Прежде чем перейти к описанию Второго Дня творения. Хочется ещё раз вам напомнить, что это не просто день, в человеческом понимании, это огромный временной интервал – ЭОН, сколько длиться этот ДЕНЬ знает лишь Создатель. У индусов есть понятия – день и ночь Брахмы, эти периоды не укладываются в наши рамки.
Когда наступает ночь Брахмы (ночь в библейском тексте упоминается только в Первом Дне) все планеты и материальные объекты уходят в небытие (что бы потом вновь пробудиться к жизни уже на следующем этапе творения). Перелистывая в очередной раз «Шримад-Бхагаватам» я нашёл интересные сведения об этапах творения и пришёл к неожиданному выводу. Свет, который фигурирует в первом стихе книги БЕРЕЙШИТ – это олицетворение первичного космического огня, он создаёт, но в то же время и разрушает, это начало и конец.
«На этапе творения, который охватывает день Брахмы, три планетарные системы – Сварга, Мартья и Патала – периодически создаются и разрушаются, а их обитатели (низшие животные, люди, полубоги и предки) рождаются и умирают, пожиная плоды своей деятельности…
НА исходе дня Брахмы под влиянием ничтожно малой части невежества огромная вселенная погружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного времени, бесчисленные живые существа исчезают в пучине разрушения, и мире воцаряется безмолвие.
Когда наступает ночь Брахмы, все три мира становятся невидимыми, а Солнце и Луна перестают светить, как это обычно бывает ночью.
Опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны, и великие мудрецы (Бхригу и другие обитатели Махарлоки) поднимаются на Джаналоку, не в силах вынести жара огня, который бушует внизу, пожирая три мира.
Уничтожение вселенной начинается с того, что моря и океаны выходят из берегов. Налетают ураганные ветры, которые вздымают на морях свирепые волны, и в считанные мгновения все три мира оказываются под водой» (Шримад-Бхагаватам, песнь 3, гл. 11, текст 26, 28-31).
К чему я привёл такую большую цитату, из книги, которая вообще не связана с Книгой Моисея, это всё равно, что пытаться научиться японскому языку по англо-русскому разговорнику. А ведь связь у этих описаний творения есть. В библейском Первом Дне творения есть лишь свет (огонь) и воды над которыми парит אלהימ. Повторюсь, что Элохим множественного числа, как и вода - מים – множественное число. Не те ли это воды, что покрыли собой материальные миры? Ответ сокрыт в описании Второго Дня творения, где Господь творит пространства.
ו ויאמר אלהים, יהי רקיע בתוך המים, ויהי מבדיל, בין מים למים.
ז ויעש אלהים, את-הרקיע, ויבדל בין המים אשר מתחת לרקיע, ובין המים אשר מעל לרקיע; ויהי-כן.
ח ויקרא אלהים לרקיע, שמים; ויהי-ערב ויהי-בקר, יום שני.
/6/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ ПРОСТРАНСТВО ПОСРЕДИ ВОДЫ И ОТДЕЛЯЕТ ОНО ВОДУ ОТ ВОДЫ.» /7/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО, И РАЗДЕЛИЛ МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, И МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ; И СТАЛО ТАК. /8/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ.
1.И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
2.И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
3.И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.
Библейский перевод первого (шестого) предложения отличается всего двумя словами. Но какими! В оригинале (Торе), как и в самом иудаизме, нет слова, которое переводилось бы как Бог. Здесь уместно вспомнить, что иудаизм монотеистическая религия, для иудеев Бог един, а всё остальное – идолопоклонство. В Торе Творец персонифицирован, у Него есть имя, и на первых этапах творения Он – אלהים.
Второе отличное слово ПРОСТРАНСТВО и «твердь». Эта «твердь» всячески высмеивается материалистами, ведь небо совсем не твёрдое (как это прописано в библейском варианте). А вот ПРОСТРАНСТВО это уже более понятно, но не совсем точно, т.к. само слово - רקיע - РАКИА – переводится, как небосвод или небо. Слово «твердь» было выгодно более богословам, нежели учёным, ведь отцы церкви и ортодоксы выделяли Земле, особенное геоцентрическое место. Но в данных строках описано время, когда планет ещё не существовало. Элохим сказал и слово Его создало пространство посреди вод, а воды эти ни что иное, как дремлющие первоэлементы из которых создаются материальные объекты. ПРОСТРАНСТВО разделило эти воды.
Здесь описывается создание трёх миров (уровней): ПРОСТРАНСТВО – мир материальный, видимая вселенная со всеми материальными объектами; ВОДА НАД ПРОСТРАНСТВОМ – это мир духовный, где живут небожители и ангелы; а ВОДА ПОД ПРОСТРАНСТВОМ – это нижний мир, мир подсознания, страхов и привидений.
Этим ПРОСТРАНСТВОМ может оказаться эклиптика – плоскость, в пределах которой «плавают» планеты. Вариантов может быть множество и один из них таков, это ПРОСТРАНСТВО – это атмосфера, ибо רקיע (РАКИА) в конце стиха обретает другое название שמים (ШАМАИМ). Оба слова являются синонимами и переводятся как НЕБО, но тогда получается тавтология, это не так. ШАМАИМ – это небо, которое посылает дожди, если разбить слово на составные, то получится: שם – там, ים – море (в то же время есть прямая связь со словом - מים - вода). Дословно ШАМАИМ можно перевести – которое течёт. В слове же רקיע (РАКИА) нет никакого намёка на воду и это слово единственного числа, в то время, как שמים (ШАМАИМ) – множественного числа, что может указывать на различные оболочки нашей планеты и на прямую связь с водой, а точнее ВОДАМИ НАД И ПОД ПРОСТРАНСТВОМ. То, что раньше было едино, разделилось и появилось ПРОСТРАНСТВО (небосвод).
Если Первый День творения связан со стихией огня, то Второй День со стихией воды. Первоэлементы начали взаимодействовать. По идее далее должны появиться звёзды и планеты, но нет, уделять небесным объектам большое внимание – дело весьма рискованное, ведь если описать рождение Солнца раньше, чем рождение самой Земли, то люди начтут чтить Солнце и заниматься идолопоклонством. Поэтому рождение светил описано в Четвёртом Дне, а Земля появляется в Третьем Дне.
Но и здесь можно найти объяснение, если представить первые два Дня совсем в другом свете. Первый День связан с огнём, и этот огонь мог быть и на Земле, когда наша планета только формировалась и была повышенная вулканическая активность, она была раскалена, а по поверхности бежала лава. Второй День (как я уже говорил) связан с водой, и в данном стихе описывается те давние времена, когда поверхность Земли была покрыта мировым океаном, и появилось ПРОСТРАНСТВО, отделившее воду небесную от воды земной. Но эта первичная атмосфера Земли ещё недостаточно прозрачна, а потому ни Солнца, ни Луны, ни звёзд просто не видно. Но если не было Солнца, что же такое ВЕЧЕР и УТРО, которыми заканчивается Второй День творения? Скорее всего, это переходное время от одного цикла (יומ שני) к другому (שלישי יומ), эра воды заканчивается и вот-вот должна появиться суша.
ט ויאמר אלהים, יקוו המים מתחת השמים אל-מקום אחד, ותראה, היבשה; ויהי-כן.
י ויקרא אלהים ליבשה ארץ, ולמקוה המים קרא ימים; וירא אלהים, כי-טוב.
יא ויאמר אלהים, תדשא הארץ דשא עשב מזריע זרע, עץ פרי עשה פרי למינו, אשר זרעו-בו על-הארץ; ויהי-כן.
יב ותוצא הארץ דשא עשב מזריע זרע, למינהו, ועץ עשה-פרי אשר זרעו-בו, למינהו; וירא אלהים, כי-טוב.
יג ויהי-ערב ויהי-בקר, יום שלישי.
/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА СТЕКЁТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША»; И СТАЛО ТАК. /10/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЁЮ, А СТЕЧЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /11/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ, ДРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ»; И СТАЛО ТАК. /12/ И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ ПО РОДУ СВОЕМУ И ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО ПО РОДУ ЕГО. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /13/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
4.И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
5.И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
6.И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
7.И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
8.И был вечер, и было утро: день третий.
Перевод следующего (девятого) предложения отличается лишь глаголами: СТЕКЁТСЯ и «соберётся» конечно же, не многим отличается, но если учесть что речь идёт о водах, то слово «стекётся» хоть и неправильно пишется, но более понятно. Здесь описан процесс изменения в атмосфере нашей планеты, когда начали подниматься материки, а вода, которая под небом (ШАМАИМ - שמים) стекается в одно место и появляется суша. СУША (ИВАШАЕ - יבשה ) обретает название, Элохим нарекает сушу ЗЕМЛЁЮ (ЭРЕЦ – ארץ ). Я долго пытался нащупать в этих двух еврейских словах некий тайный смысл, и вот какие догадки пришли на ум. Если разбить слово СУША - יבשה – на составляющие, при этом ещё учитывать hей (ה) артикль, имеющийся в оригинальном тексте, то получится:
היבשה=: היא – она: בשל – созревать, достигать зрелости
или היבשה=: היה- быть: בשר – мясо, плоть.
Суша – это зрелый плод, и она же плоть, на которой должны произрастать травы и деревья. Что интересно, растительность появляется в Третий День творения, сразу же после явления суши. А может быть в слове СУША есть ещё какой то скрытый смысл, для того чтобы это выяснить, попробуем суммировать числа-буквы в слове ИВАШАЕ – יבשה.
יבשה = י+ב+ש+ה= 10+2+300+7= 317= שיז
Это слово (שיז) можно перевести, если исключить последнюю букву, то будет ШАИ - שי - подарок, дар; если же заменить ЗАИН (ז) на АЛЕФ (א), то будет слово СИА -שיא - апогей, высшая точка, высота; ну а если конечную ЗАИН (ז) заменить на ХИТ (ח), то получится СИХА -שיח - куст.
Хочу напомнить вам, что Элохим (אלהימ) во множественном числе и еврейский перевод этого имени очень точен – ВСЕСИЛЬНЫЙ, слово указывает на ВСЕ СИЛЫ. Эти СИЛЫ не просто изрекают творящее СЛОВО, они поют, к этому выводу я пришёл при помощи нумерологических вычислений слова И СКАЗАЛ (уместно здесь заметить, что эта фраза повторяется вначале третьего, шестого и девятого предложения) - ויאמר.
ויאמר =ו + י+א +מ + ר = 6+10+1+ 40 + 200 = 257= רנז
רנ- этот корень (РЕН) встречается в словах связанных с пением, таких как: רנה - пение, ликование, или רנן – воспевать, петь.
Так что значение самого имени Элохим вводит многих теологов и каббалистов в замешательство, особенно христианские и иудейские священнослужители не могут смириться с множественным числом этого имени. Вот что по этому поводу пишет в своей энциклопедии Менли Палмер Холл (см. М. П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», глава «Каббалистические ключи к сотворению мира»):
«Рассмотрение словарей, энциклопедий и комментариев по Библии говорит о том, что множественная форма Элоим находится за пределами осознания уважаемых авторов всех этих книг. « Новая энциклопедия религиозного знания» таким образом задаётся вопросом о спорных моментах, связанных с множественной формой слова Элоим: «Означает ли это сейчас или означало ли это в прошлом множественность существа?». В «Словаре Библии» под редакцией Джеймса Хастингса содержится следующее утверждение, которое вторит заключениям наиболее строгих критиков-этимологов Библии: «Использование множественного числа слова Элоим трудно объяснить». Доктор Хаверник рассматривает множественную форму Элоим как означающую изобилие, заключающееся в Божественном Существе. Его утверждение; появившееся в «Популярной и критической Энциклопедии Библии», даёт представление об усилиях обойти это чрезвычайно опасное слово. «Международный стандартный словарь Библии» рассматривает подобного рода объяснения как слишком искусные, чтобы они могли быть изобретены ранними евреями, и утверждает, что слово представляет пережиток политического состояния мысли семитов. «Еврейская энциклопедия» поддерживает это утверждение следующим кратким пассажем: Насколько эпиграфические материалы, традиции и фольклор проливают свет на существо вопроса, семиты, похоже, были политеистами…».
Учитывая тайные значения явных слов можно сделать новый перевод шестого предложения. И воспели ВСЕ СИЛЫ (ангелы) да стекутся первичные воды, что под небесами в одном месте и да являться высоты, они – место для созревания, плоть Земли, они – небесный дар. И явилась суша. Такая трактовка библейского текста подтверждает теории некоторых учёных, которые предполагают, что на ранних стадиях развития планеты Земля вся поверхность была покрыта водой, атмосфера ещё не была столь спокойна и прозрачна, а по всему мировому океану бушевали страшные бури и ураганы. Но в результате вулканической активности произошло поднятие материков, и появилась твердь – суша. Мировой океан отступил, наступила новая эра – эра заселения земли, и первыми её жителями стали растения. Но прежде, Элохим даёт (или дают) названия СУШЕ и СТЕЧЕНИЮ (в Библии «собранию») ВОД.
Если внимательно изучить оригинальный (иврит) текст, то можно заметить, что СЛОВО Всесильного творит как минимум восемь раз, а названия своим творениям даётся лишь трижды. Эту особенность можно заметить и в переводах библейского текста. Имена даются в пятой строфе (ДЕНЬ - יום, НОЧЬ - לילה), восьмой (НЕБО - שמים) и десятой (ЗЕМЛЯ -ארץ , МОРЯ -ימים), далее Элохим даёт возможность ЧЕЛОВЕКУ (Адаму) давать имена всему живому.
Сама фраза И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ (повторяющаяся в описании Дней творения трижды) приобретает некий тайный смысл. Словосочетание И НАЗВАЛ -ויקרא – ВАИКИРА – это название (имя) третей книги Пятикнижия Моисеева – «Левит», но переводится это как: И НАЗВАЛ, И ПРИЗВАЛ. Разложим слово ВАИКИРА на составляющие и попробуем отыскать тайну при помощи корневых основ иврита.
ויקרא - и назвал
קרא [וי]- читать, звать, призывать, называть
[א]יקר [ו]- дорогой
Можно прийти к выводу, что все, что Элохим называет (даёт имя) – очень дорого, и даже бесценно. А если просчитать сумму букв слова ВАИКИРА, то можно найти ещё одно подтверждение того, что те объекты, которые обрели имена от Самого Господа – это Дар Господень.
ויקרא =ו+י+ק+ר+א=6+10+100+200+1=317=שיז
Слово ШИЗ (שיז) не переводится, но есть родственные слова:
שי-подарок, дар
שיא- высота, апогей
שיר- песня, стихотворение, петь
ЗЕМЛЯ (ארץ) и МОРЯ (ימים) обретают свои имена последними, это не просто объекты - это пространства, такие же, как и НЕБОСВОД (רקיע) и НЕБЕСА (שמים). Если вернуться к самому началу главы, то можно сразу же заметить, что КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, не было СВЕТА (אור), но были ВОДЫ (מים). Нигде не сказано, что Элохим создаёт эти ВОДЫ, это ни что иное, как первоэлементы из которых создаются все материальные объекты, в первых строфах это ещё не оформившаяся масса. В еврейских совах ВОДА, НЕБО и МОРЯ есть очень явственная связь, и хоть их звучание несколько отлично (ИОМ, ШАМАИМ, МАЙМ) по своему написанию эти слова явно похожи.
מים - МАИМ – вода
שמים - ШАМАИМ – небо
ימים - ЙАМИМ – моря
Эти три родственных слова подтверждают закон кругооборота воды в природе. Здесь есть ещё важный намёк на то, что в атмосфере земли должна быть вода, которая способствует развитию живых организмов. Первые живые организмы – растения – появляются по слову Элохим в Третий День творения, когда является ЗЕМЛЯ (ארץ) и МОРЯ (ימים). Слово ЗЕМЛЯ (ЭРЕЦ) указывает не на саму планету Земля (со всеми её видимыми и невидимыми оболочками, такими как атмосфера, магнитное поле и пр.), а именно поверхность земли, а под МОРЯМИ подразумеваются различные водные бассейны. О СВЕТИЛАХ (планетах и звёздах) сказано только в описании Четвёртого Дня творения, а появление ЗЕМЛИ и растений опережает логический процесс, ведь Земля (как планета) должна вращаться вокруг Солнца, ведь без закона всемирного тяготения нет никакой надежды на сотворение.
Но никакого противоречия тут и нет. Если учесть, что ЗЕМЛЯ – ЭРЕЦ (ארץ), не сама планета, а лишь поверхность, то для того чтобы увидеть светила в пространстве (небе) необходимо, чтобы была прозрачная атмосфера вокруг самой планеты. Для того чтобы жизнь во всех её материальных проявлениях (родах и видах) смогла появиться на нашей планете, необходимо было создать существ, для очистки атмосферы от вредоносных химических элементов. И этими первыми существами стали растения, они первые и в будущем последние жители этой планеты. И это не гипотеза, к этому выводу пришли и учёные-биологи. Вот, например, мысли Жака Бросса, которые я нашёл в его книге «Магия растений» в главе «Растения и возникновения жизни»:
«Так или иначе, феномен возникновения жизни на Земле остаётся необъяснимым. В самом деле, инертной планету можно было назвать лишь отчасти. Попытаемся представить себе докембрийский период нашей планеты.
Четыре миллиарда лет, - то есть едва ли не всё время существования; Земля одушевлялась действующими вулканами, атмосферными явлениями разрушительной силы; уничтожающими недавно возникшие оголённые горы и моря, очевидно ещё лишёнными жизни, но таящие в себе её начала. В этом мире, подверженном интенсивным вибрациям, из многочисленных реакций химических элементов рождались новые соединения все возрастающей сложности. Появившиеся молекулы, уже органические, но ещё не биологические, были анаэробными, поскольку развивались в среде, лишённой воздуха, и для защиты от разрушительной ультрафиолетовой реакции им был необходим слой воды определённой толщины. Эти молекулы извлекли энергию посредством ферментации и выделяли углекислый газ.
Переход от не-жизни к жизни можно определить как момент, когда совокупность крупных молекул в плотном конгломерате, именуемом современными учёными «первичным бульоном», постепенно накапливаясь, благодаря отсутствию каких-либо разрушительных факторов, наконец, привела к появлению замкнутого на себя самостоятельного организма – клетки. Когда концентрация углекислого газа в окружающих Землю парах стала достаточной, хлорофилл – пигмент, находящийся в некоторых клетках, начал улавливать и непосредственно использовать солнечную энергию, освобождая при этом кислород.
Из извлечённого таким образом кислорода образуется озон, который состоит из кислорода, но представляет собой другое молекулярное образование. Переход от кислорода в озон происходит благодаря ионизации под воздействием ультрафиолетовых лучей, а образующийся в результате слой озона обладает способностью их экранировать. До этого момента ионизирующее излучение делало атмосферу стерильной, но озоновая преграда со временем позволила жизни выйти за пределы первичного океана и мало-помалу колонизировать землю».
Такую большую цитату я вставил не по собственной прихоти, французский биолог в своей книге приводит множество философских теорем, многие из которых и доказывать не нужно. Бросс утверждает, что именно растения творили атмосферу. И действительно, в Семи Днях творения ничего не сказано про ВОЗДУХ (атмосферу), Элохим создал ПРОСТРАНСТВО (רקיע) и НЕБО (שמים), но не создал воздух. Значит, атмосферу создали растения – первые жители Земли, они, как санитары, очистили воздух от вредоносных элементов, они и сейчас это делают для всех нас – дышащих и вдыхающих. Как часто человек забывает о том, что мы очень многим обязаны деревьям, когда он уничтожает леса и загрязняет мировой океан. Наши безмолвные соседи – самые древние жители этой планеты и книга БЕРЕЙШИТ это подтверждает. И не только Библия говорит о первородстве растений, ведические писания говорят о том же:
«На седьмом этапе творения создаются неподвижные живые существа шести видов: не цветущие плодовые деревья, деревья и растения, живущие только до созревания плодов, вьющиеся, трубчатые и стелющиеся растения, а также цветущие плодовые растения.
Все неподвижные деревья и растения в поисках источника питания тянутся вверх. Растения практически не проявляют признаков сознания, но способны ощущать боль. Они представлены в самых разнообразных видах и формах» («Шримад-Бхагаватам» песнь 3, гл. 10, текст 19-20).
Если «Шримад-Бхагаватам» говорит о разнообразных видах и формах растительности, то БЕРЕЙШИТ о ЗЕЛЕНИ, ТРАВЕ и ДЕРЕВЬЯХ по РОДУ. Слова СЕМЯ и ТРАВА идентичны, и имеют ещё несколько значений.
זרע - семя, сперма, сеять, росток.
В растениях таиться сила, дарованная им Господом, они вечные слуги этой планеты, они питаются чистой пищей (вода и воздух) и берут из Земли-Матушки все необходимые микроэлементы, они лечат нас, кормят и поют, согревают в лютую зиму и некоторым не цивилизованным общинам приготовить себе горячую пищу. Городской человек почти не ощущает связь с растениями и деревьями, он закрылся в своих каменных домах, готовит еду на природном газе и питается полуфабрикатами. Но ведь растительное царство сосуществует рядом, двери этого царства открыты для нас всегда, поэтому просто необходимо всякому нормальному человеку выбираться почаще на природу, где наши молчаливые соседи – травы и деревья – прошепчут нам свои тайны и зарядят своей живительной силой наши невидимые жизненные источники (чакры, биополе и пр.). Мы никто без своих старших сородичей – растений и животных. Задумайтесь над этими словами и не возвеличивайте человечество над всеми остальными видами, родами и типами, живущими на Земле. Человек исключителен лишь собственным разумом, который не все используют во благо. Техногенные катастрофы, загрязнение атмосферы, уничтожение различных видов флоры и фауны ни к чему хорошему не приведёт. Все мы видим, какой непредсказуемой стала погода, и это только начало тех изменений, которые принёс человек своими неразумными действиями. Не пора ли остановиться и попытаться сохранить то, что ещё можно спасти и защитить нашу большую МАМУ – нашу планету.
Нет ничего удивительного в том, что светила и звёзды появляются в Писании на следующий День творения, причём сами СВЕТИЛА не являются планетами: Луна – спутник Земли, а Солнце – звезда. И ни одной строчки о планетах. Неужели древние евреи ничего не знали о планетах и их движении? Возможно, так оно и было, т.к. Моисей ещё в годы странствий выгнал всех вещунов и прорицателей из еврейского стана. Значит ли это, что астрология и астрономия была неизвестна древним евреям? Ответ на этот вопрос не отыскать в Библии, хотя библейские тексты могут указывать на то, какие взгляды на окружающий мир были у древних евреев и ранних христиан.
«В этом случае древнейшие свидетельства доставили нам Евреи, подобно тому, как от них же перешли к нам и многие названия астрономических созвездий. Но какое неведение! И странное дело: не взирая на прогресс современной науки, многие слишком односторонние умы искали научных аксиом в чисто исторических рассказах Библии.
Евреи веровали в систему видимостей, как это оказывается из различных мест Писания; я приведу вам, между прочим, следующие места:
Земля неподвижна; она представляет равнину, окружённую водой; Иов говорит, что густой мрак образует пояс Океана; Солнце вертится вокруг Земли; Иисус Навин приказывает Солнцу и Луне остановиться, и они останавливаются. Пророк Исайа заставил тень Солнца отступить на десять градусов назад на солнечных часах царя Ахазаю
Солнце и Луна суть два великих светила. Иов говорит, что небеса так тверды, как будто бы они отлиты из расплавленного металла.
Пророк Ездра утверждает, что 6/7 частей земной поверхности представляет сушу. Это заблуждение насчёт превосходства поверхности твёрдой земли над поверхностью воды господствовало до времён Христофора Колумба…» К. Фламарион «История Неба»- Десятая беседа – Земной мир древних. Космография и география древнего невежества- 1875.
יד ויאמר אלהים, יהי מארת ברקיע השמים, להבדיל, בין היום ובין הלילה; והיו לאתת ולמועדים, ולימים ושנים.
טו והיו למאורת ברקיע השמים, להאיר על-הארץ; ויהי-כן.
טז ויעש אלהים, את-שני המארת הגדלים: את-המאור הגדל, לממשלת היום, ואת-המאור הקטן לממשלת הלילה, ואת הכוכבים.
יז ויתן אתם אלהים, ברקיע השמים, להאיר, על-הארץ.
יח ולמשל, ביום ובלילה, ולהבדיל, בין האור ובין החשך; וירא אלהים, כי-טוב.
יט ויהי-ערב ויהי-בקר, יום רביעי.
/14/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДУТ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ, ДА БУДУТ ОНИ ЗНАМЕНИЯМИ И ДЛЯ ВРЕМЁН, И ДЛЯ ДНЕЙ И ГОДОВ. /15/ И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ»; И СТАЛО ТАК. /16/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ДНЁМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЁЗДЫ. /17/ И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ В ПРОСТАНСТВЕ НЕБЕС, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ, /18/ И ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ, И ЧТОБЫ ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /19/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ.
9.И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов;
10.И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
11.И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды;
12.И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
13.И управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
14.И был вечер, и было утро: день четвёртый.
В описании Четвёртого Дня в каноническом (библейском) варианте вновь присутствует слово «твердь», и совсем не подходящее слово для СВЕТИЛ «поставил». Этот (четвёртый) абзац книги БЕРЕЙШИТ вызывает много споров, особенно у учёных претендующих на высокие награды и премии, за свои «гениальные» заслуги.
Как могут планеты (СВЕТИЛА – МАОР - מאור ) появиться позже, чем небо (שמים) и земля (ארץ)? Нет ли в этом стихи книги скрытого смысла, и почему сказано только о двух светилах? Почему Господь не даёт им (СВЕТИЛАМ) имена, как это было прежде (в первые три Дня)? Вопросов множество, постараюсь прояснить некоторые моменты и варианты правильного понимания библейского текста.
Составителю Пятикнижия (Моисею) было не выгодно делать акцент в своём законе (Тора – закон, путь) на количестве планет, их названиях, обращению и пр. В четырнадцатой строфе книги БЕРЕЙШИТ ничего не сказано о количестве СВЕТИЛ, сказано лишь, что «будут они знамениями для времён, дней и годов», и далее (15) «да будут они СВЕТИЛАМИ в ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ, чтобы светить на землю». И только в следующем предложении (16) указывается ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ. Эти СВЕТИЛА безымянны, сказано лишь, что БОЛЬШЕЕ для ВЛАДЕНИЯ днём, и МЕНЬШЕЕ для ВЛАДЕНИЯ ночью И ЗВЁЗДЫ. Неужели Элохим не смог придумать названия для своих новых творений, или в иврите вообще нет слов «Солнце» и «Луна». Открываю иврит-русский словарь, и нахожу сразу три слова «солнце» и столько же «луна». ХАМАЕ - חמה, ШЕМЕШ - שמש, и очень знакомое для почитателей вина – ХЕРЕС - חרס. И Луна (она же месяц) – ЙАРЕЙХА - ירח , ЛЕЙВАНАЕ - לבנה - переводится ещё как «берёза» и «кирпич», и совсем знакомое для русских слово САХАР - סהר - это тоже луна. Ни одного из этих слов нет в книге БЕРЕЙШИТ, ибо эти имена давал уже человек.
СВЕТИЛА созданы не на земном небе (שמים), а В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ (רקיאהשמים), а то, что они появляются на Четвёртый День творения указывает на то, что растения (созданные на Третий День) очистили атмосферу и теперь Солнце стало не столь опасным и появились Луна и звёзды (если перевести дословно МОРЕ ЗВЁЗД - כוכבים), а точнее проявились на ночном небе Земли. Моисей сознательно определил слово СВЕТИЛО (מאור), корень этого слова АОР - אור - СВЕТ. Здесь можно провести интересную аналогию, с тем светом, который упоминается в первых строчках книги БЕРЕЙШИТ (это свет Солнца в первую эпоху зарождения жизни в Солнечной системе). Но первый раз слово СВЕТИЛА (מארת) написано с упущением буквы ВАВ, и его можно перевести как ПРОКЛЯТЬЯ. Уж не потому ли ортодоксальные иудеи и фанатичные христиане причисляют астрологию (науку о светилах) к греховным занятиям, и не потому ли составитель Пятикнижия выгнал прорицателей из еврейского стана, дабы не поклонялся народ идолам и не искал в небесах знамений?
ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ созданы для владения ДНЁМ и НОЧЬЮ, но ведь Луна светит не только ночью, но и днём и утром, да и вообще весь еврейский календарь построен на движении Луны. Возможно, здесь описано то время, когда спутник нашей планеты обращался вокруг Земли с другой скоростью. А как древние евреи определили, что Солнце больше, чем Луна, ведь визуально размер этих светил почти одинаков (в результате чего на небе периодически наблюдаются затмения), а в те далёкие времена, когда писалась Тора, ещё не было тех приборов и методов, которыми измеряли бы расстояние до планет. Элохим РАЗМЕСТИЛ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС, что указывает на высшие НЕБЕСА (небосвод, эклиптика – плоскость в которой «плавают» планеты). Несмотря на «скудные» описания Четвёртого Дня в самих словах оригинального (еврейского) текста, можно многое узнать не только об особенностях иудейской веры, но и о тех научных фактах, которые были проверенны и доказаны позже астрономами, такими как: Эль Бируни, Николай Коперник и Иоганн Кеплер.
В тексте Торы ничего не сказано о жизни на других планетах, да и упоминания о каких либо планетах нет, сказано про СВЕТИЛА, сколько их и какова их природа ничего не сказано. Вселенная древних иудеев, а вернее их представления о размерах Вселенной и положении в ней Земли весьма скудные. Но в описании Четвёртого Дня, то что СВЕТИЛА творятся уже после НЕБА и ЗЕМЛИ, есть прямое указание на геоцентрическое восприятие, где Земля – «пуп» вселенной. Все ли религии ставят Землю на такое исключительное место? Нет. Пожалуй, что самая многоликая религия – индуизм не знает границ в пределах Вселенной. По верованиям индусов вселенных существует бесчисленное множество, и лишь треть из них – материальные вселенные, три трети – это, так называемое ДУХОВНОЕ НЕБО, где нет ни страданий, ни смерти. Наша вселенная, как и все материальные вселенные, имеет некий центр, в представлении брахманов – это Солнце – глаз Вишну. Солнце является и символом жизни (т.к. всё живое зависит от солнца), но оно же несёт и смерть. Упоминаний о Сурье (индийском боге Солнца) в индийских священных текстах бесчисленное множество, и поскольку я уже цитировал «Шримад-Бхагаватам», позвольте ещё раз обратиться к этому творению Шри Вьясадевы, индийскому составителю ведических писаний, чтобы вы имели представление, как индусы смотрели на мирозданье.
«О царь, бог Сурья и само Солнце делят пространство вселенной на стороны света. Только благодаря тому, что светит Солнце, мы можем понять, что такое небо, что представляют собой высшие, средние и низшие планеты, какие миры уготованы тем, кто ищет материальных удовольствий, какие – тем, кто стремятся к освобождению, а какие относятся к подземным и адским.
Жизнь всех существ – полубогов, людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, растений и прочих – зависит от тепла и света, исходящих от солнечного шара по воле бога Солнца. Именно благодаря Солнцу все живые существа обладают способностью видеть, поэтому его называют божеством знания» (Ш-Б, песнь 5, гл. 20, текст 45-46).
Астрология была взращена в лоне брахманической культуры, поэтому в древних ведических текстах есть описания функций Солнца, функций Луны, а так же других лок (планет-звёзд), описаны даже жители многочисленных планет вселенной, их внешний облик, образ жизни и пр. Иудеи никогда бы не вставили в свои священные тексты описания планет и их жителей, в противном бы случае Израиль перестал бы быть Землёй Обетованной, а астрология породила бы веру во множество богов, и всё с чем боролся Моисей и первые патриархи Израиля, одержало бы верх над монотеизмом ортодоксальных иудеев. В заключении могу сказать, что слово МОРЕ ЗВЁЗД (הכוכבים), имеет тайное прочтение, если разбить его на корни, то получиться:
הכוכבים : הכון - направление, ориентир; בים – инсценизировать.
А ведь действительно, ещё и сейчас по звёздам определяют (устанавливают, постанавливают, инсценизируют) правильное направление своего пути не только лётчики и моряки, но и перелётные птицы.
(с) Михаил Дзюба
«На этапе творения, который охватывает день Брахмы, три планетарные системы – Сварга, Мартья и Патала – периодически создаются и разрушаются, а их обитатели (низшие животные, люди, полубоги и предки) рождаются и умирают, пожиная плоды своей деятельности…
НА исходе дня Брахмы под влиянием ничтожно малой части невежества огромная вселенная погружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного времени, бесчисленные живые существа исчезают в пучине разрушения, и мире воцаряется безмолвие.
Когда наступает ночь Брахмы, все три мира становятся невидимыми, а Солнце и Луна перестают светить, как это обычно бывает ночью.
Опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны, и великие мудрецы (Бхригу и другие обитатели Махарлоки) поднимаются на Джаналоку, не в силах вынести жара огня, который бушует внизу, пожирая три мира.
Уничтожение вселенной начинается с того, что моря и океаны выходят из берегов. Налетают ураганные ветры, которые вздымают на морях свирепые волны, и в считанные мгновения все три мира оказываются под водой» (Шримад-Бхагаватам, песнь 3, гл. 11, текст 26, 28-31).
К чему я привёл такую большую цитату, из книги, которая вообще не связана с Книгой Моисея, это всё равно, что пытаться научиться японскому языку по англо-русскому разговорнику. А ведь связь у этих описаний творения есть. В библейском Первом Дне творения есть лишь свет (огонь) и воды над которыми парит אלהימ. Повторюсь, что Элохим множественного числа, как и вода - מים – множественное число. Не те ли это воды, что покрыли собой материальные миры? Ответ сокрыт в описании Второго Дня творения, где Господь творит пространства.
ו ויאמר אלהים, יהי רקיע בתוך המים, ויהי מבדיל, בין מים למים.
ז ויעש אלהים, את-הרקיע, ויבדל בין המים אשר מתחת לרקיע, ובין המים אשר מעל לרקיע; ויהי-כן.
ח ויקרא אלהים לרקיע, שמים; ויהי-ערב ויהי-בקר, יום שני.
/6/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ ПРОСТРАНСТВО ПОСРЕДИ ВОДЫ И ОТДЕЛЯЕТ ОНО ВОДУ ОТ ВОДЫ.» /7/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО, И РАЗДЕЛИЛ МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, И МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ; И СТАЛО ТАК. /8/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ.
1.И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
2.И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
3.И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.
Библейский перевод первого (шестого) предложения отличается всего двумя словами. Но какими! В оригинале (Торе), как и в самом иудаизме, нет слова, которое переводилось бы как Бог. Здесь уместно вспомнить, что иудаизм монотеистическая религия, для иудеев Бог един, а всё остальное – идолопоклонство. В Торе Творец персонифицирован, у Него есть имя, и на первых этапах творения Он – אלהים.
Второе отличное слово ПРОСТРАНСТВО и «твердь». Эта «твердь» всячески высмеивается материалистами, ведь небо совсем не твёрдое (как это прописано в библейском варианте). А вот ПРОСТРАНСТВО это уже более понятно, но не совсем точно, т.к. само слово - רקיע - РАКИА – переводится, как небосвод или небо. Слово «твердь» было выгодно более богословам, нежели учёным, ведь отцы церкви и ортодоксы выделяли Земле, особенное геоцентрическое место. Но в данных строках описано время, когда планет ещё не существовало. Элохим сказал и слово Его создало пространство посреди вод, а воды эти ни что иное, как дремлющие первоэлементы из которых создаются материальные объекты. ПРОСТРАНСТВО разделило эти воды.
Здесь описывается создание трёх миров (уровней): ПРОСТРАНСТВО – мир материальный, видимая вселенная со всеми материальными объектами; ВОДА НАД ПРОСТРАНСТВОМ – это мир духовный, где живут небожители и ангелы; а ВОДА ПОД ПРОСТРАНСТВОМ – это нижний мир, мир подсознания, страхов и привидений.
Этим ПРОСТРАНСТВОМ может оказаться эклиптика – плоскость, в пределах которой «плавают» планеты. Вариантов может быть множество и один из них таков, это ПРОСТРАНСТВО – это атмосфера, ибо רקיע (РАКИА) в конце стиха обретает другое название שמים (ШАМАИМ). Оба слова являются синонимами и переводятся как НЕБО, но тогда получается тавтология, это не так. ШАМАИМ – это небо, которое посылает дожди, если разбить слово на составные, то получится: שם – там, ים – море (в то же время есть прямая связь со словом - מים - вода). Дословно ШАМАИМ можно перевести – которое течёт. В слове же רקיע (РАКИА) нет никакого намёка на воду и это слово единственного числа, в то время, как שמים (ШАМАИМ) – множественного числа, что может указывать на различные оболочки нашей планеты и на прямую связь с водой, а точнее ВОДАМИ НАД И ПОД ПРОСТРАНСТВОМ. То, что раньше было едино, разделилось и появилось ПРОСТРАНСТВО (небосвод).
Если Первый День творения связан со стихией огня, то Второй День со стихией воды. Первоэлементы начали взаимодействовать. По идее далее должны появиться звёзды и планеты, но нет, уделять небесным объектам большое внимание – дело весьма рискованное, ведь если описать рождение Солнца раньше, чем рождение самой Земли, то люди начтут чтить Солнце и заниматься идолопоклонством. Поэтому рождение светил описано в Четвёртом Дне, а Земля появляется в Третьем Дне.
Но и здесь можно найти объяснение, если представить первые два Дня совсем в другом свете. Первый День связан с огнём, и этот огонь мог быть и на Земле, когда наша планета только формировалась и была повышенная вулканическая активность, она была раскалена, а по поверхности бежала лава. Второй День (как я уже говорил) связан с водой, и в данном стихе описывается те давние времена, когда поверхность Земли была покрыта мировым океаном, и появилось ПРОСТРАНСТВО, отделившее воду небесную от воды земной. Но эта первичная атмосфера Земли ещё недостаточно прозрачна, а потому ни Солнца, ни Луны, ни звёзд просто не видно. Но если не было Солнца, что же такое ВЕЧЕР и УТРО, которыми заканчивается Второй День творения? Скорее всего, это переходное время от одного цикла (יומ שני) к другому (שלישי יומ), эра воды заканчивается и вот-вот должна появиться суша.
ט ויאמר אלהים, יקוו המים מתחת השמים אל-מקום אחד, ותראה, היבשה; ויהי-כן.
י ויקרא אלהים ליבשה ארץ, ולמקוה המים קרא ימים; וירא אלהים, כי-טוב.
יא ויאמר אלהים, תדשא הארץ דשא עשב מזריע זרע, עץ פרי עשה פרי למינו, אשר זרעו-בו על-הארץ; ויהי-כן.
יב ותוצא הארץ דשא עשב מזריע זרע, למינהו, ועץ עשה-פרי אשר זרעו-בו, למינהו; וירא אלהים, כי-טוב.
יג ויהי-ערב ויהי-בקר, יום שלישי.
/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА СТЕКЁТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША»; И СТАЛО ТАК. /10/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЁЮ, А СТЕЧЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /11/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ, ДРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ»; И СТАЛО ТАК. /12/ И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ ПО РОДУ СВОЕМУ И ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО ПО РОДУ ЕГО. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /13/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
4.И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
5.И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
6.И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
7.И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
8.И был вечер, и было утро: день третий.
Перевод следующего (девятого) предложения отличается лишь глаголами: СТЕКЁТСЯ и «соберётся» конечно же, не многим отличается, но если учесть что речь идёт о водах, то слово «стекётся» хоть и неправильно пишется, но более понятно. Здесь описан процесс изменения в атмосфере нашей планеты, когда начали подниматься материки, а вода, которая под небом (ШАМАИМ - שמים) стекается в одно место и появляется суша. СУША (ИВАШАЕ - יבשה ) обретает название, Элохим нарекает сушу ЗЕМЛЁЮ (ЭРЕЦ – ארץ ). Я долго пытался нащупать в этих двух еврейских словах некий тайный смысл, и вот какие догадки пришли на ум. Если разбить слово СУША - יבשה – на составляющие, при этом ещё учитывать hей (ה) артикль, имеющийся в оригинальном тексте, то получится:
היבשה=: היא – она: בשל – созревать, достигать зрелости
или היבשה=: היה- быть: בשר – мясо, плоть.
Суша – это зрелый плод, и она же плоть, на которой должны произрастать травы и деревья. Что интересно, растительность появляется в Третий День творения, сразу же после явления суши. А может быть в слове СУША есть ещё какой то скрытый смысл, для того чтобы это выяснить, попробуем суммировать числа-буквы в слове ИВАШАЕ – יבשה.
יבשה = י+ב+ש+ה= 10+2+300+7= 317= שיז
Это слово (שיז) можно перевести, если исключить последнюю букву, то будет ШАИ - שי - подарок, дар; если же заменить ЗАИН (ז) на АЛЕФ (א), то будет слово СИА -שיא - апогей, высшая точка, высота; ну а если конечную ЗАИН (ז) заменить на ХИТ (ח), то получится СИХА -שיח - куст.
Хочу напомнить вам, что Элохим (אלהימ) во множественном числе и еврейский перевод этого имени очень точен – ВСЕСИЛЬНЫЙ, слово указывает на ВСЕ СИЛЫ. Эти СИЛЫ не просто изрекают творящее СЛОВО, они поют, к этому выводу я пришёл при помощи нумерологических вычислений слова И СКАЗАЛ (уместно здесь заметить, что эта фраза повторяется вначале третьего, шестого и девятого предложения) - ויאמר.
ויאמר =ו + י+א +מ + ר = 6+10+1+ 40 + 200 = 257= רנז
רנ- этот корень (РЕН) встречается в словах связанных с пением, таких как: רנה - пение, ликование, или רנן – воспевать, петь.
Так что значение самого имени Элохим вводит многих теологов и каббалистов в замешательство, особенно христианские и иудейские священнослужители не могут смириться с множественным числом этого имени. Вот что по этому поводу пишет в своей энциклопедии Менли Палмер Холл (см. М. П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», глава «Каббалистические ключи к сотворению мира»):
«Рассмотрение словарей, энциклопедий и комментариев по Библии говорит о том, что множественная форма Элоим находится за пределами осознания уважаемых авторов всех этих книг. « Новая энциклопедия религиозного знания» таким образом задаётся вопросом о спорных моментах, связанных с множественной формой слова Элоим: «Означает ли это сейчас или означало ли это в прошлом множественность существа?». В «Словаре Библии» под редакцией Джеймса Хастингса содержится следующее утверждение, которое вторит заключениям наиболее строгих критиков-этимологов Библии: «Использование множественного числа слова Элоим трудно объяснить». Доктор Хаверник рассматривает множественную форму Элоим как означающую изобилие, заключающееся в Божественном Существе. Его утверждение; появившееся в «Популярной и критической Энциклопедии Библии», даёт представление об усилиях обойти это чрезвычайно опасное слово. «Международный стандартный словарь Библии» рассматривает подобного рода объяснения как слишком искусные, чтобы они могли быть изобретены ранними евреями, и утверждает, что слово представляет пережиток политического состояния мысли семитов. «Еврейская энциклопедия» поддерживает это утверждение следующим кратким пассажем: Насколько эпиграфические материалы, традиции и фольклор проливают свет на существо вопроса, семиты, похоже, были политеистами…».
Учитывая тайные значения явных слов можно сделать новый перевод шестого предложения. И воспели ВСЕ СИЛЫ (ангелы) да стекутся первичные воды, что под небесами в одном месте и да являться высоты, они – место для созревания, плоть Земли, они – небесный дар. И явилась суша. Такая трактовка библейского текста подтверждает теории некоторых учёных, которые предполагают, что на ранних стадиях развития планеты Земля вся поверхность была покрыта водой, атмосфера ещё не была столь спокойна и прозрачна, а по всему мировому океану бушевали страшные бури и ураганы. Но в результате вулканической активности произошло поднятие материков, и появилась твердь – суша. Мировой океан отступил, наступила новая эра – эра заселения земли, и первыми её жителями стали растения. Но прежде, Элохим даёт (или дают) названия СУШЕ и СТЕЧЕНИЮ (в Библии «собранию») ВОД.
Если внимательно изучить оригинальный (иврит) текст, то можно заметить, что СЛОВО Всесильного творит как минимум восемь раз, а названия своим творениям даётся лишь трижды. Эту особенность можно заметить и в переводах библейского текста. Имена даются в пятой строфе (ДЕНЬ - יום, НОЧЬ - לילה), восьмой (НЕБО - שמים) и десятой (ЗЕМЛЯ -ארץ , МОРЯ -ימים), далее Элохим даёт возможность ЧЕЛОВЕКУ (Адаму) давать имена всему живому.
Сама фраза И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ (повторяющаяся в описании Дней творения трижды) приобретает некий тайный смысл. Словосочетание И НАЗВАЛ -ויקרא – ВАИКИРА – это название (имя) третей книги Пятикнижия Моисеева – «Левит», но переводится это как: И НАЗВАЛ, И ПРИЗВАЛ. Разложим слово ВАИКИРА на составляющие и попробуем отыскать тайну при помощи корневых основ иврита.
ויקרא - и назвал
קרא [וי]- читать, звать, призывать, называть
[א]יקר [ו]- дорогой
Можно прийти к выводу, что все, что Элохим называет (даёт имя) – очень дорого, и даже бесценно. А если просчитать сумму букв слова ВАИКИРА, то можно найти ещё одно подтверждение того, что те объекты, которые обрели имена от Самого Господа – это Дар Господень.
ויקרא =ו+י+ק+ר+א=6+10+100+200+1=317=שיז
Слово ШИЗ (שיז) не переводится, но есть родственные слова:
שי-подарок, дар
שיא- высота, апогей
שיר- песня, стихотворение, петь
ЗЕМЛЯ (ארץ) и МОРЯ (ימים) обретают свои имена последними, это не просто объекты - это пространства, такие же, как и НЕБОСВОД (רקיע) и НЕБЕСА (שמים). Если вернуться к самому началу главы, то можно сразу же заметить, что КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, не было СВЕТА (אור), но были ВОДЫ (מים). Нигде не сказано, что Элохим создаёт эти ВОДЫ, это ни что иное, как первоэлементы из которых создаются все материальные объекты, в первых строфах это ещё не оформившаяся масса. В еврейских совах ВОДА, НЕБО и МОРЯ есть очень явственная связь, и хоть их звучание несколько отлично (ИОМ, ШАМАИМ, МАЙМ) по своему написанию эти слова явно похожи.
מים - МАИМ – вода
שמים - ШАМАИМ – небо
ימים - ЙАМИМ – моря
Эти три родственных слова подтверждают закон кругооборота воды в природе. Здесь есть ещё важный намёк на то, что в атмосфере земли должна быть вода, которая способствует развитию живых организмов. Первые живые организмы – растения – появляются по слову Элохим в Третий День творения, когда является ЗЕМЛЯ (ארץ) и МОРЯ (ימים). Слово ЗЕМЛЯ (ЭРЕЦ) указывает не на саму планету Земля (со всеми её видимыми и невидимыми оболочками, такими как атмосфера, магнитное поле и пр.), а именно поверхность земли, а под МОРЯМИ подразумеваются различные водные бассейны. О СВЕТИЛАХ (планетах и звёздах) сказано только в описании Четвёртого Дня творения, а появление ЗЕМЛИ и растений опережает логический процесс, ведь Земля (как планета) должна вращаться вокруг Солнца, ведь без закона всемирного тяготения нет никакой надежды на сотворение.
Но никакого противоречия тут и нет. Если учесть, что ЗЕМЛЯ – ЭРЕЦ (ארץ), не сама планета, а лишь поверхность, то для того чтобы увидеть светила в пространстве (небе) необходимо, чтобы была прозрачная атмосфера вокруг самой планеты. Для того чтобы жизнь во всех её материальных проявлениях (родах и видах) смогла появиться на нашей планете, необходимо было создать существ, для очистки атмосферы от вредоносных химических элементов. И этими первыми существами стали растения, они первые и в будущем последние жители этой планеты. И это не гипотеза, к этому выводу пришли и учёные-биологи. Вот, например, мысли Жака Бросса, которые я нашёл в его книге «Магия растений» в главе «Растения и возникновения жизни»:
«Так или иначе, феномен возникновения жизни на Земле остаётся необъяснимым. В самом деле, инертной планету можно было назвать лишь отчасти. Попытаемся представить себе докембрийский период нашей планеты.
Четыре миллиарда лет, - то есть едва ли не всё время существования; Земля одушевлялась действующими вулканами, атмосферными явлениями разрушительной силы; уничтожающими недавно возникшие оголённые горы и моря, очевидно ещё лишёнными жизни, но таящие в себе её начала. В этом мире, подверженном интенсивным вибрациям, из многочисленных реакций химических элементов рождались новые соединения все возрастающей сложности. Появившиеся молекулы, уже органические, но ещё не биологические, были анаэробными, поскольку развивались в среде, лишённой воздуха, и для защиты от разрушительной ультрафиолетовой реакции им был необходим слой воды определённой толщины. Эти молекулы извлекли энергию посредством ферментации и выделяли углекислый газ.
Переход от не-жизни к жизни можно определить как момент, когда совокупность крупных молекул в плотном конгломерате, именуемом современными учёными «первичным бульоном», постепенно накапливаясь, благодаря отсутствию каких-либо разрушительных факторов, наконец, привела к появлению замкнутого на себя самостоятельного организма – клетки. Когда концентрация углекислого газа в окружающих Землю парах стала достаточной, хлорофилл – пигмент, находящийся в некоторых клетках, начал улавливать и непосредственно использовать солнечную энергию, освобождая при этом кислород.
Из извлечённого таким образом кислорода образуется озон, который состоит из кислорода, но представляет собой другое молекулярное образование. Переход от кислорода в озон происходит благодаря ионизации под воздействием ультрафиолетовых лучей, а образующийся в результате слой озона обладает способностью их экранировать. До этого момента ионизирующее излучение делало атмосферу стерильной, но озоновая преграда со временем позволила жизни выйти за пределы первичного океана и мало-помалу колонизировать землю».
Такую большую цитату я вставил не по собственной прихоти, французский биолог в своей книге приводит множество философских теорем, многие из которых и доказывать не нужно. Бросс утверждает, что именно растения творили атмосферу. И действительно, в Семи Днях творения ничего не сказано про ВОЗДУХ (атмосферу), Элохим создал ПРОСТРАНСТВО (רקיע) и НЕБО (שמים), но не создал воздух. Значит, атмосферу создали растения – первые жители Земли, они, как санитары, очистили воздух от вредоносных элементов, они и сейчас это делают для всех нас – дышащих и вдыхающих. Как часто человек забывает о том, что мы очень многим обязаны деревьям, когда он уничтожает леса и загрязняет мировой океан. Наши безмолвные соседи – самые древние жители этой планеты и книга БЕРЕЙШИТ это подтверждает. И не только Библия говорит о первородстве растений, ведические писания говорят о том же:
«На седьмом этапе творения создаются неподвижные живые существа шести видов: не цветущие плодовые деревья, деревья и растения, живущие только до созревания плодов, вьющиеся, трубчатые и стелющиеся растения, а также цветущие плодовые растения.
Все неподвижные деревья и растения в поисках источника питания тянутся вверх. Растения практически не проявляют признаков сознания, но способны ощущать боль. Они представлены в самых разнообразных видах и формах» («Шримад-Бхагаватам» песнь 3, гл. 10, текст 19-20).
Если «Шримад-Бхагаватам» говорит о разнообразных видах и формах растительности, то БЕРЕЙШИТ о ЗЕЛЕНИ, ТРАВЕ и ДЕРЕВЬЯХ по РОДУ. Слова СЕМЯ и ТРАВА идентичны, и имеют ещё несколько значений.
זרע - семя, сперма, сеять, росток.
В растениях таиться сила, дарованная им Господом, они вечные слуги этой планеты, они питаются чистой пищей (вода и воздух) и берут из Земли-Матушки все необходимые микроэлементы, они лечат нас, кормят и поют, согревают в лютую зиму и некоторым не цивилизованным общинам приготовить себе горячую пищу. Городской человек почти не ощущает связь с растениями и деревьями, он закрылся в своих каменных домах, готовит еду на природном газе и питается полуфабрикатами. Но ведь растительное царство сосуществует рядом, двери этого царства открыты для нас всегда, поэтому просто необходимо всякому нормальному человеку выбираться почаще на природу, где наши молчаливые соседи – травы и деревья – прошепчут нам свои тайны и зарядят своей живительной силой наши невидимые жизненные источники (чакры, биополе и пр.). Мы никто без своих старших сородичей – растений и животных. Задумайтесь над этими словами и не возвеличивайте человечество над всеми остальными видами, родами и типами, живущими на Земле. Человек исключителен лишь собственным разумом, который не все используют во благо. Техногенные катастрофы, загрязнение атмосферы, уничтожение различных видов флоры и фауны ни к чему хорошему не приведёт. Все мы видим, какой непредсказуемой стала погода, и это только начало тех изменений, которые принёс человек своими неразумными действиями. Не пора ли остановиться и попытаться сохранить то, что ещё можно спасти и защитить нашу большую МАМУ – нашу планету.
Нет ничего удивительного в том, что светила и звёзды появляются в Писании на следующий День творения, причём сами СВЕТИЛА не являются планетами: Луна – спутник Земли, а Солнце – звезда. И ни одной строчки о планетах. Неужели древние евреи ничего не знали о планетах и их движении? Возможно, так оно и было, т.к. Моисей ещё в годы странствий выгнал всех вещунов и прорицателей из еврейского стана. Значит ли это, что астрология и астрономия была неизвестна древним евреям? Ответ на этот вопрос не отыскать в Библии, хотя библейские тексты могут указывать на то, какие взгляды на окружающий мир были у древних евреев и ранних христиан.
«В этом случае древнейшие свидетельства доставили нам Евреи, подобно тому, как от них же перешли к нам и многие названия астрономических созвездий. Но какое неведение! И странное дело: не взирая на прогресс современной науки, многие слишком односторонние умы искали научных аксиом в чисто исторических рассказах Библии.
Евреи веровали в систему видимостей, как это оказывается из различных мест Писания; я приведу вам, между прочим, следующие места:
Земля неподвижна; она представляет равнину, окружённую водой; Иов говорит, что густой мрак образует пояс Океана; Солнце вертится вокруг Земли; Иисус Навин приказывает Солнцу и Луне остановиться, и они останавливаются. Пророк Исайа заставил тень Солнца отступить на десять градусов назад на солнечных часах царя Ахазаю
Солнце и Луна суть два великих светила. Иов говорит, что небеса так тверды, как будто бы они отлиты из расплавленного металла.
Пророк Ездра утверждает, что 6/7 частей земной поверхности представляет сушу. Это заблуждение насчёт превосходства поверхности твёрдой земли над поверхностью воды господствовало до времён Христофора Колумба…» К. Фламарион «История Неба»- Десятая беседа – Земной мир древних. Космография и география древнего невежества- 1875.
יד ויאמר אלהים, יהי מארת ברקיע השמים, להבדיל, בין היום ובין הלילה; והיו לאתת ולמועדים, ולימים ושנים.
טו והיו למאורת ברקיע השמים, להאיר על-הארץ; ויהי-כן.
טז ויעש אלהים, את-שני המארת הגדלים: את-המאור הגדל, לממשלת היום, ואת-המאור הקטן לממשלת הלילה, ואת הכוכבים.
יז ויתן אתם אלהים, ברקיע השמים, להאיר, על-הארץ.
יח ולמשל, ביום ובלילה, ולהבדיל, בין האור ובין החשך; וירא אלהים, כי-טוב.
יט ויהי-ערב ויהי-בקר, יום רביעי.
/14/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДУТ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ, ДА БУДУТ ОНИ ЗНАМЕНИЯМИ И ДЛЯ ВРЕМЁН, И ДЛЯ ДНЕЙ И ГОДОВ. /15/ И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ»; И СТАЛО ТАК. /16/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ДНЁМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЁЗДЫ. /17/ И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ В ПРОСТАНСТВЕ НЕБЕС, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ, /18/ И ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ, И ЧТОБЫ ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /19/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ.
9.И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов;
10.И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
11.И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды;
12.И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
13.И управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
14.И был вечер, и было утро: день четвёртый.
В описании Четвёртого Дня в каноническом (библейском) варианте вновь присутствует слово «твердь», и совсем не подходящее слово для СВЕТИЛ «поставил». Этот (четвёртый) абзац книги БЕРЕЙШИТ вызывает много споров, особенно у учёных претендующих на высокие награды и премии, за свои «гениальные» заслуги.
Как могут планеты (СВЕТИЛА – МАОР - מאור ) появиться позже, чем небо (שמים) и земля (ארץ)? Нет ли в этом стихи книги скрытого смысла, и почему сказано только о двух светилах? Почему Господь не даёт им (СВЕТИЛАМ) имена, как это было прежде (в первые три Дня)? Вопросов множество, постараюсь прояснить некоторые моменты и варианты правильного понимания библейского текста.
Составителю Пятикнижия (Моисею) было не выгодно делать акцент в своём законе (Тора – закон, путь) на количестве планет, их названиях, обращению и пр. В четырнадцатой строфе книги БЕРЕЙШИТ ничего не сказано о количестве СВЕТИЛ, сказано лишь, что «будут они знамениями для времён, дней и годов», и далее (15) «да будут они СВЕТИЛАМИ в ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ, чтобы светить на землю». И только в следующем предложении (16) указывается ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ. Эти СВЕТИЛА безымянны, сказано лишь, что БОЛЬШЕЕ для ВЛАДЕНИЯ днём, и МЕНЬШЕЕ для ВЛАДЕНИЯ ночью И ЗВЁЗДЫ. Неужели Элохим не смог придумать названия для своих новых творений, или в иврите вообще нет слов «Солнце» и «Луна». Открываю иврит-русский словарь, и нахожу сразу три слова «солнце» и столько же «луна». ХАМАЕ - חמה, ШЕМЕШ - שמש, и очень знакомое для почитателей вина – ХЕРЕС - חרס. И Луна (она же месяц) – ЙАРЕЙХА - ירח , ЛЕЙВАНАЕ - לבנה - переводится ещё как «берёза» и «кирпич», и совсем знакомое для русских слово САХАР - סהר - это тоже луна. Ни одного из этих слов нет в книге БЕРЕЙШИТ, ибо эти имена давал уже человек.
СВЕТИЛА созданы не на земном небе (שמים), а В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕСНОМ (רקיאהשמים), а то, что они появляются на Четвёртый День творения указывает на то, что растения (созданные на Третий День) очистили атмосферу и теперь Солнце стало не столь опасным и появились Луна и звёзды (если перевести дословно МОРЕ ЗВЁЗД - כוכבים), а точнее проявились на ночном небе Земли. Моисей сознательно определил слово СВЕТИЛО (מאור), корень этого слова АОР - אור - СВЕТ. Здесь можно провести интересную аналогию, с тем светом, который упоминается в первых строчках книги БЕРЕЙШИТ (это свет Солнца в первую эпоху зарождения жизни в Солнечной системе). Но первый раз слово СВЕТИЛА (מארת) написано с упущением буквы ВАВ, и его можно перевести как ПРОКЛЯТЬЯ. Уж не потому ли ортодоксальные иудеи и фанатичные христиане причисляют астрологию (науку о светилах) к греховным занятиям, и не потому ли составитель Пятикнижия выгнал прорицателей из еврейского стана, дабы не поклонялся народ идолам и не искал в небесах знамений?
ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ созданы для владения ДНЁМ и НОЧЬЮ, но ведь Луна светит не только ночью, но и днём и утром, да и вообще весь еврейский календарь построен на движении Луны. Возможно, здесь описано то время, когда спутник нашей планеты обращался вокруг Земли с другой скоростью. А как древние евреи определили, что Солнце больше, чем Луна, ведь визуально размер этих светил почти одинаков (в результате чего на небе периодически наблюдаются затмения), а в те далёкие времена, когда писалась Тора, ещё не было тех приборов и методов, которыми измеряли бы расстояние до планет. Элохим РАЗМЕСТИЛ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС, что указывает на высшие НЕБЕСА (небосвод, эклиптика – плоскость в которой «плавают» планеты). Несмотря на «скудные» описания Четвёртого Дня в самих словах оригинального (еврейского) текста, можно многое узнать не только об особенностях иудейской веры, но и о тех научных фактах, которые были проверенны и доказаны позже астрономами, такими как: Эль Бируни, Николай Коперник и Иоганн Кеплер.
В тексте Торы ничего не сказано о жизни на других планетах, да и упоминания о каких либо планетах нет, сказано про СВЕТИЛА, сколько их и какова их природа ничего не сказано. Вселенная древних иудеев, а вернее их представления о размерах Вселенной и положении в ней Земли весьма скудные. Но в описании Четвёртого Дня, то что СВЕТИЛА творятся уже после НЕБА и ЗЕМЛИ, есть прямое указание на геоцентрическое восприятие, где Земля – «пуп» вселенной. Все ли религии ставят Землю на такое исключительное место? Нет. Пожалуй, что самая многоликая религия – индуизм не знает границ в пределах Вселенной. По верованиям индусов вселенных существует бесчисленное множество, и лишь треть из них – материальные вселенные, три трети – это, так называемое ДУХОВНОЕ НЕБО, где нет ни страданий, ни смерти. Наша вселенная, как и все материальные вселенные, имеет некий центр, в представлении брахманов – это Солнце – глаз Вишну. Солнце является и символом жизни (т.к. всё живое зависит от солнца), но оно же несёт и смерть. Упоминаний о Сурье (индийском боге Солнца) в индийских священных текстах бесчисленное множество, и поскольку я уже цитировал «Шримад-Бхагаватам», позвольте ещё раз обратиться к этому творению Шри Вьясадевы, индийскому составителю ведических писаний, чтобы вы имели представление, как индусы смотрели на мирозданье.
«О царь, бог Сурья и само Солнце делят пространство вселенной на стороны света. Только благодаря тому, что светит Солнце, мы можем понять, что такое небо, что представляют собой высшие, средние и низшие планеты, какие миры уготованы тем, кто ищет материальных удовольствий, какие – тем, кто стремятся к освобождению, а какие относятся к подземным и адским.
Жизнь всех существ – полубогов, людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, растений и прочих – зависит от тепла и света, исходящих от солнечного шара по воле бога Солнца. Именно благодаря Солнцу все живые существа обладают способностью видеть, поэтому его называют божеством знания» (Ш-Б, песнь 5, гл. 20, текст 45-46).
Астрология была взращена в лоне брахманической культуры, поэтому в древних ведических текстах есть описания функций Солнца, функций Луны, а так же других лок (планет-звёзд), описаны даже жители многочисленных планет вселенной, их внешний облик, образ жизни и пр. Иудеи никогда бы не вставили в свои священные тексты описания планет и их жителей, в противном бы случае Израиль перестал бы быть Землёй Обетованной, а астрология породила бы веру во множество богов, и всё с чем боролся Моисей и первые патриархи Израиля, одержало бы верх над монотеизмом ортодоксальных иудеев. В заключении могу сказать, что слово МОРЕ ЗВЁЗД (הכוכבים), имеет тайное прочтение, если разбить его на корни, то получиться:
הכוכבים : הכון - направление, ориентир; בים – инсценизировать.
А ведь действительно, ещё и сейчас по звёздам определяют (устанавливают, постанавливают, инсценизируют) правильное направление своего пути не только лётчики и моряки, но и перелётные птицы.
(с) Михаил Дзюба
Обсуждения Да будут пространства!