БХАГАВАД-ГИТА. ГЛАВА 1. СТИХИ 45-46.
45.Даже если мне не сопротивляться, будучи без оружия против тех, кто с оружием в руках, сыновья Дхритараштры на поле боя могут убить меня. Так для меня будет гораздо лучше.
КОММЕНТАРИЙ.
Этим стихом Арджуна как бы спрашивает: «Может быть, так?». Но помимо личной озабоченности о своем участии в сражении Арджуна пытается понять, что же думает Бог о сыновьях Дхритараштры, высказывает свое мнение о них, как бы приглашая Бога Кришну согласиться с их греховностью, этим заручиться еще одной поддержкой Бога, как и Его пониманием сравнительного преимущества Пандавов по качествам, но делает это не раз, явно и неявно, то не спуская глаз с сыновей Дхритараштры в ст.20, то в ст.23, проявляя явное негодование против их сторонников, то подчеркивая перед Богом свои качества, не позволяющие убийство «наших сыновей Дхритараштры» в ст.35, не находя в этом и пользы, как и удовлетворения, ибо качества не позволяют ему поднять руку на своих двоюродных братьев, в то время, как они, Арджуна в этом уверен и непоколебим, готовы, согласно данному стиху, убить его и обезоруженного. Также в ст. 36 Арджуна не оставляет мысль о своих двоюродных братьях, как и в стихах 37-38 именно о них идет речь. И в последующем сыновья Дхритараштры находятся в поле внимания Арджуны в ст.5-6 гл.2., где замечает, что, даже выиграв сражение, они непременно убивают пленных.
Но ни теперь, ни потом по поводу сыновей Дхритараштры Бог разъяснений Арджуне не дает. Бог никогда и никому не дает Своего четкого Мнения конкретно о ком-либо или о чем либо. Истинное мнение живого существа в процессе его пути непременно претерпевает изменения. Чтобы иметь суждение, приближенное к Божественному пониманию, необходимо освободиться от привязанности ума, необходим и контроль ума, умение оперировать совершенными духовными знаниями и знать в своей мере и качества Самого Бога. Арджуна только в самом начале серьезного духовного пути. Каждая новая ступень в понимании относительно одного и того же предмета не всегда отражает истину, но является необходимой ступенью на пути к более точному видению и пониманию, ни одну ступень не перешагнуть, не проигнорировать, но следует пройти и из такого понимания, пусть ошибочного, незрелого, неполного уже выращивать понимание лучшее, более приближенное к истине и Божественному Мнению, так идя, как все, через ошибки, страдания, извлечения опыта, подъема на новую ступень и снова ошибки… Пока человек так идет, Бог не может обсуждать с ним его понимание на его уровне, ибо знает высшие причины, выходящие за рамки знаний несовершенного человека, который в каждый момент своего движения считает свое мнение единственно верным и неоспоримым, ибо это есть его данный Богом стержень и его движущая причина на данный момент, устремляющая вперед.
Бог ведет каждого Своим Божественным путем, в результате человек достигает знания и следующие из них понимания, которые становятся неотъемлемыми от него, пополняя постепенно его духовный багаж.
Но уровень знаний и духовности Арджуны еще были таковы, что он не мог еще мыслить и понимать события, как и отдельных участников события правильно. Ему не хватало доброты, мудрости, самих знаний и даже веры, которые бы позволили ему в этом направлении мыслить правильно. Арджуна должен был понимать так: Сыновья Дхритараштры, как и он сам, ведомы Богом. При всей очевидности событий их ступень ему доподлинно не известна, как, собственно, и своя. Это знает только Сам Бог. Они, как и любой другой участник военных действий, есть претворение Плана Бога. Все, что они не делают, какими бы качествами не обладали, направляемы Богом и управляемы Им. И только Один Бог знает, Бог использовал их низкие качества, как орудие в этой игре, или самих поставил в необходимые и жесткие условия, принудив поступить именно так, руководствуясь той несправедливостью, которая в их понимании имела место против их отца и далее против них самих. Более того, если сыновья Дхритараштры приняли против Пандавов столько греховных мер, то не кроется ли причина в кармических последствиях самих Пандавов и не выглядели ли они сами в глазах сыновей Дхритараштры как те, кто не имеет право претендовать?
Совершенные знания сделали бы Арджуну более беспристрастным к его двоюродным братьям и позволили бы ему довериться Богу, ибо Бог исходит из Божественной Справедливости всегда.
Не следует сомневаться, что все участники этой затянувшейся вражды избраны Богом не случайно. Бог, выполняя Свой План, непременно является защитником и интересов каждого в плане его личного очищения. Если бы Арджуна уже стоял на той ступени, где во всем видел Руку Бога, он бы действительно не стал бы выпрашивать у сыновей Дхритараштры и клочка земли, чтобы править, но, полностью вручив себя Богу, все принял бы со смирением. Такие люди уже не борцы, ибо во всем видят для себя благо
И это на самом деле так и есть. Тогда неоткуда было бы взяться неприязни, но имело бы место чувству любви. С ним не о чем было бы говорить Богу при таких обстоятельствах, поскольку такой человек задает другие вопросы, иначе мыслит и ждет от Бога другие ответы. В таком случае и роль Арджуны была бы отведена другому или Бхагавад-Гита должна была быть изложена при других обстоятельствах.
Но Богом был избран оптимальный вариант, включающий себя как происходящие события, так и уровень духовного интеллекта Арджуны на данный момент. Но, а поскольку мышление Арджуны было подернуто и материальным пониманием, то конкретно отвечать на его вопросы не представлялось возможным, но постепенно подводя его к правильному выводу на протяжении всего изложения Бхагавад-гиты.
Те знания, которые Бог намеревался дать Арджуне, усвоить быстро невозможно, даже принимая из непосредственно из Рук Самого Бога. Каждая строчка в наставлении на самом деле требует больших духовных усилий и практики на протяжении не одной жизни. Но к чему Арджуна был уже готов, то мог принять, и начинать следовать указаниям Бога. Ему, как и многим, еще предстояло усваивать Бхагавад Гиту в следующих воплощениях через духовных учителей, саму практику йоги, через путь аскез и благодеяний, через изучение святых писаний, через путь контроля ума, чувств и желаний, через путь ограничений и отречения. Слушание – немалое дело, но даже внимающий Самому Богу непременно должен пройти через духовную практику, через путь очищения, через страдания, через преодоления двойственности материального мира, чтобы, пройдя через все, взрастить в себе Божественные качества, что и есть конечная цель Бога на человека, и чтобы эти качества стали неотъемлемыми от духовной сущности.
Высказывание Арджуны о том, что лучше принять смерть, будучи безоружным на поле боя, есть все та же просьба к Богу разъяснить, как поступить ему лучше. Но это еще не чувство смирения, но поиск ответа разными путями. Ответ последует, очень долгий, всеохватывающий, но еще немного следует подождать.
46.Саньджая сказал.
Говоря эти слова, Арджуна, расположенный в колеснице на поле сражения, сел, отбросив в сторону лук и стрелы, преисполненный в мыслях страданиями.
КОММЕНТАРИЙ.
Поведение Арджуны очень похоже на поведение ряда верующих, которые, обращаясь к Богу с той или иной просьбой, молясь Богу, устремляя к Нему свой ум, не видят, не могут дождаться ответ в виде хоть какой-нибудь перемены в жизни, в виде помощи, выхода из затянувшейся ситуации или в появлении другого понимания или другого восприятия другими. Тогда действия таких людей, прошедших ради Бога аскезы, претерпевших, проявивших немалую добродетель, становятся более настойчивыми, требовательными, претендующими на Милость Бога, на свое особое положение перед Высшим Отцом за свои благочестивые деяния, доходят до уровня явного протеста за как бы молчание Бога, провоцируют Бога ну хоть как-то ответить, помочь Своими Божественными средствами. Такие люби можно сказать находятся уже в неслабой вере, ибо обращаться к Богу непосредственно, только в Нем видя Причину всех причин и более ни в ком, даже будучи несдержанным и претендующим, есть проявление уже личностных отношений с Богом, которые Бог допускает, через них развивает человека, приближает к Себе через путь постижения Божественных качеств и пути помощи живому существу. Но более высокая ступень веры – когда человек становится более сдержанным перед Лицом Бога, более смиренным, более терпеливым и не позволяющим себе даже допустимое Богом поведение, которое иначе, как в невежестве, не назовешь. Тем не менее, поведение Арджуны многого стоило, ибо оно соответствовало немалой его духовной ступени, хотя полное осознание Высоты Бога более смирило бы его и свидетельствовало бы о его совершенных качествах в полной мере. И Арджуна своим поведением попытался побудить Владыку услышать. И все же. Что же не так сделал Арджуна? По крайней мере две вещи. Сел, не поклонившись Богу, не спросив Его на то Волю, сел резко, протестующее, считая себя правым и независимым, высказав таким образом протест, явное несогласие со своей неопределенностью и молчанием Бога. Причиной такой неопределенности, сомнений, сокрушений были, несомненно, энергии Бога изнутри, дающие состояние подавленности, сострадания, сокрушения, растерянности в соответствии с его ступенью духовного понимания относительно семьи, родственников, нежелательного потомства, своих личных качеств, принудивших его принять участие в сражении, мысли относительно духовных учителей, которые считались неприкосновенными, а также относительно предписанного и религиозного долга. Также, перед Лицом Бога Арджуна хотел сделать правильный выбор, выбор негреховный, адекватный его внутреннему состоянию и пониманию. Но как правильно все же поступить – ответа еще не было. И продолжало отягощать сознание того, что он сам может послужить причиной разрушения семьи, причиной падения общества в дальнейшем. А в связи с этим и еще один неверный шаг – явный отказ и не в лучшей форме, так сказать, по собственному почину, от принятия участия в сражении, не дождавшись Мнения Бога, что собственно соответствовало пока его уровню религиозности. Арджуна не только просто сел в присутствии Бога, но и резко отодвинул, почти отбросил в сторону на сиденье свой лук и стрелы. Слово «утсриджйа» в переводе с санскрита здесь обозначает – быстро отодвинул, резко отстранил, почти отбросил или отбросил. Это результат не только его несдержанности и неосознания Высоты Бога, но проявление той его ступени, когда он еще не может контролировать свои чувства, не может игнорировать материальные энергии Бога, т.е. явно находится под влиянием иллюзорных энергий, выражающихся в виде двойственности материального мира. На эту зависимость еще не раз укажет Бог впоследствии Арджуне и посоветует освободиться указанным далее путем.
Такое поведение Арджуны имеет также и элемент оскорбления Бога, но не совсем осознанный. К тому же, надо сказать, что Бог намеренно несколько расслабил Арджуну и физически, и духовно, чтобы через эти энергии переживания поднять из глубины его духовной сущности на его личное обозрение его несовершенные качества и тем указать Арджуне на необходимость очищения через духовную практику, что еще было у Арджуны впереди.
Что же касается молчания Бога, то надо хорошо знать, что, зная все, Бог всегда дает человеку возможность высказаться и тем самым ему самому обратить внимание на то, на что уже давно и достаточно пристально смотрит Сам Бог. Более того, Бог никогда не молчит, но Божественные деяния не всегда затрагивают сознание живого существа, ибо и не все ему надо знать. Но Бог уготавливает ответ и через ситуации, и через подготовку других, и через внутреннюю процедуру осмысления и начинает Свой труд задолго до того, как душа обратилась к Нему с вопросом. И если Бог изнутри побудил душу к вопросу, то ответ уже у Бога есть, но ждет своего часа, наиболее благоприятного или подходящего периода, но непременно будет своим путем ответ провозглашен. Никогда прямое обращение к Богу не остается без ответа, но должно быть еще и религиозно-мудрым, чтобы результат не приписать себе и своим усилиям, но увидеть в нем Только Мнение Бога, как и указание.
И только истинно-верующему, всегда погруженному в Бога в себе, Бог изнутри дает то духовное зрение, через которое человек сможет увидеть на каждом шагу ответы Бога, как идущие изнутри, так и извне. Даже грешному, но верующему Бог изнутри дает и наставления, и утешения, и проясняет, и разъясняет, и так шаг за шагом ведет и выводит из любой сложной ситуации.
Неверующим, надеющимся только на себя и ищущим причины в окружающих, Бог и дает утешения через мир материальный, иногда слабые, ненадежные, иллюзорные в соответствии с кармическими заслугами каждого, как и ступенью духовного развития.
45.Даже если мне не сопротивляться, будучи без оружия против тех, кто с оружием в руках, сыновья Дхритараштры на поле боя могут убить меня. Так для меня будет гораздо лучше.
КОММЕНТАРИЙ.
Этим стихом Арджуна как бы спрашивает: «Может быть, так?». Но помимо личной озабоченности о своем участии в сражении Арджуна пытается понять, что же думает Бог о сыновьях Дхритараштры, высказывает свое мнение о них, как бы приглашая Бога Кришну согласиться с их греховностью, этим заручиться еще одной поддержкой Бога, как и Его пониманием сравнительного преимущества Пандавов по качествам, но делает это не раз, явно и неявно, то не спуская глаз с сыновей Дхритараштры в ст.20, то в ст.23, проявляя явное негодование против их сторонников, то подчеркивая перед Богом свои качества, не позволяющие убийство «наших сыновей Дхритараштры» в ст.35, не находя в этом и пользы, как и удовлетворения, ибо качества не позволяют ему поднять руку на своих двоюродных братьев, в то время, как они, Арджуна в этом уверен и непоколебим, готовы, согласно данному стиху, убить его и обезоруженного. Также в ст. 36 Арджуна не оставляет мысль о своих двоюродных братьях, как и в стихах 37-38 именно о них идет речь. И в последующем сыновья Дхритараштры находятся в поле внимания Арджуны в ст.5-6 гл.2., где замечает, что, даже выиграв сражение, они непременно убивают пленных.
Но ни теперь, ни потом по поводу сыновей Дхритараштры Бог разъяснений Арджуне не дает. Бог никогда и никому не дает Своего четкого Мнения конкретно о ком-либо или о чем либо. Истинное мнение живого существа в процессе его пути непременно претерпевает изменения. Чтобы иметь суждение, приближенное к Божественному пониманию, необходимо освободиться от привязанности ума, необходим и контроль ума, умение оперировать совершенными духовными знаниями и знать в своей мере и качества Самого Бога. Арджуна только в самом начале серьезного духовного пути. Каждая новая ступень в понимании относительно одного и того же предмета не всегда отражает истину, но является необходимой ступенью на пути к более точному видению и пониманию, ни одну ступень не перешагнуть, не проигнорировать, но следует пройти и из такого понимания, пусть ошибочного, незрелого, неполного уже выращивать понимание лучшее, более приближенное к истине и Божественному Мнению, так идя, как все, через ошибки, страдания, извлечения опыта, подъема на новую ступень и снова ошибки… Пока человек так идет, Бог не может обсуждать с ним его понимание на его уровне, ибо знает высшие причины, выходящие за рамки знаний несовершенного человека, который в каждый момент своего движения считает свое мнение единственно верным и неоспоримым, ибо это есть его данный Богом стержень и его движущая причина на данный момент, устремляющая вперед.
Бог ведет каждого Своим Божественным путем, в результате человек достигает знания и следующие из них понимания, которые становятся неотъемлемыми от него, пополняя постепенно его духовный багаж.
Но уровень знаний и духовности Арджуны еще были таковы, что он не мог еще мыслить и понимать события, как и отдельных участников события правильно. Ему не хватало доброты, мудрости, самих знаний и даже веры, которые бы позволили ему в этом направлении мыслить правильно. Арджуна должен был понимать так: Сыновья Дхритараштры, как и он сам, ведомы Богом. При всей очевидности событий их ступень ему доподлинно не известна, как, собственно, и своя. Это знает только Сам Бог. Они, как и любой другой участник военных действий, есть претворение Плана Бога. Все, что они не делают, какими бы качествами не обладали, направляемы Богом и управляемы Им. И только Один Бог знает, Бог использовал их низкие качества, как орудие в этой игре, или самих поставил в необходимые и жесткие условия, принудив поступить именно так, руководствуясь той несправедливостью, которая в их понимании имела место против их отца и далее против них самих. Более того, если сыновья Дхритараштры приняли против Пандавов столько греховных мер, то не кроется ли причина в кармических последствиях самих Пандавов и не выглядели ли они сами в глазах сыновей Дхритараштры как те, кто не имеет право претендовать?
Совершенные знания сделали бы Арджуну более беспристрастным к его двоюродным братьям и позволили бы ему довериться Богу, ибо Бог исходит из Божественной Справедливости всегда.
Не следует сомневаться, что все участники этой затянувшейся вражды избраны Богом не случайно. Бог, выполняя Свой План, непременно является защитником и интересов каждого в плане его личного очищения. Если бы Арджуна уже стоял на той ступени, где во всем видел Руку Бога, он бы действительно не стал бы выпрашивать у сыновей Дхритараштры и клочка земли, чтобы править, но, полностью вручив себя Богу, все принял бы со смирением. Такие люди уже не борцы, ибо во всем видят для себя благо
И это на самом деле так и есть. Тогда неоткуда было бы взяться неприязни, но имело бы место чувству любви. С ним не о чем было бы говорить Богу при таких обстоятельствах, поскольку такой человек задает другие вопросы, иначе мыслит и ждет от Бога другие ответы. В таком случае и роль Арджуны была бы отведена другому или Бхагавад-Гита должна была быть изложена при других обстоятельствах.
Но Богом был избран оптимальный вариант, включающий себя как происходящие события, так и уровень духовного интеллекта Арджуны на данный момент. Но, а поскольку мышление Арджуны было подернуто и материальным пониманием, то конкретно отвечать на его вопросы не представлялось возможным, но постепенно подводя его к правильному выводу на протяжении всего изложения Бхагавад-гиты.
Те знания, которые Бог намеревался дать Арджуне, усвоить быстро невозможно, даже принимая из непосредственно из Рук Самого Бога. Каждая строчка в наставлении на самом деле требует больших духовных усилий и практики на протяжении не одной жизни. Но к чему Арджуна был уже готов, то мог принять, и начинать следовать указаниям Бога. Ему, как и многим, еще предстояло усваивать Бхагавад Гиту в следующих воплощениях через духовных учителей, саму практику йоги, через путь аскез и благодеяний, через изучение святых писаний, через путь контроля ума, чувств и желаний, через путь ограничений и отречения. Слушание – немалое дело, но даже внимающий Самому Богу непременно должен пройти через духовную практику, через путь очищения, через страдания, через преодоления двойственности материального мира, чтобы, пройдя через все, взрастить в себе Божественные качества, что и есть конечная цель Бога на человека, и чтобы эти качества стали неотъемлемыми от духовной сущности.
Высказывание Арджуны о том, что лучше принять смерть, будучи безоружным на поле боя, есть все та же просьба к Богу разъяснить, как поступить ему лучше. Но это еще не чувство смирения, но поиск ответа разными путями. Ответ последует, очень долгий, всеохватывающий, но еще немного следует подождать.
46.Саньджая сказал.
Говоря эти слова, Арджуна, расположенный в колеснице на поле сражения, сел, отбросив в сторону лук и стрелы, преисполненный в мыслях страданиями.
КОММЕНТАРИЙ.
Поведение Арджуны очень похоже на поведение ряда верующих, которые, обращаясь к Богу с той или иной просьбой, молясь Богу, устремляя к Нему свой ум, не видят, не могут дождаться ответ в виде хоть какой-нибудь перемены в жизни, в виде помощи, выхода из затянувшейся ситуации или в появлении другого понимания или другого восприятия другими. Тогда действия таких людей, прошедших ради Бога аскезы, претерпевших, проявивших немалую добродетель, становятся более настойчивыми, требовательными, претендующими на Милость Бога, на свое особое положение перед Высшим Отцом за свои благочестивые деяния, доходят до уровня явного протеста за как бы молчание Бога, провоцируют Бога ну хоть как-то ответить, помочь Своими Божественными средствами. Такие люби можно сказать находятся уже в неслабой вере, ибо обращаться к Богу непосредственно, только в Нем видя Причину всех причин и более ни в ком, даже будучи несдержанным и претендующим, есть проявление уже личностных отношений с Богом, которые Бог допускает, через них развивает человека, приближает к Себе через путь постижения Божественных качеств и пути помощи живому существу. Но более высокая ступень веры – когда человек становится более сдержанным перед Лицом Бога, более смиренным, более терпеливым и не позволяющим себе даже допустимое Богом поведение, которое иначе, как в невежестве, не назовешь. Тем не менее, поведение Арджуны многого стоило, ибо оно соответствовало немалой его духовной ступени, хотя полное осознание Высоты Бога более смирило бы его и свидетельствовало бы о его совершенных качествах в полной мере. И Арджуна своим поведением попытался побудить Владыку услышать. И все же. Что же не так сделал Арджуна? По крайней мере две вещи. Сел, не поклонившись Богу, не спросив Его на то Волю, сел резко, протестующее, считая себя правым и независимым, высказав таким образом протест, явное несогласие со своей неопределенностью и молчанием Бога. Причиной такой неопределенности, сомнений, сокрушений были, несомненно, энергии Бога изнутри, дающие состояние подавленности, сострадания, сокрушения, растерянности в соответствии с его ступенью духовного понимания относительно семьи, родственников, нежелательного потомства, своих личных качеств, принудивших его принять участие в сражении, мысли относительно духовных учителей, которые считались неприкосновенными, а также относительно предписанного и религиозного долга. Также, перед Лицом Бога Арджуна хотел сделать правильный выбор, выбор негреховный, адекватный его внутреннему состоянию и пониманию. Но как правильно все же поступить – ответа еще не было. И продолжало отягощать сознание того, что он сам может послужить причиной разрушения семьи, причиной падения общества в дальнейшем. А в связи с этим и еще один неверный шаг – явный отказ и не в лучшей форме, так сказать, по собственному почину, от принятия участия в сражении, не дождавшись Мнения Бога, что собственно соответствовало пока его уровню религиозности. Арджуна не только просто сел в присутствии Бога, но и резко отодвинул, почти отбросил в сторону на сиденье свой лук и стрелы. Слово «утсриджйа» в переводе с санскрита здесь обозначает – быстро отодвинул, резко отстранил, почти отбросил или отбросил. Это результат не только его несдержанности и неосознания Высоты Бога, но проявление той его ступени, когда он еще не может контролировать свои чувства, не может игнорировать материальные энергии Бога, т.е. явно находится под влиянием иллюзорных энергий, выражающихся в виде двойственности материального мира. На эту зависимость еще не раз укажет Бог впоследствии Арджуне и посоветует освободиться указанным далее путем.
Такое поведение Арджуны имеет также и элемент оскорбления Бога, но не совсем осознанный. К тому же, надо сказать, что Бог намеренно несколько расслабил Арджуну и физически, и духовно, чтобы через эти энергии переживания поднять из глубины его духовной сущности на его личное обозрение его несовершенные качества и тем указать Арджуне на необходимость очищения через духовную практику, что еще было у Арджуны впереди.
Что же касается молчания Бога, то надо хорошо знать, что, зная все, Бог всегда дает человеку возможность высказаться и тем самым ему самому обратить внимание на то, на что уже давно и достаточно пристально смотрит Сам Бог. Более того, Бог никогда не молчит, но Божественные деяния не всегда затрагивают сознание живого существа, ибо и не все ему надо знать. Но Бог уготавливает ответ и через ситуации, и через подготовку других, и через внутреннюю процедуру осмысления и начинает Свой труд задолго до того, как душа обратилась к Нему с вопросом. И если Бог изнутри побудил душу к вопросу, то ответ уже у Бога есть, но ждет своего часа, наиболее благоприятного или подходящего периода, но непременно будет своим путем ответ провозглашен. Никогда прямое обращение к Богу не остается без ответа, но должно быть еще и религиозно-мудрым, чтобы результат не приписать себе и своим усилиям, но увидеть в нем Только Мнение Бога, как и указание.
И только истинно-верующему, всегда погруженному в Бога в себе, Бог изнутри дает то духовное зрение, через которое человек сможет увидеть на каждом шагу ответы Бога, как идущие изнутри, так и извне. Даже грешному, но верующему Бог изнутри дает и наставления, и утешения, и проясняет, и разъясняет, и так шаг за шагом ведет и выводит из любой сложной ситуации.
Неверующим, надеющимся только на себя и ищущим причины в окружающих, Бог и дает утешения через мир материальный, иногда слабые, ненадежные, иллюзорные в соответствии с кармическими заслугами каждого, как и ступенью духовного развития.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 1. На поле битвы. Стих.45-46