие. В духовном мире также непременно присутствует труд (и физический, и духовный), обучение, разные ступени духовного самоосознания, неприменное общение с Богом, служение Богу, также испытывают живые существа влияние Божественных иллюзорных энергий, есть чувства зависти, гордыни, печали, радости, успеха, а также гнева и неприязни... хотя и в своей духовное мере и в связи с вечным несовершенством живого существа (но допуситимые на духовном плане). Все эти энергии понимаются как данные Богом и способствуют духовному развитию, преодолению и помогают входить в определенные отношения , которые, развиваясь, преодолевают ступени духовного невежества, пристрастий и благости в невежестве. Знание присутствует только в развитии и в результате духовной практики, и вследствие преданного служения Богу. Само блаженство пронизывает все Духовное Бытие только как следствие общения с Богом и как результат наслаждения Его качествами, и на фоне блаженства непременный присутствует труд и испытание живыми существами порою достаточно сложных энергий Бога, таких, как неудовлетворение, Божественный Гнев или, напротив, Милость. На духовном плане есть также понимание времени, прошлого, настоящего и будущего, есть понимание опыта, извлеченных уроков, наказания, необходимости, ответственности. И это и многое другое связано здесь только с Богом, с Его Мнением, Волей и с удовлетворением Его чувств. И нет ни одного желания у живого существа, которое бы не было связано с Богом и удовлетворением Его чувств. И нет понимания, что можно жить здесь иначе. Все посвящено Богу, управляемо Им, Наслаждаемо Им, и исходит от Него. Здесь это осознают все и абсолютно видят свою извечную связь с Богом. Все трудятся ради Бога, зная в себе совершенно точно Его Волю и в за¬висимости от своей ступени исполняя ее в той или иной форме, на том или ином уровне. Здесь все действуют, как неотъемлемые частицы Бога, посте¬пенно поднимаясь по ступени своего развития, т.е. все более и более совершенно выполняя Волю Бога. Этот труд направлен как на развитие материального мира, так и на развитие духовного бытия и саморазвития в Боге.
86. Конечно, можно ругать материалистов, за устремление постоянно
удовлетворять свои чувства, но это надо делать осторожно. Преданный
должен хорошо понимать, что все происходит по плану Бога и удовлетворение
чувств несет в себе и ряд других целей, которые в конечном итоге направлены на достижение совершенства, даже минуя сознание человека. Устрем¬ляясь удовлетворить чувства человек: отдыхает, очень часто это предшест¬вует смене энергии, которая должна воздействовать на человека, иногда это кармическое поощрение, иногда изощренное удовлетворение чувств дает усталость и нежелание удовлетворяться такого рода наслаждениями, отказ от наслаждений, желание удовлетворить чувства развивает и мыслительный процесс, приводит к поискам и новым открытиям в материальном мире и способствует прогрессу, развитию человечества в целом, иногда человек из-за стремления удовлетворить чувства ввергается в греховную деятель¬ность, что влечет за собою наказание и очищение и т.д. Вообще, развитие духовности живого существа, когда оно еще идет по этому пути неосознанно, невозможно без участия материальных чувств и стремления к их удовлетво¬рению. Путь развития живого существа - процесс медленный, большей частью материальный и полностью управляемый Богом.
87.Многие полагают, что став на путь преданного служения в этой жизни,
человек непременно очень скоро завершит круг сансары. Но на самом деле,
чтобы достичь духовный план человек должен идти путем преданного
служения ни одну жизнь, но по крайней мере жизней пять, причем не
подряд. В промежуточных воплощениях он может быть и неверующим, и
состоять в разных религиозных конфессиях, а также рождаться среди
животных, набирая необходимый опыт, знания, и соответственно качества.
88.В Шримад-Бхагаватам достаточно много вымысла, сказочных и нереальных
образов. Но это Писание изложено так, чтобы на фоне такого изложения
человек извлек для себя основы преданного служения и поклонения Верховной
Личности Бога, такие, как: смирение, преклонение перед духовным
учителем, твердость ума, аскетизм, непривязанность к внешним объектам,
сосредоточенность в себе, неизменность, бесстрашие, свобода от зависти,
независимость от трех гун материальной природы, милосердие, понятие о
жертвоприношении, йоге, а также многие и многие другие понимания,
которые только в такой форме легко запоминаются и становятся руководством
к практической деятельности. Изучающий Шримад-Бхагаватам неприменно
испытывает наслаждение и должен понимать, что эта благостная энергия Бога, сопровождающая читающего, дается Самим Богом в процессе чтения и размышления всегда, как нектар, и способствует проникновению в духовные сокровенные знания, а также, несмотря на необходимый вымысел, дает и укрепляет Веру преданного.
89. Существует такое понимание среди преданных Бога Кришны, что живые существа с незапамятных времен, устремляясь к удовлетворению чувств, забыли о своих вечных отношениях с Богом и пали. Такое понимание неверно. На самом деле отношения с Богом у живого существа были, есть и будут оставаться всегда, но осознанными они могут быть только в теле человека. Никогда не было так, чтобы когда-то живое существо осознавало свои отно¬шения с Богом, а значит и вечное свое положение, а потом пало, упрости¬лось и ныне находится в забвении относительно своего истинного положения. Фактически, живое существо развивается, устремляясь только вперед, и в каждой последующей жизни не ниже себя же в предыдущей жизни. Все и непременно идут от низших форм сознания к высшим, как в животном мире, так и в теле человека. Что касается удовлетворения чувств, то только неофит, едва начавший свой осознанный духовный путь, может увидеть в удовлетворении чувств средство, уводящее от Бога.
На самом деле Сам Бог дает чувства, управляет чувствами, дает желания, что чрезвычайно необхо¬димо для развития интереса, привязанности к жизни, для борьбы за удовлетворение чувств, что является в начале и середине пути и развиваю¬щим и углубляющим моментом в сознании живого существа, позволяя ему достаточно активно участвовать в нелегком жизненном процессе, без которо¬го немыслимо духовное развитие на пути к духовному совершенству. Удовлетворение чувств - это и отдых живого существа и награда, своеобраз¬ная передышка перед очередными трудностями и непременно страданиями. Удовлетворение чувств - это и цель живого существа, устремляясь к кото¬рой, оно несомненно приобретает новые и новые качества, даже в животном теле, на которых строится и новые желания, открываются новые цели и становятся возможными новые пути, ведущие прежде всего к духовному самоосознанию. Лишь в конце круговорота рождений и смертей следует осознанно отказываться средствами йоги от устремления к удовлетворению чувств, ибо они все же привязывают к материальному миру, как и являются на определенном этапе материального пути камнями преткновения. Но их не следует проклинать, ибо они даны Богом по Его Плану и только через них можно достичь то понимание, которое поставит на путь к духовному совершенству. Причем и усилия при отказе от удовлетворения чувств незначительны, ибо этот про¬цесс на самом деле автоматический и человек отказывается от того, из чего уже вырос, ибо Бог дал всем насладиться в материальном мире в огромной мере и самыми разными путями. Нет ни одного преданного, который не прошел путь вора, алкоголика, убийцы, путь богатств и нищеты, славы и бесславия, не наслаждал себя едой, интимными связями, не вел разгульный образ жизни, кто в полной мере не шел на поводу своих чувств и тем самым шаг за шагом, жизнь за жизнью изживал к ним, как и к объектам чувств, интерес и наконец вынес те качества, кото¬рые в себе и других теперь превозносит, считая их высоко-духовными и лично приобретенными. Но они - из материального мира, по Плану Бога, таким материальным и всеобъемлющим путем. И никогда, ни один не был выше себя сегодняшнего по своей духовной ступени, и никогда не падал и тем более никогда не забывал о своих вечных взаимоотношениях в Богом, поскольку все развивалось и достигалось. Ибо пришел к ним в своем понимании и своими качествами только теперь. И это каждому в свой час. И познав свое положение, никто и никогда его больше не забывает, ибо это происходит почти в конце и навсегда, и долее будет развиваться.
90.Можно ли назвать материальное существование живого существа
нездоровым состоянием живого существа? Любой, кто так мыслит, считает
такое мнение верным, увы, идет против мнения Самого Бога Кришны. Разве
можно упрекнуть ребенка в том, что он ребенок? Разве можно упрекнуть
старика в том, что он старик? Дерево в том, что оно дерево? Разве
каждое из этих состояний неестественно? Разве душа ребенка, старика,
дерева может что-либо предпринять, чтоб из этого состояния выйти, не
пройдя этот процесс, эту ступень своего развития? Разве хоть одно
качество, материальное или духовное, может проявиться, минуя этот путь?
Для чего тогда создан материальный мир Богом? Где тогда развиться и
проявиться чувствам и желаниям, которые и могут открыть на нужном
этапе дверь к осознанному пути? Разве Бог - несовершенен? Разве дела
Бога - несовершенны? И если сознание недоросло, чтобы положиться
всецело на авторитет Бога и Его дела, можешь ли ты, ругающий материальный мир и считающий его больным, считаться воистину преданным Бога Кришны? Наверно хватит, подчеркивая свое положение, ругать работу Бога. Ведь, материальный мир - и твоя колыбель и тех, кто рядом и всего
человечества. И только через него каждый познает Бога и воистину
приходит к Богу. Но преданный, мыслящий иначе, не может быть назван
милостливым и разумным, но в невежестве и будет ему дано походить по
этому материальному миру еще, чтобы увидеть его непреходящую ценность и
заодно добрать тех качеств, которых не хватает, чтобы быть мудрым и разумным, чтобы постичь Высоту Бога и понять Значимость Его труда, и чтоб только после этого заняться преданным служением и повести за собой.
