Цель этой статьи - осветить, насколько позволят ее рамки, проблему "каббала и культура". Проблемы такой, если быть точным, не существует, но сформулировать вопрос именно так будет очень полезно. Устроить коротенькое рандеву двум этим совершенно разноплановым феноменам и посмотреть, что из этого получится.
Ведь и в науке, начиная с середины прошлого века, основные открытия делаются на стыке дисциплин. Иногда, казалось бы, совершенно разных. Оказывается, при сближении разнородных зарядов проскакивает искра, которая многое может осветить. А иногда и сердца зажечь.
Сразу оговоримся, что формальный повод к нашему рандеву все-таки имеется. Это – проведение очередного заседания Всемирного Совета мудрости (World Wisdom Council, WWC) в рамках Всемирного Форума Культур в г. Монтеррее, Мексика. Для справки: Форум Культур проводится при поддержке ЮНЕСКО раз в четыре года. Усилия, красноречие, талант участников Форума во все дни его проведения направлены на обсуждение многообразия культур, форм устойчивого развития и условий для обеспечения мира.
Всемирный Совет мудрости занимается тем, что, собрав ведущих ученых, общественных деятелей, мыслителей и духовных лидеров, вырабатывает практические рекомендации по решению проблем глобального кризиса. Активным участником работы Совета является руководитель Международной Академии каббалы, профессор М.Лайтман.
То есть мы можем поздравить себя с тем, что мировое сообщество включает, наконец, науку каббала в комплект современных систем знания, который оно собирается использовать для решения глобальных проблем. Говоря другими словами, наука каббала на равных входит в "пакет программ", коими предполагается навести порядок в неразберихе файлов в нашем всемирном компе, разработать и установить, наконец, нормальную операционную систему, мощный антивирус и рабочий софт. Чтобы машина не только не глючила и не "падала", а наоборот, стала способна к непротиворечивому развитию и самообучению.
Таким образом, пространственно-временное совпадение в далекой Мексике и дало нам повод осветить взгляд каббалы на феномен нашего мира, называемый "культура".
Еще одна справка: "КУЛЬТУ'РА, ы, ж. [латин. cultura] (книжн.) 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе" (Толковый словарь Ушакова).
Очень точное и характерное определение. Наиболее точно и характерно в нем, с точки зрения каббалы, - это определение культуры как плодов деятельности, направленной на подчинение природы. Почему? Потому что "природа" для каббалы, как и для любой другой науки, означает не лужайки и порывы шаловливого ветра, а систему законов и сил, действующих в материи.
Система эта едина и непротиворечива. Основа же природы, которая делает совокупность элементов системой, - это сила, которую мы по-свойски называем альтруизмом. У нас просто нет для нее подходящего названия. В каббале действие этой базисной силы природы называется "ашпаа", что можно перевести как "доброе влияние". Без нее немыслимо развитие, появление все более высоких уровней сложности организации систем. Абсолют этой силы в каббале называется Творцом.
Древнее человечество "росло" в естественном ощущении альтруистического, творящего характера природы, не зная того, что системе "человек" для развития, то есть перехода в новое, совершенное состояние, придется проделать петлю в несколько тысяч лет. Оторвавшись от этого живого ощущения, пройти тяжкий, лживый, полный страданий путь "царя природы", чтобы вернуться к исходной точке уже на совершенно новом уровне.
Почему это произошло? Потому что развитие - это, собственно, реализация более глубоких уровней желания как материала творения. Устроен этот материал так: внутреннее его ядро - это желание единения с Творцом, то есть обладания Его силой "доброго влияния". Более внешний слой, кожура - желания, присущие только человеку, живущему в обществе: к богатству, власти, знаниям. И уж совсем провинция - это желание существовать, и чем дольше, тем лучше, во всем его разнообразии. Присуще оно, в той или иной мере, всему в природе.
Таким образом, пройдя в своем развитии внешние слои материала творения, человечество вошло на территорию желаний, эгоистичность которых ощущением "самости" каждого из двуногих и "перерезала пуповину", соединявшую его с природой. Эта пропасть, разрыв между нами и природой, чувствовались людьми всегда. И на первых же этапах развития, для того, чтобы заполнить эту возникшую пустоту, человеку потребовалась деятельность, "творческая" деятельность, которая подменяла понемногу утрату творящей силы природы.
Так возникла культура. Основой ее было эгоистическое ощущение "самости" и возможности создать то, что будет служить для него его миром. Поэтому, повторимся, весь мир человека создан им как подмена живого ощущения природы как единой альтруистической силы.
Один из выводов: в культуре, то есть в той деятельности, которой мы уже тысячи лет безуспешно пытаемся заполнить пропасть между нами и Творцом, природой, мы руководствуемся той же дружной компанией желаний, которые обеспечивают вообще нашу связь с действительностью: желаниями к накоплению, власти, знанию. Как же каждое из них реализуется в этой деятельности, в культуре, основанной на эгоистической попытке выжить без природного живого контакта с Творцом, природой?
Накопление - проявляется в ощущении все большего "духовного" богатства, которое сопровождается, часто бессознательным, желанием величия над другими.
Власть - во власти над материалом и над теми, "для кого" творим, над потребителем "духовной продукции".
Знание - во внутренней эгоистической власти над миром, ведь мир - в том числе и "духовный" - в тебе, ты его ощущаешь и весь, и в подробностях.
И все же наступит время, то будущее, к которому нас ведет развитие, альтруистическое будущее, когда исчезнет разделяющая нас пропасть, когда станет нормой единство и жизнь ради всех, ради единения с природой, с Творцом. Тогда деятельность, называемая нами культурой, будет использовать неотъемлемый наш комплект желаний в следующих направлениях:
Накопление: вся деятельность становится богаче, я способствую накоплению, богатству всех и себя в том числе, само же богатство ощущается и исчисляется в большей мере единения.
Власть: над стремлением "ради себя", над ощущением отделенности - обретение возможности заставить и это качество "ради себя", эгоизм, работать на единство всех с природой.
Знание: любые деятельность и знание увеличивает слияние с природой, то есть ощущение умом и сердцем истинной сути природы, ощущение всего мира в его полноте и единстве.
Хочется закончить статью именно на этой оптимистической ноте. Потому что, если верить каббалистам, мы уже совсем близко от ядра творения, то есть обретения свойства Творца, альтруизма. Нужно просто знать эту цель, к которой нас движет сама природа, и желать ее достичь.
Сразу оговоримся, что формальный повод к нашему рандеву все-таки имеется. Это – проведение очередного заседания Всемирного Совета мудрости (World Wisdom Council, WWC) в рамках Всемирного Форума Культур в г. Монтеррее, Мексика. Для справки: Форум Культур проводится при поддержке ЮНЕСКО раз в четыре года. Усилия, красноречие, талант участников Форума во все дни его проведения направлены на обсуждение многообразия культур, форм устойчивого развития и условий для обеспечения мира.
Всемирный Совет мудрости занимается тем, что, собрав ведущих ученых, общественных деятелей, мыслителей и духовных лидеров, вырабатывает практические рекомендации по решению проблем глобального кризиса. Активным участником работы Совета является руководитель Международной Академии каббалы, профессор М.Лайтман.
То есть мы можем поздравить себя с тем, что мировое сообщество включает, наконец, науку каббала в комплект современных систем знания, который оно собирается использовать для решения глобальных проблем. Говоря другими словами, наука каббала на равных входит в "пакет программ", коими предполагается навести порядок в неразберихе файлов в нашем всемирном компе, разработать и установить, наконец, нормальную операционную систему, мощный антивирус и рабочий софт. Чтобы машина не только не глючила и не "падала", а наоборот, стала способна к непротиворечивому развитию и самообучению.
Таким образом, пространственно-временное совпадение в далекой Мексике и дало нам повод осветить взгляд каббалы на феномен нашего мира, называемый "культура".
Еще одна справка: "КУЛЬТУ'РА, ы, ж. [латин. cultura] (книжн.) 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе" (Толковый словарь Ушакова).
Очень точное и характерное определение. Наиболее точно и характерно в нем, с точки зрения каббалы, - это определение культуры как плодов деятельности, направленной на подчинение природы. Почему? Потому что "природа" для каббалы, как и для любой другой науки, означает не лужайки и порывы шаловливого ветра, а систему законов и сил, действующих в материи.
Система эта едина и непротиворечива. Основа же природы, которая делает совокупность элементов системой, - это сила, которую мы по-свойски называем альтруизмом. У нас просто нет для нее подходящего названия. В каббале действие этой базисной силы природы называется "ашпаа", что можно перевести как "доброе влияние". Без нее немыслимо развитие, появление все более высоких уровней сложности организации систем. Абсолют этой силы в каббале называется Творцом.
Древнее человечество "росло" в естественном ощущении альтруистического, творящего характера природы, не зная того, что системе "человек" для развития, то есть перехода в новое, совершенное состояние, придется проделать петлю в несколько тысяч лет. Оторвавшись от этого живого ощущения, пройти тяжкий, лживый, полный страданий путь "царя природы", чтобы вернуться к исходной точке уже на совершенно новом уровне.
Почему это произошло? Потому что развитие - это, собственно, реализация более глубоких уровней желания как материала творения. Устроен этот материал так: внутреннее его ядро - это желание единения с Творцом, то есть обладания Его силой "доброго влияния". Более внешний слой, кожура - желания, присущие только человеку, живущему в обществе: к богатству, власти, знаниям. И уж совсем провинция - это желание существовать, и чем дольше, тем лучше, во всем его разнообразии. Присуще оно, в той или иной мере, всему в природе.
Таким образом, пройдя в своем развитии внешние слои материала творения, человечество вошло на территорию желаний, эгоистичность которых ощущением "самости" каждого из двуногих и "перерезала пуповину", соединявшую его с природой. Эта пропасть, разрыв между нами и природой, чувствовались людьми всегда. И на первых же этапах развития, для того, чтобы заполнить эту возникшую пустоту, человеку потребовалась деятельность, "творческая" деятельность, которая подменяла понемногу утрату творящей силы природы.
Так возникла культура. Основой ее было эгоистическое ощущение "самости" и возможности создать то, что будет служить для него его миром. Поэтому, повторимся, весь мир человека создан им как подмена живого ощущения природы как единой альтруистической силы.
Один из выводов: в культуре, то есть в той деятельности, которой мы уже тысячи лет безуспешно пытаемся заполнить пропасть между нами и Творцом, природой, мы руководствуемся той же дружной компанией желаний, которые обеспечивают вообще нашу связь с действительностью: желаниями к накоплению, власти, знанию. Как же каждое из них реализуется в этой деятельности, в культуре, основанной на эгоистической попытке выжить без природного живого контакта с Творцом, природой?
Накопление - проявляется в ощущении все большего "духовного" богатства, которое сопровождается, часто бессознательным, желанием величия над другими.
Власть - во власти над материалом и над теми, "для кого" творим, над потребителем "духовной продукции".
Знание - во внутренней эгоистической власти над миром, ведь мир - в том числе и "духовный" - в тебе, ты его ощущаешь и весь, и в подробностях.
И все же наступит время, то будущее, к которому нас ведет развитие, альтруистическое будущее, когда исчезнет разделяющая нас пропасть, когда станет нормой единство и жизнь ради всех, ради единения с природой, с Творцом. Тогда деятельность, называемая нами культурой, будет использовать неотъемлемый наш комплект желаний в следующих направлениях:
Накопление: вся деятельность становится богаче, я способствую накоплению, богатству всех и себя в том числе, само же богатство ощущается и исчисляется в большей мере единения.
Власть: над стремлением "ради себя", над ощущением отделенности - обретение возможности заставить и это качество "ради себя", эгоизм, работать на единство всех с природой.
Знание: любые деятельность и знание увеличивает слияние с природой, то есть ощущение умом и сердцем истинной сути природы, ощущение всего мира в его полноте и единстве.
Хочется закончить статью именно на этой оптимистической ноте. Потому что, если верить каббалистам, мы уже совсем близко от ядра творения, то есть обретения свойства Творца, альтруизма. Нужно просто знать эту цель, к которой нас движет сама природа, и желать ее достичь.
Обсуждения Вот это культура!