Краткая история Божественной идеи
Все мы о Нем знаем. Нет в мире человека, не поминавшего Его имя в молитве, сгоряча или просто к слову. Вокруг Него толпятся противники и сторонники, ненавистники и поклонники. Популярность Он завоевал огромную, но и освистывают Его нещадно.
Все мы о Нем знаем. Нет в мире человека, не поминавшего Его имя в молитве, сгоряча или просто к слову. Вокруг Него толпятся противники и сторонники, ненавистники и поклонники. Популярность Он завоевал огромную, но и освистывают Его нещадно.
А многие заявляют, что встречались с Ним лично и даже вели беседы эксклюзивного содержания.
Тысячи лет люди составляют Его портрет, анализируют и толкуют Его действия. Одобряют, осуждают, восхваляют, проклинают, а главное, неустанно молят, в уверенности, что Он может и хочет ответить на эти молитвы. И все же, несмотря ни на что, Он по-прежнему остается в тени - величайшая загадка истории.
Идолопоклонники
Уже в древние времена различные культуры формировались вокруг идеи о том, что за всеми явлениями природы скрыта божественная сила, которая дергает за ниточки. Ветер, дождь, земля, огонь - на все наклеивался ярлык с именем конкретного божества. В попытках задобрить идолов или смягчить их гнев приносились жертвы самых разных видов, включая человеческие.
В Древней Греции вокруг многобожия сложилась целая мифология с богатейшей галереей ярко обрисованных персонажей и захватывающих дух сюжетов. Обитатели Олимпа обладали сверхъестественными силами и жили вечно, но и человеческие слабости были им не чужды. Они любили и ненавидели, завидовали и симпатизировали, точно как люди.
Эти персонажи, так же как и сюжеты о них, впоследствии были заимствованы римлянами и вместе с традиционными италийскими божествами стали основой античной мифологии. Однако время шло, и постепенно в античном обществе зрели новые силы, предвещавшие закат пантеона богов.
Бог философов
В V–IV веках до нашей эры на сцену истории выступили греческие мыслители. Они внесли некоторую рациональность и наукообразность в традиционное восприятие божественного. В своих трудах философы пытались опустить витающий в облаках идеал на твердую почву здравого смысла.
Платоновская теория идей оказала огромное влияние на западную мысль. Вместо духовной сущности Платон ввел более абстрактную концепцию под названием "идея" или "форма". По его мнению, за каждым предметом и явлением реальности скрывается соответствующая идея, которая-то и является первопричиной.
Аристотель, напротив, придерживался более материалистичного подхода к царству небесному. Идея, полагал он, переплетена с материей. Это не отвлеченная субстанция, не эфир, эманации которого оживляют нашу действительность, а атрибут самой материи. Человек - часть природы, наделенная некоторой долей разума. А воспринятое через пять органов чувств и есть мир.
Аристотелевский Бог был искусственно выведен из логических умозаключений, а не рожден подлинно духовной необходимостью. Поскольку любое движение в нашем "презренном" мире имеет определенную причину, то причину всех причин Аристотель назвал "неподвижным движителем" или "перводвигателем".
Разбиение кумиров
Задолго до описываемых выше событий, во втором тысячелетии до нашей эры, центром идолопоклонства была древневавилонская цивилизация. Именно там, в славном городе Ур родился основатель монотеизма Авраам. Он открыл, что миром управляет одна, единственная, высшая духовная сила, абстрагированная от материального "антуража" и недоступная обычному человеческому восприятию.
Авраам обучал своих учеников, которые стали основой еврейского народа, методике познания этой единой силы - каббале. И смысл существования евреев - народа Израиля - передать это знание всем народам мира.
"Этот народ постоянно жил в ощущении духовного мира. Но с крушением Второго Храма оно совершенно пропало, и весь народ опустился на уровень простой религии" (Бааль Сулам, "Предисловие к Учению десяти сфирот").
Впоследствии от иудаизма "отпочковались" христианство и ислам, а также различные верования и секты. За основу они взяли принципы учения Авраама, однако добавили к ним кое-какие "модификации", чтобы приспособить к своим нуждам.
Гвозди в гроб
Со временем западные философы разорвали пуповину, соединявшую их с греческими прародителями. Начались новые философские "раскопки", а вернее, подкопы под идею о Всевышнем, который сидит на своем престоле где-то там, в высотах мироздания.
В XVI веке Коперник произвел "пробный выстрел" по Божественной концепции, доказав, что на земле и в небесах действуют одни и те же физические законы. Он поместил Солнце в центр мира, а рационализм - в центр человеческого мировоззрения.
Эстафету Коперника немедленно подхватили другие философы и ученые. Знаменитый Барух Спиноза - не только отлученный от еврейской общины, но и умудрившийся вызвать недовольство христианской церкви - развил имманентный пантеизм. Проще говоря, он отождествил Бога с природой и низвел загадочные высшие сферы в разряд вполне естественных законов, которые поддаются научному исследованию.
А в XVIII веке появился Кант и молотом своей "Критики" вогнал первый большой гвоздь в крышку священного гроба. Божественность по Канту - это не более чем спекуляция, недоказуемая гипотеза, на справедливость которой мы можем только надеяться.
Карл Маркс не замедлил присоединиться к отпеванию Божественной идеи и с размаху забил второй гвоздь, заявив, что Бог - это всего лишь олицетворение человеческих свойств, наряду с капиталом способствующее порабощению и эксплуатации людей. "Опиум для народа" - подытожил основоположник коммунизма.
Но нокаутировал идеал Фридрих Ницше. Это он вложил в уста своего героя Заратустры столь часто цитируемую фразу: "Возможно ли это? Этот святой старец в своем лесу еще не слышал, что Бог мертв?"
Возрождение
В XX столетии новый-старый подход к Божественной идее вновь привлек к себе внимание и создал многочисленных приверженцев. Люди стали все больше задаваться вопросом о том, что же скрывается за кулисами реальности. Понять смысл жизни или хотя бы "подключиться" к ее духовной составляющей - это желание породило настоящий вал учений и методик, пытавшихся дать ответ на назревшую внутри необходимость.
Так появилось движение "нью-эйдж", объединившее целый спектр мистических направлений, опиравшихся, как правило, на древние верования, извлеченные из забытых склепов. Человечество отчаянно старалось собрать Божественную модель в стиле постмодерн.
После долгих лет изгнания образ Бога вновь занял центральное место на сцене западной культуры, и казалось даже, что Он наконец-то пробудился от спячки, навеянной холодным зимним ветром людского презрения и равнодушия…
Современный человек отверг жесткие религиозные каноны и в то же время разочаровался в науке с ее широкими возможностями в рамках узкой специализации. Новый всплеск мистицизма стал отдушиной на какое-то время, но разве мы получили от него реальные ответы? Скорее наоборот, весь он проникнут таинствами и туманными обещаниями.
Чем больше "пророков" вещает с самодельных трибун, тем гуще туман, окутывающий Божественную идею. Кому верить? В кого верить? Да и верить ли?
Иди и смотри
"Одной мыслью создана вся наша реальность, все высшие и низшие, вплоть до всеобщего окончательного исправления. Эта единая мысль - источник и суть всех действий. Она задает цель и она придает смысл усилиям. Она сама и есть реальность - совершенство и долгожданное вознаграждение" (Бааль Сулам, "Учение десяти сфирот").
Каббала не занимается абстрактными идеями и тем более не пытается воплотить Божественность в образе человека из плоти и крови. Каббалисты говорят о Творце как о законе абсолютной любви или как о мысли, которая объемлет все части реальности и ведет нас к совершенству.
Творец на иврите - Борэ. Это слово раскладывается на два: "бо" и "рэ" - иди и смотри. Это не просто намек, а приглашение, обращенное к каждому: иди и проверь сам.
Сам раскрой Высшую силу путем глубокого и всестороннего исследования. Ведь во всем, что касается раскрытия высшего закона, нельзя удовлетворяться частичными сведениями, догадками и спекуляциями. Необходимо полное постижение Творца сердцем и разумом - не меньше.
Звучит чересчур амбициозно? Каббалисты так не считают. И действительно, разве можно оставаться в неведении относительно того, что определяет всю нашу жизнь?
Пройдя дорогой, в которую приглашает нас Творец, или Высшая природа, мы обнаружим в себе подлинную картину реальности и поймем, что совершенство - это бесконечная любовь, не знающая ненависти, не исковерканная уловками эгоизма.
Познать Творца - значит "подняться" над собой нынешним. Если что-то и мешает нам перейти на следующую ступень развития, то это мы сами. Многозначительные намеки и высоконравственные нотации не придадут смысл нашим усилиям. Довольствуясь ими, мы по-прежнему не захотим изменить свою природу, а точнее, избавиться от тотально эгоистического восприятия реальности.
Лишь тот, кто посмотрит на все новыми глазами, увидит новый мир. Хочешь узнать, как выглядит Бог? Иди и смотри.
Тысячи лет люди составляют Его портрет, анализируют и толкуют Его действия. Одобряют, осуждают, восхваляют, проклинают, а главное, неустанно молят, в уверенности, что Он может и хочет ответить на эти молитвы. И все же, несмотря ни на что, Он по-прежнему остается в тени - величайшая загадка истории.
Идолопоклонники
Уже в древние времена различные культуры формировались вокруг идеи о том, что за всеми явлениями природы скрыта божественная сила, которая дергает за ниточки. Ветер, дождь, земля, огонь - на все наклеивался ярлык с именем конкретного божества. В попытках задобрить идолов или смягчить их гнев приносились жертвы самых разных видов, включая человеческие.
В Древней Греции вокруг многобожия сложилась целая мифология с богатейшей галереей ярко обрисованных персонажей и захватывающих дух сюжетов. Обитатели Олимпа обладали сверхъестественными силами и жили вечно, но и человеческие слабости были им не чужды. Они любили и ненавидели, завидовали и симпатизировали, точно как люди.
Эти персонажи, так же как и сюжеты о них, впоследствии были заимствованы римлянами и вместе с традиционными италийскими божествами стали основой античной мифологии. Однако время шло, и постепенно в античном обществе зрели новые силы, предвещавшие закат пантеона богов.
Бог философов
В V–IV веках до нашей эры на сцену истории выступили греческие мыслители. Они внесли некоторую рациональность и наукообразность в традиционное восприятие божественного. В своих трудах философы пытались опустить витающий в облаках идеал на твердую почву здравого смысла.
Платоновская теория идей оказала огромное влияние на западную мысль. Вместо духовной сущности Платон ввел более абстрактную концепцию под названием "идея" или "форма". По его мнению, за каждым предметом и явлением реальности скрывается соответствующая идея, которая-то и является первопричиной.
Аристотель, напротив, придерживался более материалистичного подхода к царству небесному. Идея, полагал он, переплетена с материей. Это не отвлеченная субстанция, не эфир, эманации которого оживляют нашу действительность, а атрибут самой материи. Человек - часть природы, наделенная некоторой долей разума. А воспринятое через пять органов чувств и есть мир.
Аристотелевский Бог был искусственно выведен из логических умозаключений, а не рожден подлинно духовной необходимостью. Поскольку любое движение в нашем "презренном" мире имеет определенную причину, то причину всех причин Аристотель назвал "неподвижным движителем" или "перводвигателем".
Разбиение кумиров
Задолго до описываемых выше событий, во втором тысячелетии до нашей эры, центром идолопоклонства была древневавилонская цивилизация. Именно там, в славном городе Ур родился основатель монотеизма Авраам. Он открыл, что миром управляет одна, единственная, высшая духовная сила, абстрагированная от материального "антуража" и недоступная обычному человеческому восприятию.
Авраам обучал своих учеников, которые стали основой еврейского народа, методике познания этой единой силы - каббале. И смысл существования евреев - народа Израиля - передать это знание всем народам мира.
"Этот народ постоянно жил в ощущении духовного мира. Но с крушением Второго Храма оно совершенно пропало, и весь народ опустился на уровень простой религии" (Бааль Сулам, "Предисловие к Учению десяти сфирот").
Впоследствии от иудаизма "отпочковались" христианство и ислам, а также различные верования и секты. За основу они взяли принципы учения Авраама, однако добавили к ним кое-какие "модификации", чтобы приспособить к своим нуждам.
Гвозди в гроб
Со временем западные философы разорвали пуповину, соединявшую их с греческими прародителями. Начались новые философские "раскопки", а вернее, подкопы под идею о Всевышнем, который сидит на своем престоле где-то там, в высотах мироздания.
В XVI веке Коперник произвел "пробный выстрел" по Божественной концепции, доказав, что на земле и в небесах действуют одни и те же физические законы. Он поместил Солнце в центр мира, а рационализм - в центр человеческого мировоззрения.
