В буддийской философии есть множество понятий, которые кажутся труднопостижимыми, сложными и абстрактными для восприятия неподготовленного человека: например, Просветление, Пробуждение, Нирвана, Самадхи. Сатори – в числе этих понятий.
Итак, тема нашей сегодняшней беседы будет достаточно серьезной и, можно сказать, философской. В статье ниже мы вместе с вами постараемся разобраться, что такое сатори, а также поисследуем вопрос, какие оно имеет корни, что дает это состояние и как его достичь.
Суть понятия
Слово «сатори» трудно поддается объяснению – сложность состоит в том, что, определяя его, мы тем самым накладываем некие ограничения, в то время как сатори – безграничное понятие. Оно является центральным в буддийском направлении дзен и для всех его последователей считается важнейшей целью духовной практики.
Сатори происходит внутри человека и лежит за гранью человеческих ощущений и эмоций. Условно его можно сравнить с санскритским понятием «самбодхи», то есть «состояние просветления, пробуждения». Хотя в действительности ему ближе перевод «озарение».
В Дзене, как и в буддизме в целом, считается, что в каждом человеке и всем сущем есть частичка Будды, его природа, и сатори – это состояние, в котором человеку открывается сокровенная природа бытия. Существует множество определений этому понятию.
В целом сатори означает:
- запредельное состояние, озарение
- интуиция, природа Будды
- раскрытие сокровенного смысла бытия
- постижение истины
- познание внутренней природы человека
- открытие мира и истинной природы всего сущего
- постижение Великого мира и Великого счастья
- познание абсолютной и безусловной любви, блаженства
Основная черта сатори заключается в том, что оно случается внезапно, в мгновение, подобно молнии, озаряющей все вокруг. Это происходит посредством постижения так называемого «состояния одной мысли», по-санскритски именуемого «дхьяна», а по-японски – «дзен». Также оно тождественно понятию «у», которое применяется в китайской философии, и «кенсё», которое распространено в Японии и означает «видение своей природы».
В дзенском учении выделяют малое и большое сатори. Во время малого истина лишь приоткрывается на определенное мгновение, что делает состояние неокончательным и неполным. Большое же открывает двери к полному духовному совершенствованию.
Популярный мастер дзен Хакуин утверждал, что только после большого сатори можно говорить о так называемом дайанраку – постижении Великого мира и Великого счастья.
Те, кто более близко знаком с буддийской философией, знают, что выделяется два типа просветления – самадхи и, собственно, сатори. Их различие состоит в том, что самадхи постигается после смерти, когда душа покидает физическое тело и готова к новому рождению. Сатори же постигается при жизни в человеческом теле, после чего это ощущение понемногу растворяется, и человек вновь начинает жить привычной жизнью.
При этом сатори лежит за границей противоположных понятий, вне дуального мира, где есть добро и зло, ложь и истина – то есть вне авидьи. Тот факт, что именно люди способны постичь сатори, говорит о некоей уникальности человека.
Свойства сатори
Сатори обладает определенными свойствами, присущими ему. Итак, это состояние…
- …иррациональное – его нельзя объяснить логическими доводами и рассуждениями
- …интуитивное – при его достижении прозрение происходит интуитивно
- …личностное – оно происходит внутри человека
- …неоспоримое – его невозможно опровергнуть или отрицать
- …одухотворяющее – в момент сатори люди ощущают экзальтацию, чувство безграничного счастья, любви и чистоты ума
- …мгновенное – оно наступает молниеносно, внезапно
- …непродолжительное – как правило, оно не продолжается долго, а представляется как временное озарение, подобное вспышке молнии
Зачем нужно сатори?
С прагматической точки зрения современного материального мира сатори, наверное, не приносит особой пользы: не повышает уровень экономики, не лечит заболевания, не дарит несметных богатств. Однако, если копнуть глубже, можно понять: человек так стремится к достижению целей (которые у каждого хоть и похожи, но, естественно, свои), чтобы обрести одно – счастье.
При этом сатори помогает обрести это внутреннее счастье и гармонию, очистить свой разум, минуя какие-либо материалистичные цели. Человек, познавший его, понимает, что мир значит бессчетное число возможностей и альтернатив. Кроме того, он избавляется от оков дуальности мира, где есть только черное и белое, плохое и хорошее, доброе и злое.
Как утверждают практики дзен, познание сатори – это не окончание духовного пути, а лишь, напротив, его начало. Его нельзя потерять, зато оно учит обретать состояние покоя и благости.
Многие говорят, что сатори – это не само состояние счастья и блаженства, а ключик к нему. Именно поэтому его стоит находить, практиковать, развивать и сохранять.
Как достичь этого состояния
Сатори постигается в первую очередь посредством постоянной и упорной медитации и практики дзадзен – особенно это касается японской школы сото. При этом важно отбросить все блуждания ума, а также успокоить тело. Поначалу практик испытывает сатори очень редко, но со временем эти вспышки озарения наступают все чаще.
О своем пути в постижении сатори рассказывал мастер Цинюань, который жил в XII – первой половине XIII века. Он говорил, что, когда он только начал практиковать дзен, горные вершины представлялись горными вершинами, а реки – реками. Потом, под присмотром уважаемого учителя, он говорил, что горы на самом деле – не горы, а реки – не реки. Спустя же тридцать лет дзенской практики, когда Циньюань достиг просветления, он знает, что горы в действительности есть горы, а речные потоки – это речные потоки.
Кроме медитаций, помочь достичь сатори могут более обычные события и предметы. Нередко практикам дзен в этом помогают особые коаны и парадоксы, данные учителем. К слову, во многих школах дзен, хоть сатори и является индивидуальным опытом, необходимо официальное подтверждение учителя о постижении этого состояния.
Дзенское направление риндзай считает, что обретение сатори не должно быть целью и желанием, этого нельзя сделать с помощью каких-либо рассуждений. Оно обретается, когда ученик к этому готов. К примеру, оно может настичь после внезапного удара или крика учителя либо даже во время прослушивания музыки, например, звуков флейты.
Для некоторых медитативной практикой с последующими озарениями могут выступать привычные домашние дела, во время которых ум спокоен и практически пуст: мытье посуды, любое рукоделие, неспешное чаепитие. Также бывают случаи, когда сатори обретается во время различных йогических практик, выполняемых в статике или в динамике, к примеру, в ходе выполнения некоторых асан комплекса «Сурья Намаскар», то есть «Приветствие солнцу».
Заключение
Таким образом, сегодня мы узнали, что сатори – это состояние некоего озарения, которое считается главной целью практики дзен. Оно обладает определенными свойствами, а достичь его можно методом долгих и упорных медитативных практик. Конечно, выполнять их лучше под руководством опытного мастера дзен.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Что такое сатори?
Колоссальное достижение, однако!
Право, за 30 лет можно было сделать гораздо больше полезного.
У животных и людей есть механизм узнавания (отождествления с увиденным ранее). Знакомые предметы (а для людей еще слова и фразы) вызывают приятное ощущение, а незнакомые (и, значит, потенциально опасные) вызывают беспокойство.
Если достаточно долго смотреть абстрактные картины и откровенную мазню, как и вообще на всякие уродства, то всё это со временем начинает нравиться, поскольку вызывает приятное чувство просветления, узнавания.
Наверное, всем приятно пушкинское "мой дядя самых честных правил". Зато "тетя честных правил" режет слух, и, пожалуй, никто это сочетание не поймет. Но если достаточно долго слушать одну и ту же абракадабру, например, молитвы на латыни, то она станет приятной и вдохновляющей.