91.Существует мнение, что в материальном мире люди задают друг другу
вопросы и, получая ответы, не могут удовлетвориться ими и только задавая вопросы о Боге и получая ответ они умиротворяются. На салом де¬ле и материальные ответы бывают исчерпывающими или нет и духовные ответы.
Все зависит от того, кто задал вопрос и кто на него ответил, все
зависит от ступени, на которой стоит как вопрошающий, так и отвечающий.
Надо хорошо понимать, что как на материальном плане, так и на духовном
развитие живых существ, людей идет только вверх и то, что сегодня
удовлетворяет, завтра рождает сомнения и новые вопросы и новые понимания.
Они в свою очередь становятся ступенькой к следующему пониманию. И этот
процесс вопросов идет по восходящей и плавно переходит из материального
пласта в духовный. Более того, вопросы в человеке через мысль задает
Сам Бог, обращает, акцентрирует внимание, работает с каждым как извне через материальный мир, так и изнутри, придает интерес, любознательность, оставляет и вновь обращается к вопросу, дает опыт СВОЙ и других. Это в равной степени относится и к преданным, которые также не МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ОТВЕТЫ О БОГЕ КРИШНЕ, ИБО ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАДАЮЩИЙ СЕГОДНЯ ВОПРОС ГОТОВИТСЯ ПОЛУЧИТЬ ЕГО В БУДУЩЕМ. НО КОГДА ПОНИМАНИЕ БУДЕТ ГОТОВЫМ И ОН ЕГО ПОЛУЧИТ, БУДЕТ ИЗНУТРИ ЗАДАН ЕЩЕ ВОПРОС И Т.Д. И НИКОГДА ЖИВОЕ СУЩЕСТВО В ЭТОМ ПУТИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НЕ ПОЛУЧАЕТ ОТВЕТЫ ИСЧЕРПЫВАЮЩИХ, И НИКОГДА ПОЛНОСТЬЮ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНО.
Также непременно следует осознавать себя духовной сущностью, частицей
Бога, изначально и всегда связанной с Богом и находящей в Нем свое
убежище и защиту, и знать свое истинное положение, как слуги Бога.
Такое живое существо не сможет воспринимать материальный мир и все,
что связано с ним, но будет устраняться и уходить от него, как и отторгаться им. А это уже есть начало того конца, который завершит зависимость от иллюзорной энергии Бога, а вместе с тем и круг рождений и смертей в колесе сансары. Обусловленное же живое существо все связывает не с Богом, но с материальными знаниями, отношениями, бытием, постигая духовные знания через суету, мирскую нравственность и культуру, науку, видя в этом причину всех причин и потому находясь в жесткой зависимости от окружающих ее других живых существ, чуть ли не обожествляя их, видя в них источники как своих успехов, так и страданий, приписывая им и таланты и достижения и потому почитая их, и так все более и более связывая себя ненужными отношениями и погружа¬ясь в кармические долги, ибо всякий, кто не видит Истинной Причины всего, Творца - непременно греховен и этой греховностью обусловлен, т.е. связан. Такие люди не знают доподлинно цели и смысла своей жизни и устремляются все к более и более изощренным удовлетворениям чувств и запутываются в материальной греховной деятельности. Они всегда на поводу многочисленных желаний, всегда пребывают в гневе, зависти, страхе. Не знал истинной Ведущей Руки, всегда склонны к ошибкам и сомнениям. Находясь в постоянных поисках ответов на свои вопросы, они без Бога никогда не могут быть удовлетворены. Они пишут тома книг, которые в большей степени уводят от истины, чем ведут к ней, ибо, пренебрегая религиозными знаниями и откровениями, они, несовершенные и самоуверенные, как и духовно ленивые, как и надменные, пытаясь наставлять тем, что изначально не полно и не истинно поскольку чисто материально, на самом деле ставят новые и новые вопросы и никак не в состоянии проникнуть в ту суть, добраться до самого ядра знаний, которые бы все и каждому окончательно разъяснили и все расставили бы по своим местам, дабы человек мог вздохнуть свободно от своих же и чужих домыслов, все понять в своей жизни, определиться и достичь ну какой-нибудь, но в себе мир и удовлетворение, как и решить извечный вопрос о смысле жизни и о своем предназначении, как и понять цель и смысл земной суеты. Здесь можно было бы наставлять не переставая. Но увы. И это не так или не совсем так. Но… и книги нужны и поиски нужны, и вопросы нужны, на которые нет пока ответов. Но так то, что есть. А есть обусловленность материального мира с его материальными законами и обусловленными материальными живыми существами, которые, просеиваясь именно через это решето зависимостей и условностей и могут извлекать и из двойственности материального мира, и из зависимости от гун материальной природы, и из всевозможных других проявлений иллюзорных Божественных энергий свою истинную свободу по крупицам, входя в материальные игры, наслаждаясь материальными отношениями, набивая тленным углы квартир, извлекая опыт, пресыщаясь наслаждением чувств, уставая и вновь устремляясь в поиски истины и только так ее находя, шаг за шагом, жизнь за жизнью, через все свои труды, все свои способности и таланты, через книги, науку, все виды творчества, будучи обусловленным и не видящими эту обусловленность в упор, ибо она естественна, упорядочивает, охраняет, подсказывает, дает выжить миллиардам живых существ, каждому давая его, и от каждого требуя необходимое. В чем проявляется обусловленность? Не счесть ее уз. Это – поведение, семья, отношения, еда, долги, отдых, работа, веселье… Все имеет рамки, все оговорено, все есть нормы, все есть нравственность, все дает свои следствия, все требует свои причины и основания. Обусловленность жива на каждом шагу, без нее ни вправо, ни в лево, ни вверх, ни вниз. Здесь надо сказать, здесь надо одеть, здесь надо предупредить, здесь надо спросить, здесь надо встретить, здесь надо отказать, здесь надо заменить, здесь надо исследовать, здесь надо преумножить, здесь… И все ради друг друга, ради людей, и хорошее и плохое, и все ради себя, детей и пр. Все связано с ними, с их мнениями, требованиями, с их законами, с их правилами, с их нормами… И так будет для неверующего. И это есть его жизнь, и это есть его свобода, и это есть его зависимость, и это есть его обусловленность, и это есть данная каждому Богом необходимость и возможность выжит и развиваться. И потому этот материальный мир обусловлен, ибо другой формы жизни и общения и направляющих развития для живого существа нет. Но нет до тех пор, пока живое существо нерелигиозно или слабо религиозно. Но преданный, вручивший себя Богу, освобождается от всех подобных связей, все посвящая Богу и видя Его Единственной Причиной всему. Он попадает автоматически, даже будучи на Земле, совершенно в другие условия, где перестает метаться из стороны в сторону, пытаясь удовлетворить чувства других, пытаясь понравиться, угодить, уговорить, выпросить, оправдать, осудить, избежать и пр., но удовлетворяет только чувства Бога, тем находя свою Вечную и реальную защиту, как и мир в себе, как и свободу от мнений и связей, как и удовлетворение, как и ответы на все вопросы. Но, а идущие следом также не смогут уклониться от этого пути, но в свое время, через свой опыт и через свои непременно страдания. Поэтому обусловленные люди, как частицы Бога, будучи любознательными, долго мытарятся, страдают и ищут пока, ведомые Богом, не изберут с Богом единственно верный путь - путь к
освобождению из иллюзорных цепей материального мира, ибо только в Боге
они всецело и удовлетворятся и насладятся теми знаниями, которые,
как совершенные, дадут ответы на любые вопросы, как материальные, так и
духовные. Эти знания - Сам Нектар, они величественны и истинны. В них
душа свободна и спокойна, и бесстрашна. Только в этих знаниях она близка к Богу. Такая душа становится в Боге самодостаточной и независима ни от мнений других людей, ни от обстоятельств, ни от других проявлений иллюзорной энергий Бога. Такая душа уходит от страданий и никогда вновь не возвращается к ним. Она также теряет интерес к материальному миру и ко всему, что связано с ним. Она становится естественно-отрешенной. Ее не прельщает ни слава, ни власть, ни благосостояние, ни почести или даже уважение других, ни другие условности ее видимого благополучия. Она неприхотлива, свободна от непременного удовлетворения чувств, довольствуется малым, терпелива, неизменна, благочестива, прибывает в знаниях и непременно занята религиозной деятельностью. В ней нет самоуверенности, но есть твердый ум, в ней нет ложного эго, но есть осознание своего истинного положения, она не склонна осуждать, но указывает на недостатки материального мира с целью разбудить тех, кто уже по качествам готов, и повести за собой, она не насилует волю, но ведет собственным примером. Достичь освобождения невозможно только одним пониманием, что это лучшее положение для живого существа. Освобождение - это прежде всего путь, это длительный процесс развития живого существа, как неосознанный, так и, начиная с некоторой ступени, осознанный, и включает в себя ряд осознанных жизней, посвященных служению Богу Кришне. Только сотрудничая с Богом, ведя аскетический образ жизни, преданно служа Богу, зная точно в себе Мнение Бога, видя Его везде и во всем, все связывая с Ним, постигая духовные знания как из духовных писаний, так и изнутри, развивая в себе Божетсвенное сознание, поклоняясь Богу, посещая непременно храм, проповедуя, следуя наставлениям духовных учителей, все посвящая Богу, постоянно вкушая прасад, видя в нем Милость Бога и будучи твердым умом в этом направлении, человек, ведомый Богом, непременно достигнет освобождение, т.е. перестает быть обусловленным материальным миром.
Но следует отметить, что полного освобождения от иллюзорной энергии Бога достичь невозможно. И даже оставляя материальную вселенную, живое существо и на духовном плане остается зависимым и ведом иллюзорной энергией Бога, т.е. в духовном мире живое существо испытывает тройственное влияние качеств невежества, страсти и благости, которые являются также движущей силой на пути духовного развития на духовном плане и определяют ступень развития живого существа, т.е. живые существа и за пределами этой вселенной разнятся ступенью совершенства и вызывают удовлетворение или неудовлетворение чувств Бога, что также является для них движущей причиной. Однако падения никогда не происходит, и такое неравное положение в развитии живых и естественно и понятно, поскольку как человеческое общество на Земле пополняется из животного мира более слабыми живыми существами, так и духовный план пополняется живыми существами из материальных планет среднего уровня. И те и другие идут вперед и всегда найдутся те, кто следует за ними и найдутся те, кто впереди и те, кто далеко впереди.
80. Не следует упрекать материалистов тем, что их умы поглощены мирской литературой. Нет ни одного преданного, который бы не прошел чрез это и
и нет никого, кто был бы застрахован от этого пути в будущем. Один Бог знает доподлинно, что в миру мы не добрали и как это восполнить. Здесь может быть использована и мирская литература и наука и искусство и любой путь и любая религия. Также хорошо продвинутый преданный должен понимать, что все, каким бы далеким от истины оно не казалось, дается человеку Самим Богом, от Бога интерес, направление мысли, цель, пусть даже иллюзорная. И не взяв эти знания, человек не сможет стать даже другом преданных. И маленькие и большие ступени на пути к Богу есть необходимость и материалист будет прав если резко остановит слишком навязчивого преданного, желающего одним махом изменить его путь и цель. Все в миру развивает: и мирская литература и тяжелый труд, и даже устремление к удовлетворению чувств, пусть и чрезмерное. Бог ни одну жизнь готовит мирских писателей, музыкантов, композиторов... и через них на мирском языке несет в души духовные семена и Один знает, когда они прорастут и соединятся с религиозным мышлением. Но все в свое время. Поэтому на все надо смотреть, как на План Бога. А это - свято. Разве нет истины в тех мирских знаниях и опыте, данных человеку Богом, через которые объяснены и применяются многие законы природы? Разве с помощью этих знаний человек не заглянул в глубь ядра? не создал ракеты? Разве не божественные знания традиционной медицины позволяют человеку спасать других людей? Разве не Бог дает глубоко неверующим откровения, приоткрывая тайны вселенной? Для чего? чтоб развить сознание людей в целом, углубить и расширить понимание, насладиться и знанием и пониманием своего, пусть ложного величия перед природой. Именно эта самость и является ведущей на первых порах и к развитию живого существа и к Богу. Многие люди еще подобны ребенку, который, учась ходить, вырывает руку из рук родителя и непременно сам желает делать первые шаги. Поэтому Бог как бы удаляется. Но приходит время и живое существо дорастает до того уровня, когда готово на открытый диалог с Отцом и то, что брал самостоятельно, готов и пересмотреть с Ним, и сотрудничать.
81. И в комментариях к духовным писаниям и в разговоре между собой многие преданные утверждают, что на духовном плане живое существо получает духовное тело подобное телу Бога. Хотелось бы сказать, что ни к каким телам никакой формы Бог не привязан, но может являться в той форме тела, которая наиболее приемлема для живого существа. Но в какой бы форме Бог Кришна не являл себя, оно настолько совершенно, что не может быть сколько-нибудь сравнимо с духовным телом живого существа в духовном плане, ни по форме, ни по великолепию. Поэтому такое утверждение о подобии тела Бога и живого существа в духовном мире является ложным и следует рассматривать, как оскорбление Бога.
82. Иногда, желая предупредить греховных материалистичных людей, преданные утверждают, что за свою деятельность они будут рождены среди животных и форма тела и форма жизни позволит им удовлетворять на сколько позволит тело свои низменные чувства и вожделения.
Такое рождение они представляют как деградацию, наказание или предупреж¬дение за греховную деятельность. Но надо знать, как на такое рождение смотрит Сам Бог. Любое воплощение в любом теле как бы с человеческой точки зрения ни казалась падением, наказанием, унизительным и невероят¬ным, на самом деле есть только движение вперед и Божественная цель -развитие, приобретение нового опыта, использование новых возможностей и непременно новое осмысление даже в животной форме жизни. Более того, аскетизм животных, страдания в животном мире, искушения и соблазны, болезни и преодоления таковы, что мудрец не отклонится от таких рождений но будет просить Бога о них, ибо продвижение значительное и часто куда быстрее происходит нежели в теле человека. Вообще надо стоять на тех позициях в своем понимании, что все, что ни делает Бог, непременно и во благо и свято. Человек не должен кичиться своей формой тела и пониманием, как и разумностью. Что бы он делал, если бы ни животные его воплощения? Откуда бы взял терпение, смирение, активность, выносливость, неприхотливость, умение преодолевать, борьбу. И только в человеческом теле все это облагоражива¬ется и через религию направляется в нужное русло. Но без этой "низшей" ступени - никак. Поэтому преданный Бога Кришны конечно может предупре¬дить и для кого-то это будет действенно, но сам, воистину, не бояться и точно знать, что все - только на пользу. Также для многих такое рождение бывает не более, как для отдыха, ибо очень часто люди просто устают от человеческой очень напряженной формы жизни, и Бог дает им рождение среди породистых собак или кошек, или среди слонов, обезьян, птиц, дельфинов. Поэтому и приходится наблюдать часто проявление разумности тех, кого мы считаем ниже себя, но проходит время и они вновь рождаются среди людей, не только отдохнувшими, но и преобретя качества, которые им будут в помощь.
83. Можно ли утверждать, что Бхагавад-Гита есть полное изложение ведической мудрости? Только нет. Она дает основы преданного служения, но подменить собою, скажем, Источник Вечного Наслаждения или Шримад Бхагаватам – никак. Надо понимать, что и сами Веды, даже включая в себя Великие сокровенные знания, не содержат в себе полные знания, но нуждаются в дополнении. Более того, некоторые знания должны быть забыты поскольку уже сыграли свою роль и не могут более привнести необходимое в сознание, а напротив, мешают дальнейшему духовному развитию человека. Более подробно это будет показано в новых комментариях к Бхагавад-Гите, данных непосредственно Богом Кришной через ту, которая пишет. В этой связи Бхагавад-Гита, давая духовные знания и руководства , не может служить для современного человека достаточно полным учебником для духовного совершенства, тем не менее, правильно прокомментированная Бхагавад-Гита непременно даст достаточно ценные и полные указания, которые можно практически использовать на пути духовного развития. Именно эти указания, наставления и комментарии должны в этом тысячелетии быть взяты за основу и рассматриваться, как авторитетное знание, данное Самим Богом Кришной.
84.В противовес иным мнениям следует знать, что Век Кали значительно больше подходит для самоосознания, чем Сатья-юга, Трета-юга и Двапара-юга. В Кали-югу человек обладает сравнительно высоким интеллектом, разумен, достаточно трудолюбив, вынослив. Только в Кали-югу существует столько соблазнов, препятствий, возможностей удовлетворить чувства... Только эта эпоха позволяет разумному утвердиться в преданном служении, преодолевая достойные преграды на каждом шагу, контролируя свои чувства, ум и разум. Вообще, все юги созданы Богом так, что они соответствуют уровню развития человечества в целом на данный период, никому не дают послаблений и опасаться не следует.
85.В духовном мире не только присутствуют вечность, знание и блаженство.
Такое понимание не полное и не точное. Более того, такое понимание
несовершенно и не соответствует Истине. Такое понимание можно назвать
также иллюзорным и рассчитанным на умы, претендующие на безделие. В духовном мире также непременно присутствует труд (и физический, и духовный), обучение, разные ступени духовного самоосознания, неприменное общение с Богом, служение Богу, также испытывают живые существа влияние Божественных иллюзорных энергий, есть чувства зависти, гордыни, печали, радости, успеха, а также гнева и неприязни... хотя и в своей духовное мере и в связи с вечным несовершенством живого существа (но допуситимые на духовном плане). Все эти энергии понимаются как данные Богом и способствуют духовному развитию, преодолению и помогают входить в определенные отношения , которые, развиваясь, преодолевают ступени духовного невежества, пристрастий и благости в невежестве. Знание присутствует только в развитии и в результате духовной практики, и вследствие преданного служения Богу. Само блаженство пронизывает все Духовное Бытие только как следствие общения с Богом и как результат наслаждения Его качествами, и на фоне блаженства непременный присутствует труд и испытание живыми существами порою достаточно сложных энергий Бога, таких, как неудовлетворение, Божественный Гнев или, напротив, Милость. На духовном плане есть также понимание времени, прошлого, настоящего и будущего, есть понимание опыта, извлеченных уроков, наказания, необходимости, ответственности. И это и многое другое связано здесь только с Богом, с Его Мнением, Волей и с удовлетворением Его чувств. И нет ни одного желания у живого существа, которое бы не было связано с Богом и удовлетворением Его чувств. И нет понимания, что можно жить здесь иначе. Все посвящено Богу, управляемо Им, Наслаждаемо Им, и исходит от Него. Здесь это осознают все и абсолютно видят свою извечную связь с Богом. Все трудятся ради Бога, зная в себе совершенно точно Его Волю и в за¬висимости от своей ступени исполняя ее в той или иной форме, на том или ином уровне. Здесь все действуют, как неотъемлемые частицы Бога, посте¬пенно поднимаясь по ступени своего развития, т.е. все более и более совершенно выполняя Волю Бога. Этот труд направлен как на развитие материального мира, так и на развитие духовного бытия и саморазвития в Боге.
86. Конечно, можно ругать материалистов, за устремление постоянно
удовлетворять свои чувства, но это надо делать осторожно. Преданный
должен хорошо понимать, что все происходит по плану Бога и удовлетворение
чувств несет в себе и ряд других целей, которые в конечном итоге направлены на достижение совершенства, даже минуя сознание человека. Устрем¬ляясь удовлетворить чувства человек: отдыхает, очень часто это предшест¬вует смене энергии, которая должна воздействовать на человека, иногда это кармическое поощрение, иногда изощренное удовлетворение чувств дает усталость и нежелание удовлетворяться такого рода наслаждениями, отказ от наслаждений, желание удовлетворить чувства развивает и мыслительный процесс, приводит к поискам и новым открытиям в материальном мире и способствует прогрессу, развитию человечества в целом, иногда человек из-за стремления удовлетворить чувства ввергается в греховную деятель¬ность, что влечет за собою наказание и очищение и т.д. Вообще, развитие духовности живого существа, когда оно еще идет по этому пути неосознанно, невозможно без участия материальных чувств и стремления к их удовлетво¬рению. Путь развития живого существа - процесс медленный, большей частью материальный и полностью управляемый Богом.
87.Многие полагают, что став на путь преданного служения в этой жизни,
человек непременно очень скоро завершит круг сансары. Но на самом деле,
чтобы достичь духовный план человек должен идти путем преданного
служения ни одну жизнь, но по крайней мере жизней пять, причем не
подряд. В промежуточных воплощениях он может быть и неверующим, и
состоять в разных религиозных конфессиях, а также рождаться среди
животных, набирая необходимый опыт, знания, и соответственно качества.
88.В Шримад-Бхагаватам достаточно много вымысла, сказочных и нереальных
образов. Но это Писание изложено так, чтобы на фоне такого изложения
человек извлек для себя основы преданного служения и поклонения Верховной
Личности Бога, такие, как: смирение, преклонение перед духовным
учителем, твердость ума, аскетизм, непривязанность к внешним объектам,
сосредоточенность в себе, неизменность, бесстрашие, свобода от зависти,
независимость от трех гун материальной природы, милосердие, понятие о
жертвоприношении, йоге, а также многие и многие другие понимания,
которые только в такой форме легко запоминаются и становятся руководством
к практической деятельности. Изучающий Шримад-Бхагаватам неприменно
испытывает наслаждение и должен понимать, что эта благостная энергия Бога, сопровождающая читающего, дается Самим Богом в процессе чтения и размышления всегда, как нектар, и способствует проникновению в духовные сокровенные знания, а также, несмотря на необходимый вымысел, дает и укрепляет Веру преданного.
89. Существует такое понимание среди преданных Бога Кришны, что живые существа с незапамятных времен, устремляясь к удовлетворению чувств, забыли о своих вечных отношениях с Богом и пали. Такое понимание неверно. На самом деле отношения с Богом у живого существа были, есть и будут оставаться всегда, но осознанными они могут быть только в теле человека. Никогда не было так, чтобы когда-то живое существо осознавало свои отно¬шения с Богом, а значит и вечное свое положение, а потом пало, упрости¬лось и ныне находится в забвении относительно своего истинного положения. Фактически, живое существо развивается, устремляясь только вперед, и в каждой последующей жизни не ниже себя же в предыдущей жизни. Все и непременно идут от низших форм сознания к высшим, как в животном мире, так и в теле человека. Что касается удовлетворения чувств, то только неофит, едва начавший свой осознанный духовный путь, может увидеть в удовлетворении чувств средство, уводящее от Бога.
На самом деле Сам Бог дает чувства, управляет чувствами, дает желания, что чрезвычайно необхо¬димо для развития интереса, привязанности к жизни, для борьбы за удовлетворение чувств, что является в начале и середине пути и развиваю¬щим и углубляющим моментом в сознании живого существа, позволяя ему достаточно активно участвовать в нелегком жизненном процессе, без которо¬го немыслимо духовное развитие на пути к духовному совершенству. Удовлетворение чувств - это и отдых живого существа и награда, своеобраз¬ная передышка перед очередными трудностями и непременно страданиями. Удовлетворение чувств - это и цель живого существа, устремляясь к кото¬рой, оно несомненно приобретает новые и новые качества, даже в животном теле, на которых строится и новые желания, открываются новые цели и становятся возможными новые пути, ведущие прежде всего к духовному самоосознанию. Лишь в конце круговорота рождений и смертей следует осознанно отказываться средствами йоги от устремления к удовлетворению чувств, ибо они все же привязывают к материальному миру, как и являются на определенном этапе материального пути камнями преткновения. Но их не следует проклинать, ибо они даны Богом по Его Плану и только через них можно достичь то понимание, которое поставит на путь к духовному совершенству. Причем и усилия при отказе от удовлетворения чувств незначительны, ибо этот про¬цесс на самом деле автоматический и человек отказывается от того, из чего уже вырос, ибо Бог дал всем насладиться в материальном мире в огромной мере и самыми разными путями. Нет ни одного преданного, который не прошел путь вора, алкоголика, убийцы, путь богатств и нищеты, славы и бесславия, не наслаждал себя едой, интимными связями, не вел разгульный образ жизни, кто в полной мере не шел на поводу своих чувств и тем самым шаг за шагом, жизнь за жизнью изживал к ним, как и к объектам чувств, интерес и наконец вынес те качества, кото¬рые в себе и других теперь превозносит, считая их высоко-духовными и лично приобретенными. Но они - из материального мира, по Плану Бога, таким материальным и всеобъемлющим путем. И никогда, ни один не был выше себя сегодняшнего по своей духовной ступени, и никогда не падал и тем более никогда не забывал о своих вечных взаимоотношениях в Богом, поскольку все развивалось и достигалось. Ибо пришел к ним в своем понимании и своими качествами только теперь. И это каждому в свой час. И познав свое положение, никто и никогда его больше не забывает, ибо это происходит почти в конце и навсегда, и долее будет развиваться.
