Почему искренние старания и упорная работа по преодолению психологических комплексов и зависимостей далеко не всегда приводят к желаемому результату? Потому что, живя в мире дуальностей, мы видим источник разрушающих бед в доминирующей крайности и стремимся уничтожить её как зло и заменить благополучным добром.
И когда после некоторых успехов происходит срыв, это не что иное, как призыв к другому, более глубокому подходу.
Суть дуальностей
Абсолют, структурируя информацию в энергию, для развития на Земле Жизни и венца Творения – Человека создал дуальности. Находясь в неразрывном единстве, каждая полярность имеет свою Божественную задачу.
Так Тьме – энергии крайнего эгоцентризма, закрывающей своей плотностью Свет, надлежит привести в Источник, единый для всего и всех. Зло — проявление Тьмы – призвано устремить людей к Развитию. Неудачи во внешнем мире, отражая человеческие убеждения и внутренние состояния, обращают к открытию своей Сути, созданной для Созидания, Творчества и Любви. Болезнь учит ценить Жизнь. Страх указывает на отождествление с мыслью и ведёт в Источник, где она зародилась. Типичное в каждом (тело и ум) как инструменты для раскрытия Божественной Уникальности – Души взывают к разотождествлению с собой. Разделение на Субъект и Объект движет к Единству, когда всё есть Я. Чтобы затем растворилось даже это Я - и освобождённый в сознании Дух слился с Бытием, с Богом.
Любой негатив направлен на развитие! Он — учитель для осознания, зачем мы пришли на Землю, трамплин для духовного роста, проводник к Источнику Света, путь к себе Истинному.
Но трансформация человека происходит не через знания, не в уме, а в прямом переживании, в подъёме сознания к его функции — осознаванию, в открытии Я Настоящего.
Дуальности в сознании личности
Мы живём в мире сплошных дуальностей, и их суть глубинна. Но сознание личности (другого пока нет), находясь в раскалывающей его двойственности, не может постичь сакральный смысл противоположностей. А просто знание, что в нашей Вселенной не бывает света без тьмы, добра без зла, обретения без потерь (и т.д.), не изменяет сознание. Восприятие себя формой (телом-умом) и социальным существом (личностью) позволяет самости беспрепятственно замыкать человека на себе, и он знает о своей первичной бесформенности – Душе и Духе — только теоретически. Дихотомическое мышление расчленяет его Мир на внешний и внутренний, на «я и другие», как будто у людей не одна общая Суть. На ложное «я», которое кажется настоящим, и на Я Реальное, которое непонятно и миражно. На мнимый разрыв между осознанием и осознаваемым. На Любовь и того, кто любит, со множеством его идей о любви и о себе… И всё это закрепляется работой разделённого на два полушария мозга, функционирующего по раздвоенному принципу. А борьба с тем отрицательным, которое ломает жизнь, вызывает упорное желание избавиться от этой разрушающей крайности.
Оно-то и обрекает на неуспех, так как не учитывается, что все противоположности неразделимы, что они — две стороны одного целого, что это одна энергия с разными знаками. Они рождают в каждом явлении противоположные качества, и это создаёт необходимый для развития так называемый минимальный хаос. Поэтому жажда уничтожить один аспект двойственности лишь усиливает стрессовость внутри ситуации и усугубляет проблему. Где же выход?
Что лежит в основе работы с собой?
Признание своей слабости, искреннее раскаяние и желание преодолеть её, базируясь на муках совести и обвинении себя, сущностную суть негатива не раскрывают. А это значит, что сохраняется отождествление с деструктивной информацией, что мозг продолжает функционировать на старых паттернах, и значимость зависимости не ослабевает.
Тот же корень и в прощении: принося некоторое облегчение, оно кардинально мало что меняет: человек по-прежнему находится на частоте ментала и продолжает обижаться на других и/или винить себя. При этом он может создать новый образ «я» — принимающего, понимающего, прощающего, более духовного. Это тешит его самость и закрепляет в рабстве ума-эго.
Прощение действенно только при осознанном отождествлении с обидчиком, когда ясными становятся его мотивы и эмоции, и также при отождествлении с собой, когда-то обидевшимся и полным эмоциональной боли. И когда вся ситуация перепереживается заново, но уже разотождествленно, без обвинений и без обиды, мозг избавляется от старых нейронных связей, и прощение реально освобождает и очищает.
А если смотреть на всё из Духа, то некому прощать и некого прощать, «ибо не ведает, что творит».
А в работе с комплексами (страхами, неуверенностью, превосходством над людьми или самоуничижением, агрессией, критическим отношение ко всему и всем и т. д.), даже видя, что это проявление гордыни, в призывах усмирить её противоположностью – смирением, не учитывается, что оно возникает на уровне Сущности как полное доверие Создателю. Личность же способна к покорности — контрасту, в котором эго только усиливается.
Это не значит, что нужно закрывать глаза на гордыню, что не нужно каяться или прощать – наоборот. Если баланс между полярностями резко нарушен – беда неминуема. На поддержании нужного равновесия и основан алгоритм Срединного пути в буддизме.
Но у нас нет механизма, чтобы определить гармоничное соотношение противоположностей. И если не углубиться в причину разрушающей крайности и не дать ей выполнить свою Божественную задачу, эта энергоинформация вытесняется в подсознание и ждёт своего часа, чтобы вновь заявить о себе в полный голос.
Что бы человек ни делал, как бы ни прорабатывал свои проблемы, если в основе этого лежит желание стать лучше, потому что я плохой, он остаётся на тех же вибрациях. А посланная в пространство базовая низкочастотная энергия (я плохой) привлекает своё соответствие — негатив. Отсюда срывы, неудачи, подрыв веры в себя, сфокусированность на отрицательном, укрепление дихотомии в мышлении и усиление сопротивления происходящему.
На том уровне, где проблема зародилась, её ведь не решить. Здесь нужна психология иного плана — духовного.
Алгоритм возникновения зависимости и выход из неё
Духовная психология основана не на причинах того, как ум объяснит, «что заставляет меня так себя вести», и не на уничтожении проблемной крайности. Она направляется вглубь себя, в то «я», которое пьёт, колется, боится, ревнует, страдает..., и которое приводит в Источник, где оно возникло и где исчезает, демонстрируя свою иллюзорность.
И тут же в Альфе и Омеге (в Пустоте, в Духе) проясняется ментальный алгоритм возникновения зависимости:
- в основе всего лежит мысль, которая появляется первой,
- она сразу обрастает негативной эмоцией и
- мгновенное с ней отождествление
- превращает её в ложный образ себя (я боюсь, я страдаю, я не смогу и т. п., или «я такой» — неуверенный/ ранимый/ продвинутый/ пробуждённый и т. п.), который и управляет поведением. С ним как со злостной крайностью мы и воюем и его пытаемся разрушить.
А можно по-другому:
- Из духовного центра(!) нетрудно осознать исходную мысль и стоящую за ним эмоцию (обычно это страх, эмоциональная боль или желание казаться «таким»).
- Так как это осмысляется из позиции отстранённого наблюдателя, это выводит из ситуации и разотождествляет с проблемой.
- В безмолвии, в настоящем моменте, концентрируясь на выявленной низкочастотной эмоции, с неё убирается ярлык. И нет страха, обиды, ревности и т. п., а есть только энергия. Её-то и надо принять и беспристрастно за ней наблюдать, пока она полностью не растворится.
- Когда она исчезает, в Пустоте, в изумительном Покое и Тишине, остаётся найти точку, из которой всё наблюдалось, и того, кто всё осознавал. Это и углубляет в Я Есть/ Источник/ Дух.
Мудрецы называли это «присутствием в отсутствии», то есть Я Есть, Я Присутствую в безмолвной Пустоте, где всё отсутствует — мысли, образы себя, противоположности, тот, кто чувствует себя плохим и кого нужно исправлять, кто раскаивается или прощает, кто хочет одно и сопротивляется другому. Здесь нет ничего, кроме Я-Присутствия / Света Осознавания / Духа. И происходит глубинное очищение, освобождение и постижение, что тьма не может властвовать над Светом, которым мы являемся.
Достаточно один раз окунуться в Исток, в Истинное Я (это доступно всем, кто не держится за свою форму и готов к смене самоидентичности), и всё явственнее становится зов Духа освободиться от ложностей и познать свою Божественность. А это – постоянное возвращение и углубление в Я Есть. Не напрасно ведь Г. Гурджиев говорил ученикам: «Присутствие там, где внимание. Вспоминайте себя, это единственная нужная практика».
В точке невозврата сознание пробуждается, и, вместо мыслей и идей о себе, возникает осознанность. И если отслеживается, что ум создаёт какой-то образ себя, это «я» тут же отбрасывается.
В состоянии Я Есть происходит мощнейшее целительство без целителя: кто лучше Духа знает, в какой орган или систему нужно направить корригирующую и восстанавливающую энергию Света?
Случай из практики
Д., глава небольшой фирмы, пользовался большим уважением и как начальник, и как человек. Зная его честность и обострённую справедливость, близкие ему люди называли его «третейский судья» и обращались к нему в спорных ситуациях. Его профессионализм, талант руководителя и требовательность делали его неоспоримым авторитетом среди коллег, а за оптимизм и готовность помочь его любил весь коллектив.
А дома им верховодила маленькая, миловидная женщина. Когда лаской или хитростью, когда разыгрывая обиду, жена умела добиться от него всего, чего хотела. А если он упорствовал или сердился, разражалась гроза с плачем, упрёками и долгим трудным примирением. Поэтому ради мира в доме и в опасении за её хрупкое здоровье он соглашался и уступал. Любил, 12 лет молча терпел, а затем пустился в водоворот любовных связей. Но в какой-то момент всё так надоело, что, близкий к нервному срыву, он был готов на всё, лишь бы найти выход из создавшегося положения.
Когда, растворив клубок негативных эмоций, Д. погрузился в свою глубину, он с удивлением признал, что его подчинение жене не слабоволие, за которое он ругал себя столько лет, а страх одиночества (проявление образа «я»), что желание сохранить семью – боязнь разрушить имидж прекрасного мужа (ещё одно «я»). А к любовницам его толкала потребность через их уважение и благодарность поднять самооценку, униженную женой, самоутвердиться в своей значимости (создать «я» лучше того, которое покоряется супруге), и получить любовь от многих женщин.
Неутолённая жажда Любви знакома всем, не подозревающим, Кто они Есть, или имеющим об этом ментальное представление. Личность, живя в плену у вечно недовольного эго, зная свои недостатки и несовершенства, чувствует себя не заслуживающей Любви. А отождествление с материальной формой мешает открыть свою принадлежность к другому Миру, тонкому, квантовому, где человек есть сама Любовь. А неосознанное стремление вернуться к себе Истинному и познать это великое состояние заставляет искать любовь вовне, ожидая или требуя её от окружающих, что и обрекает на разочарования, страдания и подавление своей Сути.
Но что же стало с нашим героем? Видя перед собой меняющегося на глазах мужа и боясь его потерять, теперь уже жена Д. уступила его настояниям и согласилась разобраться в природе их отношений. В работе с ней, когда её сознание совершило квантовый скачок к осознанию и она «увидела» то «я», которое руководит её поведением с Д., женщина поняла, какой страх толкал её к доминантности, что она компенсирует, почему не принимает себя, откуда берётся на всё энергия… Пережив свои открытия, озарения, потрясения, она поняла и то, что нужно менять в жизни. А ещё немного позже, после хрустальной свадьбы (15 лет супружества), супруги укатили в Европу праздновать медовый месяц.
Вхождение в Исток
1. Направьте внимание в духовный центр. Убедитесь, что без всяких техник и методик ментальная тишина наступает автоматически.
Ум по-прежнему выполняет свою функцию распознавания, анализа, сравнения и т. д., но уже ничего не объясняет и не интерпретирует. И нет ни страхов, ни проблем и не с чем отождествляться. Остаётся отстранённое созерцание Того Что Есть.
2. Теперь углубитесь в ядро духовного центра – точку Я Есть - и расширьте внимание до ощущения себя бесформенным пространством. В глубинном расслаблении сознание пребывает в настоящем моменте, в тишине и покое. Это сущностное переживание реальности, когда нет противоположностей, нет оценок «хорошо-плохо, правильно-неправильно», нет мнений «нравится — не нравится», нет желаний «это хочу, а то не хочу». Сущность просто Есть. Без описаний и идей о себе. Я просто Присутствует в Бытии.
Для этого не нужны ни старания, ни усилия – это дано нам Милостью Создателя. А если появляются мысли, чувства, реакции, в них нет «я, моё, для меня». И это освобождение от эго (гордыни). И для этого тоже ничего не нужно делать.
3. А если сознавать ТО, что всё это осознаёт, ТО, что всегда есть, значит быть в Источнике. Это Пустота, в которой рождается Энергия Жизни, Божественная Сила, проявляющаяся через человека, Мудрость, идущая от осознанности, нескончаемые Возможности... Это первичный квантовый Мир, безграничный самосознающий Дух – Творец всего с нами происходящего, Сознание. Его функция — Осознавание, Его проявление — Созидание, Творчество и Любовь. Быть этим, значит открыть Искомое — Бога в себе.
Источник: Эсфирь Гербер
Обсуждения Прямой путь к Богу