Свт. Амвросій Медіоланскій 397 г

Слово о томъ, какъ должно срѣтать день Рождества Христова.

Вамъ извѣстно, сколь велика радость, и сколь многочисленяо бываетъ собраніе народа въ тотъ день, когда празднуютъ рожденіе Царя земнаго. Какъ вожди и начальники.
Свт. Амвросій Медіоланскій 397 г
Такъ и всѣ воины, облекшись въ шелковыя одѣжды, препоясавшись дорогими, златомъ сіяющими поясами, спѣшатъ тогда въ блистательнѣйшемъ великолѣпіи предстать предъ лице Царя своего. Ибо они знаютъ, что радость Царя увеличится, когда онъ увидитъ особенную красоту ихъ убранства, и что онъ тѣмъ ващшему предастся веселію, чѣмъ большее они покажутъ усердіе во время торжества его (Царь, какъ человѣкъ, не зритъ на сердце, и судитъ о расположеніи къ себѣ по одной внѣшности: и потому, кто болѣе любитъ Царя, тотъ и одѣвается тогда въ свѣтлѣйшія одѣжды). Сверхъ сего, поелику они знаютъ, что Царь въ день рожденія своего бываетъ щедръ, — и раздаетъ весьма много милостей или вельможамъ своимъ, или тѣмъ, кои въ домѣ его почитаются людьми низкими и презрѣнными; то предварительно стараются наполнить сокровищницы его различнымъ богатствомъ, дабы онъ, желая раздавать милости, могъ раздаватъ ихъ щедро, такъ чтобы скорѣе истощилось въ немъ желаніе къ раздаянію милостей, нежели оскудѣло его богатство. Все это они дѣлаютъ съ усердіемъ, потому что и сами надѣются получить за то великую награду.

Братія! если сыны вѣка сего, ради временной чести, встрѣчаютъ съ такимъ приготовленіемъ день рожденія земнаго Царя своего: то какъ должны мы срѣтать день рожденія вѣчнаго Царя нашего Іисуса Христа, Который за наше къ нему усердіе наградитъ насъ не временною, но вѣчною славою, и сподобитъ насъ чести не земнаго начальства, переходящаго къ преемнику, но небеснаго царства, которое не имѣетъ преемника? Каково же будетъ намъ воздаяніе, о семъ говоритъ Пророкъ: ихъ-же око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9).

Какими же одѣждами мы должны украсить себя? Я говорю: себя, т. е. души наши: поелику Царь нашъ Христосъ не требуетъ великолѣпія одеждъ, но приверженности души, не смотритъ на украшеніе тѣла, но зритъ на сердце служащихъ Ему; не дивится блеску тлѣннаго пояса, коимъ препоясуются чресла, но восхищается непреодолимымъ цѣломудріемъ, которое связуетъ стыдомъ вожделѣнія. Итакъ потщимся явиться предъ Нимъ искусными въ вѣрѣ, облеченными милосердіемъ, благоустроенными въ образѣ нашей жизни: кто искреннѣе любитъ Христа, пусть свѣтлѣе украситъ себя соблюденіемъ Его заповѣдей, дабы Онъ видѣлъ что мы истинно въ Него вѣруемъ, являясь въ такомъ великолѣпіи во время торжества Его, и тѣмъ вящше бы радовался, чѣмъ болѣе зрѣлъ бы въ насъ чистоты духовной. Уцѣломудримъ же заранѣе сердца наши, очистимъ совѣсть, освятимъ духъ, и въ чистотѣ и непорочности станемъ срѣтать пришествіе всесвятаго Господа, дабы день рожденія Того, Кто родился отъ Пречистой Дѣвы, празднуемъ былъ непорочными Его рабами. Ктожъ является въ оный день нечистымъ и оскверненнымъ, тотъ не чтитъ рождества Христова, — тотъ хотя тѣломъ и присутствуетъ при торжествѣ Господнемъ, но духомъ своимъ далекъ отъ Спасителя. Ибо нечистый не можетъ имѣть общенія со святымъ, скупый съ милосердымъ, растлѣнный съ дѣвственнымъ, и если онъ — недостойный вступаетъ въ таковое общеніе, то тѣмъ большее причиняетъ оскорбленіе, потому что не знаетъ самаго себя. Желая казаться усерднымъ, онъ на самомъ дѣлѣ является дерзкимъ, какъ тотъ, упоминаемый въ Евангеліи человѣкъ, который, будучи званъ на брачный пиръ, осмѣлился войти въ собраніе святыхъ, не одѣвшись въ брачную одѣжду, и между тѣмъ, какъ иной сіялъ тутъ правдою, другой блисталъ вѣрою, третій свѣтилъ цѣломудріемъ, онъ одинъ, имѣя нечистую совѣсть, при сіяніи всѣхъ, возбуждалъ только отвращеніе ужаснымъ своимъ трепетомъ. И чѣмъ болѣе блистала святость возлежавшихъ тутъ праведниковъ, тѣмъ очевиднѣе была скверна грѣшника, который, можетъ быть, не произвелъ бы такого отвращенія, если бы не явился въ сонмѣ святыхъ. Потому слуги царевы, связавъ ему руки и ноги, ввергли его во тьму кромѣшную, не только за то, что онъ былъ грѣшникъ, но и за то, что, будучи грѣшникомъ, присвоилъ себѣ награду, опредѣленную святости (Матѳ. 22, 11-13).

Итакъ, срѣтая день рождества Господа нашего, очистимъ себя, братія, отъ всякой скверны грѣховъ, наполнимъ сокровищницы Его различными дарами, дабы въ тотъ святый день было чѣмъ утѣшить странниковъ, облегчить скорби вдовицъ, и одѣть нищихъ. Ибо хорошо ли будетъ, если въ одномъ и томъ же домѣ, между рабами одного господина, иной будетъ веселиться, нося шелковыя одежды, а другой унывать, ходя въ рубищѣ, тотъ пресыщаться пищею, а сей терпѣть голодъ и холодъ? и какое будетъ дѣйствіе нашей молитвы, когда мы просимъ избавить насъ отъ лукаваго, а сами не хотимъ быть милостивы къ своимъ братіямъ? Будемъ подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сдѣлать бѣдныхъ, вмѣстѣ съ нами, участниками небесной благодати; то почему же имъ не участвовать съ нами же въ земномъ богатствѣ? братья по таинствамъ не должны быть чуждыми другъ другу по имуществу: мы вѣрнѣе пріобрѣтаемъ чрезъ то ходатаевъ за себя предъ Господомъ, когда своимъ иждивеніемъ питаемъ тѣхъ, кои приносятъ благодареніе Богу. Бѣдный, благословляя Господа, оказываетъ пользу тому, при содѣйствіи коего благословляется Господь. Ибо, какъ Писаніе говоритъ: горе человѣку тому, чрезъ котораго имя Господа хулится; такъ оно же говоритъ: миръ человѣку тому, чрезъ котораго благословляется имя Господа Спасителя нашего. Заслуга благотворителя такова, что онъ въ домѣ своемъ оказываеть милость одинъ, а въ Церкви устами многихъ умоляетъ Господа, и чего самъ бы не осмѣлился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многихъ, получаетъ неожиданно. Прославляя таковое вспомоществованіе наше, блаженный Апостолъ говоритъ:дабы за дарованное намъ по ходатайству многихъ многіе возблагодарили за насъ (2 Кор. 1, 11); и въ другомъ мѣстѣ: да будетъ приношеніе благопріятно и освященно Духомъ Святымъ (Рим. 15, 16)!
×

По теме Свт. Амвросій Медіоланскій 397 г

Свт. Германъ, патр. Константинопольскій 740 г

Слово на Входъ въ храмъ Пресвятой Богородицы. Всякое священное торжество, при...
Религия

Амвросий Гудко

Амвросий (в миру Василий Гудко) (28 декабря 1867, Люблинская губерния - 9...
Журнал

Бесплодие рыхлость матки, непроходимость труб. Целитель 397

БЕСПЛОДИЕ ИЗ-ЗА РЫХЛОСТИ МАТКИ И НЕПРОХОДИМОСТИ ТРУБ Бесплодие. Продолжение 3...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека