Божество Яма

Божество Яма
Буддийская философия имеет обширный пантеон существ, среди которых отдельно стоит божество Яма. В материале ниже мы расскажем, кто это, чем уникально данное божество, что означает оно в разных направлениях буддизма, какие с ним связаны мифы. Также вы узнаете, каким оно бывает и как изображается.

Кто это

Яма – это бог смерти, властитель адских миров в буддистской и индуистской философии. Появившись изначально в индийской мифологии, он ассоциировался с Солнцем, которое считается близнецом Луны. Именно отсюда такое имя – «Яма» с санскрита переводится как «Близнец».

Древние индийцы считали, что его отец – Вивасват, божество рассвета, а мать – Саранья, олицетворяющая конец дня, наступление ночи. Его братом был Ману, который один уцелел после потопа, а сестрой – Ями. Ями также считают продолжением бога Ямы, его творческим началом, то есть шакти, а всю семью – первыми людьми нашего мира.

Впервые о Яме упоминается уже в священном санскритском писании – «Ригведе». Там он предстает божеством, отказавшимся от бессмертной жизни и совершившим самопожертвование ради появления человечества. Позже в философии его стали представлять как первого человека, который познал смерть, чем открыл для других людей дорогу в мир мертвых.

Другая легенда гласит, что Яма, будучи божеством, решил странствовать и случайно попал на небеса, а все остальные существа, населявшие планету, стали смертными. Также некоторые предания рассказывают, что сестра предлагала Яме физическую связь, но тот отказался, ссылаясь на близкое родство – это впоследствии нашло отражение в индийских морально-правовых кодексах и стало считаться инцестом.
Божество Яма
С древних времен Яма в Индии считался одним из четырех или восьми хранителей локапалы – сторон света. Он в своем далеком, прикрытом туманными далями роскошном жилище охраняет южное направление. Ему помогают две злобные собаки Шарбары с четырьмя глазами и слон Махападма.

Южное царство окутано сумраком, без тени, воздуха и воды, с рекой из огня и крови Вайтарани. Ни один преступник или грешник не способен проскользнуть мимо глаз владыки юга или его помощников. Зато души праведников найдут в этом месте уютное пристанище.

В буддизме Яма имеет несколько имен:

  • Ямараджа
  • Эрлик
  • Номун-хан
  • Чойджал

Буддийский Яма внешне, по своим функциям и атрибутам, имеет много общих черт с богом Осирисом из мифов Древнего Египта. По представлениям буддистов, раньше он был главным в городе Вайшали. После смерти его провожала в мир мертвых целая армия из восьмидесяти тысяч воинов, возглавляемая восемью военачальниками.

Там божеству каждый день трижды заливали в зев плавленый медный раствор. Лишь когда все прегрешения были искуплены, эти мучения прекратились. Изначально Яма был добрым, но позже, став владыкой загробного мира, перевоплотился в злобное существо с грозным видом, которое накликает болезни и смерти, гонится за жертвами и карает их за все прегрешения.

У Ямы в руках бессменно есть булава, с помощью которой он собирает души усопших. Он является не только правителем ада, но и главным судьей – умирая, души пересекают реку Вайтарани, а затем попадают в адский мир. Там их ждет Яма, читает все действия в прошлом воплощении, плохие и хорошие, и выдает собственный вердикт посмертного суда – должна попасть душа в высшие миры или в низшие.

Яма в Китае и Японии

Китайские и японские мифы немного поменяли имя бога смерти под более привычный им язык — китайцы называют его Яньло-ван, или просто Яньло, а японцы – Эмма-о, или Эмма.
Божество Яма
Имя Яньло появилось как сокращенное понятие от санскритского «Яма-Раджа». Он, согласно преданиям, живет в собственном городе Юду, который находится под землей. На плечах у него бычья голова и лошадиное лицо, на теле – судейская одежда, а на голове – шапка судьи.

В одной руке Яньло-ван сжимает щеточку, а в другой – книгу, где записаны все судьбы, деяния, грехи и дата смерти умершего. Адские стражи поочередно приводят души усопших, и Яньло становится вершителем судеб на основании той кармы, которую заработал человек.

Если он вел праведную жизнь, совершал хорошие поступки, то отправляется снова в мир людей и получает новое воплощение, в противном случае он отправляется в ад или получает тяжелые воплощения в низших мирах.

Японский Эмма управляет так называемым дзигоку – чистилищем, состоящим из 16 кругов ада: 8 из них поглощено огнем, а другие 8 покрыты льдом. Божеству подчиняется огромный полк, во главе которых стоит 18 военачальников, а также в его распоряжении – многочисленные духи, демоны, стражи.

В представлении японцев душа усопшего никем не сопровождается, а сама доходит до царства Эммы. Он должен преодолеть горные, равнинные местности, а потом дойти до огненной реки, которая представляет собой подобие ворот в подземное царство.

