(Эта глава основана на Книге Неемии, 8, 9, и 10.)
Наступило время праздника труб. В Иерусалиме собралось много народу. И это было грустное зрелище: уже успели отстроить стены Иерусалима и установить ворота, но большая часть города по-прежнему лежала в развалинах.
На деревянном помосте, воздвигнутом на одной из широких улиц и окруженном со всех сторон печальными остатками былой славы еврейского народа, стоял Ездра, теперь уже убеленный сединами старец. Справа и слева от него - его собратья левиты. Внизу перед ними - необозримое море голов. Со всех концов страны сюда пришли дети завета. "И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: "аминь, аминь"... и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли".
Однако даже здесь наблюдались последствия греха Израиля. В следствии брачных союзов с язычниками еврейский язык оказался сильно искажен, и приходилось прибегать к большим усилиям, толкуя закон, чтобы он был понятен всем. Некоторые из священников и левитов присоединились к Ездре и вместе с ним объясняли принципы закона, "и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование и народ понимал прочитанное".
"И уши всего народа были приклонены к книге закона". С вниманием и благоговением люди слушали слова Всевышнего. После того как был объяснен закон, они осознали свою вину и скорбели о своих беззакониях. Но этот день был праздником, днем радости и священного собрания; днем, который Бог заповедал проводить в веселии и радости, и потому им было повелено обратить печаль в радость, ибо Бог явил к ним такую великую милость. "День сей свят Господу, Богу вашему,- сказал Неемия, - не печальтесь и не плачьте... пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас".
В первой половине дня происходило религиозное служение, а в остальное время народ с благодарностью вспоминал благословения Божьи и радовался щедрым дарам, какими Он наделил их. Весь народ ликовал, потому что читался закон и они могли понимать его.
На следующий день чтение и толкование закона было продолжено. А в назначенное время, в десятый день седьмого месяца, согласно Божьему повелению, совершалось торжественное служение Дня Искупления.
С пятнадцатого дня по двадцать второй день того же месяца народ и начальники еще раз праздновали праздник кущей. "И провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору, и несите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома Божия". И "радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня".
Таким образом, каждый день, слушая слова закона, люди все больше убеждались в собственных беззакониях и в грехах своей страны в прошлом. Они поняли, что, позабыв Бога, они лишились Его покровительствующей любви, и дети Авраама оказались рассеяны по языческим землям. И теперь они снова твердо решили искать Его милости и дать обет исполнять Его заповеди. Перед началом этого торжественного служения, происходившего на второй день после праздника кущей, они отделились от язычников, живущих среди них.
Когда люди, пав ниц перед Богом, исповедовали свои грехи и умоляли о прощении, начальники ободряли их надеждой, что Бог, согласно Своему обетованию, услышал их молитвы. Им следовало не только сокрушаться, плакать и раскаиваться, но и верить, что Бог простил их. Их вера должна была проявиться в рассказах о милостях Господа и превознесении Его доброты. "Встаньте, - сказали учителя, - славьте Господа, Бога вашего, от века и до века".
Затем весь собравшийся народ с воздетыми к небу руками объединился в песнопении:
"Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, Землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются".
Когда умолкли звуки хвалебного гимна, руководители собрания вновь повторили историю Израиля, особенно подчеркивая, сколь велика была милость Бога к ним и сколь чудовищна их неблагодарность. Затем все собрание клятвенно обещало исполнять заповеди Божьи. Люди понесли наказание за свои грехи и теперь признали справедливость судов Божьих над собою и поклялись, что будут исполнять Его закон. И для того чтобы это обещание было "твердым" и сохранялось в надлежащем виде, как вечное напоминание об их клятве, - оно было записано, и священники, левиты и князья скрепили его своими подписями. Этот документ должен был служить напоминанием об их долге и предохранять от искушений. Народ дал торжественную клятву "поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его". В эту клятву также входило и обещание не заключать брачных союзов с язычниками.
День поста уже близился к концу, когда народ выразил еще более твердое намерение возвратиться к Богу, поклявшись больше не осквернять субботы. На этот раз Неемия не воспользовался своей властью, чтобы запретить языческим купцам приходить в Иерусалим, - это он сделал позже, - но, желая избавить народ от искушения, он взял с людей клятву, что они не будут нарушать субботы приобретением товара у торговцев, надеясь, что это разочарует купцов и положит конец торговле.
Также позаботились и о всеобщем служении Богу. Помимо десятин собрание поклялось вносить и годовые пожертвования определенного размера для служения в святилище. "И обязались мы, - пишет Неемия, - каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего".
Искренне раскаиваясь в отступничестве, Израиль возвратился к Богу. В скорби и рыдании евреи исповедали свои грехи. Они признали, что Господь обошелся с ними справедливо, и клятвенно обещали исполнять Его закон. Теперь им предстояло проявить веру в Его обетования. Бог принял их раскаяние, и теперь они должны были радоваться о прощении грехов и о возвращении к ним Божественной милости.
Старание Неемии восстановить служение истинному Богу увенчалось успехом. И пока евреи будут сохранять верность своей клятве и повиноваться Божьему слову, до тех пор Он будет оставаться верен Своему обетованию, изливая над ними щедрые благословения.
Эти страницы истории древности могут укрепить веру и ободрить всех, сознающих свой грех и чувствующих свое недостоинство. Библия самым достоверным образом описывает, к чему привело отступничество Израиля, но она также описывает и глубокое смирение, раскаяние, искреннее посвящение, щедрые пожертвования, обозначившие обращение Израиля к Господу.
Каждое истинное обращение к Богу непременно вносит в жизнь радость. Когда грешник вверяет себя Святому Духу, он начинает видеть разницу между своей греховностью и испорченностью и святостью Того, Кому открыты все сердца. Он сознает себя осужденным грешником. Но не следует впадать в отчаяние, ибо грешника ждет прощение. Он может радоваться мысли о том, что его грехи прощены; он может ликовать во всепрощающей любви Небесного Отца. Бог прославляется тем, что раскрывает греховному, но раскаявшемуся человеку объятия Своей любви, перевязывает его раны, очищает от греха и облекает в ризы спасения.
Наступило время праздника труб. В Иерусалиме собралось много народу. И это было грустное зрелище: уже успели отстроить стены Иерусалима и установить ворота, но большая часть города по-прежнему лежала в развалинах.
На деревянном помосте, воздвигнутом на одной из широких улиц и окруженном со всех сторон печальными остатками былой славы еврейского народа, стоял Ездра, теперь уже убеленный сединами старец. Справа и слева от него - его собратья левиты. Внизу перед ними - необозримое море голов. Со всех концов страны сюда пришли дети завета. "И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: "аминь, аминь"... и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли".
Однако даже здесь наблюдались последствия греха Израиля. В следствии брачных союзов с язычниками еврейский язык оказался сильно искажен, и приходилось прибегать к большим усилиям, толкуя закон, чтобы он был понятен всем. Некоторые из священников и левитов присоединились к Ездре и вместе с ним объясняли принципы закона, "и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование и народ понимал прочитанное".
"И уши всего народа были приклонены к книге закона". С вниманием и благоговением люди слушали слова Всевышнего. После того как был объяснен закон, они осознали свою вину и скорбели о своих беззакониях. Но этот день был праздником, днем радости и священного собрания; днем, который Бог заповедал проводить в веселии и радости, и потому им было повелено обратить печаль в радость, ибо Бог явил к ним такую великую милость. "День сей свят Господу, Богу вашему,- сказал Неемия, - не печальтесь и не плачьте... пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас".
В первой половине дня происходило религиозное служение, а в остальное время народ с благодарностью вспоминал благословения Божьи и радовался щедрым дарам, какими Он наделил их. Весь народ ликовал, потому что читался закон и они могли понимать его.
На следующий день чтение и толкование закона было продолжено. А в назначенное время, в десятый день седьмого месяца, согласно Божьему повелению, совершалось торжественное служение Дня Искупления.
С пятнадцатого дня по двадцать второй день того же месяца народ и начальники еще раз праздновали праздник кущей. "И провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору, и несите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома Божия". И "радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня".
Таким образом, каждый день, слушая слова закона, люди все больше убеждались в собственных беззакониях и в грехах своей страны в прошлом. Они поняли, что, позабыв Бога, они лишились Его покровительствующей любви, и дети Авраама оказались рассеяны по языческим землям. И теперь они снова твердо решили искать Его милости и дать обет исполнять Его заповеди. Перед началом этого торжественного служения, происходившего на второй день после праздника кущей, они отделились от язычников, живущих среди них.
Когда люди, пав ниц перед Богом, исповедовали свои грехи и умоляли о прощении, начальники ободряли их надеждой, что Бог, согласно Своему обетованию, услышал их молитвы. Им следовало не только сокрушаться, плакать и раскаиваться, но и верить, что Бог простил их. Их вера должна была проявиться в рассказах о милостях Господа и превознесении Его доброты. "Встаньте, - сказали учителя, - славьте Господа, Бога вашего, от века и до века".
Затем весь собравшийся народ с воздетыми к небу руками объединился в песнопении:
"Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, Землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются".
Когда умолкли звуки хвалебного гимна, руководители собрания вновь повторили историю Израиля, особенно подчеркивая, сколь велика была милость Бога к ним и сколь чудовищна их неблагодарность. Затем все собрание клятвенно обещало исполнять заповеди Божьи. Люди понесли наказание за свои грехи и теперь признали справедливость судов Божьих над собою и поклялись, что будут исполнять Его закон. И для того чтобы это обещание было "твердым" и сохранялось в надлежащем виде, как вечное напоминание об их клятве, - оно было записано, и священники, левиты и князья скрепили его своими подписями. Этот документ должен был служить напоминанием об их долге и предохранять от искушений. Народ дал торжественную клятву "поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его". В эту клятву также входило и обещание не заключать брачных союзов с язычниками.
День поста уже близился к концу, когда народ выразил еще более твердое намерение возвратиться к Богу, поклявшись больше не осквернять субботы. На этот раз Неемия не воспользовался своей властью, чтобы запретить языческим купцам приходить в Иерусалим, - это он сделал позже, - но, желая избавить народ от искушения, он взял с людей клятву, что они не будут нарушать субботы приобретением товара у торговцев, надеясь, что это разочарует купцов и положит конец торговле.
Также позаботились и о всеобщем служении Богу. Помимо десятин собрание поклялось вносить и годовые пожертвования определенного размера для служения в святилище. "И обязались мы, - пишет Неемия, - каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего".
Искренне раскаиваясь в отступничестве, Израиль возвратился к Богу. В скорби и рыдании евреи исповедали свои грехи. Они признали, что Господь обошелся с ними справедливо, и клятвенно обещали исполнять Его закон. Теперь им предстояло проявить веру в Его обетования. Бог принял их раскаяние, и теперь они должны были радоваться о прощении грехов и о возвращении к ним Божественной милости.
Старание Неемии восстановить служение истинному Богу увенчалось успехом. И пока евреи будут сохранять верность своей клятве и повиноваться Божьему слову, до тех пор Он будет оставаться верен Своему обетованию, изливая над ними щедрые благословения.
Эти страницы истории древности могут укрепить веру и ободрить всех, сознающих свой грех и чувствующих свое недостоинство. Библия самым достоверным образом описывает, к чему привело отступничество Израиля, но она также описывает и глубокое смирение, раскаяние, искреннее посвящение, щедрые пожертвования, обозначившие обращение Израиля к Господу.
Каждое истинное обращение к Богу непременно вносит в жизнь радость. Когда грешник вверяет себя Святому Духу, он начинает видеть разницу между своей греховностью и испорченностью и святостью Того, Кому открыты все сердца. Он сознает себя осужденным грешником. Но не следует впадать в отчаяние, ибо грешника ждет прощение. Он может радоваться мысли о том, что его грехи прощены; он может ликовать во всепрощающей любви Небесного Отца. Бог прославляется тем, что раскрывает греховному, но раскаявшемуся человеку объятия Своей любви, перевязывает его раны, очищает от греха и облекает в ризы спасения.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-13503.
Обсуждения 2.56. Наученные закону Божьему