Тьма, ни зги не видно. В ушах грохочет тишина. По спине озноб – отголосок того холода, который сковывает кости мертвецов. И вдруг – пронзительный скрежет отовсюду, как будто кто-то скребет по сердцу. Силуэты гробов начинают нервно сотрясаться, крышки срываются с мест, и хруст досок возвещает о непоправимом.
Я не могу поверить своим глазам: они встают из гробов и шагают прямо к нам. Еще немного, и я почувствую на себе их вытянутые руки.
Женский вопль разносится под сводами кинотеатра...
Это был репортаж о просмотре фильма «Ночь живых мертвецов» – памятном эпизоде туманной юности. Разумеется, были и другие фильмы, запомнившиеся на всю жизнь, но тема мертвецов почему-то оставила особый след.
Уже в пятилетнем возрасте ребенок, как правило, начинает осознавать понятие «смерть». Кончина близкого члена семьи или домашнего питомца наводит на вопросы, и тогда родителям приходится объяснять малышу, почему люди умирают, куда они уходят после смерти, возвращаются ли они оттуда, и если да, то когда.
Несчетны домыслы о смерти и о том, что происходит после нее. Целая отрасль промышляет услугами связи с загробным миром. А кто не слышал о «воскрешении мертвых»? Если вы не вычитали об этом у пророков, то наверняка высмотрели в голливудских триллерах. Ну не странно ли? Во мраке ночи или при свете луны мертвецы встанут из могил и устроят празднество, либо вакханалию? Кинокадры, конечно, будоражат воображение, но есть ли в них хоть крупица правды? И откуда вообще взялись все эти апокалиптические прорицания?
Чтобы докопаться до причин, мы решили воспользоваться учебниками науки каббала.
Конец мифа
«В будущем мертвые восстанут в своих пороках».
Книга «Зоар», глава «Эмор»
Бааль Сулам, создатель современной методики изучения каббалы, написавший всеобъемлющий комментарий к книге «Зоар», объясняет истинное значение этих слов. Он развертывает перед нами картину развития человеческих душ: от их сотворения, через падение в этот мир, к самостоятельному возвращению в мир Бесконечности.
Откроем еще одну книгу Бааль Сулама – «Учение десяти сфирот». Сюрприз поджидает нас в первых же строках: «Следует помнить, что наука каббала изучает духовные объекты, не занимающие ни места, ни времени». Иными словами, каббала исследует не физические тела, а только духовную природу и духовные явления, то есть состояния, где действуют лишь силы и чувства без материальных облачений.
Кости мертвецов не сорвут гранитные надгробья и не вторгнутся на наши улицы дружными колоннами. Пускай это кого-то разочарует, но каббала категорически отрицает такую возможность.
«Воскрешение мертвых» – не кошмар, а термин, название процесса, который относится к душам людей, а не к их бренным телам.
Язык Высших миров
«Так сказал Творец: «Вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля. И узнаете, что Я – Господь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей».
Это цитата из пророка Йехезкеля. Есть и другие отрывки подобного рода.
«Как же одно вяжется с другим?» – спросите вы.
Каббалистические понятия не имеют ни малейшего отношения к привычному для нас миру. Все они описывают свойства нашей души, части которой мы постепенно исправляем по ходу развития. Говоря иначе, «воскрешение мертвых» – не кладбищенская мистерия, а духовное действие: мы исправляем свою душу и возрождаем ее к жизни в Высших мирах.
Но это только начало. Бааль Сулам продолжает удивлять нас и пишет, что каждому суждено взойти на духовную высоту еще при жизни в этом мире. Мы объясним его слова, но сначала давайте проследим, какой путь проделали наши души до сих пор.
Царство желания
«Знай, что до создания творений простой Высший свет наполнял всю действительность».
АРИ, «Древо жизни»
Так рабби Ицхак Лурия описывает первый этап формирования реальности. Высший свет – это Творец, желающий дарить бесконечное изобилие. Он создал своего рода «организм», единую душу – эгоистическое желание, противоположное альтруистической природе Творца и состоящее из несметного числа клеток-душ, постоянно взаимодействующих между собой. Каббалисты называют эту систему Адам Ришон.
В самом начале она была наполнена светом, то есть бесконечным наслаждением, и напоминала младенца в материнском лоне. У него есть все необходимое, но он не осознает процессов, протекающих вокруг и в нем самом.
В таком же положении находилась и общая душа в своем первоначальном, «бессознательном» состоянии. Чтобы ощутить связь с Творцом и насладиться этой связью, – что и было заложено в замысле творения, – душа должна развиться и осознать происходящее. Для этого необходимо отключить ее от источника наслаждения, от Творца, и предоставить возможность вернуться к Нему собственными силами, по собственному желанию. На этом пути она обретет независимость и понимание, которых ей недоставало вначале.
Осколки наслаждений
Каждый отец хочет, чтобы ребенок пошел по его стопам. Творение – детище Творца, и ему суждено подняться на уровень Творца, в мир Бесконечности.
Ну а пока их связь рвется. Общая душа разбивается на множество частей, которые падают все ниже, все дальше от Творца, и в итоге «облачаются» в тела нашего мира. Это и есть мы.
Важно помнить, что речь идет не о физическом отдалении, а о различии свойств. На низшей ступени разрыв становится полным, и души вообще не ощущают Творца. Однако это лишь временное, промежуточное состояние, цель которого – создать оптимальные условия для независимого развития.
Окончательный разрыв Бааль Сулам называет «смерть», а последующий подъем, в процессе которого мы сами раскрываем Творца, он определяет как «жизнь». Каждый может воспользоваться этими терминами в применении к себе и решить, находится ли он среди «живых» или среди «мертвых»...
Сверху вниз и снизу вверх
АРИ, создавший язык каббалы и раскрывший ее как науку о постижении мироздания, отмечает в своих книгах, что главной причиной падения в «царство мертвых» является эгоизм. Именно он встает стеной между нами и Творцом. Человеческое эго, являющееся, по общему мнению, двигателем прогресса, заставляет нас использовать других людей, извлекать из них выгоду, а затем выбрасывать за ненадобностью.
Само признание этого факта – уже шаг вперед, и если мы не остановимся на достигнутом, то найдем своим желаниям лучшее применение. Тогда-то в нас и воскреснет то, что сейчас мертво, – связь с Творцом.
Отправная точка на пути вверх – это смена намерения, когда себялюбие уступает место свойству Творца, абсолютной любви. Постепенно в человеке зреет порыв в духовный мир – первый «звонок будильника», зовущий к пробуждению. Теперь для него уже не секрет, что на очереди следующий этап развития.
Если мы держим верный курс, это влечение не исчезает, а наоборот, крепнет день ото дня и набирает такую мощь, что, по выражению каббалистов, «не дает нам уснуть». Картина постепенно проясняется, и мы обнаруживаем, что живем по указке своей эгоистической природы. Она властвует над нами, она стоит за каждым нашим шагом, за каждой мыслью и непримиримо сражается с любыми попытками приподняться над собой.
Чтобы справиться с эгоизмом, нужно опуститься на самое его дно. Тогда мы начинаем искренне ненавидеть этот холодный, лишенный света склеп и обращаемся «наверх» за помощью. Именно такой отчаянный призыв и называется в каббале «молитвой». Мы просим о том, чтобы восстать из мертвых, мы хотим жить. Творец желает нам того же, и потому ответ приходит незамедлительно.
Так происходит побег из «царства мертвых», и мы, не порывая с этим миром, начинаем захватывающий подъем по ступеням духовных миров.
Постижение Творца
Постижение Творца – это действие души в отношении себя самой, а ее развитие – это реализация желания постичь Творца. Мера постижения определяет величину души.
Творец не нуждается в философских моделях для доказательства своего существования. Только с помощью науки каббала раскроется Его управление творениями.
Положительный взгляд на мир должен исходить из ощущения Творца. Это и есть полное осознание, которое несет с собой любовь Творца и Его благо.
Женский вопль разносится под сводами кинотеатра...
Это был репортаж о просмотре фильма «Ночь живых мертвецов» – памятном эпизоде туманной юности. Разумеется, были и другие фильмы, запомнившиеся на всю жизнь, но тема мертвецов почему-то оставила особый след.
Уже в пятилетнем возрасте ребенок, как правило, начинает осознавать понятие «смерть». Кончина близкого члена семьи или домашнего питомца наводит на вопросы, и тогда родителям приходится объяснять малышу, почему люди умирают, куда они уходят после смерти, возвращаются ли они оттуда, и если да, то когда.
Несчетны домыслы о смерти и о том, что происходит после нее. Целая отрасль промышляет услугами связи с загробным миром. А кто не слышал о «воскрешении мертвых»? Если вы не вычитали об этом у пророков, то наверняка высмотрели в голливудских триллерах. Ну не странно ли? Во мраке ночи или при свете луны мертвецы встанут из могил и устроят празднество, либо вакханалию? Кинокадры, конечно, будоражат воображение, но есть ли в них хоть крупица правды? И откуда вообще взялись все эти апокалиптические прорицания?
Чтобы докопаться до причин, мы решили воспользоваться учебниками науки каббала.
Конец мифа
«В будущем мертвые восстанут в своих пороках».
Книга «Зоар», глава «Эмор»
Бааль Сулам, создатель современной методики изучения каббалы, написавший всеобъемлющий комментарий к книге «Зоар», объясняет истинное значение этих слов. Он развертывает перед нами картину развития человеческих душ: от их сотворения, через падение в этот мир, к самостоятельному возвращению в мир Бесконечности.
Откроем еще одну книгу Бааль Сулама – «Учение десяти сфирот». Сюрприз поджидает нас в первых же строках: «Следует помнить, что наука каббала изучает духовные объекты, не занимающие ни места, ни времени». Иными словами, каббала исследует не физические тела, а только духовную природу и духовные явления, то есть состояния, где действуют лишь силы и чувства без материальных облачений.
Кости мертвецов не сорвут гранитные надгробья и не вторгнутся на наши улицы дружными колоннами. Пускай это кого-то разочарует, но каббала категорически отрицает такую возможность.
«Воскрешение мертвых» – не кошмар, а термин, название процесса, который относится к душам людей, а не к их бренным телам.
Язык Высших миров
«Так сказал Творец: «Вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля. И узнаете, что Я – Господь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей».
Это цитата из пророка Йехезкеля. Есть и другие отрывки подобного рода.
«Как же одно вяжется с другим?» – спросите вы.
Каббалистические понятия не имеют ни малейшего отношения к привычному для нас миру. Все они описывают свойства нашей души, части которой мы постепенно исправляем по ходу развития. Говоря иначе, «воскрешение мертвых» – не кладбищенская мистерия, а духовное действие: мы исправляем свою душу и возрождаем ее к жизни в Высших мирах.
Но это только начало. Бааль Сулам продолжает удивлять нас и пишет, что каждому суждено взойти на духовную высоту еще при жизни в этом мире. Мы объясним его слова, но сначала давайте проследим, какой путь проделали наши души до сих пор.
Царство желания
«Знай, что до создания творений простой Высший свет наполнял всю действительность».
АРИ, «Древо жизни»
Так рабби Ицхак Лурия описывает первый этап формирования реальности. Высший свет – это Творец, желающий дарить бесконечное изобилие. Он создал своего рода «организм», единую душу – эгоистическое желание, противоположное альтруистической природе Творца и состоящее из несметного числа клеток-душ, постоянно взаимодействующих между собой. Каббалисты называют эту систему Адам Ришон.
В самом начале она была наполнена светом, то есть бесконечным наслаждением, и напоминала младенца в материнском лоне. У него есть все необходимое, но он не осознает процессов, протекающих вокруг и в нем самом.
В таком же положении находилась и общая душа в своем первоначальном, «бессознательном» состоянии. Чтобы ощутить связь с Творцом и насладиться этой связью, – что и было заложено в замысле творения, – душа должна развиться и осознать происходящее. Для этого необходимо отключить ее от источника наслаждения, от Творца, и предоставить возможность вернуться к Нему собственными силами, по собственному желанию. На этом пути она обретет независимость и понимание, которых ей недоставало вначале.
Осколки наслаждений
Каждый отец хочет, чтобы ребенок пошел по его стопам. Творение – детище Творца, и ему суждено подняться на уровень Творца, в мир Бесконечности.
Ну а пока их связь рвется. Общая душа разбивается на множество частей, которые падают все ниже, все дальше от Творца, и в итоге «облачаются» в тела нашего мира. Это и есть мы.
Важно помнить, что речь идет не о физическом отдалении, а о различии свойств. На низшей ступени разрыв становится полным, и души вообще не ощущают Творца. Однако это лишь временное, промежуточное состояние, цель которого – создать оптимальные условия для независимого развития.
Окончательный разрыв Бааль Сулам называет «смерть», а последующий подъем, в процессе которого мы сами раскрываем Творца, он определяет как «жизнь». Каждый может воспользоваться этими терминами в применении к себе и решить, находится ли он среди «живых» или среди «мертвых»...
Сверху вниз и снизу вверх
АРИ, создавший язык каббалы и раскрывший ее как науку о постижении мироздания, отмечает в своих книгах, что главной причиной падения в «царство мертвых» является эгоизм. Именно он встает стеной между нами и Творцом. Человеческое эго, являющееся, по общему мнению, двигателем прогресса, заставляет нас использовать других людей, извлекать из них выгоду, а затем выбрасывать за ненадобностью.
Само признание этого факта – уже шаг вперед, и если мы не остановимся на достигнутом, то найдем своим желаниям лучшее применение. Тогда-то в нас и воскреснет то, что сейчас мертво, – связь с Творцом.
Отправная точка на пути вверх – это смена намерения, когда себялюбие уступает место свойству Творца, абсолютной любви. Постепенно в человеке зреет порыв в духовный мир – первый «звонок будильника», зовущий к пробуждению. Теперь для него уже не секрет, что на очереди следующий этап развития.
Если мы держим верный курс, это влечение не исчезает, а наоборот, крепнет день ото дня и набирает такую мощь, что, по выражению каббалистов, «не дает нам уснуть». Картина постепенно проясняется, и мы обнаруживаем, что живем по указке своей эгоистической природы. Она властвует над нами, она стоит за каждым нашим шагом, за каждой мыслью и непримиримо сражается с любыми попытками приподняться над собой.
Чтобы справиться с эгоизмом, нужно опуститься на самое его дно. Тогда мы начинаем искренне ненавидеть этот холодный, лишенный света склеп и обращаемся «наверх» за помощью. Именно такой отчаянный призыв и называется в каббале «молитвой». Мы просим о том, чтобы восстать из мертвых, мы хотим жить. Творец желает нам того же, и потому ответ приходит незамедлительно.
Так происходит побег из «царства мертвых», и мы, не порывая с этим миром, начинаем захватывающий подъем по ступеням духовных миров.
Постижение Творца
Постижение Творца – это действие души в отношении себя самой, а ее развитие – это реализация желания постичь Творца. Мера постижения определяет величину души.
Творец не нуждается в философских моделях для доказательства своего существования. Только с помощью науки каббала раскроется Его управление творениями.
Положительный взгляд на мир должен исходить из ощущения Творца. Это и есть полное осознание, которое несет с собой любовь Творца и Его благо.
Обсуждения Воскрешение мёртвых