Книга Зоар. Статья "Заповедь вторая" (в сокращении)
198. Вторая заповедь - неразрывно связанная с Заповедью трепета, Заповедь любви - чтобы любил человек Творца своего абсолютной (совершенной) любовью. Что означает совершенная любовь?
198. Вторая заповедь - неразрывно связанная с Заповедью трепета, Заповедь любви - чтобы любил человек Творца своего абсолютной (совершенной) любовью. Что означает совершенная любовь?
- Это большая любовь, как сказано: "Ходит пред Творцом своим в абсолютной честности и беспорочности". И это означает совершенство в любви. Поэтому сказано: "Да будет свет" - это совершенная любовь, называемая "Большая любовь". Именно так должен любить своего Творца человек.
200. Поэтому есть, кто любит Творца, чтобы стать богатым, чтобы долго жить, чтобы иметь много здоровых детей, властвовать над ненавистниками, - получает то, что желает, и ПОЭТОМУ любит Творца. Но если получит обратное, если Творец проведет его через страдания, возненавидит Творца, и совершенно не ощутит к Нему никакой любви. Поэтому в такой (эгоистической) любви нет требуемой (для духовного слияния) основы.
201. Любовь называется совершенной, если она с обеих сторон: со стороны закона (страданий) и со стороны милосердия (успеха в жизни). Когда человек любит Творца, даже если Творец забирает его душу - это есть совершенная, полная любовь с обеих сторон: милосердия и закона. Поэтому свет первого действия творения раскрылся, но затем был скрыт. И вследствие скрытия проявился жесткий закон в мире, соединились обе стороны, милосердие и закон, вместе, чтобы получилось совершенство. И это желательная любовь.
202. Поцеловал (соединился с ним) его раби Шимон. Приблизился (к его ступени) раби Пинхас, поцеловал (соединился) и благословил: "Видно, Творец послал меня сюда. Это тот тонкий свет, о котором сказано было, что находится в доме моем, а затем осветит весь мир". Сказал раби Элазар: "Конечно же, страх не должен забываться во всех Заповедях, а тем более в этой Заповеди, Заповеди любви, должен быть страх постоянно соединен с самой Заповедью. Как он соединяется? Любовь хороша с одной стороны, когда получает от Любимого добро, здоровье, блага, питание и жизнь - вот тут-то и необходимо возбудить страх, чтобы не согрешить, дабы не обернулось обратным, о чем сказано: "Счастлив постоянно боящийся", потому что страх находится внутри его любви.
203. Так необходимо пробуждать страх со стороны строгого закона (ограничения эгоизма), потому что, когда видит, что строгий суд находится над ним, необходимо возбудить страх перед своим Господином, дабы не ожесточилось сердце, о чем сказано: "Ожесточающий сердце, падает в плохое", падает в другую сторону (свой эгоизм), называемую плохой. Поэтому страх соединяется с обеими сторонами, с хорошей, любовью, а также со стороной строгого закона. И состоит из обеих. А если страх соединен с хорошей стороной и любовью, а также - со строгостью закона, то такая любовь совершенна.
200. Поэтому есть, кто любит Творца, чтобы стать богатым, чтобы долго жить, чтобы иметь много здоровых детей, властвовать над ненавистниками, - получает то, что желает, и ПОЭТОМУ любит Творца. Но если получит обратное, если Творец проведет его через страдания, возненавидит Творца, и совершенно не ощутит к Нему никакой любви. Поэтому в такой (эгоистической) любви нет требуемой (для духовного слияния) основы.
201. Любовь называется совершенной, если она с обеих сторон: со стороны закона (страданий) и со стороны милосердия (успеха в жизни). Когда человек любит Творца, даже если Творец забирает его душу - это есть совершенная, полная любовь с обеих сторон: милосердия и закона. Поэтому свет первого действия творения раскрылся, но затем был скрыт. И вследствие скрытия проявился жесткий закон в мире, соединились обе стороны, милосердие и закон, вместе, чтобы получилось совершенство. И это желательная любовь.
202. Поцеловал (соединился с ним) его раби Шимон. Приблизился (к его ступени) раби Пинхас, поцеловал (соединился) и благословил: "Видно, Творец послал меня сюда. Это тот тонкий свет, о котором сказано было, что находится в доме моем, а затем осветит весь мир". Сказал раби Элазар: "Конечно же, страх не должен забываться во всех Заповедях, а тем более в этой Заповеди, Заповеди любви, должен быть страх постоянно соединен с самой Заповедью. Как он соединяется? Любовь хороша с одной стороны, когда получает от Любимого добро, здоровье, блага, питание и жизнь - вот тут-то и необходимо возбудить страх, чтобы не согрешить, дабы не обернулось обратным, о чем сказано: "Счастлив постоянно боящийся", потому что страх находится внутри его любви.
203. Так необходимо пробуждать страх со стороны строгого закона (ограничения эгоизма), потому что, когда видит, что строгий суд находится над ним, необходимо возбудить страх перед своим Господином, дабы не ожесточилось сердце, о чем сказано: "Ожесточающий сердце, падает в плохое", падает в другую сторону (свой эгоизм), называемую плохой. Поэтому страх соединяется с обеими сторонами, с хорошей, любовью, а также со стороной строгого закона. И состоит из обеих. А если страх соединен с хорошей стороной и любовью, а также - со строгостью закона, то такая любовь совершенна.
Обсуждения Заповедь вторая