«Зоар», важнейшая каббалистическая книга, была скрыта сразу после написания и сотни лет хранилась за семью печатями. Когда настало время, ее заново открыл для нас Бааль Сулам.
Место: Иудея
Время: II век новой эры
Место: Иудея
Время: II век новой эры
Замысел книги «Зоар» родился чуть менее двух тысячелетий назад в небольшой пещере неподалеку от поселения Пкиин в Западной Галилее. Там рабби Шимон Бар Йохай вместе с сыном рабби Эльазаром скрывались от преследования римлян. Ежедневно в течение тринадцати лет изучая науку каббала, они готовили себя к написанию книги, которой предстояло изменить судьбы человечества. Тайны Высшего мира раскрылись перед ними только благодаря пламенному желанию, переполнявшему их сердца. Постепенно формировался замысел книги «Зоар» – «книги сияния». Отца и сына пронизывала единая мысль: миру должна раскрыться тайна творения!
Годы проходят быстро. Отец и сын завершают духовную подготовку и выходят из пещеры. Однако чтобы написать книгу «Зоар», нужно создать группу учеников, с помощью которых рабби Шимон сможет «притянуть» в мир Высший свет. Спустя короткое время он собирает вокруг себя величайших каббалистов той эпохи и выбирает для занятий пещеру на горе Мерон, из которой открывается холмистый пейзаж города Цфат. Объединившись друг с другом в едином желании, они формируют духовную структуру, через которую рабби Шимон проводит в мир Высший свет. Их девять и он – десятый: десять каббалистов по числу десяти сфирот.
Однако постижения рабби Шимона столь высоки, столь глубоки… Как же передать их людям?
Тайное откровение
В главе Аазину книга «Зоар» описывает организацию учебы в группе: каждый ученик выполнял свою духовную работу, и, кроме того, рабби Аба записывал слова учителя.
Рабби Аба был наделен особым талантом: он единственный мог записывать слова учителя так, чтобы они сочетали в себе и разгадку, и загадку одновременно. Человек, уже внутренне готовый, правильно понимает этот текст, а тот, кто еще не созрел, видит лишь внешний пласт повествования. Книга «Зоар» называет это «тайным откровением».
Спустя 1800 лет Бааль Сулам напишет: «Рабби Аба умел выстраивать слова так, чтобы они были полностью открыты для тех, кто достоин их понять, и недосягаемы для тех, кто их недостоин» («Общее введение в книгу «Паним мэирот», п. 1).
Итак, книга «Зоар», основа основ науки каббала, впервые раскрылась миру и сразу же была спрятана ее авторами. Еще не пришло время… «Книга эта, – сказал рабби Шимон своим ученикам, – раскроется лишь в том поколении, которое придет в отчаяние от собственного эгоизма и захочет понять смысл своей жизни. Ее предназначение в том, чтобы завершить период духовной тьмы и изгнания».
Где ключ от шифрА?..
Множество книг было написано каббалистами до книги «Зоар», а еще больше – после нее. Однако ни одна не сравнится с ней по духовной мощи. «Зоар» описывает вечную и совершенную духовную реальность, существующую над ограничениями пространства и времени. Но как понять то, что в ней скрыто? Бааль Сулам пишет: «Наш человеческий язык чересчур скуден, чтобы верно и полно истолковать в книге «Зоар» хотя бы что-то» («Введение в книгу «Зоар», п. 1).
В таком случае, где ключ от этого шифра? Как проникнуть в его суть? Как добраться до тех сокровищ, которые оставил нам рабби Шимон со своими учениками?
На это Бааль Сулам отвечает так: «Чтобы понять слова книги «Зоар», человек должен быть свободен от себялюбия. Лишь в мере своей внутренней чистоты он сможет понять то, что хочет донести до него «Зоар». В противном случае силы скверны заслоняют и сдерживают истину, заложенную в этой книге» (книга «Шамати», статья 89).
Каббалисты – это люди, постигшие Высшую силу, силу любви и отдачи. В своих книгах они описывают открытия, совершенные ими в духовном мире. Однако лишь тот, кто сам достиг такого же уровня, может понимать их слова. Лишь перед ним раскрываются тайны книги «Зоар».
Человек, постигающий Высшую силу, начинает восхождение по 125-ти ступеням духовной лестницы, раскрывая прошлое, настоящее и будущее. Он понимает, что книга «Зоар» закрыта лишь перед теми, чье сердце полно эгоистической любви к себе. Если же сердце человека открыто для других, книга эта служит ему путеводителем по духовному миру, навстречу вечности и совершенству.
11 веков спустя
Место: Вальядолид, Кастилия
Время: XIII век
Вот уже которую ночь каббалист рабби Моше де-Лион не смыкает глаз. Он сидит у себя в комнате, склонившись над древним манускриптом, случайно попавшим к нему в руки. Духовная мощь рукописи столь велика, что изумлению его нет предела. «Это написали гиганты духа, – понимает он. – Слова их возвышенны и загадочны… Люди неверно истолкуют эту книгу, поколение еще не готово к ее раскрытию».
Однако через несколько лет после его смерти, в самом начале XIV века, книга «Зоар» все же вышла в мир. Рабби Моше не успел посвятить жену в свою тайну, и в одну из тяжелых зим вдове пришлось распродать все оставшиеся после него рукописи, чтобы прокормить себя и дочь.
Итак, книга вышла в мир, но широкого распространения не получила, оставаясь непонятной и далекой от масс. Изучали ее немногие, и только единицы могли понять и оценить важность написанного. Книга переходила из города в город, от каббалиста к каббалисту. Вставая в полночь, они зажигали свечу, занавешивали окна и плотно затворяли двери, чтобы их не увидели и не услышали. С трепетом они открывали эту великую книгу, пытаясь постичь реальность, скрытую от наших ощущений. Делалось это втайне, поскольку было известно, что «время еще не пришло». Должно пройти еще несколько столетий, пока люди будут готовы к раскрытию тайн книги «Зоар».
Необходимо действовать
9 веков спустя
Место: Палестина (Израиль)
Время: XX век
На пороге истории двадцатый век. Водоворот событий захлестнул собою мир. Невероятный технический рывок, не имевший аналогов в прошлом, две Мировые войны с массовым уничтожением целых народов – это лишь фрагменты тех потрясений, которые испытало человечество уже в первой половине века.Стало ясно, что началось падение в никуда. Теперь еще больше, чем когда бы то ни было, проявилась необходимость в качественных и быстрых переменах. Требуется методика выхода из кризиса. Даже не сознавая этого, мир нуждается в том, кто объяснит причины происходящего, проинструктирует и направит… И такой человек есть! Это духовный наследник рабби Шимона Бар Йохая, величайший каббалист нашего поколения – рав Йегуда Ашлаг – Бааль Сулам.
Время не ждет. Действовать нужно быстро. Бааль Сулам понимает, что человечество сможет взять новый курс только в том случае, если взойдет на следующую ступень развития – духовную. Тревога за будущее мира не дает покоя и заставляет учащенно биться сердце. «Необходимо действовать, – понимает он. – Пришло время дать людям решение – развить каббалистическую методику».
Великий каббалист решительно приступает к делу. Однако существует проблема: поднявшись на высшие ступени духовной лестницы и постигнув все тайны, заложенные в книге «Зоар», Бааль Сулам лишился способности писать на языке, понятном людям: «Как же быть?..»
«Тогда решился я в сердце: …даже если придется спуститься с моей высокой ступени, я обязан излить горячую молитву к Творцу. Пускай даст мне постижение и знание… чтобы принести пользу людям и поднять их на свою ступень мудрости и очарования» (Бааль Сулам, «Пророчество»).
В своем «Пророчестве» Бааль Сулам описывает, как он от всего сердца просит быть понятым, даже ценой отказа от высочайшей духовной ступени, ибо пришло время раскрыть миру тайны каббалы. Просьба удовлетворена, и с этого момента начинается судьбоносный период его жизни.
Духовная революция
«Я назвал этот комментарий «Сулам» (лестница), чтобы показать, что предназначение у него такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы, чтобы подняться к ней – и тогда в твоих руках все сокровища мира» («Предисловие к книге «Зоар», п. 58).
В сумасшедшем забеге наперегонки со временем он ступень за ступенью выстраивает «лестницу», которая «приведет человечество в небеса», в вечность и совершенство.
Это задача всей его жизни. Бааль Сулам берет великую книгу рабби Шимона и пишет на нее всеобъемлющий комментарий под названием «Сулам». Он работает по 18 часов в сутки без отдыха. Задача его слишком важна, чтобы думать о себе: «Времени мало, и слишком много возложено на чашу весов. Я обязан успеть. Обязан…» – повторяет он себе самому.
Бааль Сулам пишет книги и статьи, выпускает газету, встречается с политическими лидерами. Он готов объяснять каббалу каждому человеку на улице – только бы его слушали.
Его революционные идеи воплощаются в жизнь. От него требуется совсем непростая работа: он должен побороть невежество и развеять суеверия, «прилипшие» к каббале за долгие годы. Однако важнее всего разработать методику духовного развития, которая подойдет любому человеку нашего времени.
Буква за буквой, слово за словом, цель все ближе, и, наконец, заветная мечта каббалистов превращается из предсказания в реальность: каббала становится доступной каждому человеку и без всяких предварительных условий. Из последних сил Бааль Сулам завершает свою миссию.
Этот великий человек осуществил духовную революцию, плодами которой мы пользуемся сегодня. Он перевел с арамейского и объяснил весь текст книги «Зоар», тем самым позволив нам приобщиться к трудам каббалистов. Благодаря ему завершилось то, что начал рабби Шимон Бар Йохай со своими учениками. Книга, спрятанная за семью печатями, распахнулась сегодня перед нами с помощью единственного в своем роде ключа – комментария «Сулам». Нам осталось только взять в руки этот ключ и с его помощью взойти по лестнице, ведущей в духовное, в самые сокровенные таинства, заключенные в книге «Зоар».
Годы проходят быстро. Отец и сын завершают духовную подготовку и выходят из пещеры. Однако чтобы написать книгу «Зоар», нужно создать группу учеников, с помощью которых рабби Шимон сможет «притянуть» в мир Высший свет. Спустя короткое время он собирает вокруг себя величайших каббалистов той эпохи и выбирает для занятий пещеру на горе Мерон, из которой открывается холмистый пейзаж города Цфат. Объединившись друг с другом в едином желании, они формируют духовную структуру, через которую рабби Шимон проводит в мир Высший свет. Их девять и он – десятый: десять каббалистов по числу десяти сфирот.
Однако постижения рабби Шимона столь высоки, столь глубоки… Как же передать их людям?
Тайное откровение
В главе Аазину книга «Зоар» описывает организацию учебы в группе: каждый ученик выполнял свою духовную работу, и, кроме того, рабби Аба записывал слова учителя.
Рабби Аба был наделен особым талантом: он единственный мог записывать слова учителя так, чтобы они сочетали в себе и разгадку, и загадку одновременно. Человек, уже внутренне готовый, правильно понимает этот текст, а тот, кто еще не созрел, видит лишь внешний пласт повествования. Книга «Зоар» называет это «тайным откровением».
Спустя 1800 лет Бааль Сулам напишет: «Рабби Аба умел выстраивать слова так, чтобы они были полностью открыты для тех, кто достоин их понять, и недосягаемы для тех, кто их недостоин» («Общее введение в книгу «Паним мэирот», п. 1).
Итак, книга «Зоар», основа основ науки каббала, впервые раскрылась миру и сразу же была спрятана ее авторами. Еще не пришло время… «Книга эта, – сказал рабби Шимон своим ученикам, – раскроется лишь в том поколении, которое придет в отчаяние от собственного эгоизма и захочет понять смысл своей жизни. Ее предназначение в том, чтобы завершить период духовной тьмы и изгнания».
Где ключ от шифрА?..
Множество книг было написано каббалистами до книги «Зоар», а еще больше – после нее. Однако ни одна не сравнится с ней по духовной мощи. «Зоар» описывает вечную и совершенную духовную реальность, существующую над ограничениями пространства и времени. Но как понять то, что в ней скрыто? Бааль Сулам пишет: «Наш человеческий язык чересчур скуден, чтобы верно и полно истолковать в книге «Зоар» хотя бы что-то» («Введение в книгу «Зоар», п. 1).
В таком случае, где ключ от этого шифра? Как проникнуть в его суть? Как добраться до тех сокровищ, которые оставил нам рабби Шимон со своими учениками?
На это Бааль Сулам отвечает так: «Чтобы понять слова книги «Зоар», человек должен быть свободен от себялюбия. Лишь в мере своей внутренней чистоты он сможет понять то, что хочет донести до него «Зоар». В противном случае силы скверны заслоняют и сдерживают истину, заложенную в этой книге» (книга «Шамати», статья 89).
Каббалисты – это люди, постигшие Высшую силу, силу любви и отдачи. В своих книгах они описывают открытия, совершенные ими в духовном мире. Однако лишь тот, кто сам достиг такого же уровня, может понимать их слова. Лишь перед ним раскрываются тайны книги «Зоар».
Человек, постигающий Высшую силу, начинает восхождение по 125-ти ступеням духовной лестницы, раскрывая прошлое, настоящее и будущее. Он понимает, что книга «Зоар» закрыта лишь перед теми, чье сердце полно эгоистической любви к себе. Если же сердце человека открыто для других, книга эта служит ему путеводителем по духовному миру, навстречу вечности и совершенству.
11 веков спустя
Место: Вальядолид, Кастилия
Время: XIII век
Вот уже которую ночь каббалист рабби Моше де-Лион не смыкает глаз. Он сидит у себя в комнате, склонившись над древним манускриптом, случайно попавшим к нему в руки. Духовная мощь рукописи столь велика, что изумлению его нет предела. «Это написали гиганты духа, – понимает он. – Слова их возвышенны и загадочны… Люди неверно истолкуют эту книгу, поколение еще не готово к ее раскрытию».
Однако через несколько лет после его смерти, в самом начале XIV века, книга «Зоар» все же вышла в мир. Рабби Моше не успел посвятить жену в свою тайну, и в одну из тяжелых зим вдове пришлось распродать все оставшиеся после него рукописи, чтобы прокормить себя и дочь.
Итак, книга вышла в мир, но широкого распространения не получила, оставаясь непонятной и далекой от масс. Изучали ее немногие, и только единицы могли понять и оценить важность написанного. Книга переходила из города в город, от каббалиста к каббалисту. Вставая в полночь, они зажигали свечу, занавешивали окна и плотно затворяли двери, чтобы их не увидели и не услышали. С трепетом они открывали эту великую книгу, пытаясь постичь реальность, скрытую от наших ощущений. Делалось это втайне, поскольку было известно, что «время еще не пришло». Должно пройти еще несколько столетий, пока люди будут готовы к раскрытию тайн книги «Зоар».
Необходимо действовать
9 веков спустя
Место: Палестина (Израиль)
Время: XX век
На пороге истории двадцатый век. Водоворот событий захлестнул собою мир. Невероятный технический рывок, не имевший аналогов в прошлом, две Мировые войны с массовым уничтожением целых народов – это лишь фрагменты тех потрясений, которые испытало человечество уже в первой половине века.Стало ясно, что началось падение в никуда. Теперь еще больше, чем когда бы то ни было, проявилась необходимость в качественных и быстрых переменах. Требуется методика выхода из кризиса. Даже не сознавая этого, мир нуждается в том, кто объяснит причины происходящего, проинструктирует и направит… И такой человек есть! Это духовный наследник рабби Шимона Бар Йохая, величайший каббалист нашего поколения – рав Йегуда Ашлаг – Бааль Сулам.
Время не ждет. Действовать нужно быстро. Бааль Сулам понимает, что человечество сможет взять новый курс только в том случае, если взойдет на следующую ступень развития – духовную. Тревога за будущее мира не дает покоя и заставляет учащенно биться сердце. «Необходимо действовать, – понимает он. – Пришло время дать людям решение – развить каббалистическую методику».
Великий каббалист решительно приступает к делу. Однако существует проблема: поднявшись на высшие ступени духовной лестницы и постигнув все тайны, заложенные в книге «Зоар», Бааль Сулам лишился способности писать на языке, понятном людям: «Как же быть?..»
«Тогда решился я в сердце: …даже если придется спуститься с моей высокой ступени, я обязан излить горячую молитву к Творцу. Пускай даст мне постижение и знание… чтобы принести пользу людям и поднять их на свою ступень мудрости и очарования» (Бааль Сулам, «Пророчество»).
В своем «Пророчестве» Бааль Сулам описывает, как он от всего сердца просит быть понятым, даже ценой отказа от высочайшей духовной ступени, ибо пришло время раскрыть миру тайны каббалы. Просьба удовлетворена, и с этого момента начинается судьбоносный период его жизни.
Духовная революция
«Я назвал этот комментарий «Сулам» (лестница), чтобы показать, что предназначение у него такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы, чтобы подняться к ней – и тогда в твоих руках все сокровища мира» («Предисловие к книге «Зоар», п. 58).
В сумасшедшем забеге наперегонки со временем он ступень за ступенью выстраивает «лестницу», которая «приведет человечество в небеса», в вечность и совершенство.
Это задача всей его жизни. Бааль Сулам берет великую книгу рабби Шимона и пишет на нее всеобъемлющий комментарий под названием «Сулам». Он работает по 18 часов в сутки без отдыха. Задача его слишком важна, чтобы думать о себе: «Времени мало, и слишком много возложено на чашу весов. Я обязан успеть. Обязан…» – повторяет он себе самому.
Бааль Сулам пишет книги и статьи, выпускает газету, встречается с политическими лидерами. Он готов объяснять каббалу каждому человеку на улице – только бы его слушали.
Его революционные идеи воплощаются в жизнь. От него требуется совсем непростая работа: он должен побороть невежество и развеять суеверия, «прилипшие» к каббале за долгие годы. Однако важнее всего разработать методику духовного развития, которая подойдет любому человеку нашего времени.
Буква за буквой, слово за словом, цель все ближе, и, наконец, заветная мечта каббалистов превращается из предсказания в реальность: каббала становится доступной каждому человеку и без всяких предварительных условий. Из последних сил Бааль Сулам завершает свою миссию.
Этот великий человек осуществил духовную революцию, плодами которой мы пользуемся сегодня. Он перевел с арамейского и объяснил весь текст книги «Зоар», тем самым позволив нам приобщиться к трудам каббалистов. Благодаря ему завершилось то, что начал рабби Шимон Бар Йохай со своими учениками. Книга, спрятанная за семью печатями, распахнулась сегодня перед нами с помощью единственного в своем роде ключа – комментария «Сулам». Нам осталось только взять в руки этот ключ и с его помощью взойти по лестнице, ведущей в духовное, в самые сокровенные таинства, заключенные в книге «Зоар».
Обсуждения Шифр Рашби