Существует несколько способов пересечь реку:

  • через мост – это путь доступен лишь тем, кто вел праведную жизнь
  • найти брод и пройти пешком по нему – для тех душ, у которых есть небольшие грехи
  • переплыть – путь для истинных грешников
  • На другом берегу реки души встречаются со старухой, которая провожает представителей мужского пола к Эмме, а женского – к его сестре

Легенды об Эмме наложились на современную культуру японцев. К примеру, бог смерти нередко становится героем аниме, а маленьких детей пугают им, чтобы те слушались старших.

Представление в буддизме Тибета

Яма особенно известен в буддийском направлении Ваджраяны, которое наиболее распространено в Тибете. Здесь его именуют Шиндже Чойгьял, а иногда еще и Каларупа, и он имеет огромное значение в пантеоне.
Божество Яма
Душа знакомится с Шиндже после смерти, когда попадает в ад. Божество располагается в самом его центре с мечом и так называемым отражением кармы – приспособлением, которое показывает прошлое воплощение усопшего. Его также сопровождает четверо помощников.

В тибетском буддизме Яма также является богом Третьих Небес, которые находятся на облаке над священной горой Меру. Здесь он решает, куда отправить душу в следующем воплощении – в один из трех высших миров: дэвов, асуров, людей – или в низшие миры, где обитают животные, голодные духи преты или адские жители.

Одна из буддистских легенд гласит, что Шиндже был усмирен бодхисаттвой Манджушри, а точнее его гневной стороной, которую назвали Шинджешед, что так и переводится – «усмиривший Шиндже».

Манджушри – это ближайший соратник самого Сиддхартхи Гаутамы, ставшего впоследствии Буддой Шакьямуни, он является охранителем восточных земель рая, учителем, защитником, олицетворением мудрости. Одолев бога смерти, Манджушри сделал его дхармапалой – защитником дхармы, учения Будды.

В рамках Ваджраяны положительная ипостась Каларупы особенно почитается в аннутара-йога-тантре и практике Ваджрабхайравы в традициях сакья, кагью и гелуг. Последняя ставит Шиндже в один ряд с Вайшраваной и Махакалой, делая его хранителем своего направления. Кроме того, основоположник школы гелуг по имени Цонкапа является перерождением Манджушри, который и победил злобную сторону Шиндже.

Направление гелуг выделяет несколько видов Яма-раджи:

  • внешний – хранитель с бычьей головой, который защищает буддистов от болезней, бед, несчастья
  • внутренний – часто предстает с гневным лицом человека и помогает практикующим дхарму противостоять внутренним проявлениям, страхам, гордости, иным слабым местам, которые мешают продвигаться в личной практике
  • тайный – проявляется инстинктивно, заряжает практика положительным энергетическим полем
  • окончательный – встречает душу, когда к ней приходит смерть

Внешний вид

Яму часто можно увидеть на буддистских тханках, запечатленным в скульптурах, иллюстрациях к сутрам, на современных фото. В разных культурах он может изображаться немного по-разному, но основные черты везде одинаковые.

Тело имеет синий или сине-зеленоватый оттенок, что указывает на грозность. Яма сидит на львином или буйволином троне в красном одеянии. Голова быка увенчана рогами, изо рта торчат клыки, а вокруг можно заметить огненные язычки.
Божество Яма
У божества три глаза, наполненных огнем – это скрывает в себе символизм, ведь оно смотрит одновременно в прошлое, настоящее и будущее. Непременные атрибуты – жезл с черепом, повешенная на шею нить с черепами, аркан, чтобы ловить души, меч и особый талисман, который показывает владение царством под землей.

Что касается различий, то индийцы изображают Яму с четырьмя руками, грозным, в золотистой накидке и в сопровождении двух псов. В тибетской иконографии образы более красочные, яркие, у Шиндже обычно две руки и нередко человеческое лицо. Китайские и японские художники же изображали божество смерти в более сдержанных тонах, зачастую вместо синего применяли более темные цвета.

Заключение

Сегодня мы познакомились с богом смерти и вершителем смертного суда – Ямой. Он очень известен в Индии, Тибете, Японии, Китае, а также в других странах, где распространен буддизм. В каждом направлении философской мысли Яма предстает в особом обличии, но его значение неизменно велико.
Источник: http://o-buddizme.ru
×

По теме Божество Яма

Ваджрадхара будда что это за божество?

В буддизме, а точнее, в школах Махаяны и Ваджраяны — двух из трех главных...
Религия

Дзамбала: тибетское божество богатства и изобилия

В мире тибетского буддизма Дзамбала — это великий бодхисаттва, воплощение...
Религия

Ямы на дорогах

Что делать, если вы попали в аварию из-за плохих дорожных условий...
Журнал

Божества из камня

На территории Карелии много камней и сооружений из них, которые почитаются...
Журнал

Куда уходят деньги и что такое финансовая яма

Чтобы никогда не попадать в финансовую яму, в первую очередь, нужно четко...
Журнал

Выбирам божество для планетарного ритуала

Система планетарных архетипов исключительно важная для Западной магии. Сами...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы