У тех, кто с младых ногтей усвоил классический подход к проблеме первичности-вторичности сознания, его порожденность реалиями нашей действительности не вызывает сомнений. Тем более, когда речь идет о таких серьезных категориях, как пространство и время.
Поэтому любое утверждение о том, что сознание есть вещь порожденная, вторичная, воспринимается как научное, обратное же - то, что именно оно, сознание, порождает категории пространства, времени и движения в нашем мире, читатель немедленно относит к разряду "учение". И поделом. Приведем мнение толкового словаря.
"Сознание. - Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека". Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Можно, конечно, не доверять авторам толковых словарей, говорить, что их слова - это не факт, а позиция, и продолжать утверждать, что и время и пространство в нашем мире - продукт сознания. А можно, не претендуя на роль судей в споре наук и учений, послушать, что по этому поводу говорит наука каббала. Особенность ситуации в данном случае будет именно в том, что наука эта до сих пор у многих числится в разряде "духовных учений".
Все мироздание, говорит каббала, представляет собой неисчислимое множество взаимодействий и сочетаний двух базисных элементов: влияния, отдачи и получения, которые по отношению друг к другу являются желаниями. Поэтому и говорится в каббале, что материалом мироздания является желание получить. Различные меры и формы соединения его с элементом влияния, отдачи, создают все то бесконечное качественное разнообразие, которое и составляет строение всего мироздания.
Итак, два элемента, две стороны действительности. Понятно, что получение, основой которого является состояние или ощущение неполноты, пустоты, несовершенства, есть элемент зависимый, вторичный, порожденный.
При рассмотрении его со стороны получающей, то есть так называемого творения, оно предстает как постигающая часть этого тандема. То же, что исходит к нему от источника его наполнения, от элемента влияния, отдачи - как часть постигаемая. Ощущение ее влияния, наполнения, постижения в каббале носит название "свет" или "наслаждение".
Все мироздание, являясь иерархией причинно-следственных связей существует, естественно, вне времени. "Являясь" - в данном случае очень удачное определение, так как согласно простой логике ничто не мешает двум первичным элементам находиться изначально в полном, гармоничном слиянии. Поэтому существование невообразимо сложной иерархической системы представляет собой то, каким это их соединение предстает или является пред нашим внутренним взором.
В системе этой есть совершенно мизерная часть, ощущаемая нами как наш мир.
Пусть слово "мизерная" не прозвучит обидно для нас, гордых такой большой вселенной и такими высокими нашими достижениями. Мизерная эта часть мироздания - по количеству и качеству ее строительного материала, желания получить. Какова цель существования этой "горошинки"? Об этом как-нибудь в другой раз.
Замечательно другое: именно здесь бесконечное разнообразие сочетаний и взаимоотношений желаний мира причин превращается в ощущаемые нами количественные категории: пространство, время, движение. Но разве они только количественные? Ответ, я думаю, понятен: мы воспринимаем все сквозь призму наших желаний, а это всегда то или иное сочетание желания и наполнения, что и дает каждый раз качественно иную картину мира.
Каковы же корни этих категорий в мире причин? "Время" в нем - это количество последовательных ступеней перехода от причины к следствию. "Место" - желание получить свет, наслаждение. "Величина места" - это величина желания. "Расстояние" - качественное отличие двух ступеней, желаний. (Так каббалисты используют слова нашего мира для передачи духовной информации).
В мире, очерченном этими категориями, и рождается наше бренное тело с его пятью органами ощущений. Познавая мир, действуя в нем, наше существо приобретает опыт. Опыт развивает мозг, который и "отражает" потом окружающую действительность в меру своего развития. Все! Коробочка захлопнулась. Сознание существа родилось, отразило и…
Мы, конечно, знакомы с относительностью этих упрямых братцев - пространства и времени. Однако это лишь показатель их абсолютной власти над нами, живущими в этом мире. "Прогибаясь", они играют с нами как кошка с мышкой. И как же быть? Как приобрести сознание, которое не подчиняется этим рамкам?
Давайте вспомним, что человеческое наше сознание приобретается в результате деятельности и познания, получения опыта. А это как раз то, что предлагает наука каббала.
Человек обязан изучать реальную картину мироздания, в результате чего у него развивается понимание ограниченности (как следствия мизерности желаний) нашего мира. Он начинает познавать мир причин вначале по трудам ученых-каббалистов, это порождает в нем желание ощутить его, затем он стремится к этому и, следуя методике, развивает в себе массу новых, гораздо более сильных и высоких желаний, которые и становятся основой нового "органа ощущений".
Вот и все. Ощутив мир причин, действуя в нем и познавая его, человек приобретает новый вид сознания как отражения окружающей действительности. И лишь такое сознание может порождать пространство и время, как вы и сами это понимаете.
"Сознание. - Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека". Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Можно, конечно, не доверять авторам толковых словарей, говорить, что их слова - это не факт, а позиция, и продолжать утверждать, что и время и пространство в нашем мире - продукт сознания. А можно, не претендуя на роль судей в споре наук и учений, послушать, что по этому поводу говорит наука каббала. Особенность ситуации в данном случае будет именно в том, что наука эта до сих пор у многих числится в разряде "духовных учений".
Все мироздание, говорит каббала, представляет собой неисчислимое множество взаимодействий и сочетаний двух базисных элементов: влияния, отдачи и получения, которые по отношению друг к другу являются желаниями. Поэтому и говорится в каббале, что материалом мироздания является желание получить. Различные меры и формы соединения его с элементом влияния, отдачи, создают все то бесконечное качественное разнообразие, которое и составляет строение всего мироздания.
Итак, два элемента, две стороны действительности. Понятно, что получение, основой которого является состояние или ощущение неполноты, пустоты, несовершенства, есть элемент зависимый, вторичный, порожденный.
При рассмотрении его со стороны получающей, то есть так называемого творения, оно предстает как постигающая часть этого тандема. То же, что исходит к нему от источника его наполнения, от элемента влияния, отдачи - как часть постигаемая. Ощущение ее влияния, наполнения, постижения в каббале носит название "свет" или "наслаждение".
Все мироздание, являясь иерархией причинно-следственных связей существует, естественно, вне времени. "Являясь" - в данном случае очень удачное определение, так как согласно простой логике ничто не мешает двум первичным элементам находиться изначально в полном, гармоничном слиянии. Поэтому существование невообразимо сложной иерархической системы представляет собой то, каким это их соединение предстает или является пред нашим внутренним взором.
В системе этой есть совершенно мизерная часть, ощущаемая нами как наш мир.
Пусть слово "мизерная" не прозвучит обидно для нас, гордых такой большой вселенной и такими высокими нашими достижениями. Мизерная эта часть мироздания - по количеству и качеству ее строительного материала, желания получить. Какова цель существования этой "горошинки"? Об этом как-нибудь в другой раз.
Замечательно другое: именно здесь бесконечное разнообразие сочетаний и взаимоотношений желаний мира причин превращается в ощущаемые нами количественные категории: пространство, время, движение. Но разве они только количественные? Ответ, я думаю, понятен: мы воспринимаем все сквозь призму наших желаний, а это всегда то или иное сочетание желания и наполнения, что и дает каждый раз качественно иную картину мира.
Каковы же корни этих категорий в мире причин? "Время" в нем - это количество последовательных ступеней перехода от причины к следствию. "Место" - желание получить свет, наслаждение. "Величина места" - это величина желания. "Расстояние" - качественное отличие двух ступеней, желаний. (Так каббалисты используют слова нашего мира для передачи духовной информации).
В мире, очерченном этими категориями, и рождается наше бренное тело с его пятью органами ощущений. Познавая мир, действуя в нем, наше существо приобретает опыт. Опыт развивает мозг, который и "отражает" потом окружающую действительность в меру своего развития. Все! Коробочка захлопнулась. Сознание существа родилось, отразило и…
Мы, конечно, знакомы с относительностью этих упрямых братцев - пространства и времени. Однако это лишь показатель их абсолютной власти над нами, живущими в этом мире. "Прогибаясь", они играют с нами как кошка с мышкой. И как же быть? Как приобрести сознание, которое не подчиняется этим рамкам?
Давайте вспомним, что человеческое наше сознание приобретается в результате деятельности и познания, получения опыта. А это как раз то, что предлагает наука каббала.
Человек обязан изучать реальную картину мироздания, в результате чего у него развивается понимание ограниченности (как следствия мизерности желаний) нашего мира. Он начинает познавать мир причин вначале по трудам ученых-каббалистов, это порождает в нем желание ощутить его, затем он стремится к этому и, следуя методике, развивает в себе массу новых, гораздо более сильных и высоких желаний, которые и становятся основой нового "органа ощущений".
Вот и все. Ощутив мир причин, действуя в нем и познавая его, человек приобретает новый вид сознания как отражения окружающей действительности. И лишь такое сознание может порождать пространство и время, как вы и сами это понимаете.
Обсуждения Не подчиняться рамкам