Казалось бы, нет ничего удивительного, что почитатели художника Николая Рериха выступают за сохранение в нашем обществе духовной и нравственной культуры. Однако здесь не все так просто…
Если судить о конференции по ее программе, нетрудно понять, что мероприятие посвящено не проблемам искусствоведения, а распространению псевдорелигиозного учения, которое пытались создать Елена и Николай Рерихи.
Если судить о конференции по ее программе, нетрудно понять, что мероприятие посвящено не проблемам искусствоведения, а распространению псевдорелигиозного учения, которое пытались создать Елена и Николай Рерихи.
Следование этой концепции может привести к весьма негативным результатам для каждой отдельной личности, утверждает священник Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии.
– Рерихи назвали основанную ими систему учением живой этики, или Агни-йогой. Это была попытка русской интеллигенции начала XX века создать новое религиозное учение, целью которого является объединение религий, наук, всевозможных философских течений. Последователи Рерихов утверждают, что Агни-йога не противоречит христианству, но это не так. Основы учения взяты из ранних форм теософии, яркой представительницей которой была Елена Блаватская, делавшая серьезный акцент на использовании оккультно-мистических практик.
– Простите, а что подразумевают подобные практики? Это что, вызывание духов?
– Да. Елена Блаватская именно этим активно занималась. А обращенность к мистическим практикам восточного направления чревата серьезными последствиями вплоть до серьезного нарушения психики человека.
– Но последователи Рерихов не позиционируют эту концепцию в качестве религии. Они все-таки выступают как научное сообщество.
– Это особенность некоторых современных движений, измышляющих собственные религиозные учения. Если внимательно изучать творения Елены Рерих, можно понять, что учение ее однозначно религиозное, хотя его и пытаются представить как научно-философское.
– В чем разница?
– Бытие Бога, природа Божества, взаимоотношения человека и Бога – это религиозные вопросы. Философия касается несколько других аспектов. К тому же в рериховской системе создана искусственная мифология. Например, в сочинениях теософов очень часто встречаются заключения о том, что жизнь была принесена с Венеры. Вещи, которые совершенно явно противоречат современным достижениям науки, преподносятся как неоспоримые факты, своего рода догматы, которые следует принимать и их придерживаться. Мифотворчество до сих пор присуще последователям этого учения. Обратимся хотя бы к программе мероприятия, о котором мы говорим. Вот «научная» вставка из нее: «В окрестностях Саратова в XVII столетии сформировался центр Камыцкого ханства, который по легендам воспринимался как центр единого монгольского мира, священная страна Бумба, и калмыцкий хан Аюка-Мончак являлся хранителем священного «чиндамани». Покажите это любому ученому-историку — и послушайте, что он вам ответит.
– И все-таки к Николаю Рериху относятся с большой любовью. Стоит ли оценивать его личность негативно?
– В отношении личностей Церковь не выносит никаких оценок. Ни о ком мы не говорим, что он плох. Просто учение Рерихов наносит вред нравственному и духовному здоровью последователей. Известны случаи, когда реабилитация таких людей длилась годами.
Когда опасность достигает определенной точки накала, Церковь начинает свидетельствовать об этом. Тут следует упомянуть известное постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, которое касается различных неоязыческих религиозных течений, ставших очень популярными в начале 90-х годов в России. В их числе и учение Агни-йоги. Почему? Во-первых, рерихианцы пытаются представить себя как научное сообщество, а во-вторых, выдают себя за христиан. И то, и другое является явной ложью. И об этом Церковь считает себя обязанной предупреждать общество.
– Рерихи назвали основанную ими систему учением живой этики, или Агни-йогой. Это была попытка русской интеллигенции начала XX века создать новое религиозное учение, целью которого является объединение религий, наук, всевозможных философских течений. Последователи Рерихов утверждают, что Агни-йога не противоречит христианству, но это не так. Основы учения взяты из ранних форм теософии, яркой представительницей которой была Елена Блаватская, делавшая серьезный акцент на использовании оккультно-мистических практик.
– Простите, а что подразумевают подобные практики? Это что, вызывание духов?
– Да. Елена Блаватская именно этим активно занималась. А обращенность к мистическим практикам восточного направления чревата серьезными последствиями вплоть до серьезного нарушения психики человека.
– Но последователи Рерихов не позиционируют эту концепцию в качестве религии. Они все-таки выступают как научное сообщество.
– Это особенность некоторых современных движений, измышляющих собственные религиозные учения. Если внимательно изучать творения Елены Рерих, можно понять, что учение ее однозначно религиозное, хотя его и пытаются представить как научно-философское.
– В чем разница?
– Бытие Бога, природа Божества, взаимоотношения человека и Бога – это религиозные вопросы. Философия касается несколько других аспектов. К тому же в рериховской системе создана искусственная мифология. Например, в сочинениях теософов очень часто встречаются заключения о том, что жизнь была принесена с Венеры. Вещи, которые совершенно явно противоречат современным достижениям науки, преподносятся как неоспоримые факты, своего рода догматы, которые следует принимать и их придерживаться. Мифотворчество до сих пор присуще последователям этого учения. Обратимся хотя бы к программе мероприятия, о котором мы говорим. Вот «научная» вставка из нее: «В окрестностях Саратова в XVII столетии сформировался центр Камыцкого ханства, который по легендам воспринимался как центр единого монгольского мира, священная страна Бумба, и калмыцкий хан Аюка-Мончак являлся хранителем священного «чиндамани». Покажите это любому ученому-историку — и послушайте, что он вам ответит.
– И все-таки к Николаю Рериху относятся с большой любовью. Стоит ли оценивать его личность негативно?
– В отношении личностей Церковь не выносит никаких оценок. Ни о ком мы не говорим, что он плох. Просто учение Рерихов наносит вред нравственному и духовному здоровью последователей. Известны случаи, когда реабилитация таких людей длилась годами.
Когда опасность достигает определенной точки накала, Церковь начинает свидетельствовать об этом. Тут следует упомянуть известное постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, которое касается различных неоязыческих религиозных течений, ставших очень популярными в начале 90-х годов в России. В их числе и учение Агни-йоги. Почему? Во-первых, рерихианцы пытаются представить себя как научное сообщество, а во-вторых, выдают себя за христиан. И то, и другое является явной ложью. И об этом Церковь считает себя обязанной предупреждать общество.
Обсуждения РПЦ: Учение Рерихов наносит вред духовному здоровью