В комплекте с мировыми религиями у адептов воспитывается и конфессионная мораль, в доступной форме объясняющая "что такое хорошо и что такое плохо". Люди же нерелигиозные вынуждены полагаться только на себя, что в условиях суровой идеологии потребления получается далеко не у всех.
Как устроена современная религия? На основе страха смерти, используя концепцию греха, человек получает набор понятий, которые в дальнейшем регламентируют его жизнь.
В нашей психике есть как стабилизирующие, так и дестабилизирующие компоненты.
К стабилизирующим, например, относится гордость — то, чего человек не позволяет себе (и по отношению к себе). И именно гордость является целью для религий, через осознание того, что "все мы грешники" становится "понятно", почему не грешить все-таки не получается.
Конфуций же никогда не говорил о духах, не интересовался вопросами веры и не пытался изменить природу людей. Все, что дошло до наших дней — это прикладная социология. Поскольку и человеческая психика и структура общества homo sapiens по сути не меняются тысячелетиями, то и после 2500 лет его мысли поражают простотой подачи, комплексностью подхода и результативностью применения любым человеком.
Как и, главное, почему именно так, следует вести себя с родителями, с подчиненными, с начальниками, что в жизни и общении ценно, а что — второстепенно, как найти свое место в жизни, как организовать общество, где каждому есть место — на первый взгляд это широчайший круг вопросов. Но понимание человеческой природы, сильных и слабых качеств людей помогает с ним справиться.
Сравните "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся другие" и "Добродетельный человек никогда не останется в одиночестве"; "Готовь сани летом, а телегу — зимой" и "Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности"; "Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богачу попасть в рай" и "Быть бедным и не роптать — трудно; быть богатым и не гордиться — легко".
Знакомо, верно?
Воспринимать "дао" просто как "удобное правило" мне было сначала непросто, но потом втянулся. Попробуйте и вы — может, понравится? ;)
Как устроена современная религия? На основе страха смерти, используя концепцию греха, человек получает набор понятий, которые в дальнейшем регламентируют его жизнь.
В нашей психике есть как стабилизирующие, так и дестабилизирующие компоненты.
К стабилизирующим, например, относится гордость — то, чего человек не позволяет себе (и по отношению к себе). И именно гордость является целью для религий, через осознание того, что "все мы грешники" становится "понятно", почему не грешить все-таки не получается.
Конфуций же никогда не говорил о духах, не интересовался вопросами веры и не пытался изменить природу людей. Все, что дошло до наших дней — это прикладная социология. Поскольку и человеческая психика и структура общества homo sapiens по сути не меняются тысячелетиями, то и после 2500 лет его мысли поражают простотой подачи, комплексностью подхода и результативностью применения любым человеком.
Как и, главное, почему именно так, следует вести себя с родителями, с подчиненными, с начальниками, что в жизни и общении ценно, а что — второстепенно, как найти свое место в жизни, как организовать общество, где каждому есть место — на первый взгляд это широчайший круг вопросов. Но понимание человеческой природы, сильных и слабых качеств людей помогает с ним справиться.
Сравните "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся другие" и "Добродетельный человек никогда не останется в одиночестве"; "Готовь сани летом, а телегу — зимой" и "Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности"; "Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богачу попасть в рай" и "Быть бедным и не роптать — трудно; быть богатым и не гордиться — легко".
Знакомо, верно?
Воспринимать "дао" просто как "удобное правило" мне было сначала непросто, но потом втянулся. Попробуйте и вы — может, понравится? ;)
Обсуждения Старый хитрый китаец Конфуций