В разных странах имеется множество церквей, возведенных в честь Иоанна Крестителя, однако наиболее естественное место для такой церкви у реки Иордан, там, где он проповедовал и крестил. И на том, или почти том месте, стоят несколько церквей и капелл - едва не все при монастырях, построенных представителями различных ветвей христианства.
Первое свидетельство о монастыре рядом с местом крещения относится к VI веку, в нем упоминается, что этот монастырь воздвигнут по указанию византийского императора Анастасия I (491-518).
Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1106 г., писал, что место Крещения Иисуса отмечено небольшой капелой, около алтаря которой находится место погружения верующих при крещении. Однако монастырь Иоанна в то время еще лежал в развалинах после землетрясения 1024 г.
Во дни крестоносцев приток богомольцев сюда был очень многочисленным. Сохранилось свидетельство одного из них, Теодориха, что вместе с ним в 1172 г. это место посетило 60 тысяч паломников и что на месте Крещения показывали большой камень, на котором, как тогда верили, стоял Иисус в момент погружения. 76
Этот монастырь Иоанна Крестителя в XI-XII веках был разрушен дважды (первый раз в результате упомянутого выше землетрясения и второй раз мусульманами в 1140 г.) и возведен заново в 1169 г. византийским императором Мануилом Комниным (1143-1180). Рыцари-тамплиеры превратили его в укрепленный пункт.
Во времена правления мамелюков (XIII-XV века) окрестные жители относились к богомольцам враждебно и часто их грабили. Проживание здесь стало небезопасным, и монастыри в окрестностях Иордана постепенно опустели, однако паломничество сюда не прекратилось. Паломники, побывавшие здесь в XV веке, нашли монастырь и церковь Иоанна Крестителя заброшенными и полуразрушенными. Феликс Фабри, посетивший Святую Землю в 1483 г., описал церемонии паломников более подробно, чем другие. Они проводили здесь утреннюю молитву, пели религиозные песни, целовали землю и получали отпущение грехов.
В XVI веке сформировались новые традиции, связанные с этим местом. Церемонии здесь стали проводить не в январе, как было до того, а весной, во время праздника Пасхи, когда температура воды повышалась. Погружение в Иордан стали проводить после посещения всех святых мест во время Пасхи, и эта заключительная церемония являлась одним из важнейших элементов всего паломничества на Святую Землю. Путь к Иордану совершали караванами, объединявшими многие тысячи богомольцев, в основном из восточных церквей. Сбор каравана происходил перед церковью Святого Гроба, и во главе его шли знаменосцы и оркестр. Караван в сопровождении вооружённых всадников шёл через селение Аль-Лазария.
Ни для кого не секрет, что Святая Земля - это пятое Евангелие. Действительно, здесь все пропитано и дышит жизнью Спасителя, Девой Марией, подвигами святых, вдохновленных подвигом Христа. Особенно это чувствуется в Великие церковные праздники. Тогда по праву можно сказать, что Святая Земля напоминает Икону - Икону праздника. И эта Икона живет, дышит, приносит радость. И в этой Иконе может принять участие любой человек, независимо от того, к какой конфессии он принадлежит и какую веру исповедует. Так происходит во время Великих Двунадесятых праздников. Так происходило и в день Святого Богоявления. Вся Святая Земля являла собой Икону Крещения Господня, в которой мы - православные верующие люди - принимали непосредственное участие.
Подготовка к празднику начинается за несколько дней до самого праздника, когда желающие поехать на реку Иордан - место Крещения Спасителя начинают формировать автобус...
День 18 января называется Крещенский Сочельник. Это день строгого поста, когда православные верующие могут вкушать лишь сочиво - вареные зерна пшеницы перемешанные с сухофруктами и маком. Крещенский Сочельник представляет собой день подготовки к событию, когда в Церкви поются песнопения, славящие предстоящее таинство, и вычитываются Царские Часы, предуготовляющие верующих к Великому Явлению, а также совершается Великое освящение воды в священной реке Иордан. В этот день Иерусалимский Патриарх и представители греческой православной Церкви выезжают на Иордан, к месту Крещения Спасителя после того, как отслужат Литургию в Патриархии. Представители Русской Духовной Миссии и сестры Горненского монастыря во главе с батюшкой также приезжают на Иордан, чтобы принять участие в Празднике.
К прибытию Патриарха на определенном постаменте готовят престол и наливают в купель воду из Иордана. Это место предназначается для богослужения. Патриарх прибывает к 12 часам. Его появление сопровождается колонной скаутов, которые идут впереди под развевающимися знаменами, выбивая барабанную дробь. Под звук барабанного боя Патриарх проходит на место молебна. Молебен служится по определенному Чину, определенными молитвами, воспевающими великий Двунадесятый праздник. По такому же Чину будут служить молебны в течение всей праздничной недели. Освященная вода называется Великая Агисма. Она имеет силу Иорданской воды и по вере ее употребляющих им подаются исцеления.
Крестный ход от монастыря св. прав. Иоанна Предтечи до места Крещения
Река Иордан протекает вдоль Иорданской долины. На расстоянии полукилометра от места крещения вглубь пустыни расположен монастырь святого Иоанна Предтечи, разрушенный в настоящее время. Когда-то здесь была знаменитая монашеская обитель, в которой приобщалась Святых Христовых Тайн Мария Египетская перед тем, как уйти за Иордан, в пустыню. Это место было открыто Святой Царицей Еленой, которая производила раскопки на Святой Земле в 4 веке и которая по праву считается восстановителем Святых мест. Этот монастырь неоднократно разрушался землетрясениями. В последний раз он был восстановлен незадолго до второй мировой войны. В настоящее время монастырь представляет собой каменную крепость. Монастырь находится во владении греческой Патриархии. Он пустует. Лишь внутри огромного помещения, служившего когда-то собором, выставлена на поклонение праздничная икона. От стен этого монастыря и начинается Крестный Ход - спуск к месту молебна. Процессия торжественно и неторопливо спускается к берегу.
А в это время на берегу уже ждут паломники, ждут православные арабы и израильтяне, которые приехали в этот день сюда, чтобы набрать Иорданской святой воды. Многие уже оделись в белые рубахи, предназначенные для погружения в реку. Природа замерла в ожидании чуда. Молящиеся с трепетом ожидают начала молебна и слов молитвы, которая невидимым образом обновляет Вселенную. Согласно преданию православной церкви, в этот день освещается и очищается вода во всей Вселенной. Так говорит церковная молитва, призывая Духа Святого: "Благослови воду сию благословением Иордановым..." Благодать Святого Духа сходит в любой водоем, в каждом уголке земного шара. "Се творю все новое" - глаголет Господь. Так и здесь, на берегу небольшой реки Иордан, которая спускается с гор Галилеи и впадает в Мертвое море, Патриарх Иерусалимский призывает Духа Святого на воду. "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение..." По окончании молебна Иерусалимский Патриарх Феофил троекратно выпускает по одному белому голубю, каждый из которых кружит над водами Иорданскими. Это символизирует явление Духа Святого на воды - "и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение..." Ожидающие погружения паломники ликуют, хлопают в ладоши и издают возгласы, выражающие крайнюю степень восторга! Действительно, это незабываемое зрелище, когда Дух Святой в виде белого голубя кружит над освященной рекой. Потом Патриарх Феофил спускается к реке Крестным Ходом, неся перед собой большой серебряный Крест, обвитый базиликом. Патриарх раздает ароматную траву, освященную Крестом, паломникам, ожидающим чуда. Впереди идет духовенство. Помощники из числа верующих несут Хоругви. Процессия спускается прямо к реке. Здесь, произнося слова праздничного тропаря, Патриарх троекратно бросает крест в воду. И происходит чудо. Река, несущая свои воды слева направо, т.е. вытекающая из Кинерета и впадающая в Мертвое море, поворачивается вспять. Об этом явлении церковь вспоминает, произнося слова псалма царя Давида, который пишет: "Море виде и побеже. Иордан возратися вспять". Очевидцами явились все собравшиеся на берегу.
Крестный ход от монастыря св. прав. Иоанна Предтечи до места Крещения
Могу свидетельствовать, что когда мы прибыли на Иордан, было 10 часов утра. Ни малейшего ветерка. На воде - штиль. Деревья не колыхнутся. И было удивительно, и не верилось, что возможно такое, что "Иордан возратися вспять". Но после того, как Патриарх Феофил и греческое духовенство отслужили молебен, после того, как троекратно Крест был погружен в Иордан под пение молитв, мы стали очевидцами истинности слов Божьих. Три раза Иордан менял направление и " возратися вспять".
Крестным ходом Патриарх вернулся на место служения молебна, освятив воду. Желающие принять святое погружение не замедлили окунуться в Иордане. И радость пришедшую не выразить словами!
Окунувшись в холодной воде Иордана и набрав канистры святой воды, паломники отправляются на Сорокадневную гору, в город Иерихон, где согласно Евангельскому повествованию, "Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от дьявола". Был он на горе сорок дней, поэтому-то гора и получила такое название. Сейчас здесь расположен греческий монастырь, где паломникам оказывают радушный прием гостеприимные монахи.
Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1106 г., писал, что место Крещения Иисуса отмечено небольшой капелой, около алтаря которой находится место погружения верующих при крещении. Однако монастырь Иоанна в то время еще лежал в развалинах после землетрясения 1024 г.
Во дни крестоносцев приток богомольцев сюда был очень многочисленным. Сохранилось свидетельство одного из них, Теодориха, что вместе с ним в 1172 г. это место посетило 60 тысяч паломников и что на месте Крещения показывали большой камень, на котором, как тогда верили, стоял Иисус в момент погружения. 76
Этот монастырь Иоанна Крестителя в XI-XII веках был разрушен дважды (первый раз в результате упомянутого выше землетрясения и второй раз мусульманами в 1140 г.) и возведен заново в 1169 г. византийским императором Мануилом Комниным (1143-1180). Рыцари-тамплиеры превратили его в укрепленный пункт.
Во времена правления мамелюков (XIII-XV века) окрестные жители относились к богомольцам враждебно и часто их грабили. Проживание здесь стало небезопасным, и монастыри в окрестностях Иордана постепенно опустели, однако паломничество сюда не прекратилось. Паломники, побывавшие здесь в XV веке, нашли монастырь и церковь Иоанна Крестителя заброшенными и полуразрушенными. Феликс Фабри, посетивший Святую Землю в 1483 г., описал церемонии паломников более подробно, чем другие. Они проводили здесь утреннюю молитву, пели религиозные песни, целовали землю и получали отпущение грехов.
В XVI веке сформировались новые традиции, связанные с этим местом. Церемонии здесь стали проводить не в январе, как было до того, а весной, во время праздника Пасхи, когда температура воды повышалась. Погружение в Иордан стали проводить после посещения всех святых мест во время Пасхи, и эта заключительная церемония являлась одним из важнейших элементов всего паломничества на Святую Землю. Путь к Иордану совершали караванами, объединявшими многие тысячи богомольцев, в основном из восточных церквей. Сбор каравана происходил перед церковью Святого Гроба, и во главе его шли знаменосцы и оркестр. Караван в сопровождении вооружённых всадников шёл через селение Аль-Лазария.
Ни для кого не секрет, что Святая Земля - это пятое Евангелие. Действительно, здесь все пропитано и дышит жизнью Спасителя, Девой Марией, подвигами святых, вдохновленных подвигом Христа. Особенно это чувствуется в Великие церковные праздники. Тогда по праву можно сказать, что Святая Земля напоминает Икону - Икону праздника. И эта Икона живет, дышит, приносит радость. И в этой Иконе может принять участие любой человек, независимо от того, к какой конфессии он принадлежит и какую веру исповедует. Так происходит во время Великих Двунадесятых праздников. Так происходило и в день Святого Богоявления. Вся Святая Земля являла собой Икону Крещения Господня, в которой мы - православные верующие люди - принимали непосредственное участие.
Подготовка к празднику начинается за несколько дней до самого праздника, когда желающие поехать на реку Иордан - место Крещения Спасителя начинают формировать автобус...
День 18 января называется Крещенский Сочельник. Это день строгого поста, когда православные верующие могут вкушать лишь сочиво - вареные зерна пшеницы перемешанные с сухофруктами и маком. Крещенский Сочельник представляет собой день подготовки к событию, когда в Церкви поются песнопения, славящие предстоящее таинство, и вычитываются Царские Часы, предуготовляющие верующих к Великому Явлению, а также совершается Великое освящение воды в священной реке Иордан. В этот день Иерусалимский Патриарх и представители греческой православной Церкви выезжают на Иордан, к месту Крещения Спасителя после того, как отслужат Литургию в Патриархии. Представители Русской Духовной Миссии и сестры Горненского монастыря во главе с батюшкой также приезжают на Иордан, чтобы принять участие в Празднике.
К прибытию Патриарха на определенном постаменте готовят престол и наливают в купель воду из Иордана. Это место предназначается для богослужения. Патриарх прибывает к 12 часам. Его появление сопровождается колонной скаутов, которые идут впереди под развевающимися знаменами, выбивая барабанную дробь. Под звук барабанного боя Патриарх проходит на место молебна. Молебен служится по определенному Чину, определенными молитвами, воспевающими великий Двунадесятый праздник. По такому же Чину будут служить молебны в течение всей праздничной недели. Освященная вода называется Великая Агисма. Она имеет силу Иорданской воды и по вере ее употребляющих им подаются исцеления.
Крестный ход от монастыря св. прав. Иоанна Предтечи до места Крещения
Река Иордан протекает вдоль Иорданской долины. На расстоянии полукилометра от места крещения вглубь пустыни расположен монастырь святого Иоанна Предтечи, разрушенный в настоящее время. Когда-то здесь была знаменитая монашеская обитель, в которой приобщалась Святых Христовых Тайн Мария Египетская перед тем, как уйти за Иордан, в пустыню. Это место было открыто Святой Царицей Еленой, которая производила раскопки на Святой Земле в 4 веке и которая по праву считается восстановителем Святых мест. Этот монастырь неоднократно разрушался землетрясениями. В последний раз он был восстановлен незадолго до второй мировой войны. В настоящее время монастырь представляет собой каменную крепость. Монастырь находится во владении греческой Патриархии. Он пустует. Лишь внутри огромного помещения, служившего когда-то собором, выставлена на поклонение праздничная икона. От стен этого монастыря и начинается Крестный Ход - спуск к месту молебна. Процессия торжественно и неторопливо спускается к берегу.
А в это время на берегу уже ждут паломники, ждут православные арабы и израильтяне, которые приехали в этот день сюда, чтобы набрать Иорданской святой воды. Многие уже оделись в белые рубахи, предназначенные для погружения в реку. Природа замерла в ожидании чуда. Молящиеся с трепетом ожидают начала молебна и слов молитвы, которая невидимым образом обновляет Вселенную. Согласно преданию православной церкви, в этот день освещается и очищается вода во всей Вселенной. Так говорит церковная молитва, призывая Духа Святого: "Благослови воду сию благословением Иордановым..." Благодать Святого Духа сходит в любой водоем, в каждом уголке земного шара. "Се творю все новое" - глаголет Господь. Так и здесь, на берегу небольшой реки Иордан, которая спускается с гор Галилеи и впадает в Мертвое море, Патриарх Иерусалимский призывает Духа Святого на воду. "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение..." По окончании молебна Иерусалимский Патриарх Феофил троекратно выпускает по одному белому голубю, каждый из которых кружит над водами Иорданскими. Это символизирует явление Духа Святого на воды - "и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение..." Ожидающие погружения паломники ликуют, хлопают в ладоши и издают возгласы, выражающие крайнюю степень восторга! Действительно, это незабываемое зрелище, когда Дух Святой в виде белого голубя кружит над освященной рекой. Потом Патриарх Феофил спускается к реке Крестным Ходом, неся перед собой большой серебряный Крест, обвитый базиликом. Патриарх раздает ароматную траву, освященную Крестом, паломникам, ожидающим чуда. Впереди идет духовенство. Помощники из числа верующих несут Хоругви. Процессия спускается прямо к реке. Здесь, произнося слова праздничного тропаря, Патриарх троекратно бросает крест в воду. И происходит чудо. Река, несущая свои воды слева направо, т.е. вытекающая из Кинерета и впадающая в Мертвое море, поворачивается вспять. Об этом явлении церковь вспоминает, произнося слова псалма царя Давида, который пишет: "Море виде и побеже. Иордан возратися вспять". Очевидцами явились все собравшиеся на берегу.
Крестный ход от монастыря св. прав. Иоанна Предтечи до места Крещения
Могу свидетельствовать, что когда мы прибыли на Иордан, было 10 часов утра. Ни малейшего ветерка. На воде - штиль. Деревья не колыхнутся. И было удивительно, и не верилось, что возможно такое, что "Иордан возратися вспять". Но после того, как Патриарх Феофил и греческое духовенство отслужили молебен, после того, как троекратно Крест был погружен в Иордан под пение молитв, мы стали очевидцами истинности слов Божьих. Три раза Иордан менял направление и " возратися вспять".
Крестным ходом Патриарх вернулся на место служения молебна, освятив воду. Желающие принять святое погружение не замедлили окунуться в Иордане. И радость пришедшую не выразить словами!
Окунувшись в холодной воде Иордана и набрав канистры святой воды, паломники отправляются на Сорокадневную гору, в город Иерихон, где согласно Евангельскому повествованию, "Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от дьявола". Был он на горе сорок дней, поэтому-то гора и получила такое название. Сейчас здесь расположен греческий монастырь, где паломникам оказывают радушный прием гостеприимные монахи.
Обсуждения Место Крещения Господня на реке Иордан. Монастырь св. Иоанна...