Природа человека зависит от общения. С кем он общается, на того и становится похожим. Своим общением в этой жизни мы меняем природу, приобретенную кармой общения в прошлой жизни. В общении берут начало все личные качества человека. Недаром говорится, что как бесцветный кристалл окрашивается в ближайший цвет, так и человек приобретает качества того, с кем он общается.
![Какой должна быть садху санга Какой должна быть садху санга](http://i.sunhome.ru/religion/153/kakoi-dolzhna-bit-sadhu-sanga.2639.xxl.jpg)
Шримад Бхагавата говорит (3.23.55), что общение с мирскими и неверующими людьми приводит к безысходной материальной жизни. Такое общение приносит свои плоды в любом случае, даже если не проводить различий между духовным человеком и бездуховным. Но общение со святыми избавляет ото всех временных связей.
О губительном общении Бхагавата говорит так (3.31.33-34): «Следует немедленно оставить губительное общение с людьми мирскими, невежественными, косными, озабоченными собственным наслаждением и падкими до женщин, потому что в таком общении лишаются правдивости, чистоты, милосердия, несуесловия, разума, скромности, доброго имени, умения прощать, обладания чувствами и умом и всякого достоинства».
Просто отказаться от губительного общения еще недостаточно. Всеми силами нам надо стремиться к общению со святыми. Господь Капила говорит о том, что отличает таких святых (Бха: 3.25.21,23-24): «О Мать! Святого украшают терпимость, сострадательность, желание добра каждому существу, отсутствие врагов и чувственной жажды. Такова природа чистых Преданных Бога. Сердца и помыслы Моих Преданных устремлены ко Мне, поэтому они не истязают себя ни дальновидным благочестием ради небесного счастья (путь кармы), ни аналитическим отрицанием материи (путь гьяны), ни йогой. С сердцем, чистым просто беседами обо Мне, они слушают о Моей славе и говорят о ней друг другу. О святая! Свободные от любого соприкосновения с невечным, такие святые избавляют ото всех губительных связей. Молись об общении с ними».
Те или иные одеяния не должны служить для нас указанием на святость. Без мнительности, оставив желание уличать других, мы должны искать в человеке перечисленные признаки святого, но если их нет, мы не должны считать его святым. В век Кали утеряно всякое представление о том, кто такой святой. Увы, любого, кто просто оделся в одежды духовенства, мы склонны принимать за святого, и в общении с такими людьми мы всё больше и больше погружаемся в лицемерие. Об этом надо помнить всегда. Святые редки. Сейчас число их настолько мало, что можно исходить множество стран, потратив на поиски годы и годы, но так и не найти ни одного подлинного святого.
Махадев Шива сказал своей супруге: «О Бхагавати! Из тысяч и тысяч стремящихся к спасению едва ли одному удается обрести признаки освобожденной личности. Из тысяч и тысяч достигших освобождения едва ли одному удается овладеть сверхъестественным могуществом. А из тысяч и тысяч обладающих сверхъестественными силами и полностью свободных от влияния материи подвижников ты едва ли найдешь одного, кто, благословленный святым общением, без остатка посвятил себя Нарайане, Всемогущему Богу».
![Какой должна быть садху санга Какой должна быть садху санга](http://i.sunhome.ru/religion/153/kakoi-dolzhna-bit-sadhu-sanga.2640.xxl.jpg)
Преданный Нарайаны, свободный от личной корысти, не знает ни вожделения, ни гнева, ни страха, и потому очень и очень редок. А теперь взгляни: если Преданный, совершающий благоговейное служение Нарайане, Богу в Его величественной Ипостаси, настолько редок, то что говорить о Преданном, служащем Кришне, Верховной Личности Очарования и Красоты, как девушка служит своему Возлюбленному! Для нас такой чистый Преданный Кришны — святой среди святых. Общение с Кришна-Бхактой — наша первая и единственная необходимость.
О том, что можно обрести в обществе Кришна-Бхакты, Брахма говорит так (Бха: 10.14.36): «Привязанность и отвращение к вещам этого мира расхищают наши последние достояния. Наш дом превратился в тюрьму. Уныние, сменяющее обманчивую надежду, — кандалы на наших ногах. Что с нами стало! О Кришна, пусть наступит тот день, когда в общении с чистым преданным мы поймем своим сердцем, что Ты наш, а мы — Твои. В этот день мы вступим в Твою семью. И тогда привязанность перестанет вести себя как грабительница, а поступит как друг, навсегда привязав нас к стопам Твоего преданного. С этого дня дом наш станет духовным миром и будет дарить нам вечную радость. С этого дня уныние превратится в печаль разлуки с Тобой, которая, помогая Преданности, будет облагораживать наши души».
Поэтому Брахма молит (Бха: 10.14.30): «О Кришна! Сейчас, когда я Брахма, или в следующей жизни, кем бы — зверем или птицей — я ни стал, я молюсь об одном: жить среди Твоих Преданных и служить Твоим лотосным Стопам». Такова безграничная жизнь, которую открывает перед душой общение с чистым Преданным Кришны. Но необходимо понять, каким образом происходит такое святое общение? Многие считают, что общение со святой личностью состоит в том, чтобы омыть и массировать его стопы, поклониться ему, выпить воду, омывшую его стопы, вкусить за ним остатки его пищи и пожертвовать ему столько-то денег. Нет сомнения, все это почтительно по отношению к святому и тоже приносит определенную пользу, но Садху-санга, святое общение, есть нечто иное. Как происходит Садху-санга?
«Чистые Преданные Шри Кришны живут только ради своего Господа, изумляясь Его путям. Тот, кто со всем усердием берет уроки из деяний и личных качеств таких Преданных, обязательно поймет, как действует Майа, иллюзия Всевышнего, — прочие останутся в невежестве. Только он сможет оставить позади океан Майи. И женщины, и рабочие, и выходцы из диких племен, и грешники, и животные, и птицы — все могут учиться на примере Кришна-Бхакты и легко преодолеть океан материальной жизни. Можно ли сомневаться, что мыслители, знающие Писание, без усилий пересекут этот океан, следуя по стопам Преданных?» (Бха: 2.7.46)
Смысл стиха в том, что даже обладая обширным знанием Писания, Майу не пересилить; рождением в известной или родовитой семье не приобрести ничего вечного; и даже отречение, основанное на рассудочном истолковании Писания, не поможет устоять перед бесконечным разнообразием форм эгоизма, предлагаемых Майей. Здесь бесполезны и деньги, и красота. Только изучая, преклоня голову, святые дела и природу чистых Преданных, а затем без притворства претворяя эти уроки в свою жизнь, можно обрести Кришна-Бхакти — беспримесную Преданность Кришне.
Люди, живущие, чтобы доставить удовольствие собственным чувствам, поклАняются святому и говорят: «Будьте добры, благословите! Я человек падший, погрязший в мирских заботах. Как мне избавиться от такого материализма?» В их устах такие слова — лицемерие и не более того. Они думают, что деньги — это главная ценность, а смысл жизни заключается в наслаждении своих чувств. «Хочу иметь» — стучат их сердца. И только погоня за престижем, да страх, что «если Садху проклянет меня, то пострадает мое наслаждение», приводят его к святому и заставляют изображать смирение и готовность служить. Если святой благословит такого человека: «Пусть пройдет жажда мирского счастья, пусть тебя оставят друзья и родные и ты лишишься денег», тот тут же воскликнет: «Святой отец! Садху Махарадж! Вы меня так не благословляйте! Такие благословения — сущее проклятие, ведь так можно лишиться всего самого дорогого!» Подобное отношение к святому — крайнее проявление двуличия.
Многих святых встречаем мы за свою жизнь, но неискренность по отношению к ним лишает нас блага святого общения. Поэтому, встретив возвышенного Преданного Господа, мы должны последовать за ним в простоте и с искренней верой: тогда святое общение омоет душу и заберет ее ввысь. Помнить об этом всегда; оказавшись близ подлинного святого, постараться понять, чем он живет, ради чего каждое его слово и дело; и посвятить всю свою жизнь тому, чтобы мои устремления, мое отношение к миру, мои мысли, мои слова и мои поступки были проникнуты тем же смыслом, что и его, — таково учение Шримад Бхагаваты.
Источник: Бхактивинод Тхакур
Обсуждения Какой должна быть садху санга