3.бб. Спор

3.бб. Спор
Эта глава основана на Евангелии от Матфея 22:15—46; от Марка 12:13—40; от Луки 20:20—47

Священники и старейшины молча выслушали справедливые обличения Христа. Они не могли опровергнуть Его обвинений, но еще больше утвердились в своем намерении найти ошибку в Его словах. С этой целью они послали к Нему своих соглядатаев, “которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя”. К Нему направили не почтенных фарисеев, с которыми Иисус часто встречался, а молодых, усердных и рьяных людей, с которыми, как они думали, Он не был знаком. С ними пришли некоторые из иродиан, желавшие слышать слова Христа, чтобы свидетельствовать на суде против Него. Фарисеи и иродиане были некогда непримиримыми врагами, но теперь их объединила вражда ко Христу.

Фарисеев всегда раздражало, что римляне заставляли их платить подати. Они считали, что уплата противоречит Закону Божьему. Теперь они задумали уловить Иисуса в свои сети. Соглядатаи пришли к Нему и с показной искренностью спросили: “Учитель, мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь, и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?”

Если бы фарисеи были искренни, говоря: “Мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь”, это было бы чудесным признанием. Но, хотя они и говорили так, чтобы обмануть, слова их были истиной. Фарисеи знали, что Христос говорит и учит справедливо, и по своему же свидетельству они и осудятся.

Те, кто спрашивал Иисуса, думали, что они достаточно хорошо скрыли свои намерения. Но Иисус читал в их сердцах, как в открытой книге, и понял их лицемерие. “Что вы Меня искушаете”, — сказал Он, показав тем самым, что видит их даже тщательно скрываемые намерения. Но еще больше они смутились, когда Он прибавил: “Покажите Мне динарий”. Они принесли Ему динарий, и Он спросил их: “Чье на нем изображение и надпись?” Они отвечали: “Кесаревы”. Указав на надпись на монете, Иисус сказал: “Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”.

Подосланные ожидали, что Иисус ответит на их вопрос прямо: “да” или “нет”. Если бы Он сказал: уплата подати кесарю противоречит закону, то об этом можно было бы донести римским властям и арестовать Иисуса за подстрекательство к восстанию. А если бы Он сказал, что платить подать можно в соответствии с законом, то они бы обвинили Иисуса перед народом в нарушении Закона Божьего. Но теперь они были ошеломлены. Планы их расстроились. Лаконичный ответ поставил их в тупик, и им нечего было сказать.

Христос не уклонился от ответа. Его ответ был прямым и точным. Держа в руке римский динарий с изображением кесаря и его именем, Христос заявил: если они живут под защитой римской власти, то должны оказывать этой власти поддержку до тех пор, пока это не вступает в противоречие с их долгом по отношению к Богу. Но несмотря на то, что они должны смиренно подчиняться государственным законам, в первую очередь всегда нужно быть верными Небесному Отцу.

Слова Спасителя “Отдавайте Божие Богу” строго обличали коварных иудеев. Если бы они верно исполняли свои обязанности перед Богом, то никогда не оказались бы порабощенным народом, никогда не попали бы под власть чужеземцев. Ни одно римское знамя не развевалось бы над Иерусалимом, ни один римский солдат не стоял бы в его вратах и ни один римский властитель не правил бы в стенах Иерусалима. Иудеи пожинали плоды своего отступничества от Бога.

Услышав ответ Христа, фарисеи “удивились и, оставив Его, ушли”. Христос осудил их лицемерие и самонадеянность, и в то же время Он установил для всех людей великий принцип, который ясно определяет границы долга человека в отношении к земным властям. Многим ответ Христа помог разрешить этот вопрос, помог обрести истину. И хотя некоторые были разочарованы, но и они признали, что принцип, лежащий в основе этого вопроса, был ясно изложен. Все удивлялись проницательности Христа.

Как только фарисеи замолчали, к Нему подступили саддукеи со своими коварными вопросами. Эти две партии иудеев ожесточенно враждовали между собой. Фарисеи строго придерживались преданий. Они скрупулезно выполняли все обряды, тщательно совершали омовения, соблюдали посты и долго молились. Они также любили подавать милостыню на глазах у народа. Но Христос сказал, что они, упразднив Закон Божий, учили учениям и заповедям человеческим. В основном все фарисеи были фанатиками и лицемерами, но среди них встречались люди подлинно благочестивые, которые приняли учение Христа, стали Его учениками. Саддукеи отвергали предания фарисеев. Они утверждали, что веруют в большую часть Писания и руководствуются им в своих действиях, но в на самом деле были скептиками и материалистами.

Саддукеи отрицали существование ангелов, воскресение мертвых и учение о будущей жизни, тесно связанные с возмездием и наградой. По всем этим вопросам они расходились с фарисеями. Воскресение мертвых было самым главным предметом спора между этими двумя партиями. Фарисеи твердо верили в воскресение, но в споре с саддукеями обнаруживалось, что их представление о будущей жизни было очень смутным. Смерть казалась им необъяснимой тайной. Неспособность убедить саддукеев постоянно приводила фарисеев в раздражение. Споры между двумя этими партиями обычно заканчивались сердитыми перебранками, и они все больше расходились во мнениях.

Саддукеев было намного меньше, чем фарисеев, и власть их над народом была слабее. Но многие из них были богаты и поэтому пользовались особым влиянием. Большинство священников принадлежали к партии саддукеев, и из них обычно избирался первосвященник, с тем, однако, условием, что он не будет публично выражать свои скептические взгляды. Ввиду того, что фарисеев было много и народ благоволил к ним, саддукеи были вынуждены внешне соглашаться с их учением, чтобы получить хоть какой-нибудь священнический пост. Но сам факт, что они имели право на такой пост, усиливал влияние их ошибочных взглядов на народ.

Саддукеи отвергли учение Иисуса, ибо Его поступки не соответствовали их представлениям. Его учение о Боге и о будущей жизни противоречило их догмам. Они верили в Бога как в единственное существо, превосходящее человека, но при этом утверждали, что промысел Божий, Божественное предвидение лишили бы человека нравственной свободы, низведя его до положения раба. По их понятиям, Бог, сотворив человека, предоставил его самому себе и сделал независимым от влияния свыше. Иными словами, человек свободно распоряжается своей жизнью и влияет на ход событий в мире, а его судьба — в его собственных руках. Они отрицали, что Дух Божий действует через людей или через природу. По учению саддукеев, человек, правильно используя свои силы, может возвыситься и просветиться; он может очиститься посредством строгих, аскетических требований к самому себе.

Представление саддукеев о Боге формировало их характер. Так как Бог, по их мнению, не интересовался человеком, то и они мало заботились друг о друге, и между ними не было полного единства. Отказываясь признать влияние Святого Духа на поступки человека, они были лишены Его силы. Подобно остальным иудеям саддукеи очень гордились своим происхождением от Авраама и строгим соблюдением буквы закона, но, по существу, были лишены истинного духа закона, веры и благожелательности Авраама. Круг их интересов был узок. Они верили, что каждый человек может получить благословение в этой жизни и достичь благоденствия. Поэтому нужды и страдания ближних не трогали их сердец. Они жили только для себя.

Слова и дела Христа свидетельствовали о Божественной силе, которой Он был наделен. Он говорил о грядущей жизни, о Боге как об Отце всех людей, Который всегда заботится о них. Действие Божественной силы проявлялось в Его человеколюбии и сострадании, что служило укором эгоистичной замкнутости саддукеев. Он учил, что Бог воздействует на сердце человека Святым Духом, как для его временной пользы, так и для вечного блага. А те, кто считает человека независимым от влияния свыше, ошибаются, ибо преображение характера может произойти только под действием Духа Божьего.

Саддукеи твердо решили разрушить это учение. Стремясь вступить в спор с Иисусом, они были уверены, что ославят Его, даже если им не удастся добиться Его осуждения. И они решили спросить Его о воскресении. Если Он согласится с ними, то еще сильнее оскорбит фарисеев, если же возразит, то саддукеи выставят на посмешище все Его учение.

Саддукеи рассуждали так: если тело как в бренном, так и в бессмертном состоянии образовано одними и теми же частичками материи, то воскресшие из мертвых должны иметь плоть и кровь, а их жизнь, прерванная на земле, должна продолжаться в вечности. Поэтому они считали, что там все земные связи будут воспроизведены: муж и жена воссоединятся, супружеские отношения восстановятся, и все вернется на круги своя, то есть все слабости и страсти, свойственные этой жизни, будут увековечены и в жизни иной.

Отвечая на их вопрос, Иисус приподнял завесу над будущей жизнью. “В воскресении, — сказал Он, — ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах”. Он показал, что саддукеи заблуждаются, а их предпосылки ложны. “Заблуждаетесь, — добавил Иисус, — не зная Писаний, ни силы Божией”. Он обвинил саддукеев не в лицемерии, как некогда обвинял фарисеев, но в ошибочных верованиях.

Саддукеи тешили себя мыслью, что они строже других придерживаются Писаний. Но Иисус сказал, что они не познали их истинного смысла, ведь такое познание возможно только через просвещение сердца Святым Духом. Иисус утверждал, что невежество в Писании и незнание силы Божьей является причиной их искаженной веры и помраченного ума. Они пытались втиснуть тайны Божьи в ограниченные рамки своих представлений. Христос призывал саддукеев открыть свой разум для принятия священных истин, которые расширили бы и углубили их понимание. Тысячи людей остаются неверующими оттого, что их ограниченный ум не способен постичь Божьи тайны. Объяснить чудесное проявление Божественной силы в провидении Христа они не могут и поэтому отвергают все доказательства этой силы, считая их естественными явлениями, которые они понимают еще меньше. Единственным ключом к постижению окружающих нас тайн является признание вездесущего и всемогущего Бога. Людям необходимо признать Бога Творцом Вселенной, Который повелевает и управляет всем. Саддукеи нуждались в более глубоком понимании Его могущества и тайны Божественной силы.

Христос заявил слушавшим Его: не будь воскресения мертвых, тогда и Писание, в которое они верят, не имеет смысла. Он сказал: “Не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”? Бог не есть Бог мертвых, но живых”. Бог делает несуществующее существующим. Он видит конец от начала и плоды Своего еще не завершенного труда. Мертвые праведники — от времен Адама до последнего дня — услышат голос Сына Божьего и выйдут из могилы для вечной жизни. Бог будет их Богом, а они — Его народом. Между Богом и воскресшими праведниками установятся близкие и доверительные взаимоотношения. Для Бога это состояние, которое является Его целью, уже как бы существует. Для Него мертвые — живы.

Слова Христа заставили замолчать саддукеев, которые ничего не смогли Ему ответить. Их попытка ухватиться за какое-либо из сказанных Им слов, чтобы осудить Его, провалилась. Противники Иисуса ничего не добились, кроме презрения народа.

Фарисеи, однако, не прекращали попыток принудить Его сказать нечто такое, что можно было бы использовать против Него. Они подговорили одного ученого книжника спросить Иисуса: какая из десяти заповедей самая важная?

Фарисеи превозносили первые четыре заповеди, указывающие на обязательства человека перед своим Творцом, и считали их более важными, чем остальные шесть, в которых определены обязанности человека по отношению к ближним. Поэтому жизнь их была далека от истинного благочестия. Иисус же, указав людям на их многочисленные пороки, учил, что необходимо творить добрые дела, ибо дерево познается по плодам. По этой причине Его обвиняли в том, что последние шесть заповедей Он ставит выше первых четырех.

Законник подошел к Иисусу и прямо спросил: “Какая первая из всех заповедей?” Христос ответил так же прямо: “Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь”. Вторая подобна первой, сказал Христос, потому что она вытекает из нее: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”; иной большей сих заповеди нет”. “На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”.

Первые четыре из десяти заповедей содержатся в одной главной заповеди: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем”, а последние шесть — в другой заповеди: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Обе эти заповеди являются выражением закона любви. Невозможно соблюсти первую заповедь, нарушая вторую, и наоборот, невозможно соблюсти вторую, нарушая первую. Когда Бог занимает подобающее Ему место в нашем сердце, мы будем внимательны к нашему ближнему и будем любить его, как самого себя. Только в том случае, если мы больше всего любим Бога, мы становимся способны искренне любить ближнего.

А поскольку суть всех заповедей заключается в любви к Богу и человеку, то нарушение каждой заповеди ведет к нарушению всего закона. Поэтому Христос учил Своих слушателей, что Закон Божий — это не собрание отдельных заповедей, из которых одни имеют большее значение, а другие — меньшее и потому ими можно безнаказанно пренебрегать. Наш Господь представляет все десять заповедей как единое Божественное целое и учит нас, что любовь к Богу должна проявляться в следовании всем Его заповедям.

Книжник, задавший вопрос Иисусу, имел глубокие познания в законе, и все же он был поражен Его ответом. Он не ожидал, что Иисус так глубоко знает Писание. Сам этот книжник стал глубже понимать принципы, которые лежат в основе священных установлений. Перед собравшимися священниками и начальниками он честно признал, что Христос правильно объяснил закон, и сказал: “Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв”.

Мудрый ответ Христа убедил этого книжника. Он знал, что вся иудейская религия — это соблюдение обрядов, а не внутреннее благочестие. Он в какой-то степени осознавал бесполезность обрядовых жертвоприношений и пролития крови для очищения от греха, если это совершается без веры. Ему казалось, что гораздо большую ценность, нежели все эти обряды, имеют любовь, повиновение Богу и бескорыстная забота о человеке. Готовность книжника признать истинность суждения Христа, его решительный и незамедлительный ответ перед всем народом показали, что в этом человеке совершенно другой дух, чем в священниках и правителях. Сердце Иисуса переполнилось состраданием к этому честному книжнику, который не побоялся навлечь на себя неодобрение священников и угрозы правителей, высказав свои убеждения. “Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия”.

Этот книжник был близок к Царству Божьему, потому что он признал, что праведные дела более угодны Богу, чем жертвы и всесожжения, но он хотел постичь Божественную природу Христа и получить Его поддержку, чтобы следовать Его заповедям. Обрядовое служение бесполезно, если оно не связано живой верой со Христом. Даже нравственный закон не достигает своей цели, если он рассматривается в отрыве от Спасителя. Христос много раз показывал, что закон Его Отца содержит в себе нечто более глубокое, нежели просто властные предписания. В нем воплощен тот же самый принцип, что и в Евангелии: закон указывает на долг человека и открывает путь к осознанию своей вины. Человек должен взирать на Христа, если желает получить прощение и силу исполнять то, что предписывает закон.

Фарисеи окружили Иисуса, когда Он отвечал на вопрос книжника. Теперь, обращаясь к ним, Он Сам задал им вопрос: “Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?” Христос хотел проверить, какие представления имели они о Мессии, узнать, считают ли они Его только человеком или же Сыном Божьим. И фарисеи хором ответили: “Давидов”. Так называли Мессию в пророчествах. Когда Божественность Иисуса проявилась в дивных чудесах исцеления больных и воскрешения мертвых, люди спрашивали друг друга: “Не сын ли это Давидов?” Женщина-сирофиникиянка, слепой Вартимей и многие другие взывали к Нему о помощи: “Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!” (Матфея 15:22). Когда Он въезжал в Иерусалим, Его приветствовали радостными восклицаниями: “Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне” (Матфея 21:9). И в тот же день в храме дети прославляли Его такими же радостными словами. Но многие из тех, кто называл Иисуса Сыном Давидовым, не признавали Его Божественности, не понимали, что Сын Давидов — это и Сын Божий.

В ответ на их утверждение, что Христос — это Сын Давидов, Иисус сказал: “Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его”.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-14114.
×

По теме 3.бб. Спор

Спор Любви и Смерти

«О Смерть, внутри я торжествую над тобой; Не трепещу я более от атаки горя...
Журнал

Спор с академиком о Смысле Жизни

Один академик (хорошо, что один) однажды, на вопрос о смысле жизни, ответил...
Журнал

Споры сибирской язвы в останках мамонта

Из останков умершего 32 тысячи лет назад мамонтенка, найденного в Якутии...
Журнал

Споры с ГИБДД

Попробую устранить основные имеющиеся у вас вопросы в отношении доказательств...
Журнал

Споры о гомеопатии

Авторитетный научный журнал вынес приговор гомеопатии: это псевдомедицина...
Журнал

Споры о долголетии

Внешний вид и долголетие человека. Не это ли самые важные темы для науки? Вот...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы