Начальные стадии
В начале практики у йогина, как правило, внимания отклоняется от объекта медитации. Как только он замечает это, ему следует возвратить свой ум обратно. Однонаправленность пока еще случайна, и происходит только периодически.
В начале практики у йогина, как правило, внимания отклоняется от объекта медитации. Как только он замечает это, ему следует возвратить свой ум обратно. Однонаправленность пока еще случайна, и происходит только периодически.
Ум колеблется между объектом медитации и отвлекающими мыслями, чувствами и ощущениями. Первая стадия практики пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители – шум, или мыслительные импульсы, перестают оказывать воздействие на ум. Хотя йогин слышит звуки, и отмечает мысли и чувства, но они не нарушают его умиротворения.
На следующей стадии ум уже может фокусироваться на объекте в течении длительного времени. Способность возвращать ум к его объекту, постепенно возрастает по мере того, как медитирующий видит пагубные результаты отвлечения – свое возбуждение, – и осознает преимущество спокойной однонаправленности. Йогин уже может преодолевать привычки, которые препятствуют спокойной собранности, например, скука из-за жажды новых впечатлений.
Пограничное самадхи
Пограничное самадхи – переживание близкое к джхане. Иногда йогин может пережить на мгновение глубокое умиротворение. Это переживание может длиться несколько мгновений. Обычная реакция на это переживание – мысль: «А что это было?» В последствии эти препятствия полностью преодолеваются. Затем начинают преобладать такие свойства ума, как однонаправленность и блаженство. Возникновение этих свойств и раньше происходило на различных стадиях, но когда они возникают сразу одновременно – это состояние называется “пограничным самадхи”, упачара самадхи. Это состояние подобно ребенку, который еще не может твердо стоять на ногах, но уже пытается это делать. На этом уровне факторов, характерных для полного самадхи, пока недостаточно, и их появление носит случайный характер. Йогин пока еще осознает телесные ощущения и окружающие шумы. Объект медитации хотя и доминирует в уме, он еще не занял ум полностью. Внимание как бы соприкасается с объектом на мгновение, или на более продолжительное время. Иногда появляются вспышки яркого света или светящиеся образы, особенно если объект медитации – касина, или дыхание. Йогин может ощутить легкость, как будто тело плывет в воздухе. «Пограничное самадхи» – это только промежуточный этап. Между медитативными сессиями на этом уровне рекомендуется воздерживаться от отвлекающих действий и встреч.
Образы и видения
На этой стадии могут появляться видения, уже проявились, но мысли еще продолжают скакать и продолжительное сосредоточение на объекте еще не устойчиво. Эти видения могут быть вполне устрашающими: например, вид собственного трупа или вид гневного божества; но могут быть и приятными – образ мирного божества, или, например, Будды. Медитативные образы выглядят очень реально; наставник Буддхагхоса говорит, что они столь же реальны, как и беседа с гостем, который нанес нам визит. Люди робкие и чувствительные могут даже слегка тронуться от ужасных видений. Другая опасность состоит в том, что йогин может увлечься видениями и сделать их целью практики, и тогда его прогресс остановится. Поэтому не надо обращать внимания на образы, это все лишь продукты ума. Дзэнская мудрость гласит: “Если встретишь Будду – убей его”.
На следующей стадии ум уже может фокусироваться на объекте в течении длительного времени. Способность возвращать ум к его объекту, постепенно возрастает по мере того, как медитирующий видит пагубные результаты отвлечения – свое возбуждение, – и осознает преимущество спокойной однонаправленности. Йогин уже может преодолевать привычки, которые препятствуют спокойной собранности, например, скука из-за жажды новых впечатлений.
Пограничное самадхи
Пограничное самадхи – переживание близкое к джхане. Иногда йогин может пережить на мгновение глубокое умиротворение. Это переживание может длиться несколько мгновений. Обычная реакция на это переживание – мысль: «А что это было?» В последствии эти препятствия полностью преодолеваются. Затем начинают преобладать такие свойства ума, как однонаправленность и блаженство. Возникновение этих свойств и раньше происходило на различных стадиях, но когда они возникают сразу одновременно – это состояние называется “пограничным самадхи”, упачара самадхи. Это состояние подобно ребенку, который еще не может твердо стоять на ногах, но уже пытается это делать. На этом уровне факторов, характерных для полного самадхи, пока недостаточно, и их появление носит случайный характер. Йогин пока еще осознает телесные ощущения и окружающие шумы. Объект медитации хотя и доминирует в уме, он еще не занял ум полностью. Внимание как бы соприкасается с объектом на мгновение, или на более продолжительное время. Иногда появляются вспышки яркого света или светящиеся образы, особенно если объект медитации – касина, или дыхание. Йогин может ощутить легкость, как будто тело плывет в воздухе. «Пограничное самадхи» – это только промежуточный этап. Между медитативными сессиями на этом уровне рекомендуется воздерживаться от отвлекающих действий и встреч.
Образы и видения
На этой стадии могут появляться видения, уже проявились, но мысли еще продолжают скакать и продолжительное сосредоточение на объекте еще не устойчиво. Эти видения могут быть вполне устрашающими: например, вид собственного трупа или вид гневного божества; но могут быть и приятными – образ мирного божества, или, например, Будды. Медитативные образы выглядят очень реально; наставник Буддхагхоса говорит, что они столь же реальны, как и беседа с гостем, который нанес нам визит. Люди робкие и чувствительные могут даже слегка тронуться от ужасных видений. Другая опасность состоит в том, что йогин может увлечься видениями и сделать их целью практики, и тогда его прогресс остановится. Поэтому не надо обращать внимания на образы, это все лишь продукты ума. Дзэнская мудрость гласит: “Если встретишь Будду – убей его”.
Обсуждения Полное самадхи