В реальности Мироздания нельзя разделить какое-то одно его проявление на абсолютные противоположности, не разделив всё Мироздание на две части, так как всё взаимосвязано. Например, мы можем выделить в нём крайнее проявление какой-то одной грани и с её позиции оценить все остальные грани реальности Мироздания.
Эта позиция может опираться на абсолютную ложь или её противоположность – абсолютную истину. Это может быть абсолютное совершенство или же несовершенство, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д. И тогда на одной стороне соберутся вместе все положительные качества, свойства или особенности реальности Мироздания, а с другой – те, что имеют отрицательное значение. Но всё сущее в проявленном мире находится преимущественно где-то в середине между этими крайностями и среди них своё место занимает и человек.
В середине – это не значит, что в человеке нет этих противоположностей, так как крайности постепенно переходят друг в друга. Поэтому, можно сказать, что человек потенциально созвучен всем планам сознания, даже тем, которые диаметрально противоположны друг другу. Реально же, в каждый момент времени человек созвучен какому-то одному плану сознания. И у каждого человека сдвиги сознания в спектре планов сознания происходят в ту или другую сторону индивидуально, в зависимости от его личностных особенностей.
Если посмотреть на спектр планов сознания, то большинство людей, располагаются в нём где-то в средней части с небольшими отклонениями в ту или иную сторону. И при внимательном исследовании состояния людей можно обнаружить, что в большинстве случаев, колебание сознания людей, происходит с отклонением в направлении низшей части спектра.
Жизнь человеческая – это постоянное стремление к какой-то направленной деятельности, которая зависит от состояния сознания человека. Интересы различных людей всегда соответствуют уровню их сознания, и редко когда выходят за привычные для каждого человека ограничения. И когда мы говорим об эволюции сознания человека, то, конечно же, подразумеваем, что рост сознания человека возможен только в тех случаях, когда он в своих стремлениях выходит за пределы привычных ограничений, с которыми он созвучен.
Но мы уже говорили о том, что человек может стремиться к тому или искать то, с чем он хоть в какой-то степени созвучен. Но не существует правил без исключений – человек может стремиться к тому, к чему стремятся другие люди, т. е. побуждение к стремлению в направлении чего-либо прежде для него неизвестного, могут инициировать внешние обстоятельства, и оно может появиться под влиянием Божественной души в человеке – Психического существа. И тогда человек оказывается в положении внутренней неполноты, жажды познать неизведанное. Человек – социальное существо и многое в его личности ему не принадлежит, но заимствовано у других людей.
В социальном мире существуют некие стандарты, которым человек должен соответствовать в различных группах людей эти стандарты могут иметь значительные отличия. И когда человек попадает в неродственную для него группу, то он должен соответствовать её стандартам, тем более, если некоторые элементы этих стандартов имеют большую социальную значимость.
Таким образом, человек стремится к знаниям, к которым он прежде был не созвучен, потому что к этому его могут побуждать внешние обстоятельства, и в тех случаях, когда Психическое существо, освобождая какую-то часть сознания человека от захваченностей эго, создаёт в этой части побуждение стремления к тому, что прежде было несозвучным стремлениям обывателя.
Но как может человек знать о том, чему он не созвучен, так как любые знания он получает только по созвучию с ними. Он должен настроиться на созвучие с ними и тогда они откроются ему. Как это сделать? Обычно, человек создаёт предполагаемый образ того, к чему он стремится. Конечно, этот образ почти всегда очень далёк от той реальности, с которой встретится человек в конце своих стремлений, так как дистанция между возможностями восприятия человеком каких-то знаний и самими знаниями может быть так велика, что у человека может не хватить жизни, для того, чтобы хотя бы приблизиться к ним. Для примера можно взять йогическую садхану, которая является средством приближения человека по своему «звучанию» к созвучию с супраментальными вибрациями. И на это у искателя может уйти вся его жизнь. А без созвучия врата высшей сферы супраментальных миров, никогда перед человеком не откроются.
И есть ещё одна важная проблема в познании реальности Мироздания. Человек не может это делать хаотично – познание только тогда эффективно, когда оно имеет чёткую направленность и усилия, необходимые для удержания этой направленности должны быть достаточно постоянными, без длительных пауз.
Духовную практику можно сравнить с восхождением по эскалатору, идущему вниз. Для того, чтобы подниматься вверх по эскалатору, идущему вниз, надо идти вверх быстрее, чем он опускается вниз. И если при таком восхождении остановится, хотя бы на короткое время, то эскалатор на какое-то расстояние опустит человека вниз. т. е. он должен постоянно делать необходимые усилия, чтобы противостоять угасанию своей жизни. Все формы жизни устремлены вверх по эскалатору жизни, который постоянно низводит их вниз, туда, где заканчивается физическая жизнь. Но это нисхождение удаётся преодолевать только в начальный период жизни.
В дальнейшем эти усилия ослабевают, и какое-то время жизнь задерживается между нисхождением и восхождением, а в дальнейшем начинается вначале медленное, а затем ускоряющееся движение вниз, и так во всём. Но человек состоит из многих тел и каждое из них имеет свою динамику и когда физическое тело уже неуклонно нисходит вниз, его ум и сознание могут ещё продолжать подниматься вверх, преодолевая движение вниз эскалатора жизни. И так как все тела человека взаимосвязаны и функционируют как одно целое, то ум человека и его сознание в значительной степени удерживают всё человеческое существо от его прогрессирующей деградации.
Но пример с эскалатором определяет только необходимость постоянных усилий, а на внутреннем пути очень важным является направление этих усилий. Человек, к чему бы он ни стремился, всегда предполагает причину и объект своих стремлений – или он может достичь чего-то желанного, или же избежать нежелаемого. Невозможно стремиться, не зная к чему, или куда. Сами по себе усилия, направленные на сохранение целостности всего человеческого существа и предохранение его от распада и деградации, повышают восприимчивость сознания к восприятию той частоты вибраций, которые несут в себе знания запредельного.
И это меняет всё, так как постепенно трансформирует всю структуру сознания человека, начиная с той части сознания, которая способна осознавать всю доступную ему реальность мироздания, и заканчивая сознанием клеток. Таким образом, поток человеческого намерения жизни, неизбежно увлекает человека в поток Божественного намерения, устремлённого к бесконечному совершенству. И в своём будущем человек неизбежно будет трансформирован в бессмертное гностическое существо, домом которого будет всё мироздание. Но мы живём в такое время, когда человек может осознанно участвовать в своей эволюции сознания и путь от человека разумного, до человека супраментального может быть сокращён вместо тысячи жизней до одной человеческой жизни.
Нельзя рассматривать усилия, отдельно от их направленности и от сознательной воли, которая может быть под властью, как человеческого эго, так и намерения Божественного. Усилия – это только одна из многих граней намерения человека, устремлённого к знанию Беспредельного, вездесущего, всемогущего и всезнающего Бога.
Человек – это потенциальный Бог, который познавая самого себя, должен постепенно приближаться к знанию реальности самого себя. Конечно, можно сомневаться в возможности человека однажды стать самим собой – Гностическим существом, которое так же является только переходным существом, к величайшему существу, которое займёт своё место среди высочайших вселенных, проявляющих в себе запредельные Божественные совершенства.
Источник: Петр Зорин
Обсуждения Этапы внутреннего пути