Снимаем "вуаль" с тайны этой великой книги
Книга "Зоар" написана величайшим каббалистом РАШБИ (рабби Шимоном бар Йохаем) и изначально предназначена исключительно для каббалистов, как, своего рода, инструкция для духовного продвижения.
Книга "Зоар" написана величайшим каббалистом РАШБИ (рабби Шимоном бар Йохаем) и изначально предназначена исключительно для каббалистов, как, своего рода, инструкция для духовного продвижения.
Аллегорический язык книги "Зоар" крайне сложен для понимания. Именно поэтому так много существовало и существует ее "толкователей". Эта непростая форма изложения глубочайших знаний и дала возможность порождать глупость, приписывая ее каббале. И, конечно же, непосвященные могут толковать ее сколь им угодно, но будут так же далеки от истины, как и те, кто не брался за столь мудреную задачу.
В этой статье мы не беремся раскрыть глубины мудрости этой выдающейся книги человечества, но попытаемся продемонстрировать читателю некоторые элементы системы скрытия подлинных знаний от глаз человека, далекого (т.е. еще не готового) от постижения духовной мудрости.
"Рабби Эльазар, сын рабби Шимона, шел навестить своего тестя – рабби Йоси, сына Лакунии, и рабби Аба шел с ним. Один человек, погоняя их ослов, следовал за ними..."
Такова краткая цитата из этой великой книги. На первый взгляд все понятно: некие герои повествования направляются в гости к родственнику. Они едут на ослах, наверняка нагруженных и подарками и погоняемых, по всей видимости, слугой или рабом одного из героев. Так все и было бы, если бы… не было совершенно иначе. Давайте взглянем на этот уникальный текст с иной точки зрения – точки зрения каббалы, а не обывателей и псевдоученых.
Но сначала
Краткий словарь терминов
Имя – точное название настоящей, нынешней духовной ступени каббалиста.
Сын – новая, следующая духовная ступень "Отца".
Навестить каббалиста – перейти на очередную духовную ступень.
Осел (ивр. "хамор") – аллегорическое название духовной "материи" (ивр. "хомер"), из которой "соткан" человек, то есть его суть. Или по-другому, «тело» человека, что в каббале означает его эгоистические желания, эгоизм.
Основой материи, из которой состоит наш мир, является желание получать наслаждение. Это – единственное свойство, которое лежит в основе человека и является сутью творения.
Погонщик – высшая сила, помогающая Человеку исправлять "осла", т.е. уподоблять свой природный материал, эгоизм, высшему закону – "Возлюби ближнего своего как самого себя". Переводит человека на новую ступень развития.
А теперь постараемся прочитать текст по-новому. И тогда получится, что некий человек узнал тайну того, для чего он рожден. Счастливец! А как еще можно назвать человека, которому повезло не только узнать, в чем заключается смысл его рождения, но и получить методику того, как стать вечным и совершенным? Конечно же, счастливец!
Так вот, узнав тайну, он стал на путь поиска и продвижения к главной цели жизни человека. Используя опыт ступени "Отец" – а рабби Эльазару очень повезло, его отцом был сам РАШБИ – "Сын" активно рвется все выше и выше.
Но может ли человек изменить свою природу, своего "осла", свой "материал", данный ему при рождении, без всякого его, человека, на то желания? Что необходимо для исправления своей противоположности высшему закону мироздания? Вот здесь то и появляется на авансцене "погонщик".
Опять возникает вопрос: "А почему и, главное, что должен исправлять человек? Да и зачем ему это вообще нужно?" Придется сделать небольшой экскурс к каббалистическому толкованию того, что есть Человек, и для чего же он рожден. Это поможет нам лучше понять смысл написанного.
Закон мироздания
Очень кратко
Следует знать, что согласно каббале, в мире существует лишь одна сила – Добро, Совершенство и Абсолют. Именно эта сила – каббалисты именуют ее Творцом или Создателем – является единственной, все оживляющей и всем управляющей. У Творца есть всего лишь одно свойство – давать, дарить наслаждение. То есть Он – ДАЮЩИЙ.
Кроме этого, есть нечто противоположное Творцу. Этим злом – а как еще можно назвать нечто прямо противоположное Добру и Совершенству? – и является … – спокойнее, спокойнее – человек.
Почему именно человек? Во-первых, потому что кроме Творца и творения, коим и является человек, ничего не существует. Во-вторых, человек – а точнее его оживляющая душа – согласно замыслу творения, создан со свойствами, противоположными свойствам Создателя. Эгоистом. Точнее, желанием получать (а не давать!) то самое наслаждение, которым и является сам Творец, Его свет.
Таким образом, человек создан из материи "ПОЛУЧЕНИЕ" – желания самонаслаждаться – т.е. эгоизма. Вот именно это свойство – эгоизм и должен исправить человек. Он должен стать таким же, как Творец – отдающим. Да и не может не стать, ибо главный существующий Закон мироздания либо Добром, либо страданием обяжет его к этому.
Конечно же, возникают вопросы: "Почему Творец сразу не создал человека таким, как Он сам? Для чего человек должен тысячелетиями мучаться и страдать, если можно (а можно ли?) исправиться в течение одной жизни? Почему все это скрывается от людей, раз уж они обязаны все исправить? А цель-то творения какая? Зачем…?"
В общем, возникает еще масса вопросов, но… К сожалению, настоящая статья не позволяет дать ответы на все. Но один вопрос: "В чем заключается цель творения?", – следует все же разъяснить. Цель творения – это самое творение НАСЛАДИТЬ. То есть сделать человека абсолютно счастливым.
Возвращаемся к "Зоар"
Итак, чуть выше мы остановились на появлении в нашем комментарии понятия – "погонщик". Почему он зовется именно погонщиком? Потому что это особая сила – понуждающая, подгоняющая, как погонщик ослов в нашем мире, то есть помогающая человеку, его "ослу", произвести над собой радикальные изменения.
Как видим, сюжет очень прост: каббалист, используя все возможности: знание и опыт "Отца", помощь товарища – рабби Аба, и наконец, высшей силы – погонщика, рвется к своей следующей, более высокой ступени – рабби Йоси. Помните? Он "шел навестить своего тестя – рабби Йоси, сына Лакунии".
Таким образом, мы смело можем сделать вывод, что в прочитанном нами отрывке говорится о счастливейшем из счастливейших людей, и о его продвижении к конечной Цели творения – вечному и совершенному состоянию, к уровню бесконечного получения Радости и Любви.
Вот, пожалуй, и все. Конечно же, сами каббалисты найдут в этом крошечном отрывке великой книги намного больше полезной и необходимой им информации, чем мы здесь затронули. Но нам с вами, дорогой читатель, достаточно пока и этого.
Для начала.
В этой статье мы не беремся раскрыть глубины мудрости этой выдающейся книги человечества, но попытаемся продемонстрировать читателю некоторые элементы системы скрытия подлинных знаний от глаз человека, далекого (т.е. еще не готового) от постижения духовной мудрости.
"Рабби Эльазар, сын рабби Шимона, шел навестить своего тестя – рабби Йоси, сына Лакунии, и рабби Аба шел с ним. Один человек, погоняя их ослов, следовал за ними..."
Такова краткая цитата из этой великой книги. На первый взгляд все понятно: некие герои повествования направляются в гости к родственнику. Они едут на ослах, наверняка нагруженных и подарками и погоняемых, по всей видимости, слугой или рабом одного из героев. Так все и было бы, если бы… не было совершенно иначе. Давайте взглянем на этот уникальный текст с иной точки зрения – точки зрения каббалы, а не обывателей и псевдоученых.
Но сначала
Краткий словарь терминов
Имя – точное название настоящей, нынешней духовной ступени каббалиста.
Сын – новая, следующая духовная ступень "Отца".
Навестить каббалиста – перейти на очередную духовную ступень.
Осел (ивр. "хамор") – аллегорическое название духовной "материи" (ивр. "хомер"), из которой "соткан" человек, то есть его суть. Или по-другому, «тело» человека, что в каббале означает его эгоистические желания, эгоизм.
Основой материи, из которой состоит наш мир, является желание получать наслаждение. Это – единственное свойство, которое лежит в основе человека и является сутью творения.
Погонщик – высшая сила, помогающая Человеку исправлять "осла", т.е. уподоблять свой природный материал, эгоизм, высшему закону – "Возлюби ближнего своего как самого себя". Переводит человека на новую ступень развития.
А теперь постараемся прочитать текст по-новому. И тогда получится, что некий человек узнал тайну того, для чего он рожден. Счастливец! А как еще можно назвать человека, которому повезло не только узнать, в чем заключается смысл его рождения, но и получить методику того, как стать вечным и совершенным? Конечно же, счастливец!
Так вот, узнав тайну, он стал на путь поиска и продвижения к главной цели жизни человека. Используя опыт ступени "Отец" – а рабби Эльазару очень повезло, его отцом был сам РАШБИ – "Сын" активно рвется все выше и выше.
Но может ли человек изменить свою природу, своего "осла", свой "материал", данный ему при рождении, без всякого его, человека, на то желания? Что необходимо для исправления своей противоположности высшему закону мироздания? Вот здесь то и появляется на авансцене "погонщик".
Опять возникает вопрос: "А почему и, главное, что должен исправлять человек? Да и зачем ему это вообще нужно?" Придется сделать небольшой экскурс к каббалистическому толкованию того, что есть Человек, и для чего же он рожден. Это поможет нам лучше понять смысл написанного.
Закон мироздания
Очень кратко
Следует знать, что согласно каббале, в мире существует лишь одна сила – Добро, Совершенство и Абсолют. Именно эта сила – каббалисты именуют ее Творцом или Создателем – является единственной, все оживляющей и всем управляющей. У Творца есть всего лишь одно свойство – давать, дарить наслаждение. То есть Он – ДАЮЩИЙ.
Кроме этого, есть нечто противоположное Творцу. Этим злом – а как еще можно назвать нечто прямо противоположное Добру и Совершенству? – и является … – спокойнее, спокойнее – человек.
Почему именно человек? Во-первых, потому что кроме Творца и творения, коим и является человек, ничего не существует. Во-вторых, человек – а точнее его оживляющая душа – согласно замыслу творения, создан со свойствами, противоположными свойствам Создателя. Эгоистом. Точнее, желанием получать (а не давать!) то самое наслаждение, которым и является сам Творец, Его свет.
Таким образом, человек создан из материи "ПОЛУЧЕНИЕ" – желания самонаслаждаться – т.е. эгоизма. Вот именно это свойство – эгоизм и должен исправить человек. Он должен стать таким же, как Творец – отдающим. Да и не может не стать, ибо главный существующий Закон мироздания либо Добром, либо страданием обяжет его к этому.
Конечно же, возникают вопросы: "Почему Творец сразу не создал человека таким, как Он сам? Для чего человек должен тысячелетиями мучаться и страдать, если можно (а можно ли?) исправиться в течение одной жизни? Почему все это скрывается от людей, раз уж они обязаны все исправить? А цель-то творения какая? Зачем…?"
В общем, возникает еще масса вопросов, но… К сожалению, настоящая статья не позволяет дать ответы на все. Но один вопрос: "В чем заключается цель творения?", – следует все же разъяснить. Цель творения – это самое творение НАСЛАДИТЬ. То есть сделать человека абсолютно счастливым.
Возвращаемся к "Зоар"
Итак, чуть выше мы остановились на появлении в нашем комментарии понятия – "погонщик". Почему он зовется именно погонщиком? Потому что это особая сила – понуждающая, подгоняющая, как погонщик ослов в нашем мире, то есть помогающая человеку, его "ослу", произвести над собой радикальные изменения.
Как видим, сюжет очень прост: каббалист, используя все возможности: знание и опыт "Отца", помощь товарища – рабби Аба, и наконец, высшей силы – погонщика, рвется к своей следующей, более высокой ступени – рабби Йоси. Помните? Он "шел навестить своего тестя – рабби Йоси, сына Лакунии".
Таким образом, мы смело можем сделать вывод, что в прочитанном нами отрывке говорится о счастливейшем из счастливейших людей, и о его продвижении к конечной Цели творения – вечному и совершенному состоянию, к уровню бесконечного получения Радости и Любви.
Вот, пожалуй, и все. Конечно же, сами каббалисты найдут в этом крошечном отрывке великой книги намного больше полезной и необходимой им информации, чем мы здесь затронули. Но нам с вами, дорогой читатель, достаточно пока и этого.
Для начала.
Обсуждения О книге - Зоар