Однако, если у поклонников эзотерики творчество Н. Рериха (тесно связанное с учением Агни Йоги Елены Рерих) не вызывает никаких вопросов (и уж, тем более, сомнений), то взгляд на живопись Рериха с точки зрения Расовых созвучий вынуждает по-иному взглянуть и на многие картины этого просветителя, и на весь его жизненный путь в целом.
1. Живопись и Иллюзия
Но для начала необходимо прояснить вопрос о месте и роли живописи среди многих прочих видов деятельности человечества, в зависимости от созвучия людей тем или иным Расам.
Сразу замечу, что вопрос этот в разных мистических и просто философско-эстетических учениях и доктринах рассматривается по-разному. Поэтому теорий по поводу роли изобразительного искусства в культурной среде существует великое множество, исходя из чего, обычному человеку, к тому же, лишенному специального образования, разобраться в них зачастую бывает совершенно невозможно.
И стоит ли удивляться, что во все времена вопрос о величии (или наоборот) того или иного вида искусства (да собственно, и человеческой жизни вообще) был отдан на откуп, в первую очередь, самим представителям богемы, во-вторую (или, может, в первую), - властной и религиозной элите, и лишь, в-третью, - обществу, которое (по логике развития человечества, если в ней, конечно, присутствует Разум) и должно было бы то ли утверждать своим признанием те или иные виды искусства, то ли отвергать.
Именно поэтому, глядя на культурное наследие предков, дошедшее до наших времен из самых далеких эпох, приходится удивляться обилию в нем имущества, принадлежащего, скажем так, состоятельной или зажиточной (а то и вовсе богатой) части населения планеты. Конечно, кому-то в этом может видеться некий знак судьбы, что-то утверждающий на нашей Земле.
Но на самом деле, в том, какое наследие и каким образом доходит сквозь тысячелетия до потомков, проявляется несколько иная закономерность. Связано это с тем, что все многообразие видов материального имущества в земном мире связано, главным образом, с солнечной активностью – и самого Солнца, и вибраций планетарного тела Земли, и активностью физических тел людей, и мысленных процессов нашего головного мозга, ну и, соответственно, всего того, что этот мозг порождает (будь то наше воображение или просто совершенно обычное и естественное отображение окружающего нас мира).
Если кому-то не нравится это обстоятельство, то он может сам попытаться (хотя бы теоретически) найти возможность создать в условиях земного тяготения какой-либо предмет, который:
во-первых, не имел бы видимой (внешней) схожести с окружающим нас физическим миром (который сформирован в условиях существования Солнца и большинство явлений в нем выглядит тем или иным образом в зависимости именно от того, каким образом (качество, количество) они отражают солнечный свет);
во-вторых, не имел бы причинно-следственной связи с земным тяготением и материалами земного происхождения, им обладающими;
в-третьих, не имел бы родства с людским потом, который выделяется человеческим телом лишь по той простой причине, что Солнце изменило орбиту и ось вращения Земли в космосе, в результате чего существенным образом изменилась среднесуточная и среднегодовая температура на всей планете, к тому же, тела людей практически перестали выживать под прямым воздействием солнечного света;
в-четвертых, не имел бы сходства с ликом земных излучений; речь идет об излучениях всех видов (в том числе, и тонких энергий), имеющихся на Земле, каждое из которых имеет свою особую структуру, внешний вид и способы воздействия на людей, животных, рыб, деревья, растения, грунты, воду, атмосферу, мысленные волны, беспрепятственно распространяющиеся почти по всей планете.
Кроме того, искомый уникальный предмет обязан иметь прозрачность гораздо меньшую, чем солнечный луч (то есть, иметь строение, намного тоньше, чтобы солнечная энергия не могла его разрушать, смещать или проникать сквозь него). Но, в то же время, сохранять свойство оптической видимости для глаз людей, животных, рыб и прочей, еще более мелкой, земной живности.
Да, такой предмет можно было бы материализовать… из энергии пространства. Всего лишь силой мысли человека. И не было бы ни пота, ни земного подобия (при желании), ни причинно-следственной связи с земными вибрациями или излучениями, и всего прочего, что связано с земным бытом. Если бы только рядом с Землей не было Солнца и, как следствие, нынешней земной гравитации, основанной, в основном, на солнечной энергии.
Поэтому с давних времен человечество вынуждено приучаться выживать среди хаоса мысленных волн, имеющих солнечную природу (или связь), что приводит к одному простому следствию. Если НЕЧТО, самое что ни на есть духовное и возвышенное, имеет прямую и внешне видимую связь с предметами или явлениями окружающего нас мира, то это уникальное «изобретение» обязательно (то есть, всегда) будет иметь, в первую очередь, солнечную причину. И, соответственно, иметь главную составляющую в своем физическом проявлении в виде солнечной энергии.
Сюда относится и слово, и речь, и все наши движения, и все наши мысли, порожденные энергиями, пришедшими из окружающего человека мира, и все явления на планете.
Другими словами, слово, запечатленное, на бумаге, не имеет ОМ. То есть, любой документ, сколь важным он не был бы для людей, не будет иметь созвучия с миром мысли и, тем более, ОМ.
Речь, произнесенная в любом ритме, также не имеет ОМ.
Взор человека, порожденный обычным телом и свойством глаз, не имеет ОМ.
Любые изображения, сделанные людьми, будь они в виде образов или на предметах материального мира, не имеют ОМ. Как известно, Будда обучал каждого приходившего к нему мысленному воображению предметов и действий, а Христос рисовал больше на песке, заранее зная о том, что эти рисунки никому не понадобятся и не запомнятся, тем более, их смысл и содержание.
Чтобы убедиться в этом, достаточно даже беглого взгляда на многие записи религиозных доктрин. Которые записаны, как известно, отнюдь не самими пророками - те были по большей части заняты тем, чтобы выжить и своевременно (вопреки мнению или приказам окружающих) завершить свой земной быт.
Тем не менее, даже в этих записях сохранилось, что каждый из пророков не строил себе дома (они из тех, в которых их приучали или вынуждали жить, и то ушли), не создавал себе Бога, не вел учета своих дел, не тратил сил на борьбу с земными вызовами судьбы, не парил в облаках в своем теле и никогда не задумывался над тем, что из их учений запомнят или сохранят следовавшие рядом с ними люди.
Другими словами, все пророки помнили, что весь земной мир – это огромная и непреодолимая для большинства людей ИЛЛЮЗИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Поэтому утверждать или помогать этой Иллюзию они не намеревались.
Тем удивительнее видеть после ухода пророков из их физических тел подробные учения об их совершенствах или законах, утверждаемых ими, или о силе мысли человека как жителя бескрайнего Космоса.
В завершение, приведу простой пример из жизни Далай-ламы (интервью с ним - в разделе «Философия»). Когда Далай-ламу спросили о том, что многие люди уже стали обожествлять его лик и начали поклоняться предметам, связанным с его повседневным обиходом (речь шла о радиоле, некогда подаренной ему Никитой Хрущевым), тот пошутил, что, поклоняясь этим предметам, люди проявляют уважение отнюдь не к нему, а к самим предметам. Сразу замечу, что подобное отношение далай-лама проявляет отнюдь не ко всем предметам, иначе он по многим вопросам бытия человечества рассуждал бы совершенно по-иному.
А вот пример из жизни людей, связанных с творчеством Н. Рериха. Как-то пришлось наблюдать, как перед его картиной «Сокровище Мира – Чинтамани» группа женщин, удобно разместившись на стульях прямо посреди выставочного зала, занималась чем-то, вроде медитации, пытаясь «воспринять» в себя некие таинственные и особо ценные излучения якобы исходящие от обычного полотна. Чем все это отличается от многих мистико-религиозных доктрин прошлого, где всегда присутствует поклонение чему-то сверхъестественному, якобы проявленному в тех или иных материальных предметах (включая так называемые святые мощи)?
Продолжение следует.
Judan.
1. Живопись и Иллюзия
Но для начала необходимо прояснить вопрос о месте и роли живописи среди многих прочих видов деятельности человечества, в зависимости от созвучия людей тем или иным Расам.
Сразу замечу, что вопрос этот в разных мистических и просто философско-эстетических учениях и доктринах рассматривается по-разному. Поэтому теорий по поводу роли изобразительного искусства в культурной среде существует великое множество, исходя из чего, обычному человеку, к тому же, лишенному специального образования, разобраться в них зачастую бывает совершенно невозможно.
И стоит ли удивляться, что во все времена вопрос о величии (или наоборот) того или иного вида искусства (да собственно, и человеческой жизни вообще) был отдан на откуп, в первую очередь, самим представителям богемы, во-вторую (или, может, в первую), - властной и религиозной элите, и лишь, в-третью, - обществу, которое (по логике развития человечества, если в ней, конечно, присутствует Разум) и должно было бы то ли утверждать своим признанием те или иные виды искусства, то ли отвергать.
Именно поэтому, глядя на культурное наследие предков, дошедшее до наших времен из самых далеких эпох, приходится удивляться обилию в нем имущества, принадлежащего, скажем так, состоятельной или зажиточной (а то и вовсе богатой) части населения планеты. Конечно, кому-то в этом может видеться некий знак судьбы, что-то утверждающий на нашей Земле.
Но на самом деле, в том, какое наследие и каким образом доходит сквозь тысячелетия до потомков, проявляется несколько иная закономерность. Связано это с тем, что все многообразие видов материального имущества в земном мире связано, главным образом, с солнечной активностью – и самого Солнца, и вибраций планетарного тела Земли, и активностью физических тел людей, и мысленных процессов нашего головного мозга, ну и, соответственно, всего того, что этот мозг порождает (будь то наше воображение или просто совершенно обычное и естественное отображение окружающего нас мира).
Если кому-то не нравится это обстоятельство, то он может сам попытаться (хотя бы теоретически) найти возможность создать в условиях земного тяготения какой-либо предмет, который:
во-первых, не имел бы видимой (внешней) схожести с окружающим нас физическим миром (который сформирован в условиях существования Солнца и большинство явлений в нем выглядит тем или иным образом в зависимости именно от того, каким образом (качество, количество) они отражают солнечный свет);
во-вторых, не имел бы причинно-следственной связи с земным тяготением и материалами земного происхождения, им обладающими;
в-третьих, не имел бы родства с людским потом, который выделяется человеческим телом лишь по той простой причине, что Солнце изменило орбиту и ось вращения Земли в космосе, в результате чего существенным образом изменилась среднесуточная и среднегодовая температура на всей планете, к тому же, тела людей практически перестали выживать под прямым воздействием солнечного света;
в-четвертых, не имел бы сходства с ликом земных излучений; речь идет об излучениях всех видов (в том числе, и тонких энергий), имеющихся на Земле, каждое из которых имеет свою особую структуру, внешний вид и способы воздействия на людей, животных, рыб, деревья, растения, грунты, воду, атмосферу, мысленные волны, беспрепятственно распространяющиеся почти по всей планете.
Кроме того, искомый уникальный предмет обязан иметь прозрачность гораздо меньшую, чем солнечный луч (то есть, иметь строение, намного тоньше, чтобы солнечная энергия не могла его разрушать, смещать или проникать сквозь него). Но, в то же время, сохранять свойство оптической видимости для глаз людей, животных, рыб и прочей, еще более мелкой, земной живности.
Да, такой предмет можно было бы материализовать… из энергии пространства. Всего лишь силой мысли человека. И не было бы ни пота, ни земного подобия (при желании), ни причинно-следственной связи с земными вибрациями или излучениями, и всего прочего, что связано с земным бытом. Если бы только рядом с Землей не было Солнца и, как следствие, нынешней земной гравитации, основанной, в основном, на солнечной энергии.
Поэтому с давних времен человечество вынуждено приучаться выживать среди хаоса мысленных волн, имеющих солнечную природу (или связь), что приводит к одному простому следствию. Если НЕЧТО, самое что ни на есть духовное и возвышенное, имеет прямую и внешне видимую связь с предметами или явлениями окружающего нас мира, то это уникальное «изобретение» обязательно (то есть, всегда) будет иметь, в первую очередь, солнечную причину. И, соответственно, иметь главную составляющую в своем физическом проявлении в виде солнечной энергии.
Сюда относится и слово, и речь, и все наши движения, и все наши мысли, порожденные энергиями, пришедшими из окружающего человека мира, и все явления на планете.
Другими словами, слово, запечатленное, на бумаге, не имеет ОМ. То есть, любой документ, сколь важным он не был бы для людей, не будет иметь созвучия с миром мысли и, тем более, ОМ.
Речь, произнесенная в любом ритме, также не имеет ОМ.
Взор человека, порожденный обычным телом и свойством глаз, не имеет ОМ.
Любые изображения, сделанные людьми, будь они в виде образов или на предметах материального мира, не имеют ОМ. Как известно, Будда обучал каждого приходившего к нему мысленному воображению предметов и действий, а Христос рисовал больше на песке, заранее зная о том, что эти рисунки никому не понадобятся и не запомнятся, тем более, их смысл и содержание.
Чтобы убедиться в этом, достаточно даже беглого взгляда на многие записи религиозных доктрин. Которые записаны, как известно, отнюдь не самими пророками - те были по большей части заняты тем, чтобы выжить и своевременно (вопреки мнению или приказам окружающих) завершить свой земной быт.
Тем не менее, даже в этих записях сохранилось, что каждый из пророков не строил себе дома (они из тех, в которых их приучали или вынуждали жить, и то ушли), не создавал себе Бога, не вел учета своих дел, не тратил сил на борьбу с земными вызовами судьбы, не парил в облаках в своем теле и никогда не задумывался над тем, что из их учений запомнят или сохранят следовавшие рядом с ними люди.
Другими словами, все пророки помнили, что весь земной мир – это огромная и непреодолимая для большинства людей ИЛЛЮЗИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Поэтому утверждать или помогать этой Иллюзию они не намеревались.
Тем удивительнее видеть после ухода пророков из их физических тел подробные учения об их совершенствах или законах, утверждаемых ими, или о силе мысли человека как жителя бескрайнего Космоса.
В завершение, приведу простой пример из жизни Далай-ламы (интервью с ним - в разделе «Философия»). Когда Далай-ламу спросили о том, что многие люди уже стали обожествлять его лик и начали поклоняться предметам, связанным с его повседневным обиходом (речь шла о радиоле, некогда подаренной ему Никитой Хрущевым), тот пошутил, что, поклоняясь этим предметам, люди проявляют уважение отнюдь не к нему, а к самим предметам. Сразу замечу, что подобное отношение далай-лама проявляет отнюдь не ко всем предметам, иначе он по многим вопросам бытия человечества рассуждал бы совершенно по-иному.
А вот пример из жизни людей, связанных с творчеством Н. Рериха. Как-то пришлось наблюдать, как перед его картиной «Сокровище Мира – Чинтамани» группа женщин, удобно разместившись на стульях прямо посреди выставочного зала, занималась чем-то, вроде медитации, пытаясь «воспринять» в себя некие таинственные и особо ценные излучения якобы исходящие от обычного полотна. Чем все это отличается от многих мистико-религиозных доктрин прошлого, где всегда присутствует поклонение чему-то сверхъестественному, якобы проявленному в тех или иных материальных предметах (включая так называемые святые мощи)?
Продолжение следует.
Judan.
Обсуждения Куда уводит живопись Рериха?