Мы все стремимся к счастью, защите, надежности. И, наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы в его жизни было место, где он мог бы чувствовать себя спокойно и уверенно. В какой-то степени мы все ищем прибежище – пространство, в котором можно почувствовать гармонию и душевное равновесие.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про принятие прибежища в буддизме. Что это такое, с какой стороны можно его рассматривать, как принять, в чем заключается церемония в тибетском буддизме и каким правилам должен следовать мирянин.
Что такое прибежище
В Палийском каноне, где записано учение Шакьямуни, упоминается о подстерегающих нас опасностях. Они могут распространяться не только на настоящую жизнь, но и на будущие. В следующем перерождении мы можем оказаться в негативном пространстве, наталкиваться на несчастья или даже родиться в теле животного из-за кармических последствий.
Учение отвечает на вопрос, как спастись от подобных опасностей и не дать страхам воплотиться – принять прибежище. Это значит пойти тропой Будды, следовать буддистскому пути, принять его истины и с этих пор уделять много времени медитативной практике.
Буддисты тибетской традиции находят прибежище одновременно в Трех главных ценностях:
- в Будде – великом Учителе
- в Дхарме – самом учении
- в Сангхе – общине буддистов
Прибежище может рассматриваться с двух сторон:
- Состояние – с принятием прибежища пересматриваются все ценности. Полюс важности сменяется с материальных благ, власти, богатства, успеха на духовную чистоту, стремление к Просветлению. Прибежище помогает душе вырваться из колеса сансары и достичь главной цели буддизма.
- Обряд – церемония, которая проводится согласно определенным правилам, порядку.Это своеобразный обряд инициации, когда произносится клятва, даются обеты. Он проводится при получении монашеского титула или при вступлении мирянином в буддистскую общину.
Важно понимать, что принятие прибежища – не формальность, оно требует четкого понимания буддийских доктрин, чистых душевных порывов и раскрытого сердца.
Как его принимают
Идеальным условием принятие прибежища будет присутствие трех монахов, стен храма и наличие статуи Будды рядом. Но правила не так строги: это можно сделать при других рядовых буддистах или самостоятельно. Причем даже в святое место отправляться необязательно – ритуал может пройти где угодно: дома или на улице.
Главное правило – троекратное повторение особой мантры. Она были записана около первого столетия до нашей эры на пали, а перевод на русский язык до сих пор довольно условный:
- Я нахожу прибежище в Будде
- Я нахожу прибежище в Дхарме
- Я нахожу прибежище в Сангхе
В направлении Ваджраяны к общим для всех словам добавляется фраза: «Я нахожу прибежище в Гуру».
К фразе «найти прибежище» можно подобрать синоним – «найти себя», «доверить себя». После произнесения слов монах или мирянин полностью доверяется Учителю, учению и общине, верующий может считать себя частью Сангхи.
Ритуал принятия в тибетском направлении
От школы к школе церемония может несколько разниться. Но цель остается неизменной – становление на путь буддизма, защищенность от материального мира.
В тибетском течении собираются разные верующие:
- те, кто принимает прибежище в первый раз
- те, кто закрепляет данные обеты
- сторонние наблюдатели
Они усаживаются недалеко от Учителя: первые из вышеприведенного списка – ближе, последние – дальше.
Перед началом церемонии вспоминаются мотивы, которые побудили человека пойти на принятие прибежища, в чем помогают специальные молитвы. Учитель дает небольшие вводные объяснения, комментарии того, что будет происходить дальше.
При проведении церемонии необходимо помнить об основополагающих вещах, связанных с принятием прибежища:
- мотивации
- Трех ценностях
- способе принятия
- пользе
- обязанности
Важно понимать, что все обеты передавались Учителю, находящемуся рядом, через поколения от самого Великого Учителя, а сейчас они передадутся мирянину. Во время обряда следует визуализировать всех просветленных, во главе которых стоит Будда. Для этого хорошо иметь перед глазами статую Будды.
С этими мыслями ученики 3 раза простираются перед Учителем, чем доказывают чистоту телесную, речевую и умственную. После этого они садятся на правую коленку, 3 раза читают известную мантру и визуализируют, что энергия прибежища синхронизировалась с их умом.
Затем даются обеты – в этой же позе присутствующие трижды повторяют молитвы, включающие в себя своего рода обещания. Заканчивается действо мантрами пожелания благ.
Обеты мирянина
Прибежище немыслимо без принятия пяти правил, заключающих в себе заповеди настоящего мирянина. Выделяется 5 обетов в буддийской философии:
- Не убивать, не причинять зла живым существам
- Не красть, не присваивать чужое
- Не прелюбодействовать, не позволять распущенности
- Не врать, не сквернословить, не сплетничать
- Не поддаваться соблазну алкоголя, наркотиков
Буддисты должны соблюдать обеты, особенно первый – отказ от убийства. Следование им позволяет привести ум в спокойное состояние, а собственное поведение – в соответствие с принятыми в Дхарме правилами.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Принятие прибежища в буддизме