У многих слово «учитель» ассоциируется со школьной скамьей, первым сентября и уроками. Однако даже во взрослой жизни мы сталкиваемся с людьми, которые становятся нашими учителями. Не исключением является и буддийская философия – учитель в буддизме играет огромную роль на пути дхармы.
Предлагаем вам узнать, кто это – буддийский учитель, как строятся отношения между ним и учениками, в чем их особенность. Сегодняшняя статья ответит на эти вопросы и расскажет, кто такой учитель в двух направлениях буддизма: в тибетской ветке и дзен.
Кто такой учитель в буддизме
Есть прекрасная аллегория, в которой каждый человек в этом мире представляется затерявшимся в лесу ребенком. Малыш блуждает по лесу, не зная, как выбраться, постоянно спотыкаясь, пребывая в страхе. Помочь ему может только взрослый, который знает этот лес и может подсказать ребенку дорогу.
Согласно буддийской философии, так же происходит и в жизни: мы постоянно блуждаем в череде перерождений, сталкиваемся с трудностями, привязанностями, пребываем в неведении и желаем выбраться на истинный путь, высвободиться. В этом нелегком деле может помочь учитель, или, как он называется на санскрите, гуру. Именно он знает, как выбраться из круга сансары и вступить на правильную тропу.
Будда говорил, что все достигшие пробуждения следовали пути, который подсказывал им духовный наставник – учитель. В буддизме все началось с самого Будды Шакьямуни – он не является богом, он был обычным человеком, который смог пробудиться. И, постигнув истину, он стал передавать ее своим приближенным, став Великим Учителем.
Мы все – потенциальные ученики, затерянные в сансаре с ее проблемами. Проблемы могут обыденными: конфликты с родственниками, трудности на работе, личностные кризисы. Мы хотим освободиться от них, но не знаем как.
Истинный учитель видит, какой яд омрачает нашу жизнь и отравляет разум. Он знает, как помочь, и ведет за собой – к свету и познанию.
Идеальным наставником с точки зрения буддийского учения является бодхисаттва – человек, который достиг просветления, но отказался от нирваны ради того, чтобы нести дхарму людям, указывать им правильную дорогу.
Однако учитель необязательно должен быть просветленным. Но при этом он должен раз и навсегда избрать этот путь, дав соответствующие обеты. Наставник должен быть примером для подражания для своих учеников, от него требуется владение всеми качествами, которые мечтают обрести последователи.
Наставник может быть:
- монахом
- мирянином
- практикующим йогином
Хотя гуру может и не быть монахом, ученики не должны сомневаться в его истинности. Учитель дает наставления, учит практикам, медитациям, передает многовековые традиции буддийского учения. Но, кроме этого, он должен также быть примером в остальных сферах жизни: в общении со слабыми, больными, в конфликтных ситуациях, в вопросах политики, благотворительной деятельности.
Главное – наставник сам должен жить так, как учит своих учеников. При этом он должен быть терпимым, неустанно работая с подопечными и оправдывая их доверие. Любовь ко всему живому, верность традиции, постоянные практики, внутренняя доброта, огромная мудрость и терпение, честность, милосердие – такие качества должны быть присущи настоящему учителю.
В трех главных направлениях буддийской мысли по-разному относятся к роли учителя, но все они сходятся в одном – что эта роль огромна:
- в тхераваде учитель — это попутчик, который обладает опытом
- махаяна рассматривает его как проводника на тропе Будды
- ваджраяна, в том числе тибетский буддизм, считают его символом дхармы и просветления
Предлагаем рассмотреть роль гуру с точки зрения тибетского буддизма, а также направления дзен.
Учитель в буддизме Тибета
Учитель в тибетском буддизме по-другому именуется «ламой». Его задача – выявить способности подопечного, найти подход и обучить практике, помочь верно, истолковать все тонкости.
По словам нынешнего Кармапы Тринле Тхайе Дордже – лидера школы Карма-кагью тибетского буддизма – учитель должен иметь истинное чувство сопереживания и глубинные познания в области учения Будды.
Лама должен быть полон терпения, энтузиазма и готовности помогать ученику, который, возможно, не усвоит все сказанное с первого раза. Его задача – увидеть в каждом внутреннее просветление, ведь он сам становится для ученика символом пробужденного состояния.
Ученик, в свою очередь, должен быть полностью уверен в подлинности знаний своего наставника. Отношения между учителем и учеником должны быть уважительными, близкими, доверительными. Лучшим показателем хороших практик является внутреннее чувство все нарастающей благодарности обучающегося.
По представлениям тибетского буддизма лама должен обладать определенными качествами:
- совершать высоконравственные поступки
- умение концентрировать ум
- обладание мудростью
- обладание буддийским знанием
- большое желание обучать
- знание священных текстов
- способность красноречиво изъясняться
- постижение истины
- милосердие
- терпимость
Слово «лама», помимо привычного значения «гуру», может быть указателем уважаемого титула: Далай-лама и Панчен-лама в Тибете, Хамбо-лама или Камбо-лама на бурятской, тувинской, алтайской части нашей страны. Но при этом они являются в первую очередь великими учителями, которые принесли знание тысячам буддистов тибетского толка.
Действующий Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо наставлял: если буддисту не удастся найти учителя, в подлинности которого он не будет сомневаться, стоит обратиться к сутрам и учиться у них.
Учитель в дзен-буддизме
В направлении дзен учителю отводится, пожалуй, самая большая роль во время практик, по сравнению с другими школами буддизма. Все дело в том, что в течении дзен нет священных писаний вроде сутр, у которых можно поучиться, как это завещал Далай-лама в тибетском буддизме.
Главное правило дзен и состоит в том, что истину нельзя выразить в тексте – учение должно передаваться от одного сердца к другому, то есть от наставника к ученику. Книги вообще у дзен-буддистов не в почете. Чтобы доказать неэффективность метода поиска знаний через писания, некоторые гуру специально сжигали книги.
Один из главных принципов дзен состоит в том, что истинную мудрость можно передать только посредством общения учителя и ученика, первый из которых обладает знанием, а второй желает его принять.
Из-за того что нет текстов, где трактуются основы учения, знания должны передаваться устно. Во избежание неправильного понимания техники практик и способов познания собственной природы практикующему следует постоянно обращаться к помощи учителя.
В дзен практикуются медитации, не направленные на какой-либо объект, а также коаны – короткие вопросы в виде диалога, эдакие загадки, ломающие логику. Разгадать их невозможно без участия наставника, особенно в начале пути.
При этом отношения «учитель-ученик» в дзен отличаются от общепринятых. Наставник не является непререкаемым авторитетом, а лишь становится помощником, проводником к цели. А, к примеру, в главных японских школах дзен – сото-сю и риндзай – гуру и подопечный держатся на определенном расстоянии друг от друга, потому что в Японии в принципе не проявляют близость и излишнюю открытость к людям, если это не родственники или друзья.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Значение учителя в буддизме
Главным учителем сегодня является Интернет!