Уровни Просветления

Уровни Просветления
Садху Натанананда, один из самых ранних учеников Раманы Махарши, задал ему вопрос о ступенях Знания, упомянутых в одном тамильском тексте:

1. шубхекча (желание Просветления).
2. вичарана (исследование).
3. тануманаса (утончённый ум).
4. саттвапатти (Само-реализация).
5. асамшакти (непривязанность).
6. падармхабхавана (невосприятие объектов).
7. турьяга (трансцендентальность).

Вопрос: К какой из семи ступеней Знания [джняна бхумики] принадлежит Мудрец [джняни]?

Махарши: Он принадлежит к четвёртой ступени.

Вопрос: Если так, то почему различают три более высокие ступени?

Махарши: Признаки стадий с четвёртой по седьмую основываются на переживаниях души, достигшей Реализации [дживанмукта]. Они не являются состояниями Знания или Освобождения. Если говорить о Знании или Освобождении, то в этих четырёх ступенях нет никакого различия.

Вопрос: Так как Освобождение присуще всем ступеням, то почему же вариштха (букв.: “наиболее совершенный” ) особенно восхваляется?

Махарши: Если говорить о переживании Блаженства, присущего вариштхе, то он превозносится только из-за специальных заслуг, приобретённых им в прошлых рождениях, которые и стали причиной этого его достижения.

Вопрос: Раз нет того, кто не желает испытывать постоянное Блаженство, то почему не все Мудрецы [джнянины] достигают ступени вариштхи?

Махарши: Эта ступень не может быть достигнута только желанием или усилием. Она вызывается кармой [прарабдха]. Так как эго умирает вместе со своей причиной точно на четвёртой ступени [бхумика], то разве можно выше этой ступени найти ещё какого-нибудь действующего, имеющего желания или предпринимающего усилия? Предпринимающие усилия — не Мудрецы [джнянины]. Разве священные тексты [шрути], в которых специально упоминается вариштха, говорят, что люди трёх других ступеней являются непросветлёнными?

Вопрос: Некоторые священные тексты говорят, что высочайшее состояние — то, в котором органы чувств и ум совершенно бездействуют. Но как тогда такое состояние может совмещаться с опытом тела и чувств?

Махарши: Если бы это обстояло так, то между этим состоянием и состоянием глубокого сна не было бы никакой разницы. Кроме того, как можно говорить, что такое состояние является естественным, если оно существует только в одно время, а не в другое? Подобное случается, как говорилось выше, с некоторыми людьми в соответствии с их кармой [прарабдха] на какой-то срок или до самой смерти. Состояние бездействия чувств и ума не следует рассматривать как окончательное. Если бы это было так, то означало бы, что все великие души и Господь, являвшиеся авторами ведантических работ [джняна грантхас] и Вед, были непросветлёнными. Если высочайшее состояние таково, что в нём не существует ни чувств, ни ума и оно не является состоянием, в котором чувства и ум существуют, то как же оно может быть совершенным [парипурнам]? Поскольку лишь карма ответственна за активность или бездействие Мудрецов, то великие души провозгласили только состояние сахаджа нирвикальпа (естественное состояние без концепций) окончательным состоянием.

Рамана Махарши
Из текста «Духовное Наставление» (Упа­деша Манджари)
Взято из открытых источников.
×

По теме Уровни Просветления

Уровни Просветления

Просветление — это увеличение видения энергологических взаимосвязей Мироздания...
Религия

Перевоплощение душ в низкие уровни жизни

Перевоплощение душ в низких уровнях существования - душа в неодушевленных...
Религия

Уровни Бодхисаттвы

Практика Пути Видения и Медитации соответствует последовательному прохождению...
Религия

Толчок к переживанию Просветления

Одна из моих любимых строк Сойо Року звучит так: «На высохшем дереве распустился...
Религия

Уровни духовного развития человека

Если говорить о Божественном присутствии, которое проявляется во всем живом, то...
Религия

Уровни здоровья

Кайма В.Е. является одной из сторонниц терапевтического подхода. В своей теории...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы