Поскольку конечной целью йоги является самопознание, а средством для этого - практика по обузданию собственного ума, то в йоге существует глубоко проработанное учение о состояниях ума.
Ум, согласно учению йоги, представляет собой инструмент, с помощью которого можно познавать самого себя, а также улучшать свою жизнь или, наоборот, вносить в свою жизнь лишения, страдания и сумятицы. И если не всё, то очень многое зависит от состояния ума. Какими же бывают эти состояния?
- Первое состояние - это тупое, ленивое, одурманенное состояние ума. Оно характерно для алкоголиков, наркоманов, тунеядцев и прочих людей, которые не сильно желают менять свою жизнь к лучшему и не хотят прилагать для этого усилия.
На санскрите такое состояние ума называется "мудха", что в переводе на русский язык означает "осёл". Люди с таким умонастроением находятся под сильным влиянием гуны невежества (тамаса), поэтому они просто плывут по течению, живут животными инстинктами и стремятся только к чувственным удовольствиям. Для них характерно безразличие к окружающему миру, грубость и агрессивность. Временами такое состояние может возникать и у обычных людей, если они не выспались или заболели. Однако это всё-таки для них не характерно и носит временный эффект.
- Второе состояние - это постоянно активное, но при этом беспокойное и рассеянное состояние ума. Оно характерно для людей, вечно куда-то стремящихся, бегущих, суетливых. На санскрите такое состояние ума называется "кшипта", что в переводе на русский язык означает "блуждание" или "беспокойство".
Люди с таким умонастроением находятся под смешанным влиянием гуны невежества (тамаса) и гуны страсти (раджаса), поэтому они берутся то за одно дело, то за другое, не успевая доводить их до конца. Их ум постоянно о чём-то беспокоится, переживает и плохо поддаётся успокоению.
- Третье состояние - это неустойчивое, слегка беспокойное и рассеянное, при этом довольно активное и бодрое состояние ума, временами впадающее в крайности. Оно характерно для большей части людей и поэтому является нормальным, среднестатистическим состоянием. На санскрите такое состояние ума называется "викшипта", что в переводе на русский язык означает "лёгкая рассеянность" или "встревоженность".
- Люди с таким умонастроением находятся под влиянием гуны страсти (раджаса), поэтому они всегда чем-то заняты. Но при этом, именно такие люди рано или поздно начинают интересоваться различными духовными практиками, поэтому такое состояние ума - это отправная точка для самосовершенствования в йоге.
- Четвёртое состояние - это устойчивое, спокойное, легко контролируемое состояние ума. Такое состояние характерно для образованных, культурных, интеллигентных и разумных людей, а также людей, ведущих аскетичную жизнь или занимающихся какой-либо духовной практикой. Люди с таким умонастроением находятся под смешанным влиянием гуны страсти (раджаса) и гуны благости (саттвы), поэтому они всегда устремлены к какой-то цели, оставаясь при этом спокойными и вежливыми.
В таком состоянии ума можно глубоко сконцентрироваться на какой-то идее и долгое время ни на что другое не отвлекаться. Поэтому на санскрите такое состояние ума называется "экагра", что переводится на русский язык как "целенаправленность" или "целеустремлённость".
- Пятое состояние - это чистое, просветлённое, полностью контролируемое и обузданное состояние ума, характерное для очень немногих людей, достигших мастерства в йоге или какой-либо другой системе духовного развития. Люди с таким умонастроением находятся под влиянием гуны благости (саттвы), поэтому они любые жизненные ситуации воспринимают как благословение свыше и всегда сохраняют внутри себя тихую радость и умиротворённость. На санскрите такое состояние ума называется "нирудха", что можно перевести на русский язык как "укоренённость" или "сдержанность".
Именно пятое состояние ума, - нирудха, - является показателем успешности в практике йоги. Естественно, такое состояние возникает только в результате длительной регулярной практики (и далеко не у всех), но именно к этому состоянию ума нужно стремиться.
Источник: Владимир Лавров
Обсуждения 5 состояний ума согласно йоге