90.Можно ли назвать материальное существование живого существа
нездоровым состоянием живого существа? Любой, кто так мыслит, считает
такое мнение верным, увы, идет против мнения Самого Бога Кришны. Разве
можно упрекнуть ребенка в том, что он ребенок? Разве можно упрекнуть
старика в том, что он старик? Дерево в том, что оно дерево? Разве
каждое из этих состояний неестественно? Разве душа ребенка, старика,
дерева может что-либо предпринять, чтоб из этого состояния выйти, не
пройдя этот процесс, эту ступень своего развития? Разве хоть одно
качество, материальное или духовное, может проявиться, минуя этот путь?
Для чего тогда создан материальный мир Богом? Где тогда развиться и
проявиться чувствам и желаниям, которые и могут открыть на нужном
этапе дверь к осознанному пути? Разве Бог - несовершенен? Разве дела
Бога - несовершенны? И если сознание недоросло, чтобы положиться
всецело на авторитет Бога и Его дела, можешь ли ты, ругающий материальный мир и считающий его больным, считаться воистину преданным Бога Кришны? Наверно хватит, подчеркивая свое положение, ругать работу Бога. Ведь, материальный мир - и твоя колыбель и тех, кто рядом и всего
человечества. И только через него каждый познает Бога и воистину
приходит к Богу. Но преданный, мыслящий иначе, не может быть назван
милостливым и разумным, но в невежестве и будет ему дано походить по
этому материальному миру еще, чтобы увидеть его непреходящую ценность и
заодно добрать тех качеств, которых не хватает, чтобы быть мудрым и разумным, чтобы постичь Высоту Бога и понять Значимость Его труда, и чтоб только после этого заняться преданным служением и повести за собой.
91.Существует мнение, что в материальном мире люди задают друг другу
вопросы и, получая ответы, не могут удовлетвориться ими и только задавая вопросы о Боге и получая ответ они умиротворяются. На салом де¬ле и материальные ответы бывают исчерпывающими или нет и духовные ответы.
Все зависит от того, кто задал вопрос и кто на него ответил, все
зависит от ступени, на которой стоит как вопрошающий, так и отвечающий.
Надо хорошо понимать, что как на материальном плане, так и на духовном
развитие живых существ, людей идет только вверх и то, что сегодня
удовлетворяет, завтра рождает сомнения и новые вопросы и новые понимания.
Они в свою очередь становятся ступенькой к следующему пониманию. И этот
процесс вопросов идет по восходящей и плавно переходит из материального
пласта в духовный. Более того, вопросы в человеке через мысль задает
Сам Бог, обращает, акцентрирует внимание, работает с каждым как извне через материальный мир, так и изнутри, придает интерес, любознательность, оставляет и вновь обращается к вопросу, дает опыт СВОЙ и других. Это в равной степени относится и к преданным, которые также не МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ОТВЕТЫ О БОГЕ КРИШНЕ, ИБО ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАДАЮЩИЙ СЕГОДНЯ ВОПРОС ГОТОВИТСЯ ПОЛУЧИТЬ ЕГО В БУДУЩЕМ. НО КОГДА ПОНИМАНИЕ БУДЕТ ГОТОВЫМ И ОН ЕГО ПОЛУЧИТ, БУДЕТ ИЗНУТРИ ЗАДАН ЕЩЕ ВОПРОС И Т.Д. И НИКОГДА ЖИВОЕ СУЩЕСТВО В ЭТОМ ПУТИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НЕ ПОЛУЧАЕТ ОТВЕТЫ ИСЧЕРПЫВАЮЩИХ, И НИКОГДА ПОЛНОСТЬЮ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНО.
Обсуждения Наставления Бога преданным и всем.79-91