Буддийская философия имеет обширный пантеон существ, среди которых отдельно стоит божество Яма. В материале ниже мы расскажем, кто это, чем уникально данное божество, что означает оно в разных направлениях буддизма, какие с ним связаны мифы. Также вы узнаете, каким оно бывает и как изображается.
Кто это
Яма – это бог смерти, властитель адских миров в буддистской и индуистской философии. Появившись изначально в индийской мифологии, он ассоциировался с Солнцем, которое считается близнецом Луны. Именно отсюда такое имя – «Яма» с санскрита переводится как «Близнец».
Древние индийцы считали, что его отец – Вивасват, божество рассвета, а мать – Саранья, олицетворяющая конец дня, наступление ночи. Его братом был Ману, который один уцелел после потопа, а сестрой – Ями. Ями также считают продолжением бога Ямы, его творческим началом, то есть шакти, а всю семью – первыми людьми нашего мира.
Впервые о Яме упоминается уже в священном санскритском писании – «Ригведе». Там он предстает божеством, отказавшимся от бессмертной жизни и совершившим самопожертвование ради появления человечества. Позже в философии его стали представлять как первого человека, который познал смерть, чем открыл для других людей дорогу в мир мертвых.
Другая легенда гласит, что Яма, будучи божеством, решил странствовать и случайно попал на небеса, а все остальные существа, населявшие планету, стали смертными. Также некоторые предания рассказывают, что сестра предлагала Яме физическую связь, но тот отказался, ссылаясь на близкое родство – это впоследствии нашло отражение в индийских морально-правовых кодексах и стало считаться инцестом.
С древних времен Яма в Индии считался одним из четырех или восьми хранителей локапалы – сторон света. Он в своем далеком, прикрытом туманными далями роскошном жилище охраняет южное направление. Ему помогают две злобные собаки Шарбары с четырьмя глазами и слон Махападма.
Южное царство окутано сумраком, без тени, воздуха и воды, с рекой из огня и крови Вайтарани. Ни один преступник или грешник не способен проскользнуть мимо глаз владыки юга или его помощников. Зато души праведников найдут в этом месте уютное пристанище.
В буддизме Яма имеет несколько имен:
- Ямараджа
- Эрлик
- Номун-хан
- Чойджал
Буддийский Яма внешне, по своим функциям и атрибутам, имеет много общих черт с богом Осирисом из мифов Древнего Египта. По представлениям буддистов, раньше он был главным в городе Вайшали. После смерти его провожала в мир мертвых целая армия из восьмидесяти тысяч воинов, возглавляемая восемью военачальниками.
Там божеству каждый день трижды заливали в зев плавленый медный раствор. Лишь когда все прегрешения были искуплены, эти мучения прекратились. Изначально Яма был добрым, но позже, став владыкой загробного мира, перевоплотился в злобное существо с грозным видом, которое накликает болезни и смерти, гонится за жертвами и карает их за все прегрешения.
У Ямы в руках бессменно есть булава, с помощью которой он собирает души усопших. Он является не только правителем ада, но и главным судьей – умирая, души пересекают реку Вайтарани, а затем попадают в адский мир. Там их ждет Яма, читает все действия в прошлом воплощении, плохие и хорошие, и выдает собственный вердикт посмертного суда – должна попасть душа в высшие миры или в низшие.
Яма в Китае и Японии
Китайские и японские мифы немного поменяли имя бога смерти под более привычный им язык — китайцы называют его Яньло-ван, или просто Яньло, а японцы – Эмма-о, или Эмма.
Имя Яньло появилось как сокращенное понятие от санскритского «Яма-Раджа». Он, согласно преданиям, живет в собственном городе Юду, который находится под землей. На плечах у него бычья голова и лошадиное лицо, на теле – судейская одежда, а на голове – шапка судьи.
В одной руке Яньло-ван сжимает щеточку, а в другой – книгу, где записаны все судьбы, деяния, грехи и дата смерти умершего. Адские стражи поочередно приводят души усопших, и Яньло становится вершителем судеб на основании той кармы, которую заработал человек.
Если он вел праведную жизнь, совершал хорошие поступки, то отправляется снова в мир людей и получает новое воплощение, в противном случае он отправляется в ад или получает тяжелые воплощения в низших мирах.
Японский Эмма управляет так называемым дзигоку – чистилищем, состоящим из 16 кругов ада: 8 из них поглощено огнем, а другие 8 покрыты льдом. Божеству подчиняется огромный полк, во главе которых стоит 18 военачальников, а также в его распоряжении – многочисленные духи, демоны, стражи.
В представлении японцев душа усопшего никем не сопровождается, а сама доходит до царства Эммы. Он должен преодолеть горные, равнинные местности, а потом дойти до огненной реки, которая представляет собой подобие ворот в подземное царство.
Существует несколько способов пересечь реку:
- через мост – это путь доступен лишь тем, кто вел праведную жизнь
- найти брод и пройти пешком по нему – для тех душ, у которых есть небольшие грехи
- переплыть – путь для истинных грешников
- На другом берегу реки души встречаются со старухой, которая провожает представителей мужского пола к Эмме, а женского – к его сестре
Легенды об Эмме наложились на современную культуру японцев. К примеру, бог смерти нередко становится героем аниме, а маленьких детей пугают им, чтобы те слушались старших.
Представление в буддизме Тибета
Яма особенно известен в буддийском направлении Ваджраяны, которое наиболее распространено в Тибете. Здесь его именуют Шиндже Чойгьял, а иногда еще и Каларупа, и он имеет огромное значение в пантеоне.
Душа знакомится с Шиндже после смерти, когда попадает в ад. Божество располагается в самом его центре с мечом и так называемым отражением кармы – приспособлением, которое показывает прошлое воплощение усопшего. Его также сопровождает четверо помощников.
В тибетском буддизме Яма также является богом Третьих Небес, которые находятся на облаке над священной горой Меру. Здесь он решает, куда отправить душу в следующем воплощении – в один из трех высших миров: дэвов, асуров, людей – или в низшие миры, где обитают животные, голодные духи преты или адские жители.
Одна из буддистских легенд гласит, что Шиндже был усмирен бодхисаттвой Манджушри, а точнее его гневной стороной, которую назвали Шинджешед, что так и переводится – «усмиривший Шиндже».
Манджушри – это ближайший соратник самого Сиддхартхи Гаутамы, ставшего впоследствии Буддой Шакьямуни, он является охранителем восточных земель рая, учителем, защитником, олицетворением мудрости. Одолев бога смерти, Манджушри сделал его дхармапалой – защитником дхармы, учения Будды.
В рамках Ваджраяны положительная ипостась Каларупы особенно почитается в аннутара-йога-тантре и практике Ваджрабхайравы в традициях сакья, кагью и гелуг. Последняя ставит Шиндже в один ряд с Вайшраваной и Махакалой, делая его хранителем своего направления. Кроме того, основоположник школы гелуг по имени Цонкапа является перерождением Манджушри, который и победил злобную сторону Шиндже.
Направление гелуг выделяет несколько видов Яма-раджи:
- внешний – хранитель с бычьей головой, который защищает буддистов от болезней, бед, несчастья
- внутренний – часто предстает с гневным лицом человека и помогает практикующим дхарму противостоять внутренним проявлениям, страхам, гордости, иным слабым местам, которые мешают продвигаться в личной практике
- тайный – проявляется инстинктивно, заряжает практика положительным энергетическим полем
- окончательный – встречает душу, когда к ней приходит смерть
Внешний вид
Яму часто можно увидеть на буддистских тханках, запечатленным в скульптурах, иллюстрациях к сутрам, на современных фото. В разных культурах он может изображаться немного по-разному, но основные черты везде одинаковые.
Тело имеет синий или сине-зеленоватый оттенок, что указывает на грозность. Яма сидит на львином или буйволином троне в красном одеянии. Голова быка увенчана рогами, изо рта торчат клыки, а вокруг можно заметить огненные язычки.
У божества три глаза, наполненных огнем – это скрывает в себе символизм, ведь оно смотрит одновременно в прошлое, настоящее и будущее. Непременные атрибуты – жезл с черепом, повешенная на шею нить с черепами, аркан, чтобы ловить души, меч и особый талисман, который показывает владение царством под землей.
Что касается различий, то индийцы изображают Яму с четырьмя руками, грозным, в золотистой накидке и в сопровождении двух псов. В тибетской иконографии образы более красочные, яркие, у Шиндже обычно две руки и нередко человеческое лицо. Китайские и японские художники же изображали божество смерти в более сдержанных тонах, зачастую вместо синего применяли более темные цвета.
Заключение
Сегодня мы познакомились с богом смерти и вершителем смертного суда – Ямой. Он очень известен в Индии, Тибете, Японии, Китае, а также в других странах, где распространен буддизм. В каждом направлении философской мысли Яма предстает в особом обличии, но его значение неизменно велико.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Божество Яма