Эстафету Коперника немедленно подхватили другие философы и ученые. Знаменитый Барух Спиноза - не только отлученный от еврейской общины, но и умудрившийся вызвать недовольство христианской церкви - развил имманентный пантеизм. Проще говоря, он отождествил Бога с природой и низвел загадочные высшие сферы в разряд вполне естественных законов, которые поддаются научному исследованию.
А в XVIII веке появился Кант и молотом своей "Критики" вогнал первый большой гвоздь в крышку священного гроба. Божественность по Канту - это не более чем спекуляция, недоказуемая гипотеза, на справедливость которой мы можем только надеяться.
Карл Маркс не замедлил присоединиться к отпеванию Божественной идеи и с размаху забил второй гвоздь, заявив, что Бог - это всего лишь олицетворение человеческих свойств, наряду с капиталом способствующее порабощению и эксплуатации людей. "Опиум для народа" - подытожил основоположник коммунизма.
Но нокаутировал идеал Фридрих Ницше. Это он вложил в уста своего героя Заратустры столь часто цитируемую фразу: "Возможно ли это? Этот святой старец в своем лесу еще не слышал, что Бог мертв?"
Возрождение
В XX столетии новый-старый подход к Божественной идее вновь привлек к себе внимание и создал многочисленных приверженцев. Люди стали все больше задаваться вопросом о том, что же скрывается за кулисами реальности. Понять смысл жизни или хотя бы "подключиться" к ее духовной составляющей - это желание породило настоящий вал учений и методик, пытавшихся дать ответ на назревшую внутри необходимость.
Так появилось движение "нью-эйдж", объединившее целый спектр мистических направлений, опиравшихся, как правило, на древние верования, извлеченные из забытых склепов. Человечество отчаянно старалось собрать Божественную модель в стиле постмодерн.
После долгих лет изгнания образ Бога вновь занял центральное место на сцене западной культуры, и казалось даже, что Он наконец-то пробудился от спячки, навеянной холодным зимним ветром людского презрения и равнодушия…
Современный человек отверг жесткие религиозные каноны и в то же время разочаровался в науке с ее широкими возможностями в рамках узкой специализации. Новый всплеск мистицизма стал отдушиной на какое-то время, но разве мы получили от него реальные ответы? Скорее наоборот, весь он проникнут таинствами и туманными обещаниями.
Чем больше "пророков" вещает с самодельных трибун, тем гуще туман, окутывающий Божественную идею. Кому верить? В кого верить? Да и верить ли?
Иди и смотри
"Одной мыслью создана вся наша реальность, все высшие и низшие, вплоть до всеобщего окончательного исправления. Эта единая мысль - источник и суть всех действий. Она задает цель и она придает смысл усилиям. Она сама и есть реальность - совершенство и долгожданное вознаграждение" (Бааль Сулам, "Учение десяти сфирот").
Каббала не занимается абстрактными идеями и тем более не пытается воплотить Божественность в образе человека из плоти и крови. Каббалисты говорят о Творце как о законе абсолютной любви или как о мысли, которая объемлет все части реальности и ведет нас к совершенству.
Творец на иврите - Борэ. Это слово раскладывается на два: "бо" и "рэ" - иди и смотри. Это не просто намек, а приглашение, обращенное к каждому: иди и проверь сам.
Сам раскрой Высшую силу путем глубокого и всестороннего исследования. Ведь во всем, что касается раскрытия высшего закона, нельзя удовлетворяться частичными сведениями, догадками и спекуляциями. Необходимо полное постижение Творца сердцем и разумом - не меньше.
Звучит чересчур амбициозно? Каббалисты так не считают. И действительно, разве можно оставаться в неведении относительно того, что определяет всю нашу жизнь?
Пройдя дорогой, в которую приглашает нас Творец, или Высшая природа, мы обнаружим в себе подлинную картину реальности и поймем, что совершенство - это бесконечная любовь, не знающая ненависти, не исковерканная уловками эгоизма.
Познать Творца - значит "подняться" над собой нынешним. Если что-то и мешает нам перейти на следующую ступень развития, то это мы сами. Многозначительные намеки и высоконравственные нотации не придадут смысл нашим усилиям. Довольствуясь ими, мы по-прежнему не захотим изменить свою природу, а точнее, избавиться от тотально эгоистического восприятия реальности.
Лишь тот, кто посмотрит на все новыми глазами, увидит новый мир. Хочешь узнать, как выглядит Бог? Иди и смотри.
Обсуждения Иди